Аннотация 2
Введение 4
Глава 1. Психолого-педагогические основы формирования у детей 6-7 лет навыков сотрудничества посредством подвижных игр 8
1.1 Теоретическое исследование формирования у детей 6-7 лет навыков сотрудничества 8
1.2 Подвижная игра как средство формирования у детей 6-7 лет навыков сотрудничества 14
Глава 2. Экспериментальная работа по формированию у детей 6-7 лет навыков сотрудничества посредством подвижных игр 19
2.1 Выявление уровня сформированности у детей 6-7 лет навыков сотрудничества 19
2.2 Содержание работы по формированию у детей 6-7 лет навыков сотрудничества посредством подвижных игр 33
2.3 Динамика сформированности у детей 6-7 лет навыков сотрудничества посредством подвижных игр 44
Заключение 51
Список используемой литературы 54
Приложения 59
Актуальность исследования состоит в том, что в дошкольном возрасте дети имеют достаточный опыт взаимодействия с взрослым, со сверстниками. Они уже научились работать в парах, в группах, научились элементарным формам оценки и контроля. Примером демонстрации навыков сотрудничества для детей 6-7 лет являются подвижные игры.
Сотрудничество - это то, что помогает любое дело превратить в интересное и полезное для себя и других занятие. Оно представляет собой гуманистическую идею совместной развивающей деятельности взрослого и детей, и предполагает активность деятельности всех участников процесса.
Сотрудничество - согласованная, совместная ценностная значимая для участников деятельность, приводящая к достижению общих целей и результатов, к решению участниками значимой для них задачи.
В образовательном процессе сотрудничество было рассмотрено в трудах передовых отечественных педагогов и психологов: Ш.А. Амонашвили, Л.С. Выготского, В.В. Давыдова, А.Н. Леонтьева, Д.Б. Эльконина и в практической деятельности А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинского и многих других. В отечественной и зарубежной психологии и педагогике неоднократно подчеркивалось, что для полноценного социального и познавательного развития ребенку необходимо общаться не только со взрослыми, но и со сверстниками (З.М. Богуславская, Р.С. Буре, Я. Корчак, В.А. Петровский, Т.А. Репина, А.Г. Рузская, В.А. Сухомлинский, Ж. Пиаже и др.).
Одним из направлений развития современной системы дошкольного образования согласно новым требованиям Федерального государственного образовательного стандарта, является решение вопроса о полноценном развитии личности ребенка, который умеет адаптироваться в разных социальных ситуациях, имеющего социальные навыки. Исходя из данного подхода, основными задачами дошкольных образовательных учреждений являются формирование у детей способности адаптироваться к меняющимся жизненным ситуациям, самостоятельно приобретать знания и применять их на практике, а также работать сообща, творчески взаимодействуя друг с другом и избегая при этом конфликтов. Обеспечить это можно посредством такой формы организации как совместная деятельность детей.
Таким образом, именно в сотрудничестве со сверстниками на занятиях создаются благоприятные условия для развития коммуникативных способностей детей.
Анализ психолого-педагогической литературы таким образом позволил выделить противоречие между необходимостью формирования у детей 6-7 лет навыков сотрудничества и недостаточным использованием подвижных игр для данного процесса.
Обнаруженное противоречие и потребность его разрешения определило проблему исследования: каковы возможности подвижных игр как средства формирования у детей 6-7 лет навыков сотрудничества.
Цель исследования: теоретически обосновать и экспериментально проверить возможности подвижных игр как средства формирования у детей 6-7 лет навыков сотрудничества.
Объект исследования: процесс формирования у детей 6-7 лет навыков сотрудничества.
Предмет исследования: подвижные игры как средство формирования у детей 6-7 лет навыков сотрудничества.
Гипотеза исследования: формирование у детей 6-7 лет навыков сотрудничества посредством подвижных игр будет эффективным, если:
• отобраны подвижные игры, в которых детям необходимо проявить навыки сотрудничества (согласование своего мнения с окружающими, решение конфликтных ситуаций, навыки общения в различных ситуациях и. т.д.);
• включен в непрерывную образовательную деятельность комплекс подвижных игр для детей 6-7 лет, активизирующий навыки сотрудничества;
• включены подвижные игры, формирующие навыки сотрудничества, в совместную деятельность педагога и детей в режимные моменты.
Задачи исследования:
1. Проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме формирования у детей 6-7 лет навыков сотрудничества с помощью подвижных игр.
2. Выявить уровень сформированности у детей 6-7 лет навыков сотрудничества.
3. Определить и апробировать содержание работы по формированию у детей 6-7 лет навыков сотрудничества.
Для решения поставленных задач использовался комплекс следующих методов:
• теоретические (анализ психолого-педагогической и методической литературы, обобщение опыта педагогической деятельности);
• эмпирические: психолого-педагогический эксперимент (констатирующий, формирующий и контрольный этапы);
• методы количественной и качественной обработки данных.
Теоретической основой исследования являются:
• теории развития личности в деятельности и общении (Л.С. Выготский, П.Я Гальперин, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн, Д.Б. Эльконин);
• исследования, посвященные изучению общения дошкольников (Л.Н. Галигузова, М.И. Лисина, А.Г. Рузская, Е.О. Смирнова и др.);
• исследования, посвященные изучению взаимодействия дошкольников друг с другом в игровой деятельности (А.В. Запорожец, Д.Б. Эльконин и др.).
Новизна исследования состоит в определении возможностей подвижных игр как средства формирования у детей 6-7 лет навыков сотрудничества.
Теоретическая значимость исследования состоит в том, что описаны и обоснованы критерии и показатели сформированности у детей 6-7 лет навыков сотрудничества.
Практическая значимость исследования заключается в том, что разработанный комплекс подвижных игр, направленный на формирование навыков сотрудничества у детей 6-7 лет может быть использован педагогами и инструкторами по физической культуре в дошкольных образовательных организациях.
База проведения исследования. Исследование проводилось на базе ГБОУ СОШ № 21 Структурное подразделение СП «Детский сад 57» г. Сызрань. В исследовании приняли участие 20 детей 6-7 лет.
Структура бакалаврской работы. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка используемой литературы (42 источника) и 7 приложений. Текст иллюстрирован 13 таблицами.
Одной из важнейших задач социализации личности дошкольника в условиях реализации ФГОС дошкольного образования является развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками.
Проблема формирования навыков сотрудничества у детей 6-7 лет несет в себе современную актуальность.
Сотрудничество - это то, что помогает любое дело превратить в интересное и полезное для себя и других занятие. Оно представляет собой гуманистическую идею совместной развивающей деятельности взрослого и детей и предполагает активность деятельности всех участников процесса.
На протяжении дошкольного возраста постепенно у детей формируется умение сотрудничать со сверстниками. Развиваясь, тяготение к сверстникам перерастает в стремление к объединению на основе общих интересов. Этот интерес становится мотивом, побуждающим детей приходить к согласию в различных спорных ситуациях, уступать друг другу, принимать предложения сверстников, оценивая их значимость для достижения общей новой значимой цели.
Одним из средств развития коммуникативных способностей является подвижная игра. Игра - это искусственно создаваемое жизненная или проблемная ситуация, которую мы воспроизводим тем самым, перенося реальную жизненную проблему в игровую деятельность. Среди всех видов игр выделяется подвижная игра. В отличие от других, подвижная игра доставляет не только эмоциональное удовольствие, но и двигательное, что очень важно, т.к. дети дошкольного возраста очень подвижны и активны.
Подвижные игры, как разновидность игр, позволяют создать оптимальные условия для развития навыков взаимодействия благодаря тому, что суть подвижной игры заключается в согласованности действий, умении достигать результат совместными усилиями, поддерживать партнера по игре. Организация сотрудничества способствует более качественному развитию умения общаться, взаимодействовать с другими окружающими его людьми.
Результаты проведенного теоретического исследования указывают на то, что способность детей старшего дошкольного возраста к сотрудничеству в различных видах деятельности находится на этапе формирования, при этом она является сложным образованием, которое может несколько по-разному проявляться в различных ситуациях - таких как выполнение задания взрослого, свободная игра и др.
Результаты экспериментального исследования показывают, что дети 6-7 лет характеризуются преимущественно низким уровнем развития навыков сотрудничества. Дети испытывают трудности, задавая вопросы и отвечая на них, не умеют пользоваться разнообразными сообщениями, им трудно толерантно реагировать на сообщения, у них не сформировано умение пользоваться разнообразием реплик-побуждений, плохо общаются между собой, трудно найти общее решение. Больше половины детей плохо умеют сотрудничать друг с другом
Для того чтобы повысить уровень навыков сотрудничества был проведен формирующий этап эксперимента с помощью подвижных игр. Который состоял из комплекса игр: «Ковёр мира», «Нетрадиционное приветствие», строительная игра «Небоскрёб» и подвижных игр, формирующих навыки сотрудничества, в режимные моменты: утренней гимнастики, прогулки, спортивная игра «Головомяч», подвижная игра «Поводырь» и мастер-класса.
На контрольном этапе эксперимента была выявлена положительная динамика в формировании навыков сотрудничества у детей 6-7 лет. Это доказывает факт того, что подвижные игры - это эффективный способ формирования навыков сотрудничества:
• на высоком уровне один ребенок (10%), после формирующего этапа эксперимента трое детей (30%);
• на среднем уровне девять детей (40%), после формирующего этапа эксперимента - тринадцать детей (50%);
• на низком уровне десять детей (50%), после эксперимента - четверо детей (20%).
Таким образом, в результате исследования подтверждается гипотеза о том, что формирование навыков сотрудничества у детей 6-7 лет посредством подвижных игр будет эффективным, если:
• отобраны подвижные игры, в которых детям необходимо проявить навыки сотрудничества (согласование своего мнения с окружающими, решение конфликтных ситуаций, навыки общения в различных ситуациях и т.д.);
• включен в непрерывную образовательную деятельность комплекс подвижных игр для детей 6-7 лет, активизирующий навыки сотрудничества;
• включены подвижные игры, формирующие навыки сотрудничества, в совместную деятельность педагога и детей в режимные моменты.
Таким образом, резюмируя вышесказанное, можно сказать, что цель работы достигнута, гипотеза доказана и задачи работы решены.
1. Антонова, Т.В. Особенности общения старших дошкольников со сверстниками [Текст] / Т.В. Антонова // Дошкольное воспитание. - 2008. - № 10. - С. 14-17.
2. Белкина, В.Н. Психологические аспекты взаимодействия детей дошкольного возраста со сверстниками в контексте современных требований к дошкольному образованию [Текст] / В.Н. Белкина. Ярославский педагогический вестник. - 2012. - № 1. - Том II. - С.29194.
3. Бобылева, А.В. Диагностика общения детей старшего дошкольного возраста // Молодежный научный форум: Гуманитарные науки: электр. сб. ст. по мат. XXXIII междунар. студ. науч.-практ. конф. № 4(32). Режим доступа: https://nauchforum.ru/archive/MNF_humanities/4(32).pdf (дата обращения: 22.02.2019).
4. Выготский, Л.С. Педагогическая психология [Текст] / Л.С. Выготский. - М., 1991. - 274 с.
5. Галигузова, Л.Н., Смирнова Е.О. Ступени общения: от года до шести. [Текст] / Л.Н. Галигузова.. - М.: ИНТОР, 1996. - 160 с.
6. Гущина, Е.А. Игровые подходы в развитии коммуникативных способностей старших дошкольников [Текст] // Педагогическое мастерство: материалы III междунар. науч. конф. / Е.А. Гущина. - М.: Буки-Веди, 2013. - 238 с.
7. Емельянова, М.Н. Подвижные игры как средство формирования самооценки [Текст] / М.Н. Емельянова // Ребенок в детском саду. - 2007. • № 4. - С. 29-33.
8. Ефимова, Е.А. О месте подвижных игр в жизни современных детей [Текст] / Е.А. Ефимова. - 2015. - № 12. - С. 12-19.
9. Зимняя, И.А Педагогическая психология: Учеб. пособие [Текст] / И.А. Зимняя. - Ростов-на-Дону: Феникс, 1997. - 480 с.
10. Ивлева, К.В. Особенности сотрудничества детей старшего дошкольного возраста [Электронный ресурс] / К.В. Ивлева. - 2017. - Режим доступа: https://sdo-journal.ru (дата обращения: 12.01.2019).
11. Кисова, В.В. Сотрудничество как психолого-педагогическое условие социализации дошкольников с задержкой психического развития [Текст] / В.В. Кислова, А.В. Семенов // Фундаментальные исследования. - 2014. • № 12-4. - С. 882-886.
12. Кравцова, Е.Е. Понятие возрастных психологических новообразований в современной психологии развития [Текст] / Е.Е. Кравцова // Культурно-историческая психология. - 2005. - № 2. - С. 87-94.
13. Кравцова, Е.Е. Психологические проблемы готовности детей к обучению в школе [Текст] / Е.Е. Кравцова. - М.: Педагогика, 1991. - 52 с.
14. Кудрявцев, В.Т. Психология развития человека. Основания культурно-исторического подхода [Текст] / В.Т. Кудрявцева. - Рига: ПЦ «Эксперимент», 1999. - 160 с.
15. Кузенкова, М.А. Развитие навыков сотрудничества у старших дошкольников [Электронный ресурс] / М.А. Кузенкова // https: // nsportal.ru/detskiy-sad/2016/04/05/razvitie-navykov-sotrudnichestra-u- starshih-doshkolnikov (дата обращения: 20.09.2019).
...