Психокоррекция агрессивного поведения детей младшего школьного возраста из неблагополучных семей (Московский Гуманитарно-Экономический Университет (Нижегородский филиал))
|
Проведено эмпирическое исследование.
Выборка: 62 ребёнка (26 девочек и 36 мальчиков).
Есть приложения.
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. Теоретический анализ проблемы агрессивного поведения детей младшего школьного возраста из неблагополучных семей и его психологической коррекции 7
1.1. Анализ понятия «агрессивное поведение» в отечественной и зарубежной психологической науке 7
1.2. Условия формирования и специфика проявлений агрессивного поведения в младшем школьном возрасте. 17
1.3. Психологическая коррекция агрессивного поведения у детей младшего школьного возраста 25
1.4. Психологическая коррекция агрессивного поведения у детей младшего школьного возраста 32
ГЛАВА 2. Эмпирическое исследование особенностей агрессивного поведения детей младшего школьного возраста из неблагополучных семей 40
2.1. Программа исследования: цель, гипотезы, задачи, методы исследования 40
2.2. Исследование особенностей агрессивного поведения детей младшего школьного возраста из неблагополучных семей и их родителей 47
ГЛАВА 3. Организация психологической коррекции агрессивного поведения детей младшего школьного возраста из неблагополучных семей 77
3.1. Разработка и апробация программы психологической коррекции агрессивного поведения детей младшего школьного возраста из неблагополучных семей 77
3.2. Анализ результатов диагностики 77
3.3. Рекомендации прикладного характера 80
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 85
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 88
ПРИЛОЖЕНИЯ 94
Выборка: 62 ребёнка (26 девочек и 36 мальчиков).
Есть приложения.
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. Теоретический анализ проблемы агрессивного поведения детей младшего школьного возраста из неблагополучных семей и его психологической коррекции 7
1.1. Анализ понятия «агрессивное поведение» в отечественной и зарубежной психологической науке 7
1.2. Условия формирования и специфика проявлений агрессивного поведения в младшем школьном возрасте. 17
1.3. Психологическая коррекция агрессивного поведения у детей младшего школьного возраста 25
1.4. Психологическая коррекция агрессивного поведения у детей младшего школьного возраста 32
ГЛАВА 2. Эмпирическое исследование особенностей агрессивного поведения детей младшего школьного возраста из неблагополучных семей 40
2.1. Программа исследования: цель, гипотезы, задачи, методы исследования 40
2.2. Исследование особенностей агрессивного поведения детей младшего школьного возраста из неблагополучных семей и их родителей 47
ГЛАВА 3. Организация психологической коррекции агрессивного поведения детей младшего школьного возраста из неблагополучных семей 77
3.1. Разработка и апробация программы психологической коррекции агрессивного поведения детей младшего школьного возраста из неблагополучных семей 77
3.2. Анализ результатов диагностики 77
3.3. Рекомендации прикладного характера 80
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 85
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 88
ПРИЛОЖЕНИЯ 94
Повышенная агрессивность детей является одной из наиболее острых проблем не только для педагогов и психологов, но и для общества в целом. Особенно важным изучение агрессивности является в младшем школьном возрасте, когда эта черта находится в стадии своего становления и когда еще можно предпринять своевременные корригирующие меры. Чаще всего агрессивное поведение ярко проявляется у детей в подростковом возрасте, однако если выявить причины и признаки агрессивности в младшем школьном возрасте, то можно найти средства для предотвращения и коррекции этого поведения. При этом наибольшее число рисков и нарушений процесса социализации происходит у детей из неблагополучных семей, в том числе и потому, что родительская семья как первичная ячейка общества в наибольшей степени, влияет на ребенка, на его восприятие окружающего мира, личностное развитие и особенности межличностного взаимодействия.
Агрессивное поведение детей, не только тревожное явление, но и серьезная социальная, педагогическая и психологическая проблема. Поэтому проблеме агрессивного поведения в младшем школьном возрасте уделяется особое внимание, так как агрессивность – это устойчивая личностная черта, которая отрицательно сказывается на процессах личностного развития ребенка и его социализации в следующих возрастных этапах. Следовательно, изучение причин и проявлений склонности к агрессивному поведению детей младшего школьного возраста, особенно из неблагополучных семей, является важным на современном этапе, так как позволит выявить таких детей и своевременно осуществить работу по предотвращению последствий агрессивного поведения, что обусловливает актуальность данного исследования.
Разработанность исследуемой проблемы. Вопросами изучения агрессивного поведения младших школьников занимались такие ученые, как А.И. Амелькина, Г.Э. Бреслав, А.Г. Долгова, К.Е. Киселёва, О.А. Козлова, С.Д. Маллаев, Т.Н. Мосина, Е.В. Тремаскина, И.А. Фурманов, Р.А. Барон, Д.Р. Ричардсон, Дж. Доллард. Проблемой семейного неблагополучия и его влиянием на развитие ребенка занимались такие исследователи, как Т.И.Шульга, В.М.Целуйко, Е.М.Таболова, Н.Иванова, И.А. Горьковая, В.Л. Хайкин, Э.Г. Эйдемиллер, А.Я. Варга. Особенности психологической диагностики и коррекции агрессивности младших школьников рассматривались в работах Е.А. Алябьевой, Л.О. Андрюшиной, Е.В. Ануфриенко, А.Г. Долговой, Е.Н. Каменской, Ф.Ф. Расуловой. В современных психолого-педагогических исследованиях подчёркивается значимость ранней диагностики агрессивных проявлений у детей младшего школьного возраста и осуществления своевременных психокоррекционных и психопрофилактических мероприятий по снижению выраженности агрессии у младших школьников.
Цель исследования: изучение особенностей агрессивного поведения детей младшего школьного возраста из неблагополучных семей; разработка и апробация программы психологической коррекции агрессивного поведения младших школьников.
Объект исследования: агрессия как форма поведения детей младшего школьного возраста.
Предмет исследования: влияние психокоррекционной работы на снижение агрессивного поведения у младших школьников из неблагополучных семей.
Гипотезы исследования:
1. Мы предполагаем, что агрессивное поведение детей младшего школьного возраста из неблагополучных семей связано как с их личностными особенностями (тревожностью, импульсивностью, ригидностью), так и с уровнем агрессивности их родителей.
2. Мы предполагаем, что процесс психологической коррекции агрессивного поведения младших школьников из неблагополучных семей будет эффективным, если:
– формировать на психокоррекционных занятиях с помощью беседы, элементов арттерапии, музыкотерапии, ролевых игр опыт общения без злости, тревожности и обид;
– включать в психокоррекционную программу совместные занятия с детьми и их родителями для формирования, с одной стороны, устойчивых позитивных взаимоотношений между ними, с другой стороны, паттернов межличностного поведения без проявления агрессии.
Задачи исследования:
1. Проанализировать научную психологическую литературу по проблеме исследования.
2. Провести эмпирическое исследование особенностей агрессивного поведения детей младшего школьного возраста из неблагополучных семей.
3. Разработать и апробировать программу психологической коррекции агрессивного поведения детей младшего школьного возраста из неблагополучных семей.
4. Проанализировать результаты ретестовой диагностики.
5. Разработать рекомендации прикладного характера.
Основу программы нашего исследования составили:
1. Программа психологической коррекции
2. Диагностика детей осуществлялась с помощью:
– теста фрустрационных реакций Розенцвейга (детский вариант);
– методики «Рисунок несуществующего животного» (М.3. Друкаревич);
– теста руки Э. Вагнера (в адаптации Н.Я. Семаго).
3. Диагностика родителей осуществлялась с помощью:
– опросника А.А. Романова «Ребёнок глазами взрослого»;
– опросника агрессивности Басса-Дарки (в адаптации А.А. Хвана, Ю.А. Зайцевой, Ю.А. Кузнецовой).
Новизна исследования: установлены значимые условия психологической коррекции агрессивного поведения младших школьников, выявлена роль личностных факторов детей и их родителей в проявлениях агрессии детей младшего школьного возраста.
Научная и практическая значимость исследуемой проблемы состоит в разработке и апробации программы психологической коррекции агрессивного поведения детей младшего школьного возраста.
Результаты исследования подвергались качественному анализу и математико-статистической обработке.
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы, включающего 75 источников, и приложений. Общий объём работы составил [94] страниц
Агрессивное поведение детей, не только тревожное явление, но и серьезная социальная, педагогическая и психологическая проблема. Поэтому проблеме агрессивного поведения в младшем школьном возрасте уделяется особое внимание, так как агрессивность – это устойчивая личностная черта, которая отрицательно сказывается на процессах личностного развития ребенка и его социализации в следующих возрастных этапах. Следовательно, изучение причин и проявлений склонности к агрессивному поведению детей младшего школьного возраста, особенно из неблагополучных семей, является важным на современном этапе, так как позволит выявить таких детей и своевременно осуществить работу по предотвращению последствий агрессивного поведения, что обусловливает актуальность данного исследования.
Разработанность исследуемой проблемы. Вопросами изучения агрессивного поведения младших школьников занимались такие ученые, как А.И. Амелькина, Г.Э. Бреслав, А.Г. Долгова, К.Е. Киселёва, О.А. Козлова, С.Д. Маллаев, Т.Н. Мосина, Е.В. Тремаскина, И.А. Фурманов, Р.А. Барон, Д.Р. Ричардсон, Дж. Доллард. Проблемой семейного неблагополучия и его влиянием на развитие ребенка занимались такие исследователи, как Т.И.Шульга, В.М.Целуйко, Е.М.Таболова, Н.Иванова, И.А. Горьковая, В.Л. Хайкин, Э.Г. Эйдемиллер, А.Я. Варга. Особенности психологической диагностики и коррекции агрессивности младших школьников рассматривались в работах Е.А. Алябьевой, Л.О. Андрюшиной, Е.В. Ануфриенко, А.Г. Долговой, Е.Н. Каменской, Ф.Ф. Расуловой. В современных психолого-педагогических исследованиях подчёркивается значимость ранней диагностики агрессивных проявлений у детей младшего школьного возраста и осуществления своевременных психокоррекционных и психопрофилактических мероприятий по снижению выраженности агрессии у младших школьников.
Цель исследования: изучение особенностей агрессивного поведения детей младшего школьного возраста из неблагополучных семей; разработка и апробация программы психологической коррекции агрессивного поведения младших школьников.
Объект исследования: агрессия как форма поведения детей младшего школьного возраста.
Предмет исследования: влияние психокоррекционной работы на снижение агрессивного поведения у младших школьников из неблагополучных семей.
Гипотезы исследования:
1. Мы предполагаем, что агрессивное поведение детей младшего школьного возраста из неблагополучных семей связано как с их личностными особенностями (тревожностью, импульсивностью, ригидностью), так и с уровнем агрессивности их родителей.
2. Мы предполагаем, что процесс психологической коррекции агрессивного поведения младших школьников из неблагополучных семей будет эффективным, если:
– формировать на психокоррекционных занятиях с помощью беседы, элементов арттерапии, музыкотерапии, ролевых игр опыт общения без злости, тревожности и обид;
– включать в психокоррекционную программу совместные занятия с детьми и их родителями для формирования, с одной стороны, устойчивых позитивных взаимоотношений между ними, с другой стороны, паттернов межличностного поведения без проявления агрессии.
Задачи исследования:
1. Проанализировать научную психологическую литературу по проблеме исследования.
2. Провести эмпирическое исследование особенностей агрессивного поведения детей младшего школьного возраста из неблагополучных семей.
3. Разработать и апробировать программу психологической коррекции агрессивного поведения детей младшего школьного возраста из неблагополучных семей.
4. Проанализировать результаты ретестовой диагностики.
5. Разработать рекомендации прикладного характера.
Основу программы нашего исследования составили:
1. Программа психологической коррекции
2. Диагностика детей осуществлялась с помощью:
– теста фрустрационных реакций Розенцвейга (детский вариант);
– методики «Рисунок несуществующего животного» (М.3. Друкаревич);
– теста руки Э. Вагнера (в адаптации Н.Я. Семаго).
3. Диагностика родителей осуществлялась с помощью:
– опросника А.А. Романова «Ребёнок глазами взрослого»;
– опросника агрессивности Басса-Дарки (в адаптации А.А. Хвана, Ю.А. Зайцевой, Ю.А. Кузнецовой).
Новизна исследования: установлены значимые условия психологической коррекции агрессивного поведения младших школьников, выявлена роль личностных факторов детей и их родителей в проявлениях агрессии детей младшего школьного возраста.
Научная и практическая значимость исследуемой проблемы состоит в разработке и апробации программы психологической коррекции агрессивного поведения детей младшего школьного возраста.
Результаты исследования подвергались качественному анализу и математико-статистической обработке.
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы, включающего 75 источников, и приложений. Общий объём работы составил [94] страниц
Проблема агрессивного поведения детей младшего школьного возраста с каждым годом разносится все больше и больше. Перед психологами, родителями и педагогами стоит задача по предотвращению агрессивного поведения.
Агрессивное поведение в большинстве случаев является защитной реакцией на действия, происходящие в окружении ребенка. Проблема агрессии сегодня заключается в том, что ее проявления выходят из-под контроля. Агрессия все чаще никак не связана с угрозой, а является сформированным способом реагирования на всевозможные жизненные ситуации. Иногда мы обращаем внимание на проблему, когда уже видим страшные последствия агрессивных проявлений, но мало акцентируем внимание на причины, которые формируют такое поведение. Причинами, при которых появляется агрессивное поведение, могут быть особенности обучения в семье, стили семейных взаимоотношений, школьная тревожность вызванная неуспеваемостью в школе, неумение строить взаимодействия со сверстниками. К тому же возрастные особенности умственного, эмоционального, психического, и физического развития в комплексе с индивидуальностью каждого ребенка могут иметь агрессивные проявления. Проблемы общества в целом, напряженность и безразличие во взаимоотношениях приводят к отклонениям в развитии личности и поведения детей. В младшем школьном возрасте в ребенке осуществляются существенные психологические, физиологические и эмоциональные изменения. Происходит становление личности и переход к осознанному и самостоятельному поведению. Дети в этом возрасте обучаются ставить цели, управлять своими эмоциями и принимать независимые решения. В формировании качеств личности школа играет важную роль.
Младший школьный возраст это время важных перемен в физиологии и психологии ребенка. Происходит становление личности и переход к осознанному и самостоятельному поведению. Дети в этом возрасте учатся ставить цели, управлять своими эмоциями и принимать самостоятельные решения. Поэтому так важно именно в этом возрасте обратить внимание и объединить усилия родителей и педагогов, для изучения и правильного понимания причин формирования агрессивного поведения.
В данной работе представлены основные теоретические подходы в понимании агрессии, и ее природы. Рассмотрены понятия агрессия, агрессивность и агрессивное поведение, а также классификация видов агрессии и способы ее проявления. Представлены причины формирования агрессивного поведения на основе теории социального научения, когда агрессия проявляется людьми в определенных социальных условиях, способствующих такому поведению.
В результате проведенного эмпирического исследования особенностей агрессивного поведения детей младшего школьного возраста из неблагополучных семей мы выявили, что агрессивное поведение связано, с одной стороны, с их личностными особенностями (тревожностью, боязливостью), а с другой, с высоким уровнем физической и вербальной и низким уровнем косвенной агрессии у их родителей, а также проявлением их раздражения, вспыльчивости и обиды.
На основе предварительной диагностики для младших школьников экспериментальной группы нами была разработана специальная коррекционно-развивающая программа, представляющая собой систему упражнений, направленных на снижение уровня агрессии, формирование нравственных ориентиров, развитие коммуникативных навыков.
В занятиях были использованы такие методы как: ролевая игра, арт-терапия, сказкотерапия. Для реализации психокоррекционной программы было предусмотрено 10 групповых занятий продолжительностью 40 минут. Полученные в результате итоговой диагностики данные свидетельствуют о положительной динамике в результатах экспериментальной группы.
Таким образом, по результатам исследования подтвердилось наша гипотеза о том, что процесс психологической коррекции агрессивного поведения младших школьников из неблагополучных семей будет эффективным:
– формировать на психокоррекционных занятиях с помощью беседы, элементов арттерапии, музыкотерапии, ролевых игр опыт общения без злости, тревожности и обид;
– включать в психокоррекционную программу совместные занятия с детьми и их родителями для формирования, с одной стороны, устойчивых позитивных взаимоотношений между ними, с другой стороны, паттернов межличностного поведения без проявления агрессии.
Использование психокоррекционной программы, направленной на снижение уровня агрессии у младших школьников из неблагополучных семей, способствует формированию навыков доверительного общения, гармонизации взаимоотношений с окружающими людьми.
Агрессивное поведение в большинстве случаев является защитной реакцией на действия, происходящие в окружении ребенка. Проблема агрессии сегодня заключается в том, что ее проявления выходят из-под контроля. Агрессия все чаще никак не связана с угрозой, а является сформированным способом реагирования на всевозможные жизненные ситуации. Иногда мы обращаем внимание на проблему, когда уже видим страшные последствия агрессивных проявлений, но мало акцентируем внимание на причины, которые формируют такое поведение. Причинами, при которых появляется агрессивное поведение, могут быть особенности обучения в семье, стили семейных взаимоотношений, школьная тревожность вызванная неуспеваемостью в школе, неумение строить взаимодействия со сверстниками. К тому же возрастные особенности умственного, эмоционального, психического, и физического развития в комплексе с индивидуальностью каждого ребенка могут иметь агрессивные проявления. Проблемы общества в целом, напряженность и безразличие во взаимоотношениях приводят к отклонениям в развитии личности и поведения детей. В младшем школьном возрасте в ребенке осуществляются существенные психологические, физиологические и эмоциональные изменения. Происходит становление личности и переход к осознанному и самостоятельному поведению. Дети в этом возрасте обучаются ставить цели, управлять своими эмоциями и принимать независимые решения. В формировании качеств личности школа играет важную роль.
Младший школьный возраст это время важных перемен в физиологии и психологии ребенка. Происходит становление личности и переход к осознанному и самостоятельному поведению. Дети в этом возрасте учатся ставить цели, управлять своими эмоциями и принимать самостоятельные решения. Поэтому так важно именно в этом возрасте обратить внимание и объединить усилия родителей и педагогов, для изучения и правильного понимания причин формирования агрессивного поведения.
В данной работе представлены основные теоретические подходы в понимании агрессии, и ее природы. Рассмотрены понятия агрессия, агрессивность и агрессивное поведение, а также классификация видов агрессии и способы ее проявления. Представлены причины формирования агрессивного поведения на основе теории социального научения, когда агрессия проявляется людьми в определенных социальных условиях, способствующих такому поведению.
В результате проведенного эмпирического исследования особенностей агрессивного поведения детей младшего школьного возраста из неблагополучных семей мы выявили, что агрессивное поведение связано, с одной стороны, с их личностными особенностями (тревожностью, боязливостью), а с другой, с высоким уровнем физической и вербальной и низким уровнем косвенной агрессии у их родителей, а также проявлением их раздражения, вспыльчивости и обиды.
На основе предварительной диагностики для младших школьников экспериментальной группы нами была разработана специальная коррекционно-развивающая программа, представляющая собой систему упражнений, направленных на снижение уровня агрессии, формирование нравственных ориентиров, развитие коммуникативных навыков.
В занятиях были использованы такие методы как: ролевая игра, арт-терапия, сказкотерапия. Для реализации психокоррекционной программы было предусмотрено 10 групповых занятий продолжительностью 40 минут. Полученные в результате итоговой диагностики данные свидетельствуют о положительной динамике в результатах экспериментальной группы.
Таким образом, по результатам исследования подтвердилось наша гипотеза о том, что процесс психологической коррекции агрессивного поведения младших школьников из неблагополучных семей будет эффективным:
– формировать на психокоррекционных занятиях с помощью беседы, элементов арттерапии, музыкотерапии, ролевых игр опыт общения без злости, тревожности и обид;
– включать в психокоррекционную программу совместные занятия с детьми и их родителями для формирования, с одной стороны, устойчивых позитивных взаимоотношений между ними, с другой стороны, паттернов межличностного поведения без проявления агрессии.
Использование психокоррекционной программы, направленной на снижение уровня агрессии у младших школьников из неблагополучных семей, способствует формированию навыков доверительного общения, гармонизации взаимоотношений с окружающими людьми.



