Введение 3
1 Неполные семьи как социальное явление 6
1.1 Понятие неполной семьи, ее особенности 6
1.2 Психологический климат в неполной семье 12
1.3 Проблемы воспитания и социализации детей в неполной семье 16
2 Романтические отношения у молодых людей из неполных семей 21
2.1 Особенности выбора партнера у людей из неполной семьи 21
2.2 Особенности течения романтических отношений у людей из неполной семьи 23
2.3 Влияние неполной семьи на межличностные отношения 25
Заключение 29
Список использованных источников 31
Приложение 34
Как известно, семья играет огромную роль в нашей жизни. Во многом именно в родительской семье ребенок усваивает свою половую роль, половые стереотипы поведения, характер развития его сексуальности. Семья является первичным и необходимым условием формирования эмоционально стабильной, творчески ориентированной личности, поскольку базовые структуры психики человека формируются преимущественно на раннем этапе, когда ребенок находится под влиянием родителей и всей атмосферы семьи. Практически у всех народов возникает парная семья, характеризующаяся комплементарностью социальных ролей мужчины и женщины; дети усваивают и воспроизводят модели ролевого поведения родителей благодаря свойству человеческой психики – подражанию, активно проявляющемуся в процессе эмоционально-действенного контакта родителей с детьми.
Эти модели дети переносят в свою дальнейшую взрослую жизнь, строя отношения с противоположным полом.
Основу исследования неполных семей составляют научные труды следующих авторов: З. Матейчик, Т. С. Зубкова, С. В. Захаров, Т. Н. Доронова, Е. В. Соловьева, А. Е. Жичкина, С. И. Мусиенко, А. О. Гневанов, К. А. Воробьева, А. И. Антонов, В. М. Медков, Ю. В. Василькова и др.
В последние десятилетия семья претерпевает серьезные негативные изменения, одним из которых является рост разводов и, как следствие, рост числа неполных семей. Неполная семья не может полноценно выполнять все свои функции и дать ребенку пример положительного семейного взаимодействия.
Наиболее заметными проявлениями этих изменений, связанные с семьей, является тенденция роста неполных семей и, соответственно, падение качества условий для воспитания и взращивания психологически здорового и гармонично развитого нового поколения. В связи с этим является актуальным изучение неполной семьи, на которую возлагаются конкретные ожидания в плане воспитания гармоничной личности. В связи с этим актуальна тема нашего исследования.
Романтические отношения – это часть жизни практически каждого человека в связи с его социальной природой и потребностями человека в любви и общении. Эти оказывают большое влияние на эмоциональное благополучие человека. И поскольку появляется все больше людей, у которых нет примера ролевого поведения мужчины и женщины, необходимо понимать особенности их будущих отношений и трудности, с которыми они, возможно, столкнутся.
Исследовательский вопрос:
1) существуют ли различия выбора партнера и особенности романтических отношений у молодых людей, выросших в неполной семье по сравнению с молодыми людьми из полной семьи;
2) в чём эти различия состоят.
Цель:
1) выделение особенностей выбора партнера в романтических и супружеских отношениях у молодых людей из неполных семей по сравнению с выбором партнёра человеком из полной семьи;
2) выделение особенностей романтических/супружеских отношений в паре с одним из партнеров из неполной семьи.
Задачи:
1) Дать определение понятия неполной семьи, выделить ее особенности;
2) определить влияние семьи на дальнейшие межличностные отношения, используя научные источники;
3) выделить особенности выбора партнера по сравнению с выбором партнёра человеком из полной семьи;
4) описать особенности течения романтических отношений по сравнению с выбором партнёра человеком из полной семьи;
5) описать трудности, с которыми сталкиваются партнеры от трудностей пар с участниками из полных семей.
Предмет исследования: особенности романтических/супружеских отношений в паре с одним из партнеров из неполной семьи.
Объект исследования: романтические отношения у молодых людей 21-25 лет (по периодизации Э. Эриксона) , выросших в неполной семье.
Методы исследования: анализ литературы по проблематике исследования, синтез, классификация, обобщение.
В результате теоретико-методологического обзора проблематики особенностей выбора партнёра и романтических отношений у молодых людей из неполных семей были подробно рассмотрены неполные семьи как социальное явление и романтические отношения у молодых людей из неполных семей.
Так, установлено, что неполная семья — это группа с неполным (частичным) общением (контактом), где нет традиционной системы отношений: - муж - жена, отец - ребенок, мать - ребенок, дети - бабушки и дедушки. Неполные семьи делятся на следующие виды: материнские неполные семьи, отцовские неполные семьи, неполные простые – мать (отец) с ребенком или несколькими детьми, неполные расширенные – мать (отец) с одним или несколькими детьми и другими родственниками, функционально неполные семьи.
Психологический климат неполной семьи во многом определяется болезненными переживаниями, возникшими вследствие утраты одного из родителей. Это обида, угнетенность и чувство собственной неполноценности, которые могут испытывать дети после развода их родителей. Нередко дети винят себя в распаде семьи. Неполная семья имеет ряд проблем, таких как: экономические, социально-психологические, проблемы социализации и воспитания детей. Некоторые проблемы неполных семей можно решить средствами социальной работы.
Следовательно, можно ответить на поставленные исследовательские вопросы.
1. Существуют следующие различия выбора партнера у молодых людей, выросших в неполной семье по сравнению с молодыми людьми из полной семьи: людям из неполной семьи сложнее выбрать партнера, чем людям из полной семьи, поскольку они лишены примера взаимоотношений мужчины и женщины в семье, что негативно сказывается на их социализации в целом и на подготовленность к будущей семейной жизни.
2. Существуют следующие особенности романтических отношений у молодых людей, выросших в неполной семье по сравнению с молодыми людьми из полной семьи:
1) люди, воспитывавшиеся в неполных семьях, компенсируют в романтических отношениях и в последующем собственных семьях те недостатки воспитательных воздействий своих родителей, которые кажутся им не совсем адекватными;
2) молодые люди из неполных семей, в отличие от людей из полных семей, допускают возможность вступить в брак несколько раз;
3) на представления о межличностных отношениях и способы поведения себя в отношениях у детей из неполных семей в значительной степени влияет развод родителей как причина, по которой семья стала неполной;
4) подростковый кризис у детей из неполных семей может перерасти в дальнейшем в обращение подростка к близким отношениям, в которых партнер будет рассматриваться только как источник безопасности и эмоциональной поддержки.
Таким образом, цель исследования достигнута. В качестве направления для дальнейших исследований по данной проблематике рекомендуется проведение эмпирического исследование с использованием анкетирования, целью которого стало бы определение предпочтений в выборе партнера и установлении романтических отношений у людей из неполных семей.
1 Антонов А. И., Медков В. М. Социология семьи. М.: Изд-во МГУ («Братья Карич»), 2019. 365 с.
2 Видра Д. Помощь разведенным родителям и их детям. М., 2020. 195 с.
3 Воробьева К. А. Решение проблемы родительско-детских отношений в неполных семьях: (рекомендации для родителей подростков) // Воспитание школьников. 2020. № 4. С. 66-68.
4 Гневанов А. О. Триангулярные конфликты детей и родителей в семьях с одним родителем // Социально-психологические проблемы и задачи развития современной молодежи: сб. науч. тр. / Урал. гос. пед. ун-т. Екатеринбург. 2019. С. 137-140.
5 Гуслякова Л. Г., Холостова Е. И. Основы теории социальной работы. М., 2021. 108 с.
6 Дементьева И. Ф. Негативные факторы воспитания детей в неполной семье // Социс. 2018. № 11. С. 108-113.
7 Дементьева И. Ф. Воспитание детей в неполной семье // СОЦИС. 2017. №11. С. 82.
8 Дементьева И. Ф. Негативные факторы воспитания детей в неполной семье // Социология семьи. 2018. №6. С. 7-10.
9 Захаров С. В. Феномен одинокого материнства в России //Социальные реальности и социальные перспективы. 2017. №4. С.114-120.
10 Зимняя И. А Семья как объект социальной работы// Социальная работа. 2017. №7. С. 71-81.
11 Зубкова Т. С. Неполные семьи. Организация и содержание работы по социальной защите женщин, детей и семьи: Учеб. пособие студ. М.: Академия, 2018. 224 с.
12 Капелевич Т. С. Социально-педагогическая и психологическая работа с семьей: учеб. - методич. пособие. М.: РИПО, 2018. 50 с.
13 Кожина А. Л. Социально-психологическая помощь неполной семье // Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения. 2019. № 8. С. 55-63.
14 Кон И. Современное отцовство: мифы и проблемы // Семья и школа. 2017. № 4. С. 17-20.
15 Кошелев А. Д., Шаграев О. А., Корнеев Т. В. Психология семейных отношений: Учеб.пособие для студентов вузов. М.: Академия, 2018. 360 с.
16 Кумова В. В. Социальная работа с неполной семьей // Уральская семья: сб. науч. тр. / Урал. гос. пед. ун-т. Екатеринбург. 2018. №. 1. С. 85-97.
17 Мартынова Т. Н. Семья как объект и субъект социальной работы. Методическое пособие к курсу «Семьеведение». Кемерово: Изд-во Кузбассвузиздат. 2018. 321 с.
18 Матейчик З. Воспитание детей в неполной семье. М., 2018. 69- 96 с.
19 Николаева Я. Г. Воспитание ребенка в неполной семье: организация педагогической и социальной помощи неполным семьям: пособие для психологов и педагогов. М.: ВЛАДОС, 2018. 159 с.
20 Павленок П. Д. Технологии социальной работы в различных сферах жизнедеятельности: учеб. пособие. М.: Дашков и Ко, 2017. 236 с.
21 Поддубная Т. Н. Управление системой социальной защиты детства. Ростов н/Д: Феникс, 2018. 347 с.
22 Сидоров В. Н. Деятельность социального работника: роли, функции, умения. М., 2019. 109 с
23 Трифонов Б. А. Психологические проблемы в неполных семьях. Екатеринбург: Изд-во Урал. гуманитар. ун-та, 2018. 123 с
24 Филиппова Г. Ребенок для родителей и родители для ребенка // Семья и школа. 2020. № 8. С. 15.
25 Фролова, С. В. Особенности взаимоотношения с противоположным полом студентов из неполных семей / С. В. Фролова, А. Е. Салихова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2018. — № 1.1 (187.1). — С. 33-36. — URL: https://moluch.ru/archive/187/47694/ (дата обращения: 10.06.2022).
26 Харчев А. Г. Современная семья и ее проблемы. М.: Просвещение, 2019. 234 с.
27 Amato Paul R, Keith Bruce. Parental Divorce and Adult Well-being: A Meta-Analysis. Journal of Marriage and the Family. 2020; 53:43–58.
28 Capaldi DM, Patterson GR. Relation of Parental Transitions to Boys’ Adjustment Problems: I. A Linear Hypothesis. II. Mothers at Risk for Transitions and Unskilled Parenting. Developmental Psychology. 2019; 27: 489–504.
29 Carlson Marcia J, Corcoran Mary E. Family Structure and Children’s Behavioral and Cognitive Outcomes. Journal of Marriage and Family. 2021; 63:779–792.
30 Furstenberg Frank F, Jr, Seltzer Judith A. Divorce and Child Development. Sociological Studies of Child Development. 2019; 1:137–160.