Аннотация 2
Введение 4
Глава 1 Теоретические основы проблемы развития у детей старшего дошкольного возраста эмоционального интеллекта в процессе дидактической игры 10
1.1 Теоретический анализ исследований по проблеме развития у детей старшего дошкольного возраста эмоционального интеллекта 10
1.2 Дидактическая игра как средство развития эмоционального интеллекта детей старшего дошкольного возраста 14
Глава 2 Экспериментальное исследование развития у детей 5-6 лет эмоционального интеллекта в процессе дидактических игр 20
2.1 Выявление уровня развития у детей 5-6 лет эмоционального интеллекта 20
2.2 Содержание работы по развитию у детей 5-6 лет эмоционального интеллекта в процессе дидактических игр 34
2.3 Оценка динамики уровня развития у детей 5-6 лет эмоционального интеллекта 39
Заключение 51
Список используемой литературы 56
Приложение А Протоколы результатов констатирующего эксперимента 59
Приложение Б Перспективный план по развитию у детей 5-6 лет эмоционального интеллекта посредством дидактических игр 67
Приложение В Результаты контрольного эксперимента 75
В наше время очень много проблем, с которыми сталкивается педагог и, чтобы их преодолевать нужно более углублено изучать и решать эти проблемы. Одной из важных проблем на протяжении многих лет в психолого-педагогической литературе является формирование эмоционального интеллекта детей. Одним из направлений работы с детьми по разделу основной образовательной программы дошкольного образования в каждой дошкольной образовательной организации - «Социально-коммуникативное развитие», заявлено направление: развитие у детей дошкольного возраста эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирования готовности к совместной деятельности со сверстниками. Значимость задачи развития эмоционального интеллекта детей, начиная с дошкольного возраста , связана с тем, что, по утверждению ученых, дети на сегодняшний день становятся менее чувствительными, у них ослабляется человеческая способность к эмпатии. По мнению Ю.А. Афонькиной, увеличивается число детей с нарушениями психоэмоционального развития. Им свойственна эмоциональная неустойчивость, враждебность, агрессивность, тревожность, что серьезно осложняет и взаимоотношения с людьми и с окружающим.
Вместе с тем способность к регуляции эмоций является важным новообразованием дошкольного возраста, что представлено в работах Л.И. Божович, Л.С. Выготского, Р.М. Грановской, В.В. Давыдова, И.В. Дубровиной, С.Л. Рубинштейна, Д.Б. Эльконина. Психологи отмечают, что на данный момент существует потребность в более глубоком исследовании эмоционального интеллекта детей. Формирование эмоционального интеллекта является значимым фактором, фундаментом развития личности ребенка в дошкольном возрасте. Именно эмоциональный интеллект во многом определяет особенности самосознания человека, его отношение к миру, поведение и самочувствие среди людей. Исследование структуры, процесса и путей его формирования откроет реальную возможность оптимизации личностного развития ребенка и его взаимоотношений с другими детьми и взрослыми в ходе межличностного взаимодействия. Ряд зарубежных исследователей представляют решение многих теоретических и практических проблем эмоционального интеллекта: теория эмоционально-интеллектуальных способностей Дж. Майера, П. Саловея, Д. Карузо, теория эмоциональной компетентности Д. Гоулмена, некогнитивная теория эмоционального интеллекта Р. Бар-Она. В.Е. Лёвкин, С.И. Семенака, П. Саловейв современных исследованиях определяю сущность, компоненты, уровни уровень эмоционального интеллекта.
По мнению Н.С. Ежковой у детей дошкольного возраста эмоции занимают главную роль в его жизни. Эмоции помогают лучше воспринимать различный эпизод в жизни и реагировать на него. Они помогают ребенку лучше понять окружающий мир получше к нему приспособиться и проявить к нему определенную эмоцию.
А.Н. Леонтьев в своих работах подчеркивал, что дети будут владеть средствами эмоциональной выразительности, и у них будут сформированы эмоционально-нравственные оценки - через дидактические игры; дидактические игры считаются «рубежными играми», они представляют собой переходную форму к той не игровой деятельности, которую они подготавливают. Дидактические игры помогают развивать познавательную деятельность, интеллектуальные операции, которые представляют собой основу обучения.
К. Гросс, З. Фрейд, Г. Спенсер, К. Бюллер, Л.С. Выготский, Д.Б. Эльконин, А.В. Запорожец и многие другие ученые пытались доказать, как появились дидактические игры и для чего они нужны в жизни ребенка для развития эмоционального интеллекта.
Л.А. Абрамян в исследованиях описывал, что при помощи дидактических игр легче наладить позитивные взаимоотношения с окружающими, чем при выполнении другой деятельности, именно дидактические игры формируют положительные эмоции и развивают интеллект. При этом очень важно чтобы с ребенком присутствовал взрослый, который будет давать ему возможность почувствовать себя защитником, веру в себя и в свои силы, способен сформировать у ребенка эмоциональное благополучие.
Вместе с тем, особенности образовательной деятельности с детьми дошкольного возраста по формированию эмоционального интеллекта слабо представлены в современных исследованиях.
В результате развивающие возможности эмоционального интеллекта посредством дидактических игр остаются нереализованными в практике дошкольной образовательной организации. Следует данная проблема развития у детей 5-6 лет эмоционального интеллекта посредством дидактических игр не получила достаточного отражения во взаимодействии педагогов дошкольной образовательной организации и родителей (законных представителей) детей старшего дошкольного возраста. Все данные указывают на то, что развитие у детей 5-6 лет эмоционального интеллекта посредством дидактических игр до настоящего времени не решены в полной мере.
Актуальность исследования обусловлена: важностью проблемы развития эмоционального интеллекта у детей 5-6 лет через дидактические игры; разработкой психолого-педагогических условий развития у детей 5-6 лет эмоционального интеллекта посредством дидактических игр.
Анализ научных исследований и психолого-педагогической практики позволил нам выявить противоречие между: важностью развития у детей 5-6 лет эмоционального интеллекта посредством дидактических игр и недостаточной разработанностью содержания работы по данному направлению в дошкольной образовательной организации.
Проблема исследования: какова возможность организации работы по развитию у детей 5-6 лет эмоционального интеллекта посредством дидактических игр?
Исходя из актуальности данной проблемы, сформулирована тема исследования: «Развитие у детей 5-6 лет эмоционального интеллекта посредством дидактических игр».
Цель исследования: теоретически обосновать и экспериментально проверить возможности организации работы по развитию у детей 5-6 лет эмоционального интеллекта посредством дидактических игр.
Объект исследования: процесс развития у детей 5-6 лет эмоционального интеллекта.
Предмет исследования: развитие у детей 5-6 лет эмоционального интеллекта в процессе дидактических игр.
Гипотеза исследования: мы предположили, что развитие у детей 5-6 лет эмоционального интеллекта в процессе дидактических игр возможно, если:
• создать в группе уголок развития эмоционального интеллекта, оснащенный соответствующими материалами и атрибутами для организации дидактических игр;
• разработать перспективный план по развитию у детей 5-6 лет эмоционального интеллекта посредством дидактических игр;
• составить картотеку дидактических игр, способствующих развитию у детей эмоционального интеллекта и определенных эмоциональных состояний.
В соответствии с целью и гипотезой сформулированы следующие задачи исследования.
1. На основе анализа психолого-педагогических исследований раскрыть и охарактеризовать процесс развития у детей 5-6 лет эмоционального интеллекта посредством дидактических игр.
2. Определить показатели, выявить и охарактеризовать уровни развития у детей 5-6 лет эмоционального интеллекта.
3. Определить, охарактеризовать и апробировать содержание работы по развитию у детей 5-6 лет эмоционального интеллекта в процессе дидактических игр.
4. Выявить динамику уровня развития у детей 5-6 лет эмоционального интеллекта.
Теоретико-методологическую основу исследования составили:
• теоретические положения Д. Гоулмена, И.Н. Андреевой о развитии эмоционального интеллекта;
• теоретические положения А.И. Сорокиной, Е.Н. Удальцовой, A. К. Бондаренко о значении дидактических игр для развития эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста;
• теоретические положения Ю.А. Афонькиной, Л.П. Стрелковой, B. М. Минаевой, М.А. Нгуен по использованию наглядных алгоритмов, обеспечивающих развитие у детей 5-6 лет эмоционального интеллекта.
Для поставленной гипотезы и решение задач, использовались методы исследования такие как:
• теоретические: анализ психологической, педагогической и методической литературы по исследуемой проблеме;
• эмпирические: психолого-педагогический эксперимент, включающий констатирующий, формирующий и контрольный этапы;
• методы обработки полученных результатов: качественный и количественный анализы результатов исследования.
Экспериментальная база исследования. Исследование проходило на базе Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения средняя школа № 1 р. п. Кузоватово дошкольное отделение. В исследовании принимали участие воспитанники старшей группы в количестве 30 детей.
Новизна исследования заключается в том, что разработано содержание перспективного плана по развитию у детей 5-6 лет эмоционального интеллекта посредством дидактических игр и составлена картотека дидактических игр, способствующих развитию у детей эмоционального интеллекта и определенных эмоциональных состояний.
Теоретическая значимость исследования заключается в том, что разработано содержание поэтапной работы по развитию у детей 5-6 лет эмоционального интеллекта в процессе организации специально подобранных дидактических игр.
Практическая значимость исследования заключается в том, что картотеку дидактических игр, способствующих развитию у детей 5-6 лет определенных эмоциональных состояний, и перспективный план по развитию у детей 5-6 лет эмоционального интеллекта посредством дидактических игр, могут использовать в своей работе педагоги дошкольных образовательных организаций для развития эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста.
Структура бакалаврской работы. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка используемой литературы (32 наименования) и 3 приложений. Для иллюстрации текста используется 15 таблиц, 15 рисунков. Основной текст работы изложен на 58 страницах.
На основании проведенного исследования можно сделать вывод, что эмоции имеют очень большую роль в развитии ребенка, так как они помогают дошкольнику воспринимать действительность и реагировать на нее. Положительные эмоции помогают дошкольникам в будущем легче осваивать обучение в школе.
Но проблема развития у детей 5-6 лет эмоционального интеллекта посредством дидактических игр не получила достаточного отражения во взаимодействии педагогов дошкольной образовательной организации и родителей (законных представителей) детей старшего дошкольного возраста. Все данные указывают на то, что развитие у детей 5-6 лет эмоционального интеллекта посредством дидактических игр до настоящего времени не решены в полной мере.
На констатирующем этапе исследования мы выявили уровень развития у детей 5-6 лет эмоционального интеллекта. На основе исследований Ю.А. Афонькиной, В.М. Минаевой, М.А. Нгуен, Л.П. Стрелковой мы выделили показатели уровня развития у детей 5-6 лет эмоционального интеллекта и подобрали диагностические методики.
К низкому уровню развития у детей 5-6 лет эмоционального интеллекта мы условно отнесли 5 детей (33,4%) из контрольной группы и 4 ребенка (26,6%) из экспериментальной группы.
К среднему уровню развития у детей 5-6 лет эмоционального интеллекта мы условно отнесли 7 детей (46,6%) из контрольной группы и 8 детей (52,4%) из экспериментальной группы. К высокому уровню развития у детей 5-6 лет эмоционального интеллекта мы условно отнесли по 3 ребенка (20%) из контрольной и экспериментальной групп. По результатам констатирующего этапа эксперимента следует, что большинство детей 5-6 лет имеют средний и низкий уровни развития эмоционального интеллекта. Полученные результаты позволяют утверждать, что необходима специально организованная работа, способствующая повышению уровня развития у детей 5-6 лет эмоционального интеллекта.
Целью формирующего этапа было: разработать и экспериментально проверить содержание работы по развитию у детей 5-6 лет эмоционального интеллекта посредством дидактических игр.
Мы предположили, что развитие у детей 5-6 лет эмоционального интеллекта в процессе дидактических игр возможно, если:
• создать в группе уголок развития эмоционального интеллекта, оснащенный соответствующими материалами и атрибутами для организации дидактических игр;
• разработать перспективный план по развитию у детей 5-6 лет эмоционального интеллекта посредством дидактических игр;
• составить картотеку дидактических игр, способствующих развитию у детей эмоционального интеллекта и определенных эмоциональных состояний.
На первом этапе формирующего эксперимента в группе был создан уголок развития эмоционального интеллекта «Путешествие в мир эмоций».
На втором этапе формирующего эксперимента, чтобы начать конкретную работу по развитию у детей 5-6 лет эмоционального интеллекта посредством дидактических игр, был составлен
На третьем этапе формирующего эксперимента мы подобрали дидактические игры, способствующие развитию у детей 5-6 лет эмоционального интеллекта, которые затем представили в картотеке дидактических игр.
Таким образом, по результатам проведенной формирующей работы, в том числе включение дидактических игр в образовательную деятельность и в утренний и вечерний круг общения в группе, можно сделать вывод о том, что дети экспериментальной группы научились понимать эмоциональное состояние окружающих и научились сами выражать те или иные эмоциональные состояния. Эти умения развивались в большей степени в дидактических играх. Дети сами самостоятельно с большим интересом участвовали в дидактических играх, сначала с педагогом, а потом стали организовывать дидактические игры, способствующие развитию у детей 5-6 лет эмоционального интеллекта и в своей самостоятельной деятельности.
Это подтвердили результаты контрольного этапа экспериментального исследования.
Была выявлена следующая динамика результатов в экспериментальной группе: количество детей 5-6 лет с низким уровнем развития эмоционального интеллекта снизилось на 20%; количество детей 5-6 лет с высоким уровнем развития эмоционального интеллекта увеличилось на 33%.
Результаты детей в контрольной группе практически не изменились.
Таким образом, можно сделать вывод об успешности поэтапной работы по развитию у детей 5-6 лет эмоционального интеллекта посредством дидактических игр.
Таким образом, по результатам проведенной работы, за счет включения дидактических игр в образовательную деятельность и в утренний и вечерний круг, можно сделать вывод о том, что дети, которые находились в экспериментальной группе, научились понимать эмоциональное состояние окружающих и научились сами выражать те или иные эмоциональные состояния. Дети охотно вступают в диалог, умеют поддержать и завершить его, охотно находят контакт в игровом сообществе, разрешают возникающие трудности, умеют договариваться. Стали доброжелательные, тактичны, вежливыми. Дети стали самостоятельно играть в дидактические игры со сверстниками, где возникают дружеские взаимоотношения, научились эмоционально выражать свои чувства. Стали понимать эмоциональное состояние как свое, так и окружающих их людей. Дети имеют представления о способе выражения собственных эмоций; научились управлять сами своими эмоциями и чувствами; умеют радоваться за сверстников, сопереживать им. Эти умения формировались в большей степени в дидактических играх.
1. Абрамян Л. А. Игра дошкольника / Сост. Е. В. Зворыгина. М. : Просвещение, 1989.
2. Андреева И. Н. Эмоциональный интеллект: исследование феномена // Вопросы психологии. 2006. № 3. С. 78-86.
3. Афонькина Ю. А. Диагностика эмоционального интеллекта у дошкольников // Детский сад: теория и практика. 2014. № 4.С. 7-17.
4. Белова Е. С. Особенности общения и эмоционально-личностного развития дошкольников с высоким творческим потенциалом // Вопросы психологии. 2010. № 6. С. 14-23.
5. Бондаренко А. К. Дидактические игры в детском саду. Книга для воспитателя детского сада. М. : Просвещение, 1991. 160 с.
6. Буянова А. Ю. Теоретические аспекты развития эмоционального интеллекта у детей дошкольного возраста// Образование и воспитание. 2015. № 3. С. 59-61.
7. Виноградова Н. Ф. Умственное воспитание детей в процессе ознакомления с природой. М. : Просвещение, 1982. 111 с.
8. Гоулман Д. Эмоциональный интеллект. М. : АСТ, 2009. с. 233.
9. Дворецкая И. А. Социально-эмоциональное развитие детей дошкольного возраста.5-6 лет : методическое пособие. М. : Дрофа, 2019. 152 с.
10. Дрязгунова В. А. Дидактические игры для ознакомления дошкольников с растениями : Пособие для воспитателя детского сада. М. : Просвещение, 1981. 80 с.
11. Ежкова Н. С. Эмоциональное развитие детей дошкольного возраста.: учебно-методическое пособие. В 2 ч. Часть 1. М. : Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2010. 127 с.
12. Запорожец А. В. К вопросу о генезисе, функции и структуре эмоциональных процессов у ребенка // Избранные психологические труды. В 2 томах. Том 1. Психическое развитие ребенка. М. : Педагогика, 1986. С. 260-276.
13. Иваницкая Г. Н. Музыкальные загадки // Под ред. А. Ганорев. М. : Композитор, 1994.
14. Играем, дружим, растем : сборник развивающих игр. Старшая группа // Авт.-сост. И. С. Артюхова, В. Ю .Белькович. М. : ООО «Русское слово-учебник», 2015. 48 с.
15. Капранова В. А. История педагогики в лицах : Учебное пособие. М. : НИЦ ИНФРА-М; Мн. : Нов.знание, 2013. С. 97.
...