Введение 5
1 Состояние вопроса 6
1.1 Назначение ступичного узла 6
1.2 Структурные элементы ступичного узла 7
1.3 Тенденции развития ступичного узла 8
1.4 Выбор и обоснование выбранной конструкции 13
2 Конструкторская часть 15
2.1 Тягово-динамический расчёт автомобиля Lada Niva Travel 15
2.2 Расчёт долговечности ступичного узла 33
3 Технологическая часть 61
3.1 Выбор организационной формы сборки 61
3.2 Составление перечня сборочных работ 62
3.3 Определение трудоёмкости сборки 65
3.4 Технологический процесс сборки переднего тормоза с поворотным
кулаком 66
4 Безопасность и экологичность объекта 70
4.1 Технологический паспорт сборки ступичного узла 72
4.2 Опасные факторы на сборочном участке 73
4.3 Пожарная безопасность на участке сборки узла 75
4.4 Экологическая безопасность объекта 79
5 Экономическая эффективность проекта 82
5.1 Расчёт себестоимости проектируемого узла 83
5.2 Расчет точки безубыточности 90
5.3 Коммерческая эффективность выполняемого проекта 94
Заключение 106
Список используемой литературы и источников 107
Приложение А Спецификации 10
В настоящее время российский автомобильный рынок насыщен всевозможными автомобилями в каждом сегменте. Чтобы сохранить привлекательность автомобиля в жёстких условиях нынешней конкуренции и экономического кризиса необходимо постоянно совершенствовать методы изготовления, оснащение транспортного средства, а также обладать набором уникальных решений и технологий, чтобы иметь успешные продажи и улучшать имидж предприятия-производителя. К примеру, в России существует проблема с поставками комплектующих и необходимого оборудования из-за рубежа, поэтому сейчас на первый план выходят поиск выгодных альтернативных решений в кратчайшие сроки.
Особо хочется отметить автопроизводителей из развивающихся стран, которые для снижения стоимости производятся на полном цикле в нашей стране. Большинство этих автомобилей конкурентоспособны, и в случае бездействия отечественных инженеров и автомобилестроителей, способны вытеснить популярные модели с рынка, включая и рассматриваемый в дипломном проекте автомобиль LADA NIVA Travel. Следовательно, необходимо уже сейчас начать глубокую модернизацию данной модели, для того чтобы обеспечить его будущее на рынке.
Одним из способов повышения эффективности является совершенствование ступичного узла автомобиля. Несмотря на то, что двигатель и трансмиссия являются важнейшими компонентами трансмиссии любого транспортного средства, без колес транспортное средство не смогло бы передвигаться с места на место, а для того, чтобы иметь функциональные катящиеся колеса, сначала необходимо создать жизнеспособный узел ступицы колеса. Без надежной сборки ступицы колеса, колёса и другие системы не будет работать должным образом, тем самым ограничивая потенциал автомобиля.
Сейчас, когда пандемия серьезно сократила поездки не только в Росси, а по всему миру, в разгар закрытия заводов, резкого падения продаж автомобилей и массовых увольнений, естественно задаваться таким вопросом, как: “что же ждёт нашу автомобильную промышленность?”. За последние несколько месяцев мы стали свидетелями появления первых признаков этого автомобильного будущего, а самые большие изменения в отрасли еще впереди. Однако, преодолевая данный кризис, лидеры автомобильной отрасли могут получить преимущество, переосмыслив свои организационные структуры и операции, и данный проект может отчасти помочь в этом - сделать небольшой шаг в данном направлении.
В рамках дипломного проекта выполнен конструирование и расчёт ступичного узла автомобиля LADA NIVA Travel. Данная конструкция, с одной стороны, обеспечивает высокий уровень эксплуатационных свойств и, одновременно, приводит к уменьшению проблем с обслуживанием, а также снизит производственные затраты и количество компонентов сборки. Проведённый расчёт показал, что подшипник, который применяется в настоящее время в Lada Niva Legend, в автомобиле Lada Niva Travel имеет 90% ресурс свыше 360000 км.
Произведен подбор информации по конструкции отдельных деталей механизма, определены наиболее критические с точки зрения конструкции места. В графической части работы представлен разрабатываемый узел. Выполнена разработка технологического процесса узловой сборки переднего тормоза с поворотным кулаком.
Таким образом, разработанный материал даёт возможность правильно спланировать стоимость трудовых затрат при проектировании ступичного узла автомобиля LADA NIVA Travel, а также контролировать и поддерживать в правильную сборку узла передний тормоз с поворотным кулаком при массовом изготовлении.
1. Александров, В.А. Автотранспортные средства: Учебное пособие / В.А. Александров, Н.Р. Шоль. - СПб.: Лань П, 2016
2. Галимзянов Р.К.Тяговый расчет автомобиля с механической трансмиссией: Учебное пособие. - Челябинск: изд. ЮУрГУ,1998 г - 42 с.
3. Горина Л.Н., Фесина М.И.. Раздел выпускной квалификационной работы «Безопасность и экологичность объекта»: электронное учебно-методическое пособие. Тольятти: ТГУ. 2018 г-7 с.
4. Графкина, М. В. Охрана труда. Автомобильный транспорт / М. В. Графкина. — М., 2014. — 175, [1] с.
5. Гришкевич А.И. Автомобили: Теория: Учебник для вузов. - Мн.: Выш.шк.,1986 г - 208 с.
6. Иванов А. М., Солнцев А. Н., Гаевский В. В. «Основы конструкции автомобиля»,. и др. Учебник для ВУЗов. — М.: ООО «За рулём», 2005
7. Капрова, В.Г. Методические указания по технико-экономическому
обоснованию дипломного проекта конструкторского и исследовательского направлений для студентов специальности 150100 - “Автомобиле и
тракторостроение”. / В.Г.Капрова;. Тольятти: ТГУ. 2003. - 37 с.
8. Клепиков, В.В. Основы технологии машиностроения: Учебник / В.В. Клепиков, А.Г. Схиртладзе, В.Ф. Солдатов. - М.: Инфра-М, 2018. - 218 с.
9. Лаптев Автомобильная энциклопедия / Лаптев, Т.И. и. - М.: Минск: Харвест, 2008. - 784 с.
10. Лата, В.Н. Конструирование и расчет автомобиля. Ходовая часть и системы управления. Курс лекций, 2020.
11. Лата В.Н., Расчет двухрядного радиально-упорного шарикоподшипника передней ступицы переднеприводного автомобиля: Учебное пособие. - Тольятти: 2007г-6 с.
12. Литвинов А.С., Фаробин Я.Е. Автомобиль: Теория
эксплуатационных свойств:Учебник для вузов по специальности « Автомобили и автомобильное хозяйство ». - М.: Машиностроение, 1989 г. - 240 с.
13. Сердюкова А. Ф., Барабанщиков Д. А.. Влияние автотранспорта на окружающую среду: статья - Молодой учёный №25 (211) июнь 2018 г. -31 с.
14. Проскурин А. И. Теория автомобиля [Текст] : примеры и задачи : учеб. пособие для вузов / А. И. Проскурин. - Гриф МО. - Ростов-на-Дону : Феникс, 2006. - 201 с.
15. Черепанов Л.А. Расчет тяговой динамики и топливной экономичности автомобиля. Тольятти: ТолПИ, 2016. - 40с.
16. Aurelio Nervo, Davide Antonio Olivieri, Laura Sguotti.Hub for a motor vehicle wheel. Patent No.: 9.457,619 B2, Oct. 4, 2016. — United States Patent, 2016. -13с.
17. Davide Tavernini, Matteo Massaro. Minimum time cornering: the effect of road surface and car transmission layout: Article / «Vehicle System Dynamics» International Journal of Vehicle Mechanics and Mobility. Volume 51, 2013. - 124с.
18. Luca Ciulla, William Finetti, Philippe Weber. Sensor-carrier cap for a bearing of a wheel hub / Patent No.: US 8,888,372 B2, Nov. 18, 2014. — United States Patent, 2014. - 5 с.
19. Thomas, D.G. Fundamentals of Vehicle Dynamics [Text] / D.G. Thomas. - Мichigan : University of Michigan, 1992. - 151 p.
20. Vince J. Austin, Glenn Kochan, Raymond C. Rapisardi. Method for producing a vehicle hub, bearing and brake disc assembly / Patent No.: US 6,247.219 B1, Jun. 19, 2001 — United States Patent, 2001.- 12 с.