Введение. 4
Глава 1 Методологические и теоретические принципы исследования социализации и сетевых сообществ 8
1.1 Социализация как важный феномен социологии 8
1.2 Социологические аспекты изучения сетевых сообществ 19
Глава 2 Качественные и количественные показатели изучения сетевых сообществ в социализации молодежи. 25
2.1 Сравнительный анализ влияния социальных сетей на юношей и девушек 25
2.2 Анализ отношения молодежи к сетевым сообществам при помощи интервью. 30
Заключение 39
Список используемой литературы и используемых источников. 42
Приложение А Программа эмпирического исследования на тему: «Влияние социальных сетей на социализацию молодежи» 48
Приложение Б Анкета. 52
Приложение В Таблицы распределений. 56
Приложение Г Вопросы к интервью 64
Приложение Д Стенограмма интервью 65
Аннотация. Введение.
Цель бакалаврской работы - оценка влияния сетевых сообществ на социализацию молодежи.
Объектом исследования в данной работе выступают сетевые сообщества, предметом - социализация молодежи через сетевые сообщества.
В связи с поставленной целью были сформулированы следующие задачи:
- изучить теоретические основы социализации;
- рассмотреть социологические аспекты изучения сетевых сообществ;
- сравнить отношение и вовлеченность юношей и девушек в социальные сети;
- проанализировать значимость социальных сетей для молодежи.
Социальные сети в современном обществе имеют весомое значение в функционировании индивидов и общества в целом. Невозможно оценить важности сайтов социальных сетей, как для пользователей, так и для исследователей. Современное общество развивается с каждым днем, оно становится информационным, где весомую роль играет информация. Интернет становится основным и лидирующим способом в передачи информации. Поэтому способы человеческого общения также радикально меняются. Новым, функциональным и организованным средством общения становятся социальные сети, которые значительно отличаются от публичного диалога. Главное отличие живого общения от общения в социальных сетях, высокая степень анонимности, что приводит к возникновению сетевой этики.
В ходе работы нами была поставлена цель в исследовании влияния социальных сетей на социализацию молодежи, которую успешно реализовали. Феномен социальных сетей обширен и разносторонен, его развитие и прогрессирование активно происходит с каждым днем. Их развитие невозможно остановить.
В начале нашего исследования мы ставили перед собой ряд задач. В первом параграфе первой главы, мы рассмотрели теоретические подходы к изучению социализации. В основу нашей работы легли труды Ф. Гиддингс,
Э. Дюркгейма и Г. Тарда, которые заложили фундамент изучения социализации.
Во втором параграфе первой главы мы рассмотрели теоретические основы изучения социальных сетей в социологии. Изучили теорию социальных групп, Ф. Тенниса, Э. Дюркгейма, которые рассматривали зарождение социальных сетей в социальных группах. Следующей в развитии социальных сетей является теория сетевого анализа, которая базируется на учениях Г. Зиммеля, А. Бейвласа, которая позволила проанализировать сети между индивидами как инструмента взаимодействия в обществе. Проиллюстрировать принцип построение социальных сетей в обществе позволила математическая теория П. Эрдосв и А. Реньи. Теория тесного мира (6 рукопожатий) представленная учеными Дж. Трэверс и С. Милгрэмом, раскрыла наличие тесных связей и сетей между людьми всего мира. Изучили историю становления первых социальных сетей, причины их быстрого развития и одновременно спада. Именно западные теоретики положили базу для научного изучения социальных сетей. В России данное направление рассматривается уже современными учеными, которые проводят актуальные исследования, и продолжают анализировать тенденции развития социальных сетей.
Во второй главе мы провели сравнительный анализ влияния сетевых сообществ на жизнедеятельность юношей и девушек города Тольятти. В первом параграфе второй главы представлен количественный метод исследования - анкетирование. Были получены следующие результаты: девушки больше, чем юноши вовлечены в сетевые сообщества, и также они более зависимы от социальных сетей, чем юноши.
Во втором параграфе второй главы мы провели качественный метод исследования - интервьюирование. Интервью подтвердила значимость социальных сетей для молодежи. Молодежь, через социальные сети общаются, заводят друзей, учатся и работают, что способствует своеобразной, совершенно новой социализации.
Современное общество по праву имеет характер информационного. А социальные сети во многом могут считаться основным двигателем развития подобного общества. Ведь социальные сети сегодня являются одним из самых посещаемых ресурсов в Интернете. Социальные сети могут служить источником не только информации и общения, а также новых идей и развитию собственных возможностей, в частности социализации. По средствам социальных сетей можно управлять своими знакомствами, поддерживать связь с людьми, с которыми при других обстоятельствах не могли бы оставаться в контакте. Они могут служить источником междисциплинарного сотрудничества, платформой для развития бизнеса и продвижения собственных идей. Функция социальных сетей быстро распространять информацию, позволила решать многие общественные проблемы. В социальных сетях активно развивается медиа сообщество, которое ориентировано на прибыли и работу в сфере рекламы и паблик рилейшинз. Социальные сети стали платформой для развития многих сфер и функций общества.
1. Астафьева, О.Н. Компьютерная виртуальная реальность и искусство (к вопросу о расширении эстетического опыта личности)/ О.Н. Астафьева // Виртуальные реальности. Труды лаборатории виртуалистики. – Вып. 4.– М., 2018. – С. 141-145.
2. Бодрийяр, Ж. Система вещей/ Ж. Бодрийяр. – М.: Рудомино, 2011. – 216с.
3. Божович, Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте/ Л.И. Божович// Питер, 2013. – 400с.
4. Бондаренко, Е. Социальные сети как инструмент развития: виды и возможности / Е. Бондаренко [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.trainings.ru/library/articles/?id=10067 (дата обращения: 28.10.2020).
5. Браславец, Л. А. Интернет-сервисы социальных сетей в современной системе средств массовой информации: дис. ... канд. филол. наук / Л. А. Браславец. – Воронеж, 2017. – 169 с.
6. Букин, В.П. Социализация молодежи в современном российском обществе: региональный аспект/ В.П. Букин // Известия ВУЗов. Поволжский регион. Гуманитарные науки. – 2019. – №2. – С.122–130.
7. Бурдье, П. Практический смысл/ П.Бурдье// Пер. с фр.: А. Т. Бикбов, К. Д. Вознесенская, С. Н. Зенкин, Н. А. Шматко; Отв. ред. пер. и Послесл. Н. А. Шматко. – СПб.: Алетейя. – 2011. – 562 с.
8. Бурдье, П. Социальное пространство и символическая власть / П. Бурдье // Пер. с франц. Н. А. Шматко. – М.: Институт экспериментальной социологии, СПб: Алетейя. – 2017. – 288 с.
9. Вебер, М. О некоторых категориях понимающей социологии/М. Вебер // Избранные произведения. М., 1990.
10.Винник, В. Д. Социальные сети как феномен организации общества: сущность и подходы к использованию и мониторингу/В.Д. Винник // Философия науки. – 2012. – №4 (55). – С. 110–126.
11. Воронкин, А. С. Социальные сети: эволюция, структура, анализ/ А.С. Воронкин // Образовательные технологии и общество. – № 17. – 2014. – С. 650–675.
12. Выготский, Л. С. История развития высших психических функций. Собрание сочинений, том 3/ Л.С. Выготский. – М.: Педагогика, 1983 – 389 c.
13.Гальцева, Р. А. К определению места «новых философов» в новейшей философии/ Р.А. Гальцева // Общество. Культура. Философия: Материалы к XVII Всемирному философскому конгрессу. – М. – 1983. – 676 с.
14.Гидденс, Э. Устроение общества. Очерк теории структурации/ Э. Гидденс. – 2-е изд. – М.: Академический Проект, 2013. – 528 с.
15.Гиддингс, Ф. Основания социологии/ Ф. Гидденс. – Красандар,2015. – 434с.
...