Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Развитие патриотических чувств у младших школьников на уроках внеклассного чтения

Работа №115584

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

психология

Объем работы57
Год сдачи2020
Стоимость4355 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
149
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 4
ГЛАВА 1. Теоретические основы развития патриотических чувств у младших школьников на уроках внеклассного чтения 7
1.1 Понятие «патриотические чувства» в психолого-педагогической
литературе 7
1.2 Условия развития патриотических чувств у младших школьников 15
ГЛАВА 2. Опытно - экспериментальная работа по развитию патриотических чувств у младших школьников на уроках внеклассного чтения 22
2.1 Диагностика уровня развития патриотических чувств у младших
школьников 22
2.2 Разработка и реализация комплекса занятий, направленного на развитие
патриотических чувств младших школьников 31
2.3 Анализ результатов развития патриотических чувств у младших
школьников 38
Заключение 44
Список используемой литературы 46
Приложение А Результаты констатирующего этапа экспериментальной группы 50
Приложение Б Результаты констатирующего этапа контрольной группы 51
Приложение В Результаты контрольного этапа экспериментальной группы 52 Приложение Г Результаты контрольного этапа контрольной группы 53
Приложение Д Тематическое планирование комплекса уроков внеклассного чтения, направленного на воспитание патриотических чувств 54
Приложение Е Урок спектакль - по мотивам повести «Тимур и его команда»


Патриотическое воспитание подрастающего поколения является одной из главных задач современной школы. Это подтверждается программой «Патриотическое воспитание граждан РФ, принятая на 2016 - 2020 годы», также об этом свидетельствуют программа «Развития воспитательной компоненты в общеобразовательных учреждениях», «Стратегия развития воспитания в РФ в период до 2025 года», «Концепция духовно - нравственного развития и воспитания личности гражданина России».
Проблема патриотического воспитания была и остаётся актуальной. Во все времена многие педагоги, психологи и учёные изучали данную проблему, искали пути её решения.
Данная проблема поднималась в работах таких философов как И.А. Ильина, Г.В. Плеханова, Л.П. Корсавина, Н.А. Бердяева; психологов: С.Л. Рубинштейна, И.Б. Котова, И.А. Сикорского; педагогов: Н.К. Крупской, В.А. Сухомлинского, А.С. Макаренко, Л.Р. Болотина; писателей: В.В. Маяковского, М.А. Шолохова, В.Г. Белинского, Н.А. Островского, Н.А. Добролюбова, Н.Г. Чернешевского. Проблема становления различных аспектов патриотической и гражданской позиции обсуждается в исследованиях Л.Н Боголюбова, Н.М. Воскресенской, Б.Ф. Горелика, А.Ю. Лазебниковой, В.И Купцова, И.Л. Судаковой, Я.В. Соколова, Г.Н. Филонова, Л.Л. Хоружей и др.
Необходимо начинать воспитывать патриота уже с начальной школы. Младший школьный возраст - это самый сенситивный период для развития интеллектуальных, нравственных и эстетических чувств.
Развитие патриотических чувств у младших школьников - это одно из важнейших направлений в работе учителя начальных классов. В.А. Сухомлинский писал: «Как у маленького дерева, еле поднявшегося над землей, заботливый садовник укрепляет корень, от мощности которого зависит жизнь растения на протяжении нескольких десятилетий, так учитель должен заботиться о воспитании у своих детей чувства безграничной любви к Родине»[40]. Как воспитывать это чувство в современных детях - это актуальный вопрос данного времени.
Большим потенциалом для воспитания патриотических чувств обладает литературное чтение. Именно чтение знакомит младших школьников с нравственно - эстетическими ценностями культуры своего народа и в целом всего общества. Художественные произведения поднимают вопросы нравственного выбора, патриотической памяти, долга и личной ответственности за судьбу Отечества, всё это, как нельзя лучше пробуждает у маленького читателя восхищение и гордость за свою Родину.
Всё вышеизложенное обуславливает актуальность выбранной темы выпускной квалификационной работы: «Развитие патриотических чувств у младших школьников на уроках внеклассного чтения».
Цель исследования - разработать и реализовать комплекс уроков по внеклассному чтению, направленный на развитие патриотических чувств у младших школьников.
Объект исследования - процесс развития патриотических чувств на уроках внеклассного чтения.
Предмет исследования - педагогические условия развития патриотических чувств у младших школьников на уроках внеклассного чтения.
Гипотеза исследования - развитие патриотических чувств младших школьников посредством уроков внеклассного чтения будет эффективно, если:
1) будет отобрана информация патриотического содержания, которая будет доступна детям младшего школьного возраста;
2) будут использованы разнообразные наглядные пособия, для побуждения интереса учащихся, привлечения внимания к теме патриотизма.
3) включать в разработку и проведение уроков творческую деятельность учащихся, патриотической направленности.
Для решения поставленной цели исследования и выдвинутой гипотезы были сформулированы следующие задачи:
1. На основе психолого-педагогической литературы раскрыть понятие «патриотические чувства» и определить условия развития патриотических чувств у младших школьников;
2. Выявить уровень развития патриотических чувств у младших школьников;
3. Разработать и реализовать комплекс уроков по внеклассному чтению, эффективно влияющий на развитие патриотических чувств у младших школьников;
^Проанализировать полученные результаты и доказать эффективность разработанного комплекса.
Для решения поставленных задач и проверки исходных предположений нами применялись различные методы исследования:
- теоретические: анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования;
- эмпирические: педагогический эксперимент (констатирующий, формирующий, контрольный).
Практическая значимость: разработанный нами комплекс уроков может быть использован учителем начальной школы в процессе развития патриотического сознания младших школьников.
База исследования: ГБОУ СОШ с.Тимофеевка


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Проанализировав психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования мы конкретизировали определение патриотических чувств, выделили его компоненты, критерии и показатели.
В основу нашего исследования легло определение данное С. Н. Смирновым, он писал: «патриотические чувства - это эмоционально окрашенное отношение к своему Отечеству, которое имеет практическую направленность и выступает в качестве внутреннего побудителя активности, относится также к высшим духовным ценностям человека».
Патриотические чувства представляют собой совокупность следующих компонентов: когнитивного, эмоционально-чувственного и деятельностного. В качестве критериев сформированности патриотических чувств выступают эти три компонента. Показателем сформированности когнитивного критерия является наличие патриотических знаний, показателем эмоционально-чувственного критерия - наличие ценностей и сформированность мотивов патриотической деятельности, показателем деятельностного критерия - активность и конкретные действия личности, характеризующиеся патриотической направленностью.
Младший школьный возраст является самым подходящим периодом в жизни ребёнка, для воспитания патриотических чувств, потому что дети в этом возрасте , как известно, отзывчивы, любознательны и открыты для новых начинаний. Они действительно готовы помочь. Именно в этом возрасте закладывается основа духовно-нравственных чувств и эмоций.
Также необходимо помнить, что школьник воспринимает окружающую его действительность эмоционально, поэтому чувство уважения и гордости к своей стране у него проявляется в восхищении ею. Именно восхищение могуществом и величием своей страны необходимо вызывать у школьников в процессе развития патриотических чувств.
Мы доказали, что организация патриотического воспитания в школе на сегодняшний день - сложный управленческий и технологический процесс. При этом все содержательные компоненты этого процесса взаимосвязаны между собой, что даёт возможность целенаправленно, комплексно строить его.
Уроки внеклассного чтения - это уникальная площадка для реализации гражданско-патриотического воспитания. Работа на уроках внеклассного чтения над различными видами устной и письменной работы отлично сочетается с задачами патриотического воспитания. Художественная литература как нельзя лучше пробуждает у учащихся восхищение и гордость за свою Родину.
Результаты педагогического эксперимента показали, что разработанный нами комплекс уроков по внеклассному чтению, направленный на развитие патриотических чувств у младших школьников, показал свою эффективность, и он может быть рекомендован для использования в системе начального общего образования.
Таким образом, мы полностью подтвердили актуальность выбранной темы исследования и правильность выдвинутой нами гипотезы.



1. Афанасьева К. С., Баранова О.И. Средства формирования патриотизма младших школьников в региональном аспекте // Современные наукоемкие технологии, 2015. № 12-3. 467-470 с.
2. Бардовская Н. В. Психология и педагогика: Учебник для вузов. Стандарт третьего поколения. Розум. СПб.: Питер, 2019. 627 c
3. Безрукова В. С. Педагогика - Рн/Д: Феникс, 2016. 383 c.
4. Бондаренко Т. М. Развивающие игры в ДОУ / Т.М. Бондаренко. Воронеж: Учитель, 2013. 190 с.
5. Быков А. К. Проблемы патриотического воспитания // Педагогика,
2015. № 2. 37-42 с.
6. Власенко С. И. Воспитание патриотизма и гражданственности на уроках литературы: из опыта работы [Электронный ресурс]. URL: https://infourok.ru/obobschenie opyta vospitanie patriotizma i grazhdanstvennost i na urokah literatury-114307.htm
7. Выготский Л. С. Собрание сочинений в 6 т.: Т. 4: Детская
психология. 1984. 385 с.
8. Гаврилушкин С. А., Кудинова И. Б. Кластерная модель
патриотичности студентов. Вестник РУДН. 2015. №4. 27-34 с.
9. Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации» на 2016-2020 годы [Электронный ресурс]. URL: http://government.ru/docs/21341
10. Губанов Н. И. Советский патриотизм. М. : Госполитиздат, 1960. 201 с.
11. Даль В. И., Толковый словарь русского языка - М. : Эксмо, 2015. - 896 с.
12. Замологина Н. Г. Патриотическое воспитание младших школьников
на уроках русского языка и литературного чтения при реализации ФГОС НОО. Интернет-источник. [Электронный ресурс]. URL: http://www.prodlenka.org/metodicheskie-
razrabotki/nachalnajashkola/doklady/135724-patrioticheskoe-vospitanie-mladshih-shkolniko.html
13. Иванова Е. К., Чемерилова И. А. Система патриотического воспитания и развития гражданственности: исторический аспект // Закономерности и тенденции развития науки в современном обществе: сборник статей Межд. Науч-практ. конф. (5 декабря 2015 г.Уфа). в 5 ч. Ч 4. Уфа: АЭТЕРНА, 2015. 107 с.
14. Ильин Т. А. Путь к очевидности. М. : 1993. 390 с.
15. Ильин Е. П. Эмоции и чувства: 2-е издание. М. : Питер, 2016. 784 с.
16. Кемеров В. Е. Современный философский словарь / В.Е. Кемеров, Т.Х. Кемеров. М., Академический проспект, 2015. 823 с.
17. Коджаспирова Г. М., Коджаспиров А.Ю. Педагогический словарь: Для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений.- М. : Академия, 2001. - С. 80, 160.
18. Креславская Т. А. Формирование основ гражданской идентичности с помощью метода проектов. Начальная школа. 2015. №3. 41-43 с.
19. Краткий словарь по философии / Под общ. ред. И. В. Блауберга, И. К. Пантина 4-е изд. М. : Политиздат, 1982. 431 с.
20. Кудинов С. И. Психологический анализ проявления патриотичности личности студентов. Вестник РУДН. Серия: «Психология и педагогика». 2015, №1. 5-14 с.
21. Кулагина И. Ю. Возрастная психология: Учебное пособие - М. : Изд-во РАО, 2015. 176 с.
22. Ленин В. И. Ценные признания Питирима Сорокина. — Полн. собр. соч., Т.37, 1918. 188-197 с.
23. Лихачев Д. С. Письма о добром и прекрасном. М. : Альпина Паблишер, 2017. 207 с.
24. Лопатина А. А., Скребцова М. В. Воспитание нравственных качеств у детей. М. : Просвещение, 2007. 112 с.
25. Лукьяненко И. В. Воспитание чувства патриотизма на уроках русского языка и литературы [Электронный ресурс]. URL: http://festival.1september.ru/articles/512214
26. Львов М. Р., Горецкий В. Г., Сосновская О. В. Методика преподавания русского языка в начальных классах. М. : Академия, 2007. 464 с.
27. Макладов А. Г. Общая психология: учебник для вузов. СПб : Питер,
2016. 583 с.
28. Манина Л. И. Диагностика патриотического воспитания младших
школьников: проблема разработки критериев. Вестник Тамбовского
университета. 2008. №7. 285-288 с.
29. Матушкин С. Е. Принцип народности в воспитании гражданственности. Вестн. Челяб. ун-та. Сер. 5, Педагогика. Психология, 1999. № 1 (2). 5-10 с.
30. Пасько, Т. Б. Нравственное воспитание как основа становления личности // Образование и воспитание, 2017. №2. 46-49 с.
31. Психологический словарь / Под ред. Ф. Н. Добрынина С. Е. Советова. Магадан, 1965. 291 с.
32. Рогачев П. М., Свердлин М. А. Патриотизм и общественный прогресс. М. : Политиздат, 1974. 280 с.
33. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии: учебное пособие. Санкт-Петербург: Питер, 2015. 705 с.
34. Ручкин Б.А. Российское общество: патриотизм XXI века. Философия и современность. 2015. №1. 52-70 с.
35. Сагирова А.В. Патриотическое воспитание на уроках литературы
[Электронный ресурс]. URL:
http://nsportal.ru/shkola/literatura/library/2011/12/18/patrioticheskoevospitanie-uchashchikhsya-na-urokakh-literatury
36. Саттарова Р. И. Патриотическое воспитание на уроках литературы и
русского языка [Электронный ресурс]. URL: http://u4eba.net/sbomikidei/patrioticheskoe-vospitanie-naurokah-literaturyi-i-russkogo-yazyika.html
37. Словарь современного русского литературного языка: В 20 т. - Т.9 /АН СССР, Ин-т рус.яз 2-е изд. М. : Рус. яз., 1991. 296 с.
38. Смирнов С. Н. Педагогические условия использования символики в воспитании патриотических чувств учащихся кадетского корпуса: диссертация на соискание ученой степени кандидата педагогических наук: защищена 22.06.2002: утв. 18.09.2002. Кострома: Издательство Костромского государственного университета им. Н. А. Некрасова, 2002. 163 с.
39. Стрельцов Е. В., Алешкино М. Г. Гражданско-патриотические воспитаннике младших школьников на уроках литературного чтению // Научный форум: педагогике и психология: сб. ст. по материалом II 55 междунар. науч.-практик. коне. № 2(2). М. : изд. «МНО», 2016. 51- 54 с.
40. Сухомлинский В. А. Сердце отдаю детям. - Издательство: Концептуал, 2018 г. 288 с.
41. Томилина, С. Н. Современный патриотизм: сущность и проблемы. Научный журнал КубГАУ, 2015. №110 (06). 1-11 с.
42. Тронь К. М. Фольклор как средство патриотического воспитания старших дошкольников. Вестник науки и образования. 2015. №3 (5). 21 -24 с.
43. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования 2015. № 1. 4-21 с.
44. Шилова В. С. Патриотическое воспитание студентов: сущность,
цели и задачи // Научный результат. Серия «Педагогика и психология образования». 2015. №1 (3). [Электронный ресурс]. URL:
http://puma/article/n/patrioticheskoe-vospitanie-studentov-suschnost-tseli-i-zadachi
45. Штерн А. С. Введение в психологию: учеб. пособие / под ред. Л. В. Сахарного Т. И., Ерофеевой Е. В., Глазоновой. М. : ФЛИНТА, 2018. 311 с.
46. Щуркова Н. Е. Научить быть человеком (О специфике нравственного воспитания). М. : Знание, 1979. 96 с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ