Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Родительский час как средство формирования детско-родительских отношений детей 4-5 лет.

Работа №115784

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы52
Год сдачи2023
Стоимость4760 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
113
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
1. Теоретические подходы к изучению проблемы формирования
детско-родительских отношений детей 4-5 лет средствами родительского часа 7
1.1 Понятие и компоненты «детско-родительских отношений» 7
1.2 Особенности формирования детско-родительских отношений детей 4 - 5 лет 14
1.3 Формы, методы, средства формирования детско - родительских отношений детей 4 - 5 лет 19
1.4 Организация и проведение родительского часа 28
2. Описание опыта использования в МАДОУ «Детский сад № 23 «Улыбка» родительского часа как средства формирования детско-родительских отношений детей 4-5 лет 34
2.1 Описание базы практики и анализ Основной образовательной программы дошкольного образовательного учреждения, перспективного планирования воспитателя по взаимодействию с родителями на предмет проведения «родительского часа - родительской субботы» 34
2.2 Описание опыта использования родительского часа как средства формирования детско-родительских отношений детей 4-5 лет 38



Дошкольный возраст представляет собой один из самых значимых периодов в жизни человека и, несомненно, находится под особо пристальным вниманием учёных и практиков, как момент становления личности. Именно на данном этапе ребенку свойственно ускоренно развиваться, он активно познает и осваивает широкий спектр различных видов деятельности, раскрывает новые свойства личности. В период дошкольного детства формируются самосознание, самооценка и определенная иерархия мотивов, и их соподчинение. Так же в это время наиболее существенным является влияние семьи на формирование ребенка и детско-родительских отношений.
Проблема формирования детско-родительских отношений, отражается в исследованиях таких учёных как Н.М. Сертакова, Е.П. Арнаутова, А.Я. Варга, В.В. Столин, И.М. Марковская. Ученые считают, что положительные результаты в формировании детско-родительских отношений возможно достичь при согласовании действий педагогов и семьи, при условии развития интереса родителей к вопросам воспитания, привлекая их к планированию и организации совместной деятельности, в которой родители - не пассивные наблюдатели, а активные участники.
Теоретический анализ литературы показывает, что проблематика детско - родительских отношений остается неизменно острой на протяжении всего развития психологической науки и практики. Взаимодействие ребенка с родителем является первым опытом взаимодействия с окружающим миром. Этот опыт закрепляет и формирует определенные модели поведения с другими людьми, которые передаются из поколения в поколение. В каждом обществе складывается определенная культура взаимоотношений и взаимодействия между родителями и детьми, возникают социальные стереотипы, определенные установки и взгляды на воспитание в семье.
По мнению российского психолога, доктора психологических наук Аллы Семеновны Спиваковой детско - родительские отношения понимаются как система или совокупность, родительского, эмоционального отношения к ребенку, восприятие ребенка родителями и способов поведения с ним [22].
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования 44 статья одной из главных задач определяет: «Обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования. Требования к условиям реализации образовательной программы дошкольного образования направлены на создание социальной ситуации развития для участников образовательных отношений, включая создание образовательной среды, которая создает условия для участия родителей (законных представителей) в образовательной деятельности в том числе. Решение данной задачи, возможно лишь при совместных усилиях воспитателя с семей воспитанников. [24]
Дошкольная образовательная организация должна стать помощником в организации семейного досуга всем семьям, а больше всего молодым родителям. У воспитателей ДОУ появилась необходимость применения новых современных подходов к организации взаимодействия с семьёй, и педагоги разрабатывают разнообразные средства, формы вовлечения семьи в обучение и воспитание детей, тем самым делая родителей полноправными участниками образовательного процесса. И такая форма, как «Родительский час» может являться наиболее эффективным средством формирования детско-родительских отношений для детей 4-5 лет. Родительский час - это новый способ взаимодействия с родителями, практические занятия, на которых понятными словами и конкретно анализируя все возникающие проблемы, предупреждающие ошибки в выстраивании детско - родительских отношений. Данная форма направлена на привлечение родителей воспитанников в воспитательно - образовательный и творческий процесс для повышения педагогической культуры и ознакомленности взрослых с возрастными особенностями детей определенной возрастной группы, что по нашему мнению поможет формировать детско-родительские отношения.
Таким образом, тема нашего исследования родительский час как средство формирования детско-родительских отношений детей 4-5 лет» является актуальной на сегодняшний день.
Объект исследования: формирование детско-родительских отношений детей 4-5 лет.
Предмет исследования: родительский час как средство формирования детско-родительских отношений.
Цель исследования: изучение и применение возможностей использования родительского часа как средства формирования детско-родительский отношений детей 4-5 лет.
Задачи исследования:
1. Изучить психолого-педагогическую и методическую литературу по теме исследования;
2. Раскрыть понятие, стили «детско-родительских отношений»;
3. Изучить особенности формирования детско-родительских отношений детей 4 - 5 лет;
4. Изучить формы, методы, средства формирования детско - родительских отношений детей 4 - 5 лет;
5. Изучить методику организации и проведения родительского часа;
6. Описать опыт использования родительского часа как средства формирования детско-родительских отношений детей 4-5 лет в МАДОУ «Детский сад № 23 «Улыбка», средней группе «Почемучки»
7. Разработать рекомендации по организации «Родительского часа».
Методы исследования.
Теоретические: анализ, обобщение, изучение литературы.
Эмпирические: изучение продуктов педагогической деятельности.
Теоретическая значимость работы: проанализирован и систематизирован материал по теме формирования детско-родительских отношений детей 4-5 лет средствами.
Практическая значимость работы: материалы данной работы будут полезны воспитателями ДОО для формирования детско-родительских отношений детей и проведения родительского часа.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Задачи:
1. Формирование умение изготавливать родителей и детей изготавливать декор для открытки в техники оригами.
2. Вовлечь родителей в совместную деятельность с детьми;
3. Обеспечить эмоционально - положительное взаимоотношение между детьми и родителями.
На организационном этапе родительского часа для создания благоприятной атмосферы была украшена группа и создано музыкальное сопровождение во время начало мероприятия. Родителям совместно с детьми предложили создать открытку для ветеранов в преддверии праздника «9 мая - День Победы».
На следующем основном этапе, в начале совместно с родителями и детьми вспомнили кто такие ветераны, и почему важно помнить об участниках великой отечественной войны. После всем участникам мастер - класса было показано как изготовить открытку для семей с авторитарным стилем взаимоотношений, перед родителями ставилась задача предоставить ребенку самостоятельно выполнить задачу помогать только указаниями, не выполняя деятельности за детей. Для родителей с индифферентный стилем ставилась задача практически с ребенком выполнить задание и не забывать хвалить ребенка в процессе деятельности. В это время воспитатель организовывал и координировал самостоятельную работу родителей, выполнял роль консультанта, использовал напоминания и советы для выстраивания положительных детско - родительских отношений. После того как родители с детьми сделали открытку, дается задание чтобы семьи придумали пожелания ветеранам, а дети украсили открытку каким-то небольшим рисунком.
Заключительный этап занятия был направлен на подведение итогов родительского часа, в ходе которого участникам было предложено ответить на рефлексирующие вопросы. При подведении итогов было акцентировано особое внимание на то что открытку изготавливали вместе родитель и ребенок. Родители активно отвечали на поставленные вопросы, делились своими впечатлениями от проведенного мероприятия.
После апробации конспекта родительского часа мы получили обратную связь от воспитателя средней группы «Почемучки» в форме отзыва о проведённом мероприятии.(Приложение №1)
Родительский час по теме «Что Где Когда»
Цель: формирование детско-родительских отношений через совместных досуг.
Задачи родительского часа:
1. развитие у детей и родителей интереса к совместному времяпровождению;
2. создание благоприятной атмосферы доброжелательности и взаимопонимания;
3. развитие у детей логического мышления, коммуникативной речи, внимания, памяти, воображения.
На организационном этапе родительского часа для создания благоприятной атмосферы была украшена группа и создано музыкальное сопровождение во время начало мероприятия. Родителям совместно с детьми предложили поучаствовать в игре «Что Где Когда» и для этого разделили на команды «Волшебники», «Лучики», «Звёздочки».
На следующем основном этапе, участникам игры были объяснены правила и особенности данной игры. Каждая команда выполняет из задания из определенного сектора и после ведётся подсчёт результатов. В ходе проведения игры «Что Где Когда» для укрепления здоровья детей проводились музыкальные паузы в которых дети и родители выполняли физкультурные упражнения. Во время проведения воспитателем проводился контроль деятельности родителей и ставились задачи с учетом стиля семьи. Для семей с авторитарным стилем взаимоотношений, перед родителями ставилась задача предоставить ребенку больше инициативы помогать только советом, не указывая точные указания. Для семей индифферентный стилем наоборот родителям ставилась задача практически с ребенком выполнить и хвалить ребенка. В это время воспитатель организовывал и координировал самостоятельную работу родителей, выполнял роль консультанта, использовал напоминания и советы.
Заключительный этап занятия был направлен на подведение итогов родительского часа, в ходе которого участникам было предложено ответить на рефлексирующие вопросы. При подведении итогов проводился подсчёт баллов полученных процессе игры и после поведено награждение всех участников грамотами и медалями.
После апробации конспекта родительского часа мы получили обратную связь от воспитателя средней группы «Почемучки» в форме отзыва о проведённом мероприятии. (Приложение №2)



1. Азаров, Ю.П. Семейная педагогика. Серия "Мастера психологии"/ Ю.П. Азаров. – СПБ.: Издательство "Питер", 2011. – 400 с.: ил, ISBN 978-5-9500276-6-6.
2. Амбалова, С. А. Семья как ведущий фактор становления личности : монография / С. А. Амбалова // Вестник Северо-осетинского государственного университета имени Коста Левановича Хутагурова : научно-теоретический журнал. – 2015. – № 4. – С. 90–93, ISSN: 1994-7720
3. Андреева Т. В. Семейная психология: Учеб. пособие. . —— СПб.: Речь, 2004. — 244 с. табл.; 22 см. - (Психологический практикум).; ISBN 5-9268-0237-7 (в пер.)
4. Артамонова Е.И., Екжанова Е.В.,Зырянова Е.В.Психология семейных отношений с основами семейного П 86 консультирования: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений Под ред. Е. Г. Силяевой. — 3-е изд., стер. — М.: Издательский центр «Академия», 2005. — 192 с. ISBN 5-7695-1745-Х
5. Бабынина Т.Ф. Диалог с родителями. Методический акпект взаимодействия детского сада и семьи. ФГОС ДО/ Т.Ф Головенко., Л.В. Гильманова - М: Сфера, 2016 - 128с. - (Управление детским садом); ISBN 978-5-9949-1351-2 : 6000
6. Беребин М.А.Концепция отношений В.Н. Мясищева и теория психической адаптации личности медицинской психологии (часть п) Беребин М.А. 2009 Г
7. Болотникова О.П. Психологическая диагностика в работе с молодой семьей: материалы психодиагностических методик: учебно-практическое пособие [Текст]/ О.П. Болотникова, И.А. Полунина, Э.Ю, Чикирева. - Балашов, 2006. – 216 с.,ISBN 5-94035-273-1
8. Варга А.Я. «Введение в системную семейную психотерапию» / Анна Варга. - Москва : Когито-Центр, 2009. - 181 с. : ил., табл.; 20 см. - (Современная психотерапия).;ISBN 978-5-89353-269-2
9. Зверева О.Л., Кротова Т.В. 343 Общение педагога с родителями в ДОУ: Методический аспект. М.: ТЦ Сфера, 2009. — 80 с. (Библиотека руководителя ДОУ). ISBN 978-5-9949-0185-4
10. Иванова Н.В. Формирование социального пространства отношений ребенка в дошкольном образовательном учреждении: Учеб. пособие
. –– Череповец: ЧГУ, 2002. - 150 с.
11. Карабанова О.А. Психология семейных отношений и основы семейного консультирования : учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по направлению и специальностям психологии / О. А. Карабанова. - М. : Гардарики, 2004 (ОАО Можайский полигр. комб.). - 319 с. : табл.; 21 см. - (Psychologia universalis).; ISBN 5-8297-0189-8 (в пер.)
12. С. В. Ковалев. Психология современной семьи : Информ.-метод. материалы к курсу "Этика и психология семейн. жизни" : Кн. для учителя / С. В. Ковалев. - М. : Просвещение, 1988. - 207,[1] с.; 20 см.; ISBN 5-09-000427-7 (В пер.) : 70 к.
13. Короткова, Е. С. Родительский час в дошкольном учреждении: роль и значение. - М.: Издательство "Педагогическое общество России", 2020.
14. Куликов Л.В.Психология личности в трудах отечественных психологов / Л. В. Куликов [сост.]. - 2-е изд., перераб. и доп. - Москва [и др.] : Питер, 2009 (СПб. :ИПК "Ленинградское издательство"). - 460 с.; 21 см. - (Хрестоматия).; ISBN 978-5-49807-198-5 (в пер.)
15. Кузьмина Н.М., Сапронова Е.А. Родительский час как форма взаимодействия педагогов и родителей .
16. Е. В. Михеева. Статья:»Современные технологии обучения дошкольников»/ авт. сост. Волгоград: Учитель, 2014.
17. Михно О. С. 2007. Психолого-педагогические особенности детско-родительских отношений в семьях педагогов: Дис. … канд. психол. наук. Москва.
18. Овчарова Р.В. Психология родительства. - М.: Издательский центр «Академия», 2004. - 368 с.
19. Орлова А.В. Статья.Стиль семейного воспитания как фактор, влияющий на развитие уверенности у детей школьного возраста
20. Смирнова, Елена Олеговна. Детская психология : Учеб. для студентов высш. пед. учеб. заведений, обучающихся по специальности 030900 "Дошк. педагогика и психология" / Е. О. Смирнова. - М. : ВЛАДОС, 2003 (Вологда : ПФ Полиграфист). - 365, [1] с. : табл.; 22 см. - (Учебник для вузов).; ISBN 5-691-00893-5
21. Смирнова Е.О. Особенности общения с дошкольниками: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. Заведений. -- М.: Издательский центр «Академия», 2000. - 160 с.
22. Спиваковская А.С. Психотерапия: игра, детство, семья. Том 2 -- М.: ООО Апрель Пресс, ЗАО Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2000. - 464 с. - (Психология - XX век).
23. Фомина, Л. К. Понятие и типы детско-родительских отношений / Л. К. Фомина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2014. — № 2 (61) ISSN: 2072-0297
24. ФГОС
12. Чукреева В. В. Влияние семьи на развитие личности ребенка, его благополучие. Пермь: Меркурий, 2011. С. 180-183.
25. Возрастные и индивидуальные особенности общения со взрослыми у детей от рождения до семи лет [Текст] : Автореферат дис. на соискание ученой степени доктора психологических наук. (190007)
24. Профессиональный стандарт педагога (ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В СФЕРЕ ДОШКОЛЬНОГО, НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО, ОСНОВНОГО ОБЩЕГО, СРЕДНЕГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ) (ВОСПИТАТЕЛЬ, УЧИТЕЛЬ)
32. Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения. Пособие для руководителей и практических работников ДОУ / Л. С. Киселева, Т. А. Данилина, Т. С. Лагода, М. Б. Зуйкова. -М.: АРКТИ, 2006. - 96 с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ