Психологические компоненты агрессивного поведения у старших дошкольников (Московский Финансово-Промышленный Университет «Синергия»)
|
Проведено эмпирическое исследование.
База исследования: Государственное бюджетное общеобразовательное учреждении Школа № 1158 здание «Мечта», старшая группа № 1 и № 2 «Чебурашка» и «Солнышко» (г. Москва).
Выборка: 40 детей.
Есть приложения.
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ИЗУЧЕНИЕ ПРОБЛЕМЫ АГРЕССИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 9
1.1 Основные понятия, виды, компоненты агрессивного поведения в психологии и педагогике 9
1.2 Особенности проявления агрессивного поведения у детей в старшем дошкольном возрасте 17
Выводы по 1 главе 26
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПРОЯВЛЕНИЙ АГРЕССИВНОСТИ И АГРЕССИИ У ДЕТЕЙ В СТАРШЕМ ДОШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ 29
2.1.Подбор методик и описание этапов по изучению проявлений агрессивности и агрессии у детей старшего дошкольного возраста 29
2.2 Анализ и выводы по результатам эмпирического исследования проявлений агрессивности и агрессии у детей старшего дошкольного возраста 31
2.3. Методические рекомендации для педагогов и родителей по коррекции агрессивности и агрессии у мальчиков и девочек в старшем дошкольном возрасте 60
Выводы по 2 главе 66
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 68
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ: 71
Приложения 76
База исследования: Государственное бюджетное общеобразовательное учреждении Школа № 1158 здание «Мечта», старшая группа № 1 и № 2 «Чебурашка» и «Солнышко» (г. Москва).
Выборка: 40 детей.
Есть приложения.
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ИЗУЧЕНИЕ ПРОБЛЕМЫ АГРЕССИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 9
1.1 Основные понятия, виды, компоненты агрессивного поведения в психологии и педагогике 9
1.2 Особенности проявления агрессивного поведения у детей в старшем дошкольном возрасте 17
Выводы по 1 главе 26
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПРОЯВЛЕНИЙ АГРЕССИВНОСТИ И АГРЕССИИ У ДЕТЕЙ В СТАРШЕМ ДОШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ 29
2.1.Подбор методик и описание этапов по изучению проявлений агрессивности и агрессии у детей старшего дошкольного возраста 29
2.2 Анализ и выводы по результатам эмпирического исследования проявлений агрессивности и агрессии у детей старшего дошкольного возраста 31
2.3. Методические рекомендации для педагогов и родителей по коррекции агрессивности и агрессии у мальчиков и девочек в старшем дошкольном возрасте 60
Выводы по 2 главе 66
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 68
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ: 71
Приложения 76
Проявление и признаки агрессивного поведения всегда окружает и сопровождает нас всю жизнь, а сейчас родители старших дошкольников все чаще начали встречаться с ними в повседневной жизни. Родители ожидают у ребенка хорошее поведение, и это стало нормой. В ответ дети требуют у родителей игрушки и другие интересующие их вещи иногда даже нытьем или истерикой. Но работа с агрессивным поведением не должна сводиться к усмирению юного бунтаря любой ценой. Такие дети, прежде всего, нуждаются не в наказании, а в понимании, заботе, любви и в помощи. Далее разберем, что же означает такое сложное понятие «агрессивное поведение детей».
Что же следует понимать под словом «агрессивность»? Агрессивность – это черта характера, присущие многим людям, при которой, он на все реагирует агрессивно. Также рассматривается как кратковременное эмоциональное состояние и отражает такие качества, как обидчивость, недоброжелательность, ненависть, может выражаться в гневе, злости или причинении неприятностей окружающим людям и доминировать над ними. В слово «агрессивность» каждый вкладывает свое представление о том, что это такое, как с ней надо обходиться и не проще ли от нее просто избавиться.
Как считал Зигмунд Фрейд: «Агрессивность не порождена частной собственностью, а имеет глубокие основы в психике человека» [41, с. 121].
В ряде исследований, посвящённых изучению проявлений агрессивности, отмечается уже у детей дошкольного возраста. А в качестве источников называют биологические, характерологические особенности, эмоциональная возбудимость, другие же исследователи, такие как А. Бандура, Б. Скиннер [1, с. 98], отмечают социальные причины: положение в семье, коллективе, умение общаться со сверстниками, развитие и степень владения игровых навыков и другими видами деятельности, ценящимися в группе.
Агрессия – это определенный вид действий, направленный на причинение морального или физического ущерба другим людям, это нападение на них с целью причинения вреда. Например, враждебность, безусловно, форма агрессии, которая чревата неприятностями и для самого агрессора, и для его окружения, так же упорство - тоже форма агрессии, но без него трудно чего – либо добиться, достичь цели.
Обычно признаками агрессии у детей являются их поступки, которые они совершают, например: не признают своих ошибок, отказываются соблюдать правила, обзываются, отбирают игрушки у сверстников, бьют и мстят сверстникам, так же гневаются, плюются, щипаются, кусаются, а чаще всего капризничают и говорят оскорбительные и обидные слова.
Проблема агрессивности и агрессии стала одной из самых популярных тем в мировой психологии. Решению проблемы агрессивности человека
посветили такие зарубежные исследователи, как А. Адлер [3, c. 85], А. Бандура [1, c. 25], Дж. Доллард [3, c. 120], Д. Паттерсон [5, c. 135],
Н.А. Мосина [29, c. 45], Т.С. Захаренко [29, c. 45] З. Фрейд [4, c. 35], проблемой агрессии занимались такие исследователи как А. Басс [19, c. 56], Л. Берковиц [4, c. 46], А. Дарки [19, c. 56], К. Лоренц [20, c. 12], Э. Фромм [40, c. 14]. В отечественной психологии проблема агрессивного поведения была представлена у следующих авторов С.Н. Еникополов [3, с. 78], Т.Г. Румянцева [33, c. 81], С.Л. Колосова [16, c. 95], Н.М. Платонова [30, c. 33].
Важность семьи как института воспитания обусловлена тем, что в ней ребенок находится в течение значительной части своей жизни, и по длительности своего воздействия на личность ни один из институтов воспитания не может сравниться с семьей. В ней закладываются основы личности ребенка. Однако никакой другой социальный институт не может потенциально нанести столько вреда в воспитании детей, сколько может сделать семья. Ведь семья может одновременно демонстрировать модели агрессивного поведения и обеспечивать его подкрепление, так как дети могут сталкиваться с проявлениями агрессивного поведения у себя дома, поэтому семья выступает в качестве как отрицательного, так и положительного фактора воспитания.
Положительное воздействие на личность ребенка заключается в том, что никто, кроме самых близких для него в семье людей – мамы, папы, бабушки, дедушки, брата и сестры, не относится к нему лучше, не любит его так сильно и не заботится столько о нем, как они. Важно и обязательно должна быть проведена работа с детьми и их родственниками, которые должны помочь и подтолкнуть своего ребенка на формирование способности видеть и понимать других, уметь и находить безопасный выход из ситуации, в которой проявилась агрессия.
Актуальность исследования – в настоящее время недостаточно исследована проблема проявлений агрессивности и агрессии у детей в старшем дошкольном возрасте в процессе непосредственной работы педагога ДОО. Для практической педагогики актуальна задача поиска наиболее эффективных путей выявления, профилактики и преодоления этого негативного факта. При отсутствии целенаправленной коррекционной работы агрессия, как устойчивая форма поведения не только сохраняется, но и развивается, трансформируется в устойчивое качество личности и может сохраняться на протяжении дальнейшей жизни человека. Именно поэтому является особенно важным изучение агрессивности и агрессии у детей, когда черта находится в стадии становления, когда еще можно предпринять своевременные корректирующие меры в старшем дошкольном возрасте. Все это определило выбор темы дипломного исследования.
Цель исследования – изучение проявлений агрессивности и агрессии у детей старшего дошкольного возраста.
Объект исследования – эмоциональная сфера ребенка старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования – проявления агрессии и агрессивности у детей старшего дошкольного возраста.
Гипотеза исследования: мы предполагаем, что: психологическое консультирование по проблемам, связанным с агрессивным поведением детей старшего дошкольного возраста, должно быть организовано комплексно как для самих детей старшего дошкольного возраста, так и их родителей, ровесников, воспитателей и педагогов детских дополнительных образовательных учреждений. Именно такой комплекс программ психокоррекции агрессивного поведения способствует преодолению детской агрессии и изменению форм ее проявления.
Задачи исследования:
1. Изучить понятия и подходы к изучению агрессии и агрессивности в отечественной и зарубежной психологии и педагогике;
2. Рассмотреть основные подходы к выявлению составляющих агрессивного поведения старших дошкольников и способов работы с агрессивным поведением;
3. Составить план эмпирического исследования и подобрать методики для изучения проявлений агрессивности и агрессии у детей старшего дошкольного возраста;
4. Провести анализ результатов проявлений агрессивности и агрессии у детей старшего дошкольного возраста;
5. Проанализировать возможности психологического консультирования и коррекции агрессивного поведения у детей старшего дошкольного возраста.
6. Составить рекомендации для педагогов и родителей по коррекции агрессивности и агрессии у детей старшего дошкольного возраста.
Методы исследования:
1. Теоретические методы: анализ научных библиографических источников, теоретический анализ и синтез, обобщение и систематизация результатов;
2. Эмпирические методы: наблюдение, беседа, анкетирование, количественный и качественный анализ полученных результатов;
Методики исследования:
- «Тест руки Э. Вагнера» («Hand-test» Э. Вагнера),
- опросник Басса-Дарки, модифицированный С.Ф. Сироткиным для старшего дошкольного возраста,
- тест «Уровень агрессивности ребенка» (Г.П. Лаврентьева, Т.М. Титаренко),
- анкета для родителей и педагогов «Признаки агрессивности»,
- методика регистрации проявлений агрессии «Ребенок глазами взрослого» (А.А. Романов).
Что же следует понимать под словом «агрессивность»? Агрессивность – это черта характера, присущие многим людям, при которой, он на все реагирует агрессивно. Также рассматривается как кратковременное эмоциональное состояние и отражает такие качества, как обидчивость, недоброжелательность, ненависть, может выражаться в гневе, злости или причинении неприятностей окружающим людям и доминировать над ними. В слово «агрессивность» каждый вкладывает свое представление о том, что это такое, как с ней надо обходиться и не проще ли от нее просто избавиться.
Как считал Зигмунд Фрейд: «Агрессивность не порождена частной собственностью, а имеет глубокие основы в психике человека» [41, с. 121].
В ряде исследований, посвящённых изучению проявлений агрессивности, отмечается уже у детей дошкольного возраста. А в качестве источников называют биологические, характерологические особенности, эмоциональная возбудимость, другие же исследователи, такие как А. Бандура, Б. Скиннер [1, с. 98], отмечают социальные причины: положение в семье, коллективе, умение общаться со сверстниками, развитие и степень владения игровых навыков и другими видами деятельности, ценящимися в группе.
Агрессия – это определенный вид действий, направленный на причинение морального или физического ущерба другим людям, это нападение на них с целью причинения вреда. Например, враждебность, безусловно, форма агрессии, которая чревата неприятностями и для самого агрессора, и для его окружения, так же упорство - тоже форма агрессии, но без него трудно чего – либо добиться, достичь цели.
Обычно признаками агрессии у детей являются их поступки, которые они совершают, например: не признают своих ошибок, отказываются соблюдать правила, обзываются, отбирают игрушки у сверстников, бьют и мстят сверстникам, так же гневаются, плюются, щипаются, кусаются, а чаще всего капризничают и говорят оскорбительные и обидные слова.
Проблема агрессивности и агрессии стала одной из самых популярных тем в мировой психологии. Решению проблемы агрессивности человека
посветили такие зарубежные исследователи, как А. Адлер [3, c. 85], А. Бандура [1, c. 25], Дж. Доллард [3, c. 120], Д. Паттерсон [5, c. 135],
Н.А. Мосина [29, c. 45], Т.С. Захаренко [29, c. 45] З. Фрейд [4, c. 35], проблемой агрессии занимались такие исследователи как А. Басс [19, c. 56], Л. Берковиц [4, c. 46], А. Дарки [19, c. 56], К. Лоренц [20, c. 12], Э. Фромм [40, c. 14]. В отечественной психологии проблема агрессивного поведения была представлена у следующих авторов С.Н. Еникополов [3, с. 78], Т.Г. Румянцева [33, c. 81], С.Л. Колосова [16, c. 95], Н.М. Платонова [30, c. 33].
Важность семьи как института воспитания обусловлена тем, что в ней ребенок находится в течение значительной части своей жизни, и по длительности своего воздействия на личность ни один из институтов воспитания не может сравниться с семьей. В ней закладываются основы личности ребенка. Однако никакой другой социальный институт не может потенциально нанести столько вреда в воспитании детей, сколько может сделать семья. Ведь семья может одновременно демонстрировать модели агрессивного поведения и обеспечивать его подкрепление, так как дети могут сталкиваться с проявлениями агрессивного поведения у себя дома, поэтому семья выступает в качестве как отрицательного, так и положительного фактора воспитания.
Положительное воздействие на личность ребенка заключается в том, что никто, кроме самых близких для него в семье людей – мамы, папы, бабушки, дедушки, брата и сестры, не относится к нему лучше, не любит его так сильно и не заботится столько о нем, как они. Важно и обязательно должна быть проведена работа с детьми и их родственниками, которые должны помочь и подтолкнуть своего ребенка на формирование способности видеть и понимать других, уметь и находить безопасный выход из ситуации, в которой проявилась агрессия.
Актуальность исследования – в настоящее время недостаточно исследована проблема проявлений агрессивности и агрессии у детей в старшем дошкольном возрасте в процессе непосредственной работы педагога ДОО. Для практической педагогики актуальна задача поиска наиболее эффективных путей выявления, профилактики и преодоления этого негативного факта. При отсутствии целенаправленной коррекционной работы агрессия, как устойчивая форма поведения не только сохраняется, но и развивается, трансформируется в устойчивое качество личности и может сохраняться на протяжении дальнейшей жизни человека. Именно поэтому является особенно важным изучение агрессивности и агрессии у детей, когда черта находится в стадии становления, когда еще можно предпринять своевременные корректирующие меры в старшем дошкольном возрасте. Все это определило выбор темы дипломного исследования.
Цель исследования – изучение проявлений агрессивности и агрессии у детей старшего дошкольного возраста.
Объект исследования – эмоциональная сфера ребенка старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования – проявления агрессии и агрессивности у детей старшего дошкольного возраста.
Гипотеза исследования: мы предполагаем, что: психологическое консультирование по проблемам, связанным с агрессивным поведением детей старшего дошкольного возраста, должно быть организовано комплексно как для самих детей старшего дошкольного возраста, так и их родителей, ровесников, воспитателей и педагогов детских дополнительных образовательных учреждений. Именно такой комплекс программ психокоррекции агрессивного поведения способствует преодолению детской агрессии и изменению форм ее проявления.
Задачи исследования:
1. Изучить понятия и подходы к изучению агрессии и агрессивности в отечественной и зарубежной психологии и педагогике;
2. Рассмотреть основные подходы к выявлению составляющих агрессивного поведения старших дошкольников и способов работы с агрессивным поведением;
3. Составить план эмпирического исследования и подобрать методики для изучения проявлений агрессивности и агрессии у детей старшего дошкольного возраста;
4. Провести анализ результатов проявлений агрессивности и агрессии у детей старшего дошкольного возраста;
5. Проанализировать возможности психологического консультирования и коррекции агрессивного поведения у детей старшего дошкольного возраста.
6. Составить рекомендации для педагогов и родителей по коррекции агрессивности и агрессии у детей старшего дошкольного возраста.
Методы исследования:
1. Теоретические методы: анализ научных библиографических источников, теоретический анализ и синтез, обобщение и систематизация результатов;
2. Эмпирические методы: наблюдение, беседа, анкетирование, количественный и качественный анализ полученных результатов;
Методики исследования:
- «Тест руки Э. Вагнера» («Hand-test» Э. Вагнера),
- опросник Басса-Дарки, модифицированный С.Ф. Сироткиным для старшего дошкольного возраста,
- тест «Уровень агрессивности ребенка» (Г.П. Лаврентьева, Т.М. Титаренко),
- анкета для родителей и педагогов «Признаки агрессивности»,
- методика регистрации проявлений агрессии «Ребенок глазами взрослого» (А.А. Романов).
В теоретической части нашей работы были рассмотрены теоретические основы исследования воздействия процесса психологического консультирования на детей старшего дошкольного возраста с агрессивным поведением
Были выделены различные типы агрессии и агрессивного поведения, их причины и методы сокращения и профилактики проблем агрессивного поведения у детей старшего дошкольного возраста в ситуации психологического консультирования.
Методами коррекции и профилактики проблем агрессивного поведения у детей старшего дошкольного возраста в ситуации психологического консультирования в рамках поведенческого подхода выступают различные тренинги, социальные умения.
В исследовании рассмотрены психологические и социально-педагогические действия-реакции детей старшего дошкольного возраста с агрессивным поведением в ситуации психологического консультирования.
Результаты нашего эмпирического исследования свидетельствуют о том, что старшие дошкольники с агрессивным поведением имеют ярко выраженные показатели: высокие значения вербальной, физической агрессии, раздражения, тревожности, потребности во внимании, превышение возрастной нормы индексов: общий показатель агрессивности, суммарный индекс агрессивных реакций, индекс враждебности; которые относятся к уровню такой агрессивности, при котором есть опасность закрепления ситуационно-личностных реакций агрессии как патохарактерологических, поэтому дошкольнику требуется помощь в овладении собственным поведением через методы и средства психологического консультирования как его самого, так и окружающих его взрослых (родителей, воспитателей) и ровесников.
Психологическое консультирование по проблемам, связанным с агрессивным поведением детей старшего дошкольного возраста, должно быть комплексным, и направлено на разные категории участников исследования и приводит к снижению уровня агрессивного поведения до среднего и низкого, дошкольники становятся активными и позитивно-коммуникативными, уменьшению индексов – общий индекс агрессивности (ИА), индекс враждебности (ИВ) и суммарный индекс агрессивных реакций (СИАР); снижению всех признаков проявления агрессивности.
Поставленная в работе цель достигнута. Гипотеза о том, что психологическое консультирование по проблемам, связанным с агрессивным поведением детей старшего дошкольного возраста, должно быть организовано комплексно как для самих детей старшего дошкольного возраста, так и их родителей, ровесников, воспитателей и педагогов детских дополнительных образовательных учреждений, и именно такой комплекс-программам психокоррекции агрессивного поведения способствует преодолению детской агрессии и изменению форм ее проявления, подтвердилась.
Были выделены различные типы агрессии и агрессивного поведения, их причины и методы сокращения и профилактики проблем агрессивного поведения у детей старшего дошкольного возраста в ситуации психологического консультирования.
Методами коррекции и профилактики проблем агрессивного поведения у детей старшего дошкольного возраста в ситуации психологического консультирования в рамках поведенческого подхода выступают различные тренинги, социальные умения.
В исследовании рассмотрены психологические и социально-педагогические действия-реакции детей старшего дошкольного возраста с агрессивным поведением в ситуации психологического консультирования.
Результаты нашего эмпирического исследования свидетельствуют о том, что старшие дошкольники с агрессивным поведением имеют ярко выраженные показатели: высокие значения вербальной, физической агрессии, раздражения, тревожности, потребности во внимании, превышение возрастной нормы индексов: общий показатель агрессивности, суммарный индекс агрессивных реакций, индекс враждебности; которые относятся к уровню такой агрессивности, при котором есть опасность закрепления ситуационно-личностных реакций агрессии как патохарактерологических, поэтому дошкольнику требуется помощь в овладении собственным поведением через методы и средства психологического консультирования как его самого, так и окружающих его взрослых (родителей, воспитателей) и ровесников.
Психологическое консультирование по проблемам, связанным с агрессивным поведением детей старшего дошкольного возраста, должно быть комплексным, и направлено на разные категории участников исследования и приводит к снижению уровня агрессивного поведения до среднего и низкого, дошкольники становятся активными и позитивно-коммуникативными, уменьшению индексов – общий индекс агрессивности (ИА), индекс враждебности (ИВ) и суммарный индекс агрессивных реакций (СИАР); снижению всех признаков проявления агрессивности.
Поставленная в работе цель достигнута. Гипотеза о том, что психологическое консультирование по проблемам, связанным с агрессивным поведением детей старшего дошкольного возраста, должно быть организовано комплексно как для самих детей старшего дошкольного возраста, так и их родителей, ровесников, воспитателей и педагогов детских дополнительных образовательных учреждений, и именно такой комплекс-программам психокоррекции агрессивного поведения способствует преодолению детской агрессии и изменению форм ее проявления, подтвердилась.



