Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Конституционный принцип равенства перед законом и судом в Российской Федерации

Работа №115950

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

юриспруденция

Объем работы86
Год сдачи2021
Стоимость4980 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
182
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1 Правовая природа конституционного принципа равенства перед законом и судом в Российской Федерации 9
1.1 Понятие и генезис конституционного принципа равенства
перед законом и судом 9
1.2 Содержание конституционного принципа равенства перед
законом и судом 19
Глава 2 Правовое регулирование конституционного принципа равенства перед законом и судом 26
2.1 Нормативное закрепление конституционного принципа
равенства перед законом и судом и его отражение в отраслевом законодательстве 26
2.2 Дискриминации как явление правовой жизни, препятствующее
достижению равенства перед законом и судом 42
Глава 3 Конституционный принцип равенства перед законом и судом независимо от имущественного положения 51
3.1 Конституционно-правовая природа принципа равенства перед
законом и судом независимо от имущественного положения 51
3.2 Защита Конституционным Судом Российской Федерации конституционного принципа равенства перед законом и судом независимо от имущественного положения 59
Заключение 68
Список используемых источников 75

Актуальность исследования. Изучение правового принципа равенства и путей его реализации всегда имело важное значение в научном сообществе, поскольку принцип равенства тесно связан с установлением справедливого общественного порядка в стране. Исследование данного принципа и последующее решение проблемы дискриминации является одной из важнейших мер для развития и достижения демократии, верховенства закона как главного цивилизационного стандарта правового государства. Принцип равенства тесно связан с установлением справедливого общественного порядка в стране.
Закрепление принципа равенства в Основном Законе Российской Федерации свидетельствует о его значимости в регулировании общественных отношений, на многие из которых он распространяет своё действие. Также он является важным условием и средством реализации справедливости.
Однако действующее конституционное законодательство провозглашает принципы равенства и равноправия, которые имеют достаточно разноплановый характер и являются как институтом правового положения человека, так и принципами федерализма, правового государства. Такая многоплановость и универсальность содержания конституционного требования равенства, а также необходимость создания сбалансированной модели равенства между всеми членами общества, создает множество проблем в процессе его реализации. Особенно много сложностей при реализации равноправия проявляется при сочетании нормативного закрепления равенства и его реальным обеспечением, или вовсе не соблюдением.
Проблема, заключающаяся в том, что данный принцип не закреплен должным образом в соответствующих законодательных актах, указывает на актуальность и важность диссертационного исследования конституционного принципа равенства перед законом и судом.
Также актуальность изучения правового принципа равенства и его реализации обусловлена необходимостью перестроения правосознания общества. Поскольку сейчас наблюдается скептическое отношение общества к праву и его принципам вплоть до полного неверия в его возможности решать социальные проблемы. И от правосознания, определяющего поведение субъекта, зависит эффективность правового регулирования.
Игнорирование или несвоевременное решение обозначенных проблем приводит к правовому нигилизму, неверию в возможность достижения демократии, пренебрежению правами и свободами личности, и отрицанию выполнения своих обязанностей.
Степень научной разработанности темы. Изучение проблемы конституционного принципа равенства перед законом и судом проводится как в рамках самостоятельных диссертационных работ относительно конституционного права, так и в различных междисциплинарных исследованиях. Ученые исследуют правовую природу и место принципа равенства перед законом и судом в системе конституционных принципов Российской Федерации. Рассматривают его как принцип правового статуса личности, принцип правового государства, основы российского федерализма.
Среди ученых, разрабатывавших и разрабатывающих проблемы общей теории равенства и справедливости, можно выделить: З.А. Бербешкину, В.Е. Давидовича, М.Н. Козюк, С.А. Комарова, В.А. Котюк, В.В. Лапаеву, Е.А. Лукьянову, Г.В. Мальцева, М.Н. Марченко, А.В. Малько, Н.И. Матузова, В.С. Нерсесянца, Е.М. Орач, В.М. Семенова, В.В. Серкову, В.Г. Сокуренко, В.М. Сырых, Ю.А. Тихомирова, В.Г. Федорову, С.А. Шишкина и др.
Исследуются конституционно-правовые вопросы принципа равенства перед законом и судом в работах следующих авторов: И.Н. Барциц, А.С. Безнасюк, Н.А.Богданова, Н.С. Бондарь, Н.В. Витрук, Л.Д. Воеводин, О.Н. Доронина, Л.И. Глухарева, В.В. Еремян, Е.И. Козлова, М.А. Кудрявцев, О.И. Куленко, Е.А. Лукашева, М.В. Мархгейм, А.С. Мордовец, Т.Г. Морщакова, Н.С. Райкова, Х.Г. Рустамов, Н.М. Селезнева, В.И. Фадеев, Н.М. Чепурнова, В.М. Чхиквадзе, Г.А. Шмавонян и др.
Большой вклад в развитие института правовых гарантий реализации принципа равенства перед законом и судом внесли такие ученые как: С.А. Авакьян, Е.А. Адзинова, В.П. Беляев, Н.А. Боброва, В.М. Горшенев, Д.В. Карпов, Д.А. Керимов, О.Н. Кряжкова, В.А. Лаптев, А.В. Мицкевич, П.А. Недбайло, В.А .Патюлин, Т.В. Синюкова, К.Б. Толкачев, М.С. Шакарян и др.
Важными и актуальными являются исследования проблемы усиливающегося имущественного неравенства, которым обеспокоено мировое сообщество. В Российской Федерации падение уровня доходов одних граждан и увеличение доходов малой группы других граждан наблюдается на протяжении последних десятилетий. Прежние правовые механизмы, призванные сдерживать имущественное расслоение, перестали действовать, и, на данный момент, не выработана эффективная стратегия борьбы с имущественным неравенством.
Обозначенные обстоятельства определили направление диссертационного исследования, посвященного конституционному принципу равенства перед законом и судом в Российской Федерации.
Объект исследования - общественные отношения, возникающие в процессе конституционно-правового регулирования принципа равенства перед законом и судом.
Предмет исследования - нормативное закрепление, реализация и защита конституционного принципа равенства перед законом и судом.
Цель исследования заключается в раскрытии сущности понятий «принципы права», «конституционный принцип равенства перед законом и судом», «имущество», «имущественное положение»; комплексном теоретико-правовом анализе конституционного принципа равенства перед законом и судом и выявлении основных проблем реализации данного принципа.
Задачи исследования:
- определить понятие и содержание принципов права, включая конституционный принцип равенства перед законом и судом;
- рассмотреть систему нормативно-правового регулирования конституционного принципа равенства перед законом и судом;
- проанализировать ряд правовых положений, имеющих дискриминационный характер;
- изучить конституционно-правовую природу принципа равенства перед законом и судом независимо от имущественного положения;
- проанализировать механизм защиты Конституционным Судом Российской Федерации принципа равенства перед законом и судом независимо от имущественного положения.
Методологическая основа диссертационного исследования. Для всестороннего изучения конституционного принципа равенства перед законом и судом необходимо использовать комплекс методов научного познания. Одним из них является диалектический метод как способ объективного познания действительности через взаимосвязь и взаимозависимость различных правовых категорий. Также в диссертационном исследовании используется системный метод, благодаря которому определены место и правовая природа принципа равенства перед законом и судом в системе конституционных принципов Российской Федерации. Немаловажное значение имеет логический метод познания, приёмы которого были использованы в данной работе, в частности, анализ и синтез. Активно применяется и сравнительный метод, с помощью него выявлены сходства и отличия конституционных принципов, сопоставлен опыт зарубежных государств с опытом России. Исторический метод использовался при изучении главных событий и этапов становления и развития принципа равенства.
Теоретической основой исследования стали труды таких ученых как: А.В. Буянова, Н.А. Боброва, Н.С. Бондарь, В.А. Винокуров, Р.Ю. Горлачев, Н.М. Золотухина, В.А. Кряжков, Г.В. Мальцев, Л.С. Мамут, Л.А. Морозова, В.С. Нерсесянц, П.И. Новгородцев, Т.М. Пряхина, О.В. Романовская, Т.Н. Самсонова, С.Е. Чаннов, М.А. Яворский.
Нормативную базу исследования составляют: международные правовые акты (Всеобщая декларация прав человека, Конвенция о защите прав человека и основных свобод, Международный пакт о гражданских и политических правах и др.), Конституция Российской Федерации, Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях, Гражданский кодекс Российской Федерации, Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации, Уголовный кодекс Российской Федерации, Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации и ряд других нормативно-правовых актов, регулирующих сферу реализации принципа равенства перед законом и судом.
Эмпирическую базу исследования составляют научные исследования и материалы судебной практики по вопросам реализации и защиты конституционного принципа равенства перед законом и судом.
Научная новизна исследования заключается в изучении нормативно-правовых актов и научных исследований, с помощью которых формулируются дефиниции и положения, связанные с принципом равенства перед законом и судом и не имеющие единого общепризнанного определения в научной среде.
На защиту диссертантом выносятся следующие основные положения, отражающие научную новизну исследования:
- обосновывается конституционный принцип равенства перед законом и судом как основополагающий принцип правового статуса личности, федерализма и правового государства;
- обосновывается, что отличительной чертой конституционного принципа равенства перед законом и судом является его разделение на два относительно самодостаточных принципа: принцип равенства перед законом и принцип равенства перед судом;
- доказывается, что исследуемый принцип не закреплен должным образом в некоторых нормативно-правовых актах; необходимо внесение новых положений в Конституцию Российской Федерации в целях повышения эффективности реализации принципа равенства перед законом и судом;
- доказывается, что дискриминация как явление правовой жизни препятствует достижению равенства перед законом и судом;
- доказывается, что принцип равенства независимо от имущественного положения является значимой составной частью конституционного принципа равенства перед законом и судом, и выступает в качестве катализатора развития демократического правового государства;
- анализируется важнейшая роль Конституционного Суда РФ в защите принципа равенства перед законом и судом независимо от имущественного положения.
Теоретическая значимость исследования заключается в рассмотрении понятий, не имеющих единого общепризнанного определения в научной юридической литературе. Например, понятия «принципы права», «конституционный принцип равенства перед законом и судом», «имущество», «имущественное положение». Законодатель же оставляет указанные термины без четкой и ясной формулировки. Анализируя законодательство и мнения авторитетных ученых относительно дефиниций различных правовых категорий, выводится актуальное определение.
Практическая значимость исследования заключается в возможном применении результатов данного исследования при совершенствовании действующего законодательства в сфере конституционного регулирования принципа равенства перед законом и судом.
Структура работы определена объектом и предметом исследования, его целями и задачами. Диссертационная работа состоит из введения, трёх глав, шести параграфов, заключения, списка используемых источников.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Проведенное диссертационное исследование конституционного принципа равенства перед законом и судом в Российской Федерации позволяет сделать следующие выводы.
Принципы права составляют неотъемлемую часть правовой жизни, отражая закономерности развития общественных отношений. Именно от истинного понимания и следования им зависит воплощение их в жизнь.
Однако, несмотря на важность исследуемой категории, в научной литературе так и не пришли к единому определению понятия «принципы права». Проанализировав труды ученых и различные подходы к определению указанного понятия, сформулирована его дефиниция: принципы права - это основополагающие идеи, отражающие сущность, закономерности и тенденции развития права, закрепленные либо в официальных источниках права, либо получившие признание в юридической практике.
Рассмотрев категории «принцип права» и «равенство» по отдельности, мы сформировали их понимание и определение как самостоятельных единиц.
С имеющимся представлением о каждом элементе изучили их во взаимосвязи и пришли к выводу о фундаментальном значении правового принципа равенства в построении демократического государства и влиянии на все отрасли права без исключений в независимости от характера регулируемых ими общественных отношений.
Приведенные в научной литературе определения конституционного принципа равенства перед законом и судом неоднозначны. Его относят и к принципам правового статуса личности, и к принципам федерализма. Выявили суть каждого из них и дали более ясное и однозначное определение исследуемого понятия: конституционный принцип равенства перед законом и судом - это основополагающий принцип, участвующий в построении и функционировании правового государства и подразумевающий равное распространение закона и закрепление одинаковых для всех прав и обязанностей, равный доступ к правосудию и его осуществление единой судебной системой в одинаковом для всех судебном порядке, установленном законом.
Данный конституционный принцип обладает отличительной чертой - его официальное закрепление в Конституции РФ указывает на его целостность и самостоятельность, однако его можно разделить на два относительно самодостаточных принципа: принцип равенства перед законом и принцип равенства перед судом.
Изучение содержания этих принципов позволило нам констатировать, что существует преобладание принципа равенства перед законом над принципом равенства перед судом в силу рассмотрения второго в качестве составной части первого, также равенство перед законом не ограничивается сферой судопроизводства в отличие от равенства перед судом.
Между тем, в таком случае принцип равенства перед судом обретает относительную самостоятельность, так как принцип равенства перед законом находит своё воплощение в суде. А деятельность суда, в свою очередь, направлена на точное соблюдение закона, что подтверждает их тесную взаимосвязь. После рассмотрения содержательных аспектов указанных принципов по отдельности нами исследовано их содержание в единстве.
Конституционный принцип равенства, закрепленный в ст. 19 Конституции Российской Федерации, находит своё отражение в ряде международных правовых актов и тесно связан с другими конституционными нормами посредством таких выражений, как «равный доступ», «равные права», «равные обязанности», «каждый имеет право», «никто не может», «наравне».
Конституция Российской Федерации устанавливает основные положения равенства перед законом и судом, равенства прав и свобод человека и гражданина, гендерного равенства.
Исследуемый принцип распространяет свое действие на все сферы общественной жизни, конкретизируясь в нормах отраслевого законодательства, которое регулирует общественные отношения в определенной сфере.
Рассмотрев положения отраслевого законодательства, в котором конституционный принцип равенства перед законом и судом находит своё отражение, определили, что он зачастую лишь опосредованно закреплен в отраслевых правовых актах. Наиболее ярким примером является ч. 4 ст. 15 УПК РФ. В указанной норме рассматриваемый принцип урегулирован относительно равноправия сторон обвинения и защиты [83]. Также стоит отметить, что в УПК РФ не указан принцип равенства перед законом, не указан ряд признаков, независимо от которых осуществляется правосудие по уголовным делам. Кроме того, положение ч. 4 ст. 15 акцентирует внимание именно на равных правах субъектов, но принцип равенства перед законом и судом предполагает ещё и равные обязанности.
Для эффективной реализации изучаемого принципа считаем необходимым добиться соответствия уголовно-процессуального закона с требованиями Основного Закона страны и закрепить должным образом статью, провозглашающую равенство всех перед законом и судом в уголовном процессе, что будет являться своеобразным нравственно-правовым идеалом для всех уголовно-процессуальных институтов. Предложена формулировка данного принципа в УПК РФ: правосудие по уголовным делам осуществляется на началах равенства перед законом и судом всех граждан независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям и других обстоятельств.
Детально исследован вопрос закрепления конституционного принципа равенства перед законом и судом, рассмотрена каждая часть ст. 19 Конституции РФ по отдельности, поскольку вторая и третья части указанной статьи являются, по нашему мнению, проявлениями первой.
Завершив анализ положений ст. 19 Конституции РФ, обнаружили проблему, которая заключается в том, что не все актуальные аспекты конституционного принципа равенства перед законом и судом нашли своё отражение в Основном Законе страны. Поэтому для повышения эффективности реализации исследуемого принципа было предложено дополнить рассматриваемую статью актуальными и ценными положениями. В качестве примера рассмотрен опыт одного из субъектов Российской Федерации - Республики Башкортостан.
При исследовании правового регулирования конституционного принципа равенства перед законом и судом нами обращено внимание на проблему дискриминации в Российской Федерации, поскольку считаем, что она продолжает существовать в ряде правовых норм, ущемляющих права и свободы определенных социальных групп, что, в свою очередь, вызывает недовольство и тревогу в обществе.
Подтвердили существование дискриминации в России на примере ныне действующих и имеющих дискриминационный характер правовых положений. В качестве примера рассмотрено положение, согласно которому владение русским языком является конкурентным преимуществом гражданина при получении высшего образования и построении профессиональной траектории. Изучена проблема обеспечения социально-экономического равенства субъектов Российской Федерации. Исследовали проблему дискриминационного характера, препятствующую эффективности исследуемого принципа в отраслевом законодательстве: при исполнении уголовного наказания, назначенного инвалидам, в виде исправительных работ. После детального изучения каждой из перечисленных выше проблем были предложены меры для повышения действенности реализации принципа равенства, в частности, усиление контроля, надзора, мер юридической ответственности лиц, допускающих действия дискриминационного характера.
Проведенный анализ положений статьи 19 Конституции Российской Федерации позволил констатировать тот факт, что с течением времени проблема дискриминации не теряет актуальность, она лишь приобретает различные формы, а найденные пути решения зачастую несвоевременны. Поэтому так важны спланированные и вовремя предпринятые действия, направленные на решение данной проблемы. Это касается как законодательного уровня, так и правоприменительного. Важно подчеркнуть, что, искореняя проблему дискриминации и, тем самым, реализуя принцип равенства, законодатель должен стремиться к установлению единства правового статуса всех граждан. Изъятия допускаются только при наличии весомых объективных обстоятельств.
В Российской Федерации падение уровня доходов одних граждан и увеличение доходов малой группы других граждан наблюдается на протяжении последних десятилетий. Имущественное неравенство, активно набирающее обороты, способно преобразоваться в острый социальный конфликт. Определена задача законодателя, заключающаяся в обеспечении таких условий существования населения, при которых имущественное равенство будет обеспечиваться в максимально возможной степени. В связи с этим конституционный принцип равенства независимо от имущественного положения весьма важен для предупреждения социальных конфликтов и повышения качества жизни граждан.
Выяснили, что принцип равенства независимо от имущественного положения, являясь значимой составной частью конституционного принципа равенства перед законом и судом, выступает в качестве катализатора развития демократического правового государства.
При определении понятий «имущество» и «имущественное положение» мы обнаружили, что законодательно закреплены перечисленные понятия только в гражданском праве. Однако оно регулирует только те имущественные отношения, которые подразумевает закрепление собственности за определенными лицами и реализацию возможностей, заложенных в собственности. Это обусловило необходимость дать четкое и ясное определение указанных терминов относительно конституционного права.
Изучая нормативно-правовые акты и материалы судебной практики, пришли к выводу о том, что понятие «имущество», применительно к конституционному праву, является комплексной категорией, которая включает в себя не только материальные объекты и отношения собственности, но и связанные с ними права и обязанности.
Рассмотрели понятие «имущественное положение» как фактический статус человека в определенной системе общественных отношений. В нашем случае, такое положение обладает качеством правового статуса, так как оно законодательно закреплено и служит регулятором общественных отношений, определяя положение субъектов права, их субъективные права и юридические обязанности. Посредством исследования решений высших органов судебной власти сформулировали определение понятия «имущественное положение».
Изучив содержание принципа равенства независимо от имущественного положения, мы определили, что он служит критерием оценки законодательного регулирования. Обратили внимание на опасность игнорирования имущественного неравенства и значимую роль законодательных органов в предотвращении имущественного расслоения общества. Предложили меры по борьбе с данной проблемой. Например, обеспечение равного доступа и высокого качества обязательных образовательных и медицинских услуг для всех граждан Российской Федерации за счёт бюджетных средств.
Также в данном исследовании нами изучен вопрос защиты Конституционным Судом Российской Федерации конституционного принципа равенства независимо от имущественного положения. Установили, что по причине распространения действия данного принципа на многие сферы общественных отношений возникает необходимость защиты высшим органом конституционного контроля в России данного принципа в каждой области, в которой возникли споры касательно соответствия Конституции Российской Федерации.
В качестве доказательств всеобъемлющей защиты изучаемого принципа Конституционным Судом РФ нами рассмотрены примеры его решений касательно различных отраслей права: административного, гражданского, земельного, трудового, налогового права.
Проанализировав ряд постановлений высшего органа конституционного контроля, выявили его позицию и определили, что в его решениях нет прямого указания на соблюдение принципа равенства независимо от имущественного положения, оно выявляется косвенно, исходя из контекста решений. Однако мы полагаем, что решения Конституционного Суда должны содержать прямые указания на обязательность соблюдения данного принципа, что повысит эффективность его защиты.



1. Александров А.И. Участие граждан в производстве по уголовным делам в свете демократизации современной уголовно-процессуальной политики России // Российский судья. 2012. № 11. С. 13-20.
2. Алексеев С.С. Общая теория права: в 2 т. / С.С., Алексеев. М., 1981. Т. 1. 361 с.
3. Алешкова И.А. Конституционные основы судебной власти: курс лекций для бакалавров / И.А., Алешкова, И.А., Дудко, Н.А., Марокко. М.: РГУП, 2015. 379 с.
4. Андропов Ю.В. Учение Карла Маркса и некоторые вопросы социалистического строительства в СССР // Коммунист. 1983. № 3. С. 14-19.
5. Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации от 24.07.2002 N 95-ФЗ (ред. от 01.07.2021, с изм. от 22.07.2021) // Консультант плюс: справочно-правовая система.
6. Бабаев В.К. Теория государства и права: учебник для вузов / В.К., Бабаев. 4-е изд., перераб. и доп. М.: Юрайт. 2019. 582 с.
7. Барабаш А.С. О содержании понятия «принцип» в разных отраслях права // Российский юридический журнал. 2019. № 2. С. 98-107.
8. Бартенев Д.Г. Запрет дискриминации: практический обзор подходов Европейского суда по правам человека // Международное правосудие. 2019. № 1. С. 35-44.
9. Безрукова О.В., Романовская О.В. Конституционные принципы регулирования экономических отношений: Монография. М.: Проспект. 2019. 192 с.
10. Бондарь Н.С. Гражданин и публичная власть: Конституционное обеспечение прав и свобод в местном самоуправлении. М.: Городец. 2004. 352 с.
11. Бондарь Н.С. Судебный конституционализм в России в свете конституционного правосудия. М.: Норма, Инфра-М. 2011. 543 с.
12. Булычев Е.Н. Принцип недопустимости дискриминации лиц с ограниченными возможностями в Конституции Республики Башкортостан (логический и лингвистический анализ) // Актуальные проблемы совершенствования законодательства и правоприменения: материалы V международной научно-практической конференции (г. Уфа, 8 февраля 2015 г.) / под общ. ред. А.В. Рагулина, И.Т. Кантюковой; Евразийский научно-исследовательский институт проблем права. Уфа. 2015. 299 с.
13. Буянова А.В. Гендерное неравенство в сфере труда // Законы России: опыт, анализ, практика. 2018. № 5. С. 61-70.
14. Варламова Н.В. Правоотношения: философский и юридический подходы // Правоведение. 1991. № 4. С. 45-53.
15. Ведяхин В.М. Понятие и классификация принципов права / В.М., Ведяхин, К.В., Ведяхина // Право и политика. 2002. № 4. С. 19-27.
16. Винокуров В.А. Право человека и гражданина на пользование родным русским языком при изучении правовой литературы // Конституционное и муниципальное право. 2017. № 8. С. 27-34.
17. Всеобщая декларация прав человека: принята Генеральной
Ассамблеей ООН 10.12.1948 // Консультант плюс: справочно-правовая
система.
18. Гарбатович Д.А. Задачи и принципы уголовного закона // Российская юстиция. 2019. № 5. С. 52-60.
19. Говорун С.О. Конституционный принцип равенства прав и свобод человека и гражданина независимо от имущественного положения в Российской Федерации: диссертация на соискание ученой степени кандидата юридических наук 12.00.02 / С.О., Говорун. Саратов. 2013. 176 с.
20. Горлачев Р.Ю., Кошечкина А.А. О правовом равенстве граждан Российской Федерации // Государственная власть и местное самоуправление. 2018. № 6. С. 8-15.
21. Гофман А.Б. Мартовские тезисы о социологии равенства и неравенства // Социс. 2004. № 7. С. 20-27.
22. Гошуляк В.В. Собственность в конституционном измерении. М.: Юрлитинформ. 2012. 216 с.
23. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 N 51-ФЗ (ред. от 28.06.2021, с изм. от 26.10.2021) // Консультант плюс: справочно-правовая система.
24. Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации от 14.11.2002 N 138-ФЗ (ред. от 01.07.2021) // Консультант плюс: справочно-правовая система.
25. Гущин В.З. Конституционный принцип равенства всех перед законом и судом в социальной и судебной сфере // Современное право. 2010. № 5. С. 31-39.
26. Дегтярева Л.Н. Принцип правового равенства в системе конституционных принципов правового статуса личности // Государственная власть и местное самоуправление. 2018. № 2. С. 3-10.
27. Жидков О.А. Соединенные Штаты Америки. Конституция и законодательные акты / под ред. В.И. Лафитского. М.: Прогресс, Универс. 1993. 766 с.
28. Зубакин В.Ю. Место и значение принципа равенства перед законом и судом в системе принципов правового государства // Ленинградский юридический журнал. 2014. № 3. С. 14-21.
29. Илюхина В.А. Историко-правовые проблемы: новый ракурс. Курск, 2020. № 3. С. 27-35.
30. Информация о Постановлении ЕСПЧ от 19.02.2013 г. по делу "X и другие (X and Others) против Австрии" (жалоба № 19010/07) // Бюллетень Европейского Суда по правам человека. 2013. № 7. С. 12-17.
31. История политических и правовых учений / Под общ. ред. академика РАН, д.ю.н., проф. В.С. Нерсесянца. М.: Изд-во НОРМА. 2004. 944 с.
32. История греческой литературы, т.1 / Под ред. С.И. Соболевского, Б.В. Горнунга, С.Г. Гринберга и др. М.-Л. 1946. 486 с.
33. Кодекс административного судопроизводства Российской Федерации от 08.03.2015 N 21-ФЗ (ред. от 30.04.2021, с изм. от 15.07.2021) // Консультант плюс: справочно-правовая система.
34. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 N 195-ФЗ (ред. от 01.07.2021) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.10.2021) // Консультант плюс: справочно-правовая система.
35. Козлова Е.И., Кутафин О.Е. Конституционное право России: учебник. 4-е изд., перераб. и доп. М.: Велби: Проспект. 2008. 608 с.
36. Комментарий к Конституции Российской Федерации (постатейный) / Под ред. В.Д. Зорькина. М.: Норма, Инфра-М, 2011. С. 163¬171.
37. Конвенция o защите прав человека и основных свобод (Заключена в Риме 04.11.1950) (с изм. OT13.05.2004) (вместе c "Прoтoкoлoм [N 1]" (Подписан в г. Париж 20.03.1952), "Протоколом N 4 O6обеспечении некоторых прaв и свобод помимо тех, которые уже включены в Конвенцию и первый Протокол к ней" (Подписан в г. Стpacбyрг 16.09.1963), "Протоколом N 7" (Подписан в г. Страсбург 22.11.1984) // Консультант плюс: справочно-правовая система.
38. Конвенция о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам (Заключена в г. Минске 22.01.1993) (вступила в силу 19.05.1994, для Российской Федерации 10.12.1994) (с изм. от 28.03.1997) // Собрание законодательства РФ. 1995. № 17. С. 28-35.
39. Кондаков Н.И. Логический словарь-справочник. М.: Наука,. 1975. 721 с.
40. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020) // Консультант плюс: справочно-правовая система.
41. Козюк М.Н. Правовое равенство в механизме правового
регулирования: учебное пособие. Волгоград. 1998. 92 с.
42. Кравченко А.И. Основы социологии: уч. пособие. М.: Русское Слово. 2000. 350 с.
43. Кряжков В.А. Государственный язык республики в контексте карельской ситуации: конституционно-правовые вопросы // Государство и право. 2018. № 5. С. 52-59.
44. Мальцев Г.В. Проблемы юридического равенства в современной буржуазной идеологии / Проблемы государства и права в современной идеологической борьбе / под ред. Я. Радаева и В. Туманова. М. 1983. 364 с.
45. Маркс К. и Энгельс Ф. Собр. соч. 2-е изд. Т. 20. 431 с.
46. Марченко М.Н., Дерябина Е.М. Правоведение в вопросах и ответах. 2-е издание: учебное пособие // М.Н., Марченко, Е.М., Дерябина. 2-е изд. М.: Проспект. 2018. 432 с.
47. Международный пакт о гражданских и политических правах (Принят 16.12.1966 Резолюцией 2200 (XXI) на 1496-ом пленарном заседании Генеральной Ассамблеи ООН) // Бюллетень Верховного Суда РФ. 1994. № 12. С. 5-12.
48. Мозолин В.П. Роль гражданского законодательства в регулировании комплексных имущественных отношений // Журнал российского права. 2010. № 1. С. 23-29.
49. Морозова Л.А. Теория государства и права: учебник / Л.А., Морозова. 4-е изд., перераб. и доп. М.: Эксмо. 2010. 384 с.
50. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая) от 31.07.1998 N 146-ФЗ (ред. от 02.07.2021) // Консультант плюс: справочно-правовая система.
51. Насонова И.А. Равенство граждан перед законом и судом как условие реализации справедливости в уголовном судопроизводстве // Российский судья. 2013. № 5. С. 26-34.
52. Нерсесянц В.С. Философия права: учебник / В.С., Нерсесянц. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Изд-во Норма: ИНФРА-М. 2020. 848 с.
53. Нерсесянц В.С. Ценность права как триединства свободы, равенства и справедливости // Проблемы ценностного подхода в праве: традиции и обновление. М. 1996. 357 с.
54. Новгородцев П.И. Конспект к лекциям по истории философии права. М.: Изд. В.М. Саблина. 1908. 246 с.
55. Определение Конституционного Суда РФ от 16.11.2006 N 506-О "Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Богатова Андрея Александровича на нарушение его конституционных прав подпунктом 5 пункта 1 статьи 3 Федерального закона "О ветеранах" // Консультант плюс: справочно-правовая система.
56. Подмарев A.A. Права и свободы человека, не подлежащие
ограничениям: правовые позиции Конституционного Суда России //
Конституционная юстиция в политической и правовой системах России: Материалы международного Конституционного Форума (15, 16 декабря
2011, г. Саратов): Сборник научных статей. Вып. 3. Саратов, Издательство «Саратовский источник». 2012. С. 87-95.
57. Поливода Я.В. Проблемы соотношения конституционных принципов депутатской неприкосновенности и равенства всех перед законом и судом // Азиатско-тихоокеанский регион: Экономика, политика, право. 2018. № 4. С. 83-89.
58. Поликарпова Е.В. Хрестоматия по истории государства и права зарубежных стран. М.: Юридическая литература. 1984. 472 с.
59. Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 16.11.2006 N 52 (ред. от 28.09.2010) "О применении судами законодательства, регулирующего материальную ответственность работников за ущерб, причиненный работодателю" // Консультант плюс: справочно-правовая система.
60. Постановление Конституционного Суда РФ от 25.05.2010 N 11-П "По делу о проверке конституционности абзаца десятого статьи 2 Закона Российской Федерации "О занятости населения в Российской Федерации" в связи с жалобой гражданина Н.И. Гущина" // Консультант плюс: справочно-правовая система.
61. Постановление Конституционного Суда РФ от 12.05.1998 N 14-П "По делу о проверке конституционности отдельных положений абзаца шестого статьи 6 и абзаца второго части первой статьи 7 Закона Российской Федерации от 18 июня 1993 года "О применении контрольно - кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с населением" в связи с запросом Дмитровского районного суда Московской области и жалобами граждан" // Консультант плюс: справочно-правовая система.
62. Постановление Конституционного Суда РФ от 16.07.2008 N 9-П "По делу о проверке конституционности положений статьи 82 Уголовно- процессуального кодекса Российской Федерации в связи с жалобой гражданина В.В. Костылева" // Консультант плюс: справочно-правовая система.
63. Постановление Конституционного Суда РФ от 20.02.1996 N 5-П "По делу о проверке конституционности положений частей первой и второй статьи 18, статьи 19 и части второй статьи 20 Федерального закона от 8 мая 1994 года "О статусе депутата Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации" // Консультант плюс: справочно-правовая система.
64. Постановление Конституционного Суда РФ от 06.06.2000 N 9-П "По делу о проверке конституционности положения абзаца третьего пункта 2 статьи 77 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)" в связи с жалобой открытого акционерного общества "Тверская прядильная фабрика" // Консультант плюс: справочно-правовая система.
65. Постановление Конституционного Суда РФ от 7 марта 1996 г. N 6- П "По делу о проверке конституционности пункта 3 статьи 16 Закона Российской Федерации "О статусе судей в Российской Федерации" // Консультант плюс: справочно-правовая система.
66. Постановление Конституционного Суда РФ от 10.11.2009 N 17-П "По делу о проверке конституционности пункта 2 части первой статьи 14 и пункта 1 части первой статьи 15 Закона Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" (в редакции Федерального закона от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ) в связи с запросом Курчатовского городского суда Курской области и жалобами граждан А.В. Жестикова и П.У. Мягчило" // Консультант плюс: справочно-правовая система.
67. Постановление Конституционного Суда РФ от 04.04.1996 N 9-П "По делу о проверке конституционности ряда нормативных актов города Москвы и Московской области, Ставропольского края, Воронежской области и города Воронежа, регламентирующих порядок регистрации граждан, прибывающих на постоянное жительство в названные регионы" // Консультант плюс: справочно-правовая система.
68. Постановление Конституционного Суда РФ от 22.07.2002 N 14-П "По делу о проверке конституционности ряда положений Федерального закона "О реструктуризации кредитных организаций", пунктов 5 и 6 статьи 120 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)" в связи с жалобами граждан, жалобой региональной общественной организации "Ассоциация защиты прав акционеров и вкладчиков" и жалобой ОАО "Воронежское конструкторское бюро антенно-фидерных устройств" // Консультант плюс: справочно-правовая система.
69. Постановление Конституционного Суда РФ от 14.02.2013 N 4-П "По делу о проверке конституционности Федерального закона "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях и Федеральный закон "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях" в связи с запросом группы депутатов Государственной Думы и жалобой гражданина Э.В. Савенко" // Консультант плюс: справочно-правовая система.
70. Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 25.10.1996 № 9 (ред. от 06.02.2007) "О применении судами Семейного кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об установлении отцовства и о взыскании алиментов" // Бюллетень Верховного Суда РФ. 1997. № 1. С. 8-15.
71. Пряхина Т.М. Системные проблемы юридического равенства // Конституционные чтения: межвузовский сборник научных трудов. Саратов: ПАГС. 2003. Вып. 4. С. 20-27.
72. Пчелинцева Л.М. Семейное право России: учебник для вузов // М.: Норма. 2004. С. 263-272.
73. Рагузина О.В. Гуманизм и справедливость юридической ответственности в публичном и частном праве / О.В., Рагузина. Саратов, 2001. 193 с.
74. Распоряжение Правительства РФ от 09.04.2016 г. 637-р «Об утверждении Концепции преподавания русского языка и литературы в Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. 2016. № 17. С. 26-34.
75. Романенко Н.В. О равенстве перед законом и судом как конституционном принципе правосудия // Общество и право. 2014. № 2. С. 212-218.
76. Семейный кодекс Российской Федерации от 29.12.1995 N 223-ФЗ (ред. от 02.07.2021) // Консультант плюс: справочно-правовая система.
77. Семенова О.Н. Правозащитные аспекты реализации принципа равенства осужденных перед законом в деятельности исправительных учреждений // Вестник Владимирского юридического института. 2018. № 3. С. 199-204.
78. Соловьева А.А. Справедливость в праве: монография / А.А., Соловьева. Челябинск: Издательский центр ЮУрГУ. 2018. 186 с.
79. Суханов Е.А. О понятии недвижимости и его влиянии на иные гражданско-правовые категории // Вестник гражданского права. 2008. № 4. C. 27-35.
80. Трудовой кодекс Российской Федерации от 30.12.2001 N 197-ФЗ (ред. от 28.06.2021, с изм. от 06.10.2021) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2021) // Консультант плюс: справочно-правовая система.
81. Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации от 08.01.1997 N 1-ФЗ (ред. от 11.06.2021) // Консультант плюс: справочно-правовая система.
82. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 N 63-ФЗ (ред. от 01.07.2021) (с изм. и доп., вступ. в силу с 22.08.2021) // Консультант плюс: справочно-правовая система.
83. Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации от 18.12.2001 N 174-ФЗ (ред. от 01.07.2021, с изм. от 23.09.2021) // Консультант плюс: справочно-правовая система.
84. Уголовно-процессуальный кодекс РСФСР (утв. ВС РСФСР 27.10.1960) // Консультант плюс: справочно-правовая система.
85. Указания ФСЗ РФ от 03.02.1994 N П-10-8-3 "О трудоустройстве лиц, осужденных к исправительным работам без лишения свободы" (Зарегистрировано в Минюсте РФ 08.02.1994 N 490) // Консультант плюс: справочно-правовая система.
86. Федеральный закон от 13.12.1996 N 150-ФЗ (ред. от 08.12.2020) "Об оружии" // Консультант плюс: справочно-правовая система.
87. Федеральный закон от 21.11.2011 N 323-ФЗ (ред. от 02.07.2021) "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.10.2021) // Консультант плюс: справочно-правовая система.
88. Федеральный закон от 28.03.1998 N 53-ФЗ (ред. от 26.05.2021) "О воинской обязанности и военной службе" (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2021) // Консультант плюс: справочно-правовая система.
89. Федеральный закон от 29.12.2006 N 256-ФЗ (ред. от 22.12.2020, с изм. от 29.06.2021) "О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей" // Консультант плюс: справочно-правовая система.
90. Федеральный закон от 24.11.1995 N 181-ФЗ (ред. от 11.06.2021) "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" (с изм. и доп., вступ. в силу с 26.09.2021) // Консультант плюс: справочно-правовая система.
91. Федеральный закон от 28.12.2013 N 400-ФЗ (ред. от 30.04.2021) "О страховых пенсиях" // Консультант плюс: справочно-правовая система.
92. Федеральный конституционный закон от 31.12.1996 N 1-ФКЗ (ред. от 08.12.2020) "О судебной системе Российской Федерации" // Консультант плюс: справочно-правовая система.
93. Федеральный конституционный закон от 28.04.1995 N 1-ФКЗ (ред. от 08.12.2020) "Об арбитражных судах в Российской Федерации" // Консультант плюс: справочно-правовая система.
94. Цалиев А.М. Об организации конституционных (уставных) судов субъектов Российской Федерации // Российская юстиция. 2011. № 12. С. 41¬48.
95. Чаннов С.Е. Экономическое неравенство субъектов Российской Федерации и муниципальных образований в контексте обеспечения конституционных прав и свобод граждан // Журнал российского права. 2019. № 10. С. 31-39.
96. Эсмен А. Общие основания конституционного права / под ред. Н.О. Бер. 2-е изд. СПб.: О.Н. Попова, 1909. 461 с.
97. Явич Л.Е. Право развитого социалистического общества (сущность и принципы) / Л.Е., Явич. - М.: Юрид. лит. 1978. 224 с.
98. Яворский М.А., Пономаренков В.А. Дискриминация в системе теневых явлений правовой жизни общества // В сборнике: Юридическая наука и практика Альманах научных трудов Самарского юридического института ФСИН России. 2018. С. 331-339.
99. Bobrova N.A. State responsibility under pandemic and infodemic conditions Kazan University Law Review. 2020. Vol. 5. № 3. P. 215-229.
100. Crystal D. English as a Global Language. Cambridge: Cambridge University Press, 2003. 212 p.
101. Dahrendorf R. On the Origin of Inequality Among Men // The Logic of Social Hierarchies. Chicago, 1971. 243 p.
102. Levy M. Prison Health Services. Should be as Good as Those for the General Community / M. Levy // BMJ. - 1997. Vol. 315(7120). P. 1394-1395.
103. Savovic T. Influence of mass media on realization of gender equality and leadership in Serbia // Society. Wednesday. Development. 2017. № 2 (43). Р. 34-41.
104. Skinnider E. The responsibility of states to provide legal aid// The International Centre for Criminal Law Reform and Criminal Justice Policy. Beijing, 2009. P. 3-9.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ