Аннотация 2
Введение 6
Глава 1 Этнокультурный туризм как способ изучения истории финно-угорских народов 16
1.1 Явление этнокультурного туризма, его формы и значение в современном мире 16
1.2 Происхождение и историческое развитие (генезис) финно-угорских народностей 19
1.3 Современное положение финно-угорских народностей 31
Глава 2 Анализ традиционного наследия финно-угорских народностей и способы его сохранения и возрождения 36
2.1 Анализ материального наследия финно-угорских народностей как объекта этнокультурного туризма 36
2.2 Анализ духовного наследия финно-угорских народностей как объекта этнокультурного туризма 46
2.3 Способы сохранения материального и духовного наследия финно-угорских народностей 53
Глава 3 Исследование этнокультурного туризма как способа сохранения и возрождения традиционного наследия финно-угорских народностей Ленинградкой области 60
3.1 Анализ результатов интервьюирования респондентов 60
3.2 Проектирование экскурсионного тура «Финно-угорский мир. Северная Ингерманландия» 62
3.3 Проектирование экскурсионного тура «Финно-угорский мир. Юго-Западная Ингерманландия» 71
Заключение 78
Список используемой литературы и используемых источников 81
Приложение А Административно-территориальное устройство Ленинградской области 96
Приложение Б Карта Петербургской губернии 97
Приложение В Особенности расселения и образа жизни финно-угорских народов Ленинградской области 98
Приложение Г Народные костюмы финно-угорских народностей Ленинградской области 102
Приложение Д Традиционная кухня финно-угорских народов Ленинградской области 105
Приложение Е Современные рецепты традиционной кухни финно-угорских народностей 108
Приложение Ж Календарные праздники финно-угорских народностей и русских 110
Приложение И Диалекты финно-угорских народностей 112
Приложение К Антропонимы води и ижоры 114
Приложение Л Языческие верования финно-угорских народностей 117
Приложение М Фольклор финно-угорских народностей 120
Приложение Н Участники интервьюирования, представители финно-угорских народностей 124
Приложение П Материалы интервьюирования (полная версия) 125
Приложение Р Печатные издания финно-угорских народностей (газеты) 129
Приложение С Печатные издания финно-угорских народностей (журналы) 130
Приложение Т Детские книги советских писателей (сказки, рассказы, учебники) 131
Приложение У Куклы в народных костюмах 132
Приложение Ф Предметы быта, игрушки 133
Приложение Х Брошюры ООО «Издательского дома Инкери» 134
Приложение Ц Деревянное зодчество, резьба по дереву 135
Приложение Ш Кирхи Ленинградской области, намогильные кресты 136
Приложение Щ Финно-угорские корни Анненковых 137
Приложение Э Проект туристической карты и буклета экскурсионного тура «Финно-угорский мир. Северная Ингерманландия» 138
Приложение Ю Проект туристической карты и буклета экскурсионного тура «Финно-угорский мир. Юго-Западная Ингерманландия» 139
В современном мире проблема сохранения и возрождения традиционного наследия и многообразия народов, этносов и племенных сообществ стоит очень остро. Д.С. Лихачев писал: «Мы должны поставить памятники культуры прошлого на службу будущему. Ценности прошлого должны стать активными участниками жизни настоящего, нашими боевыми соратниками» [83]. Процессы глобализации, научно-технического развития, расширение информационного пространства способствуют интеграции народов, что поставило под угрозу их самобытную культуру. Активное развитие туристической отрасли в России за последние годы привело к формированию таких приоритетных направлений, как культурно - просветительское, спортивное, событийное, деловое, аграрное, ландшафтное. К сожалению, этнокультурный туризм представлен недостаточно. Так, Ленинградская область, главным образом, предлагает событийный и ландшафтный туризм, хотя обладает колоссальным потенциалом этнокультурного туризма. Национальный состав Ленинградской области богат и многочислен. Однако особый интерес представляет автохронное население, представленное малочисленными финно-угорскими народностями, представляющие собою особое образование - Ингерманландию. Активные миграционные процессы в регионе, ассимиляция с другими народами приводят к постепенной деформации культуры, исчезновению традиций и обычаев. Этнокультурное многообразие данного региона и характерные для него исторические взаимовлияния различных культур вызывают интерес не только жителей нашей страны, но и за рубежом.
Актуальность разрабатываемой темы складывается из того, что в наше унифицированное время народы, наоборот, все более стремятся к самоидентификации, поиску и освоению своих этнических корней. Это явление можно объяснить стремлением к повышению личностного статуса каждого с одной стороны, а с другой стороны участие личности в целостном историческом процессе. Благодаря вовлечению коренного населения в создание нетрадиционных туристических продуктов этнографический туризм может стать стратегически перспективной формой культурного образования населения. В этом плане изучение традиционного наследия занимает особое место. «История культуры резко выделяется в общем историческом развитии человечества. Она составляет особую, красную нить в свитой из множества нитей мировой истории», - писал Д.С. Лихачев, добавляя, что создатели традиций прошлого «... продолжают свое воздействие, - наши современники. И надо, чтобы этих наших хороших современников было побольше». Известно, что в Ленинградской области характерные этнические и культурные особенности автохронных финно-угорских народов подвергались деформациям под натиском политических событий последних двух веков. Предполагается, что развитие этнографической формы туризма может послужить ярким примером реализации инвестиционных проектов в реконструкцию культурных объектов в Ленинградской области с целью сохранения и возрождения традиционного наследия финно-угорских народностей. Преемственность культурных ценностей и уважение к иным этническим группам должно стать важнейшей чертой современного россиянина.
Объект исследования - традиционное наследие финно-угорских народностей Ленинградской области.
Предмет исследования - элементы этнокультурного туризма как способа сохранения и возрождения традиций финно-угорских народностей Ленинградской области.
Хронологические и территориальные рамки:
Хронологические рамки исследования представлены тремя периодами: имперским (1891 - 1917 гг.), советским (1917-1991 гг.) и современным с 1992 г. по настоящее время.
Территориальные рамки исследования: теоретического - Ленинградская область, Петербургская губерния, Поволжье, Прикамье, бассейн р. Камы, р. Оби, Приуралье; практического — районы Ленинградской области: Всеволжский и Волосовский.
Степень изученности проблемы:
Финно-угорские народности издавна обитали на огромных территориях побережья Ладожского и Онежского озер, Балтийского моря, Поволжья, Прикамья, Уральских гор и Западной Сибири. Ныне очень малочисленные народы некогда имели высокоразвитую культуру и внесли огромный вклад в культуру соседей - русских и татар. На протяжении длительной истории шведского господства, нахождения в составе Новгородского государства, Российской империи, СССР, постсоветского пространства, перестроечного времени и современности эти народы претерпели множество лишений, но смогли сохранить свою аутентичность. Проблемой сохранения и возрождения традиций финно-угорских народностей в разные периоды (от Тацита до наших дней) занимались отечественные и зарубежные специалисты Швеции, Финляндии, Венгрии, Эстонии, Латвии и другие.: археологи, антропологи, писатели, журналисты, философы, экономисты, посвятившие свои исследования как отдельным народностям (вепсы, водь, ижора, мордва, карелы, коми, ингерманландцы, саамы, марийцы, ливы, мещера, эсты, венгры, мурома, меря), так и проблемам целых групп. Например, народность ижора изучали Д.-Э. Европеус, О.И. Конькова, А.Х. Лаанест, Э.С. Киуру, А.В. Крюков, Е.А. Рябинин и другие. Народность водь - Ф. Туманский, Н.Е. Романова, О.И. Конькова, Т.Б. Агранат, С.С. Гадзянский, П. Кеппен, Н.Н. Гурина, П.Е. Сорокин и другие. Народ карелы был исследован С.И. Кочкуркана, М.М. Герасимовым, К.И. Гревингк, Ю.А. Савватеевым, А.Г. Брюсововым, А.М. Линевским, В.И. Равдоникас, К.Д. Лаушкиным, А.М. Жульниковым, Т.М. Потемкиной и другие. Вепсы изучались В. Корвейским, А. Бременским, И.Ю. Винокуровой, Т.В. Муравьевой и другие. О народах коми (пермяки, зыряне, ижемцы) мы узнали из трудов Ф.А. Арсеньева. Г.М. Бурова, А.В. Шмидта, В.П. Амалицкого, И.М. Добротворского, П.И. Мельникова-Печерского, М. Меховского, К.Ф. Жакова и другие. Финны (ингерманландцы и саамы) подробно изучены и продолжают изучаться О.И. Коньковой, В.А. Кокко. А.Ю. Заднепровской, Э.Г. Карху, Н.В. Шлыгиной, И.В. Мусаевым, С. Топелиусом, В.В. Чернолуским, Н.Н. Харузиным и другие. Об эстах упоминается в работах: Тацита, Й.-В. Янсена, Ф. Крейцвальда и другие.Удмурты и марийцы подробно изучались Б.Г. Гавриловым, А.А. Спицыным. М.Г. Худяковым, Г.Е. Верещагиным. С.К. Белых, Е. Хариным, Т. Каменевич-Рвовским, В.В. Напольски и другие. Исследованию мордвы (эрзя и мокша) посвящены многочисленные работы А.М. Шаронов, Е.А. Шаронова и другие. Сведения об исчезающих и исчезнувших народах: обских уграх, ливах, мурома, меря, мещера можно обнаружить в трудах Т.В. Муравьевой, Б. Руссова, Д.А. Корсаков, А.Я. Артынова, С.А. Образцова, М.Б. Сударушкина. В.Е. Трехлетова, П.В. Хлебникова, С.А. Серебренникова, А.А. Титова, Ю.М. Смирнова, А.С. Уваровой, А.Н. Афанасьева, О.А. Суховой и другие. Как можно видеть, исследования в различных областях: археологические памятники, происхождение, общественно-политическая история, внешний облик и характер (фенотип), занятия, промыслы, поселения, жилище, традиционная кухня, народная одежда, язык, верования, календарные праздники, семейные, родильные и поминальные обычаи и другие.) достаточно обширные. Однако, многое еще остается скрытым как под слоями природного грунта (антропологические находки), так и в памяти уходящего поколения, многое пережившего вместе со своей страной и сделавшего народ сдержанным и молчаливым. Работы, направленные на поиски путей развития этнокультурного туризма по изучению сохранения и возрождения традиций финно-угорских народов поможет вскрыть эти удивительные культурные пласты и обогатит отечественную и мировую историю. И несмотря на то, что большая часть представителей этих народов жила и по-прежнему проживает на территории сегодняшних границ Ленинградской области, остается много нераскрытых загадок.
Цель исследования - изучить явление этнокультурного туризма как способа сохранения и возрождения традиционного наследия финно-угорских народностей Ленинградской области. Для достижения поставленной цели нам необходимо решить следующие задачи:
• изучить явление этнокультурного туризма, его виды и роль в сохранении и возрождении традиционного наследия финно-угорских народностей Ленинградской области,
• определить происхождение и историческое развитие (генезис) финно-угорских народностей России,
• оценить современное состояние финно-угорских народностей России,
• проанализировать формы традиционного материального наследия финно-угорских народностей России,
• проанализировать формы традиционного культурного наследия финно-угорских народностей России,
• выявить пути сохранения и возрождения традиций финно-угорских народов России,
• оценить общественное мнение о перспективности мер по сохранению и возрождению традиционного наследия финно-угорских народностей России,
• разработать новый экскурсионный маршрут этнокультурного туризма «Финно-угорский мир. Северная Ингерманландия»,
• разработать новый экскурсионный маршрут этнокультурного туризма «Финно-угорский мир. Юго-Западная Ингерманландия».
Анализ источниковой базы представлен историографическим и источниковедческим анализом использованных материалов.
Историографический анализ литературы в целом показывает возрастающий интерес к вопросам отечественной этнографии, в том числе и к этнографии финно-угорских народностей. Тема выпускной квалификационной работы раскрыта во множестве отечественных и зарубежных произведениях различного жанра. Среди них встречаются как глубокие научные исследования, этнографические очерки, публицистические заметки, сценарии праздников, учебные пособия по этнографии, промыслам, языкознанию, описание исторических судеб людей.
Хронологический интерес к теме сохранения традиций финно-угорских народов на территории Российской Федерации и Ленинградской области в частности и связанный с этой проблемой этнографический туризм можно разделить на 3 этапа.
1- ый этап имперский. 1891 - 1917 гг. Немногочисленные работы отражают интерес к древней истории, традициям и религиозным верованиям финно-угорских народов, их процесс ассимиляции с соседствующими народами и миграциям в связи со шведскими территориальными притеснениями и участии в жизни в составе Новгородского государства. Большое внимание уделяется отношениям с Российской империей. В освещении этих вопросов велика заслуга Макарьева С., Равдоникас В.И., Волкова Н.Н., Гадзянский С.С.
2- ой этап советский, 1917-1991 гг. ХХ в. Период расцвета науки в стране характеризовался изысканиями в области истории, материальной и духовной культуры малых народов РФ, этногенеза, языкознания, последствий военных действий и политических репрессий на численность и расселенние народов. Большой вклад внесли такие исследователи как Владыкин В.Е., В.Я. Евсеев, Косменко А.П., Карху Э.В., Строгальщикова З.И., Пименов В.В. и другие.
3- ий этап, современный, с 1992 г. по настоящее время. Он связан с проблемами развала СССР и положения, в котором оказались, в том числе и малые народы РФ. В этой связи отмечался генезис положения малых народностей как в составе империи, так и в составе федерации. В условиях подъема национального сознания углубленно начали изучаться обычаи, календарные праздники, языкознание родственных народов. Углубился интерес к религиозным верованиям финно-угорских народностей. Этот исторический период ознаменован проведением и публикациями материалов тематических конференций по отдельным злободневным проблемам малых народностей Российской Федерации, репатриации в Финляндию и Эстонию. Это период очередной «культурной революции» с возросшим интересом к генезису своего народа, самоидентификации и поиска его места на мировой арене. Ощущение возрождения, пересмотра ошибок прошлого, поиск перспектив. В этой связи этнографический туризм приобретает большое значение и рассматривается как способ сохранения культурного наследия малых народов. Большая заслуга этнографических исследований принадлежит Коньковой О.М., Калинину И.К., Винокуровой И.Ю., Мокшину Н.Ф и другие.
Территориальный аспект изучаемой темы обусловлен значительной разбросанностью довольно немногочисленных и ранее народов на территории Российской Федерации в целом и динамикой численности. В этой связи хочется отметить авторов, внесших наибольший вклад в изучение этнографии отдельных групп финно-угорских народов: коми, удмуртов, мордвы, карел, марийцев, карелов. Меньшее количество информации собрано об ижорах, финнах-саамах, финнах-ингерманландцах, вепсах, води. Минимальные данные собраны о сету и эстах (например, у Алексеев Ю.В.), венграх (например, у Д. Нановски), меря, мурома, квенах, черемисах и бессермянах.
На нынешней территории Ленинградской области отмечены представители 90% всех финно-угорских народностей (за исключением меря и мурома) в различных соотношениях. Изучение хронологических и территориальных аспектов этнографического наследия финно-угорских народов Ленинградской области послужит основой для формирования ряда направлений этнокультурного туризма данного региона.
Источниковедческий анализ информации представлен таким образом:
• постановление ВЦИК Совета народных комиссаров РСФСР «Об утверждении положения о добровольных обществах и союзках» от 10 июля 1932 г.;
• справочники результатов переписи населения Российской Федерации;
• интернет-ресурсы, периодические издания;
• материалы Архивов: Архива Карельского филиала Российской Академии наук, Архива Русского географического общества, Архива Российского музея этнографии, Архива Ленинградской части Института этнографии, Архива Музея истории религии и атеизма;
• туристические, географические, административно-территориальные карты и атласы;
• личные архивами С.Я. Лауриккалы, записи бесед с публицистом К. Ульяночкиным, материалы интервьюирования респондентов (представителей финно-угорских народностей, проживающих на территории Всеволожского и Волосовского районов Ленинградской области), анализ личных фотоматериалов и коллекций;
• детская художественная литература;
• буклеты и фотоальбомы.
Научная новизна работы заключается в том, что:
этнографический туризм рассматривается как феномен интеграции образования и туризма через организацию туристической и краеведческой образовательной деятельности, направленной на сохранение и возрождение традиционного наследия различных народностей;
а) разработан большой арсенал визуальных инструментов представления материала в этнокультурном туризме и краеведческой деятельности;
б) впервые представлено описание состояния финских деревень Метсапирси (Запорожское) Приозерского района и Вуолы Всеволожского р- на Ленинградской области как перспективных объектов этнокультурного туризма;
в) выявлено состояние евангелистически-лютеранских кирх г. Приозерска, п. Токсово, д. Губаницы, д. Молосковицы как перспективных объектов этнокультурного туризма и краеведческой образовательной деятельности;
г) разработаны проекты, туристические карты и буклеты маршрутов этнокультурного туризма:
1) «Финно-угорский мир. Северная Ингерманландия. Приозерский и Всеволожский районы Ленинградской области;
2) «Финно-угорский мир. Юго-Западная Ингерманландия».
Теоретическая и практическая значимость работы заключается в разностороннем теоретическом обзоре генезиса финно-угорских народов и формирования их культурного и материального наследия, практического анализа возможности использования полученных результатов при проведении занятий по краеведению в общеобразовательной школе, подготовке экскурсионного материала и как мотивация инвестиций культурного развития районов.
Методология и методы, использованные при проведении исследования: мониторинг интернет-ресурсов, интервьюирование представителей финно-угорских народностей, сравнительно-исторический, историко-системный, структурно-системный, нарративный, историко-генетический, графический методы.
Мониторинг интернет-ресурсов позволит самостоятельно отобрать необходимый материал в широком информационном пространстве, оценить их достоверность.
Интервьюирование, или «устная история», позволит собрать материал непосредственно «с первых уст» (воспоминания, мнения, пожелания), ибо историю делают люди, и от них во многом зависит дальнейший ее ход.
Сравнительно-исторический метод предназначен для выявления общих черт и поиска особенностей путем сопоставления исторических объектов и явлений и поможет выявить особенности культуры разных народностей в историческом контексте.
Сравнительно-системный метод позволит реализовать принципы системного подхода, направлен на изучение объектов и явлений прошлого как исторических систем, анализирует их внутренние и внешние связи, динамические изменения (генезис), например, при анализе происхождения и исторического развития финно-угорских народностей.
Нарративный метод, как форма самостоятельно созданного повествования во многом взаимосвязанных событий, поможет не только помочь в формировании текста выступления, но и логически оформить экскурсионный или краеведческий материал.
Историко-генетический метод поможет последовательно раскрыть свойства, функции и изменения изучаемой реальности (в нашем случае, традиционное наследие) в процессе исторического движения (генезиса), что позволит максимально приблизиться к воспроизведению реальной истории объекта (например, современному состоянию традиционного наследия и путям его сохранения и возрождения).
Графический метод в виде графиков, диаграмм (круговые, столбчатые) позволяет визуализировать полученные результаты, делая его более компактным при структурировании работы и удобным для использования при представлении результатов исследования.
Апробация выбранной темы произошла путем публикации статьи на тему «Использование визуальных инструментов представления информации в этнокультурном туризме и краеведческой деятельности» в научном журнале «Аллея науки».
Структура работы соответствует заявленной цели: введение, глава 1 из 3-х параграфов, глава 2 из 3-х параграфов, глава 3 из 3-х параграфов, заключение, списка использованной литературы и использованных источников и приложений. Объем работы составляет 95 страниц.
Отрицательная динамика численности финно-угорских народностей грозит исчезновению уникальных традиций отечественного и мирового значения. Поэтому, поставив цель - изучить явление этнокультурного туризма как способа сохранения и возрождения традиционного наследия финно-угорских народностей Ленинградской области. По мере решения поставленных задач мы изучили явление этнокультурного туризма, его виды и роль в сохранении и возрождении традиционного наследия финно-угорских народностей Ленинградской области, определили происхождение, историческое развитие и современное состояние финно-угорских народностей России, проанализировали формы традиционного материального и духовного наследия финно-угорских народностей России, выявили пути сохранения и возрождения традиционного наследия финно-угорских народов России; оценили общественное мнение о перспективах мер по сохранению и возрождению традиционного наследия финно-угорских народностей России; разработаны новые экскурсионные маршрут этнокультурного туризма.
В ходе проведения сбора материала на базе ГБУК ЛО «Музейное агентство» и последующего анализа мы пришли к следующим выводам:
• на сегодняшний день этнокультурный туризм является перспективным направлением туристической деятельности. Однако, из 17-ти районов Ленинградской области только в Бокситогорском, Лодейнопольском и Подпорожском есть музеи культуры автохронного населения вепсов и води;
• с V в. н.э история финно-угорских народностей неразрывно связана с историей русского народа: от шведской провинции Ингерманландия до Петербургской губернии в Российской империи, жизнь в составе СССР и Российской Федерации. Сегодня немногочисленные потомки автохронного населения Ингерманландии разбросано по всему миру, но большая их часть проживает на территори Ленинградской области;
• неутешительная динамика снижения численности финно-угорских народностей России и Ленинградской области поставила серьезный вопрос сохранения традиционного наследия отечественного и мирового значения;
• скудный образ жизни обусловил особенности материальной и духовной культуры народов, объединившей структуру поселений хуторами, характером жилища, домашней утвари, национальной кухни, сарафанно-юбочной культуры одежды, отражающей как социальный статус, так и национальную, религиозную, гендерную, возрастную принадлежность;
• духовная культура финно-угорских народов, представленная фольклором, языком, христианскими и языческими праздниками, верованиями представлена пятью языковыми группами, многообразна, но и сходна. Основополагающим является произведение Элиаса Леннрота «Калевала», взаимопроникновение культур;
• несмотря на значительные исторические потери и активную ассимиляцию с русским населением в процессе длительной совместной истории финно-угорские народности России сохранили уникальность своей культуры, для сохранения и возрождения государственные и общественные организации Россия, Швеция и Финляндия реализуют такие способы, как создание национальных обществ, творческих коллективов, реализация национальных проектов, проведение языковых курсов и организация языковых лагерей, книгопечатание, евангелистско-лютеранская деятельность;
• по мнению респондентов, традиционное наследие финно-угорских народностей сохраняется, главным образом, на семейном уровне и при поддержке общественных организаций, что требует активного внимания со стороны государства, в котором важную роль может сыграть развитие этнокультурного туризма;
• проект экскурсионного тура «Финно-угорский мир. Северная Ингерманландия» охватывает 24 населенных пункта бывшей шведской провинции Ингерманландия, позже Петербургской губернии, ныне Ленинградской области. Территория Северной Ингерманландии расположена на Карельском перешейке, на котором этнокультурный туризм развит недостаточно. Для решения этого вопроса в направлении Северная Ингерманландия, предлагается маршрут с посещением г. Приозерск, п. Лемболово, п. Запорожское, д. Вуолы, д. Осельки, п. Токсово, г. Всеволожск. На территории Западной и Юго-западной Ингерманландии развиты направления культурно-просветительского и военно-патриотического туризма. Однако, этнокультурный туризм в этом направлении не развит. В создании проекта экскурсионного тура было предложено 22 населенных пункта Ломоносовского, Гатчинского и Волосовского районов, расположенные на Ижорском плато. Волосовский район потенциально очень богат. Помимо усадебных построек XVIII-XIX веков (Торосово, Кикерино, Извара), являющимися свидетелями знаковых событий Российского государства, огромный интерес представляют этнокультурные объекты, основными из которых являются лютеранские кирхи (Губаницы, Молосковицы) и православные церкви (Волосово), а также археологические находки, могильники, жальники, обрядовые камни (Извара). Это сможет привлечь инвестиции в северном и юго-западном направлениях туристической деятельности.
Цель работы считаю достигнутой, задачи выполненными, что позволяет мне рекомендовать результаты работы для проведения краеведческой и туристической деятельности по пропаганде сохранения и возрождения традиционного наследия финно-угорских народностей Ленинградской области.
1. Александров, 1900 - Александров Н.А. Финны и карелы // Инородцы лесов. М., 1900. Вып. 3, С. 180-203
2. Алексеев Ю.В. Народ сету: между Россией и Эстонией /Ю.В. Алексин, А.Г. Манаков. - М., 2005. - 143 с.
3. Актуальные проблемы культурного и природного наследия/ отв. ред. А.В. Каменец/ - М.: Институт Наследия, 2005. - 435 с.
4. Акцорин В.А. Прошлое Марийского народа в эпосе / В.А. Акцорин. - Саров, 2000. - 138 с.
5. Алто Э.Л. Финноязычная литература Карелия. История литературы Карелии /Э.П. Алто - М.; Наука, 1997. - 302 с.
6. Балашов В.А. Бытовая культура мордвы: Традиции и современность /В.А. Балашов. - Саранск. Мордовское книжное издательство, 1992. - 134 с.
7. Барсов, 1867 -Барсов Е.В. Черты из психологии оятчан. ОГВ. 1867. № 32. С 569-752, № 33, С. 595-596
8. Бахлов И.В. От империи к федерации: историко-политический анализ трансформации имперских систем в федеративные /И.В. Бахлов - Саранск, 2004. - 123 с.
9. Белицер, 1958 - Белицер В.Н. Очерки по этнографии народов коми Х1Х-начало ХХ в. М., 1958, - 392 с.
10. Беспятых Ю.Н., Коваленко Г.Н. Карелия при Петре I. Петрозаводск, 1988. - 143 с.
11. Бижаков М.Б. Введение в туризм. - СПб.: изд-во Торговый Дом «Герда». - 192с.
12. Богатырев, 1916 - Богатырев П.Г. Верования великоруссов Шенкурского уезда //ЭО, 1916, № 3-4, с. 68
13. Богословский, 1865 - Богословский Н. Общий очерк образа жизни и характера жителей Новгородской губ. // Новгородский сборник. Новгород. 1865. Вып. 1. 269 с.
14. Бубрих Д.В. Происхождение карельского народа - Д.В. Бубрих. - Петрозаводск. Гос. Изд-во Карело-финской АССР, 1947, - 148 с.
15. Бутузов А.Г. Состояние и перспективы развития этнокультурного туризма в РФ// Сервис в России и за рубежом. - 2009. - №4. - С. 11-15
...