Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Фразеологизмы со значением интеллектуальной деятельности человека во фразеологической картине мира современного русского языка

Работа №115954

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

филология

Объем работы46
Год сдачи2019
Стоимость4235 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
184
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 4
ГЛАВА 1. ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОБЛЕМЫ ИЗУЧЕНИЯ ФРАЗЕОЛОГИИ
В СОВРЕМЕННОЙ ЛИНГВИСТИКЕ 8
1.1. Фразеологическая картина мира русского языка 8
1.2. Понятие фразеологической единицы в русском языке 15
1.3. Отражение интеллектуальной деятельности человека в русском
языке 21
Выводы по первой главе 26
ГЛАВА 2. ХАРАКТЕРИСТИКА ФРАЗЕОЛОГИЗМОВ СО ЗНАЧЕНИЕМ
ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЧЕЛОВЕКА 28
2.1. Тематическая классификация фразеологизмов со значением
интеллектуальной деятельности 28
2.2. Компонентный анализ фразеологизмов со значением
интеллектуальной деятельности 31
2.3. Национально-культурное своеобразие фразеологизмов со
значением интеллектуальной деятельности 34
Выводы по второй главе 36
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 38
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ И ИСТОЧНИКОВ 41

Предлагаемое исследование посвящено анализу фразеологизмов со значением интеллектуальной деятельности человека в аспекте национально-культурной специфики. Фразеологические единицы, благодаря своей эмоциональности и экспрессивности, наиболее точно и ярко отражают дух народа и его национальный менталитет, культурно-исторический опыт познания мира.
Актуальность настоящего исследования обусловлена тем, что на материале фразеологии рассматривается интеллектуальная деятельность человека как культурно значимое понятие, образующее «геном социальной жизни» (С.Г. Воркачев), а также значимостью в современной лингвистической парадигме изучения фразеологии как способа воплощения культуры.
Степень научной разработанности проблемы. Проблема изучения фразеологии и фразеологической картины мира рассматривалась в лингвистических работах В.В. Виноградова, Н.Ф. Алефиренко, Л.А. Введенской, В.П. Жукова, В.И. Зимина, О.А. Корнилова, А.В. Кунина, В.М. Мокиенко, В.Н. Немченко, Л.И. Рахмановой, А.И. Смирницкого, В.Н. Телия, Ф.Г. Фаткуллиной, Н.М. Шанского и др.
Проблема репрезентации интеллектуальной деятельности человека в русском языке стала предметом изучения в трудах Н.Д. Арутюновой, В.В. Колесова, А.Д. Шмелева, С.Г. Воркачева, Н.М. Сергеевой, Е.В. Бусуриной и др. Однако существует необходимость дальнейшего изучения конкретных фрагментов фразеологической картины мира.
Объект исследования - фразеологизмы со значением «интеллектуальная деятельность человека» в современном русском языке.
Предмет исследования - семантические и национально-культурные особенности фразеологизмов со значением «интеллектуальная деятельность человека» в современном русском языке.
Цель бакалаврской работы - выявить тематические группы фразеологизмов со значением «интеллектуальная деятельность человека» и ключевые компоненты, репрезентирующие семантику данных фразеологизмов.
Поставленная цель определила следующие задачи исследования:
1. Обобщить научные представления о состоянии и развитии отечественной фразеологии, о новых тенденциях в ее изучении.
2. Охарактеризовать способы языковой репрезентации интеллектуальной деятельности человека в русском языке.
3. Методом сплошной выборки отобрать анализируемые единицы из фразеологических словарей.
4. Дать тематическую классификацию отобранных фразеологических единиц.
5. Выявить ключевые фразеологические образы для выражения интеллектуальной деятельности человека.
6. Сделать выводы о национально-культурной специфике рассматриваемых фразеологических единиц.
Методы исследования определяются целью и задачами бакалаврской работы: общенаучные методы: анализ и синтез, аналогия, описание, сравнение, а также описательный метод с применением приемов интерпретации, обобщения и типологизации при классификации языковых средств.
На защиту выносятся следующие положения:
1. Национально-культурная специфика фразеологизмов обусловлена определенными типами культурного знания: обиходно-эмпирическим опытом, материальной и духовной культурой русского народа.
2. Интеллектуальная деятельность человека репрезентируется фразеологизмами 6 тематических групп, характеризующими наличие или отсутствие умственных способностей, положительную или отрицательную оценку знаний, памяти, способностей.
2. Интеллектуальная деятельность человека во фразеологии выражается посредством ключевых компонентов, которые лежат в основе национально-специфических фразеологических образов.
Научная новизна исследования определяется тем, что в процессе проведенного анализа удалось: 1) построить тематическую классификацию фразеологизмов, обозначающих интеллектуальную деятельность человека; 2) выявить ключевые фразеологические образы, репрезентирующие интеллектуальную деятельность; 3) вывить культурные коннотации отдельных фразеологизмов.
Теоретическая и практическая значимость работы заключается в том, что полученные результаты позволят углубить и уточнить представления о семантических и лингвокультурологических особенностях конкретного фрагмента фразеологической картины мира; найти широкое применение в практике школьного и вузовского преподавания русского языка.
Апробация исследования проходила во время прохождения производственной (педагогической) практики в форме открытого урока в в МБОУ «Школа с углубленным изучением отдельных предметов № 16 имени Н.Ф. Семизорова» (2019 г.).
Структура бакалаврской работы отражает логику исследования и состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка и приложения.
Во введении формулируются актуальность исследования, объект и предмет, цель и задачи исследования, определяется методология исследования, а также его научная новизна, теоретическая и практическая значимость исследования, выносятся положения на защиту.
В первой главе «Характеристика проблемы изучения фразеологии в современной лингвистике» охарактеризована многоаспектность понятия «фразеологическая единица», определена специфика фразеологической картины мира, описаны способы отражения интеллектуальной деятельности человека в современном русском языке.
Во второй главе «Характеристика фразеологизмов со значением интеллектуальной деятельности человека рассмотрена тематическая классификация фразеологизмов со значением интеллектуальной деятельности, описано национально-культурное своеобразие фразеологизмов со значением интеллектуальной деятельности.
В заключении обобщаются результаты проведенного исследования.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


В результате проведенного исследования мы пришли к следующим выводам.
Фразеологизмы, обозначающие интеллектуальную деятельность человека, в современном русском языке представлены 6 тематическими группами:
1) «умный - глупый»: светлая голова, ума палата, семи пядей во лбу, с царем в голове;
2) «приобретать ум - терять ум»: браться за ум, схватиться за ум, набираться ума; лишиться ума, ум за разум заходит;
3) «обширные - ничтожные знания»: бездна премудрости, ходячая энциклопедия;
4) «одаренность, выдающиеся способности - отсутствие превосходящих способностей»: Бог не обидел, хватать звезды с неба, искра божья; быть на голову выше, головой выше; пороха не выдумает;
5) «быстрая сообразительность - медленная сообразительность»: схватывать на лету, голова (котелок) варит, ловить на лету;
6) «хорошая - плохая память»: живая летопись; девичья память, дырявая голова, короткая память, куриная память, птичья память.
В количественном отношении самой многочисленной из представленных 6 групп является - «умный - глупый», указывающая на наличие или отсутствие умственных способностей (23 из 54 примеров). Этот факт объясняется, по нашему мнению, тем, что в интеллектуальных способностях заключается базисная оценка личности человека.
Рассматриваемый материал свидетельствует о том, что 29 фразеологизмов со значением интеллектуальной деятельности человека имеют отрицательную оценку, указывающую на:
- отсутствие выдающихся способностей (звезд с неба не хватает, пороха не выдумает);
- плохую память (птичья память, девичья память, короткая память, куриная память, дырявая голова);
- медленную сообразительность (задним умом крепок, голова садовая);
- ничтожные знания (разбирается как свинья в апельсинах);
- утрату умственных способностей (ум за разум заходит, лишиться ума);
- отсутствие умственных способностей (пустая голова, голова соломой набита, без головы, медный лоб, каша в голове, дубовая голова, дурья голова, и др.).
В качестве ключевых компонентов, с помощью которых отражается интеллектуальная деятельность человека, в представленных фразеологизмах используются:
- соматизмы, т.е. обозначения частей тела человека: голова, мозги, лоб, плечи;
- предметы, изобретение которых или пользование которыми требует интеллектуальных способностей; а также предметы как эталон отсутствия ума;
- явления и предметы природы, выступающие эталоном бездарности, наличия или отсутствия интеллектуальных способностей;
- наименования предметов и явлений, служащих для измерения объема интеллектуальных способностей);
- зоонимы - компоненты, обозначающие домашних животных и диких птиц;
- действия человека, демонстрирующее наличие процесса мыслительных движений.
На основании данной классификации можно сделать вывод о том, что фразеологизмы со значением интеллектуальной деятельности человека преимущественно относятся к семантическим областям «Человек», «Природные и бытовые предметы», «Животное».
Классификация фразеологизмов с точки зрения типа культурного знания показала, что национально-культурная специфика оборотов данной группы заключается в следующем:
1) большая часть фразеологизмов со значением интеллектуальной деятельности человека содержит отрицательную этическую оценку с позиций ценностных установок, свойственных менталитету того или иного народа;
2) фразеологизмы данной группы преимущественно отражают обиходно-бытовой опыт народа.



1. Апресян Ю.Д. Образ человека по данным языка [Текст] / Ю.Д. Апресян // Вопросы языкознания. - 1995. - №1. - С. 37-67.
2. Алефиренко, Н.Ф. Фразеология в свете современных лингвистических парадигм: монография [Текст] / Н.Ф. Алефиренко. - М.: ООО Изд-во «Элпис», 2009. - 271 с.
3. Алефиренко, Н.Ф. Фразеология в системе современного русского языка [Текст] / Н. Ф. Алефиренко; Волгогр. гос. пед. ун-т. - Волгоград: Перемена, 1993. - 147 с.
4. Архангельский, В.Л. Устойчивые фразы в современном русском языке [Текст]: Основы теории устойчивых фраз и проблемы общей фразеологии / В.Л. Архангельский; Рост. н/Д гос. пед. ин-т. - Ростов н/Д: Изд-во Рост. ун-та, 1964. - 315 с.
5. Ахманова, О.С. Очерки по общей и русской лексикологии [Текст] / О.С. Ахманова. - Изд. 2-е, стер. - М.: УРСС, 2005. - 294 с.
6. Бабкин, А.М. Лексикографическая разработка русской фразеологии [Текст] / Акад. наук СССР. Ин-т рус. яз. - Москва; Ленинград: Наука. [Ленингр. отд-ние], 1964. - 76 с.
7. Балли, Ш. Французская стилистика [Текст] / Перевод с фр. К.А. Долинина; Под ред. Е.Г. Эткинда; Вступ. статья Р. А. Будагова. - Москва: Изд-во иностр. лит., 1961. - 394 с.
8. Бирих, А.К. Русская фразеология. Историко-этимологический словарь / А.К. Бирих, В.М. Мокиенко, Л.И. Степанова; под ред. В.М. Мокиенко. - 3-е изд., испр. и доп. - М.: Астрель: АСТ: Хранитель, 2007. - 926 с.
9. Бусурина, Е.В. Лингвокультурема «дурак» в русской языковой картине мира: автореферат дис. ... канд. филол. наук: 10.02.01 [Текст] / Е.В. Бусурина; С.-Петерб. гос. ун-т. - Санкт-Петербург, 2004. - 22 с.
10. Бусурина, Е.В. Дурак [Текст] / Е.В. Бусурина // Антология концептов / под ред. В.И. Карасика, И.А. Стернина. - Т.2. - Волгоград: Парадигма, 2005. - 356 с.
11. Вежбицкая, А. Понимание культур через посредство ключевых слов [Текст] / Анна Вежбицкая; [пер с англ. А. Д. Шмелева]. - Москва: Языки славянской культуры, 2001. - 287 с.
12. Виноградов, В.В. Лексикология и лексикография [Текст]: Избр. труды / В.В. Виноградов; Отв. ред. и авт. предисл. В.Г. Костомаров; АН СССР, Отд-ние литературы и яз. - М.: Наука, 1977. - 312 с.
13. Виноградов, В.В. Основные понятия русской фразеологии как лингвистической дисциплины [Текст] / В.В. Виноградов. - ЛГУ, 1946. - 190с.
14. Воркачев, С. Г. Lumen naturale: аксиология интеллекта в языке [Текст]: монография / С. Г. Воркачев. -2-е изд., стер. -М .: ФЛИНТА, 2017. - 296 с.
15. Гаврин, С.Г. Фразеология современного русского языка [Текст]: (В аспекте теории отражения): Учеб. пособие по спецкурсу для филологов / С.Г. Гаврин; М-во просвещения РСФСР. Перм. гос. пед. ин-т. - Пермь, 1974. - 269 с.
16. Гвоздарев, Ю.А. Фразеологические сочетания современного русского языка [Текст] / Ю.А. Гвоздарев; Рост. н/Д гос. ун-т. - Ростов н/Д: Изд-во Рост. ун-та, 1973. - 103 с.
17. Гвоздарев, Ю.А. Основы русского фразообразования [Текст] / Ю.А. Гвоздарев; Рост. н/Д гос. ун-т. - Ростов н/Д: Изд-во Рост. ун-та, 1977. - 184 с.
18. Гумбольдт, В. О различии строения человеческих языков и его
влиянии на духовное развитие человеческого рода (извлечения) / В. Гумбольдт // Звегинцев В.А. История языкознания XIX-XX веков в очерках и извлечениях. Ч. I. - М.: Просвещение, 1964.- [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://philologos.narod.ru/classics/humboldt.htm (дата обращения:
18.06.2012).
19. Зимин, В.И. Основные роли образа в семантической структуре фразеологизма [Текст] / Современная фразеология: тенденции и инновации: Монография / Н.Ф. Алефиренко, В.И. Зимин, А.П. Василенко, Т.Н. Федуленкова, Д.О. Добровольский, А.М. Мелерович, В.М. Мокиенко; отв. ред. А.П. Василенко. - Москва, Санкт-Петербург, Брянск: «Новый проект», 2016. - 200 с. - С. 32-52
20. Жуков, В.П. Морфологическая характеристика фразеологизмов русского языка: Учеб. пособие к спецкурсу [Текст] / В. П. Жуков,
A. В. Жуков. - Л.: Б. и., 1980. - 97 с.
21. Жуков, В.П. Семантика фразеологических оборотов [Текст]: [Учеб.
пособие для пед. ин-тов по спец. № 2101 "Рус. яз. и лит."]. - М.:
Просвещение, 1978. - 160 с.
22. Кибрик, А.А. Языковая картина мира [Электронный ресурс] / А.А. Кибрик // Энциклопедия Кругосвет. - Режим доступа: ййрз://’№№№.кгидозуе1.ги/побе/41681(дата обращения: 11.06.2019).
23. Копыленко, М.М. Очерки по общей фразеологии: (Фразеосочетания в системе яз.) [Текст] / М. М. Копыленко, З. Д. Попова. - Воронеж: Изд-во Воронеж. ун-та, 1989. - 190 с.
24. Королева, А.Л. Характер информативности фразеологических единиц [Текст] / А.Л. Королева // Сб. науч. тр. / МГПИИЯ им. М. Тореза. - М., 1980. - Вып. 168. - 110 с.
25. Краткий словарь когнитивных терминов [Текст] / Е.С. Кубрякова,
B. З. Демьянков, Ю.Г. Панкрац, Л.Г. Лузина; Под общ. ред. Е.С. Кубряковой.
- М.: Филол. фак. МГУ, 1996. - 245 с.
26. Кубрякова Е.С. Размышления о судьбах когнитивной лингвистики на рубеже веков [Текст] / Е.С. Кубрякова // Вопросы филологии 2001. - №1.
- С. 56-61.
27. Кунин, А.В. Основные понятия английской фразеологии как лингвистической дисциплины и создание англо-русского фразеологического словаря [Текст]: автореферат дис. ... д-ра филол. наук / 1-й Моск. гос. пед. ин-т иностр. языков им. Мориса Тореза. - Москва, 1964. - 48 с.
28. Лакофф, М. Метафоры, которыми мы живем [Текст] / Дж. Лакофф, М. Джонсон; пер. с англ. А.Н. Баранова и А.В. Морозовой; под ред. и с предисл. А.Н. Баранова. - М.: УРСС, 2004 (000 РОХОС). - 252 с.
29. Мокиенко, В.М. Загадки русской фразеологии [Текст] / В.М. Микиенко. - [2-е изд., перераб.]. - Санкт-Петербург: Авалон: Азбука- классика, 2007. - 254 с.
30. Мелерович, А.М. Проблема семантического анализа фразеологических единиц современного русского языка: Учеб. пособие по спецкурсу [Текст] / А.М. Мелерович. - Ярославль: Яросл. гос. пед. ин-т, 1979. - 79 с.
31. Мокиенко, М.В. Славянская фразеология: Учеб. пособие для вузов [Текст] / В.М. Мокиенко. - 2-е изд., испр. и доп. - М.: Высш. шк., 1989. - 286с.
32. Молотков, А.И. Основы фразеологии русского языка [Текст] /
A. И. Молотков; АН СССР, Ин-т рус. яз. - Ленинград: Наука. Ленингр. отд- ние, 1977. - 283 с.
33. Очерки по лексикологии, фразеологии и стилистике [Текст] / Отв. ред. проф. Б. А. Ларин. - Ленинград : Изд-во Ленингр. ун-та, 1956. - 234 с.
34. Пименов, Е.А. Этногерменевтика и антропология = Ethnohermeneutik und Antropologie [Текст] / отв. ред. Е. А. Пименов, М. В. Пименова. - Ландау: Empirische Padagogik; Кемерово: Графика, 2004. - 642 с.
35. Потапушкин, Н.А. Фразеологические единицы русского языка в лингвокультурологическом аспекте [Текст] / Н.А. Потапушкин. - М.: Изд-во УМУ РУДН, 2000. - 123 с.
36. Рахманова, Л.И. Современный русский язык: лексика, фразеология, морфология: учебник для студентов вузов [Текст] / Л. И. Рахманова,
B. Н. Суздальцева. - 2-е изд., испр. и доп. - Москва: Аспект пресс, 2007. - 462с.
37. Сергеева, Н.М. Концепты ум, разум в русской языковой картине мира: автореферат дис. ... канд. филол. наук: 10.02.01 [Текст] / Н.М. Сергеева; Ур. гос. пед. ун-т. - Екатеринбург, 2004. - 22 с.
38. Сергеева, Н.М. Ум и разум [Текст] / Н.М. Сергеева // Антология концептов / под ред. В.И. Карасика, И.А. Стернина. - Т.1. - Волгоград: Парадигма, 2005. - 352 с.
39. Роль человеческого фактора в языке: Язык и картина мира [Текст] / Б.А. Серебренников, Е.С. Кубрякова, В.И. Постовалова и др. - М.: Наука, 1988. - 216 с.
40. Сираева, Р.Т. Фразеологическая картина мира: основное
содержание и признаки [Электронный ресурс] / Р.Т. Сираева, Ф.Г. Фаткуллина. - Режим доступа: https://docp1ayer.ru/31672344-Phraseological- ’№ОгМ-р1с1иге-тат-соп1еп1-апй-1еа1ш^.Йш1(дата обращения: 11.06.2019)
41. Скляревская, Г.Н. Метафора в системе языка мира [Текст] /
Г.Н. Скляревская. - 2-е изд., стереотипное. - СПб.: Филологический
факультет СПбГУ, 2004. - 166 с.
42. Солганик, Г.Я. Лексика газеты [Текст]: функциональный аспект: учебное пособие для вузов по специальности «Журналистика» / Г.Я. Солганик. - М.: Высш. школа, 1981. - 112 с.
43. Словарь иностранных слов [Текст] / Науч. ред. А. Г. Спиркин и др. - 7-е изд., перераб. - М.: Рус. яз., 1980. - 622 с.
44. Степанов, Ю.С. Константы: словарь русской культуры [Текст] / Ю.С. Степанов. - 2. изд., испр. и доп. - М.: Акад. проект, 2001. - 989 с.
45. Телия, В.Н. Большой фразеологический словарь русского языка. Значение. Употребление. Культурологический комментарий [Текст] / Отв. редактор В. Н. Телия. - М. : АСТ-Пресс книга, 2006. - 784 с.
46. Телия, В.Н. Русская фразеология: Семант., прагмат. и
лингвокультурол. аспекты / В. Н. Телия. - Москва: Шк. "Языки рус. культуры", 1996. - 284 с.
47. Урысон, Е.В. Фундаментальные способности человека и наивная «Анатомия» [Текст]: // Вопросы языкознания. - 1995. - №3. - С. 4-15.
48. Хайруллина, Р.Х. Картина мира во фразеологии: от мировидения к миропониманию: Монография [Текст] / Р.Х. Хайруллина. - Уфа: Изд-во БГПУ, 2001. - 285 с.
49. Чернышева, И.И. Фразеология современного немецкого языка [Текст] / И.И. Чернышева. - Москва: Высш. шк., 1970. - 199 с.
50. Шадрин, Н.Л. Перевод фразеологических единиц и сопоставительная стилистика [Текст] / Н. Л. Шадрин; Под ред. Ю. М. Скребнева. - Саратов: Изд-во Сарат. ун-та, 1991. - 220 с.
51. Шанский, Н.М. Фразеология современного русского языка [Текст] / Н.М. Шанский. - М.: Высшая школа, 1985. - 160 с.
52. Шмелев, А.Д. Русский язык и внеязыковая действительность [Текст] / А.Д. Шмелев. - М.: Языки славянской культуры, 2002. - 496 с.
53. Яранцев, Р.И. Русская фразеология. Словарь-справочник мира [Текст] / Р.И. Яранцев. - 4-е изд., стереотип.- М.: Рус. Яз. - Медиа, 2006. - 894 с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ