Конституционный принцип равенства перед законом и судом в Российской Федерации
|
Введение 3
Глава 1 Правовая природа конституционного принципа равенства перед законом и судом в Российской Федерации 9
1.1 Понятие и генезис конституционного принципа равенства
перед законом и судом 9
1.2 Содержание конституционного принципа равенства перед
законом и судом 19
Глава 2 Правовое регулирование конституционного принципа равенства перед законом и судом 26
2.1 Нормативное закрепление конституционного принципа
равенства перед законом и судом и его отражение в отраслевом законодательстве 26
2.2 Дискриминации как явление правовой жизни, препятствующее
достижению равенства перед законом и судом 42
Глава 3 Конституционный принцип равенства перед законом и судом независимо от имущественного положения 51
3.1 Конституционно-правовая природа принципа равенства перед
законом и судом независимо от имущественного положения 51
3.2 Защита Конституционным Судом Российской Федерации конституционного принципа равенства перед законом и судом независимо от имущественного положения 59
Заключение 68
Список используемых источников 75
Глава 1 Правовая природа конституционного принципа равенства перед законом и судом в Российской Федерации 9
1.1 Понятие и генезис конституционного принципа равенства
перед законом и судом 9
1.2 Содержание конституционного принципа равенства перед
законом и судом 19
Глава 2 Правовое регулирование конституционного принципа равенства перед законом и судом 26
2.1 Нормативное закрепление конституционного принципа
равенства перед законом и судом и его отражение в отраслевом законодательстве 26
2.2 Дискриминации как явление правовой жизни, препятствующее
достижению равенства перед законом и судом 42
Глава 3 Конституционный принцип равенства перед законом и судом независимо от имущественного положения 51
3.1 Конституционно-правовая природа принципа равенства перед
законом и судом независимо от имущественного положения 51
3.2 Защита Конституционным Судом Российской Федерации конституционного принципа равенства перед законом и судом независимо от имущественного положения 59
Заключение 68
Список используемых источников 75
Актуальность исследования. Изучение правового принципа равенства и путей его реализации всегда имело важное значение в научном сообществе, поскольку принцип равенства тесно связан с установлением справедливого общественного порядка в стране. Исследование данного принципа и последующее решение проблемы дискриминации является одной из важнейших мер для развития и достижения демократии, верховенства закона как главного цивилизационного стандарта правового государства. Принцип равенства тесно связан с установлением справедливого общественного порядка в стране.
Закрепление принципа равенства в Основном Законе Российской Федерации свидетельствует о его значимости в регулировании общественных отношений, на многие из которых он распространяет своё действие. Также он является важным условием и средством реализации справедливости.
Однако действующее конституционное законодательство провозглашает принципы равенства и равноправия, которые имеют достаточно разноплановый характер и являются как институтом правового положения человека, так и принципами федерализма, правового государства. Такая многоплановость и универсальность содержания конституционного требования равенства, а также необходимость создания сбалансированной модели равенства между всеми членами общества, создает множество проблем в процессе его реализации. Особенно много сложностей при реализации равноправия проявляется при сочетании нормативного закрепления равенства и его реальным обеспечением, или вовсе не соблюдением.
Проблема, заключающаяся в том, что данный принцип не закреплен должным образом в соответствующих законодательных актах, указывает на актуальность и важность диссертационного исследования конституционного принципа равенства перед законом и судом.
Также актуальность изучения правового принципа равенства и его реализации обусловлена необходимостью перестроения правосознания общества. Поскольку сейчас наблюдается скептическое отношение общества к праву и его принципам вплоть до полного неверия в его возможности решать социальные проблемы. И от правосознания, определяющего поведение субъекта, зависит эффективность правового регулирования.
Игнорирование или несвоевременное решение обозначенных проблем приводит к правовому нигилизму, неверию в возможность достижения демократии, пренебрежению правами и свободами личности, и отрицанию выполнения своих обязанностей.
Степень научной разработанности темы. Изучение проблемы конституционного принципа равенства перед законом и судом проводится как в рамках самостоятельных диссертационных работ относительно конституционного права, так и в различных междисциплинарных исследованиях. Ученые исследуют правовую природу и место принципа равенства перед законом и судом в системе конституционных принципов Российской Федерации. Рассматривают его как принцип правового статуса личности, принцип правового государства, основы российского федерализма.
Среди ученых, разрабатывавших и разрабатывающих проблемы общей теории равенства и справедливости, можно выделить: З.А. Бербешкину, В.Е. Давидовича, М.Н. Козюк, С.А. Комарова, В.А. Котюк, В.В. Лапаеву, Е.А. Лукьянову, Г.В. Мальцева, М.Н. Марченко, А.В. Малько, Н.И. Матузова, В.С. Нерсесянца, Е.М. Орач, В.М. Семенова, В.В. Серкову, В.Г. Сокуренко, В.М. Сырых, Ю.А. Тихомирова, В.Г. Федорову, С.А. Шишкина и др.
Исследуются конституционно-правовые вопросы принципа равенства перед законом и судом в работах следующих авторов: И.Н. Барциц, А.С. Безнасюк, Н.А.Богданова, Н.С. Бондарь, Н.В. Витрук, Л.Д. Воеводин, О.Н. Доронина, Л.И. Глухарева, В.В. Еремян, Е.И. Козлова, М.А. Кудрявцев, О.И. Куленко, Е.А. Лукашева, М.В. Мархгейм, А.С. Мордовец, Т.Г. Морщакова, Н.С. Райкова, Х.Г. Рустамов, Н.М. Селезнева, В.И. Фадеев, Н.М. Чепурнова, В.М. Чхиквадзе, Г.А. Шмавонян и др.
Большой вклад в развитие института правовых гарантий реализации принципа равенства перед законом и судом внесли такие ученые как: С.А. Авакьян, Е.А. Адзинова, В.П. Беляев, Н.А. Боброва, В.М. Горшенев, Д.В. Карпов, Д.А. Керимов, О.Н. Кряжкова, В.А. Лаптев, А.В. Мицкевич, П.А. Недбайло, В.А .Патюлин, Т.В. Синюкова, К.Б. Толкачев, М.С. Шакарян и др.
Важными и актуальными являются исследования проблемы усиливающегося имущественного неравенства, которым обеспокоено мировое сообщество. В Российской Федерации падение уровня доходов одних граждан и увеличение доходов малой группы других граждан наблюдается на протяжении последних десятилетий. Прежние правовые механизмы, призванные сдерживать имущественное расслоение, перестали действовать, и, на данный момент, не выработана эффективная стратегия борьбы с имущественным неравенством.
Обозначенные обстоятельства определили направление диссертационного исследования, посвященного конституционному принципу равенства перед законом и судом в Российской Федерации.
Объект исследования - общественные отношения, возникающие в процессе конституционно-правового регулирования принципа равенства перед законом и судом.
Предмет исследования - нормативное закрепление, реализация и защита конституционного принципа равенства перед законом и судом.
Цель исследования заключается в раскрытии сущности понятий «принципы права», «конституционный принцип равенства перед законом и судом», «имущество», «имущественное положение»; комплексном теоретико-правовом анализе конституционного принципа равенства перед законом и судом и выявлении основных проблем реализации данного принципа.
Задачи исследования:
- определить понятие и содержание принципов права, включая конституционный принцип равенства перед законом и судом;
- рассмотреть систему нормативно-правового регулирования конституционного принципа равенства перед законом и судом;
- проанализировать ряд правовых положений, имеющих дискриминационный характер;
- изучить конституционно-правовую природу принципа равенства перед законом и судом независимо от имущественного положения;
- проанализировать механизм защиты Конституционным Судом Российской Федерации принципа равенства перед законом и судом независимо от имущественного положения.
Методологическая основа диссертационного исследования. Для всестороннего изучения конституционного принципа равенства перед законом и судом необходимо использовать комплекс методов научного познания. Одним из них является диалектический метод как способ объективного познания действительности через взаимосвязь и взаимозависимость различных правовых категорий. Также в диссертационном исследовании используется системный метод, благодаря которому определены место и правовая природа принципа равенства перед законом и судом в системе конституционных принципов Российской Федерации. Немаловажное значение имеет логический метод познания, приёмы которого были использованы в данной работе, в частности, анализ и синтез. Активно применяется и сравнительный метод, с помощью него выявлены сходства и отличия конституционных принципов, сопоставлен опыт зарубежных государств с опытом России. Исторический метод использовался при изучении главных событий и этапов становления и развития принципа равенства.
Теоретической основой исследования стали труды таких ученых как: А.В. Буянова, Н.А. Боброва, Н.С. Бондарь, В.А. Винокуров, Р.Ю. Горлачев, Н.М. Золотухина, В.А. Кряжков, Г.В. Мальцев, Л.С. Мамут, Л.А. Морозова, В.С. Нерсесянц, П.И. Новгородцев, Т.М. Пряхина, О.В. Романовская, Т.Н. Самсонова, С.Е. Чаннов, М.А. Яворский.
Нормативную базу исследования составляют: международные правовые акты (Всеобщая декларация прав человека, Конвенция о защите прав человека и основных свобод, Международный пакт о гражданских и политических правах и др.), Конституция Российской Федерации, Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях, Гражданский кодекс Российской Федерации, Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации, Уголовный кодекс Российской Федерации, Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации и ряд других нормативно-правовых актов, регулирующих сферу реализации принципа равенства перед законом и судом.
Эмпирическую базу исследования составляют научные исследования и материалы судебной практики по вопросам реализации и защиты конституционного принципа равенства перед законом и судом.
Научная новизна исследования заключается в изучении нормативно-правовых актов и научных исследований, с помощью которых формулируются дефиниции и положения, связанные с принципом равенства перед законом и судом и не имеющие единого общепризнанного определения в научной среде.
На защиту диссертантом выносятся следующие основные положения, отражающие научную новизну исследования:
- обосновывается конституционный принцип равенства перед законом и судом как основополагающий принцип правового статуса личности, федерализма и правового государства;
- обосновывается, что отличительной чертой конституционного принципа равенства перед законом и судом является его разделение на два относительно самодостаточных принципа: принцип равенства перед законом и принцип равенства перед судом;
- доказывается, что исследуемый принцип не закреплен должным образом в некоторых нормативно-правовых актах; необходимо внесение новых положений в Конституцию Российской Федерации в целях повышения эффективности реализации принципа равенства перед законом и судом;
- доказывается, что дискриминация как явление правовой жизни препятствует достижению равенства перед законом и судом;
- доказывается, что принцип равенства независимо от имущественного положения является значимой составной частью конституционного принципа равенства перед законом и судом, и выступает в качестве катализатора развития демократического правового государства;
- анализируется важнейшая роль Конституционного Суда РФ в защите принципа равенства перед законом и судом независимо от имущественного положения.
Теоретическая значимость исследования заключается в рассмотрении понятий, не имеющих единого общепризнанного определения в научной юридической литературе. Например, понятия «принципы права», «конституционный принцип равенства перед законом и судом», «имущество», «имущественное положение». Законодатель же оставляет указанные термины без четкой и ясной формулировки. Анализируя законодательство и мнения авторитетных ученых относительно дефиниций различных правовых категорий, выводится актуальное определение.
Практическая значимость исследования заключается в возможном применении результатов данного исследования при совершенствовании действующего законодательства в сфере конституционного регулирования принципа равенства перед законом и судом.
Структура работы определена объектом и предметом исследования, его целями и задачами. Диссертационная работа состоит из введения, трёх глав, шести параграфов, заключения, списка используемых источников.
Закрепление принципа равенства в Основном Законе Российской Федерации свидетельствует о его значимости в регулировании общественных отношений, на многие из которых он распространяет своё действие. Также он является важным условием и средством реализации справедливости.
Однако действующее конституционное законодательство провозглашает принципы равенства и равноправия, которые имеют достаточно разноплановый характер и являются как институтом правового положения человека, так и принципами федерализма, правового государства. Такая многоплановость и универсальность содержания конституционного требования равенства, а также необходимость создания сбалансированной модели равенства между всеми членами общества, создает множество проблем в процессе его реализации. Особенно много сложностей при реализации равноправия проявляется при сочетании нормативного закрепления равенства и его реальным обеспечением, или вовсе не соблюдением.
Проблема, заключающаяся в том, что данный принцип не закреплен должным образом в соответствующих законодательных актах, указывает на актуальность и важность диссертационного исследования конституционного принципа равенства перед законом и судом.
Также актуальность изучения правового принципа равенства и его реализации обусловлена необходимостью перестроения правосознания общества. Поскольку сейчас наблюдается скептическое отношение общества к праву и его принципам вплоть до полного неверия в его возможности решать социальные проблемы. И от правосознания, определяющего поведение субъекта, зависит эффективность правового регулирования.
Игнорирование или несвоевременное решение обозначенных проблем приводит к правовому нигилизму, неверию в возможность достижения демократии, пренебрежению правами и свободами личности, и отрицанию выполнения своих обязанностей.
Степень научной разработанности темы. Изучение проблемы конституционного принципа равенства перед законом и судом проводится как в рамках самостоятельных диссертационных работ относительно конституционного права, так и в различных междисциплинарных исследованиях. Ученые исследуют правовую природу и место принципа равенства перед законом и судом в системе конституционных принципов Российской Федерации. Рассматривают его как принцип правового статуса личности, принцип правового государства, основы российского федерализма.
Среди ученых, разрабатывавших и разрабатывающих проблемы общей теории равенства и справедливости, можно выделить: З.А. Бербешкину, В.Е. Давидовича, М.Н. Козюк, С.А. Комарова, В.А. Котюк, В.В. Лапаеву, Е.А. Лукьянову, Г.В. Мальцева, М.Н. Марченко, А.В. Малько, Н.И. Матузова, В.С. Нерсесянца, Е.М. Орач, В.М. Семенова, В.В. Серкову, В.Г. Сокуренко, В.М. Сырых, Ю.А. Тихомирова, В.Г. Федорову, С.А. Шишкина и др.
Исследуются конституционно-правовые вопросы принципа равенства перед законом и судом в работах следующих авторов: И.Н. Барциц, А.С. Безнасюк, Н.А.Богданова, Н.С. Бондарь, Н.В. Витрук, Л.Д. Воеводин, О.Н. Доронина, Л.И. Глухарева, В.В. Еремян, Е.И. Козлова, М.А. Кудрявцев, О.И. Куленко, Е.А. Лукашева, М.В. Мархгейм, А.С. Мордовец, Т.Г. Морщакова, Н.С. Райкова, Х.Г. Рустамов, Н.М. Селезнева, В.И. Фадеев, Н.М. Чепурнова, В.М. Чхиквадзе, Г.А. Шмавонян и др.
Большой вклад в развитие института правовых гарантий реализации принципа равенства перед законом и судом внесли такие ученые как: С.А. Авакьян, Е.А. Адзинова, В.П. Беляев, Н.А. Боброва, В.М. Горшенев, Д.В. Карпов, Д.А. Керимов, О.Н. Кряжкова, В.А. Лаптев, А.В. Мицкевич, П.А. Недбайло, В.А .Патюлин, Т.В. Синюкова, К.Б. Толкачев, М.С. Шакарян и др.
Важными и актуальными являются исследования проблемы усиливающегося имущественного неравенства, которым обеспокоено мировое сообщество. В Российской Федерации падение уровня доходов одних граждан и увеличение доходов малой группы других граждан наблюдается на протяжении последних десятилетий. Прежние правовые механизмы, призванные сдерживать имущественное расслоение, перестали действовать, и, на данный момент, не выработана эффективная стратегия борьбы с имущественным неравенством.
Обозначенные обстоятельства определили направление диссертационного исследования, посвященного конституционному принципу равенства перед законом и судом в Российской Федерации.
Объект исследования - общественные отношения, возникающие в процессе конституционно-правового регулирования принципа равенства перед законом и судом.
Предмет исследования - нормативное закрепление, реализация и защита конституционного принципа равенства перед законом и судом.
Цель исследования заключается в раскрытии сущности понятий «принципы права», «конституционный принцип равенства перед законом и судом», «имущество», «имущественное положение»; комплексном теоретико-правовом анализе конституционного принципа равенства перед законом и судом и выявлении основных проблем реализации данного принципа.
Задачи исследования:
- определить понятие и содержание принципов права, включая конституционный принцип равенства перед законом и судом;
- рассмотреть систему нормативно-правового регулирования конституционного принципа равенства перед законом и судом;
- проанализировать ряд правовых положений, имеющих дискриминационный характер;
- изучить конституционно-правовую природу принципа равенства перед законом и судом независимо от имущественного положения;
- проанализировать механизм защиты Конституционным Судом Российской Федерации принципа равенства перед законом и судом независимо от имущественного положения.
Методологическая основа диссертационного исследования. Для всестороннего изучения конституционного принципа равенства перед законом и судом необходимо использовать комплекс методов научного познания. Одним из них является диалектический метод как способ объективного познания действительности через взаимосвязь и взаимозависимость различных правовых категорий. Также в диссертационном исследовании используется системный метод, благодаря которому определены место и правовая природа принципа равенства перед законом и судом в системе конституционных принципов Российской Федерации. Немаловажное значение имеет логический метод познания, приёмы которого были использованы в данной работе, в частности, анализ и синтез. Активно применяется и сравнительный метод, с помощью него выявлены сходства и отличия конституционных принципов, сопоставлен опыт зарубежных государств с опытом России. Исторический метод использовался при изучении главных событий и этапов становления и развития принципа равенства.
Теоретической основой исследования стали труды таких ученых как: А.В. Буянова, Н.А. Боброва, Н.С. Бондарь, В.А. Винокуров, Р.Ю. Горлачев, Н.М. Золотухина, В.А. Кряжков, Г.В. Мальцев, Л.С. Мамут, Л.А. Морозова, В.С. Нерсесянц, П.И. Новгородцев, Т.М. Пряхина, О.В. Романовская, Т.Н. Самсонова, С.Е. Чаннов, М.А. Яворский.
Нормативную базу исследования составляют: международные правовые акты (Всеобщая декларация прав человека, Конвенция о защите прав человека и основных свобод, Международный пакт о гражданских и политических правах и др.), Конституция Российской Федерации, Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях, Гражданский кодекс Российской Федерации, Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации, Уголовный кодекс Российской Федерации, Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации и ряд других нормативно-правовых актов, регулирующих сферу реализации принципа равенства перед законом и судом.
Эмпирическую базу исследования составляют научные исследования и материалы судебной практики по вопросам реализации и защиты конституционного принципа равенства перед законом и судом.
Научная новизна исследования заключается в изучении нормативно-правовых актов и научных исследований, с помощью которых формулируются дефиниции и положения, связанные с принципом равенства перед законом и судом и не имеющие единого общепризнанного определения в научной среде.
На защиту диссертантом выносятся следующие основные положения, отражающие научную новизну исследования:
- обосновывается конституционный принцип равенства перед законом и судом как основополагающий принцип правового статуса личности, федерализма и правового государства;
- обосновывается, что отличительной чертой конституционного принципа равенства перед законом и судом является его разделение на два относительно самодостаточных принципа: принцип равенства перед законом и принцип равенства перед судом;
- доказывается, что исследуемый принцип не закреплен должным образом в некоторых нормативно-правовых актах; необходимо внесение новых положений в Конституцию Российской Федерации в целях повышения эффективности реализации принципа равенства перед законом и судом;
- доказывается, что дискриминация как явление правовой жизни препятствует достижению равенства перед законом и судом;
- доказывается, что принцип равенства независимо от имущественного положения является значимой составной частью конституционного принципа равенства перед законом и судом, и выступает в качестве катализатора развития демократического правового государства;
- анализируется важнейшая роль Конституционного Суда РФ в защите принципа равенства перед законом и судом независимо от имущественного положения.
Теоретическая значимость исследования заключается в рассмотрении понятий, не имеющих единого общепризнанного определения в научной юридической литературе. Например, понятия «принципы права», «конституционный принцип равенства перед законом и судом», «имущество», «имущественное положение». Законодатель же оставляет указанные термины без четкой и ясной формулировки. Анализируя законодательство и мнения авторитетных ученых относительно дефиниций различных правовых категорий, выводится актуальное определение.
Практическая значимость исследования заключается в возможном применении результатов данного исследования при совершенствовании действующего законодательства в сфере конституционного регулирования принципа равенства перед законом и судом.
Структура работы определена объектом и предметом исследования, его целями и задачами. Диссертационная работа состоит из введения, трёх глав, шести параграфов, заключения, списка используемых источников.
Проведенное диссертационное исследование конституционного принципа равенства перед законом и судом в Российской Федерации позволяет сделать следующие выводы.
Принципы права составляют неотъемлемую часть правовой жизни, отражая закономерности развития общественных отношений. Именно от истинного понимания и следования им зависит воплощение их в жизнь.
Однако, несмотря на важность исследуемой категории, в научной литературе так и не пришли к единому определению понятия «принципы права». Проанализировав труды ученых и различные подходы к определению указанного понятия, сформулирована его дефиниция: принципы права - это основополагающие идеи, отражающие сущность, закономерности и тенденции развития права, закрепленные либо в официальных источниках права, либо получившие признание в юридической практике.
Рассмотрев категории «принцип права» и «равенство» по отдельности, мы сформировали их понимание и определение как самостоятельных единиц.
С имеющимся представлением о каждом элементе изучили их во взаимосвязи и пришли к выводу о фундаментальном значении правового принципа равенства в построении демократического государства и влиянии на все отрасли права без исключений в независимости от характера регулируемых ими общественных отношений.
Приведенные в научной литературе определения конституционного принципа равенства перед законом и судом неоднозначны. Его относят и к принципам правового статуса личности, и к принципам федерализма. Выявили суть каждого из них и дали более ясное и однозначное определение исследуемого понятия: конституционный принцип равенства перед законом и судом - это основополагающий принцип, участвующий в построении и функционировании правового государства и подразумевающий равное распространение закона и закрепление одинаковых для всех прав и обязанностей, равный доступ к правосудию и его осуществление единой судебной системой в одинаковом для всех судебном порядке, установленном законом.
Данный конституционный принцип обладает отличительной чертой - его официальное закрепление в Конституции РФ указывает на его целостность и самостоятельность, однако его можно разделить на два относительно самодостаточных принципа: принцип равенства перед законом и принцип равенства перед судом.
Изучение содержания этих принципов позволило нам констатировать, что существует преобладание принципа равенства перед законом над принципом равенства перед судом в силу рассмотрения второго в качестве составной части первого, также равенство перед законом не ограничивается сферой судопроизводства в отличие от равенства перед судом.
Между тем, в таком случае принцип равенства перед судом обретает относительную самостоятельность, так как принцип равенства перед законом находит своё воплощение в суде. А деятельность суда, в свою очередь, направлена на точное соблюдение закона, что подтверждает их тесную взаимосвязь. После рассмотрения содержательных аспектов указанных принципов по отдельности нами исследовано их содержание в единстве.
Конституционный принцип равенства, закрепленный в ст. 19 Конституции Российской Федерации, находит своё отражение в ряде международных правовых актов и тесно связан с другими конституционными нормами посредством таких выражений, как «равный доступ», «равные права», «равные обязанности», «каждый имеет право», «никто не может», «наравне».
Конституция Российской Федерации устанавливает основные положения равенства перед законом и судом, равенства прав и свобод человека и гражданина, гендерного равенства.
Исследуемый принцип распространяет свое действие на все сферы общественной жизни, конкретизируясь в нормах отраслевого законодательства, которое регулирует общественные отношения в определенной сфере.
Рассмотрев положения отраслевого законодательства, в котором конституционный принцип равенства перед законом и судом находит своё отражение, определили, что он зачастую лишь опосредованно закреплен в отраслевых правовых актах. Наиболее ярким примером является ч. 4 ст. 15 УПК РФ. В указанной норме рассматриваемый принцип урегулирован относительно равноправия сторон обвинения и защиты [83]. Также стоит отметить, что в УПК РФ не указан принцип равенства перед законом, не указан ряд признаков, независимо от которых осуществляется правосудие по уголовным делам. Кроме того, положение ч. 4 ст. 15 акцентирует внимание именно на равных правах субъектов, но принцип равенства перед законом и судом предполагает ещё и равные обязанности.
Для эффективной реализации изучаемого принципа считаем необходимым добиться соответствия уголовно-процессуального закона с требованиями Основного Закона страны и закрепить должным образом статью, провозглашающую равенство всех перед законом и судом в уголовном процессе, что будет являться своеобразным нравственно-правовым идеалом для всех уголовно-процессуальных институтов. Предложена формулировка данного принципа в УПК РФ: правосудие по уголовным делам осуществляется на началах равенства перед законом и судом всех граждан независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям и других обстоятельств.
Детально исследован вопрос закрепления конституционного принципа равенства перед законом и судом, рассмотрена каждая часть ст. 19 Конституции РФ по отдельности, поскольку вторая и третья части указанной статьи являются, по нашему мнению, проявлениями первой.
Завершив анализ положений ст. 19 Конституции РФ, обнаружили проблему, которая заключается в том, что не все актуальные аспекты конституционного принципа равенства перед законом и судом нашли своё отражение в Основном Законе страны. Поэтому для повышения эффективности реализации исследуемого принципа было предложено дополнить рассматриваемую статью актуальными и ценными положениями. В качестве примера рассмотрен опыт одного из субъектов Российской Федерации - Республики Башкортостан.
При исследовании правового регулирования конституционного принципа равенства перед законом и судом нами обращено внимание на проблему дискриминации в Российской Федерации, поскольку считаем, что она продолжает существовать в ряде правовых норм, ущемляющих права и свободы определенных социальных групп, что, в свою очередь, вызывает недовольство и тревогу в обществе.
Подтвердили существование дискриминации в России на примере ныне действующих и имеющих дискриминационный характер правовых положений. В качестве примера рассмотрено положение, согласно которому владение русским языком является конкурентным преимуществом гражданина при получении высшего образования и построении профессиональной траектории. Изучена проблема обеспечения социально-экономического равенства субъектов Российской Федерации. Исследовали проблему дискриминационного характера, препятствующую эффективности исследуемого принципа в отраслевом законодательстве: при исполнении уголовного наказания, назначенного инвалидам, в виде исправительных работ. После детального изучения каждой из перечисленных выше проблем были предложены меры для повышения действенности реализации принципа равенства, в частности, усиление контроля, надзора, мер юридической ответственности лиц, допускающих действия дискриминационного характера.
Проведенный анализ положений статьи 19 Конституции Российской Федерации позволил констатировать тот факт, что с течением времени проблема дискриминации не теряет актуальность, она лишь приобретает различные формы, а найденные пути решения зачастую несвоевременны. Поэтому так важны спланированные и вовремя предпринятые действия, направленные на решение данной проблемы. Это касается как законодательного уровня, так и правоприменительного. Важно подчеркнуть, что, искореняя проблему дискриминации и, тем самым, реализуя принцип равенства, законодатель должен стремиться к установлению единства правового статуса всех граждан. Изъятия допускаются только при наличии весомых объективных обстоятельств.
В Российской Федерации падение уровня доходов одних граждан и увеличение доходов малой группы других граждан наблюдается на протяжении последних десятилетий. Имущественное неравенство, активно набирающее обороты, способно преобразоваться в острый социальный конфликт. Определена задача законодателя, заключающаяся в обеспечении таких условий существования населения, при которых имущественное равенство будет обеспечиваться в максимально возможной степени. В связи с этим конституционный принцип равенства независимо от имущественного положения весьма важен для предупреждения социальных конфликтов и повышения качества жизни граждан.
Выяснили, что принцип равенства независимо от имущественного положения, являясь значимой составной частью конституционного принципа равенства перед законом и судом, выступает в качестве катализатора развития демократического правового государства.
При определении понятий «имущество» и «имущественное положение» мы обнаружили, что законодательно закреплены перечисленные понятия только в гражданском праве. Однако оно регулирует только те имущественные отношения, которые подразумевает закрепление собственности за определенными лицами и реализацию возможностей, заложенных в собственности. Это обусловило необходимость дать четкое и ясное определение указанных терминов относительно конституционного права.
Изучая нормативно-правовые акты и материалы судебной практики, пришли к выводу о том, что понятие «имущество», применительно к конституционному праву, является комплексной категорией, которая включает в себя не только материальные объекты и отношения собственности, но и связанные с ними права и обязанности.
Рассмотрели понятие «имущественное положение» как фактический статус человека в определенной системе общественных отношений. В нашем случае, такое положение обладает качеством правового статуса, так как оно законодательно закреплено и служит регулятором общественных отношений, определяя положение субъектов права, их субъективные права и юридические обязанности. Посредством исследования решений высших органов судебной власти сформулировали определение понятия «имущественное положение».
Изучив содержание принципа равенства независимо от имущественного положения, мы определили, что он служит критерием оценки законодательного регулирования. Обратили внимание на опасность игнорирования имущественного неравенства и значимую роль законодательных органов в предотвращении имущественного расслоения общества. Предложили меры по борьбе с данной проблемой. Например, обеспечение равного доступа и высокого качества обязательных образовательных и медицинских услуг для всех граждан Российской Федерации за счёт бюджетных средств.
Также в данном исследовании нами изучен вопрос защиты Конституционным Судом Российской Федерации конституционного принципа равенства независимо от имущественного положения. Установили, что по причине распространения действия данного принципа на многие сферы общественных отношений возникает необходимость защиты высшим органом конституционного контроля в России данного принципа в каждой области, в которой возникли споры касательно соответствия Конституции Российской Федерации.
В качестве доказательств всеобъемлющей защиты изучаемого принципа Конституционным Судом РФ нами рассмотрены примеры его решений касательно различных отраслей права: административного, гражданского, земельного, трудового, налогового права.
Проанализировав ряд постановлений высшего органа конституционного контроля, выявили его позицию и определили, что в его решениях нет прямого указания на соблюдение принципа равенства независимо от имущественного положения, оно выявляется косвенно, исходя из контекста решений. Однако мы полагаем, что решения Конституционного Суда должны содержать прямые указания на обязательность соблюдения данного принципа, что повысит эффективность его защиты.
Принципы права составляют неотъемлемую часть правовой жизни, отражая закономерности развития общественных отношений. Именно от истинного понимания и следования им зависит воплощение их в жизнь.
Однако, несмотря на важность исследуемой категории, в научной литературе так и не пришли к единому определению понятия «принципы права». Проанализировав труды ученых и различные подходы к определению указанного понятия, сформулирована его дефиниция: принципы права - это основополагающие идеи, отражающие сущность, закономерности и тенденции развития права, закрепленные либо в официальных источниках права, либо получившие признание в юридической практике.
Рассмотрев категории «принцип права» и «равенство» по отдельности, мы сформировали их понимание и определение как самостоятельных единиц.
С имеющимся представлением о каждом элементе изучили их во взаимосвязи и пришли к выводу о фундаментальном значении правового принципа равенства в построении демократического государства и влиянии на все отрасли права без исключений в независимости от характера регулируемых ими общественных отношений.
Приведенные в научной литературе определения конституционного принципа равенства перед законом и судом неоднозначны. Его относят и к принципам правового статуса личности, и к принципам федерализма. Выявили суть каждого из них и дали более ясное и однозначное определение исследуемого понятия: конституционный принцип равенства перед законом и судом - это основополагающий принцип, участвующий в построении и функционировании правового государства и подразумевающий равное распространение закона и закрепление одинаковых для всех прав и обязанностей, равный доступ к правосудию и его осуществление единой судебной системой в одинаковом для всех судебном порядке, установленном законом.
Данный конституционный принцип обладает отличительной чертой - его официальное закрепление в Конституции РФ указывает на его целостность и самостоятельность, однако его можно разделить на два относительно самодостаточных принципа: принцип равенства перед законом и принцип равенства перед судом.
Изучение содержания этих принципов позволило нам констатировать, что существует преобладание принципа равенства перед законом над принципом равенства перед судом в силу рассмотрения второго в качестве составной части первого, также равенство перед законом не ограничивается сферой судопроизводства в отличие от равенства перед судом.
Между тем, в таком случае принцип равенства перед судом обретает относительную самостоятельность, так как принцип равенства перед законом находит своё воплощение в суде. А деятельность суда, в свою очередь, направлена на точное соблюдение закона, что подтверждает их тесную взаимосвязь. После рассмотрения содержательных аспектов указанных принципов по отдельности нами исследовано их содержание в единстве.
Конституционный принцип равенства, закрепленный в ст. 19 Конституции Российской Федерации, находит своё отражение в ряде международных правовых актов и тесно связан с другими конституционными нормами посредством таких выражений, как «равный доступ», «равные права», «равные обязанности», «каждый имеет право», «никто не может», «наравне».
Конституция Российской Федерации устанавливает основные положения равенства перед законом и судом, равенства прав и свобод человека и гражданина, гендерного равенства.
Исследуемый принцип распространяет свое действие на все сферы общественной жизни, конкретизируясь в нормах отраслевого законодательства, которое регулирует общественные отношения в определенной сфере.
Рассмотрев положения отраслевого законодательства, в котором конституционный принцип равенства перед законом и судом находит своё отражение, определили, что он зачастую лишь опосредованно закреплен в отраслевых правовых актах. Наиболее ярким примером является ч. 4 ст. 15 УПК РФ. В указанной норме рассматриваемый принцип урегулирован относительно равноправия сторон обвинения и защиты [83]. Также стоит отметить, что в УПК РФ не указан принцип равенства перед законом, не указан ряд признаков, независимо от которых осуществляется правосудие по уголовным делам. Кроме того, положение ч. 4 ст. 15 акцентирует внимание именно на равных правах субъектов, но принцип равенства перед законом и судом предполагает ещё и равные обязанности.
Для эффективной реализации изучаемого принципа считаем необходимым добиться соответствия уголовно-процессуального закона с требованиями Основного Закона страны и закрепить должным образом статью, провозглашающую равенство всех перед законом и судом в уголовном процессе, что будет являться своеобразным нравственно-правовым идеалом для всех уголовно-процессуальных институтов. Предложена формулировка данного принципа в УПК РФ: правосудие по уголовным делам осуществляется на началах равенства перед законом и судом всех граждан независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям и других обстоятельств.
Детально исследован вопрос закрепления конституционного принципа равенства перед законом и судом, рассмотрена каждая часть ст. 19 Конституции РФ по отдельности, поскольку вторая и третья части указанной статьи являются, по нашему мнению, проявлениями первой.
Завершив анализ положений ст. 19 Конституции РФ, обнаружили проблему, которая заключается в том, что не все актуальные аспекты конституционного принципа равенства перед законом и судом нашли своё отражение в Основном Законе страны. Поэтому для повышения эффективности реализации исследуемого принципа было предложено дополнить рассматриваемую статью актуальными и ценными положениями. В качестве примера рассмотрен опыт одного из субъектов Российской Федерации - Республики Башкортостан.
При исследовании правового регулирования конституционного принципа равенства перед законом и судом нами обращено внимание на проблему дискриминации в Российской Федерации, поскольку считаем, что она продолжает существовать в ряде правовых норм, ущемляющих права и свободы определенных социальных групп, что, в свою очередь, вызывает недовольство и тревогу в обществе.
Подтвердили существование дискриминации в России на примере ныне действующих и имеющих дискриминационный характер правовых положений. В качестве примера рассмотрено положение, согласно которому владение русским языком является конкурентным преимуществом гражданина при получении высшего образования и построении профессиональной траектории. Изучена проблема обеспечения социально-экономического равенства субъектов Российской Федерации. Исследовали проблему дискриминационного характера, препятствующую эффективности исследуемого принципа в отраслевом законодательстве: при исполнении уголовного наказания, назначенного инвалидам, в виде исправительных работ. После детального изучения каждой из перечисленных выше проблем были предложены меры для повышения действенности реализации принципа равенства, в частности, усиление контроля, надзора, мер юридической ответственности лиц, допускающих действия дискриминационного характера.
Проведенный анализ положений статьи 19 Конституции Российской Федерации позволил констатировать тот факт, что с течением времени проблема дискриминации не теряет актуальность, она лишь приобретает различные формы, а найденные пути решения зачастую несвоевременны. Поэтому так важны спланированные и вовремя предпринятые действия, направленные на решение данной проблемы. Это касается как законодательного уровня, так и правоприменительного. Важно подчеркнуть, что, искореняя проблему дискриминации и, тем самым, реализуя принцип равенства, законодатель должен стремиться к установлению единства правового статуса всех граждан. Изъятия допускаются только при наличии весомых объективных обстоятельств.
В Российской Федерации падение уровня доходов одних граждан и увеличение доходов малой группы других граждан наблюдается на протяжении последних десятилетий. Имущественное неравенство, активно набирающее обороты, способно преобразоваться в острый социальный конфликт. Определена задача законодателя, заключающаяся в обеспечении таких условий существования населения, при которых имущественное равенство будет обеспечиваться в максимально возможной степени. В связи с этим конституционный принцип равенства независимо от имущественного положения весьма важен для предупреждения социальных конфликтов и повышения качества жизни граждан.
Выяснили, что принцип равенства независимо от имущественного положения, являясь значимой составной частью конституционного принципа равенства перед законом и судом, выступает в качестве катализатора развития демократического правового государства.
При определении понятий «имущество» и «имущественное положение» мы обнаружили, что законодательно закреплены перечисленные понятия только в гражданском праве. Однако оно регулирует только те имущественные отношения, которые подразумевает закрепление собственности за определенными лицами и реализацию возможностей, заложенных в собственности. Это обусловило необходимость дать четкое и ясное определение указанных терминов относительно конституционного права.
Изучая нормативно-правовые акты и материалы судебной практики, пришли к выводу о том, что понятие «имущество», применительно к конституционному праву, является комплексной категорией, которая включает в себя не только материальные объекты и отношения собственности, но и связанные с ними права и обязанности.
Рассмотрели понятие «имущественное положение» как фактический статус человека в определенной системе общественных отношений. В нашем случае, такое положение обладает качеством правового статуса, так как оно законодательно закреплено и служит регулятором общественных отношений, определяя положение субъектов права, их субъективные права и юридические обязанности. Посредством исследования решений высших органов судебной власти сформулировали определение понятия «имущественное положение».
Изучив содержание принципа равенства независимо от имущественного положения, мы определили, что он служит критерием оценки законодательного регулирования. Обратили внимание на опасность игнорирования имущественного неравенства и значимую роль законодательных органов в предотвращении имущественного расслоения общества. Предложили меры по борьбе с данной проблемой. Например, обеспечение равного доступа и высокого качества обязательных образовательных и медицинских услуг для всех граждан Российской Федерации за счёт бюджетных средств.
Также в данном исследовании нами изучен вопрос защиты Конституционным Судом Российской Федерации конституционного принципа равенства независимо от имущественного положения. Установили, что по причине распространения действия данного принципа на многие сферы общественных отношений возникает необходимость защиты высшим органом конституционного контроля в России данного принципа в каждой области, в которой возникли споры касательно соответствия Конституции Российской Федерации.
В качестве доказательств всеобъемлющей защиты изучаемого принципа Конституционным Судом РФ нами рассмотрены примеры его решений касательно различных отраслей права: административного, гражданского, земельного, трудового, налогового права.
Проанализировав ряд постановлений высшего органа конституционного контроля, выявили его позицию и определили, что в его решениях нет прямого указания на соблюдение принципа равенства независимо от имущественного положения, оно выявляется косвенно, исходя из контекста решений. Однако мы полагаем, что решения Конституционного Суда должны содержать прямые указания на обязательность соблюдения данного принципа, что повысит эффективность его защиты.
Подобные работы
- Конституционный принцип равенства перед законом и судом в Российской Федерации
Магистерская диссертация, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 4835 р. Год сдачи: 2020 - Конституционно-правовые основы принципа равноправия человека и гражданина в Российской Федерации
Магистерская диссертация, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 4830 р. Год сдачи: 2016 - Принцип равенства при привлечении к административной ответственности в РФ
Дипломные работы, ВКР, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 4300 р. Год сдачи: 2018 - Конституционное право на квалифицированную юридическую помощь
Бакалаврская работа, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 4800 р. Год сдачи: 2020 - КОНСТИТУЦИОННО-ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ПРИОБРЕТЕНИЯ И ПРЕКРАЩЕНИЯ ГРАЖДАНСТВА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (12.00.02)
Диссертации (РГБ), административное право. Язык работы: Русский. Цена: 700 р. Год сдачи: 2005 - КОНСТИТУЦИОННО-ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ПРИОБРЕТЕНИЯ И ПРЕКРАЩЕНИЯ ГРАЖДАНСТВА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Диссертации (РГБ), муниципальное право. Язык работы: Русский. Цена: 500 р. Год сдачи: 2005 - Состав и полномочия арбитражного суда субъекта Российской Федерации (Российский Государственный Университет Правосудия)
Курсовые работы, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 500 р. Год сдачи: 2023 - КОНСТИТУЦИОННО-ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ПРИОБРЕТЕНИЯ И ПРЕКРАЩЕНИЯ ГРАЖДАНСТВА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Диссертации (РГБ), юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 700 р. Год сдачи: 2005 - КОНСТИТУЦИОННО - ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ СУДЕБНОЙ СИСТЕМЫ В РФ
Дипломные работы, ВКР, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 6500 р. Год сдачи: 2019



