Аннотация 2
Введение 4
Глава 1. Теоретические основы проблемы оптимизации взаимоотношений в многодетной семье в психолого-педагогических исследованиях 9
1.1 Особенности взаимоотношений детей дошкольного возраста в многодетной семье 9
1.2 Самостоятельность как фактор позитивных взаимоотношений детей дошкольного возраста в многодетной семье 18
Глава 2. Экспериментальное исследование оптимизации взаимоотношений детей 5-6 лет в многодетной семье 25
2.1 Изучение характера взаимоотношений детей 5-6 лет в многодетной семье и выявление уровня сформированности самостоятельности у детей 5-6 лет 25
2.2 Содержание работы по оптимизации позитивных взаимоотношений детей 5-6 лет в многодетной семье 34
2.3 Выявление изменений в характере взаимоотношений детей 5-6 лет в многодетной семье 43
Заключение 48
Список используемой литературы 50
Приложение 53
На сегодняшний день проблема психологического благополучия детей в условиях семейного воспитания и организации образовательного процесса в дошкольных образовательных организациях проявляется особо остро, так как считается одним из основных компонентов государственной политики в сфере сохранения здоровья нации.
В современной России, наряду с такими социально-экономическими проявлениями, как экономический упадок, нагнетание общественной и политической напряженности, межэтнические инциденты, возрастающая вещественная и социальная поляризация общества и др., остро встает вопрос о состояние семьи с позиций изменения её функций, уменьшения состава членов семьи, смены главенствующих позиций. Наблюдается распад нормативной системы многодетного родительства, что ведет к широкому распространению общепризнанных норм малодетности. Сегодня семья, в которой трое или больше детей является многодетной семьей.
На первый план, самой злободневной задачей многодетной семьи выступает задача экономической защищенности семьи. Но есть не наименее значимые вопросы, относящиеся к проблеме взаимоотношений в многодетной семье.
Специалисты по психологии и педагогике утверждают, что для детей намного лучше, если они не одиноки в семье, а окружены сестрами и братьями. Тогда у них есть больше возможностей избежать детского аутизма, неврозов, испуга, эгоцентризма, страхов, зацикленности на себе и других негативных психо-эмоциональных расстройств. Но необходимо помнить, что многодетная семья имеет возможность стать и причиной нестабильного психологического самочувствия детей в такой семье. Между детьми возможно развитие конкуренции, возникновения отрицательных отношений друг к другу. Результаты всего этого могут негативно воздействовать на становление личности детей.
В семье, где появляются трудности во взаимоотношениях между детьми, родители или опекуны со своей точки зрения стараются их разрешить. Но бывают случаи, когда они не прилагают практически никаких усилий для налаживания позитивных взаимоотношений детей в своей семье. Как верно подмечено почти всеми педагогами и психологами (Адель Фабер, Г.Т. Хоментаускас, А.Я. Варга, Элен Мазлин, В.Г. Нечаева, В.Н. Котырло и др.), ведущей предпосылкой неблагоприятных отношений ребят считается некорректная позиция как раз родителей (опекунов) по отношению к собственным детям, которая и обусловливает тип воспитания в многодетной семье.
Одним из ключевых моментов, влияющих на психологический локальный климат в многодетной семье, считаются супружеские взаимоотношения. Поэтому именно они обусловливают манеру воспитания, истинный характер системы взаимоотношений «родители - ребенок», а данная система, в собственную очередь, определяет особенности иной системы взаимоотношений в семье - «ребенок - ребенок».
Еще одним фактором, детерминирующим положительные взаимоотношения детей в многодетной семье, мы считаем субъектную активность личности самого ребенка, которая проявляется в степени самостоятельности. Без самостоятельности каждого члена многодетной семьи невозможно наладить эффективное совместное проживание, организовать надлежащий быт, экономические и культурные взаимоотношения. Именно самостоятельность дает человеку возможность выстраивать с другими людьми отношения, базирующиеся на обоюдном уважении и взаимопомощи [16, 21, 22, 30].
Возможные пути решения противоречия о том, что в теоретической литературе обоснована важность формирования самостоятельности ребенка старшего дошкольного возраста, как фактора позитивных отношений в системе «ребенок-ребенок», но на практике ни родители, ни воспитатели дошкольных образовательных организаций (далее ДОО) не уделяют должного внимания формированию данного качества в аспекте представленной проблемы, мы попытаемся рассмотреть в своей работе.
Выявленное противоречие обусловило постановку ключевой проблемы исследования - каково содержание работы и пути оптимизации позитивных взаимоотношений детей 5-6 лет в многодетной семье?
Цель исследования - теоретически обосновать и экспериментально проверить содержание работы по оптимизации позитивных взаимоотношений детей 5-6 лет в многодетной семье.
Объект исследования - процесс оптимизации взаимоотношений детей 5-6 лет в многодетной семье.
Предмет исследования - педагогические условия, способствующие оптимизации взаимоотношений детей 5-6 лет в многодетной семье.
Гипотеза исследования: процесс оптимизации взаимоотношений детей 5-6 лет в многодетной семье будет эффективным при создании в дошкольной образовательной организации реальных условий для формирования самостоятельности старших дошкольников:
• организация мотивации детей на трудовую деятельность в процессе чтения художественной литературы;
• организация предметно-пространственной среды, способствующей формированию у детей самостоятельных умений и навыков;
• использование разнообразных форм организации труда: поручения, дежурства, коллективный труд (общий и совместный) в ходе образовательной деятельности в режимных моментах;
• организация психолого-педагогического просвещения родителей детей из многодетных семей, направленного на организацию самостоятельной трудовой деятельности дошкольников.
Задачи исследования.
1. Проанализировать теоретические основы проблемы оптимизации взаимоотношений в многодетной семье в психолого-педагогических исследованиях.
2. Изучить особенности взаимоотношений детей в многодетной семье и выявить уровень сформированности самостоятельности детей 5-6 лет.
3. Организовать трудовую деятельность с целью формирования самостоятельности детей 5-6 лет, как условия оптимизации их семейных взаимоотношений.
4. Выявить зависимость позитивных взаимоотношений детей 5-6 лет в многодетной семье от уровня сформированности у них самостоятельности.
В нашей работе мы использовали ряд методов исследования:
• теоретические: теоретический анализ психолого-педагогической и социологической литературы по проблеме исследования;
• эмпирические: беседа, наблюдение, тестирование; психолого-педагогический эксперимент: констатирующий, формирующий и контрольный этапы;
• методы количественной и качественной обработки полученных результатов.
Теоретической основой исследования являются
• положения о специфике общения между детьми и родителями В. Заслуженюка и В. Семиченко;
• положения о воздействии внутрисемейных отношений на развитие социального навыка ребенка А.С. Спиваковской, А.Я. Варга, В.Я. Титиренко, В.К. Котырло и др.;
• о самостоятельности как субъективной активности, развиваемой, организуемой и контролируемой самим субъектом, им самим А.К. Осницкого.
Новизна исследования: определено и экспериментальным путем проверено содержание работы по формированию самостоятельности детей 5-6 лет в условиях ДОО, способствующее оптимизации взаимоотношений детей 5-6 лет в многодетной семье.
Теоретическая значимость исследования обусловлена тем, что в процессе исследования было обосновано влияние уровня сформированности самостоятельности у детей 5-6 лет на характер их взаимоотношений в многодетной семье.
Экспериментальной базой исследования явилось Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида № 223» городского округа Самара.
Практическая значимость исследования заключается в возможности применения результатов исследования педагогами и педагогами- психологами дошкольных образовательных организаций в ходе организации работы по оптимизации взаимоотношений детей старшего дошкольного возраста в многодетной семье.
Структура бакалаврской работы: введение, две главы, заключение, список используемой литературы (30 источников), приложение. Работа проиллюстрирована 3 таблицами и 1 рисунком.
Если мы хотим изменить мир, нужно изменить семью В.Сатир.
Многодетная семья - это сложная система взаимосвязанных процессов. Внутрисемейные отношения один из компонентов этой системы, которые, в свою очередь, тоже имеют сложную структуру.
Взаимоотношение детей складываются под влиянием ряда факторов: отношение родителей (как супружеские, так и детско-родительские), психологический микроклимат в семье, личностные свойства и качества родителей и самих детей.
В исследовании были рассмотрены 2 фактора: взаимоотношения детей и родителей, самостоятельность, как личностное качество детей.
В результате исследования сделаны следующие выводы:
• неадекватное отношение родителей к ребенку обуславливает его тревожное состояние, эмоционально-психологический дискомфорт;
• позитивные взаимоотношения детей формируются при благоприятном климате в семье, при наличии нравственно направленного характера самостоятельности детей 5-6 лет;
• уровень сформированности самостоятельности зависит от создания специальных условий воспитателями в дошкольной образовательной организации и родителями дома;
• элементарная трудовая деятельность выступает одним из действенных средств формирования самостоятельных умений и навыков детей 5-6 лет, как в условиях дошкольной образовательной организации, так и в условиях семьи.
На основе этих выводов можно сделать заключение о том, что наша гипотеза о том, что процесс оптимизации взаимоотношений детей 5-6 лет в многодетной семье будет эффективным при создании в дошкольной образовательной организации реальных условий для формирования самостоятельности старших дошкольников:
• организация мотивации детей на трудовую деятельность в процессе чтения художественной литературы;
• организация предметно-пространственной среды, способствующей формированию у детей самостоятельных умений и навыков;
• использование разнообразных форм организации труда: поручения, дежурства, коллективный труд (общий и совместный) в ходе образовательной деятельности в режимных моментах;
• организация психолого-педагогического просвещения родителей детей из многодетных семей, направленного на организацию самостоятельной трудовой деятельности дошкольников, получила свое подтверждение.
Следует обратить внимание со стороны воспитателей, методистов и самих родителей на процесс педагогизации семейного воспитания. Педагогически грамотный родитель глубоко обдумывает, анализирует свои наставления, советы, оценки и отношения. Взаимоотношения с детьми устанавливаются гибкие и тактичные, меняются и развиваются по мере взросления детей.
1. Азаров, Ю.П. Семейная педагогика [Текст] / Ю.П. Азаров. - М.: Политиздат, 1982. - 223 с.
2. Антонов, А.И., Медков В.М. Социология семьи [Текст] / А.И. Антонов, В.М. Медков. - М. : Изд-во МГУ, 1996. - 304 с.
3. Бардиан, А.Н. Воспитание детей в семье [Текст] / А.Н. Бардиан // Психол.- пед. очерки. - М., 2012. - 236 с.
4. Божович, Л.И. Личность и её формирование в детском возрасте [Текст] / Л.И. Божович. - М., 1968. - 296 с.
5. Варга, Д. Дела семейные : пер. с венг. [Текст] / Д. Варга. - М. : Педагогика, 1986. - 160 с.
6. Виннескотт, Д.В. Разговоры с родителями [Текст] / Д.В. Виннескотт. - М., 1995. - 186 с.
7. Воспитателю о работе с семьей [Текст] : Пособие для воспитателя детского сада / Л.В. Загик, Т.А. Куликова, Т.А. Маркова [и др.]; под ред. Н.Ф. Виноградовой. - М. : Просвещение, 1989. - 192 с.
8. Выготский, Л.С. Избранные труды [Текст] / Л.С. Выготский. - Т. 6. - М., 1974. - С. 426.
9. Гребенников, И.В. Воспитательный климат семьи [Текст] / И.В. Гребенников. - М., 1975. - 204 с.
10. Иванов, В.Д. Самодеятельность, самостоятельность, самоуправление, или несколько историй из жизни школьников с вопросами письмами, монологами и документами [Текст] : Кн. для старшеклассников / В.Д. Иванов. - М., 1991. - 128 с.
11. Ковалев, С.В. Психология семейных отношений [Текст] / С.В. Ковалев. - М., 1986. - 260 с.
12. Коломинский, Я.А. Психология взаимоотношений в малых группах (Общение и возрастные особенности) [Текст] / Я.А. Коломинский. - М., 1976. - 238 с.
13. Леонтьев, А.Н. К теории развития личности [Текст] / А.Н. Леонтьев. - М., 1982. - 402 с.
14. Лисина, М.И. Развитие общения со сверстниками [Текст] / М.И. Лисина //Дошкольное воспитание. - 1985. - № 3. - С. 22.
15. Маркова, Т.А. Воспитание дошкольника в семье [Текст] / Т.А. Маркова; под ред. Т.А. Марковой. - М., 1979. - 318 с.
...