Применение органами местного самоуправления механизма концессионного соглашения для создания остановочных пунктов (Тюменский Государственный Университет)
|
Есть приложения.
ВВЕДЕНИЕ...3
1. АНАЛИЗ СОСТОЯНИЯ ВОПРОСА..6
1.1 Актуальность применения механизмов государственно- (муниципально-) частного партнерства и концессионных соглашений......6
1.2 Нормативные причины выбора концессионного соглашения как механизма привлечения инвесторов к созданию остановочных пунктов............ 7
1.3 Особенности определения объекта концессионного соглашения применительно к созданию остановочных пунктов.......... 9
1.4 Практики применения концессионных соглашений для создания остановочных пунктов в других городах РФ...12
1.4.1 Якутск.. 12
1.4.2 Нижний Новгород...16
1.4.3 Химки... 19
2. ОСОБЕННОСТИ ПРАКТИЕСКОЙ РЕАЛИЗАЦИИ ОРГАНАМИ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ МЕХАНИЗМА КОНЦЕССИОННОГО СОГЛАШЕНИЯ ДЛЯ СОЗДАНИЯ ОСТАНОВОЧНЫХ ПУНКТОВ НА ПРИМЕРЕ ГОРОДА ТЮМЕНИ........22
2.1. Общая информация о проекте...22
2.2 Разработка нормативных документов, обеспечивающих возможность создания остановочных пунктов посредством концессионного соглашения 23
2.3 Определение объекта концессионного соглашения... 24
2.4 Юридические аспекты организации деятельности концессионера......27
2.5 Формирование технического задания.. 28
2.6 Формирование экономической модели концессионного соглашения.... 31
ЗАКЛЮЧЕНИЕ... 34
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ...35
ПРИЛОЖЕНИЕ.... 40
ВВЕДЕНИЕ...3
1. АНАЛИЗ СОСТОЯНИЯ ВОПРОСА..6
1.1 Актуальность применения механизмов государственно- (муниципально-) частного партнерства и концессионных соглашений......6
1.2 Нормативные причины выбора концессионного соглашения как механизма привлечения инвесторов к созданию остановочных пунктов............ 7
1.3 Особенности определения объекта концессионного соглашения применительно к созданию остановочных пунктов.......... 9
1.4 Практики применения концессионных соглашений для создания остановочных пунктов в других городах РФ...12
1.4.1 Якутск.. 12
1.4.2 Нижний Новгород...16
1.4.3 Химки... 19
2. ОСОБЕННОСТИ ПРАКТИЕСКОЙ РЕАЛИЗАЦИИ ОРГАНАМИ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ МЕХАНИЗМА КОНЦЕССИОННОГО СОГЛАШЕНИЯ ДЛЯ СОЗДАНИЯ ОСТАНОВОЧНЫХ ПУНКТОВ НА ПРИМЕРЕ ГОРОДА ТЮМЕНИ........22
2.1. Общая информация о проекте...22
2.2 Разработка нормативных документов, обеспечивающих возможность создания остановочных пунктов посредством концессионного соглашения 23
2.3 Определение объекта концессионного соглашения... 24
2.4 Юридические аспекты организации деятельности концессионера......27
2.5 Формирование технического задания.. 28
2.6 Формирование экономической модели концессионного соглашения.... 31
ЗАКЛЮЧЕНИЕ... 34
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ...35
ПРИЛОЖЕНИЕ.... 40
Необходимость социально-экономического развития городов, обеспечения высокого качества городской среды и жизни населения, определяет потребность органов местного самоуправления крупных городов в реализации крупных инфраструктурных проектов в рамках решения вопросов местного значения. Реализация таких проектов предполагает потребность в значитель-ных объемах финансирования, в то время как не каждый муниципалитет об-ладает достаточными ресурсами (материальными, кадровыми и т.п.), необ-ходимыми для решения поставленных задач.
Данное обстоятельство делает актуальным вопрос привлечения част-ных инвестиций хозяйствующих субъектов для решения задач, направлен-ных на достижение общественных интересов. Подобное взаимодействие с та-кими субъектами в случае с органами местного самоуправления принято именовать муниципально-частным партнерством1.
По своей сути одной из форм государственно-частного партнерства является концессия (от латинского concessio – разрешение, уступка, льгота)2.
В настоящее время проекты, реализуемые в форме концессионных со-глашений получают всё большее распространение. Так, например, проект «Создание платной скоростной автодороги протяженностью 11 км от ММДЦ «Сити» до Молодогвардейской транспортной развязки» в городе Москва реализуется в форме концессионного соглашения сроком на 40 лет. Размер концессионной платы в бюджет Москвы составил 70 млн рублей. На проек-тирование участка и строительство отведены 2 и 3 года соответственно, по истечении которых инвестор в течение 35 лет будет эксплуатировать дорогу на платной
_____________________________________
1 Громова Е. А. Государственно-частное партнерство и его правовые формы : учеб. пособие / Громова Е. А. - Москва : Юстицинформ, 2019. – 84 с. - Текст : непосредственный.
2 Пластинина Е. А. Концессионные соглашения как форма государственно-частного партнерства / Е. А. Пластинина. - Текст : непосредственный // Прогосзаказ.РФ. - 2017. - № 5. – С. 50. - Текст : непосредственный.
основе, взимая плату за проезд в рамках верхней границы, установленной городом. Объем финансирования данного проекта составляет 40 млрд. руб.)1.
В качестве местного примера, можно отметить, что постановлением Администрации города Тюмени от 23.10.2017 №699-пк заключено концесси-онное соглашение в отношении объектов водоснабжения и водоотведения муниципального образования городской округ город Тюмень с ООО «Тю-мень Водоканал» на срок до 30.11.20312.
В этой связи возможность применения механизма концессионных со-глашений для решения транспортных проблемы современных городов в рамках реализации концепции «Городов удобных для жизни»3, предполага-ющей приоритетное развитие пассажирского транспорта общего пользова-ния по отношению к индивидуальному, является вполне оправданной. Сле-дует отметить, что для обеспечения высокого качества предоставляемых населению транспортных услуг, перспективным представляется не только со-вершенствование подвижного состава и маршрутной сети, но и создание комфортных условий для ожидания пассажирского транспорта.
С учетом изложенного, в настоящее время в различных регионах РФ начала формироваться практика реализации концессионных соглашений в отношении элементов обустройства автомобильных дорог – остановочных пунктов.
_____________________________________
1 Пластинина Е. А. Концессионные соглашения как форма государственно-частного партнерства / Е. А. Пластинина. - Текст : непосредственный // Прогосзаказ.РФ. - 2017. - № 5. – С. 50-51.
2 О заключении концессионного соглашения в отношении объектов водоснабжения и водоотведения муниципального образования городской округ город Тюмень без проведения конкурса: постановление Администрации города Тюмени № 699-пк от 23.10.2017 : текст с изм. и доп. от 16.12.2019 : - Текст : электронный // правовая система Консультант Плюс. [сайт]. : - URL: http://www.consultant.ru/regbase/cgi/online.cgi?req=doc&base=RLAW 026&n=123237#07537037900038952 // (дата обращения: 15.05.2020).
3 Вучик В. Р. Транспорт в городах, удобных для жизни / В. Р. Вучик ; ред. М. А. Блинкин. - Москва : Территория будущего, 2011. - 576 с. - Текст : непосредственный.
Привлечение частных инвесторов позволяет создавать в городах остановочные пункты с улучшенными характеристиками и применением цифровых технологий, выступающие также и в качестве элемента «Умного города»1.
Примеры реализации данного механизма существуют в ряде регионов РФ, и в настоящее время возможность реализации аналогичного проекта рассматривается и в Тюмени.
Данное обстоятельство делает актуальным вопрос привлечения част-ных инвестиций хозяйствующих субъектов для решения задач, направлен-ных на достижение общественных интересов. Подобное взаимодействие с та-кими субъектами в случае с органами местного самоуправления принято именовать муниципально-частным партнерством1.
По своей сути одной из форм государственно-частного партнерства является концессия (от латинского concessio – разрешение, уступка, льгота)2.
В настоящее время проекты, реализуемые в форме концессионных со-глашений получают всё большее распространение. Так, например, проект «Создание платной скоростной автодороги протяженностью 11 км от ММДЦ «Сити» до Молодогвардейской транспортной развязки» в городе Москва реализуется в форме концессионного соглашения сроком на 40 лет. Размер концессионной платы в бюджет Москвы составил 70 млн рублей. На проек-тирование участка и строительство отведены 2 и 3 года соответственно, по истечении которых инвестор в течение 35 лет будет эксплуатировать дорогу на платной
_____________________________________
1 Громова Е. А. Государственно-частное партнерство и его правовые формы : учеб. пособие / Громова Е. А. - Москва : Юстицинформ, 2019. – 84 с. - Текст : непосредственный.
2 Пластинина Е. А. Концессионные соглашения как форма государственно-частного партнерства / Е. А. Пластинина. - Текст : непосредственный // Прогосзаказ.РФ. - 2017. - № 5. – С. 50. - Текст : непосредственный.
основе, взимая плату за проезд в рамках верхней границы, установленной городом. Объем финансирования данного проекта составляет 40 млрд. руб.)1.
В качестве местного примера, можно отметить, что постановлением Администрации города Тюмени от 23.10.2017 №699-пк заключено концесси-онное соглашение в отношении объектов водоснабжения и водоотведения муниципального образования городской округ город Тюмень с ООО «Тю-мень Водоканал» на срок до 30.11.20312.
В этой связи возможность применения механизма концессионных со-глашений для решения транспортных проблемы современных городов в рамках реализации концепции «Городов удобных для жизни»3, предполага-ющей приоритетное развитие пассажирского транспорта общего пользова-ния по отношению к индивидуальному, является вполне оправданной. Сле-дует отметить, что для обеспечения высокого качества предоставляемых населению транспортных услуг, перспективным представляется не только со-вершенствование подвижного состава и маршрутной сети, но и создание комфортных условий для ожидания пассажирского транспорта.
С учетом изложенного, в настоящее время в различных регионах РФ начала формироваться практика реализации концессионных соглашений в отношении элементов обустройства автомобильных дорог – остановочных пунктов.
_____________________________________
1 Пластинина Е. А. Концессионные соглашения как форма государственно-частного партнерства / Е. А. Пластинина. - Текст : непосредственный // Прогосзаказ.РФ. - 2017. - № 5. – С. 50-51.
2 О заключении концессионного соглашения в отношении объектов водоснабжения и водоотведения муниципального образования городской округ город Тюмень без проведения конкурса: постановление Администрации города Тюмени № 699-пк от 23.10.2017 : текст с изм. и доп. от 16.12.2019 : - Текст : электронный // правовая система Консультант Плюс. [сайт]. : - URL: http://www.consultant.ru/regbase/cgi/online.cgi?req=doc&base=RLAW 026&n=123237#07537037900038952 // (дата обращения: 15.05.2020).
3 Вучик В. Р. Транспорт в городах, удобных для жизни / В. Р. Вучик ; ред. М. А. Блинкин. - Москва : Территория будущего, 2011. - 576 с. - Текст : непосредственный.
Привлечение частных инвесторов позволяет создавать в городах остановочные пункты с улучшенными характеристиками и применением цифровых технологий, выступающие также и в качестве элемента «Умного города»1.
Примеры реализации данного механизма существуют в ряде регионов РФ, и в настоящее время возможность реализации аналогичного проекта рассматривается и в Тюмени.
Привлечение частных инвестиций в инфраструктурные проекты по-средством механизмов государственно- (муниципально-) частного партнер-ства несомненно является актуальным направлением в современной экономи-ке городов. В то же время, заключение такого рода соглашений не должно становиться самоцелью само по себе, и должно формироваться с учетом бюджетных возможностей и необходимости реализации приоритетных направлений социально-экономического развития городов, а также иных факторов внешней среды, влияющих на формирование и расходование бюд-жетных средств.
Одним из таких факторов в последние месяцы стало распространение новой коронавирусной инфекции, работа по предотвращению которой суще-ственно отразилась на мировой экономике, и экономике РФ в частности.
В этой связи, необходимо отметить, что вопрос дальнейшей реализа-ции проекта по созданию остановочных пунктов с улучшенными эстетиче-скими ха-рактеристиками и применением цифровых технологий зависит от выбора варианта финансовой модели, с учетом наличия, либо отсутствия платы концедента (Администрации города Тюмени) по Концессионному со-глашению, а следовательно, наличия, либо отсутствия потребности в финан-сировании проекта за счет средств городского бюджета и определения ис-точника финансирования (при необходимости).
Одним из таких факторов в последние месяцы стало распространение новой коронавирусной инфекции, работа по предотвращению которой суще-ственно отразилась на мировой экономике, и экономике РФ в частности.
В этой связи, необходимо отметить, что вопрос дальнейшей реализа-ции проекта по созданию остановочных пунктов с улучшенными эстетиче-скими ха-рактеристиками и применением цифровых технологий зависит от выбора варианта финансовой модели, с учетом наличия, либо отсутствия платы концедента (Администрации города Тюмени) по Концессионному со-глашению, а следовательно, наличия, либо отсутствия потребности в финан-сировании проекта за счет средств городского бюджета и определения ис-точника финансирования (при необходимости).



