Введение
Глава 1 Теоретические аспекты проблемы развития мыслительных операций у детей 5-6 лет с задержкой психического развития в процессе ознакомления с предметным миром
1.1Подходы к изучению понятий «мышление», «мыслительные
операции» в психолого-педагогических исследованиях
1.2Особенности развития мышления у детей 5-6 лет с задержкой
психического развития
1.3Направления работы по ознакомлению детей 5-6 лет
с задержкой психического развития с предметным миром
Глава 2 Экспериментальная работа по развитию мыслительных операций у детей 5-6 лет с задержкой психического развития в процессе ознакомления с предметным миром
2.1Выявление уровня развития мыслительных операций у детей
5-6 лет с задержкой психического развития
2.2Содержание и организация работы по развитию мыслительных операций у детей 5-6 лет с задержкой психического развития
в процессе ознакомления с предметным миром
2.3Изучение динамики уровня развития мыслительных операций
у детей 5-6 лет с задержкой психического развития
Заключение
Список используемой литературы
Приложение А Список детей экспериментальной группы
Приложение Б Результаты констатирующего этапа исследования
Приложение В План проведения консультации для педагогов «Игры на развитие мышления детей с задержкой психического развития»
Приложение Г Результаты контрольного этапа исследования
Актуальность исследования на социально-педагогическом уровне
обусловлена новыми тенденциями в системе образования по отношению
к детям с ограниченными возможностями здоровья. В условиях признания
высшей ценностью личности любого человека и её права на полную
реализацию своих возможностей, становятся актуальными проблемы лиц
с ограниченными возможностями здоровья. Важность темы подтверждается
объективной значимостью проблемы и недостаточной степенью ее
реализации на практике.
Актуальность исследования на научно-теоретическом уровне
обусловлена необходимостью обоснования и изучения развития
мыслительных операций у детей 5-6 лет с задержкой психического развития
в процессе ознакомления с предметным миром.
Ученые отмечают, что у детей 5-6 лет с задержкой психического
развития наблюдается конкретность мышления, слабое развитие
мыслительных операций; недоразвитие процессов обобщения и
абстрагирования; трудности в установлении причинно-следственных связей;
не владение родовыми понятиями; замедленность, инертность, стремление
к шаблону (Т.В. Егорова, В.А. Пермякова, З.М. Дунаева,
И.А Коробейникова). У детей с задержкой психического развития
обнаруживается отставание в развитии всех форм мыслительных операций.
В наибольшей степени это проявляется во время решения задач
с использованием словесно-логического мышления, а в наименьшей степени
отстает наглядно-действенное мышление [10].
Теоретический анализ исследований свидетельствует о недостаточном
изучении проблемы развития мыслительных операций в процессе
ознакомления с предметным миром у детей с задержкой психического
развития.Актуальность на научно-методическом уровне обусловлена тем, что
в настоящее время в практике работы дошкольных образовательных
организаций у педагогов нет комплекса методических рекомендаций
по развитию мыслительных операций у детей 5-6 лет с задержкой
психического развития в процессе ознакомления с предметным миром.
Анализ научных исследований и педагогической практики позволили
выявить следующие противоречия:
– между декларируемой необходимостью развития мыслительных
операций у дошкольников 5-6 лет с задержкой психического развития
и недостаточной оценкой результативности ознакомления
дошкольников с предметным миром в данном процессе;
– между потенциальными возможностями ознакомления с предметным
миром в развитии у старших дошкольников мыслительных операций и
недостаточным исследованием содержательных и процессуальных
аспектов его реализации в образовательном процессе дошкольной
образовательной организации
Для разрешения данных противоречий в теории и практике
современного дошкольного образования мы сформулировали проблему
исследования: какова результативность развития мыслительных операций
у детей 5-6 лет с задержкой психического развития в процессе ознакомления
с предметным миром?
Цель исследования: обосновать и экспериментально проверить
результативность развития мыслительных операций у детей 5-6 лет
с задержкой психического развития в процессе ознакомления с предметным
миром.
Объект исследования: процесс развития мыслительных операций
у детей 5-6 лет с задержкой психического развития.
Предмет исследования: развитие мыслительных операций у детей 5-6
лет с задержкой психического развития в процессе ознакомления
с предметным миром.Гипотеза исследования состоит в том, что развитие мыслительных
операций у детей 5-6 лет с задержкой психического развития в процессе
ознакомлении с предметным миром возможно, если:
– раскрыты сущностные характеристики понятия «мыслительные
операции у детей с задержкой психического развития»;
– определены показатели оценки уровня развития мыслительных
операций у детей 5-6 лет с задержкой психического развития;
– разработаны специальные игры и упражнения по развитию
мыслительных операций в процессе ознакомления с предметных миров
у детей 5-6 лет с задержкой в психическом развитии;
– поэтапно организована работа воспитателей, учителя-дефектолога
по развитию мыслительных операций в процессе ознакомления детей
5-6 лет с предметным миром при участии родителей.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие
задачи исследования:
1. Проанализировать теоретические положения по проблеме развития
мыслительных операций в дошкольном возрасте и определить степень
разработанности данной проблемы.
2. Определить показатели оценки уровня развития мыслительных
операций у детей 5-6 лет с задержкой психического развития.
3. Разработать и экспериментально проверить содержание работы по
развитию мыслительных операций у детей 5-6 лет с задержкой психического
развития в процессе ознакомления с предметным миром.
4. Выявить динамику уровня развития мыслительных процессов
у детей 5-6 лет с задержкой психического развития.
Теоретико-методологическую основу исследования составили:
– положения о формировании мыслительных операций у детей
с задержкой психического развития (Т.А. Власова, Т.В Егорова,
В.И. Лубовский, H.A. Никашина, Т.А. Стрекалова. С.Г. Шевченко);– положения об особенностях детей с задержкой психического
развития (Т.А. Власова, Ф.М. Гайдук В.В. Ковалев, К.С. Лебединская,
В.В. Лебединский, В.И. Лубовский, Г.Е. Сухарева, Н.А. Цыпина);
– положения об особенностях формирования мыслительных операций
детей с задержкой психического развития в сравнении
с мыслительными операциями детей дошкольного возраста
с нормативным развитием (Т.А. Власова, В.И. Лубовский,
Н.А. Никашина);
– положения об ознакомление детей дошкольного возраста
с предметным миром как объектом окружающей действительности
(Л.А. Венгер, Н.Ф. Виноградова, Л.С. Выготский О.В. Дыбина,
С.А. Козлова, В.Я. Кисленко, М.Б. Крулехт, В.И. Логинова,
Л.А. Мишарина).
Для достижения поставленных задач и подтверждения выдвинутой
гипотезы применялись следующие методы исследования:
– теоретические (анализ психолого-педагогической и методической
литературы по проблеме исследования; интерпретация, обобщение
практического опыта, системный анализ);
– эмпирические (беседы с педагогами, наблюдение, диагностические
задания; констатирующий, формирующий и контрольный
эксперименты);
– методы обработки результатов (количественный и качественный
анализы полученных данных).
Экспериментальная база исследования: муниципальное автономное
образовательное учреждение детский сад № 120 «Сказочный» г.о. Тольятти.
В исследовании принимали участие 12 детей 5-6 лет с задержкой
психического развития, 12 родителей, 2 воспитателя, 1 учитель-дефектолог.
Организация и основные этапы исследования. Исследование
осуществлялось в три этапаПервый этап – поисково-аналитический (сентябрь 2019 г. – сентябрь
2020 г.). На данном этапе определялась проблема исследования, уточнялся
научный аппарат работы, анализировались теоретические положения для
установления степени научной разработанности проблемы, определялись
показатели и диагностические задания для изучения уровней развития
мыслительных операций у детей 5-6 лет с задержкой психического развития.
Второй этап – экспериментальный (октябрь 2020 г. – март 2021 г.). На
данном этапе осуществлялась разработка и апробация содержания работы по
развитию мыслительных операций у детей 5-6 лет с задержкой психического
развитии в процессе ознакомления с предметным миром. Проводились
формирующий и контрольные эксперименты
Третий этап – аналитико-обобщающий (апрель 2021 г – май 2021 г). На
данном этапе проводился анализ, обобщение и систематизация результатов
экспериментальной работы. Формировались выводы, осуществлялось
оформление диссертационной работы
Научная новизна исследования заключается в следующем:
– определение этапов (психокоррекционная работа с детьми,
просветительская работа с родителями, психопросветительская работа
со специалистами, анализ развивающей предметно-пространственной
среды и её дополнение новыми материалами) работы по развитию
мыслительных операций в процессе ознакомления детей с задержкой
психического развития с предметным миром;
– разработка специальных игр и упражнений по развитию
мыслительных операций в процессе ознакомления с предметных миров
у детей 5-6 лет с задержкой в психическом развитии.
Теоретическая значимость исследования заключается в том, что
расширенно понятие «мыслительные операции детей с задержкой
психического развития», которое рассматривается как совокупность
способов выполнения действий, определяемых мыслительными ситуациями
и обеспечивающих возможность решать элементарные логические задачи.Практическая значимость исследования заключается в то, что
результаты исследования легли в основу разработки системы психолого-
педагогического сопровождения детей с задержкой психического,
направленной на развитие мыслительных операций дошкольников данной
категории. Результаты исследования позволили сформулировать научно
обоснованные рекомендации для педагогов дошкольных образовательных
организаций по развитию мыслительных операций у детей 5-6 лет
с задержкой психического развития.
Достоверность и обоснованность результатов исследования
обеспечивались четким обозначением концептуальных научных положений
психологии и педагогики; адекватностью и комплексностью методов
исследования соответствующих предмету, целям, задачам исследования;
личным участием автора в исследовании и получении научных результатов;
длительностью исследования.
Личное участие автора в организации и проведении исследования
состоит в выявлении теоретического и практического состояния проблемы, в
разработке и апробации диагностического аппарата и содержания
образовательной работы с детьми 5-6 лет с задержкой психического развития
по развитию мыслительных операций в процессе ознакомления с
предметным миром.
Апробация и внедрение результатов работы велись в течение всего
исследования. Его результаты докладывались на следующих конференциях:
научно-практическая конференция «Студенческие Дни науки» ТГУ (2020 г.,
2021 г.), отчетные конференции по практике. По итогам исследования
опубликованы четыре статьи.
На защиту выносятся положения:
1. Мыслительные операции детей с задержкой психического развития
рассматриваются как совокупность способов выполнения действий,
определяемых мыслительными ситуациями и обеспечивающих возможность
реализовывать способы действий в практической деятельности.2. Развитие мыслительных операций у детей 5-6 лет с задержкой
психического развития осуществляется в процессе ознакомления
с предметным миром поэтапно (психокоррекционная работа с детьми,
просветительская работа с родителями, психопросветительская работа со
специалистами, анализ развивающей предметно-пространственной среды и
её дополнение новыми материалами).
3. Показатели и уровни развития мыслительных операций у детей
5-6 лет с задержкой психического развития характеризуются освоением
дошкольниками с данным нарушением способов действий: анализировать
образец, выделять главные части, устанавливать взаимосвязь между частями
и делать вывод.
Структура магистерской диссертации. Работа состоит из введения,
двух глав, заключения, списка используемой литературы (61 наименований),
4 приложений. Для иллюстрации текста используется 13 таблиц, 3 рисунка.
Основной текст работы изложен на 95 страницах.
Проблема развития мыслительных операций у дошкольников с
задержкой психического развития является актуальной и приоритетной в
формировании личности дошкольника. В психолого-педагогических работах
отмечается, что для детей с задержкой психического развития 5-6 лет
характерны определенные особенности мыслительных операций, которые
заключаются в слабом развитии мыслительных операций, недоразвитии
процессов обобщения и абстрагирования, а также наличии трудностей
в установлении причинно-следственных связей и общая замедленность
мыслительных операций (Т.В. Егорова, В.А. Пермякова, З.М. Дунаева,
И.А Коробейникова и др.). У детей с ЗПР обнаруживается отставание в
развитии всех форм мыслительных операций, особенно страдает словесно-
логическое мышление. Опыт педагогов и исследователей, рассмотренные в
теоретической части нашей работы показали нам особенности мыслительных
операций у детей с ЗПР и позволили выделить теоретические аспекты для
построения экспериментальной работы.
В результате поставленных задач исследования сделаны следующие
выводы.
1. Изучение и анализ психолого-педагогической и научно-
методической литературы и проведенная экспериментальная работа
свидетельствует об актуальности исследования развития мыслительных
операций у детей 5-6 лет с задержкой психического развития в процессе
ознакомления с предметным миром.
2. Теоретический анализ различных подходов к определению понятия
«задержка психического развития» позволяет сделать вывод о том, что для
детей с задержкой психического развития 5-6 лет характерны определенные
особенности мыслительных операций, которые заключаются в слабом
развитии мыслительных операций, недоразвитии процессов обобщения и
абстрагирования, а также наличии трудностей в установлении причинноследственных связей и общая замедленность мыслительных операций
(Т.В. Егорова, В.А. Пермякова, З.М. Дунаева, И.А Коробейникова). У детей
с задержкой психического развития обнаруживается отставание в развитии
всех форм мыслительных операций, особенно страдает словесно-логическое
мышление.
Сложности у детей возникают при восприятии и понимании
информации, а также невнимательности и сложности сосредоточиться на
конкретной задаче. В задействовании мыслительных операций ребятам
сложнее всего даются активный анализ и установление причинно-
следственных взаимосвязей, также сравнения и классификации.
3. Было установлено, что ознакомление с предметным и социальным
окружением необходимо осуществлять в соответствии с психологическими
особенностями детей, выбирая адекватные формы, средства, методы и
приемы взаимодействия, чтобы сделать данный процесс более доступным и
результативным. В процессе специально организованного обучения и
воспитания у детей с задержкой психического развития происходит
формирование, уточнение, расширение объема и обогащение представлений
о предметах и явлениях действительности, так как, дети с задержкой
психического развития не умеют, самостоятельно рассматривать предметы,
не могут рассказать о его свойствах, независимо от интереса, с которым они
отнесутся к объекту.
Анализ исследований показал, что ознакомление с предметным миром
обогащает чувственный опыт ребёнка, учит быть внимательным к тому, что
его окружает. Для детей с задержкой психического развития характерна
слабая познавательная активность и ограниченный запас сведений об
окружающем мире. Поэтому необходимо проведение специальной работы,
направленной на ознакомление с предметным миром детей данной
категории.
С целью получения детьми первоначальных представлений об
окружающих предметах, рекомендуется проводить специальноорганизованные прогулки и экскурсии. Полученная детьми информация
актуализируется и уточняется на занятиях, в процессе предметно-
практической деятельности и дидактических игр.
Для успешной реализации данного направления работы необходимо
научить детей с задержкой психического развития смотреть и видеть,
слушать и слышать, ощупывать и осязать, а затем обобщать полученную
информацию в словесных высказываниях, устанавливать причинно-
следственные связи, что является важным для развития их познавательно-
исследовательской деятельности.
4. Результаты констатирующего эксперимента свидетельствует
о необходимости проведения образовательной работы по развитию
мыслительных операций у детей 5-6 лет с задержкой психического развития
в процессе ознакомления с предметным миром.
5. В ходе формирующего эксперимента осуществлялась поэтапная
работа по развитию мыслительных операций у детей 5-6 лет с задержкой
психического развития в процессе ознакомления с предметным миром:
психокоррекционная работа с детьми; просветительская работа с
родителями; психопросветительская работа со специалистами; анализ
развивающей предметно-пространственной среды и её дополнение новыми
материалами.
6. Анализ повторной диагностики детей на контрольном этапе
эксперимента показал значительную динамику в уровне развития
мыслительных операций у детей 5-6 лет с задержкой психического развития.
Это позволяет считать, что цель исследования достигнута, все
поставленные задачи решены, а гипотеза нашла свое подтверждение.
1. Андреева Е. И. Динамика межличностного взаимодействия
дошкольников с интеллектуальной недостаточностью со сверстниками :
дисс. канд. психол. наук. СПб., 2017. 239 с.
2. Артемьева Т. П. Изучение и развитие эмоциональной сферы
младших школьников с умственной отсталостью и задержкой психического
развития. Т.П. Артемьева // Специальное образование. М. : Просвещение,
2016. № 1. С. 5–15.
3. Бабкина Н. В. Оценка готовности к школьному обучению детей с
задержкой психического развития : метод. пособие. М. : Школьная Книга,
2015. 136 с.
4. Башмакова С.Б. Психология нарушенного развития с основами
организации коррекционной помощи : учеб. пособие. Киров : ВятГГУ, 2007.
103 с.
5. Березина Т. А. К вопросу о развитии мыслительных операций у
детей 5-6 лет у детей с задержкой психического развития в процессе
ознакомления с предметным миром // Электронный сборник материалов
Всероссийской научно-практической конференции «Ранняя профориентация
детей дошкольного возраста: направления, технологии, культурные
практики». Тольятти : НИЦ «НаукоПолис», 2019. 313–319 с.
6. Березина Т. А. Особенности развития мышления у детей 5-6 лет с
задержкой психического развития // Проблемы дошкольного образования на
современном этапе: сб. науч. статей. Выпуск 15 / под ред. О. В. Дыбиной,
С. Е. Анфисовой, А. Ю. Козловой, А. А. Ошкиной. Ульяновск : Издатель
Качалин Александр Васильевич, 2019. 48–51 с.
7. Березина Т. А. Предметный мир у дошкольников с задержкой
психического развития // Проблемы дошкольного образования на
современном этапе : сб. науч. статей. Выпуск 16 / отв. ред. О. В. Дыбиной;под ред. С. Е. Анфисовой, А. Ю. Козловой, А. А. Ошкиной. Тольятти :
НаукоПолис, 2020. 285–291 с.
8. Березина Т. А. Особенности работы по развитию мышления у
детей 5-6 лет с задержкой психического развития в процессе ознакомления с
предметным миром // Проблемы образования на современном этапе :
материалы студенческой научно-практической конференции, Выпуск X /
сост. О. В. Дыбина, Е. В. Некрасова, Е. А. Сидякина. Тольятти : НаукоПолис,
2021. 49–53 с.
9. Белопольская Н. Л. Психологическая диагностика личности детей
с задержкой психического развития : учеб. пособие. М. : Когито-центр, 2009.
192 с.
10. Богдан Н. Н. Специальная психология : учеб. пособие.
Владивосток : ВГУЭС, 2003. 219 с.
11. Борякова Н. Ю. К проблеме психолого-педагогического
сопровождения детей с задержкой психического развития в инклюзивной
образовательной среде // Актуальные проблемы обучения и воспитания лиц с
ограниченными возможностями здоровья. Материалы IV Международной
научно-практической конференции / сост. И. В. Евтушенко, В. В. Ткачевой.
М. : 2014. 57–63 с.
12. Борякова Н. Ю. Формирование предпосылок к школьному
обучению у детей с задержкой психического развития : учеб. - метод.
пособие. М. : Альфа, 2003. 234 с.
13. Брокане И. Н. Особенности вербально-ассоциативной и
мыслительной деятельности у 6-летних детей с разным уровнем умственной
развития : автореф. дисс. канд. психол. наук. М. : 1981. 23 с.
14. Брокане И. Н. Опыт применения словесно-ассоциативного
эксперимента в диагностике уровня умственного развития детей //
Психодиагностика и школа. Таллинн, 1980. 82-85 с.
15. Вайзман Н. П. К вопросу дифференциальной диагностики
олигофрении и задержек развития : практ. пособие. М. : 1971. 101 –107 с...