Особенности ознакомления детей младшего дошкольного возраста с трудом взрослых (Мурманский педагогический колледж)
|
Есть приложение.
Введение……………………………..…………………………………………….3
Глава 1. Теоретические основы изучения проблемы ознакомления детей младшего дошкольного возраста с трудом взрослых.6
1.1. Проблема ознакомления детей младшего дошкольного возраста с трудом взрослых в психолого-педагогической литературе…6
1.2. Особенности развития представлений о труде взрослых у детей младшего дошкольного возраста……11
1.3. Игра как средство ознакомления детей младшего дошкольного возраста с трудом взрослых…...……………………………………………………….……..17
Глава 2. Рекомендации по расширению представлений о труде взрослых у детей младшего дошкольного возраста……22
Заключение……………28
Список используемой литературы…………31
Приложение 1…………………………………………………………………….36
Введение……………………………..…………………………………………….3
Глава 1. Теоретические основы изучения проблемы ознакомления детей младшего дошкольного возраста с трудом взрослых.6
1.1. Проблема ознакомления детей младшего дошкольного возраста с трудом взрослых в психолого-педагогической литературе…6
1.2. Особенности развития представлений о труде взрослых у детей младшего дошкольного возраста……11
1.3. Игра как средство ознакомления детей младшего дошкольного возраста с трудом взрослых…...……………………………………………………….……..17
Глава 2. Рекомендации по расширению представлений о труде взрослых у детей младшего дошкольного возраста……22
Заключение……………28
Список используемой литературы…………31
Приложение 1…………………………………………………………………….36
Актуальность исследования. Жизнедеятельность любого общества определяется тем, как оно обеспечивает свое будущее. Одним из ценностей, передаваемых от поколения к поколению, является воспитание, которое определяет перспективы развития общества. Русскому народу присущи трудолюбие, особое уважение к труду, поэтому очень важно, чтобы ребенок овладевал трудовой деятельностью с раннего возраста.
Одной из важных задач трудового воспитания в дошкольном детстве является формирование у детей представлений о профессиях людей, воспитание интереса и положительного отношения к труду взрослых, уважительное отношение к ее результатам на основе знания и понимания их общественного значения; воспитание уважения к трудящемуся, стремление к обретению в будущем определенной профессии
В настоящее время, когда стремительно растет количество разнообразных профессий, отдельные из которых особенно престижны, другие – не очень, но одинаково полезны, проблема профориентации особенно актуальна. Поэтому необходимо формировать у детей интерес и позитивное отношение к различным профессиям. Это нужно начинать как можно раньше, начиная с дошкольного детства, т.к. именно этот возраст особенно благоприятен для ознакомления с профессиональной деятельностью взрослых и с целью формирования положительного отношения к труду. Этому способствуют, в частности, такие возрастные особенности, как повышенный интерес к явлениям общественной жизни, желание участвовать в труде взрослых.
На современном этапе развития общества к системе дошкольного обучения и воспитания предъявляются высокие требования. Задачей любого педагога является поиск более эффективных современных образовательных технологий. Игровая деятельность является фундаментом всего дошкольного образования, она опирается на принцип активности ребенка, характеризуется высоким уровнем мотивации и определяется естественной потребностью дошкольника.
Изучением формирования представлений дошкольников о мире профессий посвящены исследования таких ученых, как О.Н. Аблатипова, И.А. Баширова, М.Ю. Демидова, Н.М. Зырянова, А.В. Кобякова, Т.А. Кондрашова, С.А. Котова, С.В. Кудашова, Ю.М. Минникова, О.С. Моисеенко, А.А. Нестерова, А. Обухова, Е.М. Петряева, Е.И. Рогов, Ф.Л. Хабибуллова, Ю.Д. Черткова, А.Р. Ширшикова и другие.
Исследования О.Н. Аблатиповой, И.А. Башировой, А.В. Кобяковой, Е.М.Петряевой, А.Р. Ширшиковой посвящены изучению особенностей создания развивающей предметно-пространственной среды при решении задачи формирования у дошкольников представлений о профессии и положительного отношения к труду взрослых. Н.М. Зырянова, Е.И. Рогов, А.Обухова, Ю.Д.Черткова изучали экспериментальным путем уровень сформированности и особенности представлений дошкольников о профессиях. Т.А. Кондрашова, Ю.М. Минникова исследовали роль сюжетно-ролевых игр как инструмент формирования картины мира дошкольников. С.А. Котова, О.С. Моисеенко раскрыли возможности использования современных образовательных технологий при решении задачи формирования у дошкольников представлений о профессии и положительного отношения к труду взрослых. М.Ю. Демидова, С.В. Кудашова, А.А. Нестерова, Ф.Л. Хабибуллова проанализировали свой педагогический опыт и психолого-педагогические условия формирования позитивных установок в процессе ознакомления дошкольников с трудом взрослых.
Однако, несмотря на очевидный интерес ученых к данной теме, в современном образовании не в полной мере изучены вопросы развития представлений о труде взрослых у детей младшего дошкольного возраста.
Цель исследования – изучение особенностей ознакомления детей младшего дошкольного возраста с трудом взрослых.
Объект исследования – представления о труде взрослых детей младшего дошкольного возраста.
Предмет исследования – процесс ознакомления детей младшего дошкольного возраста с трудом взрослых.
В соответствии с проблемой, объектом и предметом исследования решаются следующие задачи:
1. Изучить проблему ознакомления детей младшего дошкольного возраста с трудом взрослых в психолого-педагогической литературе.
2. Рассмотреть особенности развития представлений о труде взрослых у детей младшего дошкольного возраста.
3. Охарактеризовать игру как средство ознакомления детей младшего дошкольного возраста с трудом взрослых.
4. Разработать рекомендации по расширению представлений о труде взрослых у детей младшего дошкольного возраста.
Методы исследования: теоретический анализ педагогической, психологической литературы по проблеме исследования, анализ методических разработок по проблеме формирования представлений детей дошкольного возраста о труде взрослых.
Практическая значимость исследования заключается в том, что результаты исследования могут быть использованы в работе по развитию у детей младшего дошкольного возраста представлений о труде взрослых.
Структура исследования. Исследование состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложений.
Одной из важных задач трудового воспитания в дошкольном детстве является формирование у детей представлений о профессиях людей, воспитание интереса и положительного отношения к труду взрослых, уважительное отношение к ее результатам на основе знания и понимания их общественного значения; воспитание уважения к трудящемуся, стремление к обретению в будущем определенной профессии
В настоящее время, когда стремительно растет количество разнообразных профессий, отдельные из которых особенно престижны, другие – не очень, но одинаково полезны, проблема профориентации особенно актуальна. Поэтому необходимо формировать у детей интерес и позитивное отношение к различным профессиям. Это нужно начинать как можно раньше, начиная с дошкольного детства, т.к. именно этот возраст особенно благоприятен для ознакомления с профессиональной деятельностью взрослых и с целью формирования положительного отношения к труду. Этому способствуют, в частности, такие возрастные особенности, как повышенный интерес к явлениям общественной жизни, желание участвовать в труде взрослых.
На современном этапе развития общества к системе дошкольного обучения и воспитания предъявляются высокие требования. Задачей любого педагога является поиск более эффективных современных образовательных технологий. Игровая деятельность является фундаментом всего дошкольного образования, она опирается на принцип активности ребенка, характеризуется высоким уровнем мотивации и определяется естественной потребностью дошкольника.
Изучением формирования представлений дошкольников о мире профессий посвящены исследования таких ученых, как О.Н. Аблатипова, И.А. Баширова, М.Ю. Демидова, Н.М. Зырянова, А.В. Кобякова, Т.А. Кондрашова, С.А. Котова, С.В. Кудашова, Ю.М. Минникова, О.С. Моисеенко, А.А. Нестерова, А. Обухова, Е.М. Петряева, Е.И. Рогов, Ф.Л. Хабибуллова, Ю.Д. Черткова, А.Р. Ширшикова и другие.
Исследования О.Н. Аблатиповой, И.А. Башировой, А.В. Кобяковой, Е.М.Петряевой, А.Р. Ширшиковой посвящены изучению особенностей создания развивающей предметно-пространственной среды при решении задачи формирования у дошкольников представлений о профессии и положительного отношения к труду взрослых. Н.М. Зырянова, Е.И. Рогов, А.Обухова, Ю.Д.Черткова изучали экспериментальным путем уровень сформированности и особенности представлений дошкольников о профессиях. Т.А. Кондрашова, Ю.М. Минникова исследовали роль сюжетно-ролевых игр как инструмент формирования картины мира дошкольников. С.А. Котова, О.С. Моисеенко раскрыли возможности использования современных образовательных технологий при решении задачи формирования у дошкольников представлений о профессии и положительного отношения к труду взрослых. М.Ю. Демидова, С.В. Кудашова, А.А. Нестерова, Ф.Л. Хабибуллова проанализировали свой педагогический опыт и психолого-педагогические условия формирования позитивных установок в процессе ознакомления дошкольников с трудом взрослых.
Однако, несмотря на очевидный интерес ученых к данной теме, в современном образовании не в полной мере изучены вопросы развития представлений о труде взрослых у детей младшего дошкольного возраста.
Цель исследования – изучение особенностей ознакомления детей младшего дошкольного возраста с трудом взрослых.
Объект исследования – представления о труде взрослых детей младшего дошкольного возраста.
Предмет исследования – процесс ознакомления детей младшего дошкольного возраста с трудом взрослых.
В соответствии с проблемой, объектом и предметом исследования решаются следующие задачи:
1. Изучить проблему ознакомления детей младшего дошкольного возраста с трудом взрослых в психолого-педагогической литературе.
2. Рассмотреть особенности развития представлений о труде взрослых у детей младшего дошкольного возраста.
3. Охарактеризовать игру как средство ознакомления детей младшего дошкольного возраста с трудом взрослых.
4. Разработать рекомендации по расширению представлений о труде взрослых у детей младшего дошкольного возраста.
Методы исследования: теоретический анализ педагогической, психологической литературы по проблеме исследования, анализ методических разработок по проблеме формирования представлений детей дошкольного возраста о труде взрослых.
Практическая значимость исследования заключается в том, что результаты исследования могут быть использованы в работе по развитию у детей младшего дошкольного возраста представлений о труде взрослых.
Структура исследования. Исследование состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложений.
На основании анализа психолого-педагогической литературы был сделан вывод о том, что проблема формирования и расширения у дошкольников представлений о профессиях по-прежнему является достаточно актуальной. Основными направления работы с детьми младшего дошкольного возраста являются следующие: расширение и обогащение представлений воспитанников о мире, в котором они живут, в том числе, мире людей; формирование элементарных представлений об общественной значимости той или иной профессии; воспитание уважительного отношения к труду взрослых, бережного отношения к продуктам труда.
Для ознакомления детей с профессиями взрослых используются самые разнообразные методы, а именно: наблюдения за трудом взрослых, экскурсии (они могут быть самые разные), беседы, чтение художественных произведений, рассмотрение картин, ответы воспитателя, демонстрация диафильмов, дидактические наблюдения, сюжетно-ролевые игры и конечно участие детей в труде взрослых.
В разнообразных видах трудовой деятельности ребенок получает, обобщает и систематизирует представление о труде взрослых, профессии; проходит первый эмоциональный этап профессионального самоопределения, когда возникают первые предпочтения, намечаются профессиональные интересы, вместе с тем расширяются знания ребенка о профессиях. Составной частью детских представлений о профессии является выделение качеств, необходимых для представителей определенных профессий: врач опрятный, внимательный; учитель - веселый, умный, внимательный. У ребенка возникает уважение к труду взрослых, понимание его общественного значения. Знания о труде взрослых выступают как центральное звено представлений о социальной действительности.
Сюжетно-ролевые игры играют важную роль в формировании представлений детей о профессиях и развитию у них общественной значимости труда взрослых. Удовлетворяя свою естественную потребность в деятельности, в процессе игры ребенок «достраивает» в воображении все, что недоступно ему в окружающей действительности, в увлечении не замечает, что учится - познает новое, запоминает, ориентируется в разных ситуациях, углубляет ранее приобретенный опыт, сравнивает запас представлений, понятий, развивает фантазию. Проигрывая в игре все моменты профессии у ребенка возникает симпатия к ней, что в дальнейшем создает путь для успешной реализации себя в этом виде деятельности. Сюжетно-ролевые игры «у врача, школу, почту, магазин» способствует расширению представлений о труде взрослых, об их отношениях в ходе трудовой деятельности, готовит дошкольников к дальнейшему выбору профессии. Важное значение имеют совместные усилия родителей и воспитателей.
В процессе исследования нами были выделены следующие педагогические условия, позволяющие расширять у детей младшего дошкольного возраста представления о труде взрослых:
представление знаний о профессии взрослых в системе: название - атрибуты - трудовые действия - общественная значимость - взаимосвязь с другими профессиями;
связи информации, предоставляемой детям, с реальной жизнью общества;
интеграции знаний детей о профессии взрослых в игровую деятельность;
обеспечение единства влияния педагогов ДОО и семей воспитанников на формирование у детей знаний о профессиях взрослых и позитивного отношения к ним.
Формирование знаний о профессиях взрослых в ДОО является основой нравственного развития и становления личности, ее мировоззрения, представлений о действительности, современных профессиях, условием успешности в учебе.
Перспективами дальнейших научных исследований, по нашему мнению, должны стать проблемы интеграции теоретических и практических результатов в практику работы дошкольных учебных заведений и начального звена образования; интегрирования полученных результатов в процесс вузовской подготовки будущих воспитателей ДОО.
Для ознакомления детей с профессиями взрослых используются самые разнообразные методы, а именно: наблюдения за трудом взрослых, экскурсии (они могут быть самые разные), беседы, чтение художественных произведений, рассмотрение картин, ответы воспитателя, демонстрация диафильмов, дидактические наблюдения, сюжетно-ролевые игры и конечно участие детей в труде взрослых.
В разнообразных видах трудовой деятельности ребенок получает, обобщает и систематизирует представление о труде взрослых, профессии; проходит первый эмоциональный этап профессионального самоопределения, когда возникают первые предпочтения, намечаются профессиональные интересы, вместе с тем расширяются знания ребенка о профессиях. Составной частью детских представлений о профессии является выделение качеств, необходимых для представителей определенных профессий: врач опрятный, внимательный; учитель - веселый, умный, внимательный. У ребенка возникает уважение к труду взрослых, понимание его общественного значения. Знания о труде взрослых выступают как центральное звено представлений о социальной действительности.
Сюжетно-ролевые игры играют важную роль в формировании представлений детей о профессиях и развитию у них общественной значимости труда взрослых. Удовлетворяя свою естественную потребность в деятельности, в процессе игры ребенок «достраивает» в воображении все, что недоступно ему в окружающей действительности, в увлечении не замечает, что учится - познает новое, запоминает, ориентируется в разных ситуациях, углубляет ранее приобретенный опыт, сравнивает запас представлений, понятий, развивает фантазию. Проигрывая в игре все моменты профессии у ребенка возникает симпатия к ней, что в дальнейшем создает путь для успешной реализации себя в этом виде деятельности. Сюжетно-ролевые игры «у врача, школу, почту, магазин» способствует расширению представлений о труде взрослых, об их отношениях в ходе трудовой деятельности, готовит дошкольников к дальнейшему выбору профессии. Важное значение имеют совместные усилия родителей и воспитателей.
В процессе исследования нами были выделены следующие педагогические условия, позволяющие расширять у детей младшего дошкольного возраста представления о труде взрослых:
представление знаний о профессии взрослых в системе: название - атрибуты - трудовые действия - общественная значимость - взаимосвязь с другими профессиями;
связи информации, предоставляемой детям, с реальной жизнью общества;
интеграции знаний детей о профессии взрослых в игровую деятельность;
обеспечение единства влияния педагогов ДОО и семей воспитанников на формирование у детей знаний о профессиях взрослых и позитивного отношения к ним.
Формирование знаний о профессиях взрослых в ДОО является основой нравственного развития и становления личности, ее мировоззрения, представлений о действительности, современных профессиях, условием успешности в учебе.
Перспективами дальнейших научных исследований, по нашему мнению, должны стать проблемы интеграции теоретических и практических результатов в практику работы дошкольных учебных заведений и начального звена образования; интегрирования полученных результатов в процесс вузовской подготовки будущих воспитателей ДОО.
Подобные работы
- Формирование навыков этикетной речи у детей старшего дошкольного возраста в игровой деятельности
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4240 р. Год сдачи: 2017



