Аннотация 2
Введение 5
Глава 1. Теоретический анализ проблемы самоопределения личности подростка 10
1.1 Представление о самоопределении в отечественной и зарубежной литературе 10
1.2 Психологические особенности самоопределения в подростковом возрасте 13
1.3 Влияние боевых искусств на самоопределение подростков 31
Выводы по первой главе 39
Глава 2. Эмпирическое исследование самоопределения подростка и его взаимосвязи с занятиями боевыми искусствами 43
2.1 Организация и методы исследования 43
2.2 Проведение экспериментального исследования 47
2.3 Интерпретация результатов и выводы 63
Выводы по второй главе 67
Заключение 70
Список используемой литературы 74
Актуальность исследования. На фоне социальных изменений в обществе, смещения воспитательных ориентиров самоопределение подростков является одним из изучаемых вопросов в психологии и общеобразовательных учреждениях. Проблема личностного определения - способность подростком найти свое место в обществе и в жизни в целом имеет не только теоретическое, но практическое значение.
Стоит отметить, что в современной возрастной психологии исследуемый возраст является наименее исследуемым. Изменяемость жизни ставит перед подростками новые задачи, требующие нестандартного подхода и творческого решения вопроса. Кроме того, возникает необходимость в выстраивании собственной жизни, в формировании внутренней ценности и адекватной позиции в обществе.
Личностное самоопределение, имеет ценностно-смысловую природу, задаёт вектор направленности на личностную ориентацию и на достижение определенного индивидуального уровня в системе социальных координат. На этой основе формируются профессиональное самоопределение.
Личностные особенности подростка оказывают определённое влияние на его самоопределение, но и само формирование личности формируется, на наш взгляд в ходе профессионального самоопределения.
Личностное самоопределение привлекало внимание многих ученых. В отечественной психологии систематизирован достаточный опыт по этому вопросу. Различные аспекты личностного самоопределения рассматривались в исследованиях К.А. Абульхановой-Славской, Л.И. Божович, Р.М. Гинзбурга, С.Л. Рубинштейна и др.
Подробно на формировании личностного самоопределении остановились Е.А. Климова, Н.С. Пряжникова, П.А. Шавира, Б.А. Федоршина, С.Н. Чистяковой.
Учитывая актуальность вопроса самоопределения в общеобразовательных учреждениях, к способности адаптироваться к современным реалиям социума, необходимо обратить внимание на сохранение: своего мнения, индивидуальности, способности принимать решение и нести ответственность за себя и свою будущую семью.
На наш взгляд, все эти качества формируются в не полной мере на занятиях физической культуры в общеобразовательных школах. Интеграция общего и дополнительного образования, на наш взгляд, позволит учитывать все эти качества и демонстрировать положительный личностный пример для формирующейся личности подростка.
В России различные виды единоборств достаточно востребованы и привлекают внимание подростков, в том числе и благодаря Президенту Российской Федерации В.В. Путину. Именно он личным примером демонстрирует необходимость системной работы личности над физическим и нравственным развитием. Кроме того, результаты профессиональных спортсменов, в том числе на олимпиадах, демонстрируют перспективы развития и становления личности.
Стоит отметить, что сохранение и укрепление здоровья подрастающего поколения в современных демографических условиях является одной из ведущих задач государства Российской Федерации. Физическое и психологическое здоровье детей формирует резерв трудового и интеллектуального потенциала человеческого ресурса на ближайшую и отдалённую перспективу.
Развитие общего образования в современных условиях сопровождается воздействием целого комплекса школьных факторов, такие как возрастание объема изучаемой информации, широкое внедрение компьютерной грамотности и развитие научных исследований. Всё это требует от подростков больших умственных, психо-эмоциональных и физических затрат, что довольно часто приводит к снижению физического и психического здоровья подростков.
Также важнейшими качествами являются способность подростка адаптироваться к современным реалиям социума, сохранив при этом свое мнение, индивидуальность, способность принимать решение и нести ответственность за себя и свою будущую семью.
Систематические занятия восточными видами единоборств формирует у воспитанников стремление к личностному самоопределению, пониманию своего места в социуме и в жизни, формированию нравственного и физического развития.
Существование потребности в системном подходе к формированию самоопределения личности подростков в структуре общего и дополнительного образования является актуальным и значимым вопросом. Необходимость построения системы, направленной на личностное самоопределение подростков продиктовано недостаточной теоретической и практической разработанностью данного вопроса. Несоответствием продиктована тема нашей работы: «Особенности самоопределения подростков, занимающихся боевыми искусствами».
Цель исследования: изучение особенностей самоопределения подростков, занимающихся боевыми искусствами.
Гипотеза исследования состоит в предположении, что занятия восточными единоборствами способствуют самоопределению личности подростков.
Объект исследования: личностное самоопределение в подростковом возрасте.
Предмет исследования: влияние систематических занятий видами боевых искусств на личностное самоопределение подростков.
Задачи исследования:
1. Проанализировать и обобщить сложившиеся в современной психологии подходы к исследованию личностного самоопределения.
2. Раскрыть содержательную сущность самоопределения подростков.
3. Выявить его особенности и показатели, позволяющие выстроить концепцию личностного самоопределения в подростковом возрасте с учетом приобретенного опыта подростками на занятиях боевых искусствами.
4. Провести эмпирическое изучение структуры и уровня развития личностного самоопределения у двух экспериментальных групп подростков (где первая группа, в которой обучающиеся не посещают спортивные секции, а вторая - воспитанники, посещающие секции восточных видов боевых искусств).
Методы исследования:
1. Теоретический анализ научной литературы.
2. Эмпирический анализ: тестирование (Методика «Самооценка и уровень притязаний» Дембо-Рубинштейн в модификации А. М. Прихожан; Методика «Ценностные ориентации» М. Рокич; Методика «Мотивация к успеху» Т. Элерс; Методика «Изучение статусов профессиональной идентичности» А.А. Азбель, А.Г. Грецов).
3. Статистические методы.
Обработка полученного эмпирического материала производилась с помощью t-критерия Стьюдента и U-критерия Манна-Уитни.
Экспериментальную базу исследования составили учреждения МАУ «Школа № 58» и учреждение дополнительного образования г. Тольятти СДЮСШОР « Союз». Всего в исследовании приняли участие 30 подростков.
Новизна исследования заключается в следующем:
• изучены возможности восточных видов боевых искусств по самоопределению подростков; опытно-экспериментальным путем проверены психологические и педагогические условия, положительно влияющие на становление личных качеств воспитанников;
• изучена модель формирования по личностному самоопределению подростков посредством системных занятий восточными видами боевых искусств.
Теоретическая значимость бакалаврской работы раскрывает содержание самоопределения личности подростков через занятия восточными видами боевых искусств, с учётом изучения комплекса психологических условий, позволяющих раскрыть весь потенциал подростка.
Практическая значимость состоит в экспериментальном подтверждении необходимости дополнения общеобразовательных программ по физической культуре программами учреждений дополнительного образования.
Структура работы отражает логику, содержание и результат работы. Исследование состоит из введения, двух глав, заключения, списка используемой литературы.
Во введении раскрыта актуальность темы, определены цель, объект, предмет и задачи исследования, используемые методы и приемы.
В первой главе рассмотрено состояние изучаемой проблемы, проведён анализ фактов, влияющих на самоопределение подростков, занимающихся восточными видами боевых искусств в учреждении дополнительного образования, проведён констатирующий эксперимент.
В заключении обобщены результаты работы, сформулированы выводы.
Основным предположением нашего исследования стало предположение о влиянии на самоопределение подростков занятий боевыми искусствами.
Система ценностей и поиск смысла в жизни и определения места в социуме лежит в основе личностного самоопределения. Именно ценностные ориентации личности являются одним из показателей взаимосвязи с занятиями подростков боевыми искусствами.
Теоретический анализ литературы позволил выяснить, что данной проблемой занимались отечественные психологи: К.А. Абульханова- Славская, Л.И. Божович, Р.М. Гинзбург, С.Л. Рубинштейн, Е.А. Климова, Н.С. Пряжникова, П.А. Шавира, Б.А. Федоршина, С.Н. Чистякова. Ключевое место личностному ориентированию человека отводят в своих исследованиях В.Ф. Сафин и Г.П. Никонов, Л.И.Божович, учетом определения места человека по отношению к групповым, коллективным и общественным ценностям.
Кроме того, в англоязычной литературе к понятию личностного определения и личностной идентичности отводится особое место (Personal Identity). Самоопределение зарубежные исследователи понимают как устремление в будущее, определяя его как «жизненная перспектива», «жизненный план», «жизненная программа».
Отечественные и зарубежные авторы: М.А. Арутюнян, Б.В. Зейгарник, Б. С. Братюсь, Н.Я. Иванова, В.Н. Попов, Э.В. Соколов, Т.П. Фокина, Н.З. Чавчавадзе, М.М. Шибаева, K. Dobrowski, M.Gogacz, A. Klosowska, H. Rostek, A. Toffler указывают на механизмы взаимодействия личности и общества, и на связь ценностей с жизненными смыслами. Из их работ следует, что личностное самоопределение подразумевает формирование активной жизненной позиции относительно социокультурных ценностей. Таким образом, личностное самоопределение несёт в себе ценностно-смысловую нагрузку.
Занятие боевыми искусствами направлено на формирование чувства коллективизма и причастности к определенной группе людей, командный соревновательный дух стимулирует проявление волевых качеств по отношению к индивидуальному.
Изучение роли тренировок демонстрирует, что у воспитанников совершенствуются цели и мотивы самовоспитания, развивается нравственная и эмоциональная сфера, способность адекватной оценки своих и чужих действий и поступков. Психические качества, формирующиеся у подростков, определяют повышение эффективного самовоспитания. Воля и активность помогает изучению учебно-тренировочного процесса и усвоению школьных дисциплин.
Проанализировав научную литературу, мы пришли к выводу, что самоопределение личности - это динамичный и многоплановый процесс вхождения в социум, формирующий целенаправленную активную позицию.
Отечественные и зарубежные исследователи отмечают важность: духовной и волевой направленности. Личностное самоопределение проявляет активность в подростковом возрасте и продолжается на протяжении всей жизни человека. Именно поэтому подростковый возраст во многом становится смыслообразующим для всей социальной жизни - речь идёт о термине «самоопределение». Личностное самоопределение у подростка формируется с учётом индивидуальных особенностей, формирования самосознания, самооценки. Возникает понимание себя и окружающих.
Для подростка важно стремление к самоактуализации и повышению уровня активности, где главным становится вопрос: «Кто я?» Положительно заряженный потенциал занятиями восточными единоборствами реализует возможность формирования морально-волевых качеств подростков и гармоничного развития личности, оказывает оздоровительное воздействие на человека, как на физическом, так и на духовном уровне. Можно утверждать, что физические упражнения оказывают положительное влияние на физиологический и психологический аспект личности подростка.
Анализ эмпирического исследования позволяет сказать, что подростки, занимающиеся боевыми искусствами, демонстрируют уровень самооценки выше, чем подростки, не посещающие спортивные секции, но семейные ценности одинаково важны для обеих групп.
Наше предположение о высокой профессиональной направленности учащихся, занимающихся боевыми искусствами, не подтвердилась.
Внутренняя мотивация подростков, занимающихся боевыми искусствами значительно выше, чем у группы не занимающихся в спортивных секциях - мотивация к успеху во многом влияет на успех в профессиональном и личном развитии. Мотивированность подростков во многом помогает достичь высоких и значимых результатов.
Таким образом, выдвинутая гипотеза о том, что занятия восточными боевыми искусствами положительно влияют на самоопределение подростков, частично подтверждена по следующим критериям:
1. Уровень самооценки подростков, занимающихся боевыми искусствами, выше по сравнению со второй группой, также отмечены положительные результаты спортивной группы в части способности к целеполаганию и планированию.
2. Результаты оценки мотивации к успеху имеют статистически значимое значение. Как следствие, внутренняя мотивация подростков, занимающихся боевыми искусствами значительно выше, чем у группы не занимающихся в спортивных секциях.
Оценка ценностных ориентаций показала в обеих группах преобладание семейных ценностей жизни. Профессиональная деятельность в обеих группах занимает третье место. Таким образом, наше предположение о высокой профессиональной направленности учащихся, занимающихся боевыми искусствами, не подтвердилась.
Тем не менее, систематические занятия восточными видами единоборств формируют у воспитанников стремление к личностному самоопределению, пониманию своего места в социуме и в жизни, формированию нравственного и физического развития.
Практическая значимость состоит в экспериментальном подтверждении необходимости дополнения общеобразовательных программ по физической культуре программами учреждений дополнительного образования.
1. Абульханова-Славская, К. А. Стратегии жизни [Текст] / К. А. Абульханова-Славская. - М.: Мысль, 1991. - 299 с.
2. Акатов, Л.И. Ведущие факторы и условия позитивного личностного самоопределения современных старшеклассников [Текст] / Л.И. Акатов, А.Н. Бондарева, Н.М. Россинская // Ученые записки Курского государственного университета. - 2014. - № 2 (30). - С. 182-190.
3. Акатов, Л.И. Социальное самоопределение старшеклассников: ретроспективный подход [Текст] / Л.И. Акатов. - Курск: КГУ, 2009. - 264 с.
4. Башкова, С. А. Особенности образа будущего у старшеклассников больших и малых городов: дисс. канд. психол. наук: 19.00.05 [Текст] / С. А. Башкова. - М., 1999. - 152 с.
5. Байтингер, О. Е. Психологические детерминанты переживания будущего как проблемы в юношеском возрасте: Дис ... канд. психол. наук [Текст] / О. Е. Байтингер. - СПб., 2006. - 117с. - С. 93
6. Беседина, И., Федотова, Н. Технология профориентационной работы в профессионально-технических учебных заведениях [Текст] / И.Беседина. - Саратов, 2004. - 372с.
7. Битянова, Н.Р. Психология личностного роста [Текст]/ Н.Р. Битянова. - М., 1995.
8. Буякас, Т.М. Проблема и психотехника самоопределения личности [Текст] / Т.М. Буякас // Вопросы психологии. - 2002. - № 2. - С. 28-40.
9. Винтин, И. А. Особенности социального самоопределения старшеклассников [Текст] / И. А. Винтин // Социс. 2004. - № 2. - С.98-103.
10. Воспитание личности подростка в волевой деятельности: Метод. рекомендации [Текст] / Ом.гос. пед. инт им. Горького. - Омск: ОГПИ, 2001.
11. Вдовина, С.А. Психолого-педагогическое содействие в профессионально-личностном самоопределении старшеклассников [Текст] / С.А. Вдовина, Е.А. Вдовина // Концепт. - 2014. - № 6. - С. 679-681.
12. Гинзбург, М.Р. Связь мотивов учения со школьной успеваемостью [Текст] / М.Р. Гинзбург // Возрастная психология в практике работы школы. - М., 1985.
13. Гинзбург, М.Р. Жизненные планы как проявление личностного самоопределения школьников [Текст]/ М.Р. Гинзбург// Психологические условия формирования социальной ответственности школьников. - М.: Изд-во АПН СССР, 1987.
14. Гинзбург, М.Р. Некоторые возможности и методы формирования учителем мотивационной сферы подростков [Текст] / М.Р. Гинзбург// Изучение особенностей психического развития и воспитания учащихся. - М., 1987.
15. Гинзбург, М. Р. Личностное самоопределение как психологическая проблема [Текст] / М.Р. Гигзбург // Вопросы психологии. - №2. - 1982.
...