Введение
Глава 1. Понятие и признаки конфиденциальной информации
1.1.Понятие «информация» в юридическом и философском смысле
1.2Отличительные признаки информации с ограниченным доступом
1.3. Система законодательства Российской Федерации о конфиденциальной информации
Глава 2. Анализ видов конфиденциальной информации в предпринимательской деятельности
2.1.Банковская тайна
2.2.Коммерческая тайна
2.3Налоговая тайна
Глава 3. Предоставления доступа к конфиденциальной информации и способы ее охраны
3.1.Предоставление доступа к данным, составляющим коммерческую,
банковскую и налоговую тайны
3.2.Правовые средства охраны конфиденциальной информации в
предпринимательской деятельности
3.3.Ответственность за нарушение режима тайны
предпринимательской деятельности
Заключение
Список используемой литературы и используемых источников
Актуальность темы исследования. С развитием информационного общества информация приобрела большую значимость и высокую ценность, как в предпринимательской деятельности, так и в повседневной жизни в целом. Одна из главных составных частей экономической безопасности - информационная безопасность, которая достигается за счет использования комплекса систем, средств и методов защиты информации предпринимателя от возможных злонамеренных действий конкурентов и с целью сохранения ее целостности и конфиденциальности. Для бизнеса разглашение ценой информации может привести к убыткам различной степени тяжести. Режим конфиденциальности позволяет защитить «права предпринимателей и является гарантией получения прибыли. Именно неизвестность сведений - а не сами сведения (информация) - является нематериальным благом» [19 с.409] - пишет в своих научных трудах В.А. Белов.
На сегодняшний день предпринимательскую информацию можно поделить на три блока: общедоступная информация, это информация, которая находится в открытом доступе для любых потребителей; информация с ограниченным доступом - только для органов, которые имеют соответствующие законодательно установленные права; закрытая информация - доступная для руководителей и сотрудников компании. Информация, которая входит во второй и третий блок, является конфиденциальной и имеет ограниченный доступ. Часть этой информации имеет особое значение и может быть отнесено к коммерческой тайне.
В условиях высокой конкуренции проблема защиты конфиденциальной информации стоит достаточно остро, так как именно владение информацией определяет в современном мире успешность бизнеса. В ее сохранности заинтересованы не только субъекты предпринимательской деятельности, но и органы государственной власти.
Что касается коммерческой тайны - для российского законодательства это сравнительно новый институт права, в советское время он отсутствовал. В то время широко использовалось социалистическое соревнование, когда передовые достижения предприятий предавались огласке в средствах массовой информации, заинтересованные лица могли безвозмездно изучать новые технологии на месте, затем применять их у себя на производстве. Ограниченный доступ имела только информация, относящаяся к государственной и военной тайне.
С переходом к рыночной экономике коммерческая тайна стала предметом законодательного регулирования.
Степень разработанности темы исследования. Данной теме исследования посвятили свои труды значительное число исследователей. Надо заметить, что исследования данной тематики появились относительно недавно, и получили свое распространение в период развития информационных технологий. Так, среди авторов, посвятивших свои труды изучению информации как объекта правового регулирования можно выделить Т.А. Андронову, В.Н. Лопатину, В.Р. Розенберг, А.Г. Степанов, А.А. Снытников, И.В. Строганова, Г.Ф. Шершеневич, И.А. Юрченко и др.
Объект исследования. Объектом исследования являются общественные отношения, складывающиеся в процессе обеспечения правовыми средствами конфиденциальности информации в предпринимательской деятельности.
Предмет исследования. Предметом исследования выступают правовые нормы, определяющие конфиденциальную информацию, в том числе коммерческую тайну, теоретические концепции и российская правоприменительная практика
Цель исследования. Целью исследования является комплексный анализ категории «Конфиденциальная информация» в предпринимательской деятельности, а также всесторонний анализ правового регулирования в связи с режимом конфиденциальной информации.
Задачи исследования. Для достижения цели исследования требуется выполнить следующие задачи:
-анализ юридического и философского определения понятий, которые используются в законодательстве об информации.
-выявление признаков и причин, определяющих конфиденциальную информацию, анализ ее видов;
-исследование российского законодательства о конфиденциальной информации в предпринимательской деятельности;
-исследование правовых форм взаимодействия субъектов предпринимательской деятельности с государственными органами в случае нарушения режима конфиденциальной информации, а также предоставления доступа к этой информации;
-разработка предложений по совершенствованию законодательства о конфиденциальной информации на основании изученного и систематизированного материала.
Методологическая основа исследования. Для достижения поставленной цели и решения поставленных задач используется как общенаучный метод познания: системный, анализ, обобщение, синтез, так и специальные методы исследования: сравнительно-правовой, исторический, комплексный,
нормативный.
Нормативно-правовая основа исследования. В качестве нормативноправовой основы исследования можно выделить: Конституция Российской Федерации, Гражданский кодекс Российской Федерации, законодательные и иные акты Российской Федерации, материалы опубликованной судебной практики.
Теоретическая основа. В процессе подготовки диссертации были изучены труды таких отечественных ученых как: С.С. Алексеев, И.А. Яковлева, В.А. Северин, О.А. Беляев, В.А. Белов, М.М. Агаркова. Я.В. Андреева, Я.Г. Терещенко и других.
Научная новизна исследования. Работа является сравнительноправовым исследованием конфиденциальной информации, рассмотрены самые распространенные виды конфиденциальной информации, используемой в предпринимательской деятельности - банковская, налоговая и коммерческая тайны. Рассмотрены вопросы правового регулирования защиты конфиденциальной информации в законодательстве России.
В диссертации проанализировано содержание наиболее значимых изменений законодательства о конфиденциальной информации.
В результате проведенного исследования на защиту выносятся следующие положения:
1.Конфиденциальная информация представляет собой совокупность сведений, неизвестных третьим лицам и не имеющим доступ к ней, разглашение которой может привести к нарушению прав и интересов субъекта. Следует законодательство закрепить понятие конфиденциальной информации, что позволило бы снизить число правовых споров по данной теме.
2.В правоохранительной практике часто возникают проблемы с законностью отнесения информации к банковской тайне. Применение норм, касающихся банковской конфиденциальности, связано, прежде всего, с трудностями определения этого понятия и неопределенными нормативными актами. Банковская тайна, один из важных принципов функционирования коммерческих банков, является своего рода коммерческой тайной, а значит законодателю на сегодняшний день следует уделить особое внимание совершенствованию правового режима. Тенденция снижения «защиты информации, составляющей банковскую тайну, не будет способствовать ее сохранению, а либерализация доступа» к этой информации, в том числе и правоохранительных органов, приведет к обратному результату. Нецелесообразно противостоять глобальной тенденции, выраженной в снижении защиты банковской тайны - возможно, что санкции против такого государства будут приняты международными организациями.
3.Практически в правовой конструкции нормы пункта 1 статьи 102 Налогового кодекса РФ закреплен запретительный принцип в части открытости и общедоступности сведений, имеющихся в распоряжении налоговых органов («запрещено все, что не разрешено»). Существование запретительного принципа было актуально в прошлом веке, когда налоговые органы выполняли преимущественно фискальные функции. По мнению автора, настоящие потребности требуют внесения изменений в статью 102 НК РФ - целесообразно установить разрешительный принцип предоставления сведений, содержащих налоговую тайну, вместо запретительного. Тогда положения настоящей статьи будут соответствовать принципу «все позволено, за исключением». Исключение составляют случаи, которые четко прописаны в законе (например, в части предоставления сведений о персональных данных).
4.В случае санкционированного доступа к конфиденциальной информации в юридической практике, как правило, проблем не возникает, за исключением случаев, когда законность предоставления такого согласия оспаривается должностным лицом, раскрытие информации органом власти может напрямую затронуть права третьих лиц. стороны. стороны, которые не являются владельцами информации (случаи выдачи справок о сделках с контрагентами проверяемого налогоплательщика). Поэтому необходимо принять положения, которые четко определяют список нераскрытой информации, даже если клиент юридически одобряет такое заявление, чтобы защитить права и интересы других лиц. Определение правил, необходимых для указания перечня органов и лиц, прямо не указанных в специальном законодательстве, которые имеют доступ к конфиденциальной информации на основании изученных материалов, не может быть осуществлено без обозначения границ доступа, что зависит от компетенции, установленной действующим законодательством. В настоящее время существует правовая неопределенность в отношении доступности информации. На практике это приводит к недобросовестному сбору и разглашению конфиденциальной информации. Оно должно предоставляться лицам с крайне ограниченным правом на получение информации только в том случае, если это необходимо для выполнения их обязанностей, в других случаях доступ к информации должен быть закрыт.
5.Учитывая сложность рассматриваемых правовых категорий, видится перспективным разработать и принять специальный нормативно-правовой акт, которым бы урегулировали правовую основу информации с ограниченным доступом. Несмотря на то, что предприятия самостоятельно принимают локальные акты об урегулировании правового режима информации, видится перспективным принятие единого нормативно-правого акта, определившего вектор развития.
Структура и основное содержание работы определены целями и задачами исследования. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения и перечня используемой литературы. В первой главе автор рассматривает понятие и признаки конфиденциальной информации. Во второй проводит анализ видов конфиденциальной информации. В третьей главе особенности предоставления доступа к конфиденциальной информации и способы ее охраны.
Подводя итоги исследованию, отметим следующие выводы: Рассмотрение историко-правовых и философских аспектов феномена информации обосновывается следующим:
1.Процесс формирования концепций понимания роли и значения информации можно разделить на три периода: докибернетический, кибернетический и посткибернетический. В то же время несмотря на то, что природа информации активно исследовалась начиная со второй половины ХХ века, системной проблемой остается отсутствие единого понимания сущности информации.
2.При определении понятия «информации” следует учитывать следующие ключевые аспекты:
-концептуальные основы понимания сущности информации и теории информации, содержащиеся в исследованиях и используемые в математике, физике, кибернетике, не полностью соответствуют роли и значению изучаемого явления для общественных отношений;
-понятие «информация” не совсем уместно внедрять и использовать в контексте научно-технических исследований. Очевидно, что именно в этом состоит одна из главных причин трудностей в определении подлинного значения этого термина;
-в понимании информации и описании ее понятия языковая мотивация имеет не менее важное значение, чем анализ характеристики, структуры, природных свойств и самого содержания этого феномена;
-не совсем корректным кажется сведение понятия «информация» к словам «ведомости», «данные», «сигналы», «команды» и т.д., и соответствующая его юридическая трактовка в действующем законодательстве.
3.Информация, наряду с материей и энергией, являются
фундаментальными величинами, составляющими основу мироздания и развития человека, общества и государства. В контексте указанного правомерна постановка проблем: - наличия необходимости
предоставления юридического определения информации и целесообразности внедрения подходов, характерных для определения энергии и материи; - относительно приоритетности законодательного определения терминов, которые являются базовыми для информационной деятельности, в частности: «информационные
ресурсы», «ведомости (данные)», «информационная продукция», «информационные услуги» и др., что будет способствовать развитию экономики и новых общественных отношений в современных условиях
4.Феномен информации требует дальнейших комплексных исследований на уровне философии, лингвистики, социологии, психологии, биологии, права и других областей науки.
Анализируя действующее законодательство по признакам информации с ограниченным доступом, можно констатировать следующее. Общим принципом ограничения доступа к информации законодатель определяет разделение между информацией и носителем. В соответствии с ним ограничение доступа применяется к информации, но не к документу. Ввиду этого, если даже документ и содержит информацию с ограниченным доступом, для ознакомления предоставляется именно информация, а не документ.
Конфиденциальность информации - неотъемлемая черта любого типа информации с ограниченным доступом, которая возникает из доверительных отношений. Если интересы владельца информации угрожают интересам владельца информации, если информация предоставляется или распространяется, существует конфиденциальность, и эта информационная ценность существует из-за незнания информации.
В современном мире информация с ограниченным доступом встречается во всех сферах жизнедеятельности. Это и медицинские учреждения, это и государственные органы, научные центры, финансовые учреждения. Сегодня, чтобы защитить и развивать собственный бизнес, субъекту предпринимательской деятельности необходимо иметь перечень юридических знаний в области информации. Необходимо принимать определенные меры по защите, к такой защите можно отнести и специальные программные комплексы.
Анализ действующего банковского законодательства России дает возможность говорить, что к открытой банковской информации можно отнести информацию, относящуюся к функционированию банковских учреждений и не отнесенную к банковской тайне. Такой информацией может быть признана информация, которую банк сам заинтересован распространять, и информация, которую банк обязан распространять.
К первому виду банковской информации с открытым доступом можно отнести информацию, которую банк распространяет как реклама своей деятельности.
К второму виду банковской информации с открытым доступом можно отнести информацию о некоторых банковских операциях и услугах.
Применение норм, касающихся банковской конфиденциальности, связано, прежде всего, с трудностями определения этого понятия и неопределенными нормативными актами. Банковская тайна, один из важных принципов функционирования коммерческих банков, является своего рода коммерческой тайной. Нецелесообразно противостоять глобальной тенденции, выраженной в снижении защиты банковской тайны - возможно, что санкции против такого государства будут приняты международными организациями. Например, в 2009 году Лихтенштейн был внесен в черный список Организацией международного экономического сотрудничества и развития как страна, не отвечающая международным налоговым стандартам.
Правовое регулирование банковской тайны стало производным от существующей коммерческой тайны, урегулированной обычаями делового оборота.
Режим коммерческой тайны позволяет защитить от несанкционированных лиц распространение информации, не имеющей юридической защиты, такие как объекты интеллектуальной собственности. Это, несомненно, очень важно для бизнеса.
Ценность коммерческой тайны понимается как собственность на информацию с ограниченным доступом, которая обеспечивает удовлетворение как частных интересов (интересов владельца), так и общественных интересов. Поэтому возможность любого человека получить конкурентное преимущество может быть частью коммерческой тайны. Следует также включить «негативную информацию», в которой понимается результат, работа, цель которой недостижима, потому что позволит предпринимателям избежать возможных потерь в их деятельности.
Институт налоговой тайны является межотраслевым, самостоятельным, охранным правовым институтом налогового права, требующим нормативно - правового закрепления в действующем налоговом законодательстве. Определяющим признаком информации, составляющей объект налоговой тайны, отличающей ее от других видов тайн, есть обстоятельства получения - осуществление налоговым органом законных полномочий.
Предоставление доступа к данным, содержащим сведения коммерческой, налоговой, банковской тайны строго регламентируется в соответствии с законодательством России. Тем не менее, данная правовая регламентация не является системной, что порождает круг правовых проблем. На сегодняшний день видится перспективным определить со стороны законодателя перечень органов и лиц, которые уполномочены предоставлять информацию, содержащую коммерческую, банковскую или налоговую тайны. Определение правил, обязательных для обозначения перечня органов и лиц, прямо не указанных в специальном законодательстве, имеющих доступ к конфиденциальной информации, на основании изученных материалов не может осуществляться без обозначения границ доступа, что зависит от установленной компетенции действующим законодательством. В настоящее время существует правовая неопределенность в отношении доступности информации.
На практике это приводит к недобросовестному сбору и разглашению конфиденциальной информации. Она должна предоставляться лицам с крайне ограниченным правом на получение информации только в случае необходимости для исполнения ими своих обязанностей, в остальных случаях доступ к информации должен быть закрыт.
Правовые средства охраны конфиденциальной информации в предпринимательской деятельности основываются на правовом режиме данной информации. В пределах правовой регламентации устанавливается как гражданская, так и административная и уголовная ответственность за нарушение режима конфиденциальной информации. Также в рамках организации сотрудники могут быть привлечены к дисциплинарной ответственности за нарушение правового режима конфиденциальной информации. В большинстве случаев, ответственность за разглашение коммерческой информации ограничивается штрафом.
Размер штрафа зависит от степени опасности совершенных действий и их последствий. Но нормы, регуляторы ответственности структурно не объединены в тексте закона, в связи с чем возникает ряд вопросов с порядком их применения. Как показывает практика, так называемая «утечка» коммерческой информации часто происходит из-за ошибки сотрудников, она либо не наносит большого вреда организации, либо вообще не наносит ущерба.
В качестве санкции за совершение деяний, направленных на разглашение коммерческой тайны, как вид дисциплинарного правонарушения, в большинстве случаев применяется увольнение сотрудников. В некоторых случаях увольнения недостаточно, необходимо еще возместить материальный ущерб.
Кроме того, существует судебная практика, где работника восстанавливают на работу, поскольку санкция дисциплинарного взыскания в форме увольнения была применена незаконно. Кроме того, следует отметить, что иногда даже соглашение о неразглашении не мешает сотруднику сознательно разглашать коммерческую тайну. Этот факт указывает на необходимость совершенствования механизма защиты коммерческой тайны внутри предприятия, информирования сотрудников о последствиях нарушения конфиденциальности информации во избежание финансовых потерь в будущем.
1.Абдусаламов Р.А. Информация ограниченного доступа как объект правового режима // Юридический вестник ДГУ. 2016. № 1. С. 116-120.
2.Алексеев С.С. Общая теория права: в 2х т. М.: Юридическая литература, 1981. Т.1. 360 с.
3.Андронова Т. А. Банковская тайна: проблемы правового
регулирования: Автореф. дисс.... канд. юрид. наук. М., 2008. 23 с.
4.Архипова Н.Ю., Архипов М.В. «Порядок защиты и охраны предпринимательской информации» // УЭкС. 2013. №12 (60). С. 43-49.
5.Белов В. А. Гражданское право. Т. 2. Общая часть. Лица, блага, факты : учебник для бакалавров / В. А. Белов. Москва : Издательство Юрайт, 2015. 1093 с.
6.Беловицкий К. Б. Режим коммерческой тайны в системе обеспечения экономической безопасности хозяйствующего субъекта : учебное пособие / К. Б. Беловицкий. Москва : Научный консультант, 2017. 124 с.
7.Большой юридический словарь / [В.А. Белов и др.] ; Под ред. А. Я. Сухарева, В. Е. Крутских. 2. изд., перераб. и доп. М. : ИНФРАМ, 2003 (ОАО Можайский полигр. комб.). 703 с.
8.Бондаренко Э. Н. Конфиденциальная информация в трудовых отношениях / Э. Н. Бондаренко, Д. В. Иванов. СанктПетербург : Юридический центр Пресс, 2011. 160 с.
9.Вичужанин Я.Г. Проблемы обеспечения и соблюдения конфиденциальности информации ограниченного доступа // Вестник Удмуртского университета. 2011. № 3(серия 2). С. 130-132.
10.Волчинская Е. К. Коммерческая тайна в системе конфиденциальной информации // Информационное право. 2005. 3. С. 17-21.
11.Гражданский кодекс Российской Федерации (Часть вторая): Федеральный закон от 26.01.1996 № 14ФЗ (ред. от 26.06.2020)// URL:
http://www.consultant.rU/document/cons_doc_LAW_9027/#dst0 (дата
обращения: 15.05.2022).
12.Гражданский кодекс Российской Федерации (Часть первая) Принят Государственной Думой 21 октября 1994 года (действующая редакция от 31.07.2020) // URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_5142/ (дата обращения: 15.05.2022).
13.Гражданский кодекс Российской Федерации. Часть четвертая:
Федеральный закон от 18.12.2006 № 230ФЗ (ред. от 18.08.2019)// URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_64629/#dst0 (дата
обращения: 15.05.2022).
14.Дубровский Д.И., Вержбицкий В.В. Категория информации (философский обзор) // Философские науки. 1976. С.148-157.
15.Закон РФ «О государственной тайне» от 21.07.1993 № 54851 (ред. от 29.07.2018) // URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_2481 (дата обращения: 15.05.2022)...