ВВЕДЕНИЕ 3
1 ИППОТЕРАПИЯ КАК МЕТОДИКА ЗООТЕРАПИИ 6
1.1 Иппотерапия как средство оздоровительной физической культуры. Противопоказания. 6
1.2 Иппотерапия как средство коррекции и реабилитации детей. 12
1.3 Анатомо-физиологические и психические особенности детей 9-10 лет. 17
1.3.1 Анатомо-физиологические особенности детей 9-10 лет. 17
1.3.2 Психические особенности детей 9-10 лет. 19
1.4 Характеристика детей с синдромом Гиперактивного ребенка (ГА). 24
1.4.1 Поведение. 26
1.4.2 Речевая и двигательная активность. 27
1.4.3 Дефицит внимания. 28
2 ВОЗМОЖНОСТИ ИППОТЕРАПИИ В КОРРЕКЦИИ СОСТОЯНИЯ ДЕТЕЙ С СИНДРОМОМ ГА 30
2.1 Основные методы иппотерапии. 30
2.2 План иппотерапевтической методики коррекции состояния гиперактивных детей. 32
ВЫВОДЫ 35
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 36
Актуальность. «Синдром гиперактивности» (СГА) у детей характеризуется повышенной двигательной активностью, импульсивностью, проблемами с вниманием и усидчивостью, а также во взаимоотношениях с окружающими. Больше половины случаев сопровождается расстройствами поведения и эмоциональной нестабильностью.
При СГА возникают трудности с:
- удерживанием внимания на определенном объекте, которым может быть предмет, движение или ситуация;
- принятием решений (например, в процессе выбора игрушек);
- усидчивостью;
- участием в разных видах деятельности;
- поведением, соответствующим возрастным нормам и социальным правилам.
СДА проявляется в детском возрасте, сохраняясь на долгие годы, затрудняя процесс обучения и социализации ребенка.
В последние годы в качестве средства реабилитации, в том числе и СГА все активнее используют иппотерапию.
Иппотерапия – это вид терапевтического воздействия, который осуществляется с помощью лошади. Впервые о таких полезных свойствах верховой езды заговорил ещё Гиппократ. И уже в конце XVIII века известный философ Дени Дидро описывал в своих монографиях удачные результаты подобных экспериментов на различных пациентах. Данная терапия основана на комплексном воздействии упражнений на весь организм человека.
Современные исследования показали благотворное влияние иппотерапии на опорно-двигательный аппарат человека, органы кровообращения, пищеварения, нервную, дыхательную и эндокринную системы [4]. Кроме этого, конная прогулка – это прекрасная разгрузка от стрессов.
Так как лечебная верховая езда не требует от человека значительных физических усилий, она может быть рекомендована людям в раннем реабилитационном периоде после перенесенных заболеваний и операций, а также тем, кто ведет малоподвижный образ жизни.
Механизм воздействия иппотерапии на организм человека тот же, что и у любой формы ЛФК. В сущности, иппотерапия – это форма лечебной физкультуры (ЛФК), где в качестве инструмента реабилитации выступает лошадь, процесс верховой езды и физические упражнения, выполняемые человеком во время верховой езды [2].
Уникальность иппотерапии объясняется тем, что благодаря воздействию ритмически упорядоченной моторной и сенсорной нагрузки на реабилитанта при его тесном контакте с лошадью достигается стабильно выраженный эффект (Г.В. Дремова, 1996; А.И. Денисенков, Н.С. Роберт, 2002; Г.И. Дерябина, 2005, И.П. Ионов, 2008). Многообразие трехмерных биомеханических воздействий в сочетании с эмоциональным эффектом, получаемое при занятиях иппотерапией, невозможно достичь при использовании других средств лечебной физической культуры. Лечебный эффект достигается за счет естественных циклических вибраций, возникающих в процессе верховой езды. Причем лечение проводится как в ходе эмоционального контакта, так и при помощи специальных упражнений, выполняемых на лошади.
В настоящее время накоплено большое число теоретических и эмпирических данных по проблеме СГА. Между тем, отсутствует четко разработанная, систематизированная и структурированная терминологическая база в отношении разнообразных методик и приемов воздействия лошади на людей, из-за чего данная тема является актуальной.
Целью данного исследования является изучение методики коррекции состояния гиперактивных детей с помощью иппотерапии.
Объект исследования - процесс физической реабилитации гиперактивных детей.
Предмет исследования – изучение методик реабилитации гиперактивных детей средствами иппотерапии.
Задачи работы:
1. Провести анализ научно-методической литературы по теме исследования и выявить особенности состояния гиперактивных детей.
2. Рассмотреть влияние иппотерапии на процесс коррекции состояния детей с синдромом ГА.
3. Сформулировать проект методики коррекции состояния гиперактивных детей средствами иппотерапии.
1. В ходе анализа научно-методической литературы были выявлены особенности состояния гиперактивных детей. Такие дети рано начинают держать голову, сидеть, ползать, ходить, испытывают проблемы с засыпанием, спят меньше нормы Мимика очень выразительная. Лицо выражает эмоции, которые быстро появляются и исчезают - гнев, удивление, радость. Отмечены основные проявления состояния детей СГА: дефицит внимания, гиперактивность, импульсивность.
2. Иппотерапия имеет существенное положительное влияние на процесс коррекции состояния детей с синдромом ГА. При верховой езде требуется концентрация внимания, максимально возможная собранность и самоорганизация, потребность запоминать и планировать последовательность действий, как при езде, так и при уходе за животным. Важная часть иппотерапии – общение с животным, которое помогает детям с СГА расслабляться и учиться находить контакт с окружающими.
3. Исследован проект методики коррекции состояния гиперактивных детей средствами иппотерапии, путем анализа, систематизации и структурирования разнообразных методик и приемов воздействия лошади на детей. Длительность методики составляет 4-5 месяцев, частота занятий – 3 раза в неделю по 30-40 минут.
1. Ахутина, Т. В. Регуляция активности у детей с трудностями обучения по данным нейропсихологического обследования / Т. В Ахутина. – Текст : непосредственный // Национальный психологический журнал, 2014. – № 4. – С. 96-102.
2. Баранов, А. А. Синдром дефицита внимания / А. А. Баранов, Ю. Б. Белоусов. – Москва : экспертный доклад, 2007. – 46 с. – ISBN: 978-5-98563-411-2. – Текст : непосредственный.
3. Безруких, М. М. Дифференцированное влияние функциональной зрелости коры и регуляторных структур мозга на показатели познавательной деятельности у детей 7-8 лет / М. М. Безруких, Р. Н. Мачинская, Г. А. Сугрoбова. – Текст : непосредственный // Физиология человека. – 1999. – № 5. – С. 14-21.
4. Баранов, А. А. Синдром дефицита внимания с гиперактивностью: этиология, патогенез, клиника, течение, прогноз, терапия, организация помощи / А. А. Баранов, Ю. Б. Белоусов, Н. П. Бочков. – Москва : Экспертный доклад, 2007. – 78 с. – ISBN: 978-5-14733-441-2. – Текст : непосредственный.
5. Брязгунов, И. П. Дефицит внимания с гиперактивностью у детей / И. П. Брязгунов, Е. В. Касатикова. – Москва : Детская психология, 2002. – 277 с. – ISBN: 5-901654-09-9. – Текст : непосредственный.
6. Воронин, Н. А. Особенности памяти у детей с синдромом дефицита внимания и гиперактивности 6-8 лет / Н. А. Воронин. – Текст : непосредственный // Специальная психология, 2008. – № 2 (16). – С. 53-61.
7. Лютовой-Робертс, Е. К. Гиперактивные дети: психолого-педагогическая помощь / под ред. Мониной Г. Б., Лютовой-Робертс Е. К., Чутко Л. С. – Санкт-Петербург : Психология, 2007. – 231 с. – ISBN: 5-9268-0570-8. – Текст : непосредственный.
8. Депутат, И. С. Эмоциональные и социальные особенности детей с СДВГ и способы их коррекции: Уч.-метод. Рекомендации / И. С. Депутат, Ю. С. Джос. – Архангельск, 2007. – 53 с. – Текст : непосредственный.
9. Емельянова, А. Д. Иппотерапия как одно из средств адаптивной физической культуры / А. Д. Емельянова, Т. А. Сапегина. – Текст : непосредственный // Валеопедагогические проблемы здоровьеформирования подростков, молодежи, населения. – Екатеринбург, 2014. – С. 95-97.
10. Заваденко, Н. Н. Гиперактивность и дефицит внимания в детском возрасте: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Н. Н. Заваденко. – Москва, 2005. – ISBN 978-5-534-05701-0. – Текст : непосредственный.
11. Заваденко, Н. Н. Синдром дефицита внимания с гиперактивностью: диагностика, патогенез, принципы лечения / Н. Н. Заваденко. – Текст : непосредственный // Вопросы практической педиатрии, 2012. – Т. 7. – № 1. – С. 54-62.
12. Климова, В. К. Применение иппотерапевтических и иппопедагогических идей в физической реабилитации / В. К. Климова, А. В. Посохов, Я. А. Стрелкова и др. – Текст : непосредственный // Теория и практика физической культуры, 2013. – № 1. – С. 9-11.
13. Карабаева, А. Б. Иппотерапия как одно из направлений анималотерапии / А. Б. Карабаева. – Алматы : Биологические науки Казахстана, 2011. – 341 с. – Текст : непосредственный.
14. Касатикова, Е. В. Психологический статус детей с синдромом дефицита внимания и гиперактивности / Е. В. Касатикова, И. П. Брязгунов. – Текст : непосредственный // Семейная психология и семейная терапия, 2001. – № 4. – С. 55-61.
15. Кушхова, А. Ф. Иппотерапия как технология социальной работы с детьми-инвалидами / А. Ф. Кушхова, Д. Э. Карданова. – Текст : непосредственный // Новый взгляд. Международный научный вестник, 2014. – №6. – С. 63-77.
16. Максимова, М. В. Иппотерапия как средство коррекции психического развития умственно отсталых учащихся младшего школьного возраста : автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук / М. В. Максимова. – Москва, 2005. – 44 с. – Текст : непосредственный
17. Очерки психофизиологии детей с синдромом дефицита внимания с гиперактивностью / под ред. А. В. Грибанова. Архангельск, 2009. – ISBN: 978-5-534-08296-8. – Текст : непосредственный.
18. Папёнова, В. О. Иппотерапия как немедикаментозный метод лечения в реабилитации пациентов после инсульта / В. О. Папенова, А. Л. Буяльская. – Текст : непосредственный // Молодой ученый, 2016. – № 30. – С. 115-118.
19. Рухадзе, М. М. Эффективность физической реабилитации больных остеохондрозом позвоночника/ М. М. Рухадзе. – Текст : непосредственный // Вопросы курортологии, физиотерапии и лечебной физкультуры, 1999. – № 4. – С. 46-48.
20. Романчук, О. И. Синдром дефицита внимания и гиперактивности у детей: практическое руководство / О. И. Романчук. – Москва, 2010. – 335 с. – ISBN: 978-5-98563-411-2. – Текст : непосредственный.
21. Солодков, А. С. Физиология человека. Общая. Спортивная. Возрастная / А. С. Солодков, Е. Б. Сологуб. – Москва : учебник для высших учебных заведений физической культуры, 2016. – 609 с. – ISBN: 978-5-907225-17-6. – Текст : непосредственный.
22. Сиротюк, А. Л. Синдром дефицита внимания с гиперактивностью. Диагностика, коррекция и практические рекомендации родителям и педагогам / А. Л. Сиротюк. – Москва, 2003. – 128 с. – ISBN: 5-89144-283-3. – Текст : непосредственный.
23. Тамбиев, А. Э. Синдром дефицита внимания у детей младшего школьного возраста / А. Э. Тамбиев, С. Д. Медведев, О. В. Литвиненко. – Текст : непосредственный // II Валеология, 2000. – № 1. – С. 30-38.
24. Яковлева, M. Б. Когнитивное развитие младших школьников с синдромом дефицита внимания с гиперактивностью: автореф. дис. ... канд. психол. наук / Яковлева Мария Борисовна. – Санкт Петербург, 2009. – 170 с. – Текст : непосредственный.
25. Бекая Г. Л., Лечебная верховая езда – обнадеживающий способ в лечении синдрома дефицита внимания и гиперактивности / Детская и подростковая неврология статья в сборнике / И. Д. Квачадзе, М. В. Пруидзе, Д. М. Цверава // 2017 г. 127-129 с. Режим доступа: [https://cyberleninka.ru/article/n/lechebnaya-verhovaya-ezda-obnadezhivayuschiy-sposob-v-lechenii-sindroma-defitsita-vnimaniya-i-giperaktivnosti].дата обращения: 28.10.2022).