Введение 4
Глава 1. Теоретические основы профилактики дискалькулии у детей 6-7 лет с задержкой психического развития в процессе развития цифрового гнозиса 9
1.1 Психолого-педагогические основы изучения дискалькулии у детей
6-7 лет с задержкой психического развития 9
1.2 Особенности профилактики дискалькулии у детей 6-7 лет
с задержкой психического развития в процессе развития цифрового гнозиса 16
Глава 2. Экспериментальная работа по профилактике дискалькулии
у детей 6-7 лет с задержкой психического развития в процессе развития цифрового гнозиса 25
2.1 Выявление уровня развития цифрового гнозиса у детей 6-7 лет
с задержкой психического развития 25
2.2 Содержание работы по профилактике дискалькулии у детей 6-7 лет
с задержкой психического развития в процессе развития цифрового гнозиса 40
2.3 Оценка эффективности работы по развитию цифрового гнозиса
у детей 6-7 лет с задержкой психического развития 54
Заключение 61
Список используемой литературы 63
Приложения
В период дошкольного детства ребёнку необходимо овладеть счётной деятельностью, имеющей огромное значение для математического развития дошкольника. Этим фактом обусловлен интерес исследователей к раннему выявлению и предупреждению дискалькулии у старших дошкольников.
Необходимость развивать математические представления у детей дошкольного возраста связана с их практическим значением, так как ежедневно человек использует в своей повседневной жизни арифметические выражения, считает и оперирует числовыми величинами. Счетная деятельность лежит не только в основе подготовки дошкольников к школьному обучению, но и позволяет им в дальнейшем успешно осваивать различные точные науки: математику, физику, химию.
Если дети с трудом овладевают счётной деятельностью, одной из возможных причин является дискалькулия, которая проявляется специфическими нарушениями счетных навыков.
Исследование дискалькулии в отечественной науке осуществляется в контексте трех концепций. В работах А. Гермаковска, С. Мнухина, Р. Лалаевой установлено, что дискалькулия обусловлена нарушениями гностико-праксических функций. Г. Капустина в качестве основного механизма дискалькулии выделяет незрелость операций синтеза и обобщения, высокую психическую истощаемость и инертность. Ю. Демьянов связывает дискалькулию с тем, что у детей не сформированы фонематические функции, имеются системные нарушения речи, что ведет к нарушению чтения и письма. Примечательно, что отечественные исследователи связывают речевые и счётные нарушения, признавая нарушения речи одной из ведущих причин, вызывающих трудности при обучении счёту.
Дети с задержкой психического развития характеризуются рядом особенностей в связи с тем, что у них выражена дефицитарность высших корковых функций, слабо развита аналитико-синтетическая деятельность, поэтому познавательные способности у этих детей резко снижены, присутствуют речевые нарушения, им требуется обязательная профилактика дискалькулии.
Необходимо осуществлять профилактику, раннюю диагностику и коррекцию счётных операций у детей дошкольного возраста с задержкой психического развития, так как без успешного овладения счетной деятельностью дети данной категории не смогут успешно обучаться в школе (С.Л. Гирина, Ю.Г. Демьянов, Л.А. Данилова, М.В. Ипполитова, Т.В. Розанова и др.).
Следует отметить недостаточную изученность своеобразия формирования навыка счета у детей с задержкой психического развития, что не позволяет определить оптимальные пути работы по профилактике дискалькулии у дошкольников с задержкой психического развития.
В данном исследовании мы рассматриваем в качестве ведущего направления профилактики дискалькулии у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития развитие цифрового гнозиса.
Анализ теоретических основ проблемы исследования и педагогической практики позволил выявить противоречие между необходимостью раннего выявления факторов риска и профилактики возникновения дискалькулии у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития и недостаточной разработанностью содержания и приемов профилактической работы в процессе развития цифрового гнозиса, учитывающих реальные возможности детей данной категории и условия протекания их познавательной деятельности.
В связи с выявленным противоречием возникает актуальная проблема исследования: каково содержание работы по профилактике дискалькулии у детей 6-7 лет с задержкой психического развития в процессе развития цифрового гнозиса?
Цель исследования: теоретически обосновать и экспериментально апробировать содержание работы по профилактике дискалькулии у детей 6-7 лет с задержкой психического развития в процессе развития цифрового гнозиса.
Объект исследования: процесс профилактики дискалькулии у детей 6¬7 лет с задержкой психического развития.
Предмет исследования: профилактика дискалькулии у детей 6-7 лет с задержкой психического развития в процессе развития цифрового гнозиса .
Задачи исследования.
1. Изучить психолого-педагогическую литературу по проблеме профилактики дискалькулии, развитию цифрового гнозиса у детей с задержкой психического развития.
2. Выявить уровень развития цифрового гнозиса у детей 6-7 лет с задержкой психического развития.
3. Определить и апробировать содержание работы по профилактике дискалькулии у детей 6-7 лет с задержкой психического развития в процессе развития цифрового гнозиса.
Гипотеза исследования: мы предположили, что профилактика дискалькулии у детей 6-7 лет с задержкой психического развития в процессе развития цифрового гнозиса возможна, если:
- определено дидактическое средство (палочки Х.Кюизенера), позволяющее познакомить детей 6-7 лет с задержкой психического развития с числовым рядом в пределах первого десятка;
- составлен комплекс дидактических игр для развития цифрового гнозиса у детей 6-7 лет с задержкой психического развития в соответствии с закономерностями овладения счётной деятельностью;
- комплекс дидактических игр и упражнений для развития цифрового гнозиса у детей 6-7 лет с задержкой психического развития включен в содержание коррекционно-развивающих занятий.
Теоретической основой исследования являются:
- нейропсихологическая концепция дискалькулии, ее связи с несформированностью многих речевых и неречевых психических функций, представленная в работах А. Гермаковска, Ю.Г. Демьянова, А.Н. Корнева, Р.И. Лалаевой, Л.Б. Баряевой, С.Ю. Кондратьевой;
- положения о единстве закономерностей нормального и нарушенного развития, раскрытые в работах А.Р. Лурии, Л.С. Цветковов, В.И. Лубовского;
- экспериментальные исследования психического развития детей с задержкой психического развития О.В. Защиринской, К.С. Лебединской, И.И. Мамайчук, Т.Е. Сухаревой, Е.Д. Хомской;
- положения исследований роли математики в развитии умственных способностей детей дошкольного возраста Л.Б. Баряевой, А.В. Белошистой, 3.А. Михайловой, А.М. Леушиной, Н.И. Непомнящей;
- положения исследования по профилактике дискалькулии у дошкольников с задержкой психического развития С.Ю. Кондратьевой.
Методы исследования:
- теоретические: анализ психолого-педагогической и методической литературы, интерпретация, обобщение опыта коррекционно-педагогической деятельности;
- биографические: изучение данных анамнеза, изучение медико- психолого-педагогической документации;
- эмпирические: психолого-педагогический эксперимент, беседа, наблюдение;
- интерпретационные: методы логического анализа, количественной и качественной обработки экспериментальных данных.
Новизна исследования состоит в том, что в работе определено содержание работы по профилактике дискалькулии у детей 6-7 лет с задержкой психического развития в процессе развития цифрового гнозиса.
Теоретическая значимость исследования состоит в том, что обоснованы содержание, методы и приемы профилактики дискалькулии у детей 6-7 лет с задержкой психического развития в процессе развития цифрового гнозиса; дано описание содержательной характеристики уровней развития навыков счета у детей данной категории.
Практическая значимость заключается в возможности использовать разработанное тематическое планирование по профилактике дискалькулии у детей 6-7 лет с задержкой психического развития. Материалы исследования могут быть использованы воспитателями, учителями-дефектологами, педагогами-психологами в коррекционно-развивающей работе с детьми 6-7 лет с задержкой психического развития.
Экспериментальная база исследования. Структурное подразделение «Детский сад» ГБОУ СОШ п.г.т. Балашейка Самарской области. В исследовании приняли участие 20 детей 6-7 лет с задержкой психического развития.
Структура бакалаврской работы. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка используемой литературы (36 источников), 10 приложений. Работу иллюстрируют 13 таблиц и 2 рисунка.
В результате проведения исследования были сделаны следующие выводы.
В ходе решения первой задачи - изучить психолого-педагогическую литературу по проблемам профилактики дискалькулии, развития цифрового знозиса у детей 6-7 лет с ЗПР - было установлено, что дискалькулия у дошкольников выражается в наличии специфического, сложного и очень стойкого нарушения счетных операций. Дискалькулию в широком смысле рассматривают как не только частичное нарушение счетной деятельности, проявляющееся в стойких повторяющихся математических ошибках, но и как несформированность процессов приема и переработки сенсорной информации, математической деятельности, что приводит к снижению уровня математической культуры в целом.
Так как дети с ЗПР имеют трудности с осуществлением сенсорно-перцептивной деятельности, у них недостаточно развиты наглядно-образное и словесно-логическое мышление, они затрудняются выделять пространственно-количественные признаки и оперировать математическими представлениями на невербальном и вербальном уровнях. Нарушения речи у большинства детей с ЗПР ведут к затруднению усвоения математических представлений и формированию счетных навыков.
Решая вторую задачу - выявить уровень развития цифрового гнозиса - нами был выявлен преимущественно низкий уровень развития цифрового гнозиса у детей 6-7 лет с ЗПР. Дети испытывают затруднения со счислением конкретных предметов и их символов, не умеют соотносить число и количество, оперировать цифрами, не могут зрительно устанавливать положение объектов в пространстве, не узнают повернутые и перевернутые геометрические фигуры, группы фигур и букв, не умеют различать правильно и зеркально изображённые цифры. У них не развита зрительно-двигательная координация, они не могут, опираясь на заданной образец, выполнить рисунок, не сформированы операции визуального анализа, синтеза, классификации и аналогии.
При решении третьей задачи - определить и апробировать содержание работы по профилактике дискалькулии у детей 6-7 лет с ЗПР в процессе развития цифрового гнозиса - было определено дидактическое средство (палочки Кюизенера), позволяющее познакомить детей 6-7 лет с ЗПР с числовым рядом в пределах первого десятка; составлен комплекс дидактических игр для развития цифрового гнозиса у детей 6-7 лет с ЗПР по выделенным показателям; данный комплекс дидактических игр включен в содержание коррекционно-развивающих занятия с детьми 6-7 лет с ЗПР с целью профилактики дискалькулии.
При проведении повторного исследования уровня развития цифрового гнозиса у детей 6-7 лет с ЗПР было установлено, что количество детей экспериментальной группы с высоким уровнем увеличилось на 10% (ЭГ 10%, КГ 0%), количество детей экспериментальной группы со средним уровнем развития цифрового гнозиса повысилось на 20% (ЭГ 60%, КГ 40%), количество детей экспериментальной группы с низким уровнем развития цифрового гнозиса уменьшилось на 30% (ЭГ 30%, КГ 60%). В контрольной группе значимых изменений не произошло, что говорит о том, что подобранное содержание, методы и приемы профилактики дискалькулии в процессе развития цифрового гнозиса и у детей 6-7 лет с ЗПР, являются эффективными.
1. Приказ Минобрнауки России от 17.10.2013 № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» (Зарегистрировано в Минюсте России 14.11.2013 № 30384) [Электронный ресурс] // Российская газета. - 2013. - 25.11 (№ 265) // Режим доступа:http://rg.ru/2011/02/17/shkola-standart-site-dok.html(дата обращения: 17.02.2018).
2. Афанасьева, Е.А. Коррекционно-педагогическая работа по профилактике дискалькулии у младших школьников с тяжелыми нарушениями речи. Автореф. дис. ... канд. пед. наук. [Текст] / Е.А. Афанасьева. - М., 2018. - 21 с.
3. Баряева, Л.Б. Интегративная модель математического образования дошкольников с задержкой психического развития [Текст] / Л.Б. Баряева. - СПб. : СОЮЗ, 2015. - 201 с.
4. Баряева, Л.Б. Дискалькулия у детей: профилактика и коррекция нарушений в овладении счетной деятельностью [Текст] / Л.Б. Баряева, С.Ю. Кондратьева. - Киров : МЦНИП, 2013. - 134 с.
5. Баряева, Л.Б. Формирование элементарных математических представлений у дошкольников (с проблемами в развитии) [Текст] / Л.Б. Баряева, О.П. Гаврилушкина. - СПб. : РГПУ им. А.И. Герцена; СОЮЗ, 2013. - 253 с.
6. Баряева, Л.Б. Игры-занятия с природным и рукотворным материалом [Текст] / Л.Б. Баряева, О.П. Гаврилушкина. - СПб. : СОЮЗ, 2015. - 142 с.
7. Баряева, Л.Б. Математика для дошкольников в играх и упражнениях [Текст] / Л.Б. Баряева, С.Ю. Кондратьева. - СПб. : КАРО, 2017. - 215 с.
8. Башмакова, С.Б. Особенности учебно-познавательной деятельности детей с минимальными мозговыми дисфункциями [Текст] / С.Б. Башмакова // Дети с проблемами в развитии. - 2015. - № 2. - С. 16-18.
9. Белошистая, А.В. Занятия по развитию математических способностей для детей 6-7 лет [Текст] / А.В. Белошистая. - М. : Владос, 2014. - 165 с.
10. Выготский, Л.С. Педагогическая психология [Текст] / Л.С. Выготский. - М. : ACT. Астрель ЛЮКС, 2015. - 503 с.
11. Гальперин, П.Я. Четыре лекции по психологии [Текст] / П.Я. Гальперин. - М. : Книжный дом «Университет», 2014. - 176 с.
12. Гермаковска, А. Дискалькулии у детей [Текст] / А. Гермаковска, Р.И. Лалаева. // Дети с проблемами в развитии. - 2014. - № 2. - С. 7-9.
13. Грин, Р. Введение в мир числа [Текст] / Р. Грин, В. Лаксон. - М. : Педагогика, 2012. - 147 с.
14. Гуменная, Г.С. Формирование первоначальных понятий о числе у детей с двигательными нарушениями [Текст] / Г.С. Гуменная // Дефектология. - 2018. - № 6. - С. 64-70.
15. Дети с временными задержками развития [Текст] / Под ред. Т.А. Власовой, М.С. Певзнер. - М. : Педагогика, 2011. - 287 с.
16. Демьянов, Ю.Г. Психопатология детского возраста (психические нарушения при психических травмах, инфекциях и травмах черепа) [Текст] / Ю.Г. Демьянов. - Л. : Минобр. РСФСР, 1989. - 32 с.
17. Забрамная, С.Д. От диагностики к развитию [Текст] / С.Д. Забрамная. - М. : Новая школа, 2018. - 225 с.
18. Ипполитова, М.В. Особенности усвоения состава числа детьми с задержкой психического развития / М.В. Ипполитова // Дефектология. - 2012. - № 5. - С. 29-35.
19. Калинченко, А.В. Обучение математике детей дошкольного возраста с нарушением речи [Текст] / А.В. Калинченко. - М. : Айрис пресс, 2005. - 170 с.
20. Кондратьева, С.Ю. Познаем математику в игре [Текст] / С.Ю. Кондратьева. - СПб. : ЦДК проф. Баряевой Л.Б., 2011. - 139 с.
21. Кондратьева, С.Ю. Профилактика дискалькулии [Текст] / С.Ю. Кондратьева. - СПб. : СПбАППО, 2017. - 177 с.
22. Кондратьева, С.Ю. Диагностика, профилактика и коррекция нарушений счетных навыков (дискалькулии) у дошкольников «группы риска» [Текст] / С.Ю. Кондратьева // Специальное образование. - 2018. - № 1. - С. 32-37.
23. Корнев, А.Н. Дислексия и дисграфия у детей [Текст] / А.Н. Корнев. - СПб. : Гиппократ, 2015. - 161 с.
24. Корчуганова, Е.Ю. Использование метода наглядного моделирования в коррекции общего недоразвития речи дошкольников [Текст] / Е.Ю. Корчуганова, Т.Н. Смышляева // Логопед. - 2015. - № 1. - С. 33-38.
25. Лалаева, Р.И. Взаимосвязь в развитии интеллекта и языковой способности у детей при нормальном и нарушенном онтогенезе [Текст] / Р.И. Лалаева // Логопедия. - 2015. - № 1. - С. 5-11.
26. Лалаева, Р.И. Нарушения в овладении математикой (дискалькулии) у младших школьников [Текст] / Р.И. Лалаева, А. Гермаковска. - СПб. : СОЮЗ, 2015. - 108 с.
27. Леушина, А.М. Формирование элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста [Текст] / А.М. Леушина. - М. : Просвещение, 2014. - 209 с.
28. Лурия, А.Р. Нейропсихологический анализ решения задач [Текст] / А.Р. Лурия, Л.С. Цветкова. - М. : Просвещение, 2016. - 161 с.
29. Люблинская, А.А. Особенности освоения пространства детьми дошкольного возраста [Текст] / А.А. Люблинская // Формирование восприятия пространства и пространственных представлений у детей. - М. : Просвещение. - 2016. - Вып. 86. - С. 47-62.
30. Мак-Гован, Д. Играем в математику! [Текст] / Д. Мак-Гован, М. Шрутен. - Минск : Попурри, 2015.
31. Мнухин, С.С. К вопросу о приобретенных расстройствах памяти, чтения, письма и счета у детей [Текст] / С.С. Мнухин // Дефектология. -
2015. - С. 266-273.
32. Носова, Е.Н. Логика и математика для дошкольников [Текст] / Е.Н. Носова, Р.Л. Непомнящая. - СПб. : Акцидент, 2016. - 154 с.
33. Программа воспитания и обучения дошкольников с задержкой психического развития [Текст] / Под ред. Л.Б. Баряевой, Е.А. Логиновой. - СПб. : ЦДК проф. Баряевой Л.Б., 2017. - 215 с.
34. Томме, Л.Е. Развитие речевых предпосылок усвоения математики у детей с общим недоразвитием речи [Текст] / Л.Е. Томме // Дефектология. - 2018. - № 5. - С.73-80.
35. Фидлер, М.Н. Математика уже в детском саду [Текст] / М.Н. Фидлер. - М. : Просвещение, 2014. - 116 с.
36. Цветкова, Л.С. Нейропсихология счета, письма и чтения: нарушение и воспитание [Текст] / Л.С. Цветкова. - М. : Воронеж, 2013. - 201 с.