Аннотация 2
Введение 4
Глава 1 Теоретические основы развития мелкой моторики рук у детей младшего дошкольного возраста посредством игровых упражнений 9
1.1 Психолого-педагогические подходы к развитию мелкой моторики рук у детей младшего дошкольного возраста 9
1.2 Роль игровых упражнений в развитии мелкой моторики рук у детей младшего дошкольного возраста 14
Глава 2 Экспериментальная работа по развитию мелкой моторики рук у детей младшего дошкольного возраста посредством игровых упражнений 18
2.1 Выявление уровня развития мелкой моторики рук у детей младшего дошкольного возраста 18
2.2 Содержание и организация работы по развитию мелкой моторики рук у детей младшего дошкольного возраста посредством игровых упражнений 32
2.3 Определение результативности экспериментальной работы по развитию мелкой моторики рук у детей младшего дошкольного возраста посредством игровых упражнений 37
Заключение 48
Список используемой литературы 50
Приложение А Список детей экспериментальной и контрольной групп 54
Приложение Б Тематическое планирование формирующего эксперимента 55
Приложение В Конспекты занятий по развитию мелкой моторики рук у детей 3-4 лет 57
Одну из основных ролей в успешности психофизического и интеллектуального развития ребенка играет развитая мелкая моторика. Мелкая моторика - это совокупность скоординированных действий нервной, мышечной и костной систем, часто в сочетании со зрительной системой в выполнении мелких и точных движений кистями и пальцами рук и ног. К области мелкой моторики относится много разнообразных движений: от примитивных жестов, таких как захват объектов, до очень мелких движений, от которых, например, зависит почерк человека.
Уровень развития мелкой моторики является одним из ключевых показателей готовности дошкольника к обучению в школе. Такие виды моторики, как артикуляционная, отвечающая за навыки разговорной речи, и мелкая тесно связаны между собой. Так, чем лучше у дошкольника развита мелкая моторика, тем раньше отмечается у него становление речи. Кроме того, чем выше навыки мелкой моторики, тем лучше показатели мышления, внимания, восприятия, координации ребенка.
Исследованиями ученых института физиологии детей и подростков АПН РФ (М.М. Кольцова, Е.Н. Исенина, Л.В. Антакова-Фомина) была подтверждена связь речевого, интеллектуального развития и моторики.
В первые годы жизни у ребенка быстрыми темпами развивается головной мозг и его функции. Возможностей познавать окружающий мир становится все больше. Важную роль в формировании всесторонних представлений об окружающем мире наряду со зрительным и слуховым играет тактильно-двигательное восприятие: с его помощью ребенок получает первые впечатления о форме предметов, их размерах, расположении в пространстве. Для того чтобы развивалась речь ребенка, нужно не только тренировать его артикуляционный аппарат, но и развивать точность движений, и в первую очередь - кистей и пальцев рук.
Психологи единодушно отмечают, что умственные способности ребенка начинают развиваться в раннем и младшем дошкольном возрасте. Выбор возраста детей - младший дошкольный - не случаен в нашем исследовании. Именно в младшем дошкольном возрасте происходит активное развитие процессов ощущения и восприятия, формирование познавательной деятельности детей. Чем больший запас действий накопит в своем опыте ребенок в младшем дошкольном возрасте, тем скорее он перейдет от наглядно-действенного к наглядно-образному, а затем и к словесно-логическому мышлению.
В последние годы в методической литературе описаны различные приемы работы по развитию мелкой моторики рук детей: с интеллектом в норме (Е.М. Мастюкова, Н.С. Жукова, Т.Б. Фомичева), с дизартрией (Н.В. Серебрякова, Л.В. Лопатина), с заиканием (Н.А. Рычкова, Л.И. Белякова), с моторной алалией (В.И. Рождественская, Н.И. Кузьмина).
Все исследователи подтверждают тот факт, что стимулирующей является тренировка тонких движений пальцев кисти для развития речи, познавательных процессов; отмечают влияние игровых упражнений на развитие мелкой моторики рук у детей.
Происходящее в настоящее время реформирование дошкольного образования, направленное на повышение его качества, актуализирует необходимость обновления ранее разработанных игровых упражнений для развития мелкой моторики рук детей младшего дошкольного возраста.
Современные дошкольники становятся активными пользователями игрового и другого развлекательного цифрового контента начиная с младшего дошкольного возраста. При этом опосредованный характер восприятия, отсутствие реальных перцептивных действий при взаимодействии с гаджетами, невозможность целостного познания сенсорных признаков на основе тактильных ощущений обедняет сенсомоторный опыт детей.
В сложившихся условиях существует проблема в поиске пути повышения эффективности работы по развитию мелкой моторики рук детей младшего дошкольного возраста, связанная с обновлением существующих комплексов игровых упражнений.
Таким образом, анализ научных исследований и педагогической практики позволил выявить противоречия между необходимостью обновления содержания игровых упражнений по развитию мелкой моторики рук у детей младшего дошкольного возраста и недостаточным внедрением нетрадиционных средств и оборудования, повышающих эффективность игровых упражнений.
В связи с выявленным противоречием возникает проблема исследования: каким должно быть содержание игровых упражнений с нетрадиционным оборудованием для совершенствования работы по развитию мелкой моторики рук у детей младшего дошкольного возраста в дошкольной образовательной организации?
Исходя из актуальности данной проблемы, сформулирована тема исследования: «Развитие мелкой моторики рук у детей младшего дошкольного возраста посредством игровых упражнений».
Цель исследования: теоретически обосновать и экспериментально проверить содержание и организацию работы по развитию мелкой моторики рук у детей младшего дошкольного возраста посредством игровых упражнений.
Объект исследования - процесс развития мелкой моторики рук у детей младшего дошкольного возраста.
Предмет исследования - игровые упражнения как средство развития мелкой моторики рук у детей младшего дошкольного возраста.
Гипотеза исследования базируется на предположении о том, что повышение качества показателей развития мелкой моторики рук у детей младшего дошкольного возраста посредством игровых упражнений возможно, если:
• учтены возрастные особенности детей младшего дошкольного возраста (игровая мотивация, непроизвольное внимание, быстрая утомляемость);
• подобраны и разработаны игровые упражнения с нетрадиционным оборудованием для развития показателей мелкой моторики рук детей младшего дошкольного возраста;
• игровые упражнения включены в непрерывную образовательную деятельность воспитателя с детьми, а также в содержание психолого-педагогического просвещения родителей детей младшего дошкольного возраста.
Задачи исследования:
1. Проанализировать психолого-педагогическую и методическую литературу по проблеме развития мелкой моторики рук у детей младшего дошкольного возраста; обосновать роль игровых упражнений в развитии мелкой моторики рук у детей младшего дошкольного возраста.
2. Выявить уровень развития мелкой моторики рук у детей младшего дошкольного возраста.
3. Разработать и апробировать содержание и организацию работы по развитию мелкой моторики рук у детей младшего дошкольного возраста посредством игровых упражнений.
4. Определить эффективности экспериментальной работы по развитию мелкой моторики рук у детей младшего дошкольного возраста посредством игровых упражнений.
Теоретико-методологическая основа исследования:
• положения исследований о взаимосвязи интеллектуального, речевого развития и развития мелкой моторики рук (Л.В. Антакова-Фомина, Е.Н. Исенина, М.М. Кольцова);
• учение о роли перцептивных действий рецепторных аппаратов в формировании образа предмета (Л.А. Венгер, А.В. Запорожец);
• подход к классификации игровых упражнений для развития мелкой моторики рук детей дошкольного возраста (Е.В. Карпова).
Для решения поставленных задач использовались следующие методы исследования: анализ психолого-педагогической литературы по проблеме; психолого-педагогический эксперимент (констатирующий, формирующий и контрольный этапы), качественный и количественный анализ эмпирических данных.
Экспериментальная база исследования: Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Кирская средняя общеобразовательная школа имени Героя России летчика-космонавта Н.М. Бударина» Алатырского района Чувашской республики, структурное подразделение детский сад. В исследовании принимали участие 40 детей 3-4 лет.
Новизна исследования заключается в том, что подобраны и разработаны игровые упражнения с нетрадиционным оборудованием для развития показателей мелкой моторики рук у детей младшего дошкольного возраста.
Теоретическая значимость исследования состоит в конкретизации положений отечественной дошкольной педагогики относительно использования игровых упражнений как средства развития мелкой моторики рук у детей младшего дошкольного возраста.
Практическая значимость исследования заключается в том, что разработанное содержание работы по развитию мелкой моторики рук у детей младшего дошкольного возраста посредством игровых упражнений может быть использовано в образовательном процессе других дошкольных образовательных организаций.
Структура бакалаврской работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка используемой литературы (31 источник) и 3 приложений. Текст работы иллюстрирован 12 рисунками, 3 таблицами. Основной текст работы изложен на 53 страницах.
Результаты нашей экспериментальной работы позволяют сделать следующие выводы относительно теоретических подходов и методического решения проблемы развития мелкой моторики рук у детей младшего дошкольного возраста.
В процессе изучения теоретических основ исследуемой проблемы было установлено, что в успешности психофизического и интеллектуального развития ребенка играет развитая мелкая моторика. Она влияет на различные психические функции и процессы, такие как внимание, восприятие, мышление, речь, двигательная и зрительная память. В первые годы жизни у ребенка быстрыми темпами развивается головной мозг и его функции. Возможностей познавать окружающий мир становится все больше. Важную роль в формировании всестороннего представления об окружающем мире наряду со зрительным и слуховым играет тактильно-двигательное восприятие. Для того чтобы развивалась речь ребенка, нужно не только тренировать его артикуляционный аппарат, но и развивать точность движений, и в первую очередь - кистей и пальцев рук.
Мелкая моторика младшего дошкольника развивается довольно активно. В данном возрастном периоде дети начинают все более интенсивно использовать пальцы, а также обучаются рисовать, лепить, вырезать, самостоятельно одевать и снимать одежду. Все эти действия связаны с развитием мелкой моторики рук. Отмечается, что интенсивное развитие мелкой моторики оказывает решающее влияние на общее умственное развитие дошкольника.
Мы пришли к выводу, что традиционное содержание работы по развитию мелкой моторики рук у детей младшего дошкольного возраста необходимо дополнить специально отобранными и разработанными игровыми упражнениями с нетрадиционным оборудованием.
Результаты, полученные в процессе проведения констатирующего эксперимента, показали преобладание у детей, как экспериментальной, так и контрольной групп среднего уровня развития мелкой моторики рук. Дети могут осуществлять движения кистью и пальцами рук, опираясь на зрительный и тактильный образец, однако затрудняются самостоятельно выполнить задания, требующие координации движений левой и правой руки. Движения ведущей руки достаточно точные и быстрые, движения не ведущей руки затруднены.
Полученные результаты констатирующего эксперимента обосновали необходимость разработки и внедрения содержания работы по развитию мелкой моторики рук у детей младшего дошкольного возраста посредством игровых упражнений.
Нами было экспериментально доказано, что повышение качества показателей развития мелкой моторики рук у детей младшего дошкольного возраста посредством игровых упражнений возможно, если:
• учтены возрастные особенности детей младшего дошкольного возраста (игровая мотивация, непроизвольное внимание, быстрая утомляемость);
• подобраны и разработаны игровые упражнения с нетрадиционным оборудованием для развития показателей мелкой моторики;
• игровые упражнения включены в непрерывную образовательную деятельность воспитателя с детьми, а также в содержание психолого-педагогического просвещения родителей детей младшего дошкольного возраста.
В результате проведения контрольного эксперимента нами было установлено, что в экспериментальной группе среднее значение низкого уровня развития мелкой моторику рук снизилось на 10%. Так, если на констатирующем этапе низкий уровень развития мелкой моторики рук был выявлен в среднем у 19% детей, то на контрольном - в среднем у 9% детей.
Среднее значение высокого уровня развития мелкой моторику рук у детей экспериментальной группы увеличилось с 18% до 40% на контрольном этапе, что отражает эффективность проведенной нами работы с использованием игровых упражнений.
В контрольной группе на этапе констатирующего эксперимента также была зафиксирована положительная динамика уровня развития мелкой моторики рук у детей 3-4 лет, но она не такая существенная, как в экспериментальной группе. Среднее значение низкого уровня снизилось с 18% до 16%, динамика высокого уровня составила 7% (с 20% до 27%).
Анализ результатов показал, что проведенная работа по развитию мелкой моторики рук у детей младшего дошкольного возраста посредством игровых упражнений является результативной.
Полученные результаты подтверждают выдвинутую гипотезу. Задачи исследования решены, цель достигнута.
1. Беззубцева В. Г., Андриевская Т. Н. Развиваем руку ребёнка, готовим её к рисованию и письму. М. : Изд. «ГНОМ и Д», 2013. 120 с.
2. Божович Л. И. Проблемы формирования личности. Избранные психологические труды. 2-е изд., стереотип. / под ред. Д. И. Фельдштейна. М. : Эксмо, 2017. 352с.
3. Веракса А. Н. Индивидуальная психологическая диагностика дошкольника. М. : Мозаика-Синтез, 2014. 136 с.
4. Веракса Н. Е. Познавательное развитие в дошкольном детстве. М. : Мозаика-Синтез, 2014. 336 с.
5. Веракса Н. Е. Диагностика психического развития и проблема способностей // Современное дошкольное образование. Теория и практика. 2017. № 1. С. 22-27.
6. Виноградова Н. А. Образовательные проекты в детском саду : пособие для воспитателей. М.: Айрис-пресс, 2018. 208 с.
7. Гаврилина С. Е. Развиваем руки, чтобы и писать, и красиво рисовать. М., 2013. 180 с.
8. Годовикова Д. Б. Формирование познавательной активности // Дошкольное воспитание. 2016. №1. С. 35-42.
9. Голицин В. Б. Познавательная активность дошкольников // Советская педагогика. 1991. №3. С. 33-38.
10. Гузеев В. В. Планирование результатов образования и образовательная технология. М. : Народное образование, 2016. 240 с.
11. Доронова Т. Н., Карабанова О. А., Соловьева Е. В. Игра в дошкольном возрасте. М. : Слово, 2019. 216 с.
12. Евдокимова Е. С. Технология проектирования в ДОУ. М. : Сфера, 2016. 64 с.
13. Зубкова Т. И. Исследование познавательной активности детей дошкольного возраста. М. : Просвещение, 2017. 63 с.
14. Казакова Т. Г. Развитие у дошкольников творчества : учебное пособие. М. : Просвещение, 2015. 189 с.
15. Каличенко А. В., Микляева Ю. В Развитие игровой деятельности дошкольников. М. : Просвещение, 2019. 332 с.
...