Введение
Глава 1 Теоретические основы развития внимания у детей младшего школьного возраста средствами художественного творчества
1.1Психологические основы развития внимания у детей младшего
школьного возраста
1.2Характеристика средств художественного творчества при развитии
внимания у детей младшего школьного возраста
Глава 2 Опытно-экспериментальная работа по развитию внимания у детей младшего школьного возраста средствами художественного творчества
2.1Выявление исходного уровня развития внимания у детей младшего
школьного возраста
2.2Опытно-экспериментальная работа по развитию внимания у детей
младшего школьного возраста средствами художественного творчества
2.3Оценка результатов опытно-экспериментальной работы
Заключение
Список используемой литературы
Приложения
Одним из важнейших требований современной системы образования
является необходимость формировать у младших школьников способности,
позволяющие им обрабатывать и преобразовывать информацию, в чём
говорится в ФГОС НОО [1]. Формирование информационной
компетентности возможно только в случае достаточного уровня развития
саморегуляции и самоорганизации, соответственно младшие школьники
должны обладать высоким уровнем развития внимания как общей
направленности деятельности.
Проблема внимания была исследована многочисленными учеными в
русле не только общей, но и детской психологии. Собственные
концептуальные воззрения на проблему развития внимания изложили в своих
исследованиях Л.С. Выготский, П.Я. Гальперин, Н.Н. Ланге, Т.Рибо и др.
В концепции Л.С.Выготского, С.Л. Рубинштейна раскрыта роль
внимания в деятельности человека. А.Н.Леонтьевым, И.П. Павловым, Т. Рибо
исследованы физиологические механизмы внимания. П.Я. Гальперин,
Н.Ф.Добрынин, Н.В. Дубровинская и др. изучали условия и закономерности
формирования внимания.
В жизни ребёнка проблемы с развитием внимания обычно возникают
при поступлении ребёнка в школу. В педагогическом процессе педагог
достаточно легко привлекает внимание учеников к определенному учебному
действию, однако у многих детей не получается сохранить внимание его в
течении необходимого времени. Внимание в педагогическом процессе
рассматривается как форма организации познавательной деятельности.
Уровень успеваемости ребёнка, продуктивность учебной деятельности во
многом зависят от степени сформированнности такого познавательного
процесса, как внимание. Чтобы быть успешным в учебной деятельности,
ребёнок должен обладать развитым произвольным поведением, уметь
управлять своими психическими процессами. Однако большинство младшихшкольников, с точки зрения учителей, являются невнимательными,
несобранными, часто отвлекаются, что, несомненно, негативно влияет на их
успеваемость.
Развивать внимание младших школьников отечественные педагоги и
психологи предлагают посредством использования игровых и
информационно-коммуникативных технологий, проектной и
исследовательской деятельности. Художественное творчество является
одним из способов познания ребенком окружающего мира, его свойств,
законов, отношений. Также оно служит доступным средством отражения
собственного отношения к этому миру, отображения своих впечатлений,
эмоциональных состояний и переживаний с помощью художественно-
выразительного образа.
Однако, в настоящее время отсутствуют значительные теоретико-
экспериментальные психологические исследования, посвященные разработке
проблемы развития внимания у детей младшего школьного возраста
средствами художественного творчества.
Это приводит к возникновению противоречия между
необходимостью развития внимания у детей младшего школьного возраста и
недостаточной разработанностью методики использования средств
художественного творчества для развития внимания младших школьников.
Выявленное противоречие позволяет выделить проблему
исследования − каковы возможности художественного творчества как
средства развития внимания у детей младшего школьного возраста.
Цель исследования − разработать и экспериментально проверить
эффективность занятий по художественному творчеству с целью развития
внимания у детей младшего школьного возраста.
Объект исследования: процесс внеурочной деятельности в начальной
школе.
Предмет исследования: развитие внимания у детей младшего
школьного возраста во внеурочной деятельности посредствомхудожественного творчества.
Гипотеза исследования. Развитие внимания у детей младшего
школьного возраста будет эффективным, если:
– разработан комплекс внеурочных занятий по художественному
конструированию из бумаги (квиллингу), направленных на развитие свойств
внимания;
– организована творческая деятельность младших школьников,
стимулирующая интерес к художественному творчеству, развивающая
познавательную активность детей.
В соответствии с проблемой, целью, объектом и предметом
исследования были поставлены следующие задачи исследования:
1. Изучить психолого-педагогическую литературу по проблеме
развития внимания у детей младшего школьного возраста.
2. Выявить уровень развития внимания у детей младшего школьного
возраста.
3. Разработать и реализовать комплекс внеурочных занятий по
художественному конструированию из бумаги (квиллингу), направленный на
развитие внимания у детей младшего школьного возраста.
4. Проследить динамику уровня развития внимания у детей младшего
школьного возраста после проведения формирующего эксперимента.
Методы исследования. На теоретическом уровне применялся анализ
психолого-педагогической и специальной литературы, обобщение
педагогического опыта. На эмпирическом уровне использовался психолого-
педагогический эксперимент (констатирующий, формирующий,
контрольный этапы).
Теоретическую основу исследования составили положения
системной методологии и деятельностного подхода Л. C. Выготского,
А.Н.Леонтьева, C. Л.Рубинштейна, В. Д. Шадрикова; концепция о развитии
внимания в деятельности Н. Ф. Добрынина, В. Я. Дормашева, Ю.Б.Романова;
положения о художественном творчестве детей младшего дошкольноговозраста Б. М. Неменского, Т. Я. Шпикаловой, В. С. Кузина,
Н.М.Конышевой, Т. С.Комаровой, А. И. Савенкова.
Новизна исследования. Определена и доказана возможность
развития внимания у детей младшего школьного возраста средствами
художественного творчества.
Теоретическая значимость исследования. Теоретически обоснован
комплекс внеурочных занятий по художественному конструированию из
бумаги (квиллингу), направленный на развитие внимания у детей младшего
школьного возраста.
Практическая значимость исследования состоит в том, что
разработанный комплекс внеурочных занятий по художественному
конструированию из бумаги (квиллингу), направленный на развитие
внимания у детей младшего школьного возраста, может быть использован в
процессе практической работы педагогами начальной школы.
База исследования. Экспериментальная работа осуществлялась на
базе ГБОУ ООШ № 5 г.о. Октябрьск. В исследовании приняли участие 40
учащихся 1-х классов.
Структура бакалаврской работы. Работа состоит из введения, двух
глав, заключения, списка используемой литературы и приложения.
В ходе решения первой задачи – изучить психолого-педагогическую
литературу по проблеме развития внимания у детей младшего школьного
возраста – было установлено, под вниманием следует понимать особое
психическое состояние, интенсифицирующее познавательную деятельность,
сосредоточенную на конкретном действии или предмете, на котором человек
концентрирует свои психологические и физические усилия на определенное
время. Внимание может быть непроизвольным, произвольным и
послепроизвольным. Внимание также обладает рядом определенных свойств:
устойчивостью, колебанием, сосредоточенностью (концентрацией),
интенсивностью, объемом, распределением и переключаемостью. Внимание
младших школьников характеризуется сравнительной слабостью
произвольного внимания и небольшой устойчивостью.
Развивать внимание младших школьников можно посредством
художественного творчества. В процессе художественного творчества
создаётся произведение искусства, содержащее отражение окружающей
действительности в художественном образе. Художественное творчество
младших школьников включает рисование с натуры, рисование по памяти
или по представлению, рисование на заданные темы, иллюстрирование,
лепку, декоративное рисование, художественное конструирование и дизайн.
К художественному типу конструирования относится конструирование из
бумаги. Будучи очень увлекательным занятием, конструирование из бумаги
способствует развитию внимания, творческих способностей, формирует
общие трудовые умения.
При решении второй задачи – выявить уровень развития внимания у
детей младшего школьного возраста – был установлен недостаточный
уровень развития внимания у младших школьников. У большинства
учащихся устойчивость внимания снижается концу выполнения задания,
темп деятельности средний, объём внимания соответствует норме, дети
могут сконцентрироваться на задании, но в связи с недостаточным уровнемразвития переключения и распределения внимания допускают ошибки,
затрудняются при одновременном выполнении двух видов действий.
Решая третью задачу – разработать и реализовать комплекс
внеурочных занятий по художественному конструированию из бумаги
(квиллингу), направленный на развитие внимания у детей младшего
школьного возраста – были разработаны 12 внеурочных занятий по
художественному конструированию из бумаги (квиллингу), проводимых два
раза в неделю. Формируя у учащихся навык работы с бумагой в технике
квиллинга, мы развивали у них основные свойства внимания, мелкую
моторику рук, активизировали процессы памяти и мышления, формировали
навык работы в коллективе. Занимаясь художественным творчеством в
технике квиллинга, дети становятся более усидчивыми, аккуратными, форма
организация занятий способствует воспитанию доброжелательности,
взаимопомощи и сотрудничеству со сверстниками.
В ходе решения четвертой задачи – проследить динамику уровня
развития внимания у детей младшего школьного возраста после проведения
формирующего эксперимента – была установлена положительная динамика в
уровне развития внимания у детей экспериментальной группы. Низкий
уровень развития внимания выявлен у 3 учащихся экспериментальной
группы и 8 учащихся контрольной группы (ЭГ 15%, КГ 15%). Средний
уровень развития внимания показали 12 учащихся экспериментальной
группы и 9 учащихся контрольной группы (ЭГ 60%, КГ 45%). Высокий
уровень развития показали 5 учащихся экспериментальной группы и 3
учащихся контрольной группы (ЭГ 25%, КГ 15%).
Таким образом, разработка комплекса внеурочных занятий по
художественному конструированию из бумаги (квиллингу), организация
творческой деятельности младших школьников, стимулирующей интерес к
художественному творчеству, развивающей познавательную активность
детей способствует развитию внимания у детей младшего школьного
возраста, что подтверждает гипотезу, поставленную в начале исследования.
1. Федеральный государственный образовательный стандарт начального
общего образования [Электронный ресурс] : (утвержден приказом
Минобрнауки России от 6 октября 2009 г. № 373). URL:
http://минобрнауки.рф/документы/922 (дата обращения 12.03.2019)
2. Ананьев Б. Г. Воспитание внимания школьника. М. : изд-во АПН РСФСР,
1964. 86 с.
3. Андреев О. Н. Хромов А. Н. Учимся быть внимательным. Ростов н/Д :
Феникс, 2004. 224 с.
4. Баскакова И. Л. Внимание в мнемических процессах // Вопросы
психологии познавательной деятельности. 1986. № 3. С. 34-44.
5. Баскакова И. Л. Изучение внимания школьников. Методические
рекомендации. М. : МГПМИ, 1987. 32 с.
6. Букина С., Букин М. Квиллинг. Волшебство бумажных завитков. Ростов-
на-Дону : Феникс, 2012. 87 с.
7. Быстрицкая А. И. Бумажная филигрань. М. : Айрис-Пресс, 2010. 104 с.
8. Вахрушев С. В. Психодиагностика трудностей в обучении учителями
начальных классов : Дис. … канд. психол. наук. М. : 1996. 164 с.
9. Воронин А. Н. Методики диагностики свойств внимания. Методы
психологической диагностики. М. : 1994. Вып. 1. С. 16-27.
10.Выготский Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте. М. :
Просвещение, 1991. 93 с.
11.Гальперин П. Я., Кабыльницкая С. Л. Экспериментальное формирование
внимания. М. : Изд-во Моск. ун-та, 1974. 101 с.
12.Гиппенрейтер Ю. Б., Романов В. Я. Психология внимания : учеб. пособие.
М. : Астрель, 2008. 704 с.
13.Гоноболин Ф. Н. Воспитание внимания у учащихся. М. : АПН РСФСР,
1955. 37 с.14.Григоренко E. Л., Рутман Э. М. Диагностика готовности к школе по
показателям внимания // Вестник МГУ. Сер. 14. Психология. 1990. №1. С.
68-81.
15.Грищенко Л. А. Психология восприятия, внимания, памяти. –
Екатеринбург, 1994. 83с...