Введение
1.1Понятие мотивации, сущность, роль, виды. Материальная и
нематериальная мотивация
1.2Управление мотивацией персонала
2.Анализ процесса мотивации персонала ООО «Окна Свет»
2.1Общая организационно-экономическая характеристика предприятия
2.2Анализ существующей системы управления мотивацией персонала
3 Разработка мероприятий по повышению эффективности управления
мотивацией персонала ООО «Окна Свет»
3.1Мероприятия по повышению эффективности управления мотивацией
персонала
3.2Оценка эффективности предложенных мероприятий
Заключение
Список используемой литературы
Приложения
В современном обществе возрастающая роль человеческого фактора и управления персоналом является общепризнанной. Негативные факторы, связанные с кризисом труда, когда работа является средством выживания, снижают производительность, эффективность труда, заинтересованность и инициативность. В этих условиях возрастает роль сильной трудовой мотивации. Каждый грамотный руководитель должен осознавать, что сотрудников необходимо стимулировать работать на пользу предприятия, но при этом выполнять работу качественно и эффективно. Зачастую для этого недостаточно только материального вознаграждения.
Через мотивацию персонала достигается максимальное использование имеющихся ресурсов, в том числе не только человеческих, и активизация кадрового потенциала, который уже есть в распоряжении предприятия.
Практическое использование известных методов и технологий классических моделей мотивации затрудняется тем, что, формы и методы управления персоналом, пришедшие из советского периода, не отражают действительности, так же, как и зарубежные модели, требуя адаптации к меняющимся условиям жизни. Современные руководители не в полной мере обладают навыками и знаниями по управлению персоналом, они не могут квалифицированно применить разные мотивационные системы и их комбинации, считая, что угроза увольнения - лучший мотивационный стимул для сотрудника. Поэтому необходимость изучения, разработки и применения эффективной мотивационной системы попадает в противоречие с недостаточно изученной и исследованной научно-методической базой.
Эффективное управление мотивационной системой упрощает управление персоналом в целом, координирует усилия всех ее элементов, формирует систему взаимосвязей и взаимозависимостей внутри предприятия, а в конечном итоге приводит к достижению поставленных целей и задач, как предприятия в целом, так и ее сотрудников.
Методологической и научной основой работы стали научные работы российских и зарубежных исследователей и ученых, таких как: С. Адамса, Д. Аткинсона, Д. Лауфера, Ф. Герцберга, П. Лоуренса, М.С. Радомской, Д. Мак Клелланда, Д. Маккиллена, А. Маслоу, В.П. Кокорева, М. Вудкока, Р. Кайма, И.Д. Ладанова, Е.В. Нестеровой, Г.Э. Слезингера, Р.А. Яковлева, А.А. Якубовича, А.Я. Дрикера, С.Д. Резника, Л.М. Чистова, и других авторов.
Целью данной выпускной квалификационной работы стала разработка мероприятий по повышению эффективности управления мотивацией персонала ООО «Окна Свет», которое занимается установкой и обслуживанием пластиковых окон и лоджий.
Исходя из поставленной цели, задачами исследования являются:
1.провести теоретический анализ аспектов управления мотивацией в коммерческой организации;
2.провести анализ процесса управления мотивацией персонала ООО «Окна Свет» за 2016-2018 гг.
3.разработать мероприятия по совершенствованию управления мотивацией персонала ООО «Окна Свет».
Объектом исследования является предприятие ООО «Окна Свет», работающее на тольяттинском рынке товаров и услуг.
Предметом исследования являются элементы системы управления мотивацией работников на ООО «Окна Свет».
В работе применялись общенаучные методы - анализ, синтез, обобщение, сравнение, классификация и экономико-математические методы.
Информационной базой стали материалы, представленные в открытых источниках - периодической печати, сети Интернет, материалы, отраженные в исследованиях отечественных и зарубежных авторов, а также данные предприятия - бухгалтерская отчетность, данные учета, материалы отдела кадров, предоставленные ООО «Окна Свет».
Работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы, приложений, а также содержит графики, таблицы, рисунки, необходимые для повышения восприятия теоретического и практического материала.
В первой части работы рассмотрены теоретические вопросы по теме исследования, которые касаются общих вопросов системы мотивации и мотивационной деятельности на предприятии. Во второй части дан анализ фактических данных предприятия - проанализированы данные предоставленной бухгалтерской отчетности и показателей деятельности предприятия по работе с персоналом за 2016-2018 годы.
В третьей части разработаны мероприятия для повышения эффективности используемой системы мотивации и дана прогнозная оценка их эффективности.
В заключении приведены выводы по вопросам исследования.
Таким образом, мотивация в управлении персоналом рассматривается как процесс активации мотивов работников (внутренняя мотивация) и формирования стимулов (внешняя мотивация) для повышения эффективности труда. Цель управления мотивацией - целенаправленное формирование комплекса условий, которые побуждают сотрудника к действиям, которые направлены на достижение целей предприятия. В этой главе изучены основные понятия управления персоналом, классические теории мотивации, исследованы материальные и нематериальные формы и методы управления мотивацией, рассмотрены современные модели управления мотивацией, такие как грейдинг, тантьема, KPI. На основе исследованного материала можно сделать вывод, что грамотно организованное управление мотивацией сотрудников является основополагающим элементом эффективности работы каждого предприятия. Формирование и внедрение системы, учитывающей современные направления управления мотивацией, креативные элементы, позволят достигать высоких результатов при минимальных финансовых вложениях. При построении системы следует, во-первых, определить, что хочет иметь тот или иной работник. Это могут быть как денежные, так и неденежные цели, которые работодатель может предложить в той или иной комбинации. Система мотивации персонала должна основываться на комплексе разнообразных методов, выбор которых зависит от уровня проработанности системы стимулирования в организации, общей системы управления предприятия и особенностей деятельности организации. В первой части также приведена оценка эффективности внедренной системы мотивации, которая будет использована в дальнейшем при оценке предложенных мероприятий.
В ходе работы над темой были выполнены следующие задачи:
-исследованы теоретические основы мотивационной деятельности на предприятии;
-проанализированы результаты деятельности ООО «Окна Свет» в динамике за 2016-2018 гг.
-изучено управление мотивацией персонала и применяемой мотивации на предприятии;
-разработан план мероприятий по повышению эффективности управления мотивацией.
Таким образом, можно отметить, что управление мотивацией на предприятии не структурировано, имеет разрозненные, не систематизированные элементы, недостаточную внутреннюю нормативную документацию, носит общий характер. Эффективность мероприятий не оценивается, мероприятия вводятся по аналогии с другими предприятиями - «как у всех». Многие применяемые меры не отражены в действующих документах, регулирующих взаимоотношения руководства и персонала. Показатели деятельности демонстрируют, что стимулирующие меры недостаточно эффективны, так как показатели деятельности предприятия снижаются, растет трудоемкость, падает производительность, снижается удовлетворенность системой оплаты труда и условиями труда в целом. Необходима первоначальная диагностика мотивационного воздействия, анализ наиболее эффективного механизма воздействия, разработка комплексной взаимосвязанной системы, которая будет поддерживаться локальными нормативными актами
В качестве мероприятий, разработанных в ходе выполнения работы, стали:
1.Проведение теста Мотайп для оценки мотивационных типов сотрудников и определения зон и воздействия мотивационных схем.
2.Разработка недостающих внутренних документов для организации и оптимизации процессов по мотивации и управлению персоналом.
3.Внедрение системы управления мотивацией по KPI в зависимости от выполнения планов каждого сотрудника и предприятия в целом. Бонусирование по KPI позволит создать прозрачную и понятную систему бонусирования, учитывающую цели отдельных сотрудников и цели предприятия в целом. Это повысит информированность сотрудников и их удовлетворенность, которая снизилась по итогу 2018 года. Основное требование к разработке системы KPI - возможность измерения выбранных показателей.
4.Внедрение программы отслеживания показателей и оценки эффективности управления мотивацией. Внедрение данной системы приведет как к снижению трудовых затрат руководителя и главного бухгалтера по расчету и анализу показателей личного участия каждого сотрудника, так и результатов деятельности компании в целом.
По результату проведенных мероприятий показатель эффективности управления мотивацией вырастет на 2,97% (+0,029 пунктов). При этом произойдет улучшение некоторых показателей входящих в расчет, повысится удовлетворенность сотрудников, управляемость системы мотивации, управляемость предприятием в целом.
Предложенные мероприятия могут быть признаны эффективными для совершенствования управления мотивацией на предприятии.
1.Российская Федерация. Законы. Гражданский Кодекс РФ: Часть первая [Электронный ресурс] : федеральный закон № 54-ФЗ : принят ГД ФС РФ 21 октября 1994 г.;
2.Российская Федерация. Законы. Гражданский Кодекс РФ: Часть вторая [Электронный ресурс] : федеральный закон № 14-ФЗ : принят ГД ФС РФ 22 октября 1995 г.;
3.Трудовой кодекс Российской Федерации от 30.12.2001 № 197-ФЗ [Электронный ресурс] : СЗ РФ. 2002, № 1 (Ч. 1). Ст. 3. ред. от 03.07.2016
4.Анализ хозяйственной деятельности предприятия [Текст] : учебное пособие/ Под ред. проф. О.В. Девяткина. - М.: Экономическое образование, 2016. 638 с.
5.Базаров Т.Ю. Управление персоналом [Текст]: //монография - Т.Ю.Базаров М.: Инфра-М, 2015. 224 с.
6.Баркер А.М. Как еще лучше управлять людьми. [Текст]: //монография - А.М. Баркер М.: ФАИР ПРЕСС, 2005. С.72
7.Большакова Д.С. Использование морального стимулирования в целях повышения эффективности управления персоналом // Экономика и менеджмент инновационных технологий. 2017. № 12 [Электронный ресурс]. Режим доступа: http: //ekonomika.snauka. ru/2017/12/15630
8.Василенко С.В. Корпоративная культура как инструмент эффективного управления персоналом. 2-е изд. [Электронный ресурс] / Василенко С.В.-Электрон. Текстовые данные. - М.: Дашков и К, Ай Пи Эр Медиа, 2015. 105с. - Режим доступа: http:// www/iprbookshop.ru/24946. - ЭБС «IPRbooks».
9.Веснин В.Р. Управление персоналом в схемах [Текст]:: Учебное пособие / В.Р. Веснин. - М.: Проспект, 2017. 96 с.
10.Веснин В. Р. Основы менеджмента [Текст]:. - В.Р. Веснин, М.: «ЮНИТИ»,2017. 326 с.
11.Волков В.В. Экономика предприятия [Текст]: учебное пособие/ В.В. Волков. - М.: ИНФРА - М, 2016. 423с.
12.Горфинкель В. Я. Экономика предприятия [Текст]: учебник для студентов вузов, обучающихся по экон. специальностям и направлениям / В. Я. Горфинкель, В. А. Швандар - 4-е изд., перераб. и доп. - М.: ЮНИТИ- ДАНА, 2011. 670 с.
13.Дуванова Е.А., Виды и формы стимулирования труда//
Экономика и менеджмент инновационных технологий. 2018. № 2
[Электронный ресурс]. Режим доступа:
http: //ekonomika.snauka.ru/2018/02/15778
14.Зайцев М.Г. Методы оптимизации управления для менеджеров: Компьютерно-ориентированный подход [Текст]: Учеб. Пособие/ М.Г.Зайцев.
-М.: Дело, 2016. 304 с.
15.Кадровое дело - практический журнал по работе с персоналом [Электронный ресурс]. - Режим доступа: www.kdelo.ru...