Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Особенности ознакомления детей младшего дошкольного возраста с трудом взрослых (Мурманский педагогический колледж)

Работа №116083

Тип работы

Курсовые работы

Предмет

дошкольная педагогика

Объем работы38
Год сдачи2022
Стоимость600 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
114
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Есть приложение.

Введение……………………………..…………………………………………….3
Глава 1. Теоретические основы изучения проблемы ознакомления детей младшего дошкольного возраста с трудом взрослых.6
1.1. Проблема ознакомления детей младшего дошкольного возраста с трудом взрослых в психолого-педагогической литературе…6
1.2. Особенности развития представлений о труде взрослых у детей младшего дошкольного возраста……11
1.3. Игра как средство ознакомления детей младшего дошкольного возраста с трудом взрослых…...……………………………………………………….……..17
Глава 2. Рекомендации по расширению представлений о труде взрослых у детей младшего дошкольного возраста……22
Заключение……………28
Список используемой литературы…………31
Приложение 1…………………………………………………………………….36

Актуальность исследования. Жизнедеятельность любого общества определяется тем, как оно обеспечивает свое будущее. Одним из ценностей, передаваемых от поколения к поколению, является воспитание, которое определяет перспективы развития общества. Русскому народу присущи трудолюбие, особое уважение к труду, поэтому очень важно, чтобы ребенок овладевал трудовой деятельностью с раннего возраста.
Одной из важных задач трудового воспитания в дошкольном детстве является формирование у детей представлений о профессиях людей, воспитание интереса и положительного отношения к труду взрослых, уважительное отношение к ее результатам на основе знания и понимания их общественного значения; воспитание уважения к трудящемуся, стремление к обретению в будущем определенной профессии
В настоящее время, когда стремительно растет количество разнообразных профессий, отдельные из которых особенно престижны, другие – не очень, но одинаково полезны, проблема профориентации особенно актуальна. Поэтому необходимо формировать у детей интерес и позитивное отношение к различным профессиям. Это нужно начинать как можно раньше, начиная с дошкольного детства, т.к. именно этот возраст особенно благоприятен для ознакомления с профессиональной деятельностью взрослых и с целью формирования положительного отношения к труду. Этому способствуют, в частности, такие возрастные особенности, как повышенный интерес к явлениям общественной жизни, желание участвовать в труде взрослых.
На современном этапе развития общества к системе дошкольного обучения и воспитания предъявляются высокие требования. Задачей любого педагога является поиск более эффективных современных образовательных технологий. Игровая деятельность является фундаментом всего дошкольного образования, она опирается на принцип активности ребенка, характеризуется высоким уровнем мотивации и определяется естественной потребностью дошкольника.
Изучением формирования представлений дошкольников о мире профессий посвящены исследования таких ученых, как О.Н. Аблатипова, И.А. Баширова, М.Ю. Демидова, Н.М. Зырянова, А.В. Кобякова, Т.А. Кондрашова, С.А. Котова, С.В. Кудашова, Ю.М. Минникова, О.С. Моисеенко, А.А. Нестерова, А. Обухова, Е.М. Петряева, Е.И. Рогов, Ф.Л. Хабибуллова, Ю.Д. Черткова, А.Р. Ширшикова и другие.
Исследования О.Н. Аблатиповой, И.А. Башировой, А.В. Кобяковой, Е.М.Петряевой, А.Р. Ширшиковой посвящены изучению особенностей создания развивающей предметно-пространственной среды при решении задачи формирования у дошкольников представлений о профессии и положительного отношения к труду взрослых. Н.М. Зырянова, Е.И. Рогов, А.Обухова, Ю.Д.Черткова изучали экспериментальным путем уровень сформированности и особенности представлений дошкольников о профессиях. Т.А. Кондрашова, Ю.М. Минникова исследовали роль сюжетно-ролевых игр как инструмент формирования картины мира дошкольников. С.А. Котова, О.С. Моисеенко раскрыли возможности использования современных образовательных технологий при решении задачи формирования у дошкольников представлений о профессии и положительного отношения к труду взрослых. М.Ю. Демидова, С.В. Кудашова, А.А. Нестерова, Ф.Л. Хабибуллова проанализировали свой педагогический опыт и психолого-педагогические условия формирования позитивных установок в процессе ознакомления дошкольников с трудом взрослых.
Однако, несмотря на очевидный интерес ученых к данной теме, в современном образовании не в полной мере изучены вопросы развития представлений о труде взрослых у детей младшего дошкольного возраста.
Цель исследования – изучение особенностей ознакомления детей младшего дошкольного возраста с трудом взрослых.
Объект исследования – представления о труде взрослых детей младшего дошкольного возраста.
Предмет исследования – процесс ознакомления детей младшего дошкольного возраста с трудом взрослых.
В соответствии с проблемой, объектом и предметом исследования решаются следующие задачи:
1. Изучить проблему ознакомления детей младшего дошкольного возраста с трудом взрослых в психолого-педагогической литературе.
2. Рассмотреть особенности развития представлений о труде взрослых у детей младшего дошкольного возраста.
3. Охарактеризовать игру как средство ознакомления детей младшего дошкольного возраста с трудом взрослых.
4. Разработать рекомендации по расширению представлений о труде взрослых у детей младшего дошкольного возраста.
Методы исследования: теоретический анализ педагогической, психологической литературы по проблеме исследования, анализ методических разработок по проблеме формирования представлений детей дошкольного возраста о труде взрослых.
Практическая значимость исследования заключается в том, что результаты исследования могут быть использованы в работе по развитию у детей младшего дошкольного возраста представлений о труде взрослых.
Структура исследования. Исследование состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложений.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


На основании анализа психолого-педагогической литературы был сделан вывод о том, что проблема формирования и расширения у дошкольников представлений о профессиях по-прежнему является достаточно актуальной. Основными направления работы с детьми младшего дошкольного возраста являются следующие: расширение и обогащение представлений воспитанников о мире, в котором они живут, в том числе, мире людей; формирование элементарных представлений об общественной значимости той или иной профессии; воспитание уважительного отношения к труду взрослых, бережного отношения к продуктам труда.
Для ознакомления детей с профессиями взрослых используются самые разнообразные методы, а именно: наблюдения за трудом взрослых, экскурсии (они могут быть самые разные), беседы, чтение художественных произведений, рассмотрение картин, ответы воспитателя, демонстрация диафильмов, дидактические наблюдения, сюжетно-ролевые игры и конечно участие детей в труде взрослых.
В разнообразных видах трудовой деятельности ребенок получает, обобщает и систематизирует представление о труде взрослых, профессии; проходит первый эмоциональный этап профессионального самоопределения, когда возникают первые предпочтения, намечаются профессиональные интересы, вместе с тем расширяются знания ребенка о профессиях. Составной частью детских представлений о профессии является выделение качеств, необходимых для представителей определенных профессий: врач опрятный, внимательный; учитель - веселый, умный, внимательный. У ребенка возникает уважение к труду взрослых, понимание его общественного значения. Знания о труде взрослых выступают как центральное звено представлений о социальной действительности.

Сюжетно-ролевые игры играют важную роль в формировании представлений детей о профессиях и развитию у них общественной значимости труда взрослых. Удовлетворяя свою естественную потребность в деятельности, в процессе игры ребенок «достраивает» в воображении все, что недоступно ему в окружающей действительности, в увлечении не замечает, что учится - познает новое, запоминает, ориентируется в разных ситуациях, углубляет ранее приобретенный опыт, сравнивает запас представлений, понятий, развивает фантазию. Проигрывая в игре все моменты профессии у ребенка возникает симпатия к ней, что в дальнейшем создает путь для успешной реализации себя в этом виде деятельности. Сюжетно-ролевые игры «у врача, школу, почту, магазин» способствует расширению представлений о труде взрослых, об их отношениях в ходе трудовой деятельности, готовит дошкольников к дальнейшему выбору профессии. Важное значение имеют совместные усилия родителей и воспитателей.
В процессе исследования нами были выделены следующие педагогические условия, позволяющие расширять у детей младшего дошкольного возраста представления о труде взрослых:
представление знаний о профессии взрослых в системе: название - атрибуты - трудовые действия - общественная значимость - взаимосвязь с другими профессиями;
связи информации, предоставляемой детям, с реальной жизнью общества;
интеграции знаний детей о профессии взрослых в игровую деятельность;
обеспечение единства влияния педагогов ДОО и семей воспитанников на формирование у детей знаний о профессиях взрослых и позитивного отношения к ним.
Формирование знаний о профессиях взрослых в ДОО является основой нравственного развития и становления личности, ее мировоззрения, представлений о действительности, современных профессиях, условием успешности в учебе.
Перспективами дальнейших научных исследований, по нашему мнению, должны стать проблемы интеграции теоретических и практических результатов в практику работы дошкольных учебных заведений и начального звена образования; интегрирования полученных результатов в процесс вузовской подготовки будущих воспитателей ДОО.



1. Аблатипова, О.Н. Создание развивающей предметно-пространственной среды при решении задачи формирования у дошкольников представлений о профессии и положительного отношения к труду взрослых / О.Н.Аблатипова, А.Р. Ширшикова // В сборнике: Развитие системы образования: теория, методология, опыт. – Чебоксары, 2019. – С. 58-61.
2. Абсаттарова, Э.Т. Формирование первичных представлений о современных профессиях и ценностного отношения к труду у дошкольников как пропедевтика профессионального самоопределения в юности / Э.Т.Абсаттарова, М.Ю. Горохова, А.А. Линькова // В сборнике: Ребенок и мир: открытые возможности Материалы конференции. – 2018. – С. 77-81.
3. Антонова, М.В. Ранняя профориентация как элемент социально-коммуникативного и познавательного развития детей дошкольного возраста / М.В. Антонова, И.В. Гришняева // Современные наукоемкие технологии. – 2017. – № 2. – С. 93-96.
4. Архипова, Д.Ф. Игра как средство расширения представлений дошкольников о мире профессий /Д.Ф. Архипова // В сборнике: Научное сообщество студентов. Междисциплинарные исследования. – 2018. – С. 343-347.
5. Бабичева, Э.С. Развитие представления дошкольников о профессиях в социокультурном пространстве дошкольного образовательного учреждения в деятельности музыкального руководителя / Э.С. Бабичева // Традиции и новации в дошкольном образовании. – 2017. – № 5 (5). – С. 58-62.
6. Баширова, И.А. Формирование позитивных установок к труду в ходе ранней профориентации дошкольников в дошкольной образовательной организации / И.А. Баширова, А.В. Кобякова, Е.М. Петряева // В сборнике: Образование сегодня: векторы развития. – 2018. – С. 81-84.
7. Детство. Программа развития и воспитания детей в детском саду./В.И. Логинова, Т.И. Бабаева, Н.А. Ноткина и др. - СПб.: Детство- Пресс, 2018. - 244 с.
8. Додока, Н.Н. Технология «Живая библиотека» - метод ознакомления дошкольников с экологосберегающими профессиями взрослых / Н.Н.Додока, А.В. Симора // В сборнике: Актуальные вопросы теории и практики развития научных исследований. – УФА, 2019. – С. 59-62.
9. Климов, Е.А. Психология профессионального самоопределения: учеб. / Е.А. Климов. – М.: Академия, 2018. - 304 с.
10. Козлова, Т.А. Система социального партнерства как условие формирования первичных представлений дошкольников о профессиях будущего /Т.А. Козлова, Т.В. Горностаева, Т.Г. Миняева // В сборнике: Смысл, функции и значение разных отраслей практической психологии в современном обществе. – 2017. – С. 410-415.
11. Коломийченко, Л.В. Организация сетевого взаимодействия педагогических инициатив в социальном развитии и воспитании детей дошкольного возраста / Л.В. Коломийченко // Сибирский педагогический журнал. – 2010. – № 9. – С. 179-186.
12. Кондрашова, Т.А. Сюжетно-ролевая игра как инструмент формирования картины мира дошкольников / Т.А. Кондрашова // Журнал педагогических исследований. – 2017. – Т. 2. – № 1. – С. 49-57.
13. Котова, С.А. Использование современных образовательных технологий при решении задачи формирования у дошкольников представлений о профессии и положительного отношения к труду взрослых / С.А. Котова // В сборнике: Развитие системы образования: теория, методология, опыт. – Чебоксары, 2019. – С. 71-74.
14. Кудашова, С.В. Педагогический опыт по формированию позитивных установок в процессе ознакомления дошкольников с трудом взрослых / С.В. Кудашова, М.Ю. Демидова // В сборнике: Воспитание и обучение: теория, методика и практика. – 2017. – С. 104-106.
15. Мельниченко, Я.И. Знакомство с миром профессий как средство гражданского воспитания дошкольников / Я.И. Мельниченко, А.А. Казыева // В сборнике: Новое слово в науке: стратегии развития. – 2018. – С. 45-47.
16. Минникова, Ю.М. Сюжетно-ролевая игра как форма воспитания представлений о мире профессий у старших дошкольников / Ю.М.Минникова // Современная высшая школа: инновационный аспект. – 2019. – Т. 11. – № 3 (45). – С. 98-105.
17. Мироненко Е.А. Экономическое воспитание как средство ранней профориентации дошкольников / Е.А. Мироненко // В сборнике: Психолого-педагогический взгляд на профессионально- ориентированное образование. – Стерлитамак, – 2019. – С. 127-130.
18. Моисеенко, О.С. Роль представлений дошкольника о профессии в будущем профессиональном самоопределении / О.С. Моисеенко, Е.И. Рогов // Профессиональные представления. – 2019. – № 1 (11). – С. 41-49.
19. Нестерова, А.А. Формирование представлений старших дошкольников о профессиях: краеведческий подход / А.А. Нестерова, Т.С.Щербакова // Поволжский педагогический поиск. – 2017. – № 1 (19). – С. 112-119.
20. Обухова, А. Особенности представлений о профессии в дошкольном возрасте /А. Обухова, Е.И. Рогов // Профессиональные представления. – 2018. – № 1 (10). – С. 17-26.
21. Обухова, А.В. Взаимосвязь стиля семейного воспитания с представлениями дошкольников о профессии /А. Обухова, Е.И. Рогов // Мир науки. – 2018. – Т. 6. – № 5. – С. 62-68.
22. От рождения до школы. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования./Под ред. Н.Е. Веракса, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. – М.: Мозаика-Синтез, 2018. – 304 с.
23. Программа воспитания и обучения в детском саду./Под ред. М.А. Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой. – М.: Мозаика-Синтез, 2018. - 240 с.
24. Пронина, Е.И. Критерии выбора дошкольного образовательного учреждения и профессия педагога-дошкольника глазами родителей / Е.И.Пронина // В сборнике: Непрерывное педагогическое образование в контексте инновационных проектов общественного развития. – 2017. – С. 1706-1718.
25. Радуга. Примерная основная образовательная программа дошкольного образования / С. Г. Якобсон, Т. И. Гризик, Т. Н. Доронова, Е. В. Соловьёва, Е.А. Екжанова. – М.: Просвещение, 2016. – 240 с.
26. Рогов, Е.И. Представления о профессии – основание ранней профессионализации дошкольника / Е.И. Рогов, З.И. Гадаборшева // Известия Южного федерального университета. Педагогические науки. – 2018. – № 7. – С. 69-75.
27. Рогова, Е.Е. Формирование профессиональных представлений у детей дошкольного возраста / Е.Е. Рогова, Э.О. Филипская // Профессиональные представления. – 2019. – № 1 (11). – С. 112-115.
28. Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии / С.Л. Рубинштейн. – СПб.: Питер, 2007. – 720 с.
29. Семухина, С.В. Социальное партнерство между ДОО, родителями, промышленными предприятиями и образовательными организациями города по ранней профориентации детей дошкольного возраста / С.В. Семухина // Воспитание и обучение детей младшего возраста. – 2018. – № 7. – С. 182-184.
30. Современные образовательные программы для дошкольных учреждений./Под ред. Т.И. Ерофеевой. – М.: Академия, 2018. - 344 с.
31. Старосветская, Н.А. Педагогические условия формирования представлений о мире профессий у детей дошкольного возраста / Н.А.Старосветская, А.Г. Свириденко // В сборнике: Психология и педагогика детства сборник статей по итогам XХI Всероссийской национальной научно-практической конференции «Психология и педагогика детства: дети третьего тысячелетия». – 2019. – С. 90-98.
32. Степанова, Г.А. Ранняя профориентация в дошкольной образовательной организации / Г.А. Степанова // В сборнике: Традиции и инновации в педагогическом образовании. – 2019. – С. 137-138.
33. Туймедова, Н.В. Осуществление гражданского воспитания дошкольников посредством ознакомления их с миром профессий / Н.В.Туймедова // В сборнике: Научные исследования: теория, методика и практика. – 2018. – С. 133-134.
34. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. – М.: Центр педагогического образования, 2014. – 138 с.
35. Фокина, И.М. «Ребёнок в мире профессий»: ранняя профориентация дошкольников / И.М. Фокина // В сборнике: Создание отечественной новой школы в XX - начале XXI вв.: сохранение традиций и стратегии обновления. – 2018. – С. 115-118.
36. Эльконин, Д.Б. Детская психология: Уч. пос. для вузов / Д.Б. Эльконин. – М.: Академия, 2013. – 223 с.

Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ