Аннотация 2
Введение 4
Глава 1. Теоретические аспекты проблемы развития творческих способностей младших школьников 9
1.1 Сущность понятий «творческая деятельность» и «творческие способности» 9
1.2 Психолого-педагогические условия и специфика развития творческих способностей младших школьников в учебной деятельности 13
Глава 2. Опытно-экспериментальная работа по развитию творческих способностей младших школьников 22
2.1 Диагностика исходного уровня развития творческих способностей младших школьников 22
2.2 Разработка и внедрение в образовательный процесс комплекса заданий и упражнений по развитию творческих способностей младших школьников 31
2.3 Изучение эффективности проделанной работы по развитию творческих способностей младших школьников 38
Заключение 46
Список используемой литературы 48
Приложение А Методика оценки сочиненной сказки ребенком 52
Приложение Б Тест на творческое мышление П. Торренса 53
Приложение В Дорисуй фигуру 54
Приложение Г Творческое задание «Покажи, как двигается, говорит» 55
Приложение Д Опросник для родителей и педагогов 56
Актуальность исследования. В наше время весьма актуальной проблемой является развитие творческого мышления школьников, ведь общество на данном этапе все больше нуждается в личностях, умеющих творчески мыслить, имеющих достаточно высокий уровень адаптации и самореализации, ответственно корректирующих свое будущее, свой путь, тех, кто ставит перед собой четкие задачи самовоспитания, самосовершенствования и самообразования. Однако современная школа еще использует устаревшие подходы к усвоению знаний. Обычно обучение сводится к запоминаю и воспроизведению приемов умственных и практических действий типового (унифицированного учителем) Способа решения задачи. Шаблонное, однообразное повторение одних и тех же действий отворачивает у школьников интерес к учебе. Дети теряют радость открытия и постепенно теряют способность к творчеству. «Младший школьный возраст имеет уникальные возможности для развития творческих способностей, но следует иметь в виду, что эти возможности в процессе роста ребенка необратимо утрачиваются, отсюда важно как можно больше и интенсивнее использовать их на начальных степенях развития» [7, с.102]
Основной целью школы является развитие у школьников умений управлять процессами творчества, а именно: фантазирование, понимание сущности закономерностей, оригинальное решение проблемных ситуаций. Об этом упоминается в федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования (далее ФГОС НОО), в котором пишется о том, что обучение должно быть направлено на формирование социального, интеллектуального, личностного, духовно-нравственного воспитания, а также общей культуры в целом с целью реализации самостоятельной учебной деятельности. Такое развитие личности позволит обеспечить успешность, как в учебе, так и в социальном развитии, а так же в формировании творческих способностей, саморазвитии и самосовершенствовании [15, с. 12]. Реалии современного общества нуждаются в новом научно-методологическом подходе к учебному процессу, реализующегося на принципах гармонизации и гуманизации, нацеленного на развитие научных взглядов ученика, воспитания у него инициативности. Следует обучать детей ориентироваться в большом количестве информации, своими силами обогащать свои знания и творчески подходить к решению учебно-познавательных задач.
Современная система образования должна не только давать детям знания, но и способствовать развитию и мышления и интеллектуальных способностей. Одна из основных задач учителя - научить детей думать, грамотно обосновывать свою точку зрения, самостоятельно принимать решения, не боятся различных задач.
Вопрос о сущности творчества и личности, их особенности, механизмы творческого процесса, выявление и развитие творческой одаренности и сегодня не достаточно изучены. Специалисты начального образования целенаправленно стремятся приблизиться к осознанию «тайн» этого непонятного феномена.
Существенным признаком современной молодежи является почти полное отсутствие инициативы, творческого воображения, способности к диалектическому мышлению и самостоятельному решению сложных жизненных вопросов.
Внимание к этой проблеме не ослаблялось в психолого-педагогической науке на протяжении всего периода ее развития. Ей были посвящены исследования выдающихся отечественных и зарубежных психологов и педагогов, в частности Л. Выгодского, П. Блонского, О. Голюка, В. Давыдовой, Л. Занковой, Т. Кривошеи, Н. Менчинской, Г. Люблинской, Г. Тарасенко, М. Шардаковой и др.
Исследователями изучались различные аспекты проблемы творческого мышления, а именно: природа, компоненты, критерии и показатели развития, методы и приемы его формирования. Однако большинство из этих вопросов все еще являются дискуссионными, что свидетельствует о важности, сложности, многогранности исследуемой проблемы.
Для того чтобы решить эту проблему, необходимо помочь ребенку в развитии его творческого мышления.
Проблема: воспитание творческой личности в процессе обучения.
Цель исследования: разработать комплекс упражнений и заданий на развитие творческих способностей в процессе обучения младших школьников.
Объект исследования - образовательный процесс в начальной школе.
Предмет исследования - развитие творческих способностей младших школьников в ходе образовательного процесса посредством творческих заданий и упражнений.
Гипотеза исследования - развитие творческих способностей младших школьников в ходе образовательного процесса будет более эффективным, если:
• побуждать младших школьников к творческой деятельности;
• поощрять (для достижения лучших результатов);
• включать в содержание уроков заданий и упражнений творческого характера;
• учитывать возрастную специфику развития младших школьников в подборе творческих заданий;
• разработать систему упражнений и заданий, направленных на развитие творческого мышления, которые будут включаться во все виды деятельности младших школьников;
• комплекс упражнений и заданий будет соответствовать личностным интересам ребенка.
Задачи исследования:
1. Проанализировать психолого-педагогическую литературу по теме развития творческих способностей у младших школьников.
2. Выявить творческие возможности в учебной программе, разработанной классным руководителем для младших школьников.
3. Выявить уровень развития творческих способностей младших школьников через различные методы диагностики.
4. Разработать комплекс упражнений и заданий на развитие творческих способностей в соответствии с полученными результатами на диагностическом этапе.
5. Провести повторное диагностическое исследование и анализ для изучения эффективности проделанной работы для развития творческих способностей младших школьников.
Методологическую основу исследования составляют: педагогические и психологические концепции о творческой сущности личности; комплексный подход к изучению закономерностей и особенностей развития ребенка; системный подход к изучению и анализу педагогических процессов и явлений. Согласно определенным задачам использованы следующие методы исследования: анализ научной, психолого-педагогической, методической литературы с целью определения основных идей и понятий по исследуемой проблеме; педагогический эксперимент и математические методы обработки данных.
Методы научного исследования. В исследовании использовался комплекс взаимодополняющих методов:
1. Теоретические: анализ научно-исследовательской и методической литературы, обобщение собранных данных.
2. Эмпирические: педагогический эксперимент, состоящий из констатирующего, формирующего и контрольного этапов, сочинение сказок, тестирование, творческие задания, опросы.
3. Методы обработки результатов: проведение качественного и количественного анализа полученных результатов.
Новизна исследования: Разработаны упражнения для развития творческого мышления младшего школьника, которые можно использовать в учебном процессе.
Практическая значимость: Результаты данной работы можно использовать для развития творческих способностей младших школьников. База исследования: ГБОУ СОШ № 23 в г. Керчь.
Структура исследования: состоит из введения, двух глав - теоретической и практической части исследования, выводов по 2 главам, заключения, списка литературы и приложения.
Тема исследования посвящена изучению творческих способностей младших школьников в процессе обучения.
В результате проведенного анализа научно-теоретической литературы в первой главе исследования были определены особенности развития творческих способностей младших школьников. Творческие способности необходимо формировать сначала младшего школьного возраста, так как они во многом определяют эффективность процесса обучения.
Благодаря творческим способностям младший школьник учится искать нестандартные пути решения проблем, развивать самостоятельность, инициативность, гибкость.
Творческие задания на уроках в начальных классах способны решать частные задачи и служат средством снятия стресса, напряженности, рефлексии. Это дало нам основание провести практическое исследование.
В ходе эксперимента на констатирующем этапе было выявлено, что ученики 3 «б» класса обладают низким уровнем способностей в экспериментальной группе 36,37%, младших школьников в контрольной группе - 9,08%; средний уровень в экспериментальной группе - 54,55%, в контрольной группе - 63,66%; высокий уровень в экспериментальной группе - 9,08%, в контрольной группе - 27,26%.
Полученные результаты дали нам обоснования разработать и провести проект, направленный на повышение уровня развития творческих способностей на уроках с экспериментальной группой.
Проект реализовывался в 3 этапа:
1. Информационный, где детям давалась информация о творческих способностях, видах, значений и способах формирований.
2. Обучающий, где были внедрены упражнения на каждый предмет по развитию творческих способностей.
3. Деятельностный, который подразумевал работу, как в процессе обучения, как и в свободное время, чаще всего в коллективной форме.
В результате проведения контрольного этапа были получены следующие этапы: низкий уровень развития в экспериментальной группе - 9,08%, в контрольной группе - 9,08%; средний уровень в экспериментальной группе - 36,37%, в контрольной группе - 63,66%; высокий уровень в экспериментальной группе - 54,55%, в контрольной группе - 27,26%.
Таким образом, экспериментальная группа после реализации проекта повысила уровень творческих способностей, а контрольная осталась на месте в развитии. Это подтверждает нашу гипотезу исследования.
Исходя из проведенного исследования, цель изучена, а задачи решены.
1. Абдурахманова М. А. К вопросу развития творческих способностей младшего школьника / М. А. Абдурахманова, А. М. Муталимова. Текст : электронный // International Journal of Medicine and Psychology. 2019. Т. 2, №
2. С. 17-25. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=37024142 (дата обращения: 04.04.2020). Режим доступа: Научная электронная библиотека eLIBRARY.RU
2. Андреев В. И. Педагогика: Учеб. курс для творческого саморазвития. 2-е изд. Казань: Центр инновационных технологий, 2000. 608 с.
3. Ананьев Б. Г. Индивидуальное развитие человека и константность восприятия/ Б. Г. Ананьев. М.: Просвещение, 1968. 336 с.
4. Антилогова Л. Н. Развитие творческих способностей младших школьников в изобразительной деятельности / Л. Н. Антилогова. Текст: электронный // Вестник Сибирского института бизнеса и информационных технологий. 2018. № 4. С. 100-104. URLA https://www.elibrary.ry/item.asp?id=36708460 (дата обращения 04.04.2020). Режим доступа: Научная электронная библиотека eLIBRARY.RU
5. Богданова О. Ю. Теория и методика обучения литературе/ О. Ю. Богданова. М.: Академия, 2008. 62 с.
6. Богоявленская Д. Б. К вопросу о личностных аспектах творческого мышления/ Д. Б. Богоявленская, М. Р. Гинсбург // Советская педагогика. 1977. №1. с. 69-77.
7. Быкадорова С. Н. Контрольно оценочная деятельность учителя начальных классов в условиях реализации ФГОС НОО / С. Н. Быкадорова, А. А. Конюхова, И. Г. Салагина. М.: Учитель, 2016. 95 с.
8. Вайнер Б. Г. Творческие задания по русскому языку / В. Г. Вайнер. М.: Феникс-Премьер, 2017. 64 с.
9. Вергелес Г. И. Система формирования учебной деятельности младших школьников / Г. И. Вергелес. М.: Инфра-М, 2020. 512 с.
10. Водинская М. В. Развитие творческих способностей ребенка на занятиях изобразительной деятельностью [Электронный ресурс]/ М. В. Водинская, Шапиро М. С. Электрон. Текстовые данные. Москва: Теревинф, 2019. 48 с. Режим доступа: http: //www. iprbookshop. ru/90066. html. ЭБС «IPRbooks».
11. Волокитина М. М. Очерки психологии школьников первого класса/ М. М. Волокитина. М.: Просвещение, 1951. 104 с.
12. Выготский Л. С. Психология развития человека. (Библиотека всемирной психологии) / Л. С. Выготский. М.: Эксмо, 2005. 1136 с.
13. Дружинин В. Н. Психология общих способностей/ В. Н. Дружинин. М.: Юрайт, 2019. 350 с.
14. Елизарова Е. М. Общеинтеллектуальное направление деятельности младших школьников / Е. М. Елизарова. М.: Учитель, 2015. 309 с.
15. Ермолаева М. В. Практическая психология детского творчества / М.В. Ермолаева. М.: Московский психолого-социальный институт, 2011. 170 с.
...