Оглавление
РЕФЕРАТ 1
Определения, обозначения, сокращения, нормативные ссылки 3
Введение 7
Обзор литературы 1
Объект и методы исследования 11
Объект диагностики 11
Методы диагностики 12
Основы ультразвукового контроля 12
Методы ультразвукового контроля 15
Ультразвуковая внутритрубная дефектоскопия 19
Принцип действия 20
Системы дефектоскопа 20
Технические характеристики ультразвукового дефектоскопа (WM) 24
Аналитический обзор 30
Технологическое описание диагностического комплекса «Орион-3М» 31
Назначение и область применения 31
Общие положения 32
Описание диагностического комплекса 37
Обработка и оформление данных о техническом состоянии защитного покрытия трубопровода 41
Контроль технического состояния изоляционного покрытия в шурфах 44
Формирование и сдача технического отчета 46
ФИНАНСОВЫЙ МЕНЕДЖМЕНТ, РЕСУРСОЭФФЕКТИВНОСТЬ И РЕСУРСОСБЕРЕЖЕНИЕ 49
Оценка готовности проекта к коммерциализации 51
План проекта 54
Социальная ответственность при анализе методов диагностики магистрального трубопровода 63
Заключение 84
Список используемых источников 85
Современный мир находится в глубокой зависимости от углеводородов. Для транспортировки сырья от мест добычи до мест переработки и потребления создана разветвленная система трубопроводного транспорта [1,2]. Возрастающая с каждым годом потребность промышленности и энергетики в нефти и газе ведет к неуклонному увеличению протяженности сети магистральных трубопроводов. (488)
В России важнейшая доля формирования топливно-энергетического комплекса приходится на ресурсы нефти, газа и угля Западной Сибири.
Средоточие на этой территории около 58% общероссийских начальных ресурсов нефти и более 60% газа являет собой факт наличия основной для нашей страны сети магистральных трубопроводов.
Истории трубопроводного транспорта на территории Российской Федерации - более 60 лет. Основная часть современной системы магистральных трубопроводов сформировалась в 70 - 80 годы ХХ столетия. Средний срок службы трубопровода составляет 25-35 лет, таким образом, возраст некоторых участков магистральных трубопроводов на сегодняшний день превысил предельные нормативные значения. На более чем 50 тыс. км магистральных нефтепроводов приходится 40% труб со сроком службы более 35 лет.
Помимо старения, на трубопроводы действуют колоссальные нагрузки со стороны транспортируемой среды, а так же агрессивной окружающей среды.
Основными причинами аварий на магистральных нефтепроводах являются нарушения герметичности трубопровода. Разрушение металла труб объясняется образованием раковин и пятен из-за коррозии. Другими причинами нарушения герметичности могут стать скрытые дефекты труб, возникающие при прокате, плохая сварка стыков при строительстве трубопроводов, повреждение труб при земляных работах, при природных катаклизмах (оползни, землетрясения) и т.д.
Обособив и структурировав различные причины возникновения дефектов на магистральных трубопроводах, можно наблюдать следующую зависимость, приведенную на рис.1.
Актуальность. В нынешнее время все больше внимания уделяется вопросам повышения уровня безопасности эксплуатации опасных производственных объектов. Из вышеназванного можно заключить, что основной проблемой магистрального трубопроводного транспорта является коррозия в различных ее проявлениях. Вследствие этого для Западно-Сибирского региона необходимость проведения анализа и внедрения новых методов диагностики магистральных нефтепроводов носит особо острый характер.
Объект исследования и предмет. Объектом исследования, при подземной прокладке, является процесс взаимодействия «труба-земля», предметом - магистральный нефтепровод Западно-Сибирского региона.
Цели и задачи. Цель данной работы являет собой анализ современных методов диагностики магистральных нефтепроводов в Западно-Сибирском регионе. Задача - изучение основных методов диагностики, сравнение их между собой, на основание этого предложение своего варианта и его технологического описания
В выпускной квалификационной работе был проведен анализ теоретических и экспериментальных исследований методов диагностики трубопроводов, были рассмотрены основные этапы проведения технического диагностирования как для Российской трубопроводной системы в общем, так и в частности для Западно-Сибирского региона.
В результате исследований, проведенных в выпускной квалификационной работе, я установил, что основа образований коррозионных повреждений, которые в свою очередь являются причиной большинства аварий на трубопроводах, это места с дефектами изоляционного покрытия.
На основании этого, мною был предложен уникальный диагностический комплекс «Орион-3М», предназначенный для обследования фактического состояния защитного покрытия подземных трубопроводов. Так же был приведен алгоритм оценки состояния защитного покрытия подземного металлического трубопровода.