Введение 4
1 Теоретические основы организации обучения персонала на предприятии 6
1.1 Понятие, сущность и цель обучения персонала 6
1.2 Методы и виды обучения персонала 14
2 Анализ организации обучения персонала на примере ООО «Континент» 21
2.1 Краткая характеристика организации 21
2.2 Характеристика состояния организации обучения сотрудников 25
3 Пути повышения эффективности организации обучения персонала на
предприятии 31
3.1 Разработка модели обучения персонала в организации 31
3.2 Расчет эффективности мероприятий по организации обучения персонала . 35
Заключение 39
Список используемой литературы
На сегодняшний день, одним из самых важных и образующих ресурсов любой организации можно назвать людей, работающих в таких организациях. Важным он является по причине того, что именно работники производят и развивают услуги или продукты. С целью успешного развития продвижения услуг, а также эффективной работы организации, необходимо правильно организовать мероприятия по развитию персонала, а также его личностных и профессиональных качеств. Ведь только при помощи достижения указанных элементов организация будет соответствовать условиям конкурентоспособности в современном мире.
Опираясь на мировой и российский опыт, можно отметить, что образования, которое получают специалисты, недостаточно для эффективной работы на протяжении многих лет. Это обусловлено тем, что технологические процессы находятся в непрерывном развитии, а это требует постоянно развития и повышения квалификации персонала.
Все это можно достигнуть благодаря внутрифирменному обучению. Такое обучение дает возможность работникам улучшить их навыки и способности, стать более востребованными на рынке труда.
В настоящее время существует немало проблем внутрифирменного обучения. Они возникают по причине того, роль данного элемента достаточно велика для обеспечения конкурентоспособности организации.
Стоит также отметить, что анализ организации обучения персонала в различных фирмах говорит о том, что в большинстве из них отсутствует системный подход к созданию и осуществлению планом и программ внутрифирменного обучения. Такие программы должна обуславливаться конкретными целями, усовершенствованными методами обучения, а также отличным качеством самого обучающего процесса.
Таким образом, мы можем отметить, что актуальностью темы данной бакалаврской работы является тот факт, что в настоящее время в большинстве организаций, включая ООО «Континент», отсутствует надлежащий порядок и процесс эффективной организации обучения персонала.
Объект исследования выпускной квалификационной работы является анализ организации внутрифирменного обучения, в том числе, анализ организации внутрифирменного обучения в ООО «Континент».
Предметом исследования являются формы и методы организации обучения персонала.
Целью бакалаврской работы служит анализ процессов организации обучения персонала, а также разработка путей повышения эффективности организации обучения персонала на предприятии.
Для того, чтобы цели данной работы были достигнуты, необходимо выполнить следующие задачи:
- раскрытие понятия, сущности и целей обучения персонала;
- анализ методов и видов обучения персонала;
- краткая характеристика ООО «Континент»;
- характеристика состояния организации обучения сотрудников;
- предложение по разработке модели обучения персонала в организации;
- произведение расчета эффективности мероприятий по организации обучения персонала.
Теоретической основой бакалаврской работы послужили труды специалистов, в частности таких, как Армстронг М., Инжиева Д.М., Киркпатрик Д.Л., Мелихов Ю.Е., Хрящева Н.Ю, Янкович Ш.А. и других ученых, изучающих особенности организации управления персоналом.
Практическая значимость работы заключается в изучении основ организации управления персоналом
Структура бакалаврской работы обусловлена предметом, объектом, целью и задачами предпринимаемого исследования. Работа состоит из введения, трех глав, заключения и списка литературы.
На сегодняшний день, одним из самых важных и образующих ресурсов любой организации можно назвать людей, работающих в таких организациях. Важным он является по причине того, что именно работники производят и развивают услуги или продукты. С целью успешного развития продвижения услуг, а также эффективной работы организации, необходимо правильно организовать мероприятия по развитию персонала, а также его личностных и профессиональных качеств.
В итоге первой главы бакалаврской работы мы выяснили, что обучение персонала представляет собой четко организованный и систематизированный процесс, наделенный определенной целью, состоящей в получении знаний, умений, а также навыков, которые могли бы пригодиться специалистам в процессе осуществления ими трудовой деятельности.
Обучение может иметь успешный результат, если в результате него приобретается как опытный работник организации, так и его мотивация к эффективному выполнению своих трудовых функций.
В условиях динамично развивающейся рыночной экономики организация может осуществлять эффективную деятельность, а также выйти на мировой уровень только при помощи правильной организации, способов и методов обучения персонала и производства.
Целью развития персонала является обеспечение предприятия высококвалифицированными кадрами, осуществляющими деятельность согласно целям и стратегии развития компании.
Разработка эффективной программы развития персонала будет способствовать формированию квалифицированных кадров, которые будут наделены высокими уровнем владения навыками, а также сильной мотивацией к исполнению установленных организацией задач.
Методами обучения персонала являются способы, которые способствуют получению знаний, а также умений и навыков обучающимся лицом.
Профессиональное обучение представляет собой процесс формирования у персонала предприятия профессиональных знаний и навыков при помощи специально разработанных методов обучения.
Так, в зависимости от степени активности обучения кадров различают пассивные и активные методы.
В зависимости от числа обучающихся лиц, обучение может делиться на индивидуальное и групповое.
Также, методы бывают с отрывом от производства и без такового.
Видами обучения персонала являются:
- подготовка новых сотрудников;
- переподготовка уже действующих кадров;
- повышение квалификации работников.
Среди методов обучения на рабочем месте мы выделили:
- приобретение определенных знаний и навыков;
- метод постепенно усложняющихся заданий;
- смена рабочего места в пределах организации;
- использование работников как ассистентов;
- осуществление производственного инструктажа;
- метод, при помощи которого работнику передается часть полномочий, функций и ответственности другого работника.
Методами обучения, которые применяются вне рабочего места, являются:
- Чтение лекций;
- Тренинги;
- Конференции и семинары;
- Дистанционный метод обучения;
- Деловые игры;
- Ролевое обучение.
Далее, во второй главе бакалаврской работы мы рассмотрели особенности организации обучения персонала на примере ООО «Континент».
Обучение персонала данной организации реализуется по следующим направлениям:
- повышение квалификации руководителей, а также специалистов;
- обучение персонала в соответствии с системой менеджмента качества;
- подготовка новых работников к специфике трудовой деятельности;
- обучение работников вторым профессиям;
- переподготовка кадров;
- повышение квалификации уже действующих сотрудников.
С целью обеспечения непрерывного процесса повышения квалификации используется такие формы обучения, как:
- длительное систематическое обучение;
- курсы целевого назначения;
- курсы повышения квалификации работников.
Четко спланированная работа по организации обучения персонала влечет значительное снижение недовольства сотрудников своими трудовыми обязанностями, а также привила им более улучшенную адаптацию к новым технологиям и правилам. В результате чего, у коллектива сформировалось более позитивное отношение.
Эффективное обучение персонала в ООО «Континент» имеет несомненные плюсы, которые заключаются в:
- увеличении прибыли предприятия;
- раскрытии потенциала сотрудников, а также сплоченность и налаживание атмосферы в коллективе;
- уменьшении количества бракованной продукции;
- уменьшении текучести кадров;
- продолжительности трудовой деятельности сотрудников;
- привлечении новых кадров;
- образовании и развитии новых моделей поведения и разработка определенной организационной культуры предприятия, которая влечет за собой успешное достижение организационных целей.
Благодаря проведенному анализу организации обучения персонала в ООО «Континент», мы выявили, что основными проблемами являются недостаточность финансирования обучения, а также качество обучения сторонних организаций, осуществляющих обучение вне рабочего место, оставляет желать лучшего.
Решением указанных проблем, на наш взгляд, послужит создание в ООО «Континент» дистанционных методов обучения в соответствии с развивающимися в настоящее время компьютерными технологиями.
Несомненными плюсами такого обучения будут являться:
- самостоятельная разработка программы обучения персонала;
- обучение кадров осуществляется без отрыва от трудовой деятельности;
- обучение будет производиться с учетом особенностей деятельности предприятия, при этом работники смогут получать больше практических навыков, нежели теоретических знаний;
- уменьшение затрат на образовательную деятельность.
Главной задачей дистанционных методов образования будет являться обеспечение организацией подготовки кадров, повышения их квалификации, а также повышения квалификации руководителей и специалистов.
В современном мире информационные технологии приобретают все большую популярность. В этой связи предприятия стараются модернизировать процесс обучения персонала, что позволит уменьшить расходы. Достаточно эффективно применяются методы дистанционного обучения в сети компаний, имеющих филиалы или дочерние предприятия в разных городах. Большую трудность вызывает подбор обучающих лиц, собрать их на одном мероприятии. А посредством интернет-связи это вполне представляется возможным.
В итоге, мы считаем, что данный проект будет рентабельным, вложение денежных средств представляется целесообразными, так как они восполнятся, а предприятие извлечет прибыль.
Кроме того, при помощи создания дистанционных методов обучения будут устранены минусы обучения в сторонних организациях, а именно затраты на такое обучение и отрыв от производства.
В итоге написания бакалаврской работы мы достигли следующих задач:
- раскрыли понятия, сущность и цели обучения персонала;
- проанализировали методы и виды обучения персонала;
- дали краткую характеристику ООО «Континент»;
- охарактеризовали состояние организации обучения сотрудников;
- внесли предложения по разработке модели обучения персонала в организации;
- произвели расчет эффективности проекта по организации обучения персонала.
1. Дейнека А.В. Управление персоналом организации: учебник для бакалавров. — М.: Дашков и К, 2015. — 288 с.
2. Янкович Ш.А. Управление офисом: учебное пособие для студентов вузов, обучающихся по специальностям 062100 «Управление персоналом» и 061100 «Менеджмент организации» — М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2012. — С. 45.
3. Райли Майкл Управление персоналом в гостеприимстве: учебник для студентов вузов, обучающихся по специальностям «Управление персоналом» (062100) и сервиса (230000). — М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2017. — С. 91.
4. Армстронг М. Стратегическое управление человеческими ресурсами / М.Армстронг. - М.: ИНФРА-М, 2002. - С. 112.
5. Бондюнгова Т.В. Управление персоналом в социальных службах. - М. - С. 86.
6. Бакирова Г.Х. Психология эффективного стратегического управления
персоналом: учебное пособие для студентов вузов, обучающихся по специальностям «Психология», «Менеджмент организации»,
«Управление персоналом». — М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2015. — С. 75.
7. Проклов А.Д.. Управление человеческими ресурсами предприятия. Конспект лекций / А.Д. Проклов. — СПб. 2015. - С. 201.
8. Кибанов А.Я. Основы управления персоналом. Учебник / А.Я.Кибанов. - М.: ИНФРА-М, 2005. - С, 102.
9. Иванова-Швец Л.Н. Международные аспекты управления персоналом: учебное пособие — М.: Евразийский открытый институт, 2011. — С. 81.
10. Бакирова Г.Х. Психология эффективного стратегического управления персоналом: учебное пособие— М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2012. — С. 220.
11. Иванова-Швец Л.Н. Управление персоналом: учебное пособие — М.: Евразийский открытый институт, 2009. — С. 99.
12. Когдин А.А.. "Мотивация и стимулирование трудовой деятельности в управлении персоналом" Основы экономики, управления и права, no. 4 (4), 2012, pp. 80-83.
13. Свергун О. HR-практика: как это есть на самом деле / О.Свергун, Ю.Пасс, Д.Дьякова, А.Новикова. - СПБ.: Питер, 2005. - С. 224.
14. Мелихов Ю.Е. Управление персоналом. Портфель надежных технологий : учебно-практическое пособие— М. : Дашков и К, Ай Пи Эр Медиа, 2010. — С. 91.
15. Михайлина Г.И. Управление персоналом: учебное пособие. — М.: Дашков и К, 2014. — С. 32.
16. Решетникова К.В. Конфликты в системе управления: учебное пособие для студентов вузов, обучающихся по специальностям «Менеджмент организаций», «Государственное и муниципальное управление», «Управление персоналом»— М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2013. — С. 15.
17. Смурнов Е. С. Автоматизация процесса управления персоналом [Электронный ресурс].http://www.knigafund.ru/books/194332
18. Шлендер П.Э. Управление персоналом: учебное пособие для студентов вузов, обучающихся по специальностям «Менеджмент организации» и «Управление персоналом» — М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2017. — С. 93.
19. Маслова В.М. Управление персоналом: толковый словарь — М.: Дашков и К, 2014. — С. 29.
20. Дейнека А.В. Управление персоналом организации - М.:Дашков и К, 2017. [Электронный ресурс].http: //znanium.com/catalog/product/512044
21. Лапшова О.А. Управление персоналом в схемах: Учебное пособие, 2017. [Электронный ресурс].https://biblio-online.ru/book/D30D7E6F-7273-43A1-A122-F4F7CBE4F36C/upravlenie-personalom
22. Инжиева Д.М. Управление персоналом: учебное пособие (курс лекций)— Симферополь: Университет экономики и управления, 2016. — С. 68.
23. Долженко Руслан Алексеевич. "Инновации в системе управления персоналом организации" Вестник Алтайского государственного аграрного университета, no. 1 (99), 2013, pp. 149-153.
24. Дырин Сергей Петрович. "Многоуровневая модель управления
персоналом" Вестник Удмуртского университета. Серия «Экономика и право», no. 3, 2005, pp. 39-46.
25. Трудовой кодекс Российской Федерации от 30.12.2001 N 197-ФЗ (ред. от 05.02.2018) // Собрание законодательства РФ, 07.01.2002, N 1 (ч. 1), ст. 3.
26. Лобанова Татьяна Николаевна. "Мотивационные стратегии в управлении персоналом" Вопросы государственного и муниципального управления, no. 1, 2011, pp. 179-200.
27. Хрящева Н.Ю., Михалюк О С. Проблемы изучения психологического климата трудовых коллективов /М. 1980. № И. Вып. 2. С. 111-118.
28. Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 07.03.2018) «Об образовании в Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ, 31.12.2012, N 53 (ч. 1), ст. 7598.
29. Родионова Елена Викторовна. "Инновационный подход к управлению
персоналом" Современная экономика: проблемы, тенденции,
перспективы, no. 1, 2008, pp. 99-113.
30. Степаненко Денис Олегович. "Методические подходы к оценке эффективности системы управления персоналом организации" Вестник Оренбургского государственного университета, no. 8 (144), 2012, pp. 80 - 85.
31. Нешитой, А.С. Инвестиции. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Дашков и Ко, 2007. - 372 с.
32. Киркпатрик Д.Л.,Киркпатрик Д.Д. Четыре ступеньки к успешному тренингу. М.: Эйч Ар Медиа, 2008. - С. 54.
33. Маслов Евгений Витальевич. "Управление персоналом: технология и идеология" Организационная психология, vol. 5, no. 1, 2015, pp. 73-90.
34. Веснин В.Р. Управление персоналом теория и практика [Электронный ресурс].http://www.kue-tlt.ru/page.php?ID=132
35. Сайт ООО «Континент»
https://zachestnyibiznes.ru/company/ul/1076372000869 6372012423 OOO-KONTINENT/balance