Особенности выбора партнера и романтических отношений у молодых людей из неполных семей (Сибирский Федеральный Университет)
|
Есть приложение.
Введение 3
1 Неполные семьи как социальное явление 6
1.1 Понятие неполной семьи, ее особенности 6
1.2 Психологический климат в неполной семье 12
1.3 Проблемы воспитания и социализации детей в неполной семье 16
2 Романтические отношения у молодых людей из неполных семей 21
2.1 Особенности выбора партнера у людей из неполной семьи 21
2.2 Особенности течения романтических отношений у людей из неполной семьи 23
2.3 Влияние неполной семьи на межличностные отношения 25
Заключение 29
Список использованных источников 31
Приложение 34
Введение 3
1 Неполные семьи как социальное явление 6
1.1 Понятие неполной семьи, ее особенности 6
1.2 Психологический климат в неполной семье 12
1.3 Проблемы воспитания и социализации детей в неполной семье 16
2 Романтические отношения у молодых людей из неполных семей 21
2.1 Особенности выбора партнера у людей из неполной семьи 21
2.2 Особенности течения романтических отношений у людей из неполной семьи 23
2.3 Влияние неполной семьи на межличностные отношения 25
Заключение 29
Список использованных источников 31
Приложение 34
Как известно, семья играет огромную роль в нашей жизни. Во многом именно в родительской семье ребенок усваивает свою половую роль, половые стереотипы поведения, характер развития его сексуальности. Семья является первичным и необходимым условием формирования эмоционально стабильной, творчески ориентированной личности, поскольку базовые структуры психики человека формируются преимущественно на раннем этапе, когда ребенок находится под влиянием родителей и всей атмосферы семьи. Практически у всех народов возникает парная семья, характеризующаяся комплементарностью социальных ролей мужчины и женщины; дети усваивают и воспроизводят модели ролевого поведения родителей благодаря свойству человеческой психики – подражанию, активно проявляющемуся в процессе эмоционально-действенного контакта родителей с детьми.
Эти модели дети переносят в свою дальнейшую взрослую жизнь, строя отношения с противоположным полом.
Основу исследования неполных семей составляют научные труды следующих авторов: З. Матейчик, Т. С. Зубкова, С. В. Захаров, Т. Н. Доронова, Е. В. Соловьева, А. Е. Жичкина, С. И. Мусиенко, А. О. Гневанов, К. А. Воробьева, А. И. Антонов, В. М. Медков, Ю. В. Василькова и др.
В последние десятилетия семья претерпевает серьезные негативные изменения, одним из которых является рост разводов и, как следствие, рост числа неполных семей. Неполная семья не может полноценно выполнять все свои функции и дать ребенку пример положительного семейного взаимодействия.
Наиболее заметными проявлениями этих изменений, связанные с семьей, является тенденция роста неполных семей и, соответственно, падение качества условий для воспитания и взращивания психологически здорового и гармонично развитого нового поколения. В связи с этим является актуальным изучение неполной семьи, на которую возлагаются конкретные ожидания в плане воспитания гармоничной личности. В связи с этим актуальна тема нашего исследования.
Романтические отношения – это часть жизни практически каждого человека в связи с его социальной природой и потребностями человека в любви и общении. Эти оказывают большое влияние на эмоциональное благополучие человека. И поскольку появляется все больше людей, у которых нет примера ролевого поведения мужчины и женщины, необходимо понимать особенности их будущих отношений и трудности, с которыми они, возможно, столкнутся.
Исследовательский вопрос:
1) существуют ли различия выбора партнера и особенности романтических отношений у молодых людей, выросших в неполной семье по сравнению с молодыми людьми из полной семьи;
2) в чём эти различия состоят.
Цель:
1) выделение особенностей выбора партнера в романтических и супружеских отношениях у молодых людей из неполных семей по сравнению с выбором партнёра человеком из полной семьи;
2) выделение особенностей романтических/супружеских отношений в паре с одним из партнеров из неполной семьи.
Задачи:
1) Дать определение понятия неполной семьи, выделить ее особенности;
2) определить влияние семьи на дальнейшие межличностные отношения, используя научные источники;
3) выделить особенности выбора партнера по сравнению с выбором партнёра человеком из полной семьи;
4) описать особенности течения романтических отношений по сравнению с выбором партнёра человеком из полной семьи;
5) описать трудности, с которыми сталкиваются партнеры от трудностей пар с участниками из полных семей.
Предмет исследования: особенности романтических/супружеских отношений в паре с одним из партнеров из неполной семьи.
Объект исследования: романтические отношения у молодых людей 21-25 лет (по периодизации Э. Эриксона) , выросших в неполной семье.
Методы исследования: анализ литературы по проблематике исследования, синтез, классификация, обобщение.
Эти модели дети переносят в свою дальнейшую взрослую жизнь, строя отношения с противоположным полом.
Основу исследования неполных семей составляют научные труды следующих авторов: З. Матейчик, Т. С. Зубкова, С. В. Захаров, Т. Н. Доронова, Е. В. Соловьева, А. Е. Жичкина, С. И. Мусиенко, А. О. Гневанов, К. А. Воробьева, А. И. Антонов, В. М. Медков, Ю. В. Василькова и др.
В последние десятилетия семья претерпевает серьезные негативные изменения, одним из которых является рост разводов и, как следствие, рост числа неполных семей. Неполная семья не может полноценно выполнять все свои функции и дать ребенку пример положительного семейного взаимодействия.
Наиболее заметными проявлениями этих изменений, связанные с семьей, является тенденция роста неполных семей и, соответственно, падение качества условий для воспитания и взращивания психологически здорового и гармонично развитого нового поколения. В связи с этим является актуальным изучение неполной семьи, на которую возлагаются конкретные ожидания в плане воспитания гармоничной личности. В связи с этим актуальна тема нашего исследования.
Романтические отношения – это часть жизни практически каждого человека в связи с его социальной природой и потребностями человека в любви и общении. Эти оказывают большое влияние на эмоциональное благополучие человека. И поскольку появляется все больше людей, у которых нет примера ролевого поведения мужчины и женщины, необходимо понимать особенности их будущих отношений и трудности, с которыми они, возможно, столкнутся.
Исследовательский вопрос:
1) существуют ли различия выбора партнера и особенности романтических отношений у молодых людей, выросших в неполной семье по сравнению с молодыми людьми из полной семьи;
2) в чём эти различия состоят.
Цель:
1) выделение особенностей выбора партнера в романтических и супружеских отношениях у молодых людей из неполных семей по сравнению с выбором партнёра человеком из полной семьи;
2) выделение особенностей романтических/супружеских отношений в паре с одним из партнеров из неполной семьи.
Задачи:
1) Дать определение понятия неполной семьи, выделить ее особенности;
2) определить влияние семьи на дальнейшие межличностные отношения, используя научные источники;
3) выделить особенности выбора партнера по сравнению с выбором партнёра человеком из полной семьи;
4) описать особенности течения романтических отношений по сравнению с выбором партнёра человеком из полной семьи;
5) описать трудности, с которыми сталкиваются партнеры от трудностей пар с участниками из полных семей.
Предмет исследования: особенности романтических/супружеских отношений в паре с одним из партнеров из неполной семьи.
Объект исследования: романтические отношения у молодых людей 21-25 лет (по периодизации Э. Эриксона) , выросших в неполной семье.
Методы исследования: анализ литературы по проблематике исследования, синтез, классификация, обобщение.
В результате теоретико-методологического обзора проблематики особенностей выбора партнёра и романтических отношений у молодых людей из неполных семей были подробно рассмотрены неполные семьи как социальное явление и романтические отношения у молодых людей из неполных семей.
Так, установлено, что неполная семья — это группа с неполным (частичным) общением (контактом), где нет традиционной системы отношений: - муж - жена, отец - ребенок, мать - ребенок, дети - бабушки и дедушки. Неполные семьи делятся на следующие виды: материнские неполные семьи, отцовские неполные семьи, неполные простые – мать (отец) с ребенком или несколькими детьми, неполные расширенные – мать (отец) с одним или несколькими детьми и другими родственниками, функционально неполные семьи.
Психологический климат неполной семьи во многом определяется болезненными переживаниями, возникшими вследствие утраты одного из родителей. Это обида, угнетенность и чувство собственной неполноценности, которые могут испытывать дети после развода их родителей. Нередко дети винят себя в распаде семьи. Неполная семья имеет ряд проблем, таких как: экономические, социально-психологические, проблемы социализации и воспитания детей. Некоторые проблемы неполных семей можно решить средствами социальной работы.
Следовательно, можно ответить на поставленные исследовательские вопросы.
1. Существуют следующие различия выбора партнера у молодых людей, выросших в неполной семье по сравнению с молодыми людьми из полной семьи: людям из неполной семьи сложнее выбрать партнера, чем людям из полной семьи, поскольку они лишены примера взаимоотношений мужчины и женщины в семье, что негативно сказывается на их социализации в целом и на подготовленность к будущей семейной жизни.
2. Существуют следующие особенности романтических отношений у молодых людей, выросших в неполной семье по сравнению с молодыми людьми из полной семьи:
1) люди, воспитывавшиеся в неполных семьях, компенсируют в романтических отношениях и в последующем собственных семьях те недостатки воспитательных воздействий своих родителей, которые кажутся им не совсем адекватными;
2) молодые люди из неполных семей, в отличие от людей из полных семей, допускают возможность вступить в брак несколько раз;
3) на представления о межличностных отношениях и способы поведения себя в отношениях у детей из неполных семей в значительной степени влияет развод родителей как причина, по которой семья стала неполной;
4) подростковый кризис у детей из неполных семей может перерасти в дальнейшем в обращение подростка к близким отношениям, в которых партнер будет рассматриваться только как источник безопасности и эмоциональной поддержки.
Таким образом, цель исследования достигнута. В качестве направления для дальнейших исследований по данной проблематике рекомендуется проведение эмпирического исследование с использованием анкетирования, целью которого стало бы определение предпочтений в выборе партнера и установлении романтических отношений у людей из неполных семей.
Так, установлено, что неполная семья — это группа с неполным (частичным) общением (контактом), где нет традиционной системы отношений: - муж - жена, отец - ребенок, мать - ребенок, дети - бабушки и дедушки. Неполные семьи делятся на следующие виды: материнские неполные семьи, отцовские неполные семьи, неполные простые – мать (отец) с ребенком или несколькими детьми, неполные расширенные – мать (отец) с одним или несколькими детьми и другими родственниками, функционально неполные семьи.
Психологический климат неполной семьи во многом определяется болезненными переживаниями, возникшими вследствие утраты одного из родителей. Это обида, угнетенность и чувство собственной неполноценности, которые могут испытывать дети после развода их родителей. Нередко дети винят себя в распаде семьи. Неполная семья имеет ряд проблем, таких как: экономические, социально-психологические, проблемы социализации и воспитания детей. Некоторые проблемы неполных семей можно решить средствами социальной работы.
Следовательно, можно ответить на поставленные исследовательские вопросы.
1. Существуют следующие различия выбора партнера у молодых людей, выросших в неполной семье по сравнению с молодыми людьми из полной семьи: людям из неполной семьи сложнее выбрать партнера, чем людям из полной семьи, поскольку они лишены примера взаимоотношений мужчины и женщины в семье, что негативно сказывается на их социализации в целом и на подготовленность к будущей семейной жизни.
2. Существуют следующие особенности романтических отношений у молодых людей, выросших в неполной семье по сравнению с молодыми людьми из полной семьи:
1) люди, воспитывавшиеся в неполных семьях, компенсируют в романтических отношениях и в последующем собственных семьях те недостатки воспитательных воздействий своих родителей, которые кажутся им не совсем адекватными;
2) молодые люди из неполных семей, в отличие от людей из полных семей, допускают возможность вступить в брак несколько раз;
3) на представления о межличностных отношениях и способы поведения себя в отношениях у детей из неполных семей в значительной степени влияет развод родителей как причина, по которой семья стала неполной;
4) подростковый кризис у детей из неполных семей может перерасти в дальнейшем в обращение подростка к близким отношениям, в которых партнер будет рассматриваться только как источник безопасности и эмоциональной поддержки.
Таким образом, цель исследования достигнута. В качестве направления для дальнейших исследований по данной проблематике рекомендуется проведение эмпирического исследование с использованием анкетирования, целью которого стало бы определение предпочтений в выборе партнера и установлении романтических отношений у людей из неполных семей.



