Проведено эмпирическое исследование.
База исследования: КГБОУ «Бийская общеобразовательная школа-интернат №1».
Выборка: 40 педагогов учреждения.
Есть приложения.
Введение……………………………………………………………………. 3
Глава 1. Постановка проблемы мотивации профессиональной деятельности в психологии..6
1.1. Характеристика понятий «мотивация» и «мотивация профессиональной деятельности»…6
1.2. Современные тенденции изучения мотивации профессиональной деятельности…13
Глава 2. Исследование особенностей профессионально-педагогической мотивации и возможностей ее повышения у будущих педагогов-психологов……19
2.1. Организация и методы исследования…19
2.2. Особенности проявления профессионально-педагогической мотивации педагогов…21
2.3. Формирование профессионально-педагогической мотивации педагогов………26
Заключение………………………………………………………………… 31
Список информационных источников…33
Приложение………………………………………………………………... 35
Несмотря на научную разработанность проблемы мотивации профессиональной деятельности с позиций философии, психологии и педагогики, она не теряет своей актуальности, предоставляя все новые аспекты для изучения. Одним из таких аспектов является профессионально-педагогическая мотивация педагогов.
Проблематика мотивации труда педагогов глубоко освещена учеными в различных аспектах: применительно к проблеме мотивации трудового поведения педагогов (В.Г. Асеев, А.Б. Бакурадзе, В.В. Гузеев, А. Маслоу и др.) и проблеме психологии управления (Е.П.Ильин, Н.Н.Вересов и др.) с позиций основ управленческой деятельности и оценке поведения педагогов в условиях изменений (П. Мартин, Ш. Ричи и др.); а также применительно к проблеме преодоления сопротивления изменениям (К.М. Ушаков) и с позиций экспертизы инновационной деятельности педагога (Т.Г. Новикова, А.С. Прутченков и др.).
Современное общество нуждается в педагоге, способном к восприятию новых идей, к активному участию в инновационных процессах, готовом компетентно решать имеющиеся и вновь возникающие профессиональные задачи.
Работа педагога-предметника, педагога-организатора, педагога-воспитателя и социального педагога, соответственно, предполагает активное включение в общую систему образовательного пространства, что сегодня невозможно без ярко выраженной профессионально-педагогической мотивации.
Актуальность изучения профессионально-педагогической мотивации педагогов обусловлена и тем, что она является одним из методов управления человеческими ресурсами, воздействия на потребности и желания в саморазвитии.
Поскольку мотив является состоянием предрасположенности, готовности действовать определенным образом, задача заключается в формировании или активизации такого состояния, т.е. во внешнем правлении мотивацией.
Таким образом, мотивация является понятием, которое используется не только при описании внутренних состояний (внутренняя мотивация), но и внешних воздействий, побуждающих работника действовать определенным образом (внешняя мотивация).
Проблема профессиональной мотивации педагогов, обусловлена, прежде всего, модернизационными процессами и социально-экономическими трансформациями, происходящими сегодня в обществе, что инициирует к непрерывному профессиональному самосовершенствованию, обеспечивающему конкурентоспособность на рынке труда.
Цель исследования: изучение профессионально-педагогической мотивации и возможностей ее повышения у будущих педагогов-психологов.
Объект исследования: профессионально-педагогическая мотивация.
Предмет исследования: особенности проявления профессионально-педагогической мотивации будущих педагогов-психологов и возможности ее повышения.
Гипотеза исследования строилась на предположении о том, что профессионально-педагогическая мотивация педагогов имеет специфику проявления, определяющуюся степенью выраженности и доминированием отдельных уровней и показателей данной характеристики.
Задачи исследования:
1. Дать теоретическое обоснование проблеме исследования.
2. Определить уровни профессионально-педагогической мотивации педагогов.
3. Выявить особенности проявления показателей профессионально-педагогической мотивации у педагогов с учетом ее уровней.
4. Составить программу повышения профессионально-педагогической мотивации будущих педагогов-психологов.
В качестве методов исследования использовались:
1) теоретические методы - изучение научно-методических источников, теоретический анализ;
2) эмпирические методы - тестирование (методика «Самооценка профессионально-педагогической мотивации» Т.И. Ильиной в адаптации Н.П. Фетискина, методика «Мотивация профессиональной деятельности» К. Замфира в модификации А. Реана);
3) методы обработки данных - количественный и качественный анализ первичных данных;
4) интерпретационные методы - описание и сравнение данных.
Экспериментальная база: Исследование проводилось на базе КГБОУ «Бийская общеобразовательная школа-интернат №1». Выборку составили 40 педагогов учреждения.
Структура работы. Работа состоит из введения, двух глав (теоретической «Постановка проблемы мотивации профессиональной деятельности в психологии» и практической «Исследование особенностей профессионально-педагогической мотивации и возможностей ее повышения у будущих педагогов-психологов»), формирующий эксперимент; заключения, списка информационных источников, приложения; содержит иллюстрационный материал (рисунки).
Рассмотрение и анализ психолого-педагогической и методической литературы по проблеме профессионально-педагогической мотивации еще раз подтвердил ее неоднозначность и актуальность.
Акцент в нашей работе был сделан на изучении особенностей профессионально-педагогической мотивации (ППМ) педагогов.
Для выявления особенностей мотивации профессиональной деятельности использовалась методика «Самооценка профессионально-педагогической мотивации» Т.И. Ильиной в адаптации Н.П. Фетискина.
Педагоги, общая выборка которых составила 40 испытуемых, по уровню ППМ, распределились следующим образом:
высокий уровень ППМ – 12 человек (30%);
средний уровень ППМ – 22 человека (55%);
низкий уровень ППМ – 6 человека (15%). Исходя из обозначенных данных, нами были определены и сформированы 2 выборки:
контрольная группа – 12 человек (педагоги с высоким уровнем ППМ);
экспериментальная группа – 28 человек (педагоги со средним и низким уровнем ППМ).
Также нами была проведена методика «Мотивация профессиональной деятельности» К. Замфира в модификации А. Реана. Опираясь на данные методики, основанные на подсчете показателей мотивации: внутренней (ВМ), внешней положительной (ВПМ) и внешней отрицательной (ВОМ), нами получены результаты, на основе которых определен мотивационный комплекс для обеих выборок испытуемых и сделаны соответствующие выводы:
мотивационный комплекс педагогов контрольной группы представлен следующими значениями: ВМ > ВПМ > ВОМ. Данный факт указывает на доминирование в выборке педагогов контрольной группы внутренней мотивации (ВМ), связанной с получением удовлетворения от самого процесса работы и возможностью наиболее полной самореализации в данной деятельности;
мотивационный комплекс педагогов экспериментальной группы представлен значениями: ВМ = ВОМ > ВПМ, где в равной степени представлены внутренняя мотивация (ВМ) и внешняя отрицательная мотивация (ВОМ). Стремление педагогов данной группы к получению удовлетворения от работы в профессиональной деятельности напрямую связано со стремлением избежать критики и возможных наказаний со стороны руководства;
наилучшим оптимальным мотивационным комплексом, указывающим на удовлетворенность профессиональной деятельностью, относится комплекс педагогов с высоким уровнем профессионально-педагогической мотивации ВМ > ВПМ > ВОМ;
мотивационный комплекс ВМ = ВОМ > ВПМ, полученный в результате исследования в экспериментальной выборке, является недостаточно оптимальным и указывает на низкий уровень удовлетворенности профессиональной деятельностью педагогов со средним и низким уровнем профессионально-педагогической мотивации.
Таким образом, результаты исследования подтвердили гипотезу, о том, что профессионально-педагогическая мотивация педагогов имеет специфику проявления, определяющуюся степенью выраженности и доминированием отдельных уровней и показателей данной характеристики.