Работа сделана на примере программы «Закрытый показ» на первом канале.
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. СПЕЦИФИКА ИССЛЕДОВАНИЯ ОСОБЕННОСТЕЙ ЭТИЧЕСКИХ НОРМ ТЕЛЕЖУРНАЛИСТА 5
1.1 Профессиональные требования к тележурналисту в эпоху мультимедиа 5
1.2 Культура речи и речевое поведение современного тележурналиста 10
ГЛАВА 2. СОБЛЮДЕНИЕ ПРАВОВЫХ И ЭТИЧЕСКИХ НОРМ НА ТЕЛЕПЕРЕДАЧИ НА ПРИМЕРЕ ПРОГРАММЫ «ЗАКРЫТЫЙ ПОКАЗ» 20
2.1 Характеристика программы «Закрытый показ» 20
2.2. Анализ нарушений этических норм тележурналиста в программе «Закрытый показ» 25
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 29
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 31
Актуальность темы исследования. Народ в целом и отдельные граждане обладают правом видеть объективное отображение действительности за счет получения точной и достоверной информации.
В связи с этим первоочередной задачей журналиста является обеспечение права граждан на объективную и достоверную информацию посредством правдивого освещения происходящих событий, когда факты освещаются в их собственном контексте, с указанием связей разных явлений и без искажений, будучи журналистом творчески обработаны. В таком случае общественность может формировать картины действительно происходящих событий через доступ к достоверной информации, где природа и корни событий, процесс развития и современное состояние фактов отображены с максимальной объективностью.
В журналистике информация понимается не как удобство, а как социальное благо. Журналист в полной мере несет ответственность за информацию, им сообщаемую. Он несет ответственность не только перед теми лицами, которые контролируют СМИ, но и в целом перед общественностью. Поэтому социальная ответственность журналиста в любых обстоятельствах требует от него действий, отвечающих личным представлениям об этике.
Объект исследования – этические нормы тележурналиста.
Предмет исследования – программа «Закрытый показ» на «Первом канале».
Цель исследования – рассмотреть соблюдение этических норм тележурналиста в программе о культуре на отечественном телевидении, на примере программы «Закрытый показ» на «Первом канале».
Задачи исследования:
- рассмотреть профессиональные требования к тележурналисту в эпоху мультимедиа;
- охарактеризовать культуру речи и речевое поведение современного тележурналиста;
- привести характеристику программы «Закрытый показ»;
- проанализировать нарушение этических норм тележурналиста в программе «Закрытый показ».
Практическая значимость: данная курсовая работа может быть использована при дальнейшем исследовании этических норм тележурналиста.
Методологическая основа исследования включает в себя: анализ литературы, анализа нормативно-правовой документации по теме курсовой работы, сравнение, классификация.
Структура исследования. Курсовая работа состоит из введения, двух глав, подразделенных на параграфы, заключения и списка использованных источников.
Программа «Закрытый показ» – это смелые премьеры для широкого и глубокого зрителя, уникальная возможность увидеть и обсудить самые громкие, неоднозначные и шокирующие фильмы. Программа для киногурманов, для тех, кто знает и понимает кино. Известные актеры, режиссеры и продюсеры представляют свои картины, отвечают на вопросы кинокритиков и зрителей. Дискуссия имеет две части: предваряющая показ кино и обсуждение только что увиденного фильма. В студии программы прошли обсуждения фильмов «Изображая жертву» Кирилла Серебренникова, «Многоточие» Эльги Лындиной и Андрея Эшпая, «Вдох-выдох» Ивана Дыховичного, «Эйфория» Ивана Вырыпаева и других. Одна из тем разговора была «Есть ли звезды в российском кино?»
Программа получила премию ТЭФИ-2007 в номинации «Ток-шоу» за передачу, посвященную фильму «Изображая жертву», и премии «Клуба телепрессы» 2007 года в номинации «Телевизионная программа года».
После продолжительного перерыва программа вернулась в эфир в октябре 2021 года.
Ведущий – тележурналист и режиссер Александр Гордон.
Как мы выяснили, со снятием цензуры в журналистике появляется следующая проблема – нарушение принципов этики журналистами. Именно поэтому были разработаны кодексы, в которых отразились следующие принципы: принцип законности; принцип достоверности; принцип честности; принцип объективности; принцип уважения авторских прав; принцип уважения к частной жизни и нераспространения порочащих сведений; принцип презумпции невиновности; принцип недопущения дискриминации; принцип противодействия экстремизму; принцип независимости от власти и частных интересов; принцип социальной ответственности; принцип признания и исправления ошибки. Данные принципы должен соблюдать каждый журналист.
Помимо соблюдения этических принципов журналист должен соблюдать структуру интервью и его критерии. К критериям интервью можно отнести дружелюбную атмосферу, ведение диалога с героем, не задавать провокационных вопросов, не перебивать интервьюируемого.
Как мы выяснили, журналист может разговаривать как на личные, так и на профессиональные темы. Иногда, чтобы больше раскрыть героя, журналист провокационные вопросы, при этом нарушая принципы неприкосновенности частной жизни.
Также Д.Гордон иногда нарушает принцип достоверности и принцип честности.
1. Баранова, Е.А. Новые реалии развития редакций, или Что такое газетная конвергенция / Е.А. Баранова. - М.: Вузовский учебник, Инфра-М, 2018. - 192 c.
2. Денисович, Т.Е. Педагогическая журналистика: Учебное пособие / Т.Е. Денисович. - М.: Форум, 2017. - 608 c.
3. Есин, Б.И. Три века московской журналистики / Б.И. Есин, И.В. Кузнецов. - М.: Флинта, 2019. - 537 c.
4. Кашкин, В.Б. Введение в теорию коммуникации / В.Б. Кашкин. - М.: Флинта, 2017. - 349 c.
5. Козлова, М.М. Средства массовой информации. Исторический аспект / М.М. Козлова. - М.: ИВЭСЭП, Знание, 2019. - 120 c.
6. Колесниченко, А.В. Практическая журналистика / А.В. Колесниченко. - М.: Издательство МГУ, 2018. - 192 c.
7. Корконосенко, С.Г. Введение в журналистику (для бакалавров) / С.Г. Корконосенко. - Москва: РГГУ, 2018. - 272 c.
8. Криницын, Е. Как брать интервью. 8 мастер-классов от лучших журналистов России / Е. Криницын. - М.: Альпина Паблишер, 2019. - 164 c.
9. Крысин Л.П. Современный русский интеллигент: попытка речевого портрета // Русский язык в научном освещении. М., 2001. № 1. С. 90-106.
10. Лазутина, Г.В. Жанры журналистского творчества / Г.В. Лазутина, С.С. Распопова. - М.: Аспект пресс, 2019. - 320 c.
11. Лобанов, Ю.С. Основы журналистики. Учебное пособие / Ю.С. Лобанов. - М.: Флинта, Наука, 2019. - 184 c.
12. Муратов, С.А. Телевизионная журналистика. Телевидение в поисках телевидения. Учебное пособие для вузов / С.А. Муратов. - М.: Юрайт, 2017. - 516 c.
13. Олешко, В.Ф. Психология журналистики. Учебник и практикум / В.Ф. Олешко. - М.: Юрайт, 2017. - 352 c.
14. Первый канал. [Электронный ресурс]. Интервью с Александром Гордоном и Юлией Барановской от 8 сентября 2014. Режим доступа: http://www.1tv.ru/show s/muzhskoezhenskoe/o-proekte/intervyusaleksandromgordonomiyulieybaranovskoy/ (дата обращения: 09.03.2023)
15. Свитич, Л.Г. Социология журналистики / Л.Г. Свитич. - М.: ВК, 2019. - 344 c.
16. Цвик, В.Л. Телевизионная служба новостей / В.Л. Цвик. - М.: Юнити-Дана, 2018. - 320 c.
17. Шарков, Ф.И. Правовые основы коммуникации. В рекламе, связях с общественностью, журналистике. Учебное пособие / Ф.И. Шарков, В.И. Захарова. - М.: Проспект, 2017. - 224 c.