Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ РЕАБИЛИТАЦИИ ЛИЦ С ЗАВИСИМОСТЬЮ ОТ ПСИХОАКТИВНЫХ ВЕЩЕСТВ

Работа №115862

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

психология

Объем работы71
Год сдачи2021
Стоимость4280 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
154
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 4
Глава 1 Теоретическое исследование проблемы зависимости личности и возможностей психологического сопровождения реабилитации лиц с зависимостью 11
1.1 Проблема зависимости от психоактивных веществ и ее
изучение в отечественной и зарубежной психологии 11
1.2 Психологическое сопровождение как вид деятельности
практического психолога 21
1.3 Особенности психологического сопровождения
реабилитации лиц, зависимых от употребления психоактивных веществ 26
Глава 2 Экспериментальное исследование возможностей психологического сопровождения реабилитации лиц с зависимостью от употребления психоактивных веществ 33
2.1 Организация и методы исследования 33
2.2 Эмпирическое исследование индивидуальных
особенностей личности с зависимостью от употребления психоактивных веществ 36
2.3 Разработка и апробация программы психологического сопровождения реабилитации лиц с зависимостью от употребления психоактивных веществ 45
2.4 Анализ полученных результатов 56
Заключение 62
Список используемой литературы 66


Актуальность исследования. В настоящее время, проблема зависимого поведения среди молодёжи и формирование у них навыков здорового образа жизни, в нашей стране, одна из важнейших тем. В современной психологии накоплена определенная информация о проблеме зависимости человека от психоактивных веществ (ПАВ) и способах её преодоления, теоретически анализируя которую, нам предстоит разобраться по этой теме, в данной работе.
В нынешнем быстроменяющемся мире технологий и высокого ритма жизни общества порождается ситуация необходимости в постоянной адаптации современного человека к происходящим изменениям, что, как известно, требует перестроек как личностных сфер (ценностно-смысловых, потребностно-мотивационных), так и поведенчески-деятельностных характеристик личности. Эта ситуация характеризуется высокой стрессогенностью, а стресс, который каждый «социальный человек» испытывает в повседневности жизни, вызывает устойчивое нервно-психическое напряжение, которое требует разрядки и утилизации. Для продуктивной переработки напряжения требуются навыки, обеспечивающие нервно-психическое равновесие, а овладение ими и их использование возможно только при направленности личности на здоровье и здоровый образ жизни. К сожалению, многие прибегают к употреблению различных веществ, которые сегодня классифицируются как психоактивные, которые мало решают задачи восстановления нарушенного баланса, но при употреблении вызывают эйфорию, ложное чувство отдыха и расслабления и запускают механизм привыкания, формируя зависимость. Употребление психоактивных веществ, став неотъемлемой частью жизни, крайне деструктивно влияют на человека - его продуктивность, целенаправленность, на мотивы жизни и способность к их соподчинению, на систему отношений человека в социуме, на интимно-личностей отношения. Такая ситуация приводит зачастую к необратимым изменениям соматического и психического здоровья человека и, в итоге, к деформации личности.
Наряду с технологическим прогрессом, «нарко» и «алко» индустрия также не стоит на месте. С начала двадцать первого века на улицы нашей страны огромным потоком хлынули новые виды синтетических наркотиков, вызывающие мгновенное привыкание, некоторые из которых даже не определяются тестами. На прилавках магазинов появился большущий выбор алкогольных напитков, с набором всевозможных вкусов и прекурсоров, быстро изменяющих при их употреблении психологическое и физическое состояние. Такая ситуация «спроса и предложения», где человек, желающий получить быстрый эмоциональный подъём и расслабление вполне легко находит в социуме возможности для получения, желаемого и удовлетворения своих гедонистических потребностей, во-многом усложняет задачи профилактики зависимости человека от употребления психоактивных веществ, лечения этих состояний (алкоголизма, наркомании, токсикомании) и посттерапевтических программ реабилитации зависимого.
Актуальность проблемы нашего исследования обуславливается социальным заказом современного общества, а также потребностью повышения эффективности психологического сопровождения лиц с зависимостью от психоактивных веществ. В последние годы увеличилось количество лиц, употребляющих психоактивные вещества в возрасте от 18 до 35 лет, который является как раз периодом становления и реализации личности, периодом выбора и становления, стремлений и формирования новых социальных отношений. Сложность стоящих перед личностью задач и желание и,зачастую, невозможность решить их в полном и желаемом объеме, порождает негативные чувства и состояния, при которых люди чувствуют себя одинокими и потерянными, нереализованными и неудовлетворёнными жизнью, усиливая тенденцию образования зависимости, с одной стороны, и усложняя процесс выздоровления и реабилитации, с другой.
Исходя из того, что, на этапах отказа от употребления психоактивных веществ, человек также переживает стресс, а в аспекте его индивидуальных психологических особенностей и по-разному его переносит, современные программы реабилитации имеют разную степень эффективности, что в свою очередь усложняет решение такой важной социальной задачи, как борьба с алкоголизмом и наркоманией. Все это поднимает вопрос о поиске путей и средств повышения эффективности как лечения, таки реабилитации зависимых для их полнейшего выздоровления и возвращения к полноценной социальной активности.
Проблемы зависимости от психоактивных веществ, аддиктивного поведения личности, модели и методы их терапии, возможности практической психологии и психотерапии для решения задач профилактики и коррекции зависимого поведения активно разрабатываются и изучаются в науке. Так, в зарубежной психологии проблемой аддиктивного (зависимого) поведения занимались такие ученые, как Д.Р. Меерс, Л.М. Додс, В. Миллер, М. Ландри, Л. Вёсмер и многие другие. В отечественной психологии этим занимались Б.С. Братусь, С.И. Кулаков, Е.В. Змановская, Н.П. Бурмак,А.Е. Личко, Е.П. Ильин, В.С. Донских, Ц.П. Короленко, В.Д. Менделевич и другие.
Проблемами психотерапевтической помощи личности с нарушениями поведения и коррекцией зависимого поведения занимались Э. Берн, Ст. Гроф, А. Менегетти, Н. Пезешкиан, Н.С. Курек, Д. Кипер, К. Рудестам, И.Д. Ялом, Т.Т. Горски, В.Ю. Александрова, М.Н. Овчинникова, Д.А. Захидов, Л.И. Сосина, Н.Н. Иванец, А.Д. Игонин, Ю.В. Валентик и др.
Проблема исследования обусловлена необходимостью поиска путей и средств повышения эффективности реабилитации зависимых для их полнейшего выздоровления и возвращения к полноценной социальной активности, что требует дальнейшего изучения возможностей психологического сопровождения реабилитационных этапов излечения и разработкой и апробацией психологических программ, направленных на формирование здоровых компонентов личности зависимых от употребления психоактивных веществ с целью их качественной реабилитации и повышению эффективности терапии зависимости.
Противоречия:
- несмотря на научную изученность в психологии проблемы аддикции и аддиктивного поведения все еще недостаточно изучены проблемы индивидуальности и роли индивидуально-психологических различий в образовании зависимого поведения человека, а также влияющие на эффективность излечения и реабилитации зависимого;
- разработанность проблемы психотерапевтической помощи лицам с аддиктивным поведением все еще не привела к решению проблем эффективной реабилитации лиц с зависимостью, что требует дальнейшего поиска методов и средств как психотерапии, так и психологического сопровождения лиц с аддикцией.
Цель исследования: изучение возможностей и особенностей психологического сопровождения реабилитации лиц с зависимостью от психоактивных веществ.
Объект исследования - зависимость (аддикция) от психоактивных веществ.
Предмет - психологическое сопровождение реабилитации лиц с зависимостью от психоактивных веществ.
Гипотеза исследования: мы предполагаем, что программа психологического сопровождения реабилитации лиц с зависимостью от психоактивных веществ, включающая в себя изучение индивидуальных особенностей личности клиентов, проявляющихся в виде психологических защитных механизмов личности, мотивации к избеганию неудач, особенностей волевого самоконтроля и программы, направленной на осознание негативных проявлений этих особенностей, активизирует личностные ресурсы и мотивирует личность зависимых на выздоровление.
Задачи исследования:
1) Проанализировать теоретическую литературу по проблеме аддиктивного поведения и особенностей психологического сопровождения лиц с зависимостью от психоактивных веществ.
2) Провести эмпирическое исследование индивидуальных особенностей личности с зависимостью от употребления психоактивных веществ.
3) Разработать и апробировать программу психологического сопровождения реабилитационного процесса лиц с зависимостью от ПАВ.
4) Проанализировать полученные в ходе исследования результаты.
Методы и методики исследования:
1) Метод теоретического анализа.
2) Методы психодиагностики:
- опросник «Индекс жизненного стиля» (LifeStyleIndex, LSI), авторы Р. Плутчик, Г. Келлерман, Х.Р. Конте [9];
- тест-опросник «Сопротивление», разработанный на основе программ «Миннесотской модели реабилитации», адаптация специалистами реабилитационного центра «Флагман»;
- методика оценки мотивации избегания неудач, автор Т. Элерс, в адаптации М.А. Китти [58];
- опросник волевого самоконтроля (ВСК), авторы А.Г. Зверков, Е.В. Эйдман [42].
3) Методы количественной и качественной обработки эмпирических данных.
Методологической основой исследования выступают научно-теоретические взгляды на проблему аддикции Б.Д. Карвасарского, Е.П. Ильина, С.Ф. Смагина, А.В. Гоголевой, Ц.П. Короленко, Т.Т. Горски, Н.Н. Иванца, а также И. Ноймана, Д.Р. Меерса, Л.М. Додса, А. Менегетти, Н. Пезешкиана, К. Рудестама, И.Д. Ялома и др.
Теоретическая значимость исследования заключается в систематизации взглядов на проблему аддиктивного поведения, его образования, факторов, влияющих на развитие зависимостей, а также в анализе психологических моделей, методов и технологий, способных положительно влиять на результативность реабилитационных программ лиц с зависимостью от психоактивных веществ.
Практическая значимость исследования заключается в возможности применения полученных данных об особенностях мотивационной направленности лиц с зависимостью, специфике их волевой регуляции и способахпсихологической защиты личности, а также апробированной программы психологического сопровождения в реабилитационные программы центров помощи лицам с зависимостью от употребления психоактивных веществ.
Новизна исследования заключается в разработке и апробации программы психологического сопровождения лиц с зависимостью от ПАВ, проходящих реабилитацию в специализированных центрах помощи.
Экспериментальная база исследования: исследование и апробация программы психологического сопровождения проводились на базе автономного некоммерческого общества «Сообщество «7 Навыков выздоравливающего наркомана и алкоголика»» (АНО «СООБЩЕСТВО 7 Н»), реабилитационного центра «Флагман», г. Севастополь.
Положения, выносимые на защиту:
- аддиктивное поведение как одно из разновидностей девиации личности требует при оказании помощи и реабилитации серьезного изучения индивидуальных особенностей личности с зависимостью от употребления психоактивных веществ;
- в программы психологического сопровождения при реабилитации лиц с зависимостью от ПАВ для результативности необходимо включать психодиагностические исследования индивидуальных особенностей, особенностей мотивации и волевой регуляции лиц с зависимостью для осознания ими собственных личностных особенностей и их роли в образовании аддикции, что позволит лицам с зависимостью от ПАВ улучшить самопонимание и повысить самоконтроль и самоорганизацию на этапах реабилитации;
- программы психологического сопровождения реабилитации лиц с зависимостью, организованные с использованием интегративного подхода, где объединяются классические принципы, подходы и методы групповой психотерапии, методы коррекции защитного поведения личности и анализа сопротивления, будут способствовать повышению качества реабилитации личности пациентов.
Структура и объем работы. Работа содержит введение, две главы, заключение и список используемой литературы (62 источника). В работе содержится 4 таблицы, 4 рисунка. Общий объем работы составляет 70 страниц.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Исследование, проведенное нами в рамках бакалаврской выпускной квалификационной работы, было посвящено изучению возможностей психологического сопровождения лиц с зависимостью от психоактивных веществ и особенностей этого процесса. Исследование было направлено на изучение гипотезы о том, что программа психологического сопровождения реабилитации лиц с зависимостью от психоактивных веществ, включающая в себя изучение индивидуальных особенностей личности клиентов, проявляющихся в виде психологических защитных механизмов, мотивации к избеганию неудач, особенностей волевого самоконтроля и программы, направленной на осознание негативных проявлений этих особенностей, активизирует личностные ресурсы и мотивирует личность зависимых на выздоровление.
Для достижения цели и проверки гипотезы нами были изучены научные взгляды и подходы к проблеме зависимости, зависимого поведения, а также подходы к реабилитации аддиктивой личности, психологической помощи лицам, проходящим реабилитацию зависимости.
Так, в ходе теоретического анализа было установлено, что аддиктивное поведение, как один из вариантов девиации, является «...одной из форм деструктивного поведения человека и выражается в стремлении к уходу от реальности путем изменения своего психического состояния посредством приема некоторых веществ или постоянной фиксации внимания на определенных предметах или активностях (видах деятельности), что сопровождается развитием интенсивных эмоций» [5]. Аддиктивное поведение принято разделять в соответствии со стимулами, его провоцирующими, и выделять химические и нехимические варианты аддиктивного поведения. Смысловой и мотивационной нагрузкой аддиктивного поведения является попытка человека уйти от реальности и достичь состояний, сопровождаемых «сильными эмоциональными переживаниями», которые становятся доминирующим фактором при выборе личностью поведенческих паттернов, при которых человек стремиться воспроизвести желаемое им состояние.
Для человека с химической аддикцией характерен повышенный уровень внушаемости, некритичность, легковерность, податливость групповому воздействию и авторитарному управлению, т.е., этим людям присущ конформизм. Присущая им неспособность адекватно планировать и прогнозировать свое будущее обусловлена редукцией способности соотносить свои прошлые и настоящие действия, и снижением или утратой зрелых форм ответственности.
В профессиональной деятельности практического психолога, работающего непосредственно с зависимыми людьми, большую роль играет психологическое сопровождение, которое подразумевает под собой создание условий, обеспечивающих человеку возможность принятия оптимальных решений в сложившейся жизненной ситуации, формирования адекватной оценки последствий своего употребления и мотивации к прохождению курса программы реабилитации [38].
Психологическое сопровождение в программе реабилитации представляет собой особую форму реализации длительной социальной и психологической помощи человеку. Отличительной особенностью психологического сопровождения является возможность создать условия для поиска скрытых ресурсов развития субъекта, патронаж его возможностей, открытие перспектив личностного роста. В качестве результата психологического сопровождения клиента в реабилитационном процессе выступает рост приспособляемости, то есть приятия способности к самостоятельному достижению гармонии в отношениях с собой и другими людьми.
В ходе экспериментального исследования нами было проведено эмпирическое изучение индивидуальных особенностей личности, разработана и апробирована программа психологического сопровождения реабилитации лиц с зависимостью от ПАВ. Экспериментальной базой исследования выступила автономная некоммерческая организация «Сообщество «7 Навыков выздоравливающего наркомана и алкоголика»» (АНО «СООБЩЕСТВО 7 Н»), реабилитационного центра «Флагман», г. Севастополь. В исследовании приняли участие 30 испытуемых, проходящих реабилитацию в центре.
Для реализации эмпирического исследования нами был отобран психодиагностический инструментарий, благодаря которому была собрана информация об индивидуальных особенностях личности, зависимых и проведен анализ полученных результатов.
Задачи, поставленные на этапе эмпирического исследования, были выполнены, были выделены виды защитных механизмов, дана характеристика личности химически зависимого человека, изучены психологические характеристики сопротивления, как интегративного механизма психологической защиты у химически зависимых.
Результаты проведенного исследования позволили сказать, что характерной особенностью зависимой личности является ригидность, повышенный уровень внушаемости, неспособность адекватно планировать и прогнозировать свое будущее, эгоцентризм, алекситимия, мечтательность, нетерпеливость и максимализм. Также испытуемые характеризуются субъективностью мышления, неразвитостью аналитичности мыслительной деятельности, шаблонностью мышления. Поведенческими особенностями зависимой личности являются бесцельность, импульсивность, ригидность, инвариантность, а в Я-концепции отмечается низкая самооценка с тенденцией ее непродуктивной компенсации, внешне выраженная в демонстрации полярного самоотношения по типу завышенной или сверхзавышенной самооценки. Также было выявлено, что испытуемым свойственно использование защитных механизмов с целью избегания выздоровления и сопротивления ему.
На втором этапе экспериментального исследования была разработана и апробирована программа психологического сопровождения, которая представляла собой комплекс мероприятий, направленных на последовательную работу над осознанием защитных механизмом и видов сопротивления, используемых участниками при реабилитации зависимости, а также над активным преобразованием поведения, не обусловленным более сопротивлением выздоровлению. Также в программе проводилась работа над формированием устойчивой мотивации участников на выздоровление и прохождения полноценной реабилитации в специализированном центре. Программа реализовывалась в два этапа, где первый был посвящен просвещенческо-аналитической работе, а второй предполагал активную работу клиентов над поставленными проблемами в ходе выполнения специальных заданий.
По результатам работы в программе от участников была получена обратная связь, содержание которой свидетельствует о появлении у них открытого поведения, здоровой и объективной самокритичности, о продуктивном принятии себя, своих особенностей и негативных компонентов личности и характера. Приобретение участниками таких характеристик и активное использование их в практике работы группы позволяют говорить о наличии у них признаков положительной динамики в работе над осознанием защитных механизмов и сопротивления, мешающих полноценной реабилитации, и появлении у них здорового и зрелого поведения, способствующего ответственности, самоконтролю и самоорганизации своей активности. Это в свою очередь подтверждает поставленную нами в исследовании гипотезу и свидетельствует об эффективности разработанной и апробированной программы психологического сопровождения.



1. Айвазова А. Е. Психологические аспекты зависимости. СПб. : Речь, 2003. С. 28-29.
2. Александер Ф. Психосоматическая медицина. Принципы и практическое применение. М. : ЭКСМО-Пресс, 2002. 352 с.
3. Александровский Ю. А. Словарь терминов, используемых в психиатрии. М. : Веданта, 2021. 272 с.
4. Березин С. В., Лисецкий К. С., Назаров Е. А. Психология наркотической зависимости и созависимости. Монография. Самара : Бахрах- М, 2008. 456 с.
5. Большой психологический словарь / Сост. и общ.ред.
Б.Г. Мещеряков, В.П. Зинченко. М. : Прайм-Еврознак, 2009. 816 с.
6. Большой энциклопедический словарь медицинских терминов. Более 100 тысяч терминов. М. : ГЕОТАР-Медиа, 2012. 2263 с.
7. Бухановский А. О. Зависимое поведение: клиника, динамика, систематика, лечение, профилактика. Ростов-на-Дону, 2002. 60 с.
8. Вассерман Л. И., Ерышев О. Ф., Клубова Е. Б. Психологическая диагностика индекса жизненного стиля. Пособие для психологов и врачей. СПб.: СПбНИПНИ им. В.М.Бехтерева, 2005. 50 с.
9. Вассерман Л. И., Иовлев Б. В., Карпова Э. Б., Вукс А. Я. Психологическая диагностика отношения к болезни: пособие для врачей. СПб. : НИИ им. В.М. Бехтерева, 2005. 33 с.
10. Галяутдинова С. И., Ахмадеева Е. В. К проблеме понимания аддикции и зависимости отечественными и зарубежными исследователями [Электронный ресурс] // Вестник Башкирск. ун-та. 2013. №1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/k-probleme-ponimaniya-addiktsii-i-zavisimosti-otechestvennymi-i-zarubezhnymi-issledovatelyami
11. Гарифуллин Р. Р. Психологические подходы к проблеме наркомании // Сибирский психологический журнал. № 35. 2010. 29-32 с.
12. Гоголева А. В. Аддиктивное поведение и его профилактика. 2-е изд., стер. М. : МПСИ, Воронеж: МОДЭК, 2003. 240 с.
13. Горски, Т. Т. Путь выздоровления. План действий для предотвращения срыва. М. : Институт Общегуманитарных Исследований, 2017. 160 с. С. 7.
14. Даулинг С. Психология и лечение зависимого поведения. М. : Независимая фирма «Класс», 2000. 240 с.
15. Дереча В. А. Психология зависимостей. М. : Юрайт, 2020. 160 с.
16. Ерышев О. Ф., Спринц А. М. Химические и нехимические зависимости. СПб. : СпецЛит, 2012. С. 4.
17. Зиглер Д. Дж., Хьелл Л. А. Теории личности. СПб. : Питер, 2020. 608 с.
18. Зинкевич-Евстигнеева Т. Д. Психотерапия зависимостей. Метод сказкотерапии. СПб. : Речь, 2010. 176 с. С. 7.
19. Иванец Н. Н., Балабанова В. В., Кинкулькина М. А. Психиатрия и медицинская психология. М. : ГЕОТАР-Медиа, 2020. С. 113-114 с.
20. Ильин Е. П. Мотивация и мотивы. СПб. : Питер, 2011. 512 с.
21. Капуччи Д., Стауффер М. Психологическое консультирование зависимых клиентов. М. : Диалектика, 2021. 832 с.
22. Карвасарский Б. Д. Клиническая психология. СПб. : Питер, 2019. 896 с.
23. Козловский А. В., Виницкая А. Г., Лелевич В. В., Разводовский Ю. Е. Распространенность потребления психоактивных веществ среди молодежи и современные подходы к профилактике зависимостей [Электронный ресурс] // Журнал ГрГМУ. 2004. №1 (5). URL:https://cyberleninka.ru/article/n/rasprostranennost-potrebleniya-psihoaktivnyh-veschestv-sredi-molodezhi-i-sovremennye-podhody-k-profilaktike-zavisimostey
24. Короленко Ц. П., Дмитриева Н. В. Аддиктология. Настольная книга. М. : Институт консультирования и системных решений, 2012. 536 с.
25. Короленко Ц. П., Дмитриева Н. В. Социодинамическая психиатрия. М. : Академический проект; Екатеринбург: Деловая книга, 2000. 459 с.
26. Кузнецова Л. Э. Интегративный подход в психологической коррекции зависимой личности [Электронный ресурс] // Молодой ученый. 2019. № 16 (254). С. 239-241. URL:https://moluch.ru/archive/254/58300/
27. Кулаков С. А. Психотерапия и психопрофилактика аддиктивного поведения у подростков. М.-СПб. : Гардарика, 2003. 470 с.
28. Лебедева Н. М. Путешествие в гештальт: теория и практика. СПб. : Речь, 2004. 152 с.
29. Личко А. Е., Битенский В. С. Подростковая наркология. Л. : Медицина, 1991. 386 с.
30. Лобзин В. С, Решетников М. М. Аутогенная тренировка: (Справоч. пособие для врачей). Л. : Медицина, 1986. 280 с.
31. Лурия А. Р. Внутренняя картина болезней и ятрогенные заболевания. 4-е изд. [Электронный ресурс]. М. : Медицина, 1977. 112 с. URL:https://www.rlsnet.ru/books book id 6 page 63.htm
32. Менделевич В. Д. Психология девиантного поведения. М. : МЕДпресс, 2001. 432 с.
33. Менделевич В. Д. Медицинская психология: учебник. Ростов на/Д: Феникс, 2018. 460 с.
34. Мехтиханова Н. Н. Психология зависимого поведения. М. : Флинта, 2014. 160 с. С. 47.
35. Мирошниченко И. С. Запуск 28 дней - программа для тех, кто начинает путь своего выздоровления в центре реабилитации. Севастополь : Полиграфический комплекс «КИА», 2018. 40 с.
36. Мирошниченко И. С. Руководство по работе с программой «7 Навыков выздоравливающего наркомана и алкоголика». Севастополь : ООО «ПК «КИА», 2016. С. 13-14.
37. МКБ-10 - Международная классификация болезней 10-го пересмотра [Электронный ресурс]. URL:https://mkb-10.com/
38. Попова Е. И., Карпова Н. В. Особенности психологического сопровождения наркозависимых в процессе немедикаментозной реабилитации [Электронный ресурс] // АНИ: педагогика и психология. 2018. №1 (22). URL:https://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-psihologicheskogo-soprovozhdeniya-narkozavisimyh-v-protsesse-nemedikamentoznoy-reabilitatsii
39. Психиатрия. Национальное руководство. Краткое издание. М. : ГЕОТАР-Медиа, 2019. 624 с
40. Психические расстройства и расстройства поведения, связанные с употреблением психоактивных веществ. F 10-F 19 [Электронный ресурс] // Международная классификация болезней. МКБ-10: Психические расстройства и расстройства поведения. F 00-F 99. URL:https://mkb-10.com/index.php?pid=4048
41. Психология и лечение зависимого поведения / под ред. Ск. Даулинга. М. : Класс, 2007. 232 с.
42. Райгородский Д. Я. Практическая психодиагностика. Методики и тесты. Учебное пособие. Самара : Бахрах-М, 2019. 672 с.
43. Савина Е. Возвращение Кая. Зависимость от алкоголя и наркотиков. Выздоровление. Второе изд-е, испр-е и доп-е. М. : Лента-Книга, 2019. 352 с. С. 54.
44. Смагин С. Ф. Аддикция, аддиктивное поведение. СПб. : МИПУ, 2000. 250 с.
45. Старков Д. Ю. Лекции по химической зависимости [Электронный ресурс]. Лек. №17, №29, №35. URL:http://www.sensecenter.com.ua/videostarkov
46. Старшенбаум Г. В. Аддиктология. Учебное пособие. СПб. : Питер, 2017. 320 с.
47. Старшенбаум, Г. В. Аддиктология. Психология и психотерапия зависимостей: Когито-Центр; Москва, 2006. 288 с.
48. Стрельникова Е. А. Психологические особенности зависимой личности. [Электронный ресурс]. URL:http://www.b17.ru/article/4380/
49. Субботина Л. Ю. Психология защитных механизмов личности. Учебное пособие. Ярославль : Издательство ЯрГУ, 2013. 164 с.
50. Сурнов К. Г. Изменение установок личности при алкоголизме: автореф. дис. канд. психол. наук. Москва, 1982. 20 с.
51. Уманский С. В. Современные психотерапевтические подходы в
аддиктологии [Электронный ресурс] // Тюменский медицинский журнал. 2014. №1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sovremennye-
psihoterapevticheskie-podhody-v-addiktologii
52. Франкл В. Человек в поисках смысла. М. : Ёё Медиа, 2012. 366 с.
53. Фрейд З. Введение в психоанализ: лекции. СПб. : Лениздат, 2020. 544 с.
54. Фрейд З. «Я» и «Оно». СПб. : Лениздат, 2020. 256 с.
55. Шагалова Е. Н. Словарь новейших иностранных слов. М. : АСТ- Пресс, 2020. 575 с.
56. Шнейдер Л. Б. Психология аддиктивного и девиантного поведения детей и подростков. Учебное пособие. М. : Юрайт, 2019. 219 с.
57. Шурыгин А. Н. Методы коррекции зависимого поведения у лиц взрослого возраста (аналитический обзор) [Электронный ресурс] // Психологическая наука и образование. 2004. Том 9. № 4. С. 60-79. URL: https://psyjournals.ru/ psyedu/2004/n4/Shurygin.shtml
58. Энциклопедия психодиагностики. Т. 2. Психодиагностика взрослых. Под ред. Д. Я. Райгородского. Самара : Бахрах-М, 2021. 704 с.
59. Altman J., Everitt B. J., Glautier S., Markou A., Nutt D., Oretti R., Phillips G. D., Robbins T.W. The biological, social and clinical bases of drug addiction: Commentary and debate // Psychopharmacology. Berlin, 1996.V. 125. P. 285-345.
60. Longman Active Study Dictionary. Pearson Education Limited. 1983, 2010.1040 p.
61. Marlatt G. A., Baer J. S., Donovan D. M., Kivlahan, D. R. Addictive behaviors: etiology and treatment // Annual Review of Psychology. 1988. V. 39. P. 223-252.
62. Steven M. M., Roger D. W. Substance abuse. // The practitioner’s guide to psychoactive drugs. New York: Plenum medical book company, 1984.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ