ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РАЗВИТИЯ ПРОИЗВОЛЬНОЙ ПАМЯТИ У ДЕТЕЙ 5-6 ЛЕТ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ
|
Введение 4
Глава 1 Теоретические основы изучения проблемы развития произвольной памяти у детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи.... 8
1.1 Особенности развития произвольной памяти у детей 5-6 лет с
общим недоразвитием речи 8
1.2 Психолого-педагогические условия развития произвольной памяти
у детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи 17
Глава 2 Экспериментальное работа по изучению психолого-педагогических условий развития произвольной памяти детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи 26
2.1 Организация и методы выявления уровня развития произвольной
памяти детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи 26
2.2 Содержание работы по реализации условий развития произвольной
памяти детей 5-6 лет с ОНР 39
2.3 Динамика развития произвольной памяти у детей 5-6 лет с общим
недоразвитием речи 48
Заключение 56
Список используемой литературы 58
Приложения
Глава 1 Теоретические основы изучения проблемы развития произвольной памяти у детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи.... 8
1.1 Особенности развития произвольной памяти у детей 5-6 лет с
общим недоразвитием речи 8
1.2 Психолого-педагогические условия развития произвольной памяти
у детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи 17
Глава 2 Экспериментальное работа по изучению психолого-педагогических условий развития произвольной памяти детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи 26
2.1 Организация и методы выявления уровня развития произвольной
памяти детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи 26
2.2 Содержание работы по реализации условий развития произвольной
памяти детей 5-6 лет с ОНР 39
2.3 Динамика развития произвольной памяти у детей 5-6 лет с общим
недоразвитием речи 48
Заключение 56
Список используемой литературы 58
Приложения
В процессе совершенствования и развития системы логопедической помощи необходимо уделять внимание глубокому и всестороннему изучению общего недоразвития речи у детей, которое отличается несформированностью всех средств языка и является наиболее распространенным речевым нарушением у детей дошкольного возраста.
Одну из задач, решить которую призван Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования, представляет собой «обеспечение равных возможностей для полноценного развития каждого ребенка в период дошкольного детства независимо от психофизиологических и других особенностей, в том числе, ограниченных возможностей здоровья».
Проблема развития памяти у детей с общим недоразвитием речи является одной из важнейших при организации их обучения. К необходимому условию умственного развития человека следует отнести процесс постоянного накопления и обогащения его чувственного опыта , формировать который позволяют процессы по восприятию и переработке внешней информации о реальной действительности. Осуществление сложных преобразований поступающей информацией непосредственно связано с фиксацией и актуализацией в системе памяти.
Исследования таких авторов, как И.Т. Власенко, Б.М. Гриншпун, Н.С.Жукова, Е.М. Мастюкова, Е.Ф. Соботович, О.Н. Усанова свидетельствуют о тесном взаимодействии в своем развитии мнемической, интеллектуальной и речевой деятельности. В случае нарушения развития одного из компонентов возникает недостаточная сформированность и остальных процессов у этого единства. К тому же памяти детей с общим недоразвитием речи посвящено наименьшее количество исследований с позиций системного подхода.
Значительное количество исследования в психолого-педагогической литературе, например, О.Г. Воробьевой, Л.М. Житниковой, П.И. Зинченко, А.Н. Леонтьева, раскрывают механизмы и особенности памяти у детей, имеющих нормальное речевое развитие, а также методы, направленные на совершенствование памяти. Тех немногочисленных специальных исследований, например, Т.И. Дубровиной, Л.В. Лопатиной, Р.И. Мартыновой, Е.М. Мастюковой, в которых анализируются особенности памяти и условия ее развития у детей, имеющих недоразвитие речи, недостаточно для удовлетворения всех потребностей коррекционного процесса.
Это приводит к возникновению противоречия между необходимостью развития произвольной памяти у детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи и недостаточной разработанностью психолого-педагогических условий ее развития.
Выявленное противоречие позволяет выделить проблему исследования: каковы психолого-педагогические условия развития произвольной памяти у детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи?
Цель исследования: теоретически обосновать и экспериментально проверить эффективность психолого-педагогических условий развития произвольной памяти у детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи.
Объект исследования: процесс развития произвольной памяти у детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи.
Предмет исследования: психолого-педагогические условия развития произвольной памяти у детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи.
Гипотеза исследования: развитие произвольной памяти у детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи будет эффективным при реализации следующих психолого-педагогических условий:
- разработана методика по развитию произвольной памяти у детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи;
- использовано художественное слово при обучении детей 5-6 лет приемам запоминания;
- включены дидактические игры, направленные на развитие ассоциативных, произвольных свойств памяти.
В соответствии с проблемой, целью, объектом и предметом исследования были поставлены следующие задачи исследования:
1) проанализировать психолого-педагогические основы проблемы развития произвольной памяти у детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи;
2) выявить уровень развития произвольной памяти у детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи;
3) разработать и реализовать психолого-педагогические условия развития произвольной памяти у детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи.
Для решения поставленных задач в работе использовались следующие методы исследования: теоретические (анализ методической, психолого-педагогической литературы), эмпирические (тестирование, психолого-педагогический эксперимент), методы обработки результатов (количественный и качественный анализы результатов исследования), обобщение опыта и массовой практики, интерпретация.
Теоретические основы исследования:
- концепция культурно-исторического развития высших психических функций Л.С. Выготского;
- исследования развития памятии, ее процессов П.И. Зинченко, А.Н. Леонтьева, А.А. Смирнова;
- положения ведущих отечественных психологов о единстве закономерностей нормального и нарушенного развития Б.Г.Ананьева, Л.С. Выготского, В.И. Лубовского, А.Р. Лурии, Л.С. Цветковой;
- экспериментальные исследования Т.И. Дубровиной, Л.В. Лопатиной, Р.И. Мартыновой, Е.М. Мастюковой по проблеме развития памяти у детей с общим недоразвитием речи.
Новизна исследования заключается в том, что разработаны психолого-педагогические условия развития произвольной памяти детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи.
Теоретическая значимость исследования: разработаны и обоснованы психолого-педагогические условия развития произвольной памяти детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи, которые могут составить основу для более широких научных представлений о содержании, методах и средствах развития произвольной памяти детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи.
Практическая значимость состоит в возможности использования на практике учителями-логопедами, педагогами-психологами дошкольных образовательных организаций апробированных материалов по диагностике произвольной памяти детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи; в разработанных методических рекомендациях по реализации психолого-педагогических условий развития произвольной памяти детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи.
База исследования. Экспериментальная работа осуществлялась на базе структурного подразделения «Детский сад № 1» ГБОУ СОШ с. Шигоны, в старшей группе компенсирующей направленности для детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи. В исследовании принимали участие 20 детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи III и IV уровня.
Структура бакалаврской работы состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы (37 источника), 9 приложений. Работа проиллюстрирована 13 таблицами и 3 рисунками.
Одну из задач, решить которую призван Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования, представляет собой «обеспечение равных возможностей для полноценного развития каждого ребенка в период дошкольного детства независимо от психофизиологических и других особенностей, в том числе, ограниченных возможностей здоровья».
Проблема развития памяти у детей с общим недоразвитием речи является одной из важнейших при организации их обучения. К необходимому условию умственного развития человека следует отнести процесс постоянного накопления и обогащения его чувственного опыта , формировать который позволяют процессы по восприятию и переработке внешней информации о реальной действительности. Осуществление сложных преобразований поступающей информацией непосредственно связано с фиксацией и актуализацией в системе памяти.
Исследования таких авторов, как И.Т. Власенко, Б.М. Гриншпун, Н.С.Жукова, Е.М. Мастюкова, Е.Ф. Соботович, О.Н. Усанова свидетельствуют о тесном взаимодействии в своем развитии мнемической, интеллектуальной и речевой деятельности. В случае нарушения развития одного из компонентов возникает недостаточная сформированность и остальных процессов у этого единства. К тому же памяти детей с общим недоразвитием речи посвящено наименьшее количество исследований с позиций системного подхода.
Значительное количество исследования в психолого-педагогической литературе, например, О.Г. Воробьевой, Л.М. Житниковой, П.И. Зинченко, А.Н. Леонтьева, раскрывают механизмы и особенности памяти у детей, имеющих нормальное речевое развитие, а также методы, направленные на совершенствование памяти. Тех немногочисленных специальных исследований, например, Т.И. Дубровиной, Л.В. Лопатиной, Р.И. Мартыновой, Е.М. Мастюковой, в которых анализируются особенности памяти и условия ее развития у детей, имеющих недоразвитие речи, недостаточно для удовлетворения всех потребностей коррекционного процесса.
Это приводит к возникновению противоречия между необходимостью развития произвольной памяти у детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи и недостаточной разработанностью психолого-педагогических условий ее развития.
Выявленное противоречие позволяет выделить проблему исследования: каковы психолого-педагогические условия развития произвольной памяти у детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи?
Цель исследования: теоретически обосновать и экспериментально проверить эффективность психолого-педагогических условий развития произвольной памяти у детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи.
Объект исследования: процесс развития произвольной памяти у детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи.
Предмет исследования: психолого-педагогические условия развития произвольной памяти у детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи.
Гипотеза исследования: развитие произвольной памяти у детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи будет эффективным при реализации следующих психолого-педагогических условий:
- разработана методика по развитию произвольной памяти у детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи;
- использовано художественное слово при обучении детей 5-6 лет приемам запоминания;
- включены дидактические игры, направленные на развитие ассоциативных, произвольных свойств памяти.
В соответствии с проблемой, целью, объектом и предметом исследования были поставлены следующие задачи исследования:
1) проанализировать психолого-педагогические основы проблемы развития произвольной памяти у детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи;
2) выявить уровень развития произвольной памяти у детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи;
3) разработать и реализовать психолого-педагогические условия развития произвольной памяти у детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи.
Для решения поставленных задач в работе использовались следующие методы исследования: теоретические (анализ методической, психолого-педагогической литературы), эмпирические (тестирование, психолого-педагогический эксперимент), методы обработки результатов (количественный и качественный анализы результатов исследования), обобщение опыта и массовой практики, интерпретация.
Теоретические основы исследования:
- концепция культурно-исторического развития высших психических функций Л.С. Выготского;
- исследования развития памятии, ее процессов П.И. Зинченко, А.Н. Леонтьева, А.А. Смирнова;
- положения ведущих отечественных психологов о единстве закономерностей нормального и нарушенного развития Б.Г.Ананьева, Л.С. Выготского, В.И. Лубовского, А.Р. Лурии, Л.С. Цветковой;
- экспериментальные исследования Т.И. Дубровиной, Л.В. Лопатиной, Р.И. Мартыновой, Е.М. Мастюковой по проблеме развития памяти у детей с общим недоразвитием речи.
Новизна исследования заключается в том, что разработаны психолого-педагогические условия развития произвольной памяти детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи.
Теоретическая значимость исследования: разработаны и обоснованы психолого-педагогические условия развития произвольной памяти детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи, которые могут составить основу для более широких научных представлений о содержании, методах и средствах развития произвольной памяти детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи.
Практическая значимость состоит в возможности использования на практике учителями-логопедами, педагогами-психологами дошкольных образовательных организаций апробированных материалов по диагностике произвольной памяти детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи; в разработанных методических рекомендациях по реализации психолого-педагогических условий развития произвольной памяти детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи.
База исследования. Экспериментальная работа осуществлялась на базе структурного подразделения «Детский сад № 1» ГБОУ СОШ с. Шигоны, в старшей группе компенсирующей направленности для детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи. В исследовании принимали участие 20 детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи III и IV уровня.
Структура бакалаврской работы состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы (37 источника), 9 приложений. Работа проиллюстрирована 13 таблицами и 3 рисунками.
Память является психическим познавательным процессом, направленным на то, чтобы запечатлеть, сохранить, воспроизвести и забыть ту или иную информацию. В основе формирования произвольной памяти лежит умственное развитие ребенка. Развитие произвольной памяти начинается в среднем дошкольном возрасте с существенным совершенствованием в старшем дошкольном возрасте. Развитие памяти зависит от речевой недостаточности. Несмотря на относительную сохранность смысловой и логической памяти у детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи, следует говорить о снижении вербальной, слуховой памяти и продуктивности запоминания, если сравнивать их с нормально говорящими детьми.
Проведение экспериментального изучения произвольной памяти у детей 5-6 лет с ОНР позволило сделать вывод о недостаточном уровне развития произвольной памяти у детей 5-6 лет с ОНР, так как у детей преобладал преимущественно низкий и средний уровень ее развития.
При проведении психолого-педагогической работы по развитию произвольной памяти детей 5-6 лет с ОНР, мы осуществляли коррекционно-развивающее воздействие на основе принципов развития и коррекции высших психических функций, используя разнообразные дидактические игры, пальчиковую гимнастику, заинтересовывали детей предлагаемой мнемической деятельностью благодаря игровой мотивации. Применение художественного слова (стихотворений, потешек, загадок, скороговорок, рассказов), заданий на пересказ и заучивания наизусть, способствовало развитию произвольной памяти, связной речи, пополняло лексический словарь детей. Благодаря развитию произвольной памяти в различных видах деятельности: в образовательной деятельности на логопедических занятиях в рамках лексических тем, в процессе игровой деятельности и в режимные моменты, мы осуществляли индивидуальный и дифференцированный подход к детям.
На индивидуальных занятиях, в досуговой деятельности детей и в режимных моментах мы использовали пальчиковую гимнастику, дидактические игры, чтение и разучивание загадок, скороговорок, стихотворений, что повлияло на развитие произвольной памяти.
Таким образом, реализация разработанных психолого-педагогических условий развития произвольной памяти детей 5-6 лет с ОНР способствовала повышению продуктивности запоминания, повышению показателей уровня развития образной произвольной памяти, расширению объема произвольной памяти, формированию элементарных приемов запоминания, повышению показателей уровня развития смысловой и механической памяти.
Соответственно, гипотеза исследования получила подтверждение, а разработанные психолого-педагогические условия оказывают положительное влияние на развитие произвольной памяти у детей 5-6 лет с ОНР.
Проведение экспериментального изучения произвольной памяти у детей 5-6 лет с ОНР позволило сделать вывод о недостаточном уровне развития произвольной памяти у детей 5-6 лет с ОНР, так как у детей преобладал преимущественно низкий и средний уровень ее развития.
При проведении психолого-педагогической работы по развитию произвольной памяти детей 5-6 лет с ОНР, мы осуществляли коррекционно-развивающее воздействие на основе принципов развития и коррекции высших психических функций, используя разнообразные дидактические игры, пальчиковую гимнастику, заинтересовывали детей предлагаемой мнемической деятельностью благодаря игровой мотивации. Применение художественного слова (стихотворений, потешек, загадок, скороговорок, рассказов), заданий на пересказ и заучивания наизусть, способствовало развитию произвольной памяти, связной речи, пополняло лексический словарь детей. Благодаря развитию произвольной памяти в различных видах деятельности: в образовательной деятельности на логопедических занятиях в рамках лексических тем, в процессе игровой деятельности и в режимные моменты, мы осуществляли индивидуальный и дифференцированный подход к детям.
На индивидуальных занятиях, в досуговой деятельности детей и в режимных моментах мы использовали пальчиковую гимнастику, дидактические игры, чтение и разучивание загадок, скороговорок, стихотворений, что повлияло на развитие произвольной памяти.
Таким образом, реализация разработанных психолого-педагогических условий развития произвольной памяти детей 5-6 лет с ОНР способствовала повышению продуктивности запоминания, повышению показателей уровня развития образной произвольной памяти, расширению объема произвольной памяти, формированию элементарных приемов запоминания, повышению показателей уровня развития смысловой и механической памяти.
Соответственно, гипотеза исследования получила подтверждение, а разработанные психолого-педагогические условия оказывают положительное влияние на развитие произвольной памяти у детей 5-6 лет с ОНР.



