Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ САМОРЕАЛИЗАЦИИ ЖЕНЩИН В ПЕРИОД МОЛОДОСТИ

Работа №115743

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

психология

Объем работы61
Год сдачи2021
Стоимость4700 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
22
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение . 4
Глава 1 Теоретико-методологические подходы к самореализации личности в психологии. 7
1.1 Теоретические основы понятия самореализации в трудах отечественных и зарубежных психологов 7
1.2 Психологические особенности самореализации женщин молодого возраста. 16
Глава 2 Эмпирическое исследование особенностей самореализации женщин в период молодости. 23
2.1 Организация и методы исследования. 23
2.2 Анализ результатов эмпирического исследования. 25
Заключение . 49
Список используемой литературы . 53
Приложение А Уровень самореализации респондентов. 58
Приложение Б Степень развитости видов самореализации . 59
Приложение В Уровень выраженности переменных самореализации. 61


Аннотация. Введение.
Цель исследования - изучение психологических особенностей самореализации женщин в период молодости.
Объект исследования - самореализация.
Предмет исследования - психологические особенности самореализации женщин в период молодости.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи исследования:
- провести анализ теоретико-методологических подходов психологов к понятию самореализации;
- раскрыть психологические особенности самореализации женщин молодого возраста;
- провести исследование по выявлению психологических
особенностей самореализации молодых женщин;
- представить полученные результаты и проанализировать их.



Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Нами было проведено исследование по изучение психологических особенностей самореализации женщин молодого возраста. Методологической базой исследования послужили работы таких авторов, как Л.С. Выготский, С.Л. Рубинштейн, К.А. Альбуханова-Славская, Л.А. Коростылева. А. Адлер,
Э. Фромм, К. Роджерс и другие.
Самореализация представляет собой процесс повышения собственных знаний, улучшения умений и навыков посредством собственных усилий, а также взаимодействия с другими людьми, представляющими для вас интерес. Самореализация молодых женщин характеризуется направленностью вовнутрь, высоким уровнем осознанности и желанием развивать все сферы одновременно.
В качестве методов исследования были выбраны две методики - тест суждений самореализации личности С.И. Кудинова и методика «Ценностные ориентации» М. Рокича.
Результаты первой методики позволили узнать уровень самореализации, доминирующий вид и степень выраженности переменных самореализации. Большая часть, половина опрошенных, находится на адаптивном, то есть среднем уровне, меньшая часть, одна десятая, развивается в интенсивном темпе. Наиболее активно женщины проявляют себя в профессиональной сфере, но личностная и социальная сфера также не обделены вниманием. Однако из последних сфер, личностная самореализация преобладает. Мы предполагаем, что данная тенденция связана с появлением за последние несколько лет очень многих новых возможностей для повышения квалификации и личностного роста. К примеру, сейчас очень актуальны онлайн-курсы, марафоны и вебинары, направленные на саморазвитие. Что касается переменных самореализации, то большая часть опрошенных имеет высокую степень выраженности конструктивности, эгоцентризма, интернальности, оптимистичности и субъектно-личностных установок.
Методика «Ценностные ориентации» М. Рокича позволила рассмотреть ценностную сферу самореализующихся молодых женщин. В качестве наиболее значимых ценностей респондентами были выделены здоровье и счастливая семейная жизнь, далее по списку расположились любовь и материально обеспеченная жизнь. Женщинам в период молодости важно, чтобы они не стояли на месте и развивались, имея уверенность в завтрашнем дне. Интересная работа и наличие хороших и верных друзей заняли восьмой ранг среди всех опрошенных. Наименее значимыми стали ценности красоты природы и искусства, развлечения и общественное признание. Отсутствие общественного признания среди важнейших ценностей говорит о том, что в первую очередь женщины реализуют личностные потребности. Главной инструментальной ценностью для большинства респондентов стала ответственность. Это говорит о целеустремленности и направленности на конкретный результат. Для того, чтобы добиться высот, необходимо обладать высоким уровнем независимости и образованности, потому эти ценности также выделены в качестве достаточно значимых для молодых женщин.
В результате корреляционного анализа данных нам удалось выявить статистически значимые связи переменных самореализации и ценностей. В группе женщин с детьми была замечена тенденция снижения ценности любви при повышении уровня эгоцентризма. Такая же корреляция отмечается между конструктивностью и любовью. В группе женщин без детей при повышении уровня эгоцентризма и интернальности происходит снижение значимости независимости. Повышение уровня конструктивности и интернальности снижает значимость материально обеспеченной жизни. При высоком уровне оптимизма снижается ценность семейной жизни.
Помимо этого, нами был произведен корреляционный анализ между уровнем самореализации и ценностями. Было выявлено, что с повышением уровня самореализации возрастает ценность активной жизни у женщин с детьми. У группы женщин, не имеющих детей, наблюдается тенденция повышения уровня самореализации с параллельным повышением ценности познания, терпимости, воспитанности и свободы.
Также корреляционный анализ был произведен среди ответов женщин, разделенных на замужних и незамужних. В первой группе с повышением интернальности повышается ценность образованности. Во второй группе с возрастанием эгоцентризма растет ценность жизненной мудрости.
Последнее, что нами было изучено в рамках корреляционного анализа, взаимосвязь переменных самореализации респондентов с доминирующими ценностями, разделенных по профессиональным группам. В результате расчета корреляции Спирмена мы выявили статистические значимые взаимосвязи:
- в группе женщин с детьми обнаружена положительная корреляция эгоцентризма и любви, а также конструктивности и любви; то же самое было выявлено у женщин в категории профессий «знак»,
- в группе молодых женщин, не имеющих детей, были выявлены другие
положительные корреляционные связи: эгоцентризма и
интернальности с независимостью, конструктивности и интернальности с материально обеспеченной жизнью, а также оптимистичности и семейной жизнью,
- в группе замужних женщин была замечена отрицательная взаимосвязь интернальности и образованности, а в группе незамужних - отрицательная связь эгоцентризма и жизненной мудрости,
- в группе студентов была выявлена статистически значимая положительная корреляция оптимистичности с ценностью счастливой семейной жизни и отрицательная корреляция конструктивности с ценностью этой же ценностью,
- в группе с категорией профессии «человек» также были обнаружены две связи: положительная связь между субъектно-личностными установками самореализации и материально обеспеченной жизнью и между интернальностью и образованностью,
- у женщин, работающих в категории профессии «техника», была обнаружена статистически значимая отрицательная корреляция интернальности и ответственности,
- в группе женщин с профессией из категории «художественный образ» были обнаружены следующие корреляции: положительная между оптимистичностью и ответственностью, эффективностью в делах, а также между эгоцентризмом и здоровьем, образованностью.
Таким образом, проведение корреляционного анализа путем расчета коэффициента Спирмена позволило выявить статистически значимые взаимосвязи переменных самореализации и ценностных ориентиров респондентов.





1. Алиулова Г. М. Женская успешность – самореализация и удовлетворенность // Материалы X Международной студенческой научной конференции «Студенческий научный форум». 2018. Т.4. №1. С. 9–13. URL: https://scienceforum.ru/2018/article/2018007762 (дата обращения: 12.02.2021).
2. Бозоров А. А. Закономерности развития профессиональной самореализации личности // Наука и образование сегодня. 2019. № 3(38). С. 15–16. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/zakonomernosti-razvitiya professionalnoy-samorealizatsii-lichnosti (дата обращения: 20.01.2021).
3. Владимирова Ю. В. Ретроспективный анализ изучения феномена самореализации личности // Вестник Башкирского университета. 2014. Т.19. №2. С. 703–708. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/retrospektivnyy-analiz izucheniya-fenomena-samorealizatsii-lichnosti (дата обращения: 30.01.2021).
4. Выготский Л. С. Анализ знаковых операций у ребенка // Психологическая наука и образование. 1997. Т. 2. № 3. С. 5-17. URL: https://psyjournals.ru/psyedu/1997/n3/Vygotsky_full.shtml (дата обращения: 15.01.2021).
5. Денисова Е. А., Николаева С. Ю. Теоретические аспекты проблемы возрастных особенностей самореализации личности женщин // Концепт. 2015. №4. С. 1–7. URL: https://e-koncept.ru/2015/15117.htm (дата обращения: 10.02.2021).
6. Жабакова Т. В., Ворожейкина А. В. Гендерные особенности представлений о самореализации личности у студентов высших учебных заведений // Современная высшая школа: инновационный аспект. 2018. Т. 10. №2. С. 42–49. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/gendernye-osobennosti predstavleniy-o-samorealizatsii-lichnosti-u-studentov-vysshih-uchebnyh-zavedeniy (дата обращения: 05.02.2021).
7. Женская самореализация [Электронный ресурс] : Особенности женской психологии. URL: https://psy-files.ru/relations/zenskaa samorealizacia.html (дата обращения: 02.02.2021).
8. Женская успешность – самореализация и удовлетворенность [Электронный ресурс]: Самореализация. URL: https://www.b17.ru/article/110863/#:~:text=Другим%20фактором%2C%20оказы вающим%20влияние%20на,идентичности%20как%20о%20самостоятельном %20явлении (дата обращения: 05.02.2021).
9. Исакова Е. В. Размышления о проблеме самореализации женщин и мужчин в сфере труда современного российского общества // Вестник Кемеровского государственного университета. 2009. №3. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/razmyshleniya-o-probleme-samorealizatsii zhenschin-i-muzhchin-v-sfere-truda-sovremennogo-rossiyskogo-obschestva (дата обращения: 27.01.2021).
10. Коновалова А. М. Жизненные стратегии женщин: выбор и его последствия // Психология зрелости и старения. 2011. №3. С. 34–49. URL: file:///C:/Users/%D0%92%D0%B8%D0%BA%D1%82%D0%BE%D1%80%D0% B8%D1%8F/Downloads/11._Zhiznennyie_strategii_zhenschin_vyibor_i_ego_posl edstviya.pdf (дата обращения: 02.02.2021).
11. Костакова И. В., Белоусова (Григорьева) С. С. Психологическая основа профессиональной самореализации личности // Национальный психологический журнал. 2014. №3(15). С.84–89. URL: http://npsyj.ru/articles/detail.php?article=5084 (дата обращения: 23.01.2021).
12. Кудинов С. И., Ежова Н. А. Психологические предпосылки самореализации женщин в современной России // Вестник российского университета дружбы народов. 2011. №2. С. 5–11. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=16354177 (дата обращения: 05.02.2021).
13. Кудинов С. И., Крупнов А. И. Системная модель самореализации личности // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия : Психология и педагогика. 2008. №1. С. 28–35. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sistemnaya-model-samorealizatsii-lichnosti (дата обращения: 20.01.2021).
14. Лекции по дисциплине «Психология личности» [Электронный ресурс] : Концепция жизненного пути С. Л. Рубинштейна. URL: https://students-library.com/library/read/65193-koncepcia-ziznennogo-puti-sl rubinstejna (дата обращения: 15.01.2021).
15. Луговская Т. В., Паркайкина Г. А Философские аспекты самореализации человека // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. Тамбов : Грамота. 2009. № 1(2). C. 68–71. URL: https://www.gramota.net/articles/issn_1997-292X_2009_1_18.pdf (дата обращения: 27.01.2021).
...


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ