Аннотация 2
Введение 4
Глава 1 Анализ литературных источников по изучаемой проблеме 7
1.1 Характеристика общих и специфических видов координационных способностей и их значение 7
1.2 Развитие двигательных способностей у школьников 10-11 лет, занимающихся боксом 10
1.3. Психологические особенности развития школьников 10-11 лет, занимающихся боксом 22
Глава 2 Методы и организация исследования 27
2.1 Методы исследования 27
2.2 Организация исследования 30
Глава 3 Результаты исследования и их обсуждение 32
3.1 Программа, направленная на развитие координационных способностей школьников 10-11 лет, занимающихся боксом 32
3.2 Анализ результатов исследования 34
Заключение 40
Список используемой литературы 41
В последние годы в силу высокой учебной нагрузки в школе и дома у большинства школьников отмечается недостаточная двигательная активность, и, как следствие, недостаточный уровень развития двигательных способностей. Решением данной проблемы могут стать занятия физической культурой и спортом в системе дополнительного образования.
Уровень технической подготовленности спортсменов является одним из основных условий качества подготовки спортивных резервов. Выполнение технических приемов невозможно без проявления "высшего типа" координационных способностей. К тому же повышение уровня координационных способностей (КС) - это «наиболее перспективное направление при технической подготовке спортсменов самого высокого уровня. Повышение технического мастерства спортсменов достигается тем, что они становятся более сильными и ловкими за счет улучшения двигательной координации и стабильности исполнения технических приемов вопреки различным помехам» [19].
Многие специалисты, в частности, Бибиков С.В. отмечают, что «На современном этапе развития бокса значительно увеличился объем двигательной деятельности, осуществляемой в вероятностных и неожиданно возникающих ситуациях, которая требует проявления находчивости, быстроты реакции, способности к концентрации и переключению внимания, пространственно-временной точности движений и их биомеханической рациональности». Данные характерные особенности специалисты связывают с понятием «координационные способности» [3].
Совершенствованию координационных способностей во всех видах спорта уделяется пристальное внимание. Чтобы технический прием у боксеров был выполнен правильно, нужно последовательно расслаблять и сокращать специальные мышечные группы, а неполное их расслабление приводит к нарушению межмышечной координации и неправильному выполнению техники упражнения с потерей скорости, силы и амплитуды движения. Происходит это потому, что в работу включаются ненужные мышечные группы, движение становится более энергоемкими с затратой большого количества энергии, что и проявляется в преждевременном утомлении спортсмена.
Школьники 10-11 лет, занимающиеся боксом в своем тренировочном процессе, должны мгновенно уметь подстраиваться под постоянно меняющуюся обстановку. При этом возросшая усталость, которая связана с большой физической нагрузкой на организм и высоким напряжением нервной системы, проявляющийся в постоянной сосредоточенности и концентрации внимания, отражается в нарушении координационных способностей. Исходя из этого, происходит изменение координационных возможностей, что связано с недостаточностью скорости, амплитуды движения, утрачиваются правильные автоматические навыки, приобретенные юным спортсменом в процессе тренировки.
Очевидно, поиск новых подходов, направленный на развитие координационных способностей юных боксеров в рамках дополнительных занятий по физическому воспитанию в образовательных учреждениях, является актуальной проблемой.
Объект исследования: учебно-тренировочный процесс школьников 10-11 лет на дополнительных занятиях в общеобразовательном учреждении.
Предмет исследования: программа, направленная на развитие координационных способностей школьников 10-11 лет, для дополнительных занятий по боксу в школе.
Цель: исследование особенностей развития координационных способностей у школьников 10-11 лет, занимающихся боксом.
Гипотеза исследования: предполагалось, что применение на учебно-тренировочных занятиях по боксу экспериментальной программы будет способствовать развитию координационных способностей школьников 10-11 лет.
Задачи исследования:
• Оценить уровень развития координационных способностей у школьников 10-11 лет до педагогического эксперимента.
• Разработать программу, направленную на развитие координационных способностей школьников 10-11 лет, для дополнительных занятий в общеобразовательном учреждении.
• Выявить влияние разработанной программы на развитие координационных способностей у школьников 10-11 лет.
Практическая значимость исследования. Разработанная программа для развития координационных способностей школьников 10-11 лет, может быть рекомендована для использования в учебно-тренировочном процессе юных боксеров в системе дополнительного образования.
Экспериментальная работа проводилась на базе муниципального бюджетного учреждения «Школа № 88» г. Тольятти.
Структура бакалаврской работы. Работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка используемой литературы, содержит 6 рисунков и 2 таблицы. Работа изложена на 44 страницах.
Проведенный анализ научно-методической литературы по проблеме исследования позволил выделить и подробно остановиться на трех видах координационных способностей: общие, специальные и специфические способности, которые необходимы для успешного овладения техническими и тактическими приемами на начальном этапе занятий боксом.
Проверка эффективности предложенной программы по боксу, направленной на развитие координационных способностей в рамках занятий по дополнительному образованию в общеобразовательном учреждении показывает достоверный уровень (р<0,05) развития координационных способностей в экспериментальной группе в тестах:
«Проба Ромберга (поза пяточно-носочная), с» - показатель улучшился на 10,2 с, что составило 49,51 %;
«Проба Ромберга (поза «Аист»), с» - показатель улучшился на 1,8 сек, что составило 34,21 %;
«Челночный бег 3х10 м (с)» - показатель улучшился на 1 с, что составило 9,34 %;
«Пятнашки, кол-во раз» - показатель уменьшился на 3 раза, что составило 60 %;
«Снайпер, (кол-во раз)» - показатель в среднем увеличился на 11 раз, что составило 55 %;
«Прыжок в длину с места (см)» - длина прыжка в среднем увеличилась на 10 см, что составило 6,8 %.
В результате проведенной экспериментальной работы подтверждается гипотеза о том, что использование экспериментальной программы в системе дополнительного образования в общеобразовательной школе будет способствовать развитию координационных способностей школьников 10-11 лет, занимающихся боксом.
1. Байер К. Здоровый образ жизни / К. Байер, Л. Шейнберг. - М.: Мир, 2016. - 368 с.
2. Бернштейн Н. А. Очерки по физиологии движений и физиологии активности [Текст] / Н.А. Бернштейн. - М.: Медицина, 1966 - 349 с.
3. Бибиков С.В. Методика развития координационных способностей юных боксеров на основе моделирования условий их соревновательной деятельности: диссертация ... кандидата педагогических наук : 13.00.04 / С.В. Бибиков - Волгоград, 2008. - 141 с.
4. Вахитов И.Х. Влияние длительного воздействия стресс фактора на деятельность сердца школьников / И.Х. Вахитов, Б.Г. Хабибрахманов, С.Р. Лукманова // Сб. матер.У-й Межд. конф., посв. А.Ф. Самойлову Актуальные вопросы аритмологии, М.: Российский кардиологический журнал, 2022, 27(5s). - 32 с.
5. Гончарова Е.В. Технология развития здоровьесберегающей компетентности / Е.В. Гончарова, Т.Л. Кузнецова // Педагогические науки. - 2007 - №3 (25). - С. 159-168
6. Еганов А.В. Проявление вестибулярной устойчивости в структуре отдельных параметров двигательно-координационных способностей занимающихся спортивными видами единоборств / А.В. Еганов, Ю.Е. Чибичик, В.С. Быков, Е.Т. Колунин //Наука и спорт: современные тенденции. - 2022. Т. 10. № 1. - С. 79-88.
7. Ермакович В.Д. Ключик к здоровью [Текст] / В.Д. Ермакович. - Тольятти : Развитие через образование, 2006. - 216 с.
8. Иващенко Л.Я., Странко М.Л. Самостоятельные занятия физическими упражнениями.- Киев: Здоровья, 1988.- 111с.
9. Карась Т.Ю. Теория и методика физической культуры и спорта [Электронный ресурс]: учеб.-практ. пособие / Т.Ю. Карась. - Комсомольскна- Амуре: АмГПГУ, 2012. - 131с.
10. Карпеев А.Г. Направления и принципы изучения двигательных координаций основных видов движений [Текст] / А.Г. Карпеев // Теория и практика физической культуры.-1995. - №9. - С. 5-11.
11. Керимуллов К.К. Методика развития координационных способностей юных дзюдоистов 12-15 лет с использованием упражнений с теннисным мячом базовой "Школы бокса" / Материалы 6-ой Международной научно-практической конференции, посвященной 75-летию Победы в Великой Отечественной войне. - Омск, 2020. - С. 57-62
12. Концепция физического воспитания и здоровье детей и подростков / Под ред. Ляха В.И. - М.: МГП Фемида, 1992. - 136 с
13. Лях В.И. Координационные способности школьника [Текст] / В.И. Лях. - Минск: Полымя, 1989 - 160 с.
14. Матвеев Л.П. Теория и методика физической культуры: Учебник / Л.П. Матвеев. - Москва: Физкультура и Спорт: СпортАкадемПресс, 2008. - 542 с.
15. Образцов П.И. Психолого-педагогическое исследование: методология, методы и методика / П.И. Образцов. - Орел, 2012. - 145 с.
...