Введение 4
1 Теоретические основы совершенствования стратегии обслуживания
потребителей предприятия розничной торговли 7
1.1 Экономическое содержание стратегии обслуживания потребителей 7
1.2 Направления совершенствования стратегии обслуживания потребителей
предприятия розничной торговли 16
2 Анализ стратегии обслуживания потребителей предприятия розничной
торговли на примере ПАО «Детский Мир» 22
2.1 Технико-экономическая характеристика ПАО «Детский Мир» 22
2.2 Анализ стратегии обслуживания потребителей ПАО «Детский Мир» . 30
3 Разработка направлений совершенствования стратегии обслуживания
потребителей ПАО «Детский Мир» 42
3.1 Направления совершенствования стратегии обслуживания потребителей
ПАО «Детский Мир» 42
3.2 Экономическая эффективность предложенных мероприятий 48
Заключение 53
Список используемой литературы 57
Приложение А Бухгалтерский баланс ПАО «Детский Мир» за 2021 г 61
Приложение Б Отчёт о финансовых результатах ПАО «Детский Мир» за 2021 г 62
Приложение В Отчёт о финансовых результатах ПАО «Детский Мир» за 2020 г 63
В настоящее время рыночные условия, в которых функционируют предприятия розничной торговли, характеризуются увеличением неопределенности внешней среды, геополитической обстановки, финансово-экономическим кризисом, ростом конкуренции, сложностью достижения поставленных финансовых результатов, а также постоянным изменением запросов клиентов и повышением их требований. Для того, чтобы предприятие могло выжить в данных условиях ему необходимо постоянно развиваться путем изучения основных тенденций развития рынка и отрасли, в которых функционирует предприятие. Развитие предприятия в соответствии с рыночной ситуацией, разработка и реализация конкурентных преимуществ может быть достигнуты благодаря правильно подобранной стратегии. Именно стратегия играет определяющую роль в успешном функционировании организации, и именно без стратегии оно невозможно.
На потребительском рынке основой построения успешных маркетинговых коммуникаций является эмоциональное воздействие на поведение покупателей, что зачастую достигается за счет высокого уровня обслуживания потребителей и клиентоориентированности. По этой причине исследование стратегии обслуживания потребителей предприятия розничной торговли и направлений ее совершенствования так актуально в настоящее время.
Целью бакалаврской работы является совершенствование стратегии обслуживания потребителей предприятия розничной торговли (на примере ПАО «Детский Мир»).
В соответствии с целью бакалаврской работы поставлены следующие задачи:
— изучить теоретические основы совершенствования стратегии обслуживания потребителей предприятия розничной торговли;
— проанализировать стратегию обслуживания потребителей предприятия розничной торговли на примере ПАО «Детский Мир»;
— разработать направления совершенствования стратегии
обслуживания потребителей ПАО «Детский Мир».
Объект исследования - публичное акционерное общество «Детский Мир», крупнейшая российская компания по розничной торговле детскими товарами.
Предметом бакалаврской работы выступают организационно-экономические отношения по поводу стратегии обслуживания потребителей предприятия ПАО «Детский Мир».
Для подготовки бакалаврской работы использовались следующие методы исследования - методы анализа и синтеза, коэффициентный анализ, метод сравнения и другие.
Теоретической и методологической базой исследования послужили публикации отечественных и зарубежных авторов, посвященные вопросам формирования и совершенствования маркетинговых стратегий предприятий розничной торговли, Гражданский кодекс РФ, Федеральный закон от 26.12.1995 г. N 208-ФЗ «Об акционерных обществах», а также бухгалтерская (финансовая) отчётность предприятия ПАО «Детский Мир» и данные сети Интернет (Приложение А, рисунок А.1, Приложение Б, рисунок Б.1).
Практическая значимость бакалаврской работы состоит в том, что разработанные в результате исследования направления совершенствования стратегии обслуживания потребителей ПАО «Детский Мир» могут быть использованы как специалистами данного предприятия, так и другими аналогичными предприятиями для улучшения своей деятельности.
Бакалаврская работа состоит из введения, трех разделов, заключения, списка используемой литературы и приложений.
В введении обозначена актуальность бакалаврской работы, поставлены цель и задачи исследования, сформулированы объект и предмет исследования, практическая значимость, указаны структура и объем работы.
В первом разделе бакалаврской работы рассмотрены понятие и сущность стратегии обслуживания потребителей, ее значение, цели и задачи, а также изучены основные направления ее совершенствования в настоящее время.
Во втором разделе бакалаврской работы дана организационно-экономическая характеристика объекта исследования ПАО «Детский Мир», а также проведен анализ стратегии обслуживания потребителей указанного предприятия.
В третьем разделе разработаны направления совершенствования стратегии обслуживания потребителей ПАО «Детский Мир», предложены мероприятия, их реализующие, а также обоснована их экономическая эффективность.
В заключении сформулированы основные выводы о проделанной работе.
Сегодня, среди предприятий розничной торговли высокий уровень обслуживания клиентов - залог ведения успешной деятельности и обеспечения конкурентоспособности. Стратегия обслуживания потребителей является базой для построения отношений между предприятием и потребителем.
В соответствии с целью бакалаврской работы решены следующие задачи:
— изучены теоретические основы совершенствования стратегии обслуживания потребителей предприятия розничной торговли;
— проанализирована стратегия обслуживания потребителей предприятия розничной торговли на примере ПАО «Детский Мир»;
— разработаны направления совершенствования стратегии обслуживания потребителей ПАО «Детский Мир».
В теоретическом разделе работы сделан вывод, что в настоящее время качественное обслуживание потребителей позволяет выстроить долгосрочные отношения с ними, что может обеспечить предприятие длительной прибылью. Стратегия обслуживания потребителей состоит из множества элементов, направленных как на повышение прибыли и конкурентоспособности предприятия, так и на построение доверительных и долгосрочных отношений с потребителем. С учетом постоянного изменения рыночной ситуации и приоритетов потребителей необходимо постоянно анализировать эффективность существующей стратегии обслуживания предприятия и разрабатывать направления ее совершенствования.
Объект исследования - публичное акционерное общество «Детский Мир», крупнейшая российская компания по розничной торговле детскими товарами. По результатам анализа стратегии обслуживания потребителей магазина «Детский Мир», г. Тольятти сделаны следующие выводы:
— Разработанная стратегия обслуживания потребителей ПАО «Детский Мир» едина для всех точек продаж и реализуется в каждой торговой точке предприятия, в том числе и в объекте исследования.
— Информационный комфорт потребителей магазин обеспечивает за счет рекламных мероприятий, персонализированных рассылок, а также возможности заказа продукции через мобильное приложение и сайт компании. Доля онлайн-заказов, оформленных через мобильное приложение по всей сети, увеличилась до 79,2%. Мобильное приложение компании продолжает набирать популярность у потребителей магазина «Детский Мир», г. Тольятти. Так доля заказов, осуществляемых в магазин через приложение «Детмир» выросла за два года до 75%.
— Для повышения удобства и доступности получения нужного потребителю товара приоритетным направлением стратегии обслуживания потребителей ПАО «Детский мир» является увеличение торговых точек сети, а также развитие пунктов выдачи и распределительных центров. На конец 2021 г. количество действующих пунктов выдачи товаров составило 234 пункта. Пункты выдачи в г. Тольятти представлена компаниями партнерами - Boxberry, Связной, Pickpoint.
— Вместе с тем, клиенты из крупных городов могут воспользоваться услугой суперэкспресс доставки. Однако, в г. Тольятти данный сервис пока не реализован. Самовывоз из магазинов сети по-прежнему является наиболее востребованным каналом доставки в настоящее время. Однако в 2021 г. доля данного канала в общих онлайн-продажах снизилась до 85,3%. Падение доли самовывоза связано с повышенным спросом на курьерскую доставку в период режима самоизоляции.
— Создание позитивного клиентского опыта — основа стратегии обслуживания потребителей ПАО «Детский мир». По результатам обратной связи выявлены недостатки, связанные с тем, что клиентам недостаточно комфортно находиться в магазинах сети по причине довольно долгого обслуживания, недостаточной компетентности и клиентоориентированности персонала компании, медленного решения возникающих проблем. Зачастую клиенты не довольны планировкой и расстановкой товаров в магазине, наличием товарного ассортимента в торговой точке на момент посещения магазина, а также выражают желание повышения комфорта для нахождения в магазинах сети маленьких детей. Однако, несмотря на озвученные потребителями недостатки, динамика индекса NPS магазина «Детский Мир», г. Тольятти за три года положительная. Значение индекса выросло за три года с 30 до 60 пунктов. Целевое значение данного индекса, согласно стратегии обслуживания потребителей ПАО «Детский Мир», не менее 70%.
В заключении анализа были сформулированы основные недостатки стратегии обслуживания потребителей магазина «Детский Мир», г. Тольятти:
— В стратегии обслуживания потребителей нет акцента на улучшение бытового и психологического комфорта внутри торговых точек. Основные мероприятия направлены на дистанционное обслуживание и цифровизацию услуг.
— Экспресс-доставка не функционирует в г. Тольятти.
— Низкая компетентность и клиентоориентированность персонала компании по результатам сбора обратной связи от потребителей.
В третьем разделе бакалаврской работы предложены следующие направления совершенствования стратегии обслуживания потребителей:
— улучшение бытового и психологического комфорта за счет создания в магазине игровой зоны для детей с образцами игрушек;
— доставки, например, Яндекс Доставка;
— повышение уровня клиентоориентированности и компетентности персонала за счет осуществления непрерывного обучения персонала с помощью методов микрообучения.
Ожидается, что предложенное мероприятие по заключению сотрудничества с сервисом Яндекс Доставка позволит магазину увеличить товарооборот, а также выручку магазина на 10% до 200750 т. р. С учетом роста выручки годовой экономический эффект от внедрения мероприятия составит 14031 т. р.
Реализация игровой зоны в магазине «Детский Мир», г. Тольятти потребует расходов на сумму 580 т. р. При росте среднего чека и выручки магазина в год минимум на 5% от внедрения предложенной рекомендации по реализации игровой зоны в магазине, значение выручки за год увеличится на 9125 т. р. или на 760 т. р. в месяц.
После проведения регулярного обучения с сотрудниками магазина методом микрообучения в течение трех месяцев, была проведена повторная оценка обратной связи от потребителей магазина «Детский Мир», г. Тольятти. Согласно полученным данным, средняя оценка потребителей магазина «Детский Мир», г. Тольятти увеличилась с 78 до 86 баллов. Оценка повысилась по параметрам «компетентность», «клиентоориентированность», а также «скорость обслуживания». В то же время повысилась оценка параметра «готовность порекомендовать магазин», что положительно влияет на Индекс NPS. Оценка проводилась без учета внедрения рекомендаций по реализации игровой зоны и доставки с помощью Яндекс Доставка. Планируется, что данные мероприятия положительно скажутся на параметрах оценки: скорость получения заказа, удобство нахождения с маленькими детьми в магазинах сети и комфорт в магазинах сети.
В заключении можно сделать вывод, что предложенные в бакалаврской работе направления совершенствования стратегии обслуживания потребителей ПАО «Детский Мир» и магазина «Детский Мир», г. Тольятти, в частности, эффективны.
1. Акопян Д. В., Суворов И. А. Роль клиентского сервиса в повышении конкурентоспособности и конкурентоустойчивости организаций сферы услуг // Вестник университета. 2020. № 9. С. 54-57.
2. Гражданский Кодекс Российской Федерации: федер. закон от
30.11.1994 г. № 51-ФЗ. [Электронный ресурс] - URL:
http://www.consultant.ru/document/(дата обращения: 05.03.2022).
3. Гулакова О. В., Панин В. М., Ребязина В. А. Оценка клиентоориентированности компании: разработка комплексной шкалы и ее адаптация к условиям российского рынка // Вестник Московского университета. Серия 6: Экономика, № 6. 2017. С. 87-111.
4. Ефремова М. В., Чкалова О. В. Обобщение и систематизация подходов к определению понятия «клиентоориентированность» // Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. №2. 2018. С. 17-24.
5. Казначеева М. Г. Клиентоориентированность как направление коммуникативной деятельности // Научный вестник Невинномысского государственного гуманитарно-технического института. № 3. 2019. С. 126¬131.
6. Котлер Ф., Армстронг Г. Основы маркетинга: 9-е изд. Москва : Вильямс, 2018. 1200 с.
7. Коулман Дж. Никогда не теряйте клиента. Превратите любого покупателя в пожизненного клиента за 100 дней / пер. с англ. М. Чомахидзе- Дорониной. М.: Библос, 2018. 340 с.
8. Кузубов А. А., Шашло Н. В. Концептуальный подход к внедрению клиентоориентированного маркетинга в деятельности предприятий // Азимутнаучных исследований: экономика и управление. 2021. Т. 10. № 1 (34). С. 385¬389.
9. Ламбен Жан Жак Менеджмент, ориентированный на рынок. СПб. : Питер, 2019. 800 с.
10. Левин А. А. Классификация стратегий развития компанийСкиф. Вопросы студенческой науки. 2019. № 6 (34). С. 115-120.
11. Лукманова И. Г., Сарченко В. И., Ладыгина Е. Е. Клиентоориентированность предприятия - важнейший резерв повышения конкурентоспособности // Экономика строительства. 2020. № 3 (63). С. 24-32.
12. Официальный сайт ПАО «Детский Мир» [Электронный ресурс] // Режим доступа: https://www.detmir.ru/(дата обращения 19.02.2022 г.).
13. Папирян Г. А. Маркетинговый менеджмент в туристическом бизнесе. М.: Экономика и финансы, 2017. 375 с.
14. Петриченко П. Клиентоориентированный подход в деятельности предприятий индустрии гостеприимства // Экономист. 2019. № 1. С. 79-82.
15. Приказ Минфина России от 02.07.2010 № 66н «О формах
бухгалтерской отчетности организаций» (Зарегистрировано в Минюсте России 02.08.2010 № 18023) (ред. от 19.04.2019). [Электронный ресурс] // Режим доступа:www.consultant.ru (дата обращения - 21.02.2022 г.).
16. Просалова В. С., Николаева А. А. Интернет-маркетинг как эффективный рычаг воздействия на межвузовскую конкуренцию // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2018. Т. 7. № 3 (24). С. 197 - 200.
17. Родионов А.В. Теория и методика управления качеством образовательного потенциала региона // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Экономика и управление. 2018. № 3 (18). С. 62-65.
18. Рудская Е. Н., Максименко А. Н., Десятниченко Л. В. Логистический инжиниринг бизнес-процессов на рынке маркетинговых услуг: мониторинг и контроль работы промоперсонала // Вестник Алтайской академии экономики и права. 2019. № 3. С. 90-103.
19. Сараева О. Н. Проблемы продвижения детских товаров с учетом особенностей целевой аудитории / О. Н. Сараева, Е. А. Груздева // Baikal Research Journal. 2020. Т. 11. № 1. С. 10.
20. Скворцова Н. А. Продвижение в социальных сетях. SMM И SMO / Н. А. Скворцова, А. А. Хомутова // Научные Записки ОрелГИЭТ. 2021. № 1 (37). С. 25-29.
21. Степанов А.И. Современные методы digital-маркетинга в продвижении банковских организаций // Карельский научный журнал. 2018. Т. 7. № 2 (23). С. 121-124.
22. Третьяк С. Н. Коммерческая деятельность. Часть 1. Основы теории и организации. Хабаровск: изд-во ДВГУПС, 2018. 205 с.
23. Трушкина Н. В., Рынкевич Н. С. Клиентоориентированность:основные подходы к определению // Бизнес информ. 2019. № 8 (499). С. 244¬252.
24. Тулупова С. А. Инновации в маркетинге для продвижения товаров и услуг // Труды университета. 2020. № 2 (79). С. 123-127.
25. Фролова В. Б. Исследование критериев финансовой нестабильности // Экономика. Бизнес. Банки. 2019. № 4 (21). С. 159-170.
26. Фролова В. Б. Практические аспекты применения информационных технологий в области управления финансами организаций // Двадцать третьи апрельские экономические чтения. Материалы международной научно-практической конференции. 2019. С. 136-140
27. Харский К. В. Принципы клиентоориентированного бизнеса
[Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://harsky.
livejournal.com/97641.html (дата обращения: 15.05.2022).
28. Черноус Г. А. Методология проактивного управления социально-экономическими системами / Г.А. Черноус // Теоретические и прикладные вопросы экономики. 2020. Вып.27. Т. 3. С.252-260
29. Ягнюк И. М. Преимущества продвижения товаров и услуг в социальных сетях. // Промышленность и сельское хозяйство. 2020. № 1 (18). С. 27-30.
30. Bateson J., Hoffman D. Services Marketing: Concepts, Strategies & Cases. Fort Worth: The Dryden Press, 2019. 468 р.
31. Kotler Philip, Kevin Lane Kaller Marketing management. Upper Saddle River, New Jersey : Prentice Hall, 2020. 816 p.
32. Vorozhbit O.Y., Shashlo N.V., Rodionov A.V. Mechanism of strategic, politic and process management of universities educational services quality // Journal of Engineering and Applied Sciences. 2019. Т. 11. № 14. С. 3058¬3066.
33. Shashlo N.V., Petruk G.V. Innovative-oriented cluster systems as performance growing points in agroindustrial complex of the far east of Russia // Journal of Engineering and Applied Sciences. 2018. Т. 12. № S1. С. 5806-5813.
34. Stoychev L.Y., Dimitrova T.V., Desev K.V. Planning and effectiveness evaluation of marketing communication // Balkan Scientific Review. 2019. Т. 3. № 1 (3). С. 93-96.