Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


РАЗВИТИЕ У ДЕТЕЙ 5-6 ЛЕТ С ФУНКЦИОНАЛЬНЫМИ РАССТРОЙСТВАМИ ЗРЕНИЯ ЗРИТЕЛЬНОЙ ДИФФЕРЕНЦИРОВКИ ПРЕДМЕТОВ В ПРОСТРАНСТВЕ ПОСРЕДСТВОМ РЕЖИССЕРСКИХ ИГР

Работа №116196

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

дефектология

Объем работы52
Год сдачи2021
Стоимость4360 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
108
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 4
Глава 1 Теоретические основы развития у детей 5-6 лет с функциональными расстройствами зрения зрительной дифференцировки предметов в пространстве 9
1.1 Психолого-педагогические условия развития зрительной
дифференцировки предметов в пространстве 9
1.2 Режиссёрские игры как средство развития у детей 5-6 лет
с функциональными расстройствами зрения зрительной дифференцировки предметов в пространстве 19
Глава 2 Экспериментальное исследование развития у детей 5-6 лет с функциональными расстройствами зрения зрительной дифференцировки предметов в пространстве посредством режиссерских игр 24
2.1 Выявление уровня развития у детей 5-6 лет с
функциональными расстройствами зрения зрительной дифференцировки предметов в пространстве 24
2.2 Содержание и организация работы по развитию у детей 5-6
лет с функциональными расстройствами зрения зрительной дифференцировки предметов в пространстве посредством режиссерских игр 32
2.3 Выявление динамики развития у детей 5-6 лет
с функциональными расстройствами зрения зрительной дифференцировки предметов в пространстве 39
Заключение 46
Список используемой литературы 48
Приложение А Список экспериментальной выборки 52


Развитие зрительной дифференцировки предметов в пространстве является одной из коррекционно-компенсаторных задач образовательной области «Познавательное развитие» согласно Примерной адаптированной основной образовательной программе дошкольного образования детей с амблиопией и косоглазием. В данной программе развитие зрительной дифференцировки предметов в пространстве представлено в содержании направления педагогической деятельности по предметно-познавательному развитию, повышению перцептивно-интеллектуального и моторно-поведенческого потенциала познания у детей с функциональными расстройствами зрения.
Функциональные расстройства зрения могут приводить к нарушению взаимодействия ребенка с предметной средой, обусловливать социальную дезадаптацию (Р. М. Боскис, Л. И. Плаксина, Л. И. Солнцева и другие). Снижение функции зрительного анализатора, его подвижности приводит к обеднению зрительных образов их фрагментации и неустойчивости. У детей дошкольного возраста с амблиопией и косоглазием из-за недостаточности образов предметного мира сложнее осуществляется ориентация в пространстве, что осложняет процесс познавательного развития и затрудняет овладение различными видами деятельности. Многие исследователи (М. И. Земцова, Л. И. Плаксина, Е. Н. Подколзина, Л. А. Ремезова) отмечают снижение интереса к окружающей действительности и предметному миру у детей с нарушениями зрения. Необходимо подвести ребенка к определенной пространственной мобильности, активности и проявлению инициативы. В решении данной проблемы огромную роль играет коррекционно-развивающая работа.
Общепризнанным в тифлопедагогике коррекционным средством в работе с детьми дошкольного возраста считается игра. Разработаны и активно применяются в коррекционно-развивающей работе игры- упражнения на подвижность глаз, на зрительно-моторную координацию, игры на обогащение зрительных ощущений и развитие зрительного восприятия. Однако, анализ научно-педагогической литературы и практики позволил нам сделать вывод: несмотря на то, что использование игровых приемов является традиционным, требуется обновление методики их применения в аспекте развития зрительной дифференцировки предметов в пространстве за счет поиска эффективных приемов мотивации и руководства предметно-познавательной активностью детей с функциональными расстройствами зрения.
У детей 5-6 лет параллельно с сюжетно-ролевыми играми сохраняется интерес к режиссерским играм. В этих играх ребенок действует небольшими по размеру игрушками, предметами-заместителями на ограниченной площади. Данные особенности режиссерских игр позволяют рассматривать их как возможное средство развития зрительной дифференцировки предметов в пространстве у детей с функциональными расстройствами зрения.
Тем не менее, режиссерские игры для решения данной коррекционно-компенсаторной задачи на практике применяются довольно редко.
Таким образом, актуальность исследования обусловлена:
- важностью развития зрительной дифференцировки предметов в пространстве для повышения перцептивно-интеллектуального и моторно-поведенческого потенциала познания у детей с функциональными расстройствами зрения;
- поиском новых и переосмыслением существующих игровых средств коррекционно-развивающей работы с детьми дошкольного возраста с функциональными расстройствами зрения;
- выбором режиссерских игр в качестве средства развития зрительной дифференцировки предметов в пространстве у детей 5-6 лет с функциональными расстройствами зрения .
Анализ теоретических основ проблемы и педагогической практики позволил выявить противоречие между необходимостью развития у детей 5¬6 лет с функциональными расстройствами зрения зрительной дифференцировки предметов в пространстве и недостаточным использованием режиссерских игр в решении данной коррекционно-компенсаторной задачи.
Выявленное противоречие позволило обозначить проблему исследования: каковы возможности режиссёрских игр как средства развития у детей 5-6 лет с функциональными расстройствами зрения зрительной дифференцировки предметов в пространстве?
Исходя из актуальности данной проблемы, сформулирована тема исследования: «Развитие у детей 5-6 лет с функциональными расстройствами зрения зрительной дифференцировки предметов в пространстве посредством режиссерских игр».
Цель исследования - теоретически обосновать и экспериментально проверить возможность развития у детей 5-6 лет с функциональными расстройствами зрения зрительной дифференцировки предметов в пространстве посредством режиссёрских игр.
Объект исследования: процесс развития у детей 5-6 лет с функциональными расстройствами зрения зрительной дифференцировки предметов в пространстве.
Предмет исследования: режиссёрские игры как средство развития у детей 5-6 лет с функциональными расстройствами зрения зрительной дифференцировки предметов в пространстве.
Гипотеза исследования базируется на предположении о том, что развитие у детей 5-6 лет с функциональными расстройствами зрения зрительной дифференцировки предметов в пространстве посредством режиссёрских игр возможно, если:
- определены тематика и приемы руководства режиссёрскими играми, направленные на развитие показателей зрительной дифференцировки предметов в пространстве;
- обогащена развивающая предметно-пространственная среда атрибутами для режиссёрских игр;
- режиссёрские игры организуются как инициированная педагогом совместная с детьми игровая деятельность в режимных моментах.
Задачи исследования:
1. Изучить и проанализировать психолого-педагогическую и методическую литературу по проблеме исследования.
2. Выявить уровень развития зрительной дифференцировки предметов в пространстве у детей 5-6 лет с функциональными расстройствами зрения.
3. Разработать и апробировать содержание и организацию работы по развитию у детей 5-6 лет с функциональными расстройствами зрения зрительной дифференцировки предметов в пространстве посредством режиссёрских игр.
4. Выявить динамику уровня развития зрительной дифференцировки предметов в пространстве у детей 5-6 лет с функциональными расстройствами зрения.
Теоретико-методологическую основу исследования составили:
- исследования в области познавательного развития детей дошкольного возраста с функциональными расстройствами зрения (В. П. Ермаков, М. И. Земцова, Л. А. Ремезова, Л. И. Солнцева);
- исследования режиссерской игры детей дошкольного возраста (Е. М. Гаспарова, Е. Е. Кравцова, С. Л. Новоселова О. В. Солнцева).
Для решения поставленных задач использовались следующие методы исследования:
- анализ психолого-педагогической литературы по проблеме;
- психолого-педагогический эксперимент (констатирующий,
формирующий и контрольный этапы);
- качественный и количественный анализ эмпирических данных.
Экспериментальная база исследования: АНО ДО «Планета детства «Лада» детский сад № 173 «Василёк» г. о. Тольятти. В исследование приняли участие 10 детей 5-6 лет с функциональными расстройствами зрения.
Новизна исследования заключается в следующем:
- выявлена возможность использования режиссерских игр в развитии у детей 5-6 лет с функциональными расстройствами зрения зрительной дифференцировки предметов в пространстве;
- определены методы и приемы руководства режиссерскими играми, направленные на развитие у детей 5-6 лет с функциональными расстройствами зрения показателей зрительной дифференцировки предметов в пространстве.
Теоретическая значимость исследования состоит в том, что уточнены показатели и дана качественная характеристика уровней развития зрительной дифференцировки предметов в пространстве у детей 5-6 лет с функциональными расстройствами зрения.
Практическая значимость исследования заключается в том, что разработанные и апробированные режиссерские игры могут быть использованы тифлопедагогами и воспитателями в работе по развитию у детей 5-6 лет с функциональными расстройствами зрения зрительной дифференцировки предметов в пространстве.
Структура бакалаврской работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка используемой литературы (37 источников), 1 приложения. В тексте представлены 2 рисунка и 13 таблиц. Основной текст работы изложен на 51 странице.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Анализ теоретических основ проблемы и экспериментальное исследование позволили сделать следующие выводы.
Результаты теоретического анализа дают основание утверждать, что проблема развития зрительной дифференцировки предметов в пространстве у детей 5-6 лет с функциональными расстройствами зрения является актуальной и требует дальнейшего теоретического осмысления. Функциональные расстройства зрения могут приводить к нарушению взаимодействия ребенка с предметной средой, обусловливать социальную дезадаптацию (Р. М. Боскис, Л. И. Плаксина, Л. И. Солнцева и другие). Снижение функции зрительного анализатора, его подвижности приводит к обеднению зрительных образов их фрагментации и неустойчивости. У детей дошкольного возраста с амблиопией и косоглазием из-за недостаточности образов предметного мира сложнее осуществляется ориентация в пространстве, что осложняет процесс познавательного развития и затрудняет овладение различными видами деятельности. В решении данной проблемы огромную роль играет коррекционно-развивающая работа.
Целью данного исследования являлось теоретическое обоснование и экспериментальная проверка возможности развития у детей 5-6 лет с функциональными расстройствами зрения зрительной дифференцировки предметов в пространстве посредством режиссёрских игр. Достижение данной цели осуществлялось в ходе теоретического исследования и экспериментальной работы.
На этапе констатирующего эксперимента для выявления уровня развития у детей 5-6 лет с функциональными расстройствами зрения зрительной дифференцировки предметов в пространстве были выделены показатели и подобраны диагностические задания, с помощью которых было выявлено, что у 40% детей экспериментальной выборки низкий уровень зрительной дифференцировки предметов в пространстве. Средний уровень характерен для 40% детей. И только у 20% детей был выявлен высокий уровень. Таким образом, нами было зафиксировано преобладание у детей экспериментальной выборки низкого и среднего уровней зрительной дифференцировки предметов в пространстве.
В процессе формирующего эксперимента осуществлялась проверка выдвинутой гипотезы. Для развития у детей 5-6 лет с функциональными расстройствами зрения зрительной дифференцировки предметов в пространстве были определены тематика и приемы руководства режиссёрскими играми, направленные на развитие показателей зрительной дифференцировки предметов в пространстве; обогащена развивающая предметно-пространственная среда атрибутами для режиссёрских игр; режиссёрские игры организовывались по методике И. А. Кириллова, О. В. Солнцевой как инициированная педагогом совместная с детьми игровая деятельность в режимных моментах. Отдельного внимания заслуживают созданные нами макеты для режиссёрских игр. Игровая деятельность с помощью данных макетов позволяла на доступном и наглядном материале демонстрировать дошкольникам пространственные отношения между предметами (атрибутами режиссерских игр).
Результаты контрольного эксперимента показали положительную динамику среднего уровня развития у детей 5-6 лет с функциональными расстройствами зрения зрительной дифференцировки предметов в пространстве. Она составила 20%. Зафиксированная положительная динамика может рассматриваться как индикатор результативности применения режиссерских игр как средства развития у детей 5-6 лет с функциональными расстройствами зрения зрительной дифференцировки предметов в пространстве.
Цель исследования достигнута, задачи решены, положения гипотезы доказаны.



1. Блинова Г. М. Познавательное развитие детей 5-7 лет : учебник. М. : Сфера, 2010. 128 с.
2. Бреслав Г. М. Эмоциональные особенности формирования личности в детстве. М. : Педагогика, 1990.
3. Власова Т. А. О детях с отклонениями в развитии : учебник. М. : Просвещение, 1973. 176 с.
4. Выготский Л. С. Игра и ее роль в психическом развитии ребенка // Психология развития. СПб. : Питер, 2001. С. 6-79.
5. Гамезо М. В. Возрастная и педагогическая психология : учебник. М. : Арктоус, 1999. 234 с.
6. Гаспарова Е. М. Режиссерские игры дошкольников с отклонениями в поведении // Игра и развитие личности дошкольника. М. : Изд-во АПН СССР, 1990.
7. Грищенко Т. А. Сенсорное развитие дошкольников с нарушением зрения в условиях специального и инклюзивного образования. Тематические индивидуальные занятия и игры. М. : Гуманитарный изд. центр «Владос», 2017. 96 с.
8. Горбач М. С. Психологические основы воспитания внимания. М. : Просвещение, 1992. 233 с.
9. Джеймс У. Научные основы психологии : учебник. М. : Харвест, 2003. 329 с.
10. Дружинина Л. А., Осипова Л. Б., Плаксина Л. И. Психолого¬
педагогическое сопровождение дошкольников с нарушением зрения в условиях инклюзивного образования : учебно-методическое пособие.
Челябинск : Южно-Уральский государственный гуманитарно¬
педагогический университет, 2017. 253 с.
11. Дыбина О. В. Предметный мир как средство формирования творчества у детей. Монография. М. : Педагогическое общество России, 2002. 160 с.
12. Дыбина О. В. Игровые технологии ознакомления дошкольников с предметным миром. Практико-ориентированная монография. М. : Педагогическое общество России, 2007. 128 с.
13. Дьяченко О. М. Игры и упражнения на развитие умственных способностей у детей дошкольного возраст. М. : Просвещение, 1989. 222 с.
14. Ермаков В. П. Основы тифлопедагогики. Развитие, обучение и воспитание детей с нарушениями зрения. М. : Владос, 2000.
15. Запорожец А. В. Развитие эмоциональной регуляции действий у ребенка // Материалы IV Всесоюзного съезда общества психологов. Тбилиси, 1971.
16. Козлова С. А., Катаева Л. И. Мой мир: Приобщение ребенка к социальному миру. Коррекционно-развивающие занятия с дошкольниками. М. : «ЛИНКА-ПРЕСС», 2000. 224 с.
17. Кравцов Г. Г. Игра как ведущая деятельность и форма организации жизни дошкольников // Игра и развитие личности дошкольника. М., 1990. С. 4-15.
18. Крулехт М. В. Дошкольник и рукотворный мир. СПб. : «ДЕТСТВО- ПРЕСС», 2002. 160 с.
19. Литвак А. Г. Психология слепых и слабовидящих : учеб. пособие для студ. пед. вузов. СПб. : Питер, 2006. 336 с.
20. Логинова В. И. Формирование познавательной деятельности в процессе системы знаний и умений у детей дошкольного возраста. М., 1987.
21. Матюхина М. В. Возрастная и педагогическая психология : учебник. М. : Просвещение, 1984. 256 с.
22. Миланич Ю. М.Психологическая коррекция эмоциональных нарушений у детей дошкольного возраста : автореф. дис. ... канд. психол. наук. СПб., 2018. 17 с.
23. Монтессори М. Дети - другие. М. : Карапуз, 2004. 336 с.
24. Монтессори М. Помоги мне сделать это самому. М. : Карапуз, 2000. 272 с.
25. Мухина В. С. Возрастная психология : учебник. М. : Академия, 2000. 456 с.
26. Нагаева Т. И. Нарушения зрения у дошкольников. Развитие пространственной ориентировки. М. : Феникс, 2010. С. 193.
27. Отбор детей во вспомогательную школу : пособие для учителя / сост. Т. А. Власова, К. С. Лебединская, В. Ф. Мачихина. М. : Просвещение, 1983. 176 с.
28. Осипова Л. Б. Развитие предметных представлений у детей дошкольного возраста с нарушениями зрения в процессе творческого конструирования в условиях инклюзивного образования : учеб.-метод. пособие. Челябинск : Изд-во Челяб. гос. пед. ун-та, 2016. 158 с.
29. Плаксина Л. И. Роль зрительного восприятия в становлении психики ребенка // Непрерывное образование как ресурс развития Московской области : Материалы Международной научно-практической конференции. Под ред. Н.И. Яковлевой. М. : Диона, 2017. С. 127-133. URL: https://elibrary.ru/ download/elibrary_32530812_40923440.pdf (дата обращения: 20.09.2021).
30. Проблема воспитания и социальной адаптации детей с нарушением зрения / Под редакцией Л. И. Плаксиной. М., 1995. С. 148.
31. Ремезова Л. А. Формирование предметной деятельности детей раннего возраста с ограниченными возможностями здоровья : учебно¬методическое пособие. Самара : ПГСГА, 2013. 182 с.
32. Солнцева О. В. Дошкольник в мире игры. Сопровождение сюжетных игр детей. СПб. : Речь; М.: Сфера, 2010. 176 с.
33. Солнцева Л. И. Психология детей с нарушениями зрения (детская тифлопсихология). М. : Классике Стиль, 2006. 256 с.
34. Солнцева Л. И. Особенности психологической помощи детям с нарушениями зрения в дошкольном учреждении : Рос. акад. образования. М. : 2001. 96 с.
35. Солнцева Л. И. Адаптация диагностических методик при изучении детей с нарушением зрения // Дефектология. 1998. №4. С. 9-15.
36. Трифонова Е. В. Режиссерские игры детей дошкольного возраста. М. : Ирис-пресс, 2011.
37. Эльконин Д. Б. Детская психология / Ред.-сост. Б. Д. Эльконин. 2-е изд., стер. М. : Издательский центр «Академия» 2005. 384 с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ