ПРОФИЛАКТИКА ДИСКАЛЬКУЛИИ У ДЕТЕЙ 6-7 ЛЕТ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ В ПРОЦЕССЕ РАЗВИТИЯ ЦИФРОВОГО ГНОЗИСА
|
Введение 4
Глава 1. Теоретические основы профилактики дискалькулии у детей 6-7 лет с задержкой психического развития в процессе развития цифрового гнозиса 9
1.1 Психолого-педагогические основы изучения дискалькулии у детей
6-7 лет с задержкой психического развития 9
1.2 Особенности профилактики дискалькулии у детей 6-7 лет
с задержкой психического развития в процессе развития цифрового гнозиса 16
Глава 2. Экспериментальная работа по профилактике дискалькулии
у детей 6-7 лет с задержкой психического развития в процессе развития цифрового гнозиса 25
2.1 Выявление уровня развития цифрового гнозиса у детей 6-7 лет
с задержкой психического развития 25
2.2 Содержание работы по профилактике дискалькулии у детей 6-7 лет
с задержкой психического развития в процессе развития цифрового гнозиса 40
2.3 Оценка эффективности работы по развитию цифрового гнозиса
у детей 6-7 лет с задержкой психического развития 54
Заключение 61
Список используемой литературы 63
Приложения
Глава 1. Теоретические основы профилактики дискалькулии у детей 6-7 лет с задержкой психического развития в процессе развития цифрового гнозиса 9
1.1 Психолого-педагогические основы изучения дискалькулии у детей
6-7 лет с задержкой психического развития 9
1.2 Особенности профилактики дискалькулии у детей 6-7 лет
с задержкой психического развития в процессе развития цифрового гнозиса 16
Глава 2. Экспериментальная работа по профилактике дискалькулии
у детей 6-7 лет с задержкой психического развития в процессе развития цифрового гнозиса 25
2.1 Выявление уровня развития цифрового гнозиса у детей 6-7 лет
с задержкой психического развития 25
2.2 Содержание работы по профилактике дискалькулии у детей 6-7 лет
с задержкой психического развития в процессе развития цифрового гнозиса 40
2.3 Оценка эффективности работы по развитию цифрового гнозиса
у детей 6-7 лет с задержкой психического развития 54
Заключение 61
Список используемой литературы 63
Приложения
В период дошкольного детства ребёнку необходимо овладеть счётной деятельностью, имеющей огромное значение для математического развития дошкольника. Этим фактом обусловлен интерес исследователей к раннему выявлению и предупреждению дискалькулии у старших дошкольников.
Необходимость развивать математические представления у детей дошкольного возраста связана с их практическим значением, так как ежедневно человек использует в своей повседневной жизни арифметические выражения, считает и оперирует числовыми величинами. Счетная деятельность лежит не только в основе подготовки дошкольников к школьному обучению, но и позволяет им в дальнейшем успешно осваивать различные точные науки: математику, физику, химию.
Если дети с трудом овладевают счётной деятельностью, одной из возможных причин является дискалькулия, которая проявляется специфическими нарушениями счетных навыков.
Исследование дискалькулии в отечественной науке осуществляется в контексте трех концепций. В работах А. Гермаковска, С. Мнухина, Р. Лалаевой установлено, что дискалькулия обусловлена нарушениями гностико-праксических функций. Г. Капустина в качестве основного механизма дискалькулии выделяет незрелость операций синтеза и обобщения, высокую психическую истощаемость и инертность. Ю. Демьянов связывает дискалькулию с тем, что у детей не сформированы фонематические функции, имеются системные нарушения речи, что ведет к нарушению чтения и письма. Примечательно, что отечественные исследователи связывают речевые и счётные нарушения, признавая нарушения речи одной из ведущих причин, вызывающих трудности при обучении счёту.
Дети с задержкой психического развития характеризуются рядом особенностей в связи с тем, что у них выражена дефицитарность высших корковых функций, слабо развита аналитико-синтетическая деятельность, поэтому познавательные способности у этих детей резко снижены, присутствуют речевые нарушения, им требуется обязательная профилактика дискалькулии.
Необходимо осуществлять профилактику, раннюю диагностику и коррекцию счётных операций у детей дошкольного возраста с задержкой психического развития, так как без успешного овладения счетной деятельностью дети данной категории не смогут успешно обучаться в школе (С.Л. Гирина, Ю.Г. Демьянов, Л.А. Данилова, М.В. Ипполитова, Т.В. Розанова и др.).
Следует отметить недостаточную изученность своеобразия формирования навыка счета у детей с задержкой психического развития, что не позволяет определить оптимальные пути работы по профилактике дискалькулии у дошкольников с задержкой психического развития.
В данном исследовании мы рассматриваем в качестве ведущего направления профилактики дискалькулии у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития развитие цифрового гнозиса.
Анализ теоретических основ проблемы исследования и педагогической практики позволил выявить противоречие между необходимостью раннего выявления факторов риска и профилактики возникновения дискалькулии у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития и недостаточной разработанностью содержания и приемов профилактической работы в процессе развития цифрового гнозиса, учитывающих реальные возможности детей данной категории и условия протекания их познавательной деятельности.
В связи с выявленным противоречием возникает актуальная проблема исследования: каково содержание работы по профилактике дискалькулии у детей 6-7 лет с задержкой психического развития в процессе развития цифрового гнозиса?
Цель исследования: теоретически обосновать и экспериментально апробировать содержание работы по профилактике дискалькулии у детей 6-7 лет с задержкой психического развития в процессе развития цифрового гнозиса.
Объект исследования: процесс профилактики дискалькулии у детей 6¬7 лет с задержкой психического развития.
Предмет исследования: профилактика дискалькулии у детей 6-7 лет с задержкой психического развития в процессе развития цифрового гнозиса .
Задачи исследования.
1. Изучить психолого-педагогическую литературу по проблеме профилактики дискалькулии, развитию цифрового гнозиса у детей с задержкой психического развития.
2. Выявить уровень развития цифрового гнозиса у детей 6-7 лет с задержкой психического развития.
3. Определить и апробировать содержание работы по профилактике дискалькулии у детей 6-7 лет с задержкой психического развития в процессе развития цифрового гнозиса.
Гипотеза исследования: мы предположили, что профилактика дискалькулии у детей 6-7 лет с задержкой психического развития в процессе развития цифрового гнозиса возможна, если:
- определено дидактическое средство (палочки Х.Кюизенера), позволяющее познакомить детей 6-7 лет с задержкой психического развития с числовым рядом в пределах первого десятка;
- составлен комплекс дидактических игр для развития цифрового гнозиса у детей 6-7 лет с задержкой психического развития в соответствии с закономерностями овладения счётной деятельностью;
- комплекс дидактических игр и упражнений для развития цифрового гнозиса у детей 6-7 лет с задержкой психического развития включен в содержание коррекционно-развивающих занятий.
Теоретической основой исследования являются:
- нейропсихологическая концепция дискалькулии, ее связи с несформированностью многих речевых и неречевых психических функций, представленная в работах А. Гермаковска, Ю.Г. Демьянова, А.Н. Корнева, Р.И. Лалаевой, Л.Б. Баряевой, С.Ю. Кондратьевой;
- положения о единстве закономерностей нормального и нарушенного развития, раскрытые в работах А.Р. Лурии, Л.С. Цветковов, В.И. Лубовского;
- экспериментальные исследования психического развития детей с задержкой психического развития О.В. Защиринской, К.С. Лебединской, И.И. Мамайчук, Т.Е. Сухаревой, Е.Д. Хомской;
- положения исследований роли математики в развитии умственных способностей детей дошкольного возраста Л.Б. Баряевой, А.В. Белошистой, 3.А. Михайловой, А.М. Леушиной, Н.И. Непомнящей;
- положения исследования по профилактике дискалькулии у дошкольников с задержкой психического развития С.Ю. Кондратьевой.
Методы исследования:
- теоретические: анализ психолого-педагогической и методической литературы, интерпретация, обобщение опыта коррекционно-педагогической деятельности;
- биографические: изучение данных анамнеза, изучение медико- психолого-педагогической документации;
- эмпирические: психолого-педагогический эксперимент, беседа, наблюдение;
- интерпретационные: методы логического анализа, количественной и качественной обработки экспериментальных данных.
Новизна исследования состоит в том, что в работе определено содержание работы по профилактике дискалькулии у детей 6-7 лет с задержкой психического развития в процессе развития цифрового гнозиса.
Теоретическая значимость исследования состоит в том, что обоснованы содержание, методы и приемы профилактики дискалькулии у детей 6-7 лет с задержкой психического развития в процессе развития цифрового гнозиса; дано описание содержательной характеристики уровней развития навыков счета у детей данной категории.
Практическая значимость заключается в возможности использовать разработанное тематическое планирование по профилактике дискалькулии у детей 6-7 лет с задержкой психического развития. Материалы исследования могут быть использованы воспитателями, учителями-дефектологами, педагогами-психологами в коррекционно-развивающей работе с детьми 6-7 лет с задержкой психического развития.
Экспериментальная база исследования. Структурное подразделение «Детский сад» ГБОУ СОШ п.г.т. Балашейка Самарской области. В исследовании приняли участие 20 детей 6-7 лет с задержкой психического развития.
Структура бакалаврской работы. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка используемой литературы (36 источников), 10 приложений. Работу иллюстрируют 13 таблиц и 2 рисунка.
Необходимость развивать математические представления у детей дошкольного возраста связана с их практическим значением, так как ежедневно человек использует в своей повседневной жизни арифметические выражения, считает и оперирует числовыми величинами. Счетная деятельность лежит не только в основе подготовки дошкольников к школьному обучению, но и позволяет им в дальнейшем успешно осваивать различные точные науки: математику, физику, химию.
Если дети с трудом овладевают счётной деятельностью, одной из возможных причин является дискалькулия, которая проявляется специфическими нарушениями счетных навыков.
Исследование дискалькулии в отечественной науке осуществляется в контексте трех концепций. В работах А. Гермаковска, С. Мнухина, Р. Лалаевой установлено, что дискалькулия обусловлена нарушениями гностико-праксических функций. Г. Капустина в качестве основного механизма дискалькулии выделяет незрелость операций синтеза и обобщения, высокую психическую истощаемость и инертность. Ю. Демьянов связывает дискалькулию с тем, что у детей не сформированы фонематические функции, имеются системные нарушения речи, что ведет к нарушению чтения и письма. Примечательно, что отечественные исследователи связывают речевые и счётные нарушения, признавая нарушения речи одной из ведущих причин, вызывающих трудности при обучении счёту.
Дети с задержкой психического развития характеризуются рядом особенностей в связи с тем, что у них выражена дефицитарность высших корковых функций, слабо развита аналитико-синтетическая деятельность, поэтому познавательные способности у этих детей резко снижены, присутствуют речевые нарушения, им требуется обязательная профилактика дискалькулии.
Необходимо осуществлять профилактику, раннюю диагностику и коррекцию счётных операций у детей дошкольного возраста с задержкой психического развития, так как без успешного овладения счетной деятельностью дети данной категории не смогут успешно обучаться в школе (С.Л. Гирина, Ю.Г. Демьянов, Л.А. Данилова, М.В. Ипполитова, Т.В. Розанова и др.).
Следует отметить недостаточную изученность своеобразия формирования навыка счета у детей с задержкой психического развития, что не позволяет определить оптимальные пути работы по профилактике дискалькулии у дошкольников с задержкой психического развития.
В данном исследовании мы рассматриваем в качестве ведущего направления профилактики дискалькулии у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития развитие цифрового гнозиса.
Анализ теоретических основ проблемы исследования и педагогической практики позволил выявить противоречие между необходимостью раннего выявления факторов риска и профилактики возникновения дискалькулии у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития и недостаточной разработанностью содержания и приемов профилактической работы в процессе развития цифрового гнозиса, учитывающих реальные возможности детей данной категории и условия протекания их познавательной деятельности.
В связи с выявленным противоречием возникает актуальная проблема исследования: каково содержание работы по профилактике дискалькулии у детей 6-7 лет с задержкой психического развития в процессе развития цифрового гнозиса?
Цель исследования: теоретически обосновать и экспериментально апробировать содержание работы по профилактике дискалькулии у детей 6-7 лет с задержкой психического развития в процессе развития цифрового гнозиса.
Объект исследования: процесс профилактики дискалькулии у детей 6¬7 лет с задержкой психического развития.
Предмет исследования: профилактика дискалькулии у детей 6-7 лет с задержкой психического развития в процессе развития цифрового гнозиса .
Задачи исследования.
1. Изучить психолого-педагогическую литературу по проблеме профилактики дискалькулии, развитию цифрового гнозиса у детей с задержкой психического развития.
2. Выявить уровень развития цифрового гнозиса у детей 6-7 лет с задержкой психического развития.
3. Определить и апробировать содержание работы по профилактике дискалькулии у детей 6-7 лет с задержкой психического развития в процессе развития цифрового гнозиса.
Гипотеза исследования: мы предположили, что профилактика дискалькулии у детей 6-7 лет с задержкой психического развития в процессе развития цифрового гнозиса возможна, если:
- определено дидактическое средство (палочки Х.Кюизенера), позволяющее познакомить детей 6-7 лет с задержкой психического развития с числовым рядом в пределах первого десятка;
- составлен комплекс дидактических игр для развития цифрового гнозиса у детей 6-7 лет с задержкой психического развития в соответствии с закономерностями овладения счётной деятельностью;
- комплекс дидактических игр и упражнений для развития цифрового гнозиса у детей 6-7 лет с задержкой психического развития включен в содержание коррекционно-развивающих занятий.
Теоретической основой исследования являются:
- нейропсихологическая концепция дискалькулии, ее связи с несформированностью многих речевых и неречевых психических функций, представленная в работах А. Гермаковска, Ю.Г. Демьянова, А.Н. Корнева, Р.И. Лалаевой, Л.Б. Баряевой, С.Ю. Кондратьевой;
- положения о единстве закономерностей нормального и нарушенного развития, раскрытые в работах А.Р. Лурии, Л.С. Цветковов, В.И. Лубовского;
- экспериментальные исследования психического развития детей с задержкой психического развития О.В. Защиринской, К.С. Лебединской, И.И. Мамайчук, Т.Е. Сухаревой, Е.Д. Хомской;
- положения исследований роли математики в развитии умственных способностей детей дошкольного возраста Л.Б. Баряевой, А.В. Белошистой, 3.А. Михайловой, А.М. Леушиной, Н.И. Непомнящей;
- положения исследования по профилактике дискалькулии у дошкольников с задержкой психического развития С.Ю. Кондратьевой.
Методы исследования:
- теоретические: анализ психолого-педагогической и методической литературы, интерпретация, обобщение опыта коррекционно-педагогической деятельности;
- биографические: изучение данных анамнеза, изучение медико- психолого-педагогической документации;
- эмпирические: психолого-педагогический эксперимент, беседа, наблюдение;
- интерпретационные: методы логического анализа, количественной и качественной обработки экспериментальных данных.
Новизна исследования состоит в том, что в работе определено содержание работы по профилактике дискалькулии у детей 6-7 лет с задержкой психического развития в процессе развития цифрового гнозиса.
Теоретическая значимость исследования состоит в том, что обоснованы содержание, методы и приемы профилактики дискалькулии у детей 6-7 лет с задержкой психического развития в процессе развития цифрового гнозиса; дано описание содержательной характеристики уровней развития навыков счета у детей данной категории.
Практическая значимость заключается в возможности использовать разработанное тематическое планирование по профилактике дискалькулии у детей 6-7 лет с задержкой психического развития. Материалы исследования могут быть использованы воспитателями, учителями-дефектологами, педагогами-психологами в коррекционно-развивающей работе с детьми 6-7 лет с задержкой психического развития.
Экспериментальная база исследования. Структурное подразделение «Детский сад» ГБОУ СОШ п.г.т. Балашейка Самарской области. В исследовании приняли участие 20 детей 6-7 лет с задержкой психического развития.
Структура бакалаврской работы. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка используемой литературы (36 источников), 10 приложений. Работу иллюстрируют 13 таблиц и 2 рисунка.
В результате проведения исследования были сделаны следующие выводы.
В ходе решения первой задачи - изучить психолого-педагогическую литературу по проблемам профилактики дискалькулии, развития цифрового знозиса у детей 6-7 лет с ЗПР - было установлено, что дискалькулия у дошкольников выражается в наличии специфического, сложного и очень стойкого нарушения счетных операций. Дискалькулию в широком смысле рассматривают как не только частичное нарушение счетной деятельности, проявляющееся в стойких повторяющихся математических ошибках, но и как несформированность процессов приема и переработки сенсорной информации, математической деятельности, что приводит к снижению уровня математической культуры в целом.
Так как дети с ЗПР имеют трудности с осуществлением сенсорно-перцептивной деятельности, у них недостаточно развиты наглядно-образное и словесно-логическое мышление, они затрудняются выделять пространственно-количественные признаки и оперировать математическими представлениями на невербальном и вербальном уровнях. Нарушения речи у большинства детей с ЗПР ведут к затруднению усвоения математических представлений и формированию счетных навыков.
Решая вторую задачу - выявить уровень развития цифрового гнозиса - нами был выявлен преимущественно низкий уровень развития цифрового гнозиса у детей 6-7 лет с ЗПР. Дети испытывают затруднения со счислением конкретных предметов и их символов, не умеют соотносить число и количество, оперировать цифрами, не могут зрительно устанавливать положение объектов в пространстве, не узнают повернутые и перевернутые геометрические фигуры, группы фигур и букв, не умеют различать правильно и зеркально изображённые цифры. У них не развита зрительно-двигательная координация, они не могут, опираясь на заданной образец, выполнить рисунок, не сформированы операции визуального анализа, синтеза, классификации и аналогии.
При решении третьей задачи - определить и апробировать содержание работы по профилактике дискалькулии у детей 6-7 лет с ЗПР в процессе развития цифрового гнозиса - было определено дидактическое средство (палочки Кюизенера), позволяющее познакомить детей 6-7 лет с ЗПР с числовым рядом в пределах первого десятка; составлен комплекс дидактических игр для развития цифрового гнозиса у детей 6-7 лет с ЗПР по выделенным показателям; данный комплекс дидактических игр включен в содержание коррекционно-развивающих занятия с детьми 6-7 лет с ЗПР с целью профилактики дискалькулии.
При проведении повторного исследования уровня развития цифрового гнозиса у детей 6-7 лет с ЗПР было установлено, что количество детей экспериментальной группы с высоким уровнем увеличилось на 10% (ЭГ 10%, КГ 0%), количество детей экспериментальной группы со средним уровнем развития цифрового гнозиса повысилось на 20% (ЭГ 60%, КГ 40%), количество детей экспериментальной группы с низким уровнем развития цифрового гнозиса уменьшилось на 30% (ЭГ 30%, КГ 60%). В контрольной группе значимых изменений не произошло, что говорит о том, что подобранное содержание, методы и приемы профилактики дискалькулии в процессе развития цифрового гнозиса и у детей 6-7 лет с ЗПР, являются эффективными.
В ходе решения первой задачи - изучить психолого-педагогическую литературу по проблемам профилактики дискалькулии, развития цифрового знозиса у детей 6-7 лет с ЗПР - было установлено, что дискалькулия у дошкольников выражается в наличии специфического, сложного и очень стойкого нарушения счетных операций. Дискалькулию в широком смысле рассматривают как не только частичное нарушение счетной деятельности, проявляющееся в стойких повторяющихся математических ошибках, но и как несформированность процессов приема и переработки сенсорной информации, математической деятельности, что приводит к снижению уровня математической культуры в целом.
Так как дети с ЗПР имеют трудности с осуществлением сенсорно-перцептивной деятельности, у них недостаточно развиты наглядно-образное и словесно-логическое мышление, они затрудняются выделять пространственно-количественные признаки и оперировать математическими представлениями на невербальном и вербальном уровнях. Нарушения речи у большинства детей с ЗПР ведут к затруднению усвоения математических представлений и формированию счетных навыков.
Решая вторую задачу - выявить уровень развития цифрового гнозиса - нами был выявлен преимущественно низкий уровень развития цифрового гнозиса у детей 6-7 лет с ЗПР. Дети испытывают затруднения со счислением конкретных предметов и их символов, не умеют соотносить число и количество, оперировать цифрами, не могут зрительно устанавливать положение объектов в пространстве, не узнают повернутые и перевернутые геометрические фигуры, группы фигур и букв, не умеют различать правильно и зеркально изображённые цифры. У них не развита зрительно-двигательная координация, они не могут, опираясь на заданной образец, выполнить рисунок, не сформированы операции визуального анализа, синтеза, классификации и аналогии.
При решении третьей задачи - определить и апробировать содержание работы по профилактике дискалькулии у детей 6-7 лет с ЗПР в процессе развития цифрового гнозиса - было определено дидактическое средство (палочки Кюизенера), позволяющее познакомить детей 6-7 лет с ЗПР с числовым рядом в пределах первого десятка; составлен комплекс дидактических игр для развития цифрового гнозиса у детей 6-7 лет с ЗПР по выделенным показателям; данный комплекс дидактических игр включен в содержание коррекционно-развивающих занятия с детьми 6-7 лет с ЗПР с целью профилактики дискалькулии.
При проведении повторного исследования уровня развития цифрового гнозиса у детей 6-7 лет с ЗПР было установлено, что количество детей экспериментальной группы с высоким уровнем увеличилось на 10% (ЭГ 10%, КГ 0%), количество детей экспериментальной группы со средним уровнем развития цифрового гнозиса повысилось на 20% (ЭГ 60%, КГ 40%), количество детей экспериментальной группы с низким уровнем развития цифрового гнозиса уменьшилось на 30% (ЭГ 30%, КГ 60%). В контрольной группе значимых изменений не произошло, что говорит о том, что подобранное содержание, методы и приемы профилактики дискалькулии в процессе развития цифрового гнозиса и у детей 6-7 лет с ЗПР, являются эффективными.



