Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Психолого-педагогическое взаимодействие участников образовательного процесса (Алтайский государственный гуманитарно-педагогический университет)

Работа №116140

Тип работы

Курсовые работы

Предмет

педагогика

Объем работы49
Год сдачи2022
Стоимость600 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
18
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Проведено эмпирическое исследование.
База исследования: КГБОУ «Бийская общеобразовательная школа-интернат №1».
Выборка: 40 педагогов учреждения.
Есть приложения.

Введение……………………………………………………………………. 3
Глава 1. Постановка проблемы мотивации профессиональной деятельности в психологии..6
1.1. Характеристика понятий «мотивация» и «мотивация профессиональной деятельности»…6
1.2. Современные тенденции изучения мотивации профессиональной деятельности…13
Глава 2. Исследование особенностей профессионально-педагогической мотивации и возможностей ее повышения у будущих педагогов-психологов……19
2.1. Организация и методы исследования…19
2.2. Особенности проявления профессионально-педагогической мотивации педагогов…21
2.3. Формирование профессионально-педагогической мотивации педагогов………26
Заключение………………………………………………………………… 31
Список информационных источников…33
Приложение………………………………………………………………... 35

Несмотря на научную разработанность проблемы мотивации профессиональной деятельности с позиций философии, психологии и педагогики, она не теряет своей актуальности, предоставляя все новые аспекты для изучения. Одним из таких аспектов является профессионально-педагогическая мотивация педагогов.
Проблематика мотивации труда педагогов глубоко освещена учеными в различных аспектах: применительно к проблеме мотивации трудового поведения педагогов (В.Г. Асеев, А.Б. Бакурадзе, В.В. Гузеев, А. Маслоу и др.) и проблеме психологии управления (Е.П.Ильин, Н.Н.Вересов и др.) с позиций основ управленческой деятельности и оценке поведения педагогов в условиях изменений (П. Мартин, Ш. Ричи и др.); а также применительно к проблеме преодоления сопротивления изменениям (К.М. Ушаков) и с позиций экспертизы инновационной деятельности педагога (Т.Г. Новикова, А.С. Прутченков и др.).
Современное общество нуждается в педагоге, способном к восприятию новых идей, к активному участию в инновационных процессах, готовом компетентно решать имеющиеся и вновь возникающие профессиональные задачи.
Работа педагога-предметника, педагога-организатора, педагога-воспитателя и социального педагога, соответственно, предполагает активное включение в общую систему образовательного пространства, что сегодня невозможно без ярко выраженной профессионально-педагогической мотивации.
Актуальность изучения профессионально-педагогической мотивации педагогов обусловлена и тем, что она является одним из методов управления человеческими ресурсами, воздействия на потребности и желания в саморазвитии.
Поскольку мотив является состоянием предрасположенности, готовности действовать определенным образом, задача заключается в формировании или активизации такого состояния, т.е. во внешнем правлении мотивацией.
Таким образом, мотивация является понятием, которое используется не только при описании внутренних состояний (внутренняя мотивация), но и внешних воздействий, побуждающих работника действовать определенным образом (внешняя мотивация).
Проблема профессиональной мотивации педагогов, обусловлена, прежде всего, модернизационными процессами и социально-экономическими трансформациями, происходящими сегодня в обществе, что инициирует к непрерывному профессиональному самосовершенствованию, обеспечивающему конкурентоспособность на рынке труда.
Цель исследования: изучение профессионально-педагогической мотивации и возможностей ее повышения у будущих педагогов-психологов.
Объект исследования: профессионально-педагогическая мотивация.
Предмет исследования: особенности проявления профессионально-педагогической мотивации будущих педагогов-психологов и возможности ее повышения.
Гипотеза исследования строилась на предположении о том, что профессионально-педагогическая мотивация педагогов имеет специфику проявления, определяющуюся степенью выраженности и доминированием отдельных уровней и показателей данной характеристики.
Задачи исследования:
1. Дать теоретическое обоснование проблеме исследования.
2. Определить уровни профессионально-педагогической мотивации педагогов.
3. Выявить особенности проявления показателей профессионально-педагогической мотивации у педагогов с учетом ее уровней.
4. Составить программу повышения профессионально-педагогической мотивации будущих педагогов-психологов.
В качестве методов исследования использовались:
1) теоретические методы - изучение научно-методических источников, теоретический анализ;
2) эмпирические методы - тестирование (методика «Самооценка профессионально-педагогической мотивации» Т.И. Ильиной в адаптации Н.П. Фетискина, методика «Мотивация профессиональной деятельности» К. Замфира в модификации А. Реана);
3) методы обработки данных - количественный и качественный анализ первичных данных;
4) интерпретационные методы - описание и сравнение данных.
Экспериментальная база: Исследование проводилось на базе КГБОУ «Бийская общеобразовательная школа-интернат №1». Выборку составили 40 педагогов учреждения.
Структура работы. Работа состоит из введения, двух глав (теоретической «Постановка проблемы мотивации профессиональной деятельности в психологии» и практической «Исследование особенностей профессионально-педагогической мотивации и возможностей ее повышения у будущих педагогов-психологов»), формирующий эксперимент; заключения, списка информационных источников, приложения; содержит иллюстрационный материал (рисунки).


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Рассмотрение и анализ психолого-педагогической и методической литературы по проблеме профессионально-педагогической мотивации еще раз подтвердил ее неоднозначность и актуальность.
Акцент в нашей работе был сделан на изучении особенностей профессионально-педагогической мотивации (ППМ) педагогов.
Для выявления особенностей мотивации профессиональной деятельности использовалась методика «Самооценка профессионально-педагогической мотивации» Т.И. Ильиной в адаптации Н.П. Фетискина.
Педагоги, общая выборка которых составила 40 испытуемых, по уровню ППМ, распределились следующим образом:
 высокий уровень ППМ – 12 человек (30%);
 средний уровень ППМ – 22 человека (55%);
 низкий уровень ППМ – 6 человека (15%). Исходя из обозначенных данных, нами были определены и сформированы 2 выборки:
 контрольная группа – 12 человек (педагоги с высоким уровнем ППМ);
 экспериментальная группа – 28 человек (педагоги со средним и низким уровнем ППМ).
Также нами была проведена методика «Мотивация профессиональной деятельности» К. Замфира в модификации А. Реана. Опираясь на данные методики, основанные на подсчете показателей мотивации: внутренней (ВМ), внешней положительной (ВПМ) и внешней отрицательной (ВОМ), нами получены результаты, на основе которых определен мотивационный комплекс для обеих выборок испытуемых и сделаны соответствующие выводы:
 мотивационный комплекс педагогов контрольной группы представлен следующими значениями: ВМ > ВПМ > ВОМ. Данный факт указывает на доминирование в выборке педагогов контрольной группы внутренней мотивации (ВМ), связанной с получением удовлетворения от самого процесса работы и возможностью наиболее полной самореализации в данной деятельности;
 мотивационный комплекс педагогов экспериментальной группы представлен значениями: ВМ = ВОМ > ВПМ, где в равной степени представлены внутренняя мотивация (ВМ) и внешняя отрицательная мотивация (ВОМ). Стремление педагогов данной группы к получению удовлетворения от работы в профессиональной деятельности напрямую связано со стремлением избежать критики и возможных наказаний со стороны руководства;
 наилучшим оптимальным мотивационным комплексом, указывающим на удовлетворенность профессиональной деятельностью, относится комплекс педагогов с высоким уровнем профессионально-педагогической мотивации ВМ > ВПМ > ВОМ;
 мотивационный комплекс ВМ = ВОМ > ВПМ, полученный в результате исследования в экспериментальной выборке, является недостаточно оптимальным и указывает на низкий уровень удовлетворенности профессиональной деятельностью педагогов со средним и низким уровнем профессионально-педагогической мотивации.
Таким образом, результаты исследования подтвердили гипотезу, о том, что профессионально-педагогическая мотивация педагогов имеет специфику проявления, определяющуюся степенью выраженности и доминированием отдельных уровней и показателей данной характеристики.



1. Абрамова, Г.С. Возрастная психология [Текст]: учебное пособ. для студентов вузов / Г.С. Абрамова. - М.: Просвещение, 2013. - 325с.
2. Алиева, С.В. Социальная педагогика [Текст]: учебное пособие / А.В. Иванов, С.В. Алиева. - М.: Дашков и К, 2016. - 424c.
3. Арендачук, И.В. Роль мотивации деятельности в становлении профессионализма личности [Электронный ресурс] / И.В. Арендачук // Изв. Сарат. ун-та // Акмеология образования. Психология развития. - 2010. - №3. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/rol-motivatsii-deyatelnosti-v-stanovlenii-professionalizma-lichnosti (дата обращения: 20.01.2020).
4. Бакурадзе, А. Мотивация учителей: актуальные потребности и принципы их удовлетворения или компенсации [Текст] / А. Бакурадзе, А. Джумалаев // Директор школы. - 2007. - №10. - С. 11-15.
5. Бодров, В.А. Психологические исследования проблемы профессионализации личности [Текст] / В.А. Бобров // Психологические исследования проблемы формирования личности профессионала. - М.: Ин-т психологии АН СССР, 1991. - 326с.
6. Василькова, Т.А. Социальная педагогика: педагогический опыт и методы работы [Текст]: учебное пособие для студентов высших учебных заведений / Т.А. Василькова. - М.: ИЦ Академия, 2016. - 208c.
7. Выготский, Л.С. Педагогическая психология [Текст] / Л.С. Выготский. - М.: Просвещение, 2013. - 230с.
8. Климов, Е.А. Психология профессионального самоопределения (Отраслевая психология) [Текст] / Е.А. Климов. - 2012. - 304с.
9. Кирдянкина, С.В. Концепция «Мотивация профессионального роста педагогов» [Текст] / С.В. Кирданкина // Управление современной школой. - №6. - 2010. - С. 26-34.
10. Леонтьев, А.Н. «Лекции по общей психологии» [Текст] / А.Н. Леонтьев. - М.: Смысл, - 2016 - 270с.
11. Лукина, А.К. Социальная педагогика [Текст]: учебное пособие / А.К. Лукина. - М.: Инфра-М, 2019. - 240c.
12. Мастеров, Б.М. Психология саморазвития [Текст] / Б.М. Мастеров, Г.А. Цукерман. - М.: Интерпракс, 1995. - 288с.
13. Мирзоян, В.А. Кризис трудовой мотивации: опыт философского анализа [Текст] / В.А. Мирзоян // Вопросы философии. - 2011. - №11. С. 3-13.
14. Немов, Р.С. Психология [Текст] / Р.С. Немов. - М.: АСТ, 2013. - 330с.
15. Никулина, И.В. Мотивация профессионально-педагогической деятельности преподавателя высшей школы [Электронный ресурс] / И.В. Никулина // Вестник СамГУ. - 2008. - №66. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/motivatsiya-professionalno-pedagogicheskoy-deyatelnosti-prepodavatelya-vysshey-shkoly (дата обращения: 20.01.2020).
16. Рубинштейн, С. Л. Основы общей психологии [Текст] / С.Л. Рубинштейн. - СПб.: Питер, 2017. - 800с.
17. Скударева, Г.Н. Профессиональная мотивация педагога: научная теория и инновационная социально-педагогическая практика [Электронный ресурс] / Г.Н. Скударева // Вестник Костромского государственного университета // Педагогика. Психология. Социокинетика. - 2014. - №1. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/professionalnaya-motivatsiya-pedagoga-nauchnaya-teoriya-i-innovatsionnaya-sotsialno-pedagogicheskaya-praktika (дата обращения: 20.01.2020).
18. Слободчиков, В.И. Психология развития человека [Текст] / В.И. Слободчиков, Е.И. Исаев. - М., 2000. - 405с.
19. Фетискин, Н.П. Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп [Текст] / Н.П. Фетискин, В.В. Козлов, Г.М. Майнулов. - М. Изд-во Института Психотерапии, 2002. - 589с.
20. Цукерман, Г.А. Психология саморазвития [Текст] / Г.А. Цукерман, Б.М. Мастеров. - М., 1995. - 158с.

Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ