Введение 4
Глава 1. Смешанный метод обучения студентов иностранному языку как педагогическая проблема
1.1. Смешанное обучение: анализ трактовок понятия 7
1.2. Особенности различных моделей смешанного метода обучения
иностранному языку 14
1.3. Принципы смешанного метода обучения, его преимущества и
недостатки 20
Глава 2. Совершенствование подготовки студентов по иностранному языку средствами смешанного обучения
2.1 Модель смешанного обучения студентов иностранному языку с
использованием платформы LMS Moodle 28
2.2 Особенности использования LMS Moodle при обучении студентов
иностранному языку в рамках смешанного обучения 31
2.3 Комплекс заданий по теме «Inventors and inventions», разработанных с
учетом принципов смешанного обучения на основе LMS Moodle 37
Заключение 55
Список используемой литературы 57
Приложения 64
Развитие российского педагогического образования характеризуется изменением идеологии подготовки специалиста, в которой главное внимание уделяется личностно-ориентированному образованию, нацеленному на формирование профессиональной компетентности и мобильности, что в свою очередь, требует повышения его качества и эффективности.
Смешанный метод обучения, по мнению исследователей этой проблемы, дает возможность образованию соответствовать глобальным тенденциям развития и адаптироваться к часто модифицирующим условиям существования современного мира. В отечественном образовании актуальность онлайн - обучения признана на государственном уровне. Закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 г. интерпретирует электронное обучение как организацию образовательной деятельности с применением информационных технологий [31]. Иными словами, под смешанным методом обучения подразумевается некий дизайнерский подход, благодаря которому как традиционное, так и онлайн - обучение улучшаются благодаря взаимоприсутствию, объединяют наилучшие свойства и возможности каждого в отдельности. Такой синкретизм означает полное переосмысление и реорганизацию образовательной среды и опыта обучения.
Следует особо отметить, что смешанный метод обучения имеет наибольший потенциал в изучении иностранного языка, т.к. для эффективности процесса приобретения языковых навыков необходимо и коммуникация в реалии, и доступность материала на изучаемом языке, и, конечно же, ежедневная самостоятельная работа учащихся над улучшением владения иностранным языком.
Однако, анализируя научную работу И.Н.Айнутдинова «Актуальные вопросы применения смешанного обучения при обучении иностранным языкам в вузе», можно сделать вывод о том, что уровень исследованности и применение данного инновационного метода на сегодняшний день не дает стимул полностью полагаться на его результативность, и это непременно связано с тем, что смешанное обучение возникло всего два десятилетия назад, следовательно, оно мало изучено [2]. Тем не менее, «модность» данного метода беспокоит сторонников, поскольку его концепция с ростом популярности становится расплывчатой и неопределенной.
Таким образом, актуальность темы бакалаврской работы заключается в недостаточной изученности вышеупомянутого феномена, что приводит к его некорректному применению или полному отсутствию и поэтому требует дальнейшего исследования и изучения.
Объект исследования: смешанный метод обучения в иноязычном образовательном процессе.
Предмет исследования: организация аудиторной и внеаудиторной работы студентов по иностранному языку средствами смешанного метода обучения с применением образовательной платформы Moddle.
Цель исследования: выявить наиболее эффективное сочетание двух методов обучения (традиционного и электронного) в организации образовательного процесса по иностранному языку.
В соответствии с поставленной целью определены следующие задачи исследования.
1. Изучить и проанализировать разработанность проблемы смешанного обучения в иноязычном образовательном процессе.
2. Определить на основе научной литературы возможности использования смешанного метода обучения в организации как аудиторной, так и внеаудиторной работы студентов по иностранному языку.
3. Разработать комплекс заданий по определенной теме для организации аудиторной и внеаудиторной работы студентов с применением модели смешанного метода обучения, используя возможности образовательной платформы Moodle.
Научная новизна исследования заключается в том, что предпринята попытка применить современную и недостаточно исследованную образовательную модель для организации процесса обучения иностранному языку студентов вуза.
Теоретической и методологической основой исследования послужили труды отечественных и зарубежных ученых: Е.К. Васин, К.Л. Бугайчук, И.А. Малинина, А.В. Логинова, Е. Д. Патаракин К.Дж. Бонк, Ч.Р. Грэм, Д.Р. Гаррисон, Н. Д. Вохан и т.д.
Методы исследования: а) анализ научно-методической литературы; б) разработка комплекса упражнений по-иностранному языку.
Практическая значимость заключается в возможности использования материалов исследования преподавателями при планировании занятий и организации аудиторной и внеаудиторной работы студентов по иностранному языку.
Работа состоит из введения, двух глав, двух выводов к главам и заключения. В первой главе анализируются теоретические аспекты проблемы исследования, во второй главе мы рассматриваем практическую составляющую процесса подготовки студентов по иностранному языку, созданную средствами смешанного метода обучения и описываем разработанный нами комплекс заданий с применением платформы Moodle.
На современном этапе построения учебного процесса по иностранному языку с акцентом на самостоятельную работу все больше используется смешанный метод обучения, который в нашей работе определяется как комбинация аудиторного (контактного) обучения и компьютерного в одной учебной среде.
На основе анализа научно-педагогической литературы, посвященному поиску наиболее точного раскрытия сущности метода смешанного обучения, идея которого заключается в эффективном сочетании двух способов обучения студентов иностранному языку, мы полагаем, что необходимо представить следующее понимание смешанного обучения, которого мы придерживались в нашей работе: смешанное обучение - это использование двух или более различных форм обучения в рамках образовательного процесса одной конкретной дисциплины. Это может быть, например, чередование очных занятий с электронным обучением, комбинация онлайн- обучения с периодическим выходом на руководителя или студента для консультаций, сочетание обучения на рабочем месте с неофициальными консультациями у коллег или преподавателя.
Важное преимущество смешанного метода обучения заключается в возможности осуществлять индивидуальный подход к студентам. Разные формы смешанного метода обучения позволяют каждому студенту развиваться в том направлении, которое ему интересно, а также взаимодействовать не только с преподавателем, но и с другими студентами в одной учебной среде.
Следует признать тот факт, что при использовании традиционных и электронных форм в рамках смешанного метода обучения в организации аудиторной и внеаудиторной работы студента с использованием электронно-образовательных ресурсов таких, как веб-платформа Moodle, особое место занимает самооценка достижений самих учащихся. Именно она позволяет студентам адекватно оценить уровень своей подготовки, соотнести индивидуальные возможности с требованиями программы курса и образовательного стандарта, осознать, насколько студент может конкурировать на рынке труда с другими выпускниками вузов.
Таким образом, можно сказать, что смешанный метод обучения в сочетании с активными и интерактивными методами создают благоприятный мотивационный и эмоциональный фон для работы, как в аудитории, так и работая самостоятельно. Такие формы работы имеют большое значение для формирования аналитичности мышления, активизации мыслительной деятельности студентов, раскрытия их творческих способностей, а также способности к рефлексии.
В заключение можно констатировать, что все задачи исследования были решены, цель бакалаврской работы - выявить наиболее эффективное сочетание двух методов обучения (традиционного и электронного) в организации образовательного процесса по иностранному языку, достигнута. Данное исследование может быть продолжено в направлении изучения возможностей применения моделей смешанного обучения в процессе формирования различных видов речевой деятельности на иностранном языке.
1. Абрамова О.Ф. Особенности формирования банка тестовых заданий по
специальным техническим дисциплинам для программной реализации системы адаптивного тестирования [Электронный ресурс] /О.Ф. Абрамова // Современная техника и технологии. - 2013. - № 11. // URL:
http://technology.snauka.ru/2013/11/2570(дата обращения: 23.05.2017).
2. Айнутдинова И.Н. Актуальные вопросы применения технологии смешанного обучения (blended learning) при обучении иностранным языкам в вузе [Текст] / И.Н. Айнутдинова // Научный журнал "Общество: социология, психология, педагогика". - Краснодар: ООО Издат. дом ХОРС, 2015. - Вып. 6. - С. 74 - 77.
3. Андреев А.А. Дидактические возможности свободно распространяемых
программных средств в интернет-обучении [Электронный ресурс] / А.А. Андреев, В.Н. Фокина // URL:
www.muh.ru/.Docs/content/080319_vip_text_12.doc (дата обращения:
12.03.2018)
4. Афонин С. Модели организации смешанного обучения [Электронный ресурс] / Сергей Афонин // URL: http://sergeyafonin.ru/6-modelej-smeshannogo- obucheniya/(дата обращения: 13.02.2018)
5. Барышникова, О. В. Методика контроля и оценки качества подготовки по иностранному языку в техническом вузе (английский язык). Дис. на соиск. уч. степ. канд. пед. наук. [Текст] / О.В. Барышникова. - М. ; 2015. - 252с.
6. Бугайчук К.Л. Flipped Classroom (перевёрнутый класс) [Электронный ресурс] / К.Л. Бугайчук // URL: http://www.slideshare.net/ Buga1978/flipped- classroom-30700187 (дата обращения: 13.02.2018)
7. Бугайчук К.Л. Модели смешанного обучения [Электронный ресурс] / К.Л. Бугайчук // URL: https://ra-kurs.spb.ru/2/0/1/1/?id=78(дата обращения: 13.02.2018)
8. Васин Е.К. Особенности смешанного обучения на основе концепции деятельностного треугольника [Текст] / Е.К.Васин // Инновационная наука. - 2015. - № 5. - С. 167-172.
9. Васин Е.К. Об оценке продуктивности смешанного обучения на основе
функцонирования деятельностного треугольника [Электронный ресурс ]/ Е. К. Васина // Современные проблемы науки и образования. - 2016. - № 2.; URL: https://www.science-education.ru/ru/article/view?id=24321 (дата
обращения: 08.02.2018)
10. Васин, Е.К. Методическая система обучения дисциплине «Технология» в общеобразовательной школе в условиях информатизации образования [Текст] / Е.К. Васин, К.Е. Романова, А.А. Червова. - Шуя: Изд-во Шуйского филиала ИвГУ, 2015. - 240 с.
11. Велединская, С.Б. Смешанное обучение: секреты эффективности [Текст] / С.Б. Велединская, М.Ю. Дорофеева. - Высшее образование сегодня. - 2014. - №8. - С. 8-13.
12. Волженина, Н.В. Организация самостоятельной работы студентов в процессе дистанционного обучения [Текст] / Н.В. Волженина. - Изд-во Алт. ун-та, 2008. - 59 с.
13. Воног, В. В. Использование LMS Moodle при обучении иностранному языку в аспирантуре в рамках смешанного и дистанционного образования [Электронный ресурс] / В.В. Воног, О.А. Прохорова // URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ispolzovanie-lms-moodle-pri-obuchenii- inostrannomu-yazyku-v-aspiranture-v-ramkah-smeshannogo-i-distantsionnogo- obrazovaniya(дата обращения 17.03.2018)
14. Горожанов, А. И. Пример разработки узла обучающей виртуальной среды для формирования лингвистической компетенции. Современные языки в межкультурной коммуникации [Текст] / А.И. Горожанов. - М. : ФГБОУ ВО МГЛУ, 2016. - С. 224-233.
15. Демьяненко, Н. В. Смешанное обучение как эффективная форма работы со студентами технического профиля при изучении английского языка (на примере физико-технического института ТПУ) [Текст] / Н.В. Демьяненко, Я.В. Ермакова // Приволжский научный вестник. - 2014. - № 12-1. - 120 с.
16. Добрыдина Т. И. Перспективы использования виртуальной
образовательной платформы Moodle в обучении иностранным языкам [Электронный ресурс] / Т.И. Добрыдина, Е.Ю. Надеждина. // URL: https:ZZcyberleninka.ru/articleZn/perspektivy-ispolzovaniya-virtualnoy- obrazovatelnoy-platformy-moodle-v-obuchenii-inostrannym-yazykam (дата
обращения 19.03.2018).
17. Добрыдина, Т. И. Перспективы использования виртуальной образовательной платформы Moodle в обучении иностранным языкам [Текст] / Т.И. Добрыдина, О.Г. Масленникова, Е.Ю. Надеждина // Вестник Кемеровского государственного университета. - 2014. - № 3 (59). - Т. 2. - С. 282-287.
18. Желнова Е.В. 8 этапов смешанного обучения (обзор статьи «Missed Steps» Дарлин Пейнтер // Training&Development) [Электронный ресурс] / Е.В. Желнова // URL: http://www.obs.ru/ interest/publ/?thread=57 (дата обращения: 17.03.2018).
19. Заводчикова, Н.И. Использование модели организации обучения «Перевернутый класс» в курсе дисциплины «Методика обучения и воспитания в области информатики» [Текст] / Н.И. Заводчикова. // Вестник Тверского государственного университета. Серии: Педагогика и психология. - 2016. - №. 1. - С. 139-146.
20. Калинина, С.Д. Условия эффективного использования вебинаров в образовательном процессе университета [Текст] / С.Д. Калинина // Гуманитарные науки и образование. - 2015. - № 3 (23). - 38с.
21. Климинская С.Л. Индивидуальная образовательная траектория как
способ повышения эффективности обучения иностранным языкам. [Электронный ресурс] / С.Л. Климинская // URL:
http://naukovedenie.ru/PDF/34PVN414.pdf(дата обращения: 13.03.2018).
22. Коммуникативные навыки: что это такое и зачем они нужны? [Электронный ресурс] // URL: http://fb.ru/article/ 37946/kommunikativnyie- navyiki-chto-eto-takoe-i-zachem-oni-nujnyi (дата обращения: 01.04.2018).
23. Кравченко Г. В. Использование модели смешанного обучения в системе
высшего образования [Электронный ресурс] // Известия Алтайского государственного университета: электр. науч. журнал - 2006. - С. 22-24 // URL: https://cyberleninka.ru/article/v/ispolzovanie-modeli-smeshannogo-
obucheniya-v-sisteme-vysshego-obrazovaniya (дата обрушения 14.02.2018).
24. Краснова, Т.И. Смешанное обучение как новая форма организации языкового образования в неязыковом вузе [Текст] / Т.И. Краснова, Т.В. Сидоренко. // Образовательные технологии и общество (Educational Technology &Society): международный электронный журнал. - 2014. - Vol. 17. - № 2. - С. 403 - 413.
25. Логинова А.В. Смешанное обучение: преимущества, ограничения и
опасения [Электронный ресурс] / А.В. Логинова // Молодой учёный. - 2015. - №7. // URL: http://www.moluch.ru/archive/87/16877/(дата обращения:
15.03.2018).
26. Любомирская Н.А. Смешанное Обучение [Электронный ресурс] / Н.А. Любомирская // URL: http://docplayer.ru/39566383-Smeshannoe-obuchenie- nataliya-lyubomirskaya.html(дата обращения: 19.03.2018).
27. Малинина И.А. Применение технологий смешанного обучения иностранному языку в высшей школе. Современные научные исследования и инновации. - 2013. - № 10. [Электронный ресурс] / И.А. Малинина // URL: http://web.snauka.ru/issues/2013/10/27936(дата обращения: 08.02.2018).
28. Надеина Л.В. Технология смешанного обучения иностранному языку:
за и против [Электронный ресурс] / Л.В. Надеина. // Филологические науки. Вопросы теории и практики. - 2014. - № 7-1. - С. 134-137 // URL:
http: //www.gramota. net/material s/2/2014/7-1/37.html (дата о бращения:
12.03.2018).
29. Нечитайлова Е.В. Форум “Модель смешанного обучения “автономная группа” [Электронный ресурс] / Е.В. Нечитайловой // URL: http://www.openclass.ru/node/442092(дата обращения: 13.02.2018).
30. Норенков, И.П. Информационные технологии в образовании: Монография [Текст] / И.П. Норенков, А.М. Зимин. - М.: МГТУ им. Н.Э. Баумана, 2009. - 351 с.
31. Об образовании в Российской Федерации: Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. №273 - ФЗ // Российская газета. - 2012. - 31 дек.
32. Патаракин, Е.Д. Веб 2.0 - управление, изучение и копирование [Текст] /
Е.Д. Патаракин, Б.Б. Ярмахов // Educational Technology &Society. - 2007. -
№ 10. - С. 245-258.
33. Рубцов, Г,И. Смешанное обучение: анализ трактовок понятия [Текст] / Г.И. Рубцов, Н.В. Панич // Отечественная и зарубежная педагогика. - 2016. - №5 (32). - 107с.
34. Скворцова, Е.Ю. Разработка элекронного курса по обучению
аудированию в информационной образовательной среде Moodle [Электронный ресурс] / Е.Ю. Скворцова, П. Дж. Митчелл // URL: file:///C:/Documents%20and%20Settings/User/%D0%9C%D0%BE%D0%B8%20 %D0%B4%D0%BE%D0%BA%D 1 %83%D0%BC%D0%B5%D0%BD%D 1 %82 %D1%8B/Downloads/razrabotka-elektronnogo-kursa-po-obucheniyu- audirovaniyu-v-informatsionnoy-obrazovatelnoy-srede-moodle.pdf (дата
обращения: 12.03.18).
35. Смешанное обучение - школа будущего [Электронный ресурс] // URL:
https://mama.ru/articles/smeshannoe-obuchenie-shkola-buduschego/ (дата
обращения: 19.03.2018).
36. Сысоев, П.В. Модели дистанционного обучения [Электронный ресурс] / П.В. Сысоев, Н.И. Хмаренко // URL: http://cyberleninka.ru/article/nZobuchenie- studentov-rechevomu-obscheniyu-na-osnove-sredstv-sinhronnoy-video-internet- kommunikatsii(дата обращения: 17.03.2018).
37. Ханкельдыева, Х.З. Дистанционные технологии и самостоятельная работа студентов профессиональных колледжей [Текст] / Х.З. Ханкельдыева, Д.Р. Убайдуллаев. - Курск : Университетская книга, 2017. - С. 394-399.
38. Широколобова, А. Г. Металлообрабатывающее производство и металлорежущие станки [Текст] / А.Г. Широколобова, A.A. Клепцов. - Кемерово: Кузбассвузиздат, 2014. - 68с.
39. Широколобова, А. Г. Обучение студентов технического вуза работе с терминологией [Текст] / А.Г. Широколобова // Филологические науки. Вопросы теории и практики. - Тамбов: Грамота. - 2013. - № 2. - С. 213-218.
40. Штаюра, О.В. Мультимедийная презентация как форма электронного образовательного ресурса в обучающем [Текст] / О.В. Штаюра. - М. : Научно-информационный издательский центр "Институт стратегических исследований". - 2014. - С. 194-198.
41. Blended Learning Definitions [Электронный ресурс] // URL:
https://www.christenseninstitute.org/blended-learning-definitions-and-models/(дата обращения: 07.04.2018).
42. Blended Learning Today: Designing in the New Learning Architecture
[Электронный ресурс] // The Oxford Group - 2014. - 28 С. // URL:
http://www.oxford-group.com/pdf/blended-learning-today-2014.pdf. - с.5 (дата
обращения: 12.03.2018).
43. Bonk, C.J. The Handbook of Blended Learning: Global Perspectives, Local Designs [Текст] / C. J. Bonk, C. R. Graham. - Wiley & Sons Ltd, & Graham, 2006. - 624 p.
44. Clarc D. Blended Learning [Текст] / CEO Epic Group plc, 52 Old Stein, Brighton BN1 1NH, 2003. - 23p.
45. Clark D. Blended Learning: An Epic White Paper [Электронный ресурс] /
Clark D // Epic Group plc. - 2003. - 44 с. // URL:
http://www.alapitvany.oktopusz.hu/domain9/files/modules/module15/261489EC23 24A25.pdf. (дата обращения: 09.02.2018)
46. Dziuban, C. Research Bulletin: Blended Learning [Электронный ресурс] / Dziuban C., Hartman J., Moskal P. // EDUCAUSE Centre for Applied Research- 2004.-12с.//URL:
http://teaching.uncc.edu/sites/teaching.uncc.edu/files/media/files/file/attach2blog/B
lended%20Learning%20%28ECAR%20Bulletin%29.pdf (дата обращения:
11.02.2018)
47. Garrison D. Blended learning in higher education: Framework, principles, and guidelines [Текст] / Garrison D., Vaughan, N. - Jossey-Bass, 2008. - 272 с.
48. Purnima V. Blended Learning Models [Электронный ресурс] / V. Purnima
- Published: August 2002. - 1p. // URL: http://www.learningcircuits.
org/2002/aug2002/valiathan.html. (дата обращения: 17.03.2018)
49. Rossett A., Vaughan F., Blended learning CEO Epic Group plc, 52 Old
Steine [Электронный ресурс] / Rossett A., Vaughan F. // Brighton BN1 1NH, 2003 // URL: http://www.obs.ru/interest/publ/?thread=57(дата обращения:
17.03.2018)
50. Tomlinson, B. Blended Learning in English Language Teaching: Course Design and Implementation [Текст] / Tomlinson, B., Whittaker, C. // British Council - 2013. - 258c.