Аннотация 2
Введение 4
ГЛАВА I. Мода как феномен современной культуры
1.1 Сущность моды в контексте культуры 8
1.2 Женская одежда как основной объект в дизайне современной моды 13
1.3. Батик в дизайн одежды 20
Выводы по I главе 24
ГЛАВА II. Мода как вектор экономического и культурного развития общества
2.1 Мода и экономика 26
2.2 Мода и культура 31
Выводы по II главе 36
ГЛАВА III. Разработка художественно-творческой части бакалаврской работы
3.1. Выбор темы бакалаврской работы 38
3.2. Разработка эскизов костюма и этапы выполнения работы 42
Выводы по III главе 44
Заключение 45
Список используемой литературы 46
Приложения 51
С переходом к постиндустриальному, постмодернистскому обществу в конце XX века большой интерес представляет осмысление различного рода мода и «модного поведения» как феномена развития моды в теоретическом и в практическом значении.
Необходимость изучения моды и ее роли связана с специфичностью восприятия моды различными социальными группами, так и с возникновением современных тенденций ее развития.
Однако актуальным для нас представляется факт включения моды в глобальное социальное пространство современного общества в целом мирового и конкретного национального в особенности.
Современные модные тенденции являются, по сути, совокупностью обращенных в прошлое заимствований, которые, будучи идеальными и совершенными, определяют перспективное развитие моды и тех модных тенденций, реализация которых в будущем предполагает достаточно высокий интерес и сохранение традиций. В конкретный период времени различные модные тенденции представляют собой итог гармоничного видоизменения указанных тенденций. Они, естественно, не претендуют на уникальность и не считаются вновь созданными.
Следует отметить, что для современного этапа развития современного общества характерно использования моды в качестве одного из главных элементов социальных, культурных, политических и коммуникативных процессов.
Изучение моды как средства социокультурного значения - достаточно новое направление в исследовании отечественной социологии. Но, этот феномен широко изучался в трудах различных психологов, педагогов, социологов, таких представителей как М.М. Бахтин, Ю.М. Лотман, П.А. Сорокин и др.
Особый интерес представляют работы М.М. Бахтина, Ю. М. Лотмана, с точки зрения которых мода - одно из ярких явлений культуры, основа для ее развития и формирования чувства восприятия, прекрасного, красивого, гармоничного и эстетического отношения.
Так в своем труде П.А. Сорокин «Социальная и культурная динамика: Исследование изменений в больших системах этики, права и общественных отношений» раскрывает понятие культуры, определяя ее значение в процессе общения для общества. Анализируя его высказывания, можно сделать вывод о том, что мода и модные явления считаются не только культурологическим феноменом, но также и социальным институтом развития общества.
Концепция влияния моды на жизнь общества и модного костюма изучали также известные критики.
Ермилова Д.Ю. в своей работе «История домов моды» очень хорошо рассказывает о процессе возникновения стилей, проводит анализ творческой деятельности модельеров, работу известных домов мод.
Визуализация история моды и ее становление также отражены в работе одного из самых известных деятелей моды А.А. Васильева.
Оригинальность его исследовательской деятельности заключается в том, что А.А. Васильев выбирает «золотую середину» между самой модой и её продуктами в различные исторические эпохи.
Конечно, изучение представленной темы невозможно без обращения к трудам западных культурных деятелей.
Огромнейший интерес к моде проявляется в деятельности немецкого ученого-социолога Г. Зиммеля, который первым использовал такое понятие, как дуализм моды. По мнению ученого, во - первых, мода представляет собой подражание какой-то манере поведения, принятого в данном конкретном сообществе, тем самым компенсируя необходимые потребности в социальной опоре, а, во - вторых, мода развивает у человека стремление к выделению из общей массы индивидов.
Французские научные деятели Ж. Бодрийяр и Р. Барт уделяют вопросам моды большую часть своих научных изысканий.
Так, Бодрийяр, например, рассматривает моду в контексте современности, как уникальную закодированную систему, выражением которой и является мода.
В работе Р. Барт, мода и модные процессы, представляют собой своеобразный язык современной культуры, как своего рода особую коммуникацию общества.
Актуальность нашего исследования состоит в том, чтобы проследить влияние изобразительного искусства XX века на становление моды и дизайна современного костюма, как совместной творческой деятельности художника и дизайнера.
Разрабатываемый нами комплект женской одежды обращает внимание на массовость и индивидуальность в становлении института моды и модных тенденций, символизирует моду в целостности с социокультурными процессами, влияния традиций и значение новаторства в отечественной инфраструктуре индустрии модной одежды.
Таким образом, мода выступает как средство формирования чувства и культуры восприятия, способствует упорядочиванию взаимоотношений между людьми, как показатель степени социокультурной интеграции и развития художественного мышления и вкуса, предопределяет перспективы развития экономической инфраструктуры индустрии модной одежды и социокультурных отношений общества в целом.
Объект исследования - искусство моды и модных тенденций в становлении дизайна современного женского костюма.
Предмет исследования - элементы художественной росписи ткани как традиции и новаторство в создании комплекта женского костюма «Летний день».
На основании этого была определена цель бакалаврской работы - создание костюма в технике батик на тему «летний день».
Достижение поставленной нами цели связано с решением следующих задач:
• изучить понятие мода как социально-культурное явление в развитии и становлении института моды и модных тенденций;
• проследить значимые исторические этапы в развитии и становлении моды и модных тенденций;
• изучить процесс влияния культуры и искусства на становление института дизайна современной моды и модной одежды;
• определить стилевые прообразы моды в творческом процессе художника - модельера;
• выявить социальные функции моды, характеризующие ее место и роль в современном обществе;
• изучить художественную роспись ткани - батик как одну из мировых тенденций в развитии современной моды, ее традиций и новаторства;
• разработать эскизы комплекта одежды на тему «Летний день»;
• выполнить в технике батик, комплекта одежды на тему «Летний день».
Теоретическую основу нашего исследования составили научные труды по культурологии, философии, психологии, социологии, касающиеся изучения разных аспектов моды в постоянно меняющемся социокультурном пространстве.
Практическая значимость нашей работы в создании комплекта одежды, выполненного в стиле художественной росписи по ткани - батик.
Бакалаврская работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованной литературы, приложения.
На основании нашего исследования, в ходе которого был проведен комплексный анализ о становлении моды как в историческом, так и в культурном плане, можно сказать, что сущность моды, в внутри культурной и межкультурной коммуникации, социокультурной природе и знаковом характере восприятия и понимания моды.
Мода присутствует в различных сферах жизни человека, его деятельности и культуры, в архитектуре, художественной литературе, науке, поведении.
Мода издавна служила объектом изучения самых различных наук о человеке и культуре и будучи сложным многоаспектным явлением в истории и теории культуры, эстетики, социологии, семиотики, психологии, экономической науки, говорит о ее многоплановости.
Исследуя культурные и социологические особенности различных исторических эпох, говорит о моде как о взаимодополняющей функции культуры данного общества, регулирующей поведение индивида посредство цикличности времени, новаторства, эстетике и моральных ценностей, материальной прибыльности и ее демократичной открытости.
Занимая центральное место в жизни общества и культуры, мода появляется в эстетической, символической, коммуникативной идентифицирующей функции. Мода объединяет разного круга людей, и в тоже время разъединяет, демонстрирует различные социальные неравенства и стандарты, в которых человек это предмет индивидуальности и его неповторимости.
Мода является своеобразным регулятором материальных и духовных ценностей общества. Как культурный фильтр, понятие мода раскрывается как образ жизни человека, определённого стиля жизни, раскрывающая его индивидуальность, как способ самоидентификации потребителя.
Отношение к моде влияет на процесс ее развития.
1. Акопян, К.З. Пределы глобализации (культура в контексте глобализационных процессов) // Пределы глобализации. Материалы постоянно действующего междисциплинарного семинара Клуба ученых «Глобальный мир» /Институт микроэкономики. - М.,2002., № 4 (10). - С. 398-419.
2. Алексеенко, Л.В. Социология моды: классический социологический дискурс о моде // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. 2012. №6. C. 284-288. URL: http:// elibrary.ru/item.asp?id=17898452
3. Бегма, Ю.С. Экономика моды: реальность или игра слов // Вестник РГГУ. Серия «Экономика. Управление. Право». 2011. №10 (72). URL: https://cyberleninka.rU/article/n/ekonomika-mody-realnost-ili-igra-slov-1 (дата обращения: 09.06.2018).
4. Бодрийяр, Ж. Символический обмен и смерть. М.: Добросвет, 2000. - 387 с. Перевод с французск. С.Н. Зенкин. ISBN 5-7913-0047-6
5. Бадцано, И.Ц. Мода XX века: энциклопедия / И.Ц. Балдано. М.: ОЛМА- пресс, 2002. - 399 с.: ил., цв. ил. -Библиогр.: С. 398-399.
6. Барт, Р. Система Моды. Статьи по семиотике культуры. - М., 2003.
7. Башкатова, Д.А. Современный русский дискурс моды: диссертация ... кандидата филологических наук: 10.02.01 / Д.А.Башкатова; [Место защиты: Москва, Slovo, 2005. 480 с.: ил.
8. Breward, Christopher. Cultures, Identities, Histories: Fashioning a Cultural Approach to Dress // The Fashion Business. Theory, Practice, Image. Ed. by N. White and I. Griffiths. Oxford - N.Y., 2000, pp. 23-35, p. 32.
9. Blumer, H.G. Fashion // International Encyclopedia of the Social Sciences. Vol. 5. N.Y.: The Macmillian Company and The Free Press, 1968, pp. 341343; Sapir, E. Fashion (1931) // Sociological Theory. N.Y., 1956; Blumer, Herbert G. Fashion: from class differentiation to collective selection // Sociological Quarterly, 1969, 10 (summer), pp. 275-291.
10. Barthes, R. Systeme de la mode. Paris, 1967; Бодрийар, Ж. Система вещей. М., 2001; Lipovetsky, Gilles. L’empire de l’ephemere. La mode et son destin dans les societes modernes. P.: Galllimard, 1987.
11. Васильев, А.А. Красота в изгнании: творчество русских эмигрантов первой волны: искусство и мода: автореферат дис. ... кандидата философских наук: 09.00.04 / А.А. Васильев; [Место защиты: Моск. гос. ун-т им. М.В. Ломоносова. Филос. фак.]. - Москва, 2009. - 20 с
12. Васильев А.А. Европейская мода. 3 Века. Из коллекции Александра Васильева. - М.: Слово, 2006. - 420 с.
13. Васильев А.А. Судьбы моды. - М: Альпина нон-фикшн, 2010. - 464 с.
14. Галитбарова, М.И. Мода как явление культуры: диссертация ... кандидата культурологии: 24.00.01. - Челябинск, 2004. - 150 с.
15. Гофман, А.Б. Мода и люди. Новая теория моды и модного поведения. 5-е изд. - М.: Книж-ный дом «Университет», 2013. 228 с.
...