Профилактика стресса младших школьников при помощи медитативных сказок (Белгородский Государственный Национальный Исследовательский Университет (Старооскольский филиал))
Проведено эмпирическое исследование.
База исследования: Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Основная общеобразовательная школа №7» Старооскольского городского округа.
Выборка: 26 детей младшего школьного возраста (8-10 лет).
Есть приложения.
ВВЕДЕНИЕ...3
Глава I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОФИЛАКТИКИ СТРЕССА МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ПРИ ПОМОЩИ МЕДИТАТИВНЫХ СКАЗОК...8
1.1. Характеристика стресса в психолого-педагогической литературе: понятие и основные формы проявления…8
1.2. Особенности возникновения стресса у детей младшего школьного возраста....15
1.3. Использование медитативных сказок в профилактике стресса у младших школьников 22
Глава II. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПРОФИЛАКТИКИ СТРЕССА МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ПРИ ПОМОЩИ МЕДИТАТИВНЫХ СКАЗОК.....32
2.1. Определение уровня стресса младших школьников на констатирующем этапе исследования...32
2.2. Программа профилактики стресса младших школьников при помощи медитативных сказок...36
2.3. Определение уровня стресса младших школьников на контрольном этапе исследования..48
ЗАКЛЮЧЕНИЕ...53
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.......56
ПРИЛОЖЕНИЕ... 60
Проблема эмоционального развития и возможности воздействия на эмоциональную сферу младших школьников заняла в исследованиях педагогов и психологов важное место. Этот интерес обусловлен, прежде всего, тем, что дети в начальной школе очень эмоциональны. Все, что ребенок наблюдает, о чем думает, что делает, вызывает эмоционально окрашенное отношение. В этом возрасте все чаще и больше приходится делать то, что надо, а не то, что хочется. Младшие школьники зачастую не умеют сдерживать и контролировать внешнее проявление эмоций, дети очень непосредственны и откровенны в выражении радости, горя, печали, страха, удовольствия или неудовольствия.
Эмоциональное стрессовое состояние оказывает влияние на процесс социализации, поскольку в младшем школьном возрасте у детей изменяется весь строй жизни, режим, социальное положение, складываются определенные отношения с окружающими людьми и в семье. Именно эмоции являются одним из важных факторов формирования ценностных ориентаций и установок личности, которые регулируют деятельность ребенка и определяют его отношение к окружающему миру.
Особенности детей младшего школьного возраста выражаются в эмоциональной неустойчивости, частой смене настроений, склонности к аффектам. Частой причиной такого положения дел выступает эмоциональное стрессовое состояние, которое возникает у ребенка в трудных ситуациях и переживается с большой внутренней напряженностью. К событиям, которые оказывают влияние на проявления стрессовых состояний в начальной школе можно отнести: поступление в первый класс, перевод в другую школу, рождение брата или сестры, развод родителей, переезд, семейные конфликты, школа (конфликты с учителями, учеба), конфликты со сверстниками, потеря родителя (ей) и др.
На сегодняшний день существует множество различных психокоррекционных упражнений, используемых в групповой работе с детьми. Однако все они являются конкретным воплощением какого-либо метода в игротерапии, арт-терапии (изотерапии, сказкотерапии, музыкотерапии и т.д.) или поведенческой терапии (различного вида тренингов, психогимнастики).
Сказкотерапия в настоящее время становится весьма популярным способом психокоррекционныой и психотерапевтической работы. Она активно используется педагогами и психологами в работе с детьми. Сказкотерапия эффективна в решении практически любых психологических проблем детей.
Одной из разновидностей сказкотерапии являются медитативные сказки, которые создаются с целью накопления положительного образного опыта, снятия психоэмоционального напряжения, создания лучших моделей взаимоотношений, развития личностных потенциалов. Их главное назначение – сообщение бессознательному позитивных «идеальных» моделей взаимоотношений с окружающим миром и другими людьми. Отличительная особенность медитативных сказок – это отсутствие конфликтов и злых героев.
Медитативные сказки можно использовать в педагогическом процессе начальной школы. В них могут быть заложены образы «идеальных» взаимоотношений между родителями и детьми, друзьями, человеком и окружающим миром, учеником и учителем, школьником и учебными предметами и пр. Образы, транслируемые через сказку, могут стать впоследствии духовными ориентирами.
Исходя из вышеизложенного, нами был определен научный аппарат исследования:
Проблема исследования: каковы возможности медитативных сказок для профилактики стресса младших школьников.
Объект исследования: стресс как негативное психическое состояние младшего школьника.
Предмет исследования: эффективность медитативных сказок как средства профилактики стресса младших школьников.
Цель исследования теоретически обосновать и практически проверить эффективность профилактики стресса младших школьников при помощи медитативных сказок.
В соответствии с объектом, предметом и целью исследования были определены следующие задачи исследования:
1. Рассмотреть характеристику стресса в психолого-педагогической литературе.
2. Изучить особенности возникновения стресса у детей младшего школьного возраста.
3. Представить возможности использования медитативных сказок в профилактике стресса у младших школьников.
4. Провести эмпирическое исследование профилактики стресса младших школьников при помощи медитативных сказок.
Гипотеза исследования: заключается в предположении о том, что медитативные сказки являются эффективным средством профилактики стресса младших школьников.
Организация исследования выпускной квалификационной работы предусматривала использование следующих групп методов:
- теоретические: анализ психолого-педагогической научной литературы по рассматриваемой теме;
- эмпирические: тестирование и педагогическая диагностика исследуемого показателя;
- математические: количественный и качественный анализ данных, полученных в ходе эмпирической части исследования.
Методологическая база исследования. В качестве ведущих теоретических концепций, выступивших основой определения эффективности медитативных сказок как средства профилактики стресса младших школьников, стали:
- исследования стресса в психолого-педагогической литературе (В.И. Евдокимов, В.Л. Марищук, Р. Лацарус, Г. Селье и др.);
- исследования стресса у детей младшего школьного возраста (Т.В. Дорожовец Ш. Левис, А. Элкин и др.);
- исследования сказкотерапии как метода работы с младшими школьниками (Э.Л. Берн, Э. Гарден, Е.А. Лисина, А. Менегетти, Э. Фромм и др.).
Практической базой исследования выступило Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Основная общеобразовательная школа №7» Старооскольского городского округа. В исследовательскую работу было вовлечено 26 обучающихся младшего школьного возраста (8-10 лет).
Структура выпускной квалификационной работы определена целью и логикой исследования. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка использованной литературы и приложений.
Во введении представлен научный аппарат исследования: актуальность, объект, предмет, цель, задачи, гипотеза, методы, методологическая база, практическая база, а также структура выпускной квалификационной работы.
В первой главе «Стресс как психолого-педагогическая проблема» нами дано понятие стресса, его характеристика и формы проявления, рассмотрены причины возникновения стрессовых состояний у детей младшего школьного возраста, а также представлены возможности использования медитативных сказок в профилактике стресса у младших школьников.
Во второй главе «Эмпирическое исследование влияния медитативных сказок на снятие и профилактику стресса у детей младшего школьного возраста» составлено методическое обеспечение и организация исследования, произведен анализ результатов исследования, а также предложены методические рекомендации по профилактике возникновения стресса у детей младшего школьного возраста.
В заключении сделаны выводы о проделанной работе.
Объем работы составляет 59 страниц. Библиографический список использованной литературы состоит из 43 источников.
Тема нашего исследования была посвящена профилактике стресса младших школьников при помощи медитативных сказок.
Ее актуальность связана с тем, что особенности детей младшего школьного возраста выражаются в эмоциональной неустойчивости, частой смене настроений, склонности к аффектам. Частой причиной такого положения дел выступает эмоциональное стрессовое состояние, которое возникает у ребенка в трудных ситуациях и переживается с большой внутренней напряженностью. На сегодняшний день существует множество различных психокоррекционных упражнений, используемых в групповой работе с детьми, одной из которых является сказкотерапия, которая эффективна в решении практически любых психологических проблем детей.
Цель настоящего исследования заключалась в том, чтобы теоретически обосновать и практически проверить эффективность профилактики стресса младших школьников при помощи медитативных сказок.
В ходе проведенной работы были достигнуты заявленные задачи:
1. Рассмотрена характеристика стресса в психолого-педагогической литературе. Отметим, что стресс представляет собой состояния чрезмерно сильного и длительного психологического напряжения, которое возникает у человека, когда его нервная система получает эмоциональную перегрузку. Стресс дезорганизует деятельность человека, нарушает нормальный ход его поведения.
2. Изучены особенности возникновения стресса у детей младшего школьного возраста. Причиной эмоциональной неустойчивости выступают эмоциональные стрессовые состояния, которые возникают в необычно трудной ситуации и переживаются с большой внутренней напряженностью.
3. Представлены возможности использования медитативных сказок в профилактике стресса у младших школьников. Медитативные сказки создаются для накопления положительного образного опыта, снятия психоэмоционального напряжения, для формирования лучших человеческих взаимоотношений, развития личностного ресурса.
4. Проведено эмпирическое исследование профилактики стресса младших школьников при помощи медитативных сказок.
Практическая часть работы включала в себя три этапа: констатирующий, формирующий, контрольный.
Для определения изучаемого показателя нами использованы следующие диагностические инструменты:
1) методика диагностики уровня школьной тревожности В. Филлипса.
2) проективный тест личностных отношений, социальных эмоций и ценностных ориентаций «Домики» О.А. Ореховой.
Результаты констатирующего этапа с использованием методики диагностики уровня школьной тревожности В. Филлипса, свидетельствую о том, что у 11 обучающихся высокий уровень переживания стресса, что соответствует 42%. У 6 обучающихся выявлен средний уровень переживания стресса, что соответствует 35%. И у 9 обучающихся не наблюдается стресс, их состояние соответствует норме, что соответствует 23%.
Проективный тест личностных отношений, социальных эмоций и ценностных ориентаций «Домики» О.А. Ореховой показал следующие результаты: у 13 обучающихся наблюдается высокий уровень переживания стресса, что соответствует 50%. У 5 обучающихся отмечается средний уровень, что соответствует 31%. И у 8 обучающихся наблюдается норма, что соответствует 19%.
Сравнительный анализ данных, полученных на констатирующем и контрольном этапах исследования по профилактике стресса младших школьников при помощи медитативных сказок, подтверждает значимые положительные изменения:
1. По методике диагностики уровня школьной тревожности В. Филлипса получены следующие результаты:
- количество детей с высоким уровнем школьной тревожности на завершающем этапе исследования сократилось с 11 до 5 учеников (с 42% до 19%);
- средний уровень школьной тревожности зафиксирован у 6 человек (23%) (данный показатель не изменился относительно констатирующего этапа);
- количество детей с низким уровнем школьной тревожности увеличилось с 9 до 15 учеников (с 35% до 58%), что на 6 человек (на 23%) больше, чем было на констатирующем этапе.
По результатам методики проективного теста личностных отношений, социальных эмоций и ценностных ориентаций «Домики» О.А. Ореховой на контрольном этапе исследования, отметим следующее:
- количество детей с высоким уровнем переживания стресса сократилось с 13 до 4 учеников (с 50% до 15%);
- количество детей со средним уровнем переживания стресса увеличилось с 5 до 9 учеников (с 19% до 35%);
- количество детей с низким уровнем переживания стресса увеличилось с 8 до 13 учеников (с 31% до 50%).
Согласно проведенному анализу полученных данных по двум используемым методикам, можно сделать вывод о том, что медитативные сказки являются эффективным средством профилактики стресса младших школьников.
1. Абрамова, С.В. Физиологическая и личностная адаптация младших школьников / С.В. Абрамова // Здоровье человека: теоретические и практические аспекты / Сборник статей ВГУ им. П.М. Машерова. Витебск: Брест, 2018. – С. 89-97.
2. Александровский, Ю.А. Пограничные психические расстройства / Ю.А. Александровский. – М.: Медицина, 2019. – 400 с.
3. Асмолов, А.Г. Психология личности / А.Г. Асмолов. – М.: Смысл, 2019. – 528 с.
4. Беляева, Е.В. Психолого-педагогические воздействия сказки на формирование этнической идентичности младших школьников / Е.В. Беляева. – М.: АСТ, 2018. – 104 с.
5. Берн, Э. Игры, в которые играют люди. Люди, которые играют в игры: Психология человеческих взаимоотношений / Э. Берн. – СПб.: Питер, 2019. – 399 с.
6. Буслаева, Т.В. Метод сказкотерапии в библиотеке / Т.В. Буслаева // Школьная библиотека – территория детства. – 2020. – № 5. – С. 198-202.
7. Вальдман, А.В. Фармакологическая регуляция эмоционального стресса / А.В. Вальдман, М.М. Козловская, О.С. Медведев. – М.: Медицина, 2021. – 360 с.
8. Вачков, И.В. Введение в сказкотерапию, или Избушка, избушка, повернись ко мне передом / И.В. Вачков. – М.: Генезис, 2019. – 288 с.
9. Вачков, И.В. Сказкотерапия: Развитие самосознания через психологическую сказку / И.В. Вачков. – М.: Ось-89, 2018. – 143 с.
10. Вологодина, Н.В. Сказкотерапия, или как стать победителем / Н.В. Вологодина. – Ростов н/Д: Феникс, 2018. – 256 с.
11. Гнездилов, А.В. Встречи на дороге: терапевтические сказки / А.В. Гнездилов. – СПб.: Речь, 2019. – 224 с.
12. Гришина, И.И. Сказкотерапия как один из способов формирования самодостаточной личности у детей / И.И. Гришина, А.М. Дальхеева // Бюллетень ВСНЦ СО РАМН. – 2021. – № 2. – С. 165-167.
13. Дорожовец, Т.В. Изучение школьной дезадаптации: учебно- методическое пособие / Т.В. Дорожовец. – Витебск: ВГУ им. П.М. Машерова, 2022. – 35 с.
14. Доронова, Т. Что за прелесть эти сказки! / Т. Доронова // Обруч: образование, ребенок, ученик. – 2021. – № 3. – С.5-7.
15. Защиринская, О.В. Сказка в гостях у психологии. Психологические техники: Сказкотерапия / О.В. Защиринская. – СПб.: Лань, 2019. – 234 с.
16. Зинкевич-Евстигнеева, Т.Д. Игры в сказкотерапии / Т.Д. Зинкевич-Евстигнеева, Т.М. Грабенко. – СПб.: Речь, 2021. – 208 с.
17. Зинкевич-Евстигнеева, Т.Д. Формы и методы работы со сказками / Т.Д. Зинкевич-Евстигнеева. – СПб: Речь, 2022. – 235 с.
18. Ивановская, О.Г. Дисграфия и дизорфография: Изучение, методика, сказки: Методическое пособие / О.Г. Ивановская, Л.Я. Гадасина, Т.В. Савченко, С.Ф. Николаева. – СПб.: КАРО, 2018. – 544 с.
19. Капшук, О.Н. Игротерапия и сказкотерапия: развиваемся, играя / О.Н. Капшук. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2019. – 221 с.
20. Короткова, Л.Д. Сказкотерапия для дошкольников и младшего школьного возраста / Л.Д. Короткова. – М.: Сфера, 2018. – 126 с.
21. Лацарус, Р. Теория стресса и психофизиологические исследования // Эмоциональный стресс / Под ред. Л. Леви. – М.: Медицина, 2020. – С. 178-208.
22. Левис, Ш. Ребенок и стресс / Ш. Левис. – СПб.: Питер-пресс, 2017. – 207 с.
23. Ломакина, Г.Р. Сказкотерапия: воспитываем, развиваем, освобождаем ребенка от психологических проблем / Г.Р. Ломакина. – М.: Центр полиграф, 2019. – 157 с.
24. Маклаков, А.Г. Общая психология: учебное пособие для студентов вузов и слушателей курсов психологических дисциплин / А.Г. Маклаков. – СПб: Питер, 2018. – 582 с.
25. Марищук, В.Л. Поведение и саморегуляция человека в условиях стресса: учебное пособие / В.Л. Марищук, В.И. Евдокимов. – СПб.: Сентябрь, 2021. – 259 с.
26. Маслоу, А. По направлению к психологии бытия / А. Маслоу. – М.: ЭКСМО-Пресс, 2022. – 272 с.
27. Медведев, О.С. Эмоциональное напряжение и стресс / О.С. Медведев. – Новосибирск: Наука, 2022. – С. 507-525.
28. Михальченко, К.А. История развития и значение сказкотерапии как направления практической психологии / К.А. Михальченко // Психологические науки: теория и практика. – М.: Буки-Веди, 2019. – С. 42-45.
29. Панфилова, М.А. Лесная школа: Коррекционные сказки и настольная игра для дошкольников и младших школьников / М.А. Панфилова. – М.: ТЦ Сфера, 2019. – 96 с.
30. Пиаже, Ж. Избранные психологические труды / Ж. Пиаже. – М.: Мир, 2022. – 569 с.
31. Практика сказкотерапии: сборник сказок, игр и терапевтических программ / Под ред. Н.А. Сакович. – СПб.: Речь, 2018. – 224 с.
32. Психология сказки: толкование волшебных сказок, психологический смысл мотива искупления в волшебной сказке / М.Л. Франц. – СПб.: Б.С.К., 2019. – 360 с.
33. Реан, А.А. Психология и педагогика / А.А. Реан, Н.В. Бордовская, С.И. Розум. – СПб.: Питер, 2020. – 732 с.
34. Селье, Г. Стресс без дистресса / Г. Селье. – М.: Прогресс, 2020. – 124 с.
35. Соколов, Д.Ю. Сказки и сказкотерапия: практическое пособие / Д.Ю. Соколов. – М.: Независимая фирма «Класс», 2021. – 281 с.
36. Судаков, К.В. Системные механизмы эмоционального стресса / К.В. Судаков. – М.: Медицина, 2020. – 232 с.
37. Ткачёва, Т.Е. Психотерапевтические сказки для взрослых и детей: сказки / Т.Е. Ткачёва. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2019. – 94 с.
38. Ткач, Р.М. Сказкотерапия детских проблем / Р.М. Ткач. – СПб.: Речь, 2018. – 118 с.
39. Толстикова, М.А. Сказка в цвете / М.А. Толстикова // Знание-сила. – 2021. – №1. – С. 29-32.
40. Федулова, И.А. Причины и особенности возникновения стресса у младших школьников / И.А. Федулова // Молодой ученый. – 2021. – № 42 (384). – С. 208-211.
41. Черняева, С.А. Психотерапевтические сказки и игры / С.А. Черняева. – СПб: Речь, 2019. – 168 с.
42. Элкин, А. Стресс для «чайников» / А. Элкин. – М.: Диалектика, 2018. – 316 с.
43. Яничев, П.И. Психологические функции волшебной сказки / П.И. Яничев // Журнал практического психолога. – 2019. – № 10-11. – С. 27-37.