Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


РАЗВИТИЕ ВООБРАЖЕНИЯ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Работа №116012

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

педагогика

Объем работы82
Год сдачи2021
Стоимость4700 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
123
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 4
Глава 1 Теоретические аспекты исследования развития воображения у детей младшего школьного возраста во внеурочной деятельности 8
1.1 Сущность понятия воображение в трудах отечественных и зарубежных учёных 8
1.2 Внеурочная деятельность как средство развития воображения у детей младшего школьного возраста 14
Глава 2 Опытно -экспериментальная работа по развитию воображения у детей младшего школьного возраста во внеурочной деятельности18
2.1 Диагностика уровня развития воображения у детей младшего школьного возраста 18
2.2 Разработка и внедрение программы развития воображения у детей младшего школьного возраста во внеурочной деятельности 33
2.3 Анализ и обобщение результатов исследования 40
Заключение 52
Список используемой литературы 56
Приложение А Список детей экспериментальной и контрольной групп. 59
Приложение Б Количественные результаты по всем диагностическим заданиям в экспериментальной и контрольной группе на констатирующем этапе эксперимента 60
Приложение В Количественные результаты по всем диагностическим заданиям в экспериментальной и контрольной группе на контрольном этапе эксперимента 62
Приложение Г Тематическое планирование 64
Приложение Д Конспекты занятий 66


Аннотация. Введение.
Цель исследования: обосновать теоретически и проверить в ходе экспериментального исследования степень влияния занятий во внеурочной деятельности на развитие воображения у детей младшего школьного возраста.
Объект исследования: процесс развития воображения у детей младшего школьного возраста.
Предмет исследования: развитие воображения у детей младшего школьного возраста в процессе занятий внеурочной деятельностью.
Задачи исследования.
1. Провести анализ теоретической основы проблемы развития воображения у детей младшего школьного возраста в процессе занятий во внеурочной деятельности.
2. Определить уровень развития воображения у детей младшего школьного возраста.
3. Разработать комплекс занятий и применить практически содержание работы по развитию воображения у детей младшего школьного возраста во внеурочной деятельности.



Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


В процессе изучения теоретических аспектов развития воображения у детей младшего школьного возраста посредством внеурочной деятельности было выявлено, что под воображением понимается некий комплекс мысленных преобразований, который осуществляет преображение фантазий человека в конечные образы, привлекая процессы мышления и памяти. Б.С. Волков подчёркивает, что уровень развития воображения ребенка младшего школьного возраста определяет, насколько человек способен овладеть разными видами художественного творчества [8]. Данный показатель представляется важным по той причине, что для того, чтобы создать законченный продукт творческой деятельности, младший школьник должен понять и выявить свойства и признаки изображаемого предмета, и после этого, используя воображение, перейти из области созерцания в область творения нового. В младшем школьном возрасте человек впервые начинает активно применять образы, созданные воображением, в творческих работах. В это время процесс воображения характеризуется повышенной активностью. Оптимальной формой организации развивающей среды, в которой дети развивают воображение, является внеурочная деятельность. Внеурочная деятельность является составной частью учебно - воспитательного процесса и одной из форм организации свободного времени учащихся.
При выявлении уровня развития воображения у детей младшего школьного возраста был сделан вывод о том, что в экспериментальной группе обладает низким уровнем развития воображения 7 (35%) детей. У детей выявлен низкий уровень умения создать изображение, опираясь на основу. В их изображениях нет оригинального решения, рисунки без деталей, работы названы одним словом. Также диагностирован низкий уровень умения закончить фигуру по образцу. В изображении не использованы заданные фигуры, дети рисуют что-то своё, не опираясь на заданный рисунок, изображения схематичны, без деталей. Выявлен низкий уровень умения демонстрировать и применять воображение в конкретной заданной ситуации.
Дети ставят кружочки в самые обычные места, не пытаясь проявить фантазию. Пояснения места, выбранного для кружочка, односложные, однотипные. Диагностирован низкий уровень умения с помощью заданных слов составить связный рассказ. В рассказе использованы не все предложенные слова. Дети думали над заданием дольше 60 секунд, их рассказ короткий, связность повествования отсутствует. Выявлен низкий уровень умения назвать картину, учитывая все нюансы, изображённые на ней. Детьми было придумано одно название, которое отличается шаблонностью и не отражает всего происходящего на картине.
Средним уровнем развития воображения обладают 11 (55%) детей. У детей выявлен средний уровень умения создать изображение, опираясь на основу. В рисунке отмечаются попытки применить воображение; рисунки снабжены небольшим количеством деталей, работы названы одним словом. Также диагностирован средний уровень умения закончить фигуру по образцу. В изображении отмечаются попытки использовать заданную фигуру, она включается в рисунок в качестве главной детали или основы изображения, однако они рисуют хорошо знакомые простые предметы, их изображения схематичны, деталей мало. Выявлен средний уровень умения демонстрировать и применять воображение в конкретной заданной ситуации. Дети ставят некоторые кружочки на оригинальные места, и могут развёрнуто прокомментировать свой ответ. Диагностирован средний уровень умения с помощью заданных слов составить связный рассказ. В рассказах использованы все заданные слова, однако сам рассказ короткий, без деталей, связность и логика рассказа местами отсутствуют. Выявлен средний уровень умения назвать картину, учитывая все нюансы, изображенные на ней. Названия отражают нюансы того, что происходит на картине. Дети придумали 2-3 названия, однако довольно долго думали над ответом.
Высоким уровнем развития воображения обладают 2 (10%) детей. У детей выявлен высокий уровень умения создать изображение, опираясь на основу. Изображения отличаются высоким уровнем оригинальности, рисунки снабжены большим количеством деталей, тщательно прорисованы, название своим работам дети дали несколькими словами. Диагностирован высокий уровень умения закончить фигуру по образцу. В изображениях заданная фигура включена в общий рисунок, но используется как второстепенная деталь, рисунки снабжены большим количеством деталей, тщательно прорисованы. Выявлен высокий уровень умения демонстрировать и применять воображение в конкретной заданной ситуации. Дети ставят все кружочки на оригинальные места, и могут развёрнуто прокомментировать свой ответ. Диагностирован высокий уровень умения с помощью заданных слов составить связный рассказ. В рассказах использованы все заданные слова, сам рассказ подробный, с деталями, связность и логика рассказа не нарушены. Выявлен высокий уровень умения назвать картину, учитывая все нюансы, изображенные на ней. Названия полностью отражают нюансы того, что происходит на картине. Дети придумали более 4 названий, при этом дали ответ довольно быстро.
В контрольной группе: 7 (35%) детей обладает низким уровнем, у 11 (55%) детей был выявлен средний уровень и у 2 (10%) - высокий. Полученные результаты исследования обосновали необходимость разработки и внедрения программы развития воображения у детей младшего школьного возраста во внеурочной деятельности.
В процесс разработки и апробации программы развития воображения у детей младшего школьного возраста во внеурочной деятельности было установлено, что процесс развития воображения у детей младшего школьного возраста во внеурочной деятельности будет возможным, если:
- определено содержание работы во внеурочной деятельности, направленное на развитие воображения у младших школьников,
- содержание работы во внеурочной деятельности разработано в соответствии с показателями развития воображения у детей младшего школьного возраста,
- содержание работы во внеурочной деятельности разработано в соответствии с возрастными особенностями развития детей.
Посредством повторной диагностики (контрольного среза) было выявлено, что в экспериментальной группе показатель низкого уровня стал ниже на 25 %. Так, если констатирующем этапе он был выявлен у 7 (35 %) детей, то на контрольном - только у 2 (10 %) детей. Средний уровень вырос на 15 %, с 11 (55%) детей на констатирующем, до 14 (70 %) на контрольном этапе эксперимента. Высокий уровень развития воображения у детей младшего школьного возраста на контрольном этапе поднялся у 2 детей, т.е. на 10 %, что является хорошим показателем эффективности проведённого формирующего эксперимента. Иначе дело обстояло в контрольной группе, чьи результаты не изменились. Низкий уровень был выявлен у 7 (35 %) детей, средний уровень - у 11 (55%). Таким образом, изменений в контрольной группе не наблюдается.
Анализ результатов показал, что разработанная и апробированная программа развития воображения у детей младшего школьного возраста во внеурочной деятельности является эффективной и рекомендована к применению в начальной школе.




1. Анфисова С.Е. Развитие воображения детей младшего школьного возраста средствами рисования. – М.: Изд-во Наука, 2019. 138 с.
2. Благонравова А.Б. Воображение и творческое мышление. М. : АСТ, 2017. 216 c.
3. Божович Л. И. Личность и формирование в детском возрасте. М. : Просвещение, 2016. 317 с.
4. Болыпунова Н.Я. Организация образования школьников в формах игры. Новосибирск : Изд-во НПУ, 2019 372 с.
5. Боровик О. Развитие воображения. М. : ООО «РОН», 2016. 122 с.
6. Веккер Л. М. Психика и реальность. Единая теория психических процессов. М. : Смысл, 2018. 685 с.
7. Венгер Л.А., Мухина В.С. Психология. М. : Просвещение, 2019. 195 с.
8. Волков Б.С. Психология младшего школьника. М. : Педагогическое общество России, 2019. 125 с.
9. Вострикова А.П. Воспитание, образование и развитие детей. М. : Простор, 2018. 202 c.
10. Выготский Л.С. Воображение и творчество. М. : Просвещение, 2018. 448 c.
11. Выготский Л.С. Развитие высших психических функций. М. : Просвещение, 2020. 500 с.
12. Гаврина С.В. Книга развития творческих способностей у детей. М. : Логос, 2019. 176 c. 13. Груздева А.В. Развитие воображения у детей младшего школьного возраста в процессе изобразительной деятельности // Журнал «Концепт». 2014. №. 2. С. 2771–2775.
14. Долгова В.И. Формирование воображения у школьников // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. 2017. № 11 (117). С. 191- 196.
15. Дудецкий А.Я., Юлустина Е. А. Психология воображения. М. : Слово, 2017. 154 с.
...


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ