Введение 3
I. Основные аспекты церковной реформы 6
1.1 Русская церковь в XVII веке 6
1.2 Труды «О Святейшем Синоде и об установлениях при нем в царствование Петра I (1721–1725)» 26
II. Анализ церковной реформы Петра I 31
2.1 Стефан Яворский в церковной реформе Петра I 31
2.2 Отмена патриаршества, духовный регламент и синод 37
Заключение 54
Список литературы 60
Актуальность работы. Религиозная политика Петра I полностью соответствовала его стремлению к построению «регулярного государства». Будучи искренне верующим человеком, он в то же время мало заботился о догматической стороне религии. В духовенстве он видел противников своих реформ, а потому стремился ограничить власть церкви и подчинить её интересам государства.
С середины XVII в. в России шла борьба между царями и патриархами за главенство. Однак, неуёмные амбиции патриарха Никона, катастрофические последствия проведённой им церковной реформы очень сильно ослабили влияние церкви. На церковном соборе 1666 г. Никон был низвержен из сана и стал простым монахом, а верующие раскололись на никонианцев и старообрядцев. Тем не менее реформы Никона отменять не стали, а старообрядцев начали преследовать. Это только усилило раскол, который все больше приобретал социальную окраску: к старообрядцам примыкали все, кто был недоволен ростом налогов и усилением крепостного права.
Новый виток противостояния светской и церковной власти начался в конце XVII в. С избранным в 1690 г. патриархом Адрианом у Петра I были более чем непростые отношения. Возведение его на патриарший престол осуществилось волей царицы Наталии Кирилловны и вопреки желанию самого Петра I. Отношения между молодым царём и новым патриархом сразу не заладились. Ещё в 1682 г. Адриан заступался за стрельцов, поддержавших царевну Софью. Когда царь хотел развестись со своей первой женой — Евдокией Лопухиной, патриарх отказался постригать её в монахини. В 1699 г. Адриан вновь заступался за стрельцов, замешанных в новом бунте против царя.
...
Государство всё больше и больше подчиняло себе церковь: контролировало её доходы и назначения на высшие должности. Адриан был последним свидетельством некогда независимого положения церкви в Русском государстве.
Одним из способов подорвать авторитет церкви был Всешутейший, всепьянейший и сумасброднейший собор, просуществовавший с практически 30 лет (1690-1720 гг.). Царь и его окружение на глазах простого народа пародировали церковные обряды и разрушали таким образом традиционное мировоззрение своих подданных. Во главе Собора стоял избиравшийся «князь-папа и патриарх» и назначаемый Петром I «князь-кесарь», которые пародировали власть патриархов и прежних царей соответственно.
После смерти Адриана в 1700 г. Пётр I запретил избирать нового патриарха. В духовенстве царь видел своих противников и хотел ослабить их противодействие, лишив главы. Поэтому он ограничился назначением местоблюстителя патриаршего престола — епископа, временно исполняющего обязанности патриарха, которым стал митрополит Стефан Яворский (1658–1722). Теперь полномочия главы церкви были сведены исключительно к религиозным делам, а все прочие вопросы передавались в ведение различных приказов.
Первоначально Пётр I видел в Стефане Яворском союзника. Выходец из Речи Посполитой, он принял унию — объединение православной и католической церквей с подчиненем папе Римскому, чтобы получить возможность обучаться в католических школах. Стефан Яворский обладал широким кругозором, был потрясающим оратором, писал стихи на польском, латинском и церковнославянском языках. Он горячо поддерживал войну со шведами и не раз слагал хвалебные речи в честь побед русского оружия, реформировал Славяно-греко-латинскую академию по западному образцу, ставил в архиереи образованных выходцев из западнорусских земель.
...
1. Алмазов Б. А. Петербургские святые. Святые, совершавшие свои подвиги в пределах современной и исторической территории Санкт-Петербургской епархии. М.: Изд. Центрполиграф, 2014. - 690 с.
2. Анисимов Е. В. Время петровских реформ. Л.: Лениздат, 1989. - 496 с.
3. Беляев Л. А., Капитонова М. А. Погребение патриарха Никона в Воскресенском Ново-Иерусалимском монастыре: исследования 2012. - Российская археология. 2013. № 4. С.116-125.
4. Боханов А.Н., Морозова Л.Е., Рахматуллин М.А., Сахаров А.Н., Шестаков В.А. История России с древнейших времен до наших дней. Под ред. Сахарова А.Н. М.: Издательство АСТ, 2016. - 1774 с.
5. Востоков Н. Святейший синод и отношения его к другим государственным учреждениям при императоре Петре I. М.: Книга по Требованию, 2011. - 109 с.
6. Голубинский Е. Е. О реформе и быте Русской Церкви. М.: Имп. О-во истории и древностей рос. при Моск. ун-те, 1913. - С. 68.
7. Горчаков М. И. Монастырский приказ (1649 - 1725). СПб., 1868. - 455 с.
8. Знаменский П. В. Приходское духовенство в России со времени реформы Петра.Казань: Университетская типография, 1873. - 855 с.
9. Кардаш А. Н. Реакция народа на церковную реформу Петра I. - Вестник ЛГУ имени А.С. Пушкина. 2010. № 4. С. 108-116.
10. Карташев А.В. Очерки по истории Русской Церкви. М.: Терра, 1992. Том 2. - 569 с.
... всего 24 источника