Введение 3
ГЛАВА 1. Теоретические основания изучения формирования познавательных универсальных учебных действий у младших школьников с ЗПР. 8
1.1 Познавательные универсальные учебные действия у детей младшего школьного возраста. 8
1.2 Особенности формирования познавательных универсальных учебных действий у младших школьников с ЗПР. 15
ГЛАВА 2. Эмпирическое исследование познавательных универсальных учебных действий у детей с ЗПР. 19
2.1 Организация и методики исследования познавательных универсальных учебных действий с ЗПР. 19
2.2 Результаты и анализ исследования познавательных универсальных учебных действий у детей с ЗПР. 23
2.3 Коррекционно-развивающая программа. Разработка и апробация. 30
2.4 Результаты и анализ повторного исследования познавательных универсальных учебных действий у детей с ЗПР. 37
Список литературы 47
Стратегическая задача современного обучения состоит в воспитании функционально грамотной личности, которая может быстро решать задачи, самостоятельно совершать поступки, взять ответственность за себя, творческим подходом к решению задач. Эта задача является одной из главных задач социальных политик государства, решение которой невозможно вне учебного пространства.
Выполнение любой задачи требует от ребенка целенаправленного усилия. Когда ребенок пришел в школу - он был уверен в том, что учиться - это радость, надеялся успехом и уважением к учителю. Ведь ребенок так мало нуждается: ощущать умность, сообразительность, быть успешен в обучении. Успех в обучении вдохновляет новых успехов. А счастливый ребенок проще учить, воспитывать, проще развивать духовное потенциале. Каждый ребенок с детства обладает самыми разными способностями, их нужно только замечать и развить, и не бояться работать.
Новые методы обучения и воспитания школьников требуют знаний психологических основ взаимодействия и общения, дидактики и методологии, соответствующих приемов организации учебных процессов. Учитель должен прилагать определенные усилия в образовательном процессе. Без усилий эмоций, интеллектуальных, волевых напряжений - невозможно активизировать познавательную деятельность, осознанное участие в процессе обучения, а субъективное - субъективное воздействие педагога на учащегося.
Исследователи считают, что знание, педагогическое мастерство, активная позиция учителя в значительной мере зависит от модернизации системы обучения. Для этого учитель очень нуждается в психологических знаниях. Ведь в модернизации школы на первый план выдвигается задача воспитания ребенка, всестороннего его развития. Еще К.Д.Ушинский указал, что, если хотим всесторонне воспитывать, мы тоже должны изучать его. Ученик сможет правильно изучить ученика, глубоко понимая общие особенности развития ребенка, психологические особенности развития способностей, заинтересованности, склонности, другие индивидуальные и личные особенности.
Начальная школа – важнейший этап развития личности ребёнка. Постепенно, в процессе обучения личностные установки учеников постепенно акцентируются с точки зрения положительного совместного результата деятельности – c точки зрения самого процесса обучения. Дети начинают формировать неравнодушие к своей работе, целеустремлённость, трудолюбие, ценность «признания - уважения» к своей главной «работе» – учебе. Они научились делать выборы, работать командой, аргументировать, согласовать свои поступки, если нужно корректировать. То есть обучаются «умению учить» — ключевой компетенцией начальной школы, формирование которой осуществляется формированием совокупности «универсальных образовательных действий».
Задача развивать универсальные учебные действия достигается через осознанное, активное присвоение обучающимся социальных опытов. В то же время знания, навыки и знания рассматриваются в качестве производных от соответствующих целевых действий, то есть формируются, используются и хранятся в тесном контакте с активными действиями самих учеников. Это новая интерпретация требований к итогам начального общеобразовательного образования, конкретизированная в концепции развития универсального учебного действия.
Концепция развития универсальных учебных действий разработана на основе системно-деятельностного подхода (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, П.Я. Гальперин, Д.Б. Эльконин, В.В. Давыдов, А.Г. Асмолов) группой авторов: А.Г. Асмоловым, Г.В. Бурменской, И.А. Володарской, О.А. Карабановой, Н.Г. Салминой и С.В. Молчановым под руководством А.Г. Асмолова.
В методических материалах, разработанных данной группой авторов, акцентируется вопрос о роли самого обучающегося в учебном процессе. Активность обучающегося признается основой достижения развивающих целей обучения, в процессе которого знание не передается в готовом виде, а строится самим обучающимся в процессе познавательной деятельности. «В образовательной практике наметился переход от обучения как презентации системы знаний к активной работе учащихся…. Признание активной роли учащегося в обучении приводит к изменению представлений о содержании взаимодействия ученика с учителем и одноклассниками… Единоличное руководство учителя в этом сотрудничестве замещается активным участием учащихся в выборе содержания и методов обучения» [].
Все это придает особую актуальность задаче формирования в начальной школе универсальных учебных действий, позволяющих достигать метапредметных результатов (регулятивных, коммуникативных, познавательных).
Среди метапредметных универсальных учебных действий особое значение для младших школьников имеют познавательные УУД, т.к. именно от их становления зависит результативность всего последующего образования человека.
Познавательные универсальные учебные действия, включающие общеучебные действия, логические действия, а также действия постановки и решения проблем готовят школьника к решению любой проблемы-задачи.
Однако на современном этапе развития начального общего образования часть педагогов сомневаются в возможности одновременного освоения школьниками содержания учебного материала и организации специальной работы по формированию универсальных учебных действий, другие – испытывают затруднения в организации специальной деятельности учащихся.
Выявленная проблема по изучению возможностей в формировании у младших школьников с ЗПР познавательных универсальных учебных действий одновременно с освоением учащимися содержания начального курса привели к выбору темы выпускной квалификационной работы: «Формирование познавательных универсальных учебных действий у детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития»
Объектом исследования - познавательные универсальные учебные действия у младших школьников.
Предметом исследования являются особенности формирования познавательных универсальных учебных действий у младших школьников с задержкой психического развития.
Цель исследования – формирование познавательных УУД у младших школьников с ЗПР.
Гипотеза исследования:
Для достижения поставленной цели и проверки выдвинутой гипотезы обозначены следующие задачи исследования:
1. Изучить психолого-педагогическую, методическую литературу по данной проблеме.
2. Проанализировать передовой педагогический опыт и выявить педагогические условия формирования познавательных универсальных учебных действий младших школьников на уроках математики.
3. Подобрать диагностический инструментарий и провести исследование на выявление уровня сформированности УУД у младших школьников с ЗПР.
4. Разработать коррекционно-развивающую работу.
5. Определить эффективность программы с помощью повторного диагностирования.
Для решения поставленных задач и проверки исходных положений были использованы взаимосвязанные и взаимодополняющие друг друга методы исследования:
-теоретический анализ психолого-педагогической и методической литературы по теме исследования;
- анализ передового педагогического опыта;
- диагностика сформированности познавательных универсальных учебных действий у младших школьников;
- апробирование коррекционно-развивающей программы;
- статистическая обработка результатов диагностирования.
Основная база исследования –
Теоретическая значимость работы заключается в аналитическом исследовании различных аспектов данной проблемы.
Практическая значимость результатов исследования заключается в том, что были выявлен уровень формирования познавательных универсальных учебных действий младших школьников с задержкой психического развития с последующей коррекционно-развивающей работой.
Актуальность исследования проблемы формирования познавательных универсальных учебных действий (УУД) у младших школьников обусловлена изменением образовательной парадигмы в соответствии с логикой компетентностного подхода: от цели усвоения учащимся конкретных предметных ЗУН( знаний, умений, навыков) в рамках отдельных учебных дисциплин к цели развития познавательных способностей школьников, обеспечивающих у них такую ключевую компетенцию, как умение учиться и благоприятствующих их саморазвитию и самосовершенствованию. Достижение данной цели становиться возможным благодаря формированию учащихся системы познавательных универсальных учебных действий.
Проблема эффективного формирования познавательных универсальных учебных действий обучающихся – одна из сложных и противоречивых проблем современной педагогической науки. С одной стороны, она отражает потребность общества, выраженную в образовательном заказе на учащихся, способных к полноценной самореализации, самостоятельному добыванию знаний и эффективному осуществлению различного рода деятельности; показывает заинтересованность учёных в нахождении путей формирования надпредметных действий обучающихся. С другой стороны, отражено, что современная система школьного образования с традиционной организацией учебного процесса и соответствующим методическим обеспечением ещё не готова справиться с объективными факторами, которые определяют формирование общепознавательных действий учащихся, и грамотно, на научной основе, обеспечить формирование надпредметных действий младших школьников в оценочной деятельности.
В ходе теоретического и экспериментального исследования в дипломной работе были решены все поставленные задачи.
На основе анализа психологической, педагогической, методологической литературы по изучаемой проблеме и изучения современного состояния практики образования были определены теоретические предпосылки формирования познавательных универсальных учебных действий у младших школьников с задержкой психического развития. Проведённое исследование доказало наличие рассматриваемой проблемы и указало на её недостаточную изученность в теории, в практике современного образования.
Сравнительно – сопоставительный анализ научной литературы по проблеме исследования позволил уточнить содержание понятия "познавательные универсальные учебные действия младших школьников ". Под " универсальными учебными действиями младших школьников" мы понимаем совокупность обобщённых действий обучающегося, а также связанных с ними умений и навыков учебной работы, обеспечивающих способность субъектов к самостоятельному усвоению новых знаний, умений и компетентностей, к сознательному и активному присвоению нового социального опыта, к саморазвитию и самосовершенствованию".
В основу дипломной работы положена классификация универсальных учебных действий, предложенная разработчиками федерального государственного образовательного стандарта второго поколения.
В ходе изучения научной литературы было установлено, что универсальный характер познавательных действий проявляется в том, что они:
1) носят надпредметный и метапредметный характер;
2) лежат в основе организации и регуляции любой деятельности учащегося независимо от её специально – предметного содержания;
3) обеспечивают этапы усвоения учебного содержания и формирования психологических способностей учащегося;
4) обеспечивают целостность общекультурного, личностного и познавательного развития, саморазвития и самосовершенствования личности.
Интегративный характер способности к саморазвитию позволяет определить систему познавательных универсальных учебных действий как ключевую компетенцию, обеспечивающую у обучающихся как "умение учиться". Основы формирования " умение учиться" закладываются в период начального обучения ребёнка в школе: полученный в это время опыт предопределяет успешность обучения учащихся в течение всей последующей жизни.
Гипотеза данного исследования подтверждена…….
1. Амонашвили Ш.А. Личностно-гуманная основа педагогического процесса. -Минск, 1990.-559с.
2. Андрущенко Т.Ю., Карабекова Н.В. Коррекция психического развития младшего школьника на начальном этапе обучения // Вопросы психологии.-1993.-№1.-С.47-53.
3. Антипина А.Н. Из опыта работы с детьми, имеющими задержку психического развития // Начальная школ а.-1993.-№2.-С.60-64.
4. Ануфриев А.Ф., Костромина С.Н. Как преодолеть трудности в обучении детей. Психодиагностические таблицы. Психодиагностические методики. Кор-рекционные упражнения. М.: Издат - во «Ось - 89»,2001. - 272с.
5. Асмолов, А. Г. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: пособие для учителя / А. Г. Асмолов. – Москва: Профит Стайл, 2008. – 150 с.
6. Асмолов, А. Г. Формирование универсальных учебных действий в основной школе : пособие для учителя / А. Г. Асмолов, Г. В. Бурменская, И. А. Володарская. – Москва : Академия, 2011. – 159 с.
7. Астапов В.М. Введение в дефектологию с основами нейро- и патопсихологии,- М.: Международная педагогическая академия, 1994.-216с.
8. Бедер Е. Комплексное изучение детей с временной задержкой развития //Дефектология,-1975.-№4.-С.37-41.
9. Белопольская H.JI. Психологическая диагностика личностей детей с задержкой психического развития. -М: Изд-во УРАО, 1999.-148с.
10. Бобровникова, С. В. Приемы педагогической техники для формирования универсальных учебных действий [Электронный ресурс] : учеб. пособие / С. В. Бобровникова. – URL: www.menobr.ru/materials/46/37549/9
11. Выготский Л.С. Избранные психологические исследования М.,1956, С.450.
12. Выготский Л.С. Проблемы развития психики /Собр. Соч.:в 6т.-М. :Педагогика, 1982.-Т.3 -С.6-336.
13. Егорова Т.В. Своеобразие процесса запоминания у детей с задержкой психического развития //Дефектология,-1972.-№4.-С. 16-23.
14. Еременко И.Г. Познавательные возможности учащихся вспомогательной школы.-Киев: Рад. Школа, 1972,-130с.
15. Закирьярова, Р. З. Формирование универсальных учебных действий на уроках в начальной школе у обучающихся с ОВЗ // Образование и воспитание. - 2016. - №5. – С. 130–133. – URL: https://moluch.ru/th/4/archive/48/1666/
16. Защиринская, О. В. Психология детей с задержкой психического развития : учеб. пособие / О. В. Защиринская. – Санкт-Петербург : Речь, 2003. – 432 с.
17. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе : пособие для учителя / А. Г. Асмолова [и др.] ; под ред. А. Г. Асмолова. – Москва : Просвещение, 2011. – 152 с.
18. Киргинцева Е.И. Пути формирования познавательных интересов младших школьников в учебной деятельности //Нач. школа.-1992.-№11/12.-С.29-31.
19. Обучение детей с ЗПР //Нач. школа.-1993.-№2.-С.58..
20. Пидкасистый, П. И. Педагогика : учеб. пособие / П. И. Пидкасистый. – Москва : Академия, 2014. – 624 с.
21. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии: В 2т. М.,1989, С.369.
22. Семаго Н.Я. Новые подходы к построению коррекционной работы с детьми с различными видами отклоняющегося развития //Дефектология. -2000.-№1.-С.66-74.
23. Сергеева О. Примерный перечень диагностических методик для коррекционно развивающей работы//Нар. Образование.-1998.-№2.-С.201-203.
24. Соколова, Е. В. Систематика задержки психического развития у детей / Е. В. Соколова // Логопед. – 2008. – № 1. – С. 180–187.
25. Тербулатова, А. А. Особенности развития мышления у детей младшего школьного возраста / А. А. Тербулатова // Психология и педагогика: методика и проблемы практического применения. – 2015. – № 44. – С. 65–69.
26. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья. [Электронный ресурс] / Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 19.12.2014 № 1598. – URL: http://минобрнауки.рф/m/документы/5132.
27. Цымбалюк А.Н. Особенности познавательной активности младших школьников с пониженной обучаемостью: Дис. канд.психол.наук. М., 1974.- 167с.
28. Цыпина Н.А. Помощь младшим школьникам с ЗПР// Нач.школа. 1989.-№6.-С. 10-14.
29. Шевченко С.Г. Организация системы коррекционно-развивающего обучения для детей с ЗПР //Дефектология.-1998.-№5.-С. 16-20.
30. Шкляр, Н. В. Развитие познавательного интереса у школьников с ограниченными возможностями здоровья : учеб. пособие / Н. В. Шкляр // Социосфера. – 2015. – № 4. – С. 91–94.