Введение 3
Глава 1. Теоретические аспекты формирования у детей 5-7 лет ценностного отношения к социальному миру 13
1.1 Психолого-педагогические и социологические основы проблемы формирования у детей 5-7 лет ценностного отношения к социальному миру 13
1.2 Роль и значение культурных практик в обогащении культурного опыта и социализации ребенка-дошкольника в формировании у него ценностного отношения к социальному миру 23
Выводы по первой главе 31
Глава 2. Экспериментальное исследование формирования у детей 5-7 лет ценностного отношения к социальному миру посредством технологии культурной практики - восприятие художественной литературы и фольклора 34
2.1 Изучение уровня сформированности у детей 5-6 лет ценностного отношения к социальному миру 34
2.2 Реализация технологии культурной практики — восприятие художественной литературы и фольклора, способствующей формированию у детей 5-7 лет ценностного отношения к социальному миру 48
2.3 Выявление динамики уровня сформированности у детей 6-7 лет ценностного отношения к социальному миру 69
Выводы по второй главе 79
Заключение 81
Список используемой литературы 83
Приложения 89
Произошедшие за последние десятилетия изменения в российском обществе потребовали переоценки значимости многих фундаментальных ценностей. Возникла необходимость в новом поколении людей, способных к непрерывному, осознанному самоопределению в отношении к общечеловеческим ценностям, окружающему миру, стремящихся к максимальной реализации своего личностного потенциала (М.М. Бахтин, Н.А. Бердяев, С.Н. Булгаков, Ю.И. Давыдов, Э. Фромм и др.). Это, в свою очередь, породило необходимость усиления гуманистической направленности образовательного процесса, признания субъектности ребенка, разработки нового содержания и технологий образования детей, направленных на приобщение их к человеческой культуре, ориентированной на сохранение и воспроизводство нравственных ценностей.
Проблема развития ценностных отношений у детей разного возраста не случайно заняла особое место в современной концепции содержания образования. Психологи, педагоги напрямую связывают вопрос о качестве развития субъекта со становлением качества его отношений к миру, с их богатством и разнообразием.
Ценности - это то, на что ориентируется каждый человек в выборе решения конкретной ситуации и при выборе жизненного пути. Несмотря на различия в определениях понятия «ценность», все они подчеркивают существование особой внутренней связи человека с окружающей действительностью, фиксируют единство объективного и субъективного, рационального и эмоционального в содержании данного понятия.
Ценностные свойства предметов не существуют сами по себе, в отрыве от их освоения человеком. Н. З. Чавчавадзе пишет, что «ценности есть только там, где есть субъект, для которого они доступны». Такая трактовка ценности, важная для нашего исследования, лежит в основе диспозиционной теории, согласно которой ценности не существуют сами по себе, это не физическое свойство предметов, а определенная предрасположенность, которая получает актуальное значение в процессе психического восприятия, связанного с ценностно-ориентировочной деятельностью человека.
Поэтому социальным заказом общества, определяющим актуальность исследования на социально-педагогическом уровне, является субъективное формирование у детей 5-7 лет субъективного ценностного отношения к социальному миру.
В свою очередь, ценностное отношение - это устойчивая избирательная предпочтительная связь субъекта с объектом окружающего мира, когда этот объект, выступая во всем своем социальном значении, приобретает для субъекта личностный смысл, расценивается как нечто значимое для жизни общества и отдельного человека.
В.А. Сластенин определяет «ценностное отношение как внутреннюю позицию личности, отражающую взаимосвязь личностных и общественных значений, как целостное образование личности, основанное на личностном опыте, сформированном в процессе деятельности и общения, отражающее выбор индивида между ориентациями на ближайшие цели и отдаленную перспективу с учетом присвоенных человеком ценностей общественного сознания и являющееся основанием ценностного поведения». Ценностное отношение возникает в ситуации свободного выбора деятельности, мотивирует настоящее поведение и программирует будущее.
Социокультурный подход в образовании опирается на учение о ценностях (аксиологию) и обусловлен объективной связью человека с культурой как системой ценностей. На передний план выступает идея развития ребенка через присвоение общекультурных ценностей, понимание им природы и человека как величайших ценностей, желание жить в гармонии с окружающим миром в соответствии с его законами. Предполагается формирование культуросообразного содержания образования, воссоздание в образовательных структурах культурных образцов и норм жизни. Это означает ориентацию педагогического процесса на общечеловеческие культурные ценности, мировую и национальную духовную культуру и обосновывает актуальность нашего исследования на научно-теоретическом уровне.
Актуальность на научно-методическом уровне обусловлена необходимостью реализации в практике дошкольных образовательных организаций современных образовательных технологий, полностью отвечающих запросу Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (2013). Одной из таких технологий является технология культурной практики - восприятие художественной литературы и фольклора.
Введение понятия «культурные практики» в дошкольное образование означает не создание каких-то новых форм образовательной деятельности или переименование существующих в соответствии с новой терминологией, а изменение позиции взрослого в организации образовательной деятельности с дошкольниками. Взрослый перестает быть транслятором информации, которую дети должны запомнить и воспроизвести, а в гораздо большей степени становится организатором осмысленной, понятной и интересной для детей совместной и самостоятельной деятельности.
Анализ научной-методической литературы показывает, недостаточность исследования проблемы формирование у детей 5-7 лет ценностного отношения к социальному миру посредством технологии культурной практики.
Анализ научных исследований и практики образовательной деятельности в дошкольных образовательных организациях выявил следующее противоречие: с одной стороны, значительным теоретическим психолого-педагогическим опытом доказано, что дошкольный возраст - уникальный по своей значимости период в жизни человека. Это время развития познавательных способностей, активного познания окружающего мира, смысла человеческих отношений, ценностного отношения к социальному миру, осознания себя в системе предметного и социального мира. Но, с другой - по результатам данных практических исследований, к концу дошкольного возраста значительный процент дошкольников не достигает социальной зрелости.
Следуя за необходимостью разрешения данного противоречия в теории и практике современного дошкольного образования, была сформулирована проблема исследования: каковы возможности технологии культурной практики в формировании у детей 5-7 лет ценностного отношения к социальному миру?
Исходя из актуальности данной проблемы, сформулирована тема исследования: «Формирование у детей 5-7 лет ценностного отношения к социальному миру посредством технологии культурной практики».
Цель исследования: выявить, охарактеризовать и экспериментально проверить возможности технологии культурной практики в формировании у детей 5-7 лет ценностного отношения к социальному миру.
Объект исследования: процесс формирования у детей 5-7 лет ценностного отношения к социальному миру.
Предмет исследования: формирование у детей 5-7 лет ценностного отношения к социальному миру посредством технологии культурной практики.
Гипотезу исследования составляет предположение о том, что формирование у детей 5-7 лет ценностного отношения к социальному миру будет эффективным, если:
• разработать технологию культурной практики - восприятие художественной литературы и фольклора, как определенную последовательность действий по включению детей в процесс восприятия, ознакомления, освоения культурной практики, обеспечивающей присвоение и интериоризацию детьми определенных убеждений и моделей социального поведения на примере героев художественных и фольклорных произведений;
• использовать алгоритм работы с текстом произведения художественной литературы, обеспечивающий его ценностно-смысловое восприятие и понимание детьми;
• разработать методическое обеспечение реализации технологии культурной практики - восприятие художественной литературы и фольклора - с позиции интегрированного подхода.
В соответствии с целью и гипотезой поставлены следующие задачи исследования.
1. Проанализировать современные научные подходы к проблеме исследования, определить понятийно-категориальное поле исследования.
2. Разработать диагностический инструментарий и выявить состояние проблемы формирования у детей 5-7 лет ценностного отношения к социальному миру в педагогической практике.
3. Разработать, теоретически обосновать и доказать эффективность разработанных задач и содержания работы по формированию у детей 5-7 лет ценностного отношения к социальному миру посредством технологии культурной практики - восприятие художественной литературы и фольклора.
4. Определить динамику уровня сформированности у детей 5-7 лет ценностного отношения к социальному миру.
Теоретической основой исследования явились:
• положения деятельностного подхода, выступающего условием развития качеств личности и становления социокультурного опыта человека, определяющего необходимость интеграции видов деятельности в ценностно-смысловом развитии ребенка (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, Н.Ф. Талызина, Д.Б. Эльконин С.Л. Рубинштейн и др.);
• теоретические положения Е.В. Бондаревской, Н.Ф. Виноградовой, С.А. Козловой, В.Т. Кудрявцева, В.С. Мухиной, Т.Н. Тарановой, Л.В. Трубайчук, Р.М. Чумичевой, Д.И. Фельдштейна о признании значимости феномена детства как периода присвоения ребенком опыта жизни путем подражания, копирования и познания ценностей культуры, норм социального поведения, транслируемых взрослым;
• теоретические положения М.М. Бахтина, B.C. Библера, Е.В. Бондаревской, Т.И. Власовой, Л.С. Выготского, P.M. Чумичевой о культуросообразном образовании, раскрывающем жизненные ценности, смыслы, определяющем ценностное содержание и технологии современного образования как педагогического средства развития личности;
• теоретические положения О.В. Дыбиной, Н.Ф. Виноградовой, С.А. Козловой, Р.М. Чумичевой о влиянии социальной среды на развитие личности.
Для решения поставленных задач в работе использовались следующие методы исследования: теоретические (анализ психолого-педагогической и методической литературы по проблеме исследования, систематизация и обобщение опыта и массовой практики, анализ полученных данных), эмпирические (наблюдение, констатирующий, формирующий и контрольный этапы психолого-педагогического эксперимента); методы обработки результатов (качественный и количественный анализы полученных данных).
Экспериментальная база исследования: МБУ детский сад № 104 «Соловушка» г.о. Тольятти. В исследовании принимали участие 40 детей в возрасте 5-7 лет.
Основные этапы исследования. В проведении исследования выделялось три этапа.
Первый этап - поисково-аналитический (2017-2018 гг.). Анализ теоретических источников с целью установления степени научной разработанности исследуемой проблемы. Составление программы исследования, определение исходных параметров, методологии и методов, понятийного аппарата. Изучение опыта работы педагогов дошкольных образовательных организаций по формированию у детей 5-7 лет ценностного отношения к социальному миру посредством технологии культурной практики (проведение констатирующего эксперимента и анализ его результатов).
Второй этап - опытно-экспериментальный (2018-2019 гг.). Разработка, реализация и проверка эффективности разработанной технологии культурной практики - восприятие художественной литературы и фольклора, задач, этапов и содержания работы по формированию у детей 5-7 лет ценностного отношения к социальному миру. Определение динамики уровня сформированности у детей 5-7 лет ценностного отношения к социальному миру после проведенной работы, систематизация и анализ полученных данных.
Третий этап - обобщающе-результативный (2019 г.). Теоретическое осмысление и систематизация результатов экспериментальной работы. Формулировка выводов и рекомендаций, оформление материалов исследования.
Новизна исследования заключается в следующем: обоснованы потенциальные возможности использования технология культурной практики - восприятие художественной литературы и фольклора в формировании у детей 5-7 лет ценностного отношения к социальному миру; определены показатели и уровни сформированности у детей 5-7 лет ценностного отношения к социальному миру.
Теоретическая значимость:
- конкретизировано понятие технология культурной практики - восприятие художественной литературы и фольклора, как определенной последовательности действий по включению детей в процесс восприятия, ознакомления, освоения культурной практики чтение художественной литературы и фольклора и обеспечению присвоения (интериоризации) детьми определенных убеждений и моделей поведения героев художественных и фольклорных произведений как объекта идентификации социального мира;
- определены и охарактеризованы структура и содержание технологии культурной практики - восприятие художественной литературы и фольклора.
Практическая значимость исследования состоит в возможности использования на практике апробированных материалов по диагностике сформированности у детей 5-7 лет ценностного отношения к социальному миру, а также методических материалов по реализации технологии культурной практики - восприятие художественной литературы и фольклора.
Достоверность и обоснованность базовых положений и выводов исследования обеспечивается опорой на современные концептуальные научные положения педагогики и психологии; совокупностью и адекватностью методов теоретического и экспериментального исследования, соответствующих объекту, предмету, цели, задачам исследования; объективностью способов оценки результатов эксперимента.
Апробация и внедрение результатов исследования. Основные положения и результаты экспериментальной работы систематически обсуждались на научно-исследовательских семинарах кафедры «Дошкольная педагогика, прикладная психология» ФГБОУ ВО «Тольяттинский государственный университет», педагогических советах МБУ детского сада № 104 «Соловушка» г.о. Тольятти. Основные положения исследования были представлены и получили положительные отзывы на научно-практических конференциях «Студенческие Дни науки» в ТГУ (2018 г., 2019 г.).
Материалы исследования отражены в 4 публикациях.
Личное участие автора в исследовании и получении результатов научной работы представляется в раскрытии теоретического состояния проблемы; выделении показателей уровня сформированности у детей 5-7 лет ценностного отношения к социальному миру и разработке авторской диагностической методики; разработке цели, этапов и содержания образовательной технологии культурной практики - восприятие художественной литературы и фольклора; разработке методического обеспечения реализации технологии культурной практики - восприятие художественной литературы и фольклора - в образовательном процессе дошкольной образовательной организации.
Основные положения, выносимые на защиту.
1. Технология культурной практики - восприятие художественной литературы и фольклора - представляет собой систему методов, способов, приемов, воспитательных средств, направленных на достижение позитивного результата за счёт динамичных изменений в личностном развитии ребенка в современных социокультурных условиях.
2. Технология культурной практики - восприятие художественной литературы и фольклора - это определенная последовательность действий по включению детей в процесс восприятия, ознакомления, освоения культурной практики, обеспечивающей присвоение и интериоризацию детьми определенных убеждений и моделей социального поведения на примере героев художественных и фольклорных произведений.
3. Алгоритм работы с текстом произведения художественной литературы обеспечивает его ценностно-смысловое восприятие и понимание детьми.
4. Эффективным методическим обеспечением реализации технологии культурной практики - восприятие художественной литературы и фольклора - с позиции интегрированного подхода является: технологические карты реализации ТКП - восприятие художественной литературы и фольклора; алгоритм работы с текстом произведения художественной литературы и фольклора; комплекс интегрированных дидактических игр и дидактических пособий на основе произведений художественной литературы и фольклора.
Структура магистерской диссертации. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, списка используемой литературы (49 источников) и 7 приложений. Текст иллюстрируют 19 таблиц и 8 рисунков. Объем работы 118 страниц.
Изучение и анализ психолого-педагогических исследований показало, что в теории и практике дошкольного образования остается актуальной проблема формирования у детей старшего дошкольного возраста субъективного ценностного отношения к социальному миру. Ученые и практики предлагают разнообразные средства, способствующие формированию у детей 5-7 лет ценностного отношения к социальному миру. Но недостаточно обращают внимания на возможности такой детской деятельности как восприятие художественной литературы и фольклора.
1. Современные требования к дошкольному образованию и анализ научного подхода к проблеме формирования у детей 5-7 лет ценностного отношения к социальному миру позволяют определить технологию культурной практики - восприятие художественной литературы и фольклора - как систему методов, способов, приемов, воспитательных средств, направленных на достижение позитивного результата за счёт динамичных изменений в личностном развитии ребенка в современных социокультурных условиях.
В основе технологии культурных практик формирования у детей дошкольного возраста ценностного отношения к социальному миру лежит механизм идентификации как интериоризации (присвоения) детьми мотивов и норм поведения в обществе (семье), общественных ролей и семейных стереотипов, смысловых установок, ценностных ориентаций и через них регуляцию культурного поведения детей в обществе и семье.
Таким образом, идентификация выступает как механизм овладения детьми культурной практикой — восприятие художественной литературы и фольклора - на основе освоения общественного опыта и ценностного отношения к социальному миру.
2. Использование разработанного диагностического инструментария (критерии и показатели, диагностическая методика, профиль уровня сформированности у детей 5-6 лет ценностного отношения к социальному миру) в ходе констатирующего эксперимента показало, что у большинства детей уровень ценностного отношения к социальному миру сформирован недостаточно.
3. Работа с детьми предполагает реализацию целого комплекса задач, обозначенных на этапе формирующего этапа экспериментального исследования. В логической последовательности мы разработали этапы и содержание ТКП - восприятие художественной литературы и фольклора, описали особенности ее реализации и разработали методическое обеспечение реализации технологии культурной практики - восприятие художественной литературы и фольклора - с позиции интегрированного подхода: технологические карты реализации ТКП - восприятие художественной литературы и фольклора; алгоритм работы с текстом произведения художественной литературы и фольклора; комплекс интегрированных дидактических игр и дидактических пособий на основе произведений художественной литературы и фольклора.
4. Проведение повторной диагностики детей позволило выявить положительную динамику в уровне сформированности у детей 6-7 лет экспериментальной группы ценностного отношения к социальному миру: показатель низкого уровня снизился на 15%, показатель среднего уровня увеличился на 10%, а показатель высокого уровня увеличился на 5%.
Таким образом, цель исследования достигнута, все задачи решены, а гипотеза подтверждена.
1. Национальная доктрина образования в Российской Федерации [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://suvagcentr.ru/userfiles/files/links/doktrina.pdf (Дата обращения: 05.09.2015).
2. Приказ Минобрнауки России от 17.10.2013 № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» (Зарегистрировано в Минюсте России 14.11.2013 № 30384) [Электронный ресурс] // Российская газета. - 2013. - 25.11 (№ 265) // Режим доступа : http://rg.ru/2011/02/17/shkola-standart-site-dok.html
3. Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://government.ru/media/files/ f5Z8H9tgUK5Y9qtJ0tEFnyHlBitwN4gB.pdf (Дата обращения: 05.09.2015).
4. Федеральный Закон «Об образовании в Российской Федерации» [Электронный ресурс] : федер. закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ // КонсультантПлюс. // Режим доступа: http//www.consultant.ru/
5. Ананьев, Б.Г. Человек как предмет познания / Б.Г. Ананьев. - М., 2000. - 232с.
6. Антонова, Т. Социальная компетентность ребенка-дошкольника: показатели и методы выявления [Текст] / Т. Антонова // Детский сад от А до Я. - 2004. - № 5. - С. 54-69.
7. Анфисова, С.Е. Изменения образовательной среды дошкольной образовательной организации в условиях введения ФГОС ДО [Электронный ресурс] / С.Е. Анфисова // Вестник научных конференций. -2015. - № 2-4 (2). Перспективы развития и образования: по материалам международной научно-практической конференции, Россия, г. Тамбов, 31 октября 2015 г. - Часть 4. - 164 с. - С. 14-16. // Режим доступа: http: //ucom.ru/doc/cn.2015.02.04.pdf РИНЦ
8. Анфисова, С.Е. Реализация технологии культурных практик (восприятие художественной литературы и фольклора) в образовательном процессе ДОО [Электронный ресурс] / С.Е. Анфтсова // Вестник научных конференций. - 2015. - № 2-4(2). Перспективы развития и образования: по материалам международной научно-практической конференции, Россия, г. Тамбов, 31 октября 2015 г. Часть 4. - 164 с. - С. 16-19. Режим доступа: http://ucom.ru/doc/cn.2015.02.04.
9. Арсенова, М.А. Технология формирования ценностного отношения к социальному миру детей старшего дошкольного возраста в процессе познавательной деятельности / М.А. Арсенова // Концепт. - 2012. - № 6 (июнь). - С. 22-24.
10. Арсенова, М.А. Формирование ценностного отношения к социальному миру у детей старшего дошкольного возраста в процессе познавательной деятельности [Текст] : монография / М.А. Арсенова. - Череповец : ГОУ ВПО ЧГУ, 2010. - 112 с.
11. Божович, Л.И. Избранные психологические труды. Проблемы формирования личности [Текст] / Л.И. Божович; под ред. Д.И. Фельдштейна / Международная педагогическая академия. - М., 2015. - 212 с.
12. Бондаревская, Е.В. Теория и практика личностно-ориентированного образования [Текст] / Е.В. Бондаревская. - Ростов-на-Дону : Издательство Ростовского педагогического университета, 2000. - 352 с.
13. Вентцель, К.Н. Новые пути воспитания и образования детей [Текст] / К.Н. Вентцель. - М., 1910. - С. 50.
14. Вентцель, К.Н. Теория свободного воспитания и идеальный детский сад [Текст] / К.Н. Вентцель. - М., 1915. - С. 12.
15. Выготский, Л.С. Воспитание чувств [Текст] / Л.С. Выготский // Возрастная и педагогическая психология: хрестоматия; сост. И.В. Дубровина [и др.]. - М. : Академия, 2017. - С. 233-235.
...