Введение
1.Теоретические основы подготовки детей к обучению в школе
1.1Подготовка детей к обучению в школе как современная
психолого-педагогическая проблема
1.2Психолого-педагогические условия подготовки детей к
обучению в школе
2.Опытно-экспериментальная работа по реализации процесса подготовки детей к обучению в школе
2.1Выявление уровня психологической и интеллектуальной готовности
детей 6-7 лет к обучению в школе
2.2Апробация экспериментальной методики подготовки детей к обучению в
школе
2.3Определение эффективности условий и методики формирования психологической и интеллектуальной готовности детей к обучению в
школе
Заключение
Список используемой литературы
Приложение А Список детей
Приложение Б Задание на память и внимание
Приложение В Разпределение и переключение внимания
Приложение Г Концентрация внимания
Приложение Д Задание на развитие слухоречевой памяти
Приложение Е Выполни по образцу
Готовность детей к школьному обучению всегда была актуальной
проблемой дошкольного и начального образования. Актуальность
исследования определяется тем, что подготовка детей к школьному
обучению, которое включает всестороннее развитие и воспитание, является
наиболее важной задачей дошкольных образовательных учреждений.
Невооруженным глазом видно, что у детей появляется все больше проблем в
разных аспектах школьной жизни. Родители часто проводят много времени
за перепиской в родительских чатах, запоминают наизусть все учебники и их
авторов и часто ходят на курсы «Как научить ребенка учиться».
При этом у нынешних детей все чаще появляются трудности с
мотивацией обучения, ребята не хотят ходить в школу, не усваивают
программу и не справляются со своим собственным поведением.
При поступлении в школу в жизни ребенка происходит большое
количество изменений. Они заключаются в новой системе требований,
которые предъявляют к ребенку. Эта проблема становится острой в связи с
требованиями ФГОС НОО.
Анализируя работу воспитателей, можно прийти к выводу, что
подготовка детей предшкольного возраста заключается в предоставлении
минимального запаса знаний, а психологический аспект почти не
затрагивается.
Несмотря на многочисленные исследования проблемы подготовки
детей предшкольного возраста к обучению в школе, она остается актуальной
и важной.
Объект исследования: процесс подготовки детей к обучению в школе.
Предмет исследования: психолого-педагогические проблемы
подготовки детей к обучению в школе.
Цель: выявить и доказать психолого-педагогические проблемы
подготовки детей к обучению в школе.Задачи:
изучить психолого-педагогическую и методическую литературу;
разработать комплекс методик;
реализовать комплекс методик;
разработать программу обучения детей;
реализовать программу на практике;
доказать эффективность разработанной программы.
Гипотезой исследования: психолого-педагогические условия
подготовки детей к обучению в школе будут эффективны если:
учитывать психологические и возрастные особенности детей
старшего дошкольного возраста;
применять современные методики готовности детей к школе;
организовывать взаимодействие учителя и воспитателя.
База исследования: муниципальное бюджетное общеобразовательное
учреждение «Школа №140» г. Нижнего Новгорода. На всех этапах
исследования было задействовано 30 детей, 6-7 лет.
Дошкольный возраст, который предшествует поступлению в школу –
один из важных этапов в формировании личности ребенка. Знания и навыки,
для успешного обучения.
Все более высокие требования подготовки предъявляется к детям,
которые идут в первый класс. Уровень подготовки предполагает
определенный уровень психологического, социального, физического и
интеллектуального развития.
Одной из главных задач ФГОС ДО является организация
преемственности дошкольного и школьного образования. Именно поэтому в
выпускных группах детского сада должна быть эффективно организована
работа с детьми по выявлению трудностей у будущих первоклассников, а
затем предприняты меры по коррекции данных проблем. Необходимосоздавать наиболее благоприятные условия для формирования психолого-
педагогической готовности дошкольников к обучению в школе.
Главная задача подготовки обучения детей в школе - обеспечение того
уровня развития, который позволит ребенку хорошо учиться в школе. В
России образование направленно на повышение его качества. С ФГОС были
внедрены новые эффективные методы и технологии. Психолого-
педагогические условия подготовки к обучению детей в школе определяются
содержанием и требованиями ФГОС.
Методы исследования:
1. изучение и анализ психологической, педагогической, учебно-
методической литературы по проблеме исследования
2. психолого-педагогический эксперимент, состоящий из трех этапов:
констатирующего, формирующего и контрольного
3. обработка данных исследования
Теоретическая значимость исследования заключается в том, что в
бакалаврской работе описаны психолого-педагогические методики
формирования психологической и интеллектуальной готовности к обучению
в школе.
Практическая значимость заключается в предложенной программе по
формированию психологической и интеллектуальной готовности ребенка к
обучению в школе, которую в дальнейшем могут использовать воспитатели
или учителя.
Структура работы: бакалаврская работа состоит из введения, двух глав,
заключения, списка используемой литературы, приложения.
Актуальность изучения проблемы психолого-педагогической
готовности ребенка к школьному обучению связана с тем, что на
сегодняшний день именно несформированность у ребенка психологической и
интеллектуальной готовности к школе часто является главной причиной
проблем, которые возникают у ребенка в первый год обучения в школе.
На основе изученного материала по проблеме исследования можно
сделать вывод, что подготовка к обучению в школе требует длительного
изучения, как в теоретическом плане, так и в практическом.
Программа подготовки детей к школе в ДОУ направлена лишь на
интеллектуальное развитие ребенка. К сожалению, не все педагоги хорошо
выполняют свои обязанности, не всегда уделяют должное внимание
малышам, не проверяют их работы. Чаще всего воспитатели не обращают
внимание на правильную постановку руки, ошибки, допущенные ребенком.
Далеко не все дети приходят в школу интеллектуально развитыми.
В результате исследования выяснилось, что обе группы готовы к
обучению в школу. В контрольной группе есть дети, у которых скорее всего
могут возникнуть проблемы с обучением. Экспериментальная группа
обучалась по программе «Будущий первоклассник», которая была составлена
специально по возрастным и физиологическим особенностям детей данной
группы.
В начале обучения контрольная группа обгоняла экспериментальную
по результатам исследований. В контрольной группе мотивация была
намного выше, чем в экспериментальной. Уровень памяти в контрольной
группе также был выше, чем в экспериментальной.
К концу обучения результаты показали, что уровень мотивации
контрольной группы увеличилась на ноль процентов. В экспериментальной
группе мотивация к обучению в школе увеличилась на тринадцать
процентов.Исходя из результатов исследования можно сделать выводы, что
программа «Будущий первоклассник» способствует увеличению уровня
мотивации.
Развивающую работу с малышами целесообразно проводить в группах
развития. В данных группах реализуется развивающая психику ребят
программа. Программа «Будущий первоклассник» подойдет для ДОУ и
подготовительных школ. Главная задача этой программы – довести
психологическое развитие ребенка до уровня готовности к школе. Основной
акцепт делается на мотивационное развитие ребенка. Под мотивацией
подразумевается познавательный интерес и учебная мотивация. Задача
взрослого сначала пробудить у ребенка желание научится чему - то новому, а
уже затем начинать работу по развитию интеллектуальных возможностей.
Диагностика детей дошкольного возраста имеет большое значение.
После проведения диагностик педагог мог квалифицировано провести все
мероприятия.
Повторные диагностики показали, что методы обучения были выбраны
правильно и могут быть рекомендованы для дальнейшего использования.
1. Авраменко Н.К. Подготовка ребенка к школе. М., 2002. - 148 с.
2. Агаев А. Э. Работа психолога с трудными детьми младшего
школьного возраста // Молодой ученый. 2017 №14.1. С. 4-6.
3. Алферов А. Д. Психология развития школьников // Ростов-на-
Дону: Феникс, 2010. - 384 с.
4. Анастази А. Психологическое тестирование. Книга 1. М., 1982.,
19-22с.
5. Бейнбридж К. Причины неудач учащихся в обучении / пер. с
англ. В.Ф. Калошин // Педагогика. 2012 № 2. - С. 68 – 72
6. Венгер Л.А. Готов ли ваш ребенок к школе. М.: Владос-Пресс,
2004. 159с.
7. Виттенбек В.К. Инновации в дошкольном образовании и
начальной школе: лучшие практики // Левитовские чтения в МГОУ. 2016.
41с.
8. Выготский Л.С. Вопросы детской психологии. - М.: Смысл,
2011.- 224с.
9. Гуткина Н. И. Психологическая готовность к школе. 4-е издание
– СПБ.: Питер, 2006. - 208с.
10. Ерофеева Т.И. Математические сказки. Пособие для детей 6-7
лет. М.: Просвещение, 2008., 16с.
11. Козлова С.А., Куликова Т.А. Дошкольная педагогика: учебн.
Пособие для студ. Пед. Учеб. Заведений. – 3-е изд., 2001. – 416с.
12. Корнеева Е. Н. Ваш ребенок идет в школу. М.: Издательство
«Мир и Образование». 2013., 10с.
13. Корчак Я. Любовь к ребенку. Издательство «Питер». 2015. 12-
15с.
14. Кравцов Г.Г., Кравцова Е. Е. Шестилетний ребенок.
Психологическая готовность к школе. М.: Знание, 2007. 190 с.15. Сазонова А.А. Диагностика психологической готовности
ребенка к школе. 2010 №1., 10-12с.