ОПТИМИЗАЦИЯ МАРКЕТИНГОВОЙ СТРАТЕГИИ ДЛЯ ПОВЫШЕНИЯ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ СЕРВИСНОГО ПРЕДПРИЯТИЯ (НА ПРИМЕРЕ ОРГАНИЗАЦИИ ИП АЛИШПАНОВА «ВОЗДУШНЫЙ ПОЦЕЛУЙ»)
ВВЕДЕНИЕ 4
1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ
МАРКЕТИНГОВОГО ПОДХОДА В КОММЕРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 7
1.1 Сущность, цели и задачи маркетинга в коммерческой деятельности
сервисного предприятия 7
1.2 Принципы и основные факторы разработки маркетинговой стратеги 19
1.3. Роль маркетинговой стратегии в повышении конкурентных позиций коммерческой организации 31
2. АНАЛИЗ МАРКЕТИНГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ОРГАНИЗАЦИИ
«ВОЗДУШНЫЙ ПОЦЕЛУЙ» 42
2.1. Общая характеристика сервисного предприятия 42
2.2. Анализ маркетинговой среды ИП Алишпанова «Воздушный поцелуй» 49
2.3. Основные направления рекламной и PR-деятельности и использование
информационных технологий в практике организации 55
3. ОПТИМИЗАЦИЯ МАРКЕТИНГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА
СЕРВИСНОМ ПРЕДПРИЯТИИ 61
3.1 Анализ маркетинговой стратегии компании «Воздушный поцелуй» 61
3.2. Рекомендации по оптимизации маркетинговой стратегии организации и
реализации проектных рекомендаций 70
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 79
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 82
ПРИЛОЖЕНИЯ 85
Приложение А. Всероссийский слет аэродизайнеров в г. Мариинске Приложение Б. SWOT-анализ и конкурентный анализ
Приложение В. Брендирование транспорта
Приложение Г. Праздник в поддержку детей аутистов в городе Томске
Е. Интерпретация понятий
Ж. Анкета и интервью
З. Анкета для респондентов
И. Результаты опроса сотрудников
К. Результаты ответов респондентов
Л. Товары для праздника
В настоящее время в условиях российского финансового кризиса разработка эффективной маркетинговой стратегии имеет большую значимость. Она должна отвечать условиям рынка и внутренней составляющей организации. Часто, по прошествии времени, маркетинговая стратегия, разработанная и актуальная на изначальном этапе формирования предприятия не подходит организации по той причине, что рыночные условия постоянно меняются [7].
Актуальность выбранной темы дипломного проекта обусловлена тем, что в данное время управление стратегическим маркетингом является важнейшим принципом благополучного функционирования организации в усложняющихся рыночных условиях, но, тем не менее, постоянно можно наблюдать в действиях многих организаций отсутствие стратегичности, что и приводит их зачастую к поражению в конкурентной борьбе. Стратегическое управление в данный момент фиксирует, что организация должна делать в настоящем, чтобы достичь поставленных целей в будущем, исходя при этом из того, что окружающая среда будет изменяться, и условия жизни организации тоже.
Разработка мероприятий по совершенствованию маркетинговой деятельности для предприятия сферы услуг сегодня является неотъемлемой частью предпринимательской деятельности. Даже самые лучшие услуги с превосходными характеристиками не могут обладать достаточным уровнем конкурентоспособности без предварительной подготовки потребителей.
При подготовке ВКР использовался широкий круг современной литературы и публикаций по соответствующему направлению. В процессе изучения были использованы учебные пособия и статьи, содержащие информацию по маркетингу в управлении, а также особое внимание было акцентировано на конкурентных позициях. В ходе изучения были проанализированы цели и задачи маркетинга в коммерческой деятельности по материалам следующих авторов: Андреева О.Д., Артюхова Т.З., Коттлер Ф., Келлер К.Л., Абалкин Л.И. Управленческую структуру организации Морозов Ю.А. и Коттлер Ф. описывают достаточно глубоко на примере сервисных предприятий. Крумм Э.А., Курешев В.А., Дойль П. и Штерн Ф. описывают аспекты конструирования маркетинговой стратегии поэтапно, а также их применение на рынке. Ковалева С.А., Факхутдинов Р.А., раскрывают сущность конкурентоспособности, и факторы, которые оказывают на нее влияние в тех или иных условиях.
Объектом ВКР является маркетинговая деятельность коммерческой организации.
Предметом исследования в дипломной работе выступает эффективность маркетинговой стратегии организации в условиях высококонкурентного рынка.
Целью выпускной работы является изучение путей совершенствования маркетинговой деятельности предприятия в условиях конкуренции.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
• систематизировать теоретические основы разработки маркетинговой стратегии предприятия;
• проанализировать степень удовлетворённости клиентов качеством обслуживания в организации сферы услуг;
• разработать предложения по совершенствованию маркетинговой деятельности сервисного предприятия.
В процессе написания работы использовались такие методы исследования как: систематизация, аналитический и сравнительный метод, опрос, онлайн-анкетирование.
Новизна данной работы заключается в улучшении маркетинговой стратегии, ранее применявшейся компанией, для активного продвижения своих услуг на рынке. В виду динамичности развития маркетинговых стратегий и недостаточной проработанности их влияния на конкурентоспособность, разработаны проектные рекомендации, придающие работе практическую значимость.
Дипломная работа имеет следующую структуру: введение, основное содержание, которое состоит из трех глав, заключение, список использованных источников, который включает 32 позиции, к основному тексту разработано 12 приложений.
В первой главе работы рассматриваются теоритические аспекты ведения маркетинговой деятельности коммерческой организации. Во второй главе производится анализ ее хозяйственной деятельности, внутренней и внешней среды. В третьей главе выявляется актуальное решение по оптимизации маркетинговой стратегии.
Заключение представляет собой изложение основных результатов работы в виде выводов и рекомендаций, подводятся итоги исследования в соответствии с выдвинутыми во введении целями и задачами, производится теоретическое обобщение, даются практические рекомендации по использованию полученных результатов в практической работе.
Нужна ли стратегия маркетинга в условиях кризиса? Руководство многих компаний считают, что в условиях экономического спада заниматься разработкой стратегии маркетинга, как и созданием стратегий вообще, - это пустая трата времени. Другими словами, необходимо действовать.
Обычно предприятия начинают борьбу с кризисом с сокращения затрат, снижения цен и уменьшения интенсивности продвижения, при этом как минимум ценообразование и продвижение с точки зрения теории экономической науки относятся к комплексу маркетинга. Эффективность использования этих элементов можно повысить, если прежде чем осуществлять их корректировку, определить, как должна измениться стратегия маркетинга в новых условиях.
Все организации, имеют общую стратегию своего динамичного развития для эффективности работы в усложняющихся рыночных условиях. Стратегия ассоциируется с основной долгосрочной целью организации, с тем, к чему она движется, чтобы оставаться прибыльной в условиях конкурентной борьбы.
В ходе изучения теоретических знаний, а именно анализа литературы и справочников по соответствующему направлению, можно прийти к выводу, что стратегия как понятие не имеет достаточной чёткости. В разных словарях и справочниках стратегия определяется, хоть и близкими формулировками, но всё-таки отличающимися. Здесь мнение авторов расходится. К данной работе наиболее оптимально подходит такое определение маркетинговой стратегии. Маркетинговая стратегия - это элемент маркетингового плана компании, определяющий долгосрочное направление ее развития для достижения максимального уровня доходности с использованием имеющихся ограниченных ресурсов [14]. Стратегия имеет направление на эффективное использование возможностей организации и предотвращение ошибочных действий, которые могут привести к риску снижения эффективности деятельности компании на конкурирующем рынке. Сервисное предприятие обязано разрабатывать мероприятия по совершенствованию маркетинговой деятельности. Даже лидирующие компании, которые прочно зарекомендовали себя на рынке, не могут владеть долгосрочным уровнем конкурентоспособности, без оптимизации маркетинговой деятельности в быстро развивающейся среде.
С помощью SWOT-анализа было выявлено, что у сотрудников данной компании низкий уровень мотивации, при которой необходимо проводить совместные собрания с директором, находить индивидуальный подход к каждому сотруднику, что способствует повышению качества работы. На основании проведенного конкурентного анализа были выявлены преимущества организации «Воздушный поцелуй» в предоставлении спектра услуг. Индивидуальностью оказалась трехцветная печать и изготовление под заказ эксклюзивных фигур из шаров. Также усилить акцент на преимущественных предоставляемых услугах, а именно на разработке новых фигур из шаров. Необходимо отслеживать серию новых мультфильмов для того, чтобы реализовывать героев в виде фигур из шаров, периодически пополняя сайт и социальные сети. Новые фигуры и информация о них расширит целевую аудиторию.
Также в результате проведенной работы было выявлено, что компании необходимо отказаться от неэффективных каналов продвижения организации в конкурентной борьбе, а также использовать менее дорогостоящую и более эффективную рекламу и PR-деятельность. Отказ от неэффективных каналов и дорогостоящей рекламы (реклама на троллейбусе, участие в семинаре для молодоженов, печать листовок) помогут сократить годовые расходы. В ходе исследования были рассмотрены пожелания клиентов. Все пожелания актуальны для организации, и на основе их значимости были разработаны рекомендации по реализации.
При проведении маркетингового исследования были выявлены действующие маркетинговые стратегии, которые необходимо оптимизировать для успешного развития компании. По определенным проблемам разрабатывались рекомендации для внедрения усовершенствованных стратегий.
По результатам проведенной работы можно сделать вывод о том, что к каждому клиенту необходимо иметь индивидуальный подход, особенно в такие торжественные мероприятия, которые могут быть раз в год или раз в жизни. Дизайн-студия несет ответственность за эмоции в значимых моментах жизни клиентов.
Подводя итоги, можно сказать, что компания стремится к достижениям и развитию всей командой, и, что немаловажно, большинство сотрудников заинтересованы в своей деятельности, а также в развитии и процветании компании. Компания рассматривает все варианты для повышения своей узнаваемости и увеличения дохода. Она использует все возможные акции, проводит семинары, занимается благотворительностью и др. Оптимизация ведущей корпоративной стратегии в компании, которая будет придерживаться целей организации, приведет к тому, что ключевое звено компании, то есть сотрудники, будут функционировать в нужном направлении, и весь механизм начнет работать для развития деятельности организации в долгосрочном периоде. В то время как оптимизация диверсификационного роста, а именно концентрическая диверсификация, приведет к расширению целевой аудитории, увеличению дохода и удержанию конкурентных позиций на рынке в условиях кризиса.
1. Абалкин Л.И. Выбор стратегии [Электронный ресурс].- Режим доступа: http://noocivil.esrae.ru/pdf/2012/12/998.pdf, свободный. - Загл. с экрана.
2. Андреева О.Д. Технология бизнеса. - М.: Дело, 2000. - 224 с.
3. Артюхова Т.З. Маркетинг. - М.: Издательство Томский
политехнический университет, 2013. - 176 с.
4. Басовский Л.Е. Маркетинг. - М.: ИНФРА-М., 2013. - 421 с.
5. Годин А. М. Маркетинг. - М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2012. - 656 с.
6. Дойль П. Маркетинг менеджмент и стратегии / П. Дойль, Ф. Штерн.
- СПб.: Питер, 2007. - 544 с.
7. Ковалева С. А. Маркетинг [Электронный ресурс]. - Режим доступа:
- file:///C:/Users/Pobeditel/Downloads/antikrizisnye-marketingovye-strategii- rossiyskih-i-zarubezhnyh-kompaniy.pdf, свободный. - Загл. с экрана.
8. Концепция маркетинга [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.marketch.ru/marketing dictionary/marketing terms k/marketing concep t/, свободный. - Загл. с экрана.
9. Коротков Э.М. Конкурентные позиции бизнеса / Э. М. Коротков, Ю.Т. Шестопал, В.Д. Дорофеев. - М.: ИНФРА-М, 2003. - 261 с.
10 Крумм Э.А. Разработка маркетинговой стратегии фирмы
[Электронный ресурс]. - Режим доступа:
http://cyberleninka.ru/article/n/razrabotka-marketingovoy-strategii-firmy, свободный. - Загл. с экрана.
11 Котлер Ф. Основы маркетинга. - СПб.: Питер, 1994. - 212 с.
12 Котлер Ф. Маркетинг менеджмент / Ф. Котлер, К.Л. Келлер.- СПб.: 2012. - 816 с.
13 Лапыгин Ю.Н. Стратегический менеджмент: Учеб. Пособие. - М.: 2009. - 103 с.
14 Маркетинг [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.on- lan.ru/marketing/marketing 2.php, свободный. - Загл. с экрана.
15 Маркетинг [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://liber.hse.perm.ru/files/marketing.pdf. свободный. - Загл. с экрана.
16 Михайлина В.В. Разработка маркетинговой стратегии [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://sibac.info/conf/econom/xlv/40560, свободный. - Загл. с экрана.
17 Морозов Ю.В. Основы маркетинга. - М.: Издательский Дом «Дашков и К», 2000. - 156 с.
18 Оковкина О.Н. Пути повышения конкурентоспособности
предприятия / О.Н. Оковкина, А.М. Чупайда. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://cyberleninka.ru/article/n/puti-povysheniya-konkurentosposobnosti-
predpriyatiya , свободный. - Загл. с экрана.
19 Основы маркетинга [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.bibliotekar.ru/biznes-42/7.htm, свободный. - Загл. с экрана.
20 Петрова А.Н. Стратегический менеджмент. - СПб.: Питер, 2005. -
496 с.
21 Понятие маркетинга [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.studfiles.ru/preview/2044659/. свободный. - Загл. с экрана.
22 Процесс стратегического планирования на предприятии [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://yastudent.com/marketing/process- strategicheskogo-planirovaniya-na-predpriyatii.html. свободный. - Загл. с экрана.
23 Савтюгин А. Конкурентные преимущества в стратегии компании [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.4p.ru/main/theory/3189/, свободный. - Загл. с экрана.
24 Стратегическое рыночное планирование [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.manageweb.ru/study-707-1 .html. свободный. - Загл. с экрана.
25 Стратегический менеджмент. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.studfiles.ru/preview/989762/. свободный. - Загл. с экрана.
26 Стратегия роста [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://center-yf.ru/data/Marketologu/Strategiya-rosta.php. свободный. - Загл. с экрана.
27 Управление маркетингом. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://polbu.ru/kotler marketing/ch07 i.html. свободный. - Загл. с экрана.
28 Фатхутдинов Р. А. Конкурентоспособность организации в условиях кризиса. - М.: Издательско-книготорговый центр «Маркетинг», 2012. - 882 с.
29 Эволюция концепции маркетинга [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.studfiles.ru/preview/404503/, свободный. - Загл. с экрана.
30 Этапы разработки маркетинговой стратегии [Электронный ресурс].
- Режим доступа: http://cvberleninka.ru/article/n/etapy-razrabotki-marketingovov- strategii-predpriyatiya. свободный. - Загл. с экрана.
31 Этапы разработки маркетинговой стратегии [Электронный ресурс].
- Режим доступа: http://www.market-pages.ru/osnmark/17.html. свободный. - Загл. с экрана.