ВВЕДЕНИЕ 4
ГЛАВА 1. ОСОБЕННОСТИ ТЕХНИЧЕСКОГО МАСТЕРСТВА ФИГУРИСТОК 6
1.1 Характеристика технической подготовки фигуристок 6
1.2 Характеристика базовых элементов фигурного катания 12
1.3 Особенности совершенствования техники прыжков в фигурном
катании 19
ГЛАВА 2. МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ 23
2.1 Методы исследования 23
2.2 Организация исследования 25
ГЛАВА 3. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ОБОСНОВАНИЕ
ОПТИМИЗАЦИИ ТЕХНИЧЕСКОГО МАСТЕРСТВА ФИГУРИСТОК 26
3.1 Эффективность разработанной методики оптимизации
технического мастерства фигуристок посредством сложных координационных движений 26
3.2 Анализ физического развития фигуристок по итогам
педагогического эксперимента 31
3.3 Результаты технического мастерства фигуристок 34
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 40
ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ 41
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 43
Актуальность исследования. Фигурное катание на коньках - это нелёгкий вид спорта, требующий специальной подготовки спортсмена как физической, так и психологической. Фигуристам важно уметь координировать свои действия, перестраивать свою деятельность и быстро принимать решения, рационально и точно выполнять двигательные действия с целью достижения высоких спортивных результатов.
Фигурное катание на коньках развивает координационные способности, любой фигурист обладает мгновенной реакций и координацией движений. Координационные качества специфичны, как отмечает в своих работах Фискалов В.Д.: «любое новое движение, как правило, выполняется на базе каких-то накопленных ранее координационных связей. Координационные качества существенно зависят от деятельности анализаторов, и особенно двигательного, чем выше точность восприятия собственных движений, тем выше способность овладения новыми движениями.
Координационные качества связаны с быстротой и точностью сложных двигательных реакций. Что касается средств воспитания общих координационных качеств, то они направлены главным образом на обогащение двигательного опыта и координации движений вообще, на совершенствование координации специфических движений и способности оценивать, и перестраивать свои действия в условиях соревновательной деятельности» [39].
Гипотеза исследования. Предполагалось, что совершенствуя координационную способность, различной направленности фигуристок в тренировочном процессе улучшится техническое мастерство спортсменок и соответственно результаты их выступлений на соревнованиях.
Цель исследования - оптимизировать техническое мастерство фигуристок, посредством сложных координационных движений.
Объектом исследования выбран тренировочный процесс, направленный на оптимизацию технического мастерства фигуристок.
Предметом исследования является методика оптимизации технического мастерства посредством сложных координационных движений фигуристок.
В соответствии с поставленной целью в процессе исследования были решены следующие задачи:
1. Выявить уровень технического мастерства фигуристок.
2. Теоретически и экспериментально обосновать методику оптимизации технического мастерства фигуристок посредством сложных координационных движений.
3. Разработать практические рекомендации по совершенствованию технического мастерства фигуристок посредством сложных координационных движений.
Научная новизна:
- теоретически и экспериментально обоснована методика оптимизации технического мастерства фигуристок посредством сложных координационных движений.
Практическая значимость заключается в том, что результаты исследований позволяют рекомендовать в практику тренировочного процесса применение методики оптимизации технического мастерства фигуристок 14-15 лет посредством сложных координационных движений.
1. В данной работе была проанализирована специальная научная литература, проведены педагогические наблюдения, а так же педагогический эксперимент, который помог выявить комплекс средств позволяющих наиболее быстро овладеть методикой оптимизации технического мастерства фигуристок посредством сложных координационных движений.
2. Анализ специальной научной литературы, анкетирование и опрос тренеров позволили сказать, что большинство тренеров наибольшее внимание уделяют подготовительным и имитационным упражнениям. Рассмотренные в работе некоторые положения техники многооборотных прыжков отражают те стороны прыжковой подготовки, которые вызывают на практике наибольшие трудности в обучении и совершенствовании этой сложной группы элементов фигурного катания на коньках.
3. Проведенный педагогический эксперимент показал, что данные экспериментальной группы улучшились, по отношению к контрольной, что доказывает эффективность методики оптимизации технического мастерства фигуристок посредством сложных координационных движений. Особое внимание было уделено тем ключевым деталям техники, которые помогут тренерам определить рациональные пути оптимизации технического мастерства фигуристок посредством сложных координационных движений.
Для повышения эффективности процесса обучения многооборотным прыжкам в фигурном катании на коньках, можно рекомендовать следующее:
1. Использовать методические приемы обучения многооборотным прыжкам, учитывая пространственно - временные характеристики.
2. Выполнять в зале специальные имитационные упражнения, уделять этому больше времени на тренировках;
3. Увеличить время на обучение и совершенствование многооборотным прыжкам в фигурном катании на всех этапах тренировки;
4. Выполнять статические упражнения позиции «выезд» в зале перед зеркалом.
1. Бахтина, Т.Н. Физическая культура: учебное пособие. / Т.Н. Бахтина, И.И. Александров, Н.В. Курова.— СПб. : СПбГЛТУ, 2012. — 128 с.
2. Беженцева, Л.М. Основы методики физического воспитания: Учебное пособие. / Л.М. Беженцева, Л.И. Беженцева.— Томск : ТГУ, 2009.
3. Бомпа, Т. Периодизация спортивной тренировки. / Т. Бомпа, К. Буццичелли.— М. : Спорт, 2016. — 384 с.
4. Верхошанский, Ю.В. Основы специальной силовой подготовки в спорте.— М. : Советский спорт, 2013. — 216 с.
5. Виноградов, П.А. О состоянии и тенденциях развития физической культуры и массового спорта в Российской Федерации (по результатам социологических исследований/ П.А. Виноградов, Ю.В. Окуньков. — М. : Советский спорт, 2013. — 144 с.
6. Виноградова, В.И. Основы биомеханики прыжков в фигурном катании на коньках: монография.— М. : Советский спорт, 2013.
7. Гордон, С.М. Спортивная тренировка : научно-методическое пособие.— М. : Физическая культура, 2008. — 256 с.
8. Губа, В.П. Методы математической обработки результатов спортивно-педагогических исследований: учебно-методическое пособие. / В.П. Губа, В.В. Пресняков.— М. : Человек, 2015. — 288 с.
9. Губа, В.П. Научно-практические и методические основы физического воспитания учащейся молодежи. / В.П. Губа, О.С. Морозов, В.В. Парфененков.— М. : Советский спорт, 2008. — 206 с.
10. Донской, Д.Д. Законы движений в спорте. Очерки по теории
структурности движений.— М. : Советский спорт, 2015. — 178 с.
11. Иванов, А.А. Психология чемпиона. Работа спортсмена над собой.— М. : Советский спорт, 2012. — 112 с.
12. Иноземцева, Е.С. Познавательные психические процессы в физическом воспитании и спорте.— Томск : ТГУ, 2012. — 75 с.
13. Иорданская, Ф.А. Мониторинг функциональной подготовленности юных спортсменов - резерва спорта высших достижений.— М. : Советский спорт, 2011. — 142 с.
14. Капилевич, Л.В. Научные исследования в физической культуре : учебное пособие.— Томск : ТГУ, 2013. — 184 с.
15. Капилевич, Л.В. Физиология спорта: учебное пособие.— Томск : ТГУ, 2013. — 192 с.
16. Карпушин, Б.А. Педагогика физической культуры: учебник.— М. : Советский спорт, 2013. — 300 с.
17. Кафка, Б. Функциональная тренировка. Спорт. / Б. Кафка, О. Йеневайн— М. : Спорт, 2016. — 176 с.
18. Макарова, Г.А. Медицинское обеспечение детского и юношеского спорта. / Г.А. Макарова, Л.А. Никулин, В.А. Шашель.— М. : Советский спорт, 2009. — 272 с.
19. Марина, И.В. Самоподготовка по физической культуре: учебное пособие.— Вологда : ВоГУ, 2014. — 111 с.
20. Мартенс, Р. Успешный тренер.— М. : Человек, 2014. — 440 с.
21. Михайлова, Т.В. Социально-педагогические основы деятельности тренера : монография.— М. : Физическая культура, 2009. — 288 с.
22. Михно, Л.В. Физиология спорта: Медико-биологические основы подготовки юных фигуристок: Учебное пособие. / Л.В. Михно, А.Н. Поликарпочкин, И.В. Левшин, С.М. Ашкинази.— М. : Спорт, 2016. — 168 с.
23. Передельский, А.А. Физическая культура и спорт в отражении философских и социологических наук. Социология спорта: Учебник.. — М. : Спорт, 2016. — 416 с.
24. Пономарев, В.В. Формирование мотивации занятия спортом школьников: теоретические и практические аспекты. / В.В. Пономарев, А.В. Уколов, С.К. Рябинина.— Красноярск : СибГТУ, 2013. — 160 с.
25. Попов, А.Л. Спортивная психология.— М. : ФЛИНТА, 2013. — 159 с.
26. Порядок организации оказания медицинской помощи занимающимся физической культурой и спортом.— М. : Спорт, 2017. — 108 с.
27. Психология физической культуры: учебник.— М. : Спорт, 2016. — 624 с.
28. Серова, Л.К. Профессиональный отбор в спорте.— М. : Человек, 2011. — 160 с.
29. Столяров, В.И. Современные проблемы наук о физической культуре и спорте. Философия спорта: учебник. / В.И. Столяров, А.А. Передельский, М.М. Башаева.— М. : Советский спорт, 2015. — 464 с.
30. Тузова, Е.Н. Обучение базовым элементам фигурного катания.. — М. : Спорт, 2015. — 96 с.
31. Фискалов, В.Д. Спорт и система подготовки спортсменов: учебник.— М. : Советский спорт, 2010. — 392 с.
32. Фискалов, В.Д. Теоретико-методические аспекты практики спорта: учебное пособие. / В.Д. Фискалов, В.П. Черкашин.— М. : Спорт, 2016. — 352 с.
33. Чинкин, А.С. Физиология спорта. / А.С. Чинкин, А.С. Назаренко. М.
: Спорт, 2016. — 120 с.