Коррекция агрессивного поведения подростков с помощью социально-психологического тренинга
|
Аннотация 2
Введение 4
Глава 1 Теоретический анализ проблемы агрессивного поведения в подростковом возрасте и его коррекция 7
1.1 Сущность понятия «агрессивность» и «агрессивное поведение» 7
1.2 Характеристика возрастных особенностей подростков 13
1.3 Причины и факторы агрессивного поведения подростков 17
1.4 Сущность понятия «коррекция». Социально-психологический тренинг как средство коррекции агрессивного поведения подростка 23
Глава 2 Опытно-экспериментальная работа по изучению агрессивного поведения в подростковом возрасте и его коррекция 34
2.1 Организация и методы исследования 34
2.2 Анализ полученных эмпирических данных 38
2.3 Реализация коррекционной программы, направленной на снижение уровня агрессивного поведения подростков 44
2.4 Анализ результатов опытно-экспериментальной работы по снижению уровня агрессивного поведения подростков 61
Заключение 67
Список используемой литературы 69
Приложение А Результаты тестирования по опроснику Басса-Дарки 71
Приложение Б План психокоррекции подростковой агрессии 73
Введение 4
Глава 1 Теоретический анализ проблемы агрессивного поведения в подростковом возрасте и его коррекция 7
1.1 Сущность понятия «агрессивность» и «агрессивное поведение» 7
1.2 Характеристика возрастных особенностей подростков 13
1.3 Причины и факторы агрессивного поведения подростков 17
1.4 Сущность понятия «коррекция». Социально-психологический тренинг как средство коррекции агрессивного поведения подростка 23
Глава 2 Опытно-экспериментальная работа по изучению агрессивного поведения в подростковом возрасте и его коррекция 34
2.1 Организация и методы исследования 34
2.2 Анализ полученных эмпирических данных 38
2.3 Реализация коррекционной программы, направленной на снижение уровня агрессивного поведения подростков 44
2.4 Анализ результатов опытно-экспериментальной работы по снижению уровня агрессивного поведения подростков 61
Заключение 67
Список используемой литературы 69
Приложение А Результаты тестирования по опроснику Басса-Дарки 71
Приложение Б План психокоррекции подростковой агрессии 73
Трансформационные процессы, которые происходят в России во всех сферах жизнедеятельности человека, вызывают значительные изменения в общественной структуре, формах собственности, производственных и межнациональных отношениях, в сознании каждого члена общества, ломают идеалы людей, меняют их убеждения, потребности, интересы, всю систему ценностей.
Актуальность проблематики связана с тем, что нестабильность и противоречия, имеющиеся во всех сферах жизни общества, делают молодежь незащищенной социальной категорией. Одним из последствий этого явления является рост агрессивного поведения у подростков.
Анализ научных исследований и психологической практики позволили обозначить следующие противоречие: об актуальности и востребованности исследования особенностей агрессивного поведения подростков с одной стороны, и их недостаточная теоретическая и эмпирическая разработанность - с другой.
Для разрешения данных противоречий в теории и практике современного школьного образования мы сформулировали проблему исследования: в современных условиях наблюдается тенденция к преступности и увеличение числа подростков, склонных к агрессивным формам поведения. Всё это выдвигает на первый план проблему исследования психологических особенностей, порождающих данные опасные явления, применительно к подростковому возрасту, так как в этот период личность ребёнка находится в стадии своего становления.
Следовательно, данная проблема является актуальной и требует всестороннего изучения.
Цель: определить возможности социально-психологического тренинга как метода коррекции подростковой агрессивности.
Объект: агрессивное поведение у подростков.
Предмет - коррекция агрессивного поведения подростков с помощью социально-психологического тренинга.
Гипотезой данного психологического исследования является предположение о том, что выраженность таких показателей агрессивного поведения подростков, как физическая, вербальная и косвенная агрессия, раздражение, негативизм, обида, подозрительность и чувство вины могут значительно уменьшиться в результате проведения коррекционной работы с использованием социально-психологического тренинга. Также в качестве предположения представляется возможным проследить связь типа темперамента с выраженностью агрессии и возможностью ее психокоррекции.
Для достижения указанной цели и проверки гипотезы предстояло решить следующие задачи:
• проанализировать литературные данные по проблеме, относящейся к теме исследования;
• определить степень проявления агрессивного поведения подростков;
• смоделировать и реализовать на практике коррекционный тренинг, целью которого является уменьшение уровня агрессивного поведения подростков;
• определить эффективность коррекции агрессивного поведения посредством социально-психологического тренинга.
Теоретической основой исследования являются концепция развития агрессивной готовности личности в ходе приобретения индивидом социального опыта (А. Бандура; 1983; А. Басс, 1961; Дж. Доллард, 1941), положения о роли когнитивных и эмоциональных процессов (Л. Берковиц, 2001; Ф. Кендалл, 2002),роли личностных и индивидуально-психологических характеристик в детерминации агрессии (Д. Ричардсон, 1999; Т. Бласс, 1991); возрастными особенностями подростков (Л. Божович, 1935; В. Мухина, 1953; Л. Выготский, 1930; Т. Драгунова, 1967; А. Фрейд, 1901).
Для реализации поставленных задач разработана программа исследования, в рамках которой использовались следующие методы:
• теоретические методы (анализ и обобщение литературных источников по проблеме исследования);
• психодиагностические методы - психодиагностические опросники:
• опросник уровня агрессивности Басса-Дарки;
• опросник формально-динамических свойств индивидуальности (ОФДВИ) В.М. Русалова.
База исследования. Экспериментальное исследование проводилось в МАОУ Орлинская СОШ № 22. В эксперименте принимали участие двадцать детей подросткового возраста.
Новизна исследования заключается в том, что выявлен уровень проявления агрессивного поведения подростков; разработан и проведен коррекционный тренинг, направленный на снижение уровня проявления агрессивного поведения подростков; экспериментально доказано эффективность коррекции агрессивного поведения посредством социально-психологического тренинга.
Теоретическая значимость исследования заключается в обогащении существующих знаний о возможности моделировать подростковую агрессию, и могут быть полезны в педагогической психологии. Достигнутые результаты проясняют и дополняют современные представления о специфике агрессивного поведения подростков, его предопределенности и возможностях коррекции.
Практическая значимость настоящей работы состоит в том, что результаты исследования могут быть использованы в практической работе психологов и педагогов при взаимодействии с подростками.
Структура работы: состоит из введения, двух глав, заключения, списка используемой литературы, приложения.
Актуальность проблематики связана с тем, что нестабильность и противоречия, имеющиеся во всех сферах жизни общества, делают молодежь незащищенной социальной категорией. Одним из последствий этого явления является рост агрессивного поведения у подростков.
Анализ научных исследований и психологической практики позволили обозначить следующие противоречие: об актуальности и востребованности исследования особенностей агрессивного поведения подростков с одной стороны, и их недостаточная теоретическая и эмпирическая разработанность - с другой.
Для разрешения данных противоречий в теории и практике современного школьного образования мы сформулировали проблему исследования: в современных условиях наблюдается тенденция к преступности и увеличение числа подростков, склонных к агрессивным формам поведения. Всё это выдвигает на первый план проблему исследования психологических особенностей, порождающих данные опасные явления, применительно к подростковому возрасту, так как в этот период личность ребёнка находится в стадии своего становления.
Следовательно, данная проблема является актуальной и требует всестороннего изучения.
Цель: определить возможности социально-психологического тренинга как метода коррекции подростковой агрессивности.
Объект: агрессивное поведение у подростков.
Предмет - коррекция агрессивного поведения подростков с помощью социально-психологического тренинга.
Гипотезой данного психологического исследования является предположение о том, что выраженность таких показателей агрессивного поведения подростков, как физическая, вербальная и косвенная агрессия, раздражение, негативизм, обида, подозрительность и чувство вины могут значительно уменьшиться в результате проведения коррекционной работы с использованием социально-психологического тренинга. Также в качестве предположения представляется возможным проследить связь типа темперамента с выраженностью агрессии и возможностью ее психокоррекции.
Для достижения указанной цели и проверки гипотезы предстояло решить следующие задачи:
• проанализировать литературные данные по проблеме, относящейся к теме исследования;
• определить степень проявления агрессивного поведения подростков;
• смоделировать и реализовать на практике коррекционный тренинг, целью которого является уменьшение уровня агрессивного поведения подростков;
• определить эффективность коррекции агрессивного поведения посредством социально-психологического тренинга.
Теоретической основой исследования являются концепция развития агрессивной готовности личности в ходе приобретения индивидом социального опыта (А. Бандура; 1983; А. Басс, 1961; Дж. Доллард, 1941), положения о роли когнитивных и эмоциональных процессов (Л. Берковиц, 2001; Ф. Кендалл, 2002),роли личностных и индивидуально-психологических характеристик в детерминации агрессии (Д. Ричардсон, 1999; Т. Бласс, 1991); возрастными особенностями подростков (Л. Божович, 1935; В. Мухина, 1953; Л. Выготский, 1930; Т. Драгунова, 1967; А. Фрейд, 1901).
Для реализации поставленных задач разработана программа исследования, в рамках которой использовались следующие методы:
• теоретические методы (анализ и обобщение литературных источников по проблеме исследования);
• психодиагностические методы - психодиагностические опросники:
• опросник уровня агрессивности Басса-Дарки;
• опросник формально-динамических свойств индивидуальности (ОФДВИ) В.М. Русалова.
База исследования. Экспериментальное исследование проводилось в МАОУ Орлинская СОШ № 22. В эксперименте принимали участие двадцать детей подросткового возраста.
Новизна исследования заключается в том, что выявлен уровень проявления агрессивного поведения подростков; разработан и проведен коррекционный тренинг, направленный на снижение уровня проявления агрессивного поведения подростков; экспериментально доказано эффективность коррекции агрессивного поведения посредством социально-психологического тренинга.
Теоретическая значимость исследования заключается в обогащении существующих знаний о возможности моделировать подростковую агрессию, и могут быть полезны в педагогической психологии. Достигнутые результаты проясняют и дополняют современные представления о специфике агрессивного поведения подростков, его предопределенности и возможностях коррекции.
Практическая значимость настоящей работы состоит в том, что результаты исследования могут быть использованы в практической работе психологов и педагогов при взаимодействии с подростками.
Структура работы: состоит из введения, двух глав, заключения, списка используемой литературы, приложения.
Проведенное в настоящей работе практическое и теоретическое исследование показало, что метод психокоррекции может быть очень эффективным в решении задач, связанных с наблюдаемыми отклонениями в нормальной психической деятельности у подростков, когда они не имеют под собой органической основы. В частности, удалось успешно уменьшить уровень агрессивности у большинства испытуемых, прошедших через процедуру психолого-педагогического тренинга.
В процессе исследования теоретических и практических аспектов технологии социальной работы с дезадаптированными подростками мы пришли к следующим выводам.
Современные педагоги и психологи считают основным фактором формирования социально-дезадаптированного поведения социальные предпосылки. К социальным предпосылкам относят: устойчивость социальных стандартов поведения ученика в школе, частую смену школ (например, в семьях военных), чрезмерную перегруженность школьной программы через психофизиологические особенности ребёнка.
Основным выражением агрессивного поведения у подростков есть явление, которое в народе принято называть «Трудновоспитуемость». Трудновоспитуемость проявляется в сопротивлении ребенка воспитательным воздействиям. Трудновоспитуемость есть результатом недостаточного усвоения позитивного социального опыта. В процессе дальнейшего углубление социальной дезадаптации происходит переход сначала в девиантные, а со временем, и в уголовные типы поведения.
Существует определенная связь между агрессивным поведением и свойствами личности, а точнее - комплексом свойств. Но последние сами по себе, даже взятые системно, не могут выступать непосредственным механизмом девиантного поведения. Опосредующим звеном здесь является трансформация иерархии мотивов под влиянием окружающей среды и формирование соответствующей девиантной направленности.
Констатирующий эксперимент показал, что испытуемые по уровню проявлений агрессивного поведения на контрольном этапе разделились, показали большинство низкий уровень агрессивности - 65%; подростки со средним уровнем агрессивности - 30%; подростки с высоким уровнем агрессивности - 5%.
Проведенная психолого-педагогическая работа с подростками показала высокую эффективность, что проявилось в снижении параметра общей агрессивности, а также в уменьшении показателей частоты (%) диагностики у подростков разных видов агрессии в соответствии с терминологией опросника Басса-Дарки.
В процессе исследования теоретических и практических аспектов технологии социальной работы с дезадаптированными подростками мы пришли к следующим выводам.
Современные педагоги и психологи считают основным фактором формирования социально-дезадаптированного поведения социальные предпосылки. К социальным предпосылкам относят: устойчивость социальных стандартов поведения ученика в школе, частую смену школ (например, в семьях военных), чрезмерную перегруженность школьной программы через психофизиологические особенности ребёнка.
Основным выражением агрессивного поведения у подростков есть явление, которое в народе принято называть «Трудновоспитуемость». Трудновоспитуемость проявляется в сопротивлении ребенка воспитательным воздействиям. Трудновоспитуемость есть результатом недостаточного усвоения позитивного социального опыта. В процессе дальнейшего углубление социальной дезадаптации происходит переход сначала в девиантные, а со временем, и в уголовные типы поведения.
Существует определенная связь между агрессивным поведением и свойствами личности, а точнее - комплексом свойств. Но последние сами по себе, даже взятые системно, не могут выступать непосредственным механизмом девиантного поведения. Опосредующим звеном здесь является трансформация иерархии мотивов под влиянием окружающей среды и формирование соответствующей девиантной направленности.
Констатирующий эксперимент показал, что испытуемые по уровню проявлений агрессивного поведения на контрольном этапе разделились, показали большинство низкий уровень агрессивности - 65%; подростки со средним уровнем агрессивности - 30%; подростки с высоким уровнем агрессивности - 5%.
Проведенная психолого-педагогическая работа с подростками показала высокую эффективность, что проявилось в снижении параметра общей агрессивности, а также в уменьшении показателей частоты (%) диагностики у подростков разных видов агрессии в соответствии с терминологией опросника Басса-Дарки.
Подобные работы
- Диагностика и коррекция разных видов агрессивного поведения у подростков
Бакалаврская работа, психология. Язык работы: Русский. Цена: 5000 р. Год сдачи: 2020 - Психологическая программа коррекции агрессивного поведения подростков
Магистерская диссертация, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4880 р. Год сдачи: 2022 - ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ КОРРЕКЦИЯ
КОНФЛИКТНОГО ПОВЕДЕНИЯ ПОДРОСТКОВ В УСЛОВИЯХ
СОЦИАЛЬНО-РЕАБИЛИТАЦИОННОГО ЦЕНТРА
Бакалаврская работа, социальная работа. Язык работы: Русский. Цена: 3850 р. Год сдачи: 2017 - ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОГРАММА КОРРЕКЦИИ АГРЕССИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ СТАРШИХ ПОДРОСТКОВ
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2019 - ВЗАИМОСВЯЗЬ ГЕНДЕРНОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ И СКЛОННОСТИ К АГРЕССИВНОМУ ПОВЕДЕНИЮ
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 6500 р. Год сдачи: 2019 - Формирование коммуникативной компетентности подростков посредством социально - психологического тренинга
Бакалаврская работа, психология. Язык работы: Русский. Цена: 5900 р. Год сдачи: 2018 - КОРРЕКЦИЯ АГРЕССИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ В ОБЩЕНИИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 6300 р. Год сдачи: 2018 - СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ТРЕНИНГ КАК СРЕДСТВО ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ КОРРЕКЦИИ АГРЕССИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ У МОЛОДЁЖИ
Бакалаврская работа, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4320 р. Год сдачи: 2018 - Психолого-педагогическая коррекция агрессивного поведения младших
школьников средствами игротерапии
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2020





