ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ У ДЕТЕЙ 6-7 ЛЕТ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О БЕЗОПАСНОСТИ В БЫТУ
|
Аннотация 2
Введение 4
Глава 1 Теоретические основы формирования у детей 6-7 лет представлений о безопасности в быту 8
1.1 Психолого-педагогические основы формирования у детей 6-7 лет представлений о безопасности в быту 8
1.2 Характеристика педагогических условий формирования у детей 6-7 лет представлений о безопасности на дороге 15
Глава 2 Экспериментальное исследование реализации педагогических условий формирования у детей 6-7 лет представлений о безопасности в быту 21
2.1 Выявление уровня сформированности у детей 6-7 лет представлений о безопасности в быту 21
2.2 Содержание и организация работы по реализации педагогических условий формирования у детей 6-7 лет представлений о безопасности в быту 30
2.3 Выявление динамики уровня сформированности у детей 6-7 лет представлений о безопасности в быту 40
Заключение 45
Список используемой литературы 47
Приложение А Список детей, участвующих в эксперименте 50
Приложение Б Количественные результаты на констатирующем этапе эксперимента 51
Приложение В Количественные результаты на контрольном этапе эксперимента 52
Введение 4
Глава 1 Теоретические основы формирования у детей 6-7 лет представлений о безопасности в быту 8
1.1 Психолого-педагогические основы формирования у детей 6-7 лет представлений о безопасности в быту 8
1.2 Характеристика педагогических условий формирования у детей 6-7 лет представлений о безопасности на дороге 15
Глава 2 Экспериментальное исследование реализации педагогических условий формирования у детей 6-7 лет представлений о безопасности в быту 21
2.1 Выявление уровня сформированности у детей 6-7 лет представлений о безопасности в быту 21
2.2 Содержание и организация работы по реализации педагогических условий формирования у детей 6-7 лет представлений о безопасности в быту 30
2.3 Выявление динамики уровня сформированности у детей 6-7 лет представлений о безопасности в быту 40
Заключение 45
Список используемой литературы 47
Приложение А Список детей, участвующих в эксперименте 50
Приложение Б Количественные результаты на констатирующем этапе эксперимента 51
Приложение В Количественные результаты на контрольном этапе эксперимента 52
В наше время вопрос культуры безопасности жизнедеятельности человека занимает особое место, поскольку новая постиндустриальная эпоха обусловила не только научно-технический прогресс, но и увеличение количества опасностей, с которыми сталкивается человечество на каждом этапе своего существования. Вместе с тем, на современном этапе для общества характерно низкий уровень популяризации культуры безопасности жизнедеятельности, несмотря на общепризнанную ценность здоровья человека, что является основой безопасности.
Анализ программных документов показывает, что наряду с традиционными задачами охраны и укрепления здоровья детей, выдвигаются требования формирования у дошкольников знаний и умений безопасности жизнедеятельности.
Многие педагоги и психологи считают, что нельзя растить детей, «отчужденных» от жизни. Современная жизнь доказала необходимость обеспечения безопасности жизнедеятельности, потребовала обучения сотрудников учреждения, родителей и детей безопасному образу жизни в сложных условиях социального, техногенного, природного и экологического неблагополучия.
Статистические данные говорят о том, что самое большое количество несчастных случаев происходит дома: дети дошкольного возраста дома значительно чаще получают травмы (ссадины, ушибы, растяжения, ожоги, вывихи, переломы), нежели на улице. К повреждениям, которые ребенок получает в результате несчастных случаев в квартире, также относятся повреждения инородными телами (проглатывание, вдыхание, введение в нос, глаза, уши).
Однако до сих пор остается актуальным поиск эффективных педагогических условий формирования у детей 6-7 лет представлений о безопасности в быту.
На основании вышесказанного представляется актуальным изучить тему формирования у детей 6-7 лет представлений о безопасности в быту посредством соблюдения педагогических условий.
На основании вышеизложенного, нами было установлено противоречие между необходимостью формирования у детей 6-7 лет представлений о безопасности в быту и недостаточной разработанностью педагогических условий в образовательном процессе дошкольных образовательных организаций.
Выявленное противоречие позволило нам обозначить проблему исследования: каковы педагогические условия формирования у детей 6-7 лет представлений о безопасности в быту?
Исходя из актуальности данной проблемы, сформулирована тема исследования: «Педагогические условия формирования у детей 6-7 лет представлений о безопасности в быту».
Цель исследования: теоретически обосновать и экспериментально проверить возможность педагогических условий в формировании у детей 6-7 лет представлений о безопасности в быту.
Объект исследования: процесс формирования у детей 6-7 лет представлений о безопасности в быту.
Предмет исследования: педагогические условия формирования у детей 6-7 лет представлений о безопасности в быту.
В ходе работы была выдвинута гипотеза исследования: формирование у детей 6-7 лет представлений о безопасности в быту возможно при следующих педагогических условиях, если:
• определены направления работы по формированию представлений о безопасности в быту;
• разработано и реализовано содержание работы по каждому направлению;
• включены родители в процесс формирования у детей 6-7 лет представлений о безопасности в быту.
Задачи исследования:
1. Изучить теоретические основы формирования у детей 6-7 лет представлений о безопасности в быту.
2. Выявить уровень сформированности у детей 6-7 лет представлений о безопасности в быту.
3. Определить и апробировать содержание работы по реализации педагогических условий по формированию у детей 6-7 лет представлений о безопасности в быту.
4. Выявить динамику уровня сформированности у детей 6-7 лет представлений о безопасности в быту.
Теоретико-методологическую основу исследования составили:
• исследования о безопасности жизнедеятельности дошкольников (Н.Н. Авдеева, О.В. Дегтяренко, О.Л. Князева, Е.А. Радина, О.Н. Русак, Т.С. Рыулина, П. Статмэн, Л.Б. Стернина);
• теоретические положения Е.Н. Дегтеревич, О.А. Скоролуповой, о интегрированном подходе в формировании у детей навыков безопасного поведения в быту;
• теоретические положения о содержательной составляющей формирования у детей 6-7 лет представлений о безопасности (Ю.М. Зубарева, М.М. Борисова, Н.Н. Авдеева).
Для решения поставленных задач использовались следующие методы исследования:
• анализ психолого-педагогической литературы отражающих проблемы формирования основ безопасного поведения у детей 6-7 лет;
• психолого-педагогический эксперимент (констатирующий, формирующий и контрольный этапы);
• качественный и количественный анализ эмпирических данных.
Экспериментальная база исследования: Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №42 Кировского района города Санкт-Петербурга. В исследовании приняли участие 22 ребенка старшего дошкольного возраста (6-7 лет).
Новизна исследования заключается в следующем: обоснованы потенциальные возможности педагогических условий в формировании у детей 6-7 лет представлений о безопасности в быту.
Теоретическая значимость исследования состоит в том, что определены показатели и дана качественная характеристика уровней сформированности у детей 6-7 лет представлений о безопасности в быту.
Практическая значимость исследования заключается в том, что разработанное содержание работы по реализации педагогических условий формирования у детей 6-7 лет представлений о безопасности в быту может быть использовано в образовательном процессе дошкольных образовательных организаций.
Структура бакалаврской работы: введение, две главы, заключение, список используемой литературы (28 источников), 3 приложения. Работа иллюстрирована 10 рисунками и 1 таблицей.
Анализ программных документов показывает, что наряду с традиционными задачами охраны и укрепления здоровья детей, выдвигаются требования формирования у дошкольников знаний и умений безопасности жизнедеятельности.
Многие педагоги и психологи считают, что нельзя растить детей, «отчужденных» от жизни. Современная жизнь доказала необходимость обеспечения безопасности жизнедеятельности, потребовала обучения сотрудников учреждения, родителей и детей безопасному образу жизни в сложных условиях социального, техногенного, природного и экологического неблагополучия.
Статистические данные говорят о том, что самое большое количество несчастных случаев происходит дома: дети дошкольного возраста дома значительно чаще получают травмы (ссадины, ушибы, растяжения, ожоги, вывихи, переломы), нежели на улице. К повреждениям, которые ребенок получает в результате несчастных случаев в квартире, также относятся повреждения инородными телами (проглатывание, вдыхание, введение в нос, глаза, уши).
Однако до сих пор остается актуальным поиск эффективных педагогических условий формирования у детей 6-7 лет представлений о безопасности в быту.
На основании вышесказанного представляется актуальным изучить тему формирования у детей 6-7 лет представлений о безопасности в быту посредством соблюдения педагогических условий.
На основании вышеизложенного, нами было установлено противоречие между необходимостью формирования у детей 6-7 лет представлений о безопасности в быту и недостаточной разработанностью педагогических условий в образовательном процессе дошкольных образовательных организаций.
Выявленное противоречие позволило нам обозначить проблему исследования: каковы педагогические условия формирования у детей 6-7 лет представлений о безопасности в быту?
Исходя из актуальности данной проблемы, сформулирована тема исследования: «Педагогические условия формирования у детей 6-7 лет представлений о безопасности в быту».
Цель исследования: теоретически обосновать и экспериментально проверить возможность педагогических условий в формировании у детей 6-7 лет представлений о безопасности в быту.
Объект исследования: процесс формирования у детей 6-7 лет представлений о безопасности в быту.
Предмет исследования: педагогические условия формирования у детей 6-7 лет представлений о безопасности в быту.
В ходе работы была выдвинута гипотеза исследования: формирование у детей 6-7 лет представлений о безопасности в быту возможно при следующих педагогических условиях, если:
• определены направления работы по формированию представлений о безопасности в быту;
• разработано и реализовано содержание работы по каждому направлению;
• включены родители в процесс формирования у детей 6-7 лет представлений о безопасности в быту.
Задачи исследования:
1. Изучить теоретические основы формирования у детей 6-7 лет представлений о безопасности в быту.
2. Выявить уровень сформированности у детей 6-7 лет представлений о безопасности в быту.
3. Определить и апробировать содержание работы по реализации педагогических условий по формированию у детей 6-7 лет представлений о безопасности в быту.
4. Выявить динамику уровня сформированности у детей 6-7 лет представлений о безопасности в быту.
Теоретико-методологическую основу исследования составили:
• исследования о безопасности жизнедеятельности дошкольников (Н.Н. Авдеева, О.В. Дегтяренко, О.Л. Князева, Е.А. Радина, О.Н. Русак, Т.С. Рыулина, П. Статмэн, Л.Б. Стернина);
• теоретические положения Е.Н. Дегтеревич, О.А. Скоролуповой, о интегрированном подходе в формировании у детей навыков безопасного поведения в быту;
• теоретические положения о содержательной составляющей формирования у детей 6-7 лет представлений о безопасности (Ю.М. Зубарева, М.М. Борисова, Н.Н. Авдеева).
Для решения поставленных задач использовались следующие методы исследования:
• анализ психолого-педагогической литературы отражающих проблемы формирования основ безопасного поведения у детей 6-7 лет;
• психолого-педагогический эксперимент (констатирующий, формирующий и контрольный этапы);
• качественный и количественный анализ эмпирических данных.
Экспериментальная база исследования: Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №42 Кировского района города Санкт-Петербурга. В исследовании приняли участие 22 ребенка старшего дошкольного возраста (6-7 лет).
Новизна исследования заключается в следующем: обоснованы потенциальные возможности педагогических условий в формировании у детей 6-7 лет представлений о безопасности в быту.
Теоретическая значимость исследования состоит в том, что определены показатели и дана качественная характеристика уровней сформированности у детей 6-7 лет представлений о безопасности в быту.
Практическая значимость исследования заключается в том, что разработанное содержание работы по реализации педагогических условий формирования у детей 6-7 лет представлений о безопасности в быту может быть использовано в образовательном процессе дошкольных образовательных организаций.
Структура бакалаврской работы: введение, две главы, заключение, список используемой литературы (28 источников), 3 приложения. Работа иллюстрирована 10 рисунками и 1 таблицей.
Проанализировав теоретические вопросы нашего исследования, мы пришли к выводам, что формирование безопасного образа жизни должно быть организовано как систематическая работа с детьми и охватывать все ведущие формы деятельности ребенка.
Формирование у ребенка дошкольного возраста сознательного безопасного поведения в окружающей среде базируется на положительных примерах поведения взрослых. Учитывая важность формирования у ребенка навыков безопасного поведения, приходим к выводу, что существует потребность в конкретных методических разработках и научно обоснованных современных рекомендациях по способам формирования у детей дошкольного возраста такого уровня социального опыта, который позволит дошкольнику стать жизненно компетентным в социальной среде, вести безопасную жизнедеятельность.
«Констатирующий этап показал, что входящие в экспериментальную группу дети обладают низким уровнем сформированности представлений о безопасном поведении в быту (45%), у 55% средний и нет детей с высоким уровнем. При этом основываясь на результатах, полученных при исследовании детей, входящих в контрольную группу выявлено, что 64% детей, обладает средним уровнем сформированности представлений о безопасном поведении в быту. 9% детей имеет высокий уровень и 27% имеет низкий уровень. В целом результаты выше у детей из контрольной группы» [4].
Мы предположили, что формирование у детей 6-7 лет представлений о безопасности в быту возможно при следующих педагогических условиях, если:
• определены направления работы по формированию представлений о безопасности в быту;
• разработано и реализовано содержание работы по каждому направлению;
• включены родители в процесс формирования у детей 6-7 лет представлений о безопасности в быту.
«Посредством повторной диагностики (контрольный срез) было выявлено, что в экспериментальной группе показатель низкого уровня упал до 0%, когда на констатирующем этапе он составлял 45%. Средний уровень возрос с 55% до 73%, высокий с 0% до 27%, что является хорошим показателем эффективности проведенного формирующего эксперимента.
Иначе дела обстоят в контрольной группе, чьи результаты практически не изменились. Низкий уровень в контрольной группе составил 18%, средний уровень составил 64%, а высокий уровень составил 18%» [4].
Таким образом, в результате проведенной работы отмечено значительное повышение уровня сформированности представлений о безопасности в быту у детей в возрасте 6-7 лет.
Выдвинутая нами гипотеза нашла свое подтверждение в результате проделанной работы, также можно констатировать, что главные задачи работы удалось реализовать, цель работы достигнута.
Формирование у ребенка дошкольного возраста сознательного безопасного поведения в окружающей среде базируется на положительных примерах поведения взрослых. Учитывая важность формирования у ребенка навыков безопасного поведения, приходим к выводу, что существует потребность в конкретных методических разработках и научно обоснованных современных рекомендациях по способам формирования у детей дошкольного возраста такого уровня социального опыта, который позволит дошкольнику стать жизненно компетентным в социальной среде, вести безопасную жизнедеятельность.
«Констатирующий этап показал, что входящие в экспериментальную группу дети обладают низким уровнем сформированности представлений о безопасном поведении в быту (45%), у 55% средний и нет детей с высоким уровнем. При этом основываясь на результатах, полученных при исследовании детей, входящих в контрольную группу выявлено, что 64% детей, обладает средним уровнем сформированности представлений о безопасном поведении в быту. 9% детей имеет высокий уровень и 27% имеет низкий уровень. В целом результаты выше у детей из контрольной группы» [4].
Мы предположили, что формирование у детей 6-7 лет представлений о безопасности в быту возможно при следующих педагогических условиях, если:
• определены направления работы по формированию представлений о безопасности в быту;
• разработано и реализовано содержание работы по каждому направлению;
• включены родители в процесс формирования у детей 6-7 лет представлений о безопасности в быту.
«Посредством повторной диагностики (контрольный срез) было выявлено, что в экспериментальной группе показатель низкого уровня упал до 0%, когда на констатирующем этапе он составлял 45%. Средний уровень возрос с 55% до 73%, высокий с 0% до 27%, что является хорошим показателем эффективности проведенного формирующего эксперимента.
Иначе дела обстоят в контрольной группе, чьи результаты практически не изменились. Низкий уровень в контрольной группе составил 18%, средний уровень составил 64%, а высокий уровень составил 18%» [4].
Таким образом, в результате проведенной работы отмечено значительное повышение уровня сформированности представлений о безопасности в быту у детей в возрасте 6-7 лет.
Выдвинутая нами гипотеза нашла свое подтверждение в результате проделанной работы, также можно констатировать, что главные задачи работы удалось реализовать, цель работы достигнута.
Подобные работы
- ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ У ДЕТЕЙ 6-7 ЛЕТ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О БЕЗОПАСНОСТИ НА ДОРОГЕ
Бакалаврская работа, дошкольная педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4850 р. Год сдачи: 2020 - Формирование у детей 5-6 лет представлений о безопасности посредством мультфильмов
Бакалаврская работа, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4360 р. Год сдачи: 2022 - ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ У ДЕТЕЙ 5-6 ЛЕТ ОСНОВ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ В БЫТУ
Бакалаврская работа, дошкольная педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4800 р. Год сдачи: 2018 - ФОРМИРОВАНИЕ У ДЕТЕЙ 6-7 ЛЕТ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ ОБ ОСНОВАХ БЕЗОПАСНОГО ПОВЕДЕНИЯ В ПРИРОДЕ ПОСРЕДСТВОМ ЛИТЕРАТУРЫ ПРИРОДОВЕДЧЕСКОГО СОДЕРЖАНИЯ
Бакалаврская работа, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4360 р. Год сдачи: 2018 - ФОРМИРОВАНИЕ У ДЕТЕЙ 6-7 ЛЕТ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О ЗДОРОВОМ ОБРАЗЕ ЖИЗНИ В ПРОЦЕССЕ СОВМЕСТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ И РОДИТЕЛЕЙ
Бакалаврская работа, дошкольная педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4600 р. Год сдачи: 2019 - Педагогические условия формирования у детей старшего дошкольного возраста представлений о здоровом образе жизни (на материале ознакомления с природой)
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4250 р. Год сдачи: 2017 - Педагогические условия формирования у детей дошкольного возраста представлений о здоровом образе жизни
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4235 р. Год сдачи: 2017 - ФОРМИРОВАНИЕ У ДЕТЕЙ 3-4 ЛЕТ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О ДЕТСКОМ САДЕ ПОСРЕДСТВОМ ЭКСКУРСИЙ
Бакалаврская работа, дошкольная педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4800 р. Год сдачи: 2020 - ФОРМИРОВАНИЕ У ДЕТЕЙ 6-7 ЛЕТ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О ЗДОРОВОМ ОБРАЗЕ ЖИЗНИ ПОСРЕДСТВОМ АГИТПЛАКАТОВ
Бакалаврская работа, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4210 р. Год сдачи: 2018





