Развитие патриотических чувств у младших школьников на уроках внеклассного чтения
|
Введение 4
ГЛАВА 1. Теоретические основы развития патриотических чувств у младших школьников на уроках внеклассного чтения 7
1.1 Понятие «патриотические чувства» в психолого-педагогической
литературе 7
1.2 Условия развития патриотических чувств у младших школьников 15
ГЛАВА 2. Опытно - экспериментальная работа по развитию патриотических чувств у младших школьников на уроках внеклассного чтения 22
2.1 Диагностика уровня развития патриотических чувств у младших
школьников 22
2.2 Разработка и реализация комплекса занятий, направленного на развитие
патриотических чувств младших школьников 31
2.3 Анализ результатов развития патриотических чувств у младших
школьников 38
Заключение 44
Список используемой литературы 46
Приложение А Результаты констатирующего этапа экспериментальной группы 50
Приложение Б Результаты констатирующего этапа контрольной группы 51
Приложение В Результаты контрольного этапа экспериментальной группы 52 Приложение Г Результаты контрольного этапа контрольной группы 53
Приложение Д Тематическое планирование комплекса уроков внеклассного чтения, направленного на воспитание патриотических чувств 54
Приложение Е Урок спектакль - по мотивам повести «Тимур и его команда»
ГЛАВА 1. Теоретические основы развития патриотических чувств у младших школьников на уроках внеклассного чтения 7
1.1 Понятие «патриотические чувства» в психолого-педагогической
литературе 7
1.2 Условия развития патриотических чувств у младших школьников 15
ГЛАВА 2. Опытно - экспериментальная работа по развитию патриотических чувств у младших школьников на уроках внеклассного чтения 22
2.1 Диагностика уровня развития патриотических чувств у младших
школьников 22
2.2 Разработка и реализация комплекса занятий, направленного на развитие
патриотических чувств младших школьников 31
2.3 Анализ результатов развития патриотических чувств у младших
школьников 38
Заключение 44
Список используемой литературы 46
Приложение А Результаты констатирующего этапа экспериментальной группы 50
Приложение Б Результаты констатирующего этапа контрольной группы 51
Приложение В Результаты контрольного этапа экспериментальной группы 52 Приложение Г Результаты контрольного этапа контрольной группы 53
Приложение Д Тематическое планирование комплекса уроков внеклассного чтения, направленного на воспитание патриотических чувств 54
Приложение Е Урок спектакль - по мотивам повести «Тимур и его команда»
Патриотическое воспитание подрастающего поколения является одной из главных задач современной школы. Это подтверждается программой «Патриотическое воспитание граждан РФ, принятая на 2016 - 2020 годы», также об этом свидетельствуют программа «Развития воспитательной компоненты в общеобразовательных учреждениях», «Стратегия развития воспитания в РФ в период до 2025 года», «Концепция духовно - нравственного развития и воспитания личности гражданина России».
Проблема патриотического воспитания была и остаётся актуальной. Во все времена многие педагоги, психологи и учёные изучали данную проблему, искали пути её решения.
Данная проблема поднималась в работах таких философов как И.А. Ильина, Г.В. Плеханова, Л.П. Корсавина, Н.А. Бердяева; психологов: С.Л. Рубинштейна, И.Б. Котова, И.А. Сикорского; педагогов: Н.К. Крупской, В.А. Сухомлинского, А.С. Макаренко, Л.Р. Болотина; писателей: В.В. Маяковского, М.А. Шолохова, В.Г. Белинского, Н.А. Островского, Н.А. Добролюбова, Н.Г. Чернешевского. Проблема становления различных аспектов патриотической и гражданской позиции обсуждается в исследованиях Л.Н Боголюбова, Н.М. Воскресенской, Б.Ф. Горелика, А.Ю. Лазебниковой, В.И Купцова, И.Л. Судаковой, Я.В. Соколова, Г.Н. Филонова, Л.Л. Хоружей и др.
Необходимо начинать воспитывать патриота уже с начальной школы. Младший школьный возраст - это самый сенситивный период для развития интеллектуальных, нравственных и эстетических чувств.
Развитие патриотических чувств у младших школьников - это одно из важнейших направлений в работе учителя начальных классов. В.А. Сухомлинский писал: «Как у маленького дерева, еле поднявшегося над землей, заботливый садовник укрепляет корень, от мощности которого зависит жизнь растения на протяжении нескольких десятилетий, так учитель должен заботиться о воспитании у своих детей чувства безграничной любви к Родине»[40]. Как воспитывать это чувство в современных детях - это актуальный вопрос данного времени.
Большим потенциалом для воспитания патриотических чувств обладает литературное чтение. Именно чтение знакомит младших школьников с нравственно - эстетическими ценностями культуры своего народа и в целом всего общества. Художественные произведения поднимают вопросы нравственного выбора, патриотической памяти, долга и личной ответственности за судьбу Отечества, всё это, как нельзя лучше пробуждает у маленького читателя восхищение и гордость за свою Родину.
Всё вышеизложенное обуславливает актуальность выбранной темы выпускной квалификационной работы: «Развитие патриотических чувств у младших школьников на уроках внеклассного чтения».
Цель исследования - разработать и реализовать комплекс уроков по внеклассному чтению, направленный на развитие патриотических чувств у младших школьников.
Объект исследования - процесс развития патриотических чувств на уроках внеклассного чтения.
Предмет исследования - педагогические условия развития патриотических чувств у младших школьников на уроках внеклассного чтения.
Гипотеза исследования - развитие патриотических чувств младших школьников посредством уроков внеклассного чтения будет эффективно, если:
1) будет отобрана информация патриотического содержания, которая будет доступна детям младшего школьного возраста;
2) будут использованы разнообразные наглядные пособия, для побуждения интереса учащихся, привлечения внимания к теме патриотизма.
3) включать в разработку и проведение уроков творческую деятельность учащихся, патриотической направленности.
Для решения поставленной цели исследования и выдвинутой гипотезы были сформулированы следующие задачи:
1. На основе психолого-педагогической литературы раскрыть понятие «патриотические чувства» и определить условия развития патриотических чувств у младших школьников;
2. Выявить уровень развития патриотических чувств у младших школьников;
3. Разработать и реализовать комплекс уроков по внеклассному чтению, эффективно влияющий на развитие патриотических чувств у младших школьников;
^Проанализировать полученные результаты и доказать эффективность разработанного комплекса.
Для решения поставленных задач и проверки исходных предположений нами применялись различные методы исследования:
- теоретические: анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования;
- эмпирические: педагогический эксперимент (констатирующий, формирующий, контрольный).
Практическая значимость: разработанный нами комплекс уроков может быть использован учителем начальной школы в процессе развития патриотического сознания младших школьников.
База исследования: ГБОУ СОШ с.Тимофеевка
Проблема патриотического воспитания была и остаётся актуальной. Во все времена многие педагоги, психологи и учёные изучали данную проблему, искали пути её решения.
Данная проблема поднималась в работах таких философов как И.А. Ильина, Г.В. Плеханова, Л.П. Корсавина, Н.А. Бердяева; психологов: С.Л. Рубинштейна, И.Б. Котова, И.А. Сикорского; педагогов: Н.К. Крупской, В.А. Сухомлинского, А.С. Макаренко, Л.Р. Болотина; писателей: В.В. Маяковского, М.А. Шолохова, В.Г. Белинского, Н.А. Островского, Н.А. Добролюбова, Н.Г. Чернешевского. Проблема становления различных аспектов патриотической и гражданской позиции обсуждается в исследованиях Л.Н Боголюбова, Н.М. Воскресенской, Б.Ф. Горелика, А.Ю. Лазебниковой, В.И Купцова, И.Л. Судаковой, Я.В. Соколова, Г.Н. Филонова, Л.Л. Хоружей и др.
Необходимо начинать воспитывать патриота уже с начальной школы. Младший школьный возраст - это самый сенситивный период для развития интеллектуальных, нравственных и эстетических чувств.
Развитие патриотических чувств у младших школьников - это одно из важнейших направлений в работе учителя начальных классов. В.А. Сухомлинский писал: «Как у маленького дерева, еле поднявшегося над землей, заботливый садовник укрепляет корень, от мощности которого зависит жизнь растения на протяжении нескольких десятилетий, так учитель должен заботиться о воспитании у своих детей чувства безграничной любви к Родине»[40]. Как воспитывать это чувство в современных детях - это актуальный вопрос данного времени.
Большим потенциалом для воспитания патриотических чувств обладает литературное чтение. Именно чтение знакомит младших школьников с нравственно - эстетическими ценностями культуры своего народа и в целом всего общества. Художественные произведения поднимают вопросы нравственного выбора, патриотической памяти, долга и личной ответственности за судьбу Отечества, всё это, как нельзя лучше пробуждает у маленького читателя восхищение и гордость за свою Родину.
Всё вышеизложенное обуславливает актуальность выбранной темы выпускной квалификационной работы: «Развитие патриотических чувств у младших школьников на уроках внеклассного чтения».
Цель исследования - разработать и реализовать комплекс уроков по внеклассному чтению, направленный на развитие патриотических чувств у младших школьников.
Объект исследования - процесс развития патриотических чувств на уроках внеклассного чтения.
Предмет исследования - педагогические условия развития патриотических чувств у младших школьников на уроках внеклассного чтения.
Гипотеза исследования - развитие патриотических чувств младших школьников посредством уроков внеклассного чтения будет эффективно, если:
1) будет отобрана информация патриотического содержания, которая будет доступна детям младшего школьного возраста;
2) будут использованы разнообразные наглядные пособия, для побуждения интереса учащихся, привлечения внимания к теме патриотизма.
3) включать в разработку и проведение уроков творческую деятельность учащихся, патриотической направленности.
Для решения поставленной цели исследования и выдвинутой гипотезы были сформулированы следующие задачи:
1. На основе психолого-педагогической литературы раскрыть понятие «патриотические чувства» и определить условия развития патриотических чувств у младших школьников;
2. Выявить уровень развития патриотических чувств у младших школьников;
3. Разработать и реализовать комплекс уроков по внеклассному чтению, эффективно влияющий на развитие патриотических чувств у младших школьников;
^Проанализировать полученные результаты и доказать эффективность разработанного комплекса.
Для решения поставленных задач и проверки исходных предположений нами применялись различные методы исследования:
- теоретические: анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования;
- эмпирические: педагогический эксперимент (констатирующий, формирующий, контрольный).
Практическая значимость: разработанный нами комплекс уроков может быть использован учителем начальной школы в процессе развития патриотического сознания младших школьников.
База исследования: ГБОУ СОШ с.Тимофеевка
Проанализировав психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования мы конкретизировали определение патриотических чувств, выделили его компоненты, критерии и показатели.
В основу нашего исследования легло определение данное С. Н. Смирновым, он писал: «патриотические чувства - это эмоционально окрашенное отношение к своему Отечеству, которое имеет практическую направленность и выступает в качестве внутреннего побудителя активности, относится также к высшим духовным ценностям человека».
Патриотические чувства представляют собой совокупность следующих компонентов: когнитивного, эмоционально-чувственного и деятельностного. В качестве критериев сформированности патриотических чувств выступают эти три компонента. Показателем сформированности когнитивного критерия является наличие патриотических знаний, показателем эмоционально-чувственного критерия - наличие ценностей и сформированность мотивов патриотической деятельности, показателем деятельностного критерия - активность и конкретные действия личности, характеризующиеся патриотической направленностью.
Младший школьный возраст является самым подходящим периодом в жизни ребёнка, для воспитания патриотических чувств, потому что дети в этом возрасте , как известно, отзывчивы, любознательны и открыты для новых начинаний. Они действительно готовы помочь. Именно в этом возрасте закладывается основа духовно-нравственных чувств и эмоций.
Также необходимо помнить, что школьник воспринимает окружающую его действительность эмоционально, поэтому чувство уважения и гордости к своей стране у него проявляется в восхищении ею. Именно восхищение могуществом и величием своей страны необходимо вызывать у школьников в процессе развития патриотических чувств.
Мы доказали, что организация патриотического воспитания в школе на сегодняшний день - сложный управленческий и технологический процесс. При этом все содержательные компоненты этого процесса взаимосвязаны между собой, что даёт возможность целенаправленно, комплексно строить его.
Уроки внеклассного чтения - это уникальная площадка для реализации гражданско-патриотического воспитания. Работа на уроках внеклассного чтения над различными видами устной и письменной работы отлично сочетается с задачами патриотического воспитания. Художественная литература как нельзя лучше пробуждает у учащихся восхищение и гордость за свою Родину.
Результаты педагогического эксперимента показали, что разработанный нами комплекс уроков по внеклассному чтению, направленный на развитие патриотических чувств у младших школьников, показал свою эффективность, и он может быть рекомендован для использования в системе начального общего образования.
Таким образом, мы полностью подтвердили актуальность выбранной темы исследования и правильность выдвинутой нами гипотезы.
В основу нашего исследования легло определение данное С. Н. Смирновым, он писал: «патриотические чувства - это эмоционально окрашенное отношение к своему Отечеству, которое имеет практическую направленность и выступает в качестве внутреннего побудителя активности, относится также к высшим духовным ценностям человека».
Патриотические чувства представляют собой совокупность следующих компонентов: когнитивного, эмоционально-чувственного и деятельностного. В качестве критериев сформированности патриотических чувств выступают эти три компонента. Показателем сформированности когнитивного критерия является наличие патриотических знаний, показателем эмоционально-чувственного критерия - наличие ценностей и сформированность мотивов патриотической деятельности, показателем деятельностного критерия - активность и конкретные действия личности, характеризующиеся патриотической направленностью.
Младший школьный возраст является самым подходящим периодом в жизни ребёнка, для воспитания патриотических чувств, потому что дети в этом возрасте , как известно, отзывчивы, любознательны и открыты для новых начинаний. Они действительно готовы помочь. Именно в этом возрасте закладывается основа духовно-нравственных чувств и эмоций.
Также необходимо помнить, что школьник воспринимает окружающую его действительность эмоционально, поэтому чувство уважения и гордости к своей стране у него проявляется в восхищении ею. Именно восхищение могуществом и величием своей страны необходимо вызывать у школьников в процессе развития патриотических чувств.
Мы доказали, что организация патриотического воспитания в школе на сегодняшний день - сложный управленческий и технологический процесс. При этом все содержательные компоненты этого процесса взаимосвязаны между собой, что даёт возможность целенаправленно, комплексно строить его.
Уроки внеклассного чтения - это уникальная площадка для реализации гражданско-патриотического воспитания. Работа на уроках внеклассного чтения над различными видами устной и письменной работы отлично сочетается с задачами патриотического воспитания. Художественная литература как нельзя лучше пробуждает у учащихся восхищение и гордость за свою Родину.
Результаты педагогического эксперимента показали, что разработанный нами комплекс уроков по внеклассному чтению, направленный на развитие патриотических чувств у младших школьников, показал свою эффективность, и он может быть рекомендован для использования в системе начального общего образования.
Таким образом, мы полностью подтвердили актуальность выбранной темы исследования и правильность выдвинутой нами гипотезы.
Подобные работы
- Формирование патриотических чувств у младших школьников на уроках литературного чтения
Бакалаврская работа, методика преподавания. Язык работы: Русский. Цена: 4550 р. Год сдачи: 2021 - РАЗВИТИЕ ПАТРИОТИЧЕСКИХ ЧУВСТВ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Бакалаврская работа, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4315 р. Год сдачи: 2020 - ФОРМИРОВАНИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ 2ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА» НА ОСНОВЕ ВИТАГЕННОЙ ИНФОРМАЦИИ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4215 р. Год сдачи: 2016 - Патриотическое воспитание во внеклассной работе с младшими школьниками
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4300 р. Год сдачи: 2022 - ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СРЕДСТВАМИ ФОЛЬКЛОРА
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4920 р. Год сдачи: 2018 - ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МУЗЕЙНОЙ ПЕДАГОГИКИ ПРИ ИЗУЧЕНИИ МЛАДШИМИ ШКОЛЬНИКАМИ РОДНОГО КРАЯ НА УРОКАХ ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4740 р. Год сдачи: 2022 - Патриотическое воспитание детей младшего школьного
возраста на внеклассных занятиях по киноискусству
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2021 - Патриотическое воспитание детей младшего школьного возраста на внеклассных занятиях по киноискусству
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4200 р. Год сдачи: 2021 - Нравственное воспитание младших школьников в художественно-творческой деятельности
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4925 р. Год сдачи: 2020



