Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Коррекция гиперактивности у младших школьников методами игровой деятельности (Нижневартовский Государственный Университет)

Работа №115991

Тип работы

Курсовые работы

Предмет

педагогика

Объем работы41
Год сдачи2023
Стоимость450 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
54
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Проведено эмпирическое исследование.
База исследования: МБОУ «Средняя школа №18» (г. Нижневартовск).
Выборка: ученики 1 «Б» класса, всего 35 учащихся (19 мальчиков и 16 девочек).
Есть приложения.

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕКИЙ АНАЛИЗ ПРОБЛЕМЫ ГИПЕРАКТИВНОСТИ В ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ НАУКЕ 6
1.1 Определение гиперактивности 6
1.2 Причины гиперактивности 11
1.3 Игра как средство коррекции гиперактивности у детей. 16
Выводы по главе 1 20
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПО КОРРЕКЦИИ ГИПЕРАКТИВНОСТИ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ…………….. 22
2.1 Организация исследования и выявления гиперактивных детей 22
2.2 Использование игровых приемов для коррекции гиперактивности у младших школьников. 26
2.3. Результаты опытно - экспериментальной работы 30
Выводы по главе 2 32
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 34
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 37
ПРИЛОЖЕНИЯ…. 40

Одной из болезненных социальных явлений, переживаемых в настоящее время, являются различные отклонения в поведении детей.
Неправильное поведение, понимаемое как отклонение от социальных норм, приобрело в последнее время массовый характер, что поставило это явление в центр внимания общества.
Синдром дефицита внимания с гиперактивностью считается одной из наиболее распространенных форм нарушений поведения среди детей младшего школьного возраста. По разным данным, его частота среди детей школьного возраста составляет от 4 до 9%! Значит, в каждом классе из 25 человек весьма вероятно присутствие 1 - 2 гиперактивных детей. У многих учителей такие дети влияют и на поведение всего класса.
Актуальность проблемы заключается в том, что выбранный вид отклоняющегося поведения является частым видом, встречающийся на практике, и который вызывает большие трудности при усвоении учебного материала в обучении. С одной стороны, школа предъявляет высокие требования к дисциплине учащихся, к умению слушать учителя, сосредоточиться на уроке и т.п. С другой стороны, увеличивается количество детей, которые по разным причинам не могут усваивать программу из-за неусидчивости, расторможенности, несобранности и т.д. Вот поэтому так необходимы эффективные методы и приемы для проведения профилактической работы с детьми младших школьников с гиперактивным поведением.
Объект исследования: гиперактивность как явление, встречаемое в педагогическом процессе.
Предмет исследования: коррекция гиперактивности посредством игровой деятельности.
Цель исследования: Изучение гиперактивности у младших школьников и коррекция методами игротерапии.
Задачи исследования:
1. Определить гиперактивность детей в начальной школе.
2. Раскрыть причины гиперактивности у детей.
3. Изучить игру как средство коррекции гиперактивности у детей
4. Организация исследования и выявления гиперактивных детей
5. Использовать игровую деятельность для устранения гиперактивности у детей.
6. Оценить результаты опытно - экспериментальной работы.
Гипотеза исследования: методы игротерапии являются эффективным средством коррекции поведения у детей младшего школьного возраста, страдающих гиперактивностью.
Методы исследования: теоретический анализ педагогической литературы; наблюдение за школьниками; Экспериментально - психологическое диагностирование, включающее методики «Да и Нет», «Вежливость», «Обведение контура», анкетирование, наблюдение, опрос, а также тест КернаЙирасека и нейропсихологический скрининг. Методы математической обработки полученных данных.
Теоретическая значимость исследования заключается в следующем: анализ теоретических аспектов проблемы гиперактивности детей младшего школьного возраста и ее коррекции и полученные выводы могут быть использованы в качестве теоретической основы схожих исследований.
Практическая значимость исследования состоит в том, что материалы исследования, его основные теоретические положения, выводы могут быть использованы психологами в работе не только с гиперактивными школьниками, но и с другими здоровыми детьми, для улучшения качества класса и для повышения знаний, умений и навыков.
База исследования: МБОУ «Средняя школа №18» города Нижневартовска, Ханты-Мансийского автономного округа-Югры.
Структура и объем исследовательской работы. Исследовательская работа состоит из введения, двух глав, выводы по главам, заключения, приложений, изложенных на 42 страницах машинописного текста. Список литературы имеет 24 наименований.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Для раскрытия темы во введении курсовой работы была определена цель: выявить гиперактивных детей и провести коррекцию гиперактивности у младших школьников. Поставленная цель была достигнута решением ряда задач, которые решены следующим образом.
В начальной школе с появлением интеллектуальных нагрузок, норм и требований возникают трудности в учебе. Чрезмерная двигательная активность и невозможность сосредотачиваться длительное время на выполнении необходимого задания обращают на себя внимание педагогов уже в первые месяцы обучения. Школьная среда выстраивает для ребенка ряд важных требований, ограничений и в то же время показывает ожидания социума - требует усидчивости, сосредоточенности, умения планировать, регулировать и контролировать свою деятельность, действовать по образцу, что труднодостижимо при гиперактивности.
В основе гиперактивности лежит патологический процесс, который проявляется дисбалансом процессов возбуждения и торможения в нервной системе. Основными причинами гиперактивности большинстве случаев это сочетание различных факторов: наследственность, здоровье матери, беременность и роды, дефицит жирных кислот и питательных элементов, окружающая среда.
Для выявления гиперактивности детей были использованы две методики: первая «Диагностическая анкета для родителей» и вторая «Диагностическая анкета для учителей». В результате проведенного анкетирования было выявлено пять гиперактивных детей.
Для коррекции гиперактивности у младших школьников были проведены подвижные игры, игры за партами и разные игровые действия. Целью данных игр являлось устранение особых личностных качеств гиперактивных детей. В процессе данных игр у детей происходило развитие концентрации внимания на деталях, снижение агрессивности, гармонизация отношений между ребенком и взрослым, снижение излишней двигательной активности. Таким образом, проведенные игры положительно влияли на качества ребенка в учебном процессе.
При повторном проведении анкетирования по методикам один «Диагностическая анкета для родителей» и вторая «Диагностическая анкета для учителей» было выявлено четверо детей из той же пятерки. Таким образом, результаты исследования свидетельствуют о том, что уровень гиперактивности у детей снизился с помощью игровых методов и тем самым подтверждает гипотезу.
Именно сейчас большую значимость приобретает проблема раннего выявления гиперактивности, профилактика факторов риска, что позволяет составить благоприятный прогноз лечения и организовать коррекционное воздействие.
Только совместными усилиями педагогов, психологов и родителей можно научить ребенка с особым развитием, а именно, гиперактивного ребенка, эффективным способам общения со сверстниками и взрослыми.
Интересным является то, что люди гиперкинетического склада ума часто способны обогатить жизнь окружающих: от них, с их детской восторженностью, непосредственностью, оригинальными способами решения проблем, исходит некий жизненный импульс. Необычные формы поведения, иная структура восприятия окружающего мира, склонность к фантазированию часто выгодно отличают их от сверстников, которые рядом с этими искрящимися натурами кажутся старичками.
Однако при отсутствии помощи, жизнь ребенка с гиперактивным поведением может превратиться в мучение и непрерывную цепь фрустраций и унижений. И только в том случае, если учителя, родители и психологи объединят свои усилия, может быть оказана действенная помощь в социализации этих детей, они могут реализовать себя, найдя свой путь к лучшей, более наполненной жизни.



1. Белоусова, Е.Д., Никифорова М.Ю. Синдром дефицита внимания / гиперактивности. / Российский вестник перинатологии и педиатрии. - 2000. - № 3. - 108 с.
2. Бреслав, Г.М. Уровни активности учения школьников и этапы формирования личности //Формирование активности учащихся и студентов в коллективе. - Рига, 1989. - 143 с.
3. Брязгунов, И.П., Касатикова Е.В. Дефицит внимания с гиперактивностью у детей. Мед. Практика. - М.: ПЕР СЭ, 2002. - 64 с.
4. Брязгунов, И.П., Касатикова Е.В. Непоседливый ребенок, или все о гиперактивных детях. - М.: Изд-во Института Психотерапии, 2001. - 196 с.
5. Бурменская, Г.А., Карабанова О.А., Лидерс А.Г. Возрастно-психологическое консультирование: Проблемы психологического развития детей. - М.: Изд-во МГУ, 1990. -184 с.
6. Гарбузов, В.И. Практическая психотерапия, или, как вернуть ребенку и подростку уверенность в себе, истинное достоинство и здоровье. - СПб.: Сфера, 1994.- 75 с.
7. Дробинский, А.О. Синдром гиперактивности с дефицитом внимания // Дефектология. - 1999. - №1. -83 с.
8. Заваденко, Н.Н. Диагноз и дифференциальный диагноз синдрома дефицита внимания с гиперактивностью у детей // Школьный психолог. - 2000. - № 4. -142 с.
9. Кошелева, А.Д., Алексеева Л.С. Диагностика и коррекция гиперактивности ребенка. - М.: НИИ семьи, 1997. -165 с.
10. Кучма, В.Р., Брязгунов И.П. Синдром дефицита внимания с гиперактивностью у детей: (вопросы эпидемиологии, этиологии, диагностики, лечения, профилактики и прогноза). - М.: Олег и Павел, 1994. -138 с.
11. Кучма, В.Р., Платонова А.Г. Дефицит внимания с гиперактивностью у детей в России. - М.: РАРОГЬ, 1997. -268 с.
12. Лютова, Е.К., Монина Г.Б. Шпаргалка для взрослых: Псикоррекционная работа с гиперактивным, агрессивными, тревожными и аутичными детьми. - М.: Генезис, 2000. -309 с.
13. Монина, Г., Лютова Е. Работа с "особым" ребенком // Первое сентября. - 2000. - №10. -102 с.
14. Окленд, В. Окна в мир ребенка: Руководство по детской психологии/ Перев. с англ. - М.: Независимая фирма "Класс", 2000.- 427 с.
15. Рабочая книга школьного психолога / Под ред. И.В.Дубровиной. - М.: Просвещение, 1991. - 394 с.
16. Рассел Л. Баркли, Кристина М. Бентон Ваш непослушный ребенок. - С-Пб.: Питер 2004.- 74 с.
17. Словарь практического психолога /Сост. С.Ю. Головин. - Минск: Харвест, 1997. -961 с.
18. Смирнов, С.А., Котов И.Б., Шиянов Е.Н. и др. «Педагогика: педагогические теории, системы, технологии», М.: Владос, 1999.- с.290
19. Соловьева, О.В. «Психологическая служба образования»- 173 с.
20. Степанов, С.В. В поисках тормозов // Школьный психолог. - 2000. - № 4. - 85 с.
21. Столяренко, Л.Д. «Педагогическая психология». - 69 с.
22. Ткачева, В.В. Психокоррекционная работа с матерями, воспитывающими детей с отклонениями в развитии. Практикум по формированию адекватных отношений. - М.: Гном-экспресс, 2000.- 483 с.
23. Шацкий, С.Т. «Избранные пед. сочинения»: В 2 т. - М., 1983. - Т.2. -162 с.
24. Шевченко, Ю.С. Коррекция поведения детей с гиперактивностью и психопатоподобным синдромом. - Самара, 1997. -58 с

Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ