ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРИТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОХРАНЫ ЗДОРОВЬЯ ГРАЖДАН 6
1.1. Понятие и принципы охраны здоровья граждан 6
1.2. Правовые основы охраны здоровья граждан Российской Федерации 12
ГЛАВА 2. ОРГАНИЗАЦИЯ МЕДИЦИНСКОЙ ПОМОЩИ И ЛЕЧЕНИЯ В РОССИИ 21
2.1. Виды и порядок предоставления медицинской помощи 21
2.2. Порядок и организация санаторно-курортного лечения 27
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 35
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 37
Данная тема для исследования является весьма актуальной. Так, Конституция Российской Федерации (далее – Конституция РФ) провозгласила широчайший перечень основных прав, свобод и обязанностей человека и гражданина, нуждающихся в полноценном обеспечении и защите. Одно из центральных мест в основах правового положения личности в России принадлежит естественному и неотъемлемому праву каждого человека на охрану здоровья (ст. 41 Конституции РФ) .
Здоровье человека представляет собой одну из главных социальных ценностей и предпочтений современного цивилизованного общества, величайшее общественное и личное благо и богатство, основу национальной безопасности страны. Устав (Конституция) Всемирной организации здравоохранения (г. Нью-Йорк, 22 июля 1946 г.) определяет здоровье человека как состояние полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней или физических дефектов. Данное определение получило широкое распространение и уже стало стандартом в концепции здоровья человека .
В последние годы приоритетными проблемами здравоохранения являются такие, как охрана материнства и детства, становление государственного санитарного надзора и охрана окружающей среды, медицинское обеспечение в условиях нового хозяйственного механизма, рыночной экономики и медицинского страхования, внедрение принципов семейной медицины, совершенствование подготовки медицинских кадров.
Согласно Указу Президента Российской Федерации «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации» развитие здравоохранения и укрепление здоровья населения Российской Федерации является важнейшим направлением обеспечения национальной безопасности, для реализации которого проводится долгосрочная государственная политика в сфере охраны здоровья граждан. Стратегическими целями такой политики являются:
увеличение продолжительности жизни, снижение уровня инвалидности и смертности населения, увеличение численности населения;
повышение доступности и качества медицинской помощи;
совершенствование вертикальной системы контроля качества, эффективности и безопасности лекарственных средств;
соблюдение прав граждан в сфере охраны здоровья и обеспечение связанных с этими правами государственных гарантий.
Цели государственной политики в сфере охраны здоровья граждан заключаются в профилактике заболеваний, предотвращении роста заболеваний, представляющих опасность для окружающих, повышении доступности для населения медицинской помощи, повышении эффективности и качества медицинских услуг, снижении уровня инвалидности, разработке и внедрении новых медицинских технологий и лекарственных средств. Для реализации государственной политики в этой сфере необходимо сформировать долговременную стратегию развития системы охраны здоровья граждан, усовершенствовать организационные основы здравоохранения и управления им, уточнить полномочия и ответственность в сфере охраны здоровья граждан федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, определить порядок взаимодействия органов управления здравоохранением, а также создать национальные научно-практические медицинские центры для профилактики и лечения социально значимых заболеваний .
Целью работы является комплексное исследование понятия медицинской помощи и лечения. Для достижения указанной цели были поставлены следующие задачи:
изучить понятие и принципы охраны здоровья граждан;
рассмотреть законодательное регулирование охраны здоровья граждан Российской Федерации;
раскрыть виды и порядок предоставления медицинской помощи;
выявить особенности санаторно-курортного лечения как одного из видов социального обеспечения.
Объектом курсовой работы являются общественные и правовые взаимоотношения в сфере прав граждан на медицинскую помощь и лечение. Предметом являются нормы права, определяющие правовой режим осуществления медицинской помощи и лечения.
Структура работа обусловлена целью и задачами исследования и включает в себя введение, две главы, четыре параграфа, заключение и список использованных источников.
В заключении проведенного исследования необходимо сделать определенные выводы.
На сегодняшний день сформирована обширная система источников медицинского права, регулирующих всю многообразную систему правоотношений в сфере оказания медицинской помощи гражданам. Однако многие аспекты, касающиеся структуры, классификации, функционирования медицинских организаций, их принадлежности к определенным институтам власти и местного самоуправления, а также вопросы, касающиеся источников и порядка финансирования медицинских организаций, до сих пор остаются либо нечетко сформулированными, либо по их поводу возникают противоречия в различных нормативно-правовых актах. Решение данной проблемы подразумевает комплексный анализ всей законодательной системы с последующим ее уточнением и коррекцией. Безусловно, медицинское законотворчество представляет собой сложный научный процесс, который требует совместной кооперации юристов и врачей.
Исследуя принципы охраны здоровья граждан в современном российском обществе, мы выяснили главное - они направлены на защиту граждан и сохранение здоровья каждого индивидуума.
В ходе исследований правового положения граждан в области здравоохранения мы пришли к выводам, что все граждане нашей страны имеют право на медицинскую помощь, однако существуют категории граждан, имеющие ряд привилегий. Так например, инвалиды, беременные женщины, дети, ветераны, пострадавшие при чрезвычайных ситуациях и в экологически неблагоприятных районах, военнослужащие имеют право на оказание специальных услуг.
По результатам исследования вопроса общей характеристики видов медицинской помощи, мы можем сказать, что существует классификация данной помощи на основании законодательства. Кроме того, нормативные документы чётко обозначают действия той или иной помощи, которую осуществляют медицинские и социальные работники.
Медико-социальная помощь включает в себя более широкий перечень услуг гражданам, чем медицинская помощь, и имеет специфические особенности. Осуществление медицинской помощи происходит посредством органов здравоохранения, а помощь медико-социальная осуществляется при содействии социальных органов.
Скорая медицинская помощь оказывается гражданам при состояниях, требующих срочного медицинского вмешательства, осуществляется безотлагательно.
Система стационарной медицинской помощи населению реализуется посредством больниц.
Амбулаторно-поликлиническая помощь оказывается самостоятельными и объединенными с больницами поликлиниками, медико-санитарными частями, диспансерами, детскими поликлиниками, женскими консультациями, поликлиническими отделениями центральных районных больниц, амбулаториями сельских участковых больниц, врачебными амбулаториями. Амбулаторно-поликлиническая помощь взаимосвязана со скорой и стационарной медицинской помощью. От степени взаимодействия и преемственности в работе лечебно-профессиональных учреждений зависит эффективность не только амбулаторно-поликлинической помощи, но и всего лечебно-диагностического.
В своей работе мы определили виды и объем медико-социальной помощи, предоставляемой гражданам, страдающим социально значимыми заболеваниями, а так же страдающим заболеваниями, представляющими опасность для окружающих, устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим нормативно-правовое регулирование в сфере здравоохранения. Так же в работе рассмотрели порядок и организацию санаторно-курортного лечения, как одно из вида социального обеспечения.
1. Конституция Российской Федерации: принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 года [Текст] // Российская газета. – 2020. – N 144.
2. Устав (Конституция) Всемирной Организации Здравоохранения [Электронный ресурс] // URL: http://apps.who.int/gb/bd/PDF/bd47/RU/constitution-ru.pdf (дата обращения: 11.03.2023).
3. О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании: закон РФ от 2 июля 1992 г. N 3185-I [Текст] // Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации. – 1992. – N 33. – Ст. 1913.
4. О трансплантации органов и (или) тканей человека: закон РФ от 22 декабря 1992 г. N 4180-I [Текст] // Российская газета. - 1993. - N 4.
5. О предупреждении распространения в Российской Федерации заболевания, вызываемого вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ-инфекции): федеральный закон от 30 марта 1995 г. N 38-ФЗ [Текст] // Собрание законодательства Российской Федерации. - 1995. - N 14. - Ст.1212.
6. О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах: федеральный закон от 23 февраля 1995 г. N 26-ФЗ [Текст] // Собрание законодательства Российской Федерации. 1995. - N 9. - Ст. 713.
7. О радиационной безопасности населения: федеральный закон от 9 января 1996 г. N 3-ФЗ [Текст] // Собрание законодательства Российской Федерации. - 1996. - N 3. - Ст. 141.
8. О наркотических средствах и психотропных веществах: федеральный закон от 8 января 1998 г. N 3-ФЗ [Текст] // Собрание законодательства Российской Федерации. - 1998. - N 2. - Ст. 219.
9. Об иммунопрофилактике инфекционных болезней: федеральный закон от 17 сентября 1998 г. N 157-ФЗ [Текст] // Собрание законодательства Российской Федерации. - 1998. - N 38. - Ст. 4736.
10. О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения: федеральный закон от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ [Текст] // Собрание законодательства Российской Федерации. - 1999. - N 14. - Ст. 1650.
11. О предупреждении распространения туберкулеза в Российской Федерации: федеральный закон от 18 июня 2001 г. N 77-ФЗ [Текст] // Собрание законодательства Российской Федерации. - 2001. - N 26. - Ст. 2581.
12. Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации: федеральный закон от 29 ноября 2010 г. N 326-ФЗ [Текст] // Собрание законодательства Российской Федерации. - 2010. - N 49. - Ст. 6422.
13. Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации: федеральный закон от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ [Текст] // Собрание законодательства Российской Федерации. - 2011. - N 48. - Ст. 6724.
14. О донорстве крови и ее компонентов: федеральный закон от 20 июля 2012 г. N 125-ФЗ [Текст] // Собрание законодательства Российской Федерации. - 2012. - N 30. - Ст. 4176.
15. О внесении изменений в статью 40 Федерального закона "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации" и Федеральный закон "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" по вопросам клинических рекомендаций: федеральный закон от 25 декабря 2018 г. № 489-ФЗ [Электронный ресурс] // Справочно-правовая система «Консультант Плюс». – Режим доступа: локальный (дата обращения: 11.03.2023).
16. О Стратегии развития здравоохранения в Российской Федерации на период до 2025 года: указ Президента РФ от 6 июня 2019 г. N 254 [Электронный ресурс] // Справочно-правовая система «Консультант Плюс». – Режим доступа: локальный (дата обращения: 11.03.2023).
17. О мерах по совершенствованию лечебного питания в лечебно-профилактических учреждениях Российской Федерации: приказ Министерства здравоохранения Российской Федерации от 5 августа 2003 г. № 330 [Электронный ресурс] // Справочно-правовая система «Консультант Плюс». – Режим доступа: локальный (дата обращения: 11.03.2023).
18. Кораблев В.Н. Модернизация организационно-экономической модели как основа повышения эффективности здравоохранения в современных условиях: монография [Текст] / В.Н. Кораблев. – Хабаровск: Изд-во ДВГМУ. – 2018. – 275 с.
19. Сотникова Е.В. Совершенствование управления системой здравоохранения [Текст] / Е.В. Сотникова // Молодой ученый. - 2019. - №9. - С. 102-104.
20. Министерство здравоохранения Чувашской Республики [Электронный ресурс] // URL: http://www.medicin.cap.ru/about/info/otkritoe-ministerstvo/nezavisimaya-ocenka-kachestva-okazaniya-uslug-medi/normativno-pravovaya-baza/normativnie-pravovie-akti-chuvashskoj-respubliki (дата обращения: 11.03.2023).