Психокоррекция агрессивного поведения детей младшего школьного возраста из неблагополучных семей (Московский Гуманитарно-Экономический Университет (Нижегородский филиал))
Проведено эмпирическое исследование.
Выборка: 62 ребёнка (26 девочек и 36 мальчиков).
Есть приложения.
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. Теоретический анализ проблемы агрессивного поведения детей младшего школьного возраста из неблагополучных семей и его психологической коррекции 7
1.1. Анализ понятия «агрессивное поведение» в отечественной и зарубежной психологической науке 7
1.2. Условия формирования и специфика проявлений агрессивного поведения в младшем школьном возрасте. 17
1.3. Психологическая коррекция агрессивного поведения у детей младшего школьного возраста 25
1.4. Психологическая коррекция агрессивного поведения у детей младшего школьного возраста 32
ГЛАВА 2. Эмпирическое исследование особенностей агрессивного поведения детей младшего школьного возраста из неблагополучных семей 40
2.1. Программа исследования: цель, гипотезы, задачи, методы исследования 40
2.2. Исследование особенностей агрессивного поведения детей младшего школьного возраста из неблагополучных семей и их родителей 47
ГЛАВА 3. Организация психологической коррекции агрессивного поведения детей младшего школьного возраста из неблагополучных семей 77
3.1. Разработка и апробация программы психологической коррекции агрессивного поведения детей младшего школьного возраста из неблагополучных семей 77
3.2. Анализ результатов диагностики 77
3.3. Рекомендации прикладного характера 80
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 85
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 88
ПРИЛОЖЕНИЯ 94
Повышенная агрессивность детей является одной из наиболее острых проблем не только для педагогов и психологов, но и для общества в целом. Особенно важным изучение агрессивности является в младшем школьном возрасте, когда эта черта находится в стадии своего становления и когда еще можно предпринять своевременные корригирующие меры. Чаще всего агрессивное поведение ярко проявляется у детей в подростковом возрасте, однако если выявить причины и признаки агрессивности в младшем школьном возрасте, то можно найти средства для предотвращения и коррекции этого поведения. При этом наибольшее число рисков и нарушений процесса социализации происходит у детей из неблагополучных семей, в том числе и потому, что родительская семья как первичная ячейка общества в наибольшей степени, влияет на ребенка, на его восприятие окружающего мира, личностное развитие и особенности межличностного взаимодействия.
Агрессивное поведение детей, не только тревожное явление, но и серьезная социальная, педагогическая и психологическая проблема. Поэтому проблеме агрессивного поведения в младшем школьном возрасте уделяется особое внимание, так как агрессивность – это устойчивая личностная черта, которая отрицательно сказывается на процессах личностного развития ребенка и его социализации в следующих возрастных этапах. Следовательно, изучение причин и проявлений склонности к агрессивному поведению детей младшего школьного возраста, особенно из неблагополучных семей, является важным на современном этапе, так как позволит выявить таких детей и своевременно осуществить работу по предотвращению последствий агрессивного поведения, что обусловливает актуальность данного исследования.
Разработанность исследуемой проблемы. Вопросами изучения агрессивного поведения младших школьников занимались такие ученые, как А.И. Амелькина, Г.Э. Бреслав, А.Г. Долгова, К.Е. Киселёва, О.А. Козлова, С.Д. Маллаев, Т.Н. Мосина, Е.В. Тремаскина, И.А. Фурманов, Р.А. Барон, Д.Р. Ричардсон, Дж. Доллард. Проблемой семейного неблагополучия и его влиянием на развитие ребенка занимались такие исследователи, как Т.И.Шульга, В.М.Целуйко, Е.М.Таболова, Н.Иванова, И.А. Горьковая, В.Л. Хайкин, Э.Г. Эйдемиллер, А.Я. Варга. Особенности психологической диагностики и коррекции агрессивности младших школьников рассматривались в работах Е.А. Алябьевой, Л.О. Андрюшиной, Е.В. Ануфриенко, А.Г. Долговой, Е.Н. Каменской, Ф.Ф. Расуловой. В современных психолого-педагогических исследованиях подчёркивается значимость ранней диагностики агрессивных проявлений у детей младшего школьного возраста и осуществления своевременных психокоррекционных и психопрофилактических мероприятий по снижению выраженности агрессии у младших школьников.
Цель исследования: изучение особенностей агрессивного поведения детей младшего школьного возраста из неблагополучных семей; разработка и апробация программы психологической коррекции агрессивного поведения младших школьников.
Объект исследования: агрессия как форма поведения детей младшего школьного возраста.
Предмет исследования: влияние психокоррекционной работы на снижение агрессивного поведения у младших школьников из неблагополучных семей.
Гипотезы исследования:
1. Мы предполагаем, что агрессивное поведение детей младшего школьного возраста из неблагополучных семей связано как с их личностными особенностями (тревожностью, импульсивностью, ригидностью), так и с уровнем агрессивности их родителей.
2. Мы предполагаем, что процесс психологической коррекции агрессивного поведения младших школьников из неблагополучных семей будет эффективным, если:
– формировать на психокоррекционных занятиях с помощью беседы, элементов арттерапии, музыкотерапии, ролевых игр опыт общения без злости, тревожности и обид;
– включать в психокоррекционную программу совместные занятия с детьми и их родителями для формирования, с одной стороны, устойчивых позитивных взаимоотношений между ними, с другой стороны, паттернов межличностного поведения без проявления агрессии.
Задачи исследования:
1. Проанализировать научную психологическую литературу по проблеме исследования.
2. Провести эмпирическое исследование особенностей агрессивного поведения детей младшего школьного возраста из неблагополучных семей.
3. Разработать и апробировать программу психологической коррекции агрессивного поведения детей младшего школьного возраста из неблагополучных семей.
4. Проанализировать результаты ретестовой диагностики.
5. Разработать рекомендации прикладного характера.
Основу программы нашего исследования составили:
1. Программа психологической коррекции
2. Диагностика детей осуществлялась с помощью:
– теста фрустрационных реакций Розенцвейга (детский вариант);
– методики «Рисунок несуществующего животного» (М.3. Друкаревич);
– теста руки Э. Вагнера (в адаптации Н.Я. Семаго).
3. Диагностика родителей осуществлялась с помощью:
– опросника А.А. Романова «Ребёнок глазами взрослого»;
– опросника агрессивности Басса-Дарки (в адаптации А.А. Хвана, Ю.А. Зайцевой, Ю.А. Кузнецовой).
Новизна исследования: установлены значимые условия психологической коррекции агрессивного поведения младших школьников, выявлена роль личностных факторов детей и их родителей в проявлениях агрессии детей младшего школьного возраста.
Научная и практическая значимость исследуемой проблемы состоит в разработке и апробации программы психологической коррекции агрессивного поведения детей младшего школьного возраста.
Результаты исследования подвергались качественному анализу и математико-статистической обработке.
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы, включающего 75 источников, и приложений. Общий объём работы составил [94] страниц
Проблема агрессивного поведения детей младшего школьного возраста с каждым годом разносится все больше и больше. Перед психологами, родителями и педагогами стоит задача по предотвращению агрессивного поведения.
Агрессивное поведение в большинстве случаев является защитной реакцией на действия, происходящие в окружении ребенка. Проблема агрессии сегодня заключается в том, что ее проявления выходят из-под контроля. Агрессия все чаще никак не связана с угрозой, а является сформированным способом реагирования на всевозможные жизненные ситуации. Иногда мы обращаем внимание на проблему, когда уже видим страшные последствия агрессивных проявлений, но мало акцентируем внимание на причины, которые формируют такое поведение. Причинами, при которых появляется агрессивное поведение, могут быть особенности обучения в семье, стили семейных взаимоотношений, школьная тревожность вызванная неуспеваемостью в школе, неумение строить взаимодействия со сверстниками. К тому же возрастные особенности умственного, эмоционального, психического, и физического развития в комплексе с индивидуальностью каждого ребенка могут иметь агрессивные проявления. Проблемы общества в целом, напряженность и безразличие во взаимоотношениях приводят к отклонениям в развитии личности и поведения детей. В младшем школьном возрасте в ребенке осуществляются существенные психологические, физиологические и эмоциональные изменения. Происходит становление личности и переход к осознанному и самостоятельному поведению. Дети в этом возрасте обучаются ставить цели, управлять своими эмоциями и принимать независимые решения. В формировании качеств личности школа играет важную роль.
Младший школьный возраст это время важных перемен в физиологии и психологии ребенка. Происходит становление личности и переход к осознанному и самостоятельному поведению. Дети в этом возрасте учатся ставить цели, управлять своими эмоциями и принимать самостоятельные решения. Поэтому так важно именно в этом возрасте обратить внимание и объединить усилия родителей и педагогов, для изучения и правильного понимания причин формирования агрессивного поведения.
В данной работе представлены основные теоретические подходы в понимании агрессии, и ее природы. Рассмотрены понятия агрессия, агрессивность и агрессивное поведение, а также классификация видов агрессии и способы ее проявления. Представлены причины формирования агрессивного поведения на основе теории социального научения, когда агрессия проявляется людьми в определенных социальных условиях, способствующих такому поведению.
В результате проведенного эмпирического исследования особенностей агрессивного поведения детей младшего школьного возраста из неблагополучных семей мы выявили, что агрессивное поведение связано, с одной стороны, с их личностными особенностями (тревожностью, боязливостью), а с другой, с высоким уровнем физической и вербальной и низким уровнем косвенной агрессии у их родителей, а также проявлением их раздражения, вспыльчивости и обиды.
На основе предварительной диагностики для младших школьников экспериментальной группы нами была разработана специальная коррекционно-развивающая программа, представляющая собой систему упражнений, направленных на снижение уровня агрессии, формирование нравственных ориентиров, развитие коммуникативных навыков.
В занятиях были использованы такие методы как: ролевая игра, арт-терапия, сказкотерапия. Для реализации психокоррекционной программы было предусмотрено 10 групповых занятий продолжительностью 40 минут. Полученные в результате итоговой диагностики данные свидетельствуют о положительной динамике в результатах экспериментальной группы.
Таким образом, по результатам исследования подтвердилось наша гипотеза о том, что процесс психологической коррекции агрессивного поведения младших школьников из неблагополучных семей будет эффективным:
– формировать на психокоррекционных занятиях с помощью беседы, элементов арттерапии, музыкотерапии, ролевых игр опыт общения без злости, тревожности и обид;
– включать в психокоррекционную программу совместные занятия с детьми и их родителями для формирования, с одной стороны, устойчивых позитивных взаимоотношений между ними, с другой стороны, паттернов межличностного поведения без проявления агрессии.
Использование психокоррекционной программы, направленной на снижение уровня агрессии у младших школьников из неблагополучных семей, способствует формированию навыков доверительного общения, гармонизации взаимоотношений с окружающими людьми.
1. Авдонина, Н.И. Отечественный и зарубежный опыт социально-педагогической и социально-психологической работы с детьми из неблагополучных семей / Н. И. Авдонина // Вестник Мордовского университета. – 2009. – Т. 19, № 2. – С. 178-182.
2. Алексеева, Л.С. Зависимость отклоняющегося поведения несовершеннолетних от типа неблагополучной семьи. - М.: Социс, 2000. – 352 с.
3. Алябьева, Е.А. Психогимнастика в начальной школе : метод. материалы в помощь психологам и педагогам / Е. А. Алябьева. – Москва : ТЦ Сфера, 2003. – 88 с.
4. Амелькина, А.И., Опыт разработки и осуществления психологического сопровождения семей агрессивных младших школьников / А.И. Амелькина, К.С. Шалагинова // Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л.Н. Толстого. - 2013. - №3 (7). - С.128-136.
5. Ануфриенко, Е. В. Театрализованная деятельность как основной фактор коррекции детской агрессии / Е. В. Ануфриенко, Т. И. Моисеенко // Материалы 66-й науч.-практ. конф. преподавателей и студентов : сб. тр. : в 3–х ч. Благовещенск, 21 апр. 2016 г. – Благовещенск, 2016. – Ч. 1. – С. 7-11.
6. Бандура, А. Теория социального научения. Санкт-Петербург, 2000.
7. Бодрая, Ю.В. Семейное неблагополучие как социально-педагогическая проблема / Ю. В. Бодрая, Е. В. Моцовкина // Лучшая научная статья 2017: сборник статей победителей VI Международного научно-практического конкурса, Пенза, 25 февраля 2017 года. – Пенза: "Наука и Просвещение" (ИП Гуляев Г.Ю.), 2017. – С. 195-199.
8. Борисова, Д.П. Выявление взаимосвязи агрессивного поведения и гендерных особенностей у несовершеннолетних с девиантным поведением / Д. П. Борисова // Гуманитарные науки (г.Ялта). – 2020. – № 4(52). – С. 141-145.
9. Бреслав, Г.Э. Психокоррекция детской агрессивности. Учебное пособие. СПб: Речь, 2006. 144 с.
10. Волков, Б.С. Младший школьник: Как помочь ему учиться. - М.: Академический Проект, 2004. - 142 с.
11. Волкова, Н.Ю. Психолого-педагогическая поддержка детей из неблагополучных семей / Н.Ю. Волкова, Л. В. Мамедова // Управление образованием: теория и практика. – 2022. – № 7(54). – С. 178-188.
12. Галагузова, М.А. Социальная педагогика: Курс лекций / М.А. Галагузова. - М.: Владос, 2006. – 416 с.
13. Головлева, Н.В. Агрессивное поведение подростков как причина отклонений в поведении и способ решения проблемных ситуаций в социуме / Н. В. Головлева // Психология XXI века: вызовы, поиски, векторы развития : Сборник материалов III Всероссийского симпозиума психологов с международным участием, посвященного 30-летию со дня образования психологического факультета Академии ФСИН России. В 3 ч., Рязань, 08–09 апреля 2021 года. – Рязань: Академия права и управления Федеральной службы исполнения наказаний, 2021. – С. 172-178.
14. Гуревич,К.М. Дифференциальная психология и психодиагностика. СПб: Питер, 2008. 336 с.
15. Гуров, Д.В., Гурова Е.В. Классификация неблагополучных семей // Мир науки, культуры, образования. – 2016. – № 2(57). – С. 193-195.
16. Гусев, Д.Д. Агрессивное и деструктивное поведение как феноменологическое отображение дезадаптивных схем поведения // Актуальные клинические исследования в новых условиях пандемии COVID-19 : Сборник научных трудов. – Тула: Тульский государственный университет, 2020. – С. 56-61.
17. Долгова, В.И., Капитанец Е.Г. Психолого-педагогическая коррекция агрессивного поведения старших подростков. - Челябинск: АТОСКО, 2010. – 110 с.
18. Долгова, А.Г. Агрессия у детей младшего школьного возраста. Диагностика и коррекция / А. Г. Долгова. – Москва : Генезис, 2009. – 216 с.
19. Дохнадзе, Н.А. Психолого-педагогические условия предупреждения и коррекции агрессивного поведения младших школьников / Н.А. Дохнадзе, Е.А. Филонова // Вестник МГЛУ. - 2011. - №613. - С.127- 136.
20. Зинкевич-Евстигнеева, Т. Д. Основы сказкотерапии / Т. Д. Зинкевич-Евстигнеева. – Москва, 2007. – 80 с.
21. Зинкевич-Евстигнеева, Т. Д. Практикум по сказкотерапии / Т. Д. Зинкевич-Евстигнеева. – Санкт-Петербург : ООО «Речь», 2000. – 310 с., с. 44
22. Зубова, Л.В. О проблеме агрессивности как форме асоциального поведения личности // Вестник РУДН. Серия: Психология и педагогика. 2003. №1. С. 108-115
23. Ильин, Е.П. Психология агрессивного поведения. Санкт-Петербург, 2014.
24. Ильин, Е.П. Психология индивидуальных различий. – СПб.: Питер, 2011. – 701с.
25. Каменская, Е.Н. Коррекция агрессивного поведения обучающихся // Проблемы современного педагогического образования. 2019. №65-1. С. 142-145
26. Кириенко, А.А. Индивидуально-личностные особенности агрессивности подростков различных типов направленности личности: дис... к.пс.н. М., 2014. 198 с
27. Киселева, К.Е. Взаимосвязь агрессивности и тревожности в младшем школьном возрасте / К. Е. Киселева, Е. Л. Чернышова // Шаг в науку : Сборник материаловIII Международной научно-практической конференции с участием студентов, Грозный, 10 октября 2020 года. – Махачкала: Чеченский государственный педагогический университет, 2020. – С. 333-337.
28. Козлова, О.А. Психолого-педагогическая коррекция агрессивного поведения детей младшего школьного возраста // Материалы XII Международной студенческой научной конференции «Студенческий научный форум» https://scienceforum.ru/2020/article/2018022865 (дата обращения: 24.01.2023 )
29. Комкова, Е.И. Социальная перцепция детей из неполных семей // Известия РГПУ им. А.И. Герцена. 2021. №142. С. 52-63
30. Комкова, Е.И. Социальная перцепция детей из неполных семей // Известия РГПУ им. А.И. Герцена. 2011. №142. С. 52-63
31. Кортыченкова, Н. И. Влияние стилей семейных отношений на агрессивность личности ребенка: Автореф. дис. канд. психол. наук. М., 2000. - 197 с.
32. Корчагина, Ю.В. Неблагополучные семьи: факторы риска и методы работы. / Ю.В. Корчагина - М.: МГПИ, 2008. - 159 с.
33. Лоренц, К. Агрессия (так называемое «зло»). Москва, 2009.
34. Макушкина, О.А., Гурина О.И., Голенкова В.А. Биологические основы агрессивного поведения // Неврология, нейропсихиатрия, психосоматика. 2021. №5. С. 76-82.
35. Маллаев, С.Д. Детерминация агрессивного поведения младших школьников // Известия ДГПУ. Психолого-педагогические науки. - 2009. - №3. - С.18-21
36. Мамедова, Л.В., Исаева Е.А. Опытно-экспериментальная работа по снижению агрессивности у девочек // Приволжский научный вестник. 2014. №7 (35). С. 1-3.
37. Мосина, Т.Н. Агрессивное поведение детей младшего школьного возраста // Санкт-Петербургский образовательный вестник. 2018. №6 (22). С. 1-5
38. Назаренко, Е.В. К проблеме типологии неблагополучных семей как важнейшего фактора становления асоциальной личности подростка // Актуальные проблемы психологии и педагогики: Материалы международной научно-практической конференции, Оренбург, 25–27 ноября 2016 года / Оренбургский государственный университет. – Оренбург: Оренбургский государственный университет, 2016. – С. 472-478.
39. Олиференко, Л.Я. Социально-педагогическая поддержка детей группы риска: учеб. пособие для студ. высш. учеб. Заведений / Л.Я. Олиференко, Т.И. Шульга, И.Ф. Дементьева. – 3-е изд., испр. и доп. – М.: Издательский центр «Академия», 2008. – 256 с.
40. Панфилова, М. А. Игротерапия общения : тесты и коррекционные игры : практическое пособие для психологов, педагогов и родителей / М. А. Панфилова. — Москва : ГНОМ и Д, 2016. — 155 с.
41. Подольский, А. С. Воспитание детей в неполных семьях как психолого-педагогическая проблема // Итоги 20 века. Гуманизация образования — Проблемы и перспективы: Сб. научн. докладов Международной научно-методической конференции. Ч. 2. Витебск: ИПК и ПРРи СО, 1998. С. 44-48.
42. Прихожан, А.М. Тревожность у детей и подростков: психологическая природа и возрастная динамика. – М.: Московский психолого-социальный институт; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2000. – 304с.
43. Психология человеческой агрессивности: Хрестоматия / Сост. К. В. Сельче-нок. Минск: Харвест, 2005. - 656 с.
44. Расулова, Ф.Ф. Особенности диагностики агрессивного поведения детей 6-7 лет // Science Time. 2021. №11 (95). С. 19-22
45. Рогожина, А.О. Психогимнастика как средство развития и формирования эмоционального состояния у детей младшего школьного возраста / А. О. Рогожина // Будущее науки-2019 : сб. ст. 7-ой Междунар. молодежной науч. конф., посвящ. 55-летию ЮЗГУ. Курск, 25–26 апр. 2019 г. – Курск, 2019. – С. 263-265.
46. Тарасова, С.Ю. Психологические аспекты буллинга: взаимосвязь школьной тревожности и агрессивности // Общество. Среда. Развитие (Terra Humana). 2014. №1 (30). С. 77-81
47. Тарасова, С.Ю., Асриян А.А. Взаимосвязь тревожности и агрессивности школьников, обучающихся в образовательных организациях разного типа // Межпоколенческие отношения: современный дискурс и стратегические выборы в психолого-педагогической науке и практике. 2020. №1. С. 271-275
48. Токарева, Н.Г. Психологические особенности детей дошкольного возраста из социально неблагополучных семей / Н. Г. Токарева // Журнал научных статей Здоровье и образование в XXI веке. – 2012. – Т. 14, № 4. – С. 511.
49. Тремаскина, Е.В., Разбежкина Е.П. К проблеме агрессивного поведения детей младшего школьного возраста // Вестник магистратуры. 2016. №5-2 (56). С. 145-147
50. Фирсов, К.Н. К вопросу о структурно-содержательной характеристике агрессивного поведения // МНКО. 2019. №5 (78). С. 196-198
51. Фурманов, И.А. Детская агрессивность: психодиагностика и коррекция. - Минск, 2000. - 340 с.
52. Целуйко, В.М. Психология неблагополучной семьи: Книга для педагогов и родителей. / В.М. Целуйко - М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2006. - 272с.
53. Шалагинова, К.С. Системный подход к психологическому сопровождению агрессивных младших школьников // Вестник КГУ. 2007. №3.
54. Шатохина, В.В. О семейном неблагополучии в научной литературе // Инновационная наука. 2016. №12-3. С. 142-144
55. Шевырева, Е.Г., Сегеда М.Б. Влияние стилей семейного воспитания на агрессивное поведение детей младшего школьного возраста // Фундаментальные и прикладные исследования: проблемы и результаты. 2015. №19. С. 1-4
56. Якимова, З.В. Агрессивный симптомокомплекс (агрессия, агрессивность и агрессивное поведение) в профессиональной деятельности полицейских // Психолог. 2021. №6. С. 12-26
57. Якутина, Н.Н. Актуальность проблемы агрессивного поведения детей младшего школьного возраста // Вестник науки. 2022. №4 (49). С. 86-92
58. Якутина, Н.Н. Актуальность проблемы агрессивного поведения детей младшего школьного возраста // Вестник науки. 2022. №4 (49). С. 86-92
59. Эймс, Д. Л., и Фиске, С. Т. (2013). Преднамеренный вред еще хуже, даже если это не так. Психологическая наука, 24(9), 1755-1762
60. Барон Р. А., Ричардсон Д.Р. (1994). Человеческая агрессия (2-е изд.). Пленумная пресса. 420 с. 61. Бастианс Л., Бастианс И. Молодежная агрессия: экономические последствия, причины, профилактика и лечение. Психиатрические времена. 2016;23(11):1-2
61. Бастианс Л., Бастианс И. Молодежная агрессия: экономические последствия, причины, профилактика и лечение. Психиатрические времена. 2016;23(11):1-2.
62. Браун Г.Л., Гудвин Ф.К., Балленджер Дж.К. и др. Агрессия у людей коррелирует с метаболитами аминов в спинномозговой жидкости. Психиатрия, 1979, октябрь; 1(2): 131-9.
63. Буссемейкерс К., Краайкамп Г., Шун И. Дисфункция домашнего хозяйства и развитие ребенка: имеют ли значение финансовые ресурсы? // Достижения в исследованиях жизненного цикла. 2022. Том 51. Стр. 10-24
64. Кард В.А., Стаки Б.Д., Савалани Г.М., Литтл ТД. Прямая и косвенная агрессия в детском и подростковом возрасте: метааналитический обзор гендерных различий, взаимосвязей и отношения к дезадаптации. Развитие ребенка. 2008;79:1185–1229.
65. Доллард Дж., Миллер Н.Э., Дуб Л. У., Маурер О. Х. и Сирс Р. Р. (1939). Разочарование и агрессия. 66. Джаффи-старший, Боуз Л. Безопасные, стабильные, заботливые отношения разрывают порочный круг жестокого обращения между поколениями: перспективная национально репрезентативная когорта детей в Соединенном Королевстве // J Adolescent Health, 2018. С. 4-10.
66. Джаффи-старший, Боуз Л. Безопасные, стабильные, заботливые отношения разрывают порочный круг жестокого обращения между поколениями: перспективная национально репрезентативная когорта детей в Соединенном Королевстве // J Adolescent Health, 2018. Стр. 4-10.
67. Кемпес М., Маттис У., де Фриз Х., ван Энгеланд Х. Реактивная и проактивная агрессия у детей: обзор теории, результатов и значимости для детской и подростковой психиатрии. Европейская детская и подростковая психиатрия. 2005;14:11–19.
68. Круг Э., Дальберг Л., Мерси Дж., Цви А., Лозано Р. Всемирная организация здравоохранения. Всемирный доклад о насилии и здоровье. Женева: 2022 год.
69. Лью Дж., Льюис Г., Эванс Л. Понимание агрессивного поведения на протяжении всей жизни. J Психиатрические медицинские учреждения. 2021;20(2):156-68.
70. Мейер-Линденберг, А., Бакхольц, Дж. У., Колачана, Б., Харири, А. Р., Пезавас, Л., Блази, Г., Иган, М. (2016). Нейронные механизмы генетического риска импульсивности и насилия у людей. Труды Национальной академии наук, 103 (16), 6269-6274.
71. Паулхус, Д. Л., и Уильямс, К. М. (2022). Темная триада личности: нарциссизм, макиавеллизм и психопатия. Журнал исследований личности, 36 (6), 556-563.
72. Порш Р. М., Мидделдорп К. М., Черный С. С., Крапол Э., Ван Бейстервельдт К. Э., Лукола А., Каприо Дж. (2016). Лонгитюдная наследуемость детской агрессии. Американский журнал медицинской генетики, часть B: Нейропсихиатрическая генетика, 171 (5), 697-707.
73. Психологическая коррекция агрессивного поведения детей старшего дошкольного возраста в дискурсе сказкотерапии / И. А. Эрина, О. А. Михалкова, С. В. Бревнова // Исследования Амазонии. – 2020. – Т. 9. – № 29. – С. 297-306.
74. Трамбле, Р. Э. (1998). Тестостерон, физическая агрессия, доминирование и физическое развитие в раннем подростковом возрасте. Международный журнал поведенческого развития 22(4), 753-777
75. Зирполи Т.Дж. Управление поведением: приложения для учителей. 5. Аппер-Седл-Ривер, Нью-Джерси: Пирсон/Меррилл Прентис Холл; 2018.