Введение 4
Глава 1 Теоретические основы развития зрительно-моторной координации у детей 6-7 лет с нарушениями слуха посредством кинезиологических упражнений 11
1.1 Психолого-педагогические подходы к проблеме развития
зрительно-моторной координации у детей 6-7 лет 11
1.2 Характеристика детей 6-7 лет с нарушениями слуха 17
1.3 Кинезиологические упражнения как средство развития зрительно-моторной координации у детей 6-7 лет с нарушениями слуха 27
Глава 2 Экспериментальная работа по развитию зрительно-моторной координации у детей 6-7 лет с нарушениями слуха посредством кинезиологических упражнений 35
2.1 Выявление уровня развития зрительно-моторной
координации у детей 6-7 лет с нарушениями слуха 35
2.2 Содержание работы по развитию зрительно-моторной
координации у детей 6-7 лет с нарушениями слуха посредством кинезиологических упражнений 50
2.3 Выявление динамики развития зрительно-моторной
координации у детей 6-7 лет с нарушениями слуха 62
Заключение 73
Список используемой литературы 75
Приложение А Список детей, принимавших участие в эксперименте.... 79
Приложение Б Результаты исследования на констатирующем этапе эксперимента 80
Приложение В Тематический план комплексов кинезиологических упражнений по развитию зрительно-моторной координации у детей с нарушениями слуха 81
Приложение Г Визуальная схема выполнения кинезиологических упражнений 83
Приложение Д Результаты исследования на контрольном этапе эксперимента 85
Зрительно-моторная координация - сложная когнитивная способность, играющая важную роль в процессе развития ребенка, а также его последующем полноценном обучении в школе. Мы используем глаза, чтобы концентрировать свое внимание, помогая нашему мозгу устанавливать, где находится тело в пространстве. Руки используются, чтобы при помощи данной зрительной информации выполнять ту или иную задачу, причем делать это важно координированно и одновременно.
Актуальность развития зрительно-моторной координации на социально-педагогическом уровне обусловлена тем, что социальный заказ государства в дошкольном образовании направлен на развитие активной, интеллектуально развитой личности ребенка, способной согласовывать свои мысли и действия. Развитая в достаточной степени зрительно-моторная координация является одной из ключевых предпосылок к успешному обучению в школе, так как неразрывно связана с письмом, а также оказывает значительное влияние на правильность выполнения общей последовательности действий при заданном алгоритме. Зрительно-моторная координация непосредственно участвует по всех процессах жизнедеятельности ребенка. Следовательно, ее развитие и тренировка играет важную роль в гармоничном становлении его личности. Учитывая особенности восприятия информации слабослышащими детьми и принимая во внимание доминирование их зрительных анализаторов в процессе обучения, тренировка зрительно-моторной координации принимает первостепенное значение.
Актуальность на научно-теоретическом уровне продиктована тем, что при существующей потребности общества в формировании у слабослышащих дошкольников навыков координировать свои действия с визуальным образцом в недостаточной степени изучены возможности успешного достижения данной цели.
Проблемой развития зрительно-координационных способностей у детей занимались и занимаются такие ученые, как В.А. Булкин, Н.А. Бернштейн, В.И. Лях, Л.Д. Назаренко. Дошкольный возраст детей несомненно является важным этапом, на котором происходит стремительное физическое развитие ребенка, изменение строения и совершенствование функционирования его организма и психомоторики. Это период становления и развития физических способностей, среди которых первостепенное значение приобретает уровень развития координации движений.
Немаловажным аспектом для слабослышащих детей старшего дошкольного возраста является внедрение адаптированных игровых кинезиологических упражнений с использованием разнообразного оборудования, либо без него.
Актуальность на научно-методическом уровне обусловлена необходимостью создания педагогами такой образовательной среды, которая удовлетворяла бы особым образовательным потребностям слабослышащих детей, учитывала специфику их восприятия информации и динамику развития каждого обучаемого ребенка. Анализ научной-методической литературы показывает, что проблема развития зрительно-моторной координации у детей 6-7 лет с нарушениями слуха раскрыта недостаточно.
При изучении данной проблемы, а также учитывая тот факт, что развитая на достаточном уровне зрительно-моторная координация является важнейшим компонентом успешного обучения в школе, а также основополагающим навыком при выполнении простейших трудовых действий в последующем времени, возникает потребность более детального исследования данного аспекта. Недостаточное изучение методического материала, направленного на развитие зрительно-моторной координации у детей с нарушениями слуха, и его низкое качество указывает на необходимость разработки серии кинезиологических игровых упражнений, направленных преимущественно на развитие зрительно-моторной координации движений у детей 6-7 лет с нарушениями слуха.
Анализ исследований в области развития зрительно-моторной координации и педагогической практики позволил выявить следующее противоречие: между необходимостью развития зрительно-моторной координации у детей 6-7 лет с нарушениями слуха и недостаточным использованием кинезиологических упражнений в данном процессе.
Учитывая необходимость разрешения выявленного противоречия в теории и практике современного дошкольного образования, автором была сформулирована проблема исследования: каковы возможности
кинезиологических упражнений как средства развития зрительно-моторной координации у детей 6-7 лет с нарушениями слуха?
Цель исследования: теоретически обосновать и экспериментально проверить возможность развития зрительно-моторной координации у детей 6-7 лет с нарушениями слуха посредством кинезиологических упражнений.
Объект исследования: процесс развития зрительно-моторной координации у детей 6-7 лет с нарушениями слуха.
Предмет исследования: кинезиологические упражнения как средство развития зрительно-моторной координации у детей 6-7 лет с нарушениями слуха.
Гипотезу исследования составляет предположение о том, что развитие зрительно-моторной координации у детей 6-7 лет с нарушениями слуха посредством кинезиологических упражнений будет возможно, если:
- определены особенности развития зрительно-моторной координации у детей 6-7 лет с нарушениями слуха;
- организован процесс развития зрительно-моторной координации у детей 6-7 лет с нарушениями слуха в соответствии с этапами обучения кинезилогическим упражнениям;
- включены кинезиологические упражнения в коррекционную работу с детьми 6-7 лет с нарушениями слуха в дошкольной образовательной организации и в семье, при тесном и взаимодополняющем взаимодействии педагогов и родителей.
В соответствии с целью и гипотезой поставлены следующие задачи исследования.
1. Проанализировать современные научные подходы к проблеме исследования, определить понятийно-категориальное поле исследования.
2. Подобрать диагностический инструментарий и выявить уровень развития зрительно-моторной координации у детей 6-7 лет с нарушениями слуха.
3. Разработать и реализовать содержание работы по развитию зрительно-моторной координации у детей 6-7 лет с нарушениями слуха посредством кинезиологических упражнений.
4. Выявить динамику развития зрительно-моторной координации у детей 6-7 лет с нарушениями слуха посредством кинезиологических упражнений.
Теоретико-методологическую основу исследования составили:
- положения об особенностях воспитания и обучения глухих и слабослышащих детей (Л.А. Головчиц, Е.Г Речицкая, Т.В. Розанова, П.А. Янн);
- исследования в области формирования и развития зрительно -
моторной координации у детей старшего дошкольного возраста (М.М. Безруких, И.С. Макарьев, Н.Я. Семаго, М.М. Семаго, А.В. Семенович, Л.А. Ясюкова);
- исследования о функциональных блоках мозга, как основе кинезиологического похода в развитии исследуемого навыка (А.Р. Лурия, А.Л. Сиротюк, А.В. Семенович).
- исследования в области кинезилогии и нейропсихологии (П. Деннисон, Л.С. Цветкова).
Для решения поставленных задач в работе использовались следующие методы исследования: теоретические (анализ психолого-педагогической и методической литературы по проблеме исследования; интерпретация, обобщение практического опыта, системный анализ); эмпирические (беседы с педагогами, наблюдение, диагностические задания; констатирующий, формирующий и контрольный эксперименты); методы обработки результатов (количественный и качественный анализы полученных данных).
Экспериментальная база исследования: АНО ДО «Планета детства «Лада» детский сад № 189 «Спутник» г.о. Тольятти. В исследовании принимали участие дети 6-7 лет с нарушениями слуха в количестве 15 человек.
Организация и основные этапы исследования:
Исследование проводились в три этапа в период с 2019-2021гг.
Первый этап - поисково-аналитический (2019-2020гг.). В рамках этого этапа была изучена и проанализирована психологическая и педагогическая литература по теме возможностей использования кинезиологических упражнений как средства развития зрительно-моторной координации детей 6-7 лет с нарушениями слуха, определена цель, гипотеза, задачи исследования, обозначен категориальный аппарат, разработана программа исследования, проведен констатирующий этап эксперимента и проанализированы его результаты.
Второй этап - экспериментальный (2020 - 2021гг.). На данном этапе был проведен формирующий этап эксперимента. Разработан тематический план проведения комплексов кинезиологических упражнений, направленных на развитие зрительно-моторной координации у детей 6-7 лет с нарушениями слуха, и его апробация. Заключительной частью второго этапа исследования запланировано проведение контрольного этапа эксперимента.
Третий этап - заключительный (2021г.). в рамках данного этапа работы был осуществлен анализ и обобщение данных, полученных в результате экспериментов, их систематизация, формулировка выводов и текстовое оформление диссертационных материалов.
Научная новизна исследования: выявлена степень исследования проблемы, обоснована возможность использования кинезиологических упражнений как средства развития зрительно-моторной координации у детей 6-7 лет с нарушениями слуха.
Теоретическая значимость: определены особенности развития зрительно-моторной координации детей 6-7 лет с нарушениями слуха; уточнены показатели и охарактеризованы уровни развития зрительно¬моторной координации у детей 6-7 лет с нарушениями слуха.
Практическая значимость данной работы определяется тем, что педагоги и сурдопедагоги, работающие с детьми 6-7 лет с нарушениями слуха, могут использовать разработанные комплексы кинезиологических упражнений с целью более эффективного развития зрительно-моторной координации своих воспитанников.
Достоверность и обоснованность основных положений и выводов исследования обеспечивается опорой на концептуальные научные положения психологии и педагогики; комплексностью и адекватностью методов теоретического и опытно-поискового исследования, соответствующих предмету, цели, задачам научного поиска; объективностью способов оценки результатов эксперимента.
Личное участие автора в исследовании заключено в выявлении теоретического и практического состояния проблемы, а также в разработке комплексов кинезиологических упражнений по развитию у детей 6-7 лет с нарушениями слуха зрительно-моторной координации.
Апробация и внедрение результатов работы. Результаты исследования обсуждались на научно-исследовательском семинаре, представлены в отчетах по научно-исследовательской работе. Результаты исследования нашли свое отражение в четырех публикациях. Основные положения диссертационного исследования докладывались на научно-практических конференциях «Ранняя профориентация детей дошкольного возраста: направления, технологии, культурные практики» (19 ноября 2019г.), «Студенческие Дни науки в ТГУ» (5 апреля 2021г.).
Основные положения, выносимые на защиту:
1. Процесс развития таких компонентов зрительно-моторной координации как сохранение равновесия, ориентировка в пространстве, сохранение ритма движений у детей с нарушениями слуха затруднен и более продолжителен во времени по сравнению с детьми с нормальным слухом, что связано с анатомическими особенностями строения внутреннего уха и работой вестибулярного аппарата.
2. Развитие зрительно-моторной координации у детей 6-7 лет посредством кинезиологических упражнений осуществляется в соответствии с этапами их обучения и при тесном взаимодополняющем взаимодействии педагогов и родителей в семье и в дошкольной образовательной организации.
3. Показатели и уровни развития зрительно-моторной координации у детей 6-7 лет с нарушениями слуха характеризуются степенью овладения зрительным восприятием движущихся предметов; умением прослеживать глазами за действиями руки и фиксировать внимание; уровнем осязания, мелкой моторики, графомоторных навыков, пространственной ориентировки и аналитико-синтетической деятельности.
Структура магистерской диссертации. Магистерская диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, списка используемой литературы (39 источников) и 5 приложений. Текст исследования иллюстрируют 17 таблиц и 2 рисунка. Объем работы без учета приложений составляет 78 страниц.
Проведенное исследование показало состоятельность выдвинутой гипотезы и позволяет сделать следующие выводы.
1. Теоретическое изучение научной литературы об особенностях развития зрительно-моторной координации у детей с нарушениями слуха 6-7 лет позволило установить, что данная проблема является актуальной в педагогическом сообществе. Средства и методы решения данной нуждаются в переосмыслении и доработке. Эффективность развития зрительно-моторной координации ребенка с нарушением слуха является одной из ключевых предпосылок успешного обучения в школе, влекущее за собой достаточную социализацию детей с особенностями в развитии.
2. В ходе проведения констатирующего эксперимента были определены показатели и уровни развития зрительно-моторной координации у детей с нарушением слуха 6-7 лет, проведены диагностические задания согласно подобранным методикам. Анализ констатирующего этапа эксперимента свидетельствует, что большинство детей не имеют достаточный уровень развития зрительно-моторной координации.
3. В диссертационном исследовании доказано предположение о том, что развитие зрительно-моторной координации у детей 6-7 лет с нарушениями слуха посредством кинезиологических упражнений будет возможно, если:
- определены особенности развития зрительно-моторной координации у детей 6-7 лет с нарушениями слуха;
- организован процесс развития зрительно-моторной координации у детей 6-7 лет с нарушениями слуха в соответствии с этапами обучения кинезилогическим упражнениям;
- включены кинезиологические упражнения в коррекционную работу с детьми 6-7 лет с нарушениями слуха в дошкольной образовательной организации и в семье, при тесном и взаимодополняющем
взаимодействии педагогов и родителей.
В исследовании процесс обучения кинезиологическим упражнениям рассмотрен как самостоятельный вид совместной деятельности педагога и воспитанников, не входящий в структуру организованной образовательной деятельности. Главными условиями обучения выступили ежедневное их выполнение без пропусков, создание доброжелательной атмосферы, четкое следование схеме выполнения, очередность упражнений согласно разработанного комплекса.
Формирующий этап эксперимента показал, что при организации работы по поэтапному обучению детей 6-7 лет с нарушениями слуха кинезиологическим упражнениям, вовлечению педагогов и родителей в процесс их совместного выполнения, а также обогащению предметно-пространственной среды необходимыми схемами, алгоритмами и атрибутами у детей развиваются не только составляющие зрительно-моторной координации, но и способности к саморегуляции, концентрации внимания и его переключаемости.
4. В ходе исследования на контрольном этапе выявлено что развитие зрительно-моторной координации у детей с нарушениями слуха 6-7 лет посредством кинезиологических упражнений обладает высокой эффективностью, что получило свое подтверждение в ходе повторной диагностики по всем выделенным в ходе исследования критериям.
Полученные результаты имеют практическое значение и могут быть использованы в практике работы дошкольных образовательных организаций в группах комбинированной и компенсирующей направленности.
Таким образом гипотеза исследования была подтверждена, положения, выносимые на защиту, доказали свою правомерность.
1. Андреева Л. В. Сурдопедагогика: учебник для вузов. М. : Академия, 2005. 572 с.
2. Бардычевская А. А. Кинезиологические упражнения как средство интеллектуального развития ребенка // Сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции «Ранняя профориентация детей дошкольного возраста: направления, технологии, культурные практики : электронный сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции. НИЦ «НаукоПолис», 2019. С. 302-307.
3. Бардычевская А. А. Результаты сформированности зрительно-моторной координации у детей 6-7 лет с нарушением слуха// Проблемы дошкольного образования на современном этапе : сб. науч. статей. Выпуск 16. НаукоПолис, 2020. С. 268-274.
4. Бельтюков В. И. Роль слухового восприятия при обучении тугоухих и глухонемых произношению. М. : АПН РСФСР, 1960. 423 с.
5. Борякова Н. Ю. Педагогические системы обучения и воспитания детей с отклонениями в развитии. М.: АСТ Астель, 2008. 325 с.
6. Воробьева В. А. Комплексная нейропсихологическая коррекция когнитивных процессов в детском возрасте. Метод замещающего онтогенеза. М. , 2001. 474 с.
7. Дошкольная педагогика с основами методик воспитания и обучения. Учебник для вузов. Стандарт третьего поколения. СПб. : Питер, 2013. 464 с.
8. Епифанцева Т. Б. Настольная книга педагога-дефектолога. Ростов н/Д: Феникс, 2009. 486 с.
9. Головчиц Л. А. Дошкольная сурдопедагогика: Воспитание и обучение дошкольников с нарушениями слуха: учебное пособие. М. : Владос, 2001. 304 с.
10. Головчиц Л. А. Система воспитания и обучения дошкольников с недостатками слуха при комплексных нарушениях развития. М., 2007. 38 с.
11. Головчиц Л. А. Совершенствование форм коррекционно-педагогической помощи детям дошкольного возраста с комплексными нарушениями развития// Дефектология. М., 2012. №6. С. 25-32.
12. Зыков С. А. Проблемы сурдопедагогики: учебное пособие. М. : Загрей, 1997. 231 с.
13. Интегрированное обучение детей с нарушением слуха. Методические рекомендации под ред. Л.М. Шипициной, Л.П. Назаровой. СПб. : Детство-Пресс, 2001. 63 с.
14. Кинезиология. Психология. Астропсихология. [Электронный
ресурс] // URL: http://kinesiovita.com/kineziologiya/gimnastika-mozga-
obrazovatelnaya-kineziologiya (дата обращения: 20.10.2019).
15. Концепция государственного стандарта общего образования лиц с ограниченными возможностями здоровья. [Электронный ресурс] // URL: http://eduinspector.ru/2015/05/07/normativnaya-baza-i-materialy-po-fgos-detej- sovz. (дата обращения: 15.10.2020).
16. Концепция интегрированного обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья (со специальными образовательными потребностями). [Электронный ресурс] // URL: http://stmshkola2.edusite.ru(дата обращения 15.10.2020).
17. Королева И. В. Современный подход к диагностике периферических и центральных нарушений слуха у детей. СПб, 2008. 287 с.
18. Лебединский В. В. Нарушение психического развития у детей. М., МГУ, 1985. 379 с.
19. Лубовский В. И. Специальная психология. М.: Издательский центр «Академия», 2005. 464 с.
20. Малофеев Н. Н. Базовые модели интегрированного обучения: учебное пособие. М. : Дефектология. 2008. 85 с.
21. Матвеев В. Ф. Психические нарушения при дефектах зрения и слуха. М., «Медицина», 1987. 127 с.
22. Машков В. Н. Дифференциальная психология человека. СПб. : Питер, 2008. 288 с.
23. Мухина B. С. Возрастная психология. Феноменология развития 10-е изд. М. : Академия, 2006. 608 с.
24. Педагогическая реабилитация детей с нарушением слуха. Методическое пособие для учителей-дефектологов под ред. О. А. Красильниковой. СПб, 2008. 108 с.
25. Психология. Воспитание личности. [Электронный ресурс] // URL: http://www.psihdocs.ru/kineziologicheskie-uprajneniya-v-razvitii-intellekta- starshih(дата обращения: 20.10.2019).
26. Развитие мышления у детей с нарушениями слуха: метод. пособие для секции дефектологии и первичных организаций Педагогического общества РСФСР в спецшколах для детей с нарушениями слуха. Центральный совет / под ред. Т. В. Розановой. М., 1983. 76 с.
27. Речицкая Е. Г. Готовность слабослышащих детей дошкольного возраста к обучению в школе: учеб. пособие для студ. высш. учеб. Заведений. М. : Владос, 2000. 192 с.
28. Сиротюк А. Л. Нейропсихологическое и психофизиологическое сопровождение обучения. М. : ТЦ Сфера, 2003. 288 с.
29. Стребелева Е. А. Специальная дошкольная педагогика. М., 2002. 312 с.
30. Студенческая библиотека. Специальная (коррекционная) педагогика, дефектология. [Электронный ресурс] // URL: https://students- library.com/library/read/98232-metodika-issledovania-zritelnogo-vospriatia(дата обращения 14.11.2020).
31. Цветкова Л. С. Актуальные проблемы нейропсихологии детского возраста. М. : МПСИ; Воронеж: НПО МОДЭК, 2006. 296 с.
32. Шматко Н. Д. Организация воспитания и обучения детей с ограниченными возможностями здоровья в группах комбинированной направленности: учебное пособие. М. : Владос, 2010. 52 с.
33. Янн П. А. Воспитание и обучение глухого ребёнка. М.: Издательский центр «Академия», 2003, 248 с.
34. Gorman B. S., Wessman A. E. The relationship of cognitive styles and moods // Journal of Clinical Psychology. 1974. Vol. 30. № 1. P. 18-25.
35. Greenfield P. M. Linking social change and developmental change: Shifting pathways of human development // Developmental Psychology. 2009. № 45. P. 401-418.
36. Greenfield P. M. Independence and Interdependence in Children’s Developmental Experiences // Developmental Psychology. 2010. Vol. 4. № 1. P. 37-39.
37. Kane Anthony. How to Create an Emotional Bond with Your Child. URL: http://www.healthyplace.com/parenting/parenting-skills/how-to-create-an- emotionalbond-with-your-child (accessed: 19.01.2021).
38. Mitchell D. What Really Works in Special and Inclusive Education: Using Evidence-Based Teaching Strategies. N.Y. : Taylor & Francis, 2007. 256 p.
39. Neville H. Sensory Deprivation and Brain Plasticity // International Journal of Education and Research. 2013. Vol. 1. № 10. P. 24-32.