Аннотация 5
Введение 7
1 Теоретические основы управления конкурентоспособностью предприятия 10
1.1 Подходы к понятиям «конкуренция» и «конкурентоспособность» 10
1.2 Характеристика основных конкурентных преимуществ 19
2 Анализ конкурентоспособности ООО «Арина» 28
2.1 Организационно-экономическая характеристика организации 28
2.2 Оценка конкурентоспособности ООО «Арина» 37
3. Разработка мероприятий по повышению конкурентоспособности ООО «Арина» 48
3.1 Рекомендации по обеспечению конкурентоспособности ООО «Арина» 48
3.2 Расчет экономической эффективности мероприятий 57
Заключение 70
Библиографический список 75
Приложения 80
В рыночных условиях особое значение приобретает обеспечение конкурентоспособности предприятия. Задачи достижения конкурентоспособности хозяйствующих субъектов не могут быть качественно решены без учета специфических особенностей развития каждой из отраслей народного хозяйства. Так, в розничной торговле потребительскими товарами в последние несколько лет отмечается усиление конкурентной борьбы, вызванное не только внутренними факторами развития торговли, но и активным проникновением на отечественный рынок зарубежных компаний. Решение проблемы обеспечения конкурентоспособности розничных торговых предприятий предполагает выработку мер по достижению и поддержанию конкурентных преимуществ на рынке товаров и услуг.
Актуальность темы исследования обусловлена необходимостью исследования как теоретико-методологических, так и практических аспектов формирования и разработки стратегии повышения конкурентоспособности торговых предприятий.
В экономической литературе под торговым предприятием понимается субъект предпринимательской деятельности, осуществляющий закупку, хранение и реализация потребителям товаров, соответствующих их разнообразным потребностям, на основе использования имущественного комплекса, организационной структуры с целью получения прибыли. Свою деятельность торговые предприятия осуществляют в жесткой конкурентной среде, поэтому эффективная конкурентная стратегия субъектов предпринимательства включает в себя наиболее полную информацию о состоянии рынка, характеристику основных конкурентов, оценку потенциала компании и выявление основных стратегических направлений развития компании.
В процессе коммерческой деятельности перед торговыми предприятиями возникают множество стратегических альтернатив, однако в итоге субъекты рынка выбирают лишь одну - наиболее эффективную стратегию развития, способную обеспечить предприятию конкурентное преимущество в долгосрочной перспективе. Главным компонентом конкурентоспособности торгового предприятия является его операционная эффективность, поскольку рационально используя, имеющиеся ресурсы, торговое предприятие может оперативно среагировать на изменения рынка. Поэтому существенным условием экономического выживания в жесткой конкурентной среде служит разработка эффективной стратегии конкурентоспособности торгового предприятия, то есть повышение его способности удовлетворять спрос потребителей на рынке наиболее результативно по сравнению с конкурентами.
Таким образом, разработка конкурентной стратегии торгового предприятия является наиважнейшим аспектом стратегического управления.
В экономической литературе конкурентная стратегия рассматривается как совокупность принципов деятельности предприятия, с учетом его взаимосвязи с внешней и внутренней средой. Стратегия повышения конкурентоспособности всегда представляет собой план или программу действий предприятия, которые направлены на достижение стратегических целей и способствуют формированию конкурентных преимуществ торгового предприятия на рынке.
Однако лишь разработки стратегии повышения конкурентоспособности предприятия недостаточно. В процессе своей деятельности, с учетом изменений рынка, предприятия должны вносить коррективы в уже существующую стратегию. Наличие эффективной стратегии торгового предприятия служит фактором роста его конкурентоспособности.
Цель исследования состоит в разработке мероприятий по повышению конкурентоспособности торгового предприятия ООО «Арина».
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
• рассмотреть теоретические основы управления конкурентоспособностью предприятия;
• исследовать способы формирования стратегии конкурентоспособности организации;
• исследовать методы оценки конкурентоспособности организации;
• провести анализ и оценку конкурентоспособности торгового предприятия ООО «Арина»;
• сформулировать предложения по разработке мероприятий по повышению конкурентоспособности торгового предприятия ООО «Арина».
Объектом исследования является ООО «Арина».
Предметом исследования - деятельность ООО «Арина».
Границами исследования являются 2014-2016 гг.
Теоретической основой исследования явились научные труды следующих отечественных и зарубежных авторов в области стратегического управления, общего менеджмента, экономики предприятия: ИАнсофф, М. Армстронг, Т.Н. Бабич, И.А. Козьевой, Ю.В. Вертаковой, А.В. Гуковой, И.Д. Аникиной, Р.С. Бекова, Н.Л. Зайцева, М.И. Шичкина, В.И. Коробко, В.С. Чекалина, А.И. и т.д.
В работе применены апробированные методы исследования, анализа и обработки материала, в том числе анализ, синтез, моделирование, дедукция, экономико-статистическая обработка результатов.
Практическая значимость работы заключается в том, что отдельные её положения в виде материалов 2 и 3 главы могут быть использованы специалистами торгового предприятия ООО «Арина».
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка используемой литературы и приложений.
В ходе написания бакалаврской работы были получены следующие выводы.
Салон красоты «Арина» находится в 9-ом квартале Автозаводского района г. Тольятти. Начал свою работу с 2003 года, он является успешной, молодой и развивающейся компанией, целью деятельности которого является извлечение прибыли, а предметом - оказание услуг населению по уходу за внешностью. Основными видами услуг салона являются парикмахерские услуги, услуги маникюра и педикюра, услуги косметолога. Что касается дополнительных услуг, то салон ведет продажу косметических средств по уходу за лицом и телом. Цены на услуги салона красоты «Арина» среднего уровня, то есть салон ориентирован на людей со средним достатком. Основными клиентами салона являются работающие и студенты. Уровень дохода клиентов салона составляет от 17000 до 20000 руб. и выше. Поэтому именно на них должно быть направлено дальнейшее расширение ассортимента услуг предприятия «Арина».
Анализ организационной структуры управления салона красоты «Арина» показал, что тип структуры предприятия - линейный, его достоинства — это простота, экономичность, предельное единоличие. В этой структуре есть как хорошие качества, так и плохие, но любую структуру можно и нужно совершенствовать в лучшую сторону для достижения лучших результатов в работе организации.
Анализ хозяйственной деятельности салона красоты «Арина» в 2016 году показал снижение эффективности использования материальных, трудовых и финансовых, ресурсов, о чем говорит уменьшение всех видов прибыли, рентабельности продаж, деятельности, совокупных активов, производительности труда и увеличение затрат на 1 руб. реализованной продукции.
Сравнение салона красоты «Арина» с ближайшими салонами красоты показало, что салон «Арина» имеет абсолютные конкурентные преимущества по наличию парковки, характеристике ассортимента основным и дополнительным услугам и числу посадочных мест. А сравнение с аналогичными салонами, расположенными в различных частях района показало, что салон «Арина» отстает от них по всем основным характеристикам: ассортименту, дополнительным услугам, и числу посадочных мест.
По результатам SWOT-анализа были выявлены стратегические цели на среднесрочную перспективу: расширение ассортимента путем внедрения новых услуг по предпочтениям клиентов, размещение рекламы для увеличения спроса, разработка системы скидок в зависимости от суммы оказания услуг. В целях устранения слабых сторон салон должен предусмотреть изменения в своей работе, а предложенные стратегии дадут возможность для дальнейшего развития своей деятельности, помогут выйти на новый уровень в новом качестве и усилить конкурентоспособность.
Для повышения конкурентоспособности салона красоты «Арина» необходимо будет провести ряд мероприятий.
Расширить ассортимент предлагаемых услуг по следующим категориям:
1. Организация предоставления услуг по антивозрастной косметологии. Антивозрастная косметология - это косметические процедуры, направленные на коррекцию признаков старения кожи. Для реализации этих процедур необходимо будет закупить соответствующее оборудование и мебель: косметологический комбайн UK230 3396 (M-3396) Gezatone (Франция) и косметологический комбайн Michelle 3009 Gezatone (Франция), косметологическое кресло «Анна», кресло мастера и шкаф для инструментов. Все необходимое оборудование и мебель для салона «Арина» будут приобретены в интернет-магазине «SPA Comfort». Так же будут приобретены расходные материалы для процедур на год.
2. Организация предоставления услуг по релаксации. Релаксация - это стимуляция нервов и мышц с такой частотой, что мембраны возбудимых клеток теряют способность реагировать и наступает расслабление мышц. Для осуществления релаксации необходимо будет закупить необходимое оборудование и мебель: миостимулятор Миоритм 040-16 и стол для подручных средств. Так же будут приобретены расходные материалы для процедур на год.
3. Организация предоставления услуг депиляции и эпиляции. Депиляция и эпиляция - это процедуры по удалению волос с ног, где нежелателен обильный волосяной покров. Для осуществления процедур депиляции и эпиляции необходимо будет приобрести оборудование: воскоплав White Line для 2-х банок по 400мл, нагреватель для воска с базой Gezatone. Так же будут приобретены расходные материалы для процедур на год.
Организовать рекламу салона и его новых услуг по следующим категориям:
1. Размещение рекламы салона на щите. Для создания рекламы на щите необходимо будет заказать ее в рекламной компании «Рекламист», которая создаст оформление по заказу салона и поместит его в центре района и в местах с большой проходимостью людей. На щите будет изображена красивая девушка-модель, а также адрес и номер телефона салона красоты.
2. Создание, печать и распространение листовок с рекламой салона. На реализацию листовок с рекламой салона необходимо будет создать их дизайн, что сейчас просто сделать с использование персонального компьютера. После создания дизайна листовки нужно распечатать цветной краской и нанять людей для их раздачи в местах с большой проходимостью людей, а также разнести в ближайшие магазины и офисы, разбросать по почтовым ящикам жилых домов.
Разработать систему скидок по следующим категориям:
1. При единовременном обслуживании на сумму 5 000 рублей либо при посещении салона в третий раз клиент получает накопительный купон постоянного клиента со скидкой 5%, который действует на все виды услуг и всю витрину.
2. По случаю дня рождения салона клиентам предоставляется разовая скидка 10% (для получения скидки необходимо предъявить паспорт).
3. При посещении салона членами одной семьи (единовременно, от 3-х человек) он дарит разовую скидку 10%.
Провести обучение и переподготовку персонала для оказания новых видов услуг по следующим категориям:
1. Необходимо будет отправить на повышение квалификации и обучение мастерапарикмахера, мастера маникюра и педикюра и косметолога в город Самара.
2. Для обучения и повышения квалификации мастера-парикмахера были выбраны курсы имидж студии «Шарм». Здесь проводятся обучение и учебные семинары по различным направлениям сферы парикмахерских услуг. Для повышения квалификации парикмахера была выбрана программы «Оформление причесок» и «Домашний парикмахер».
3. Для повышения квалификации и обучения мастера маникюра и педикюра была выбрана программа учебного центра «GRAND NAIL» в городе Самаре по направлениям: «Нейл-дизайн цветными гелями/акрилами», «Китайская роспись», посещение мастером семинара по теме «Художественная роспись. Миниатюра».
4. Для обучения и повышения квалификации косметолога был выбран учебный центр «Коринф», в котором были выбраны следующие программы: «Депиляция и эпиляция» и посещение косметологом семинара по теме: «Массажные технологии».
Так же для реализации мероприятий салона необходимо буде нанять еще 2 мастеров для работы в кабинете косметологии. Для найма необходимо будет воспользоваться услугами кадрового агентства «Люкс». При выборе специалистов в кабинет косметологии нужно сделать акцент на медицинское образование, знание строения и анатомию человека, потому что косметология связана с воздействием на лицо и тело человека. При найме сотрудников косметологии будет учтено, что они пройдут обучение по своей специальности в специализированном центре «Актив».
Анализ всех затрат за 2017-2019 годы на реализацию мероприятий по повышению конкурентоспособности салона красоты «Арина» показал, что все единовременные и текущие затраты составляют 4 398 415 рублей.
Прогнозируемый доход от реализации новых услуг составляет 1 800 000 рублей за год. По прогнозам изменения инфляции, на будущие годы выручка от реализации новых услуг салона красоты «Арина» будет увеличиваться в среднем на 10 % в год.
Проведенные вычисления показателей экономической эффективности мероприятий салона красоты «Арина» показали, что проект по внедрению новых видов услуг окупится через 1 год 4 месяца. Индекс рентабельности составит 1,2 рубля. Полученная величина данного показателя свидетельствует, что на 1 рубль инвестированных средств предприятие получит 1,2 рубля дохода, данный показатель больше единицы, и это значит, что проект целесообразно направить на реализацию. К концу 2018 года салоном будет получена реальная прибыль в размере 612 390 рублей.
В целом, эффективность работы салона красоты «Арина» возрастет после реализации представленных мероприятий. Об этом говорит увеличение чистой прибыли, всех показателей рентабельности, средней заработной платы, производительности труда. Это свидетельствует о том, что предложенные мероприятия будут способствовать повышению конкурентоспособности салона красоты «Арина».
1. Агарков, А.П. Экономика и управление на предприятии: Учебник для бакалавров / А.П. Агарков, Р.С. Голов, В.Ю. Теплышев. - М.: Дашков и К, 2013. • 400 с.
2. Александрова, А.В. Стратегический менеджмент: Учебник / Н.А. Казакова, А.В. Александрова, С.А. Курашова, Н.Н. Кондрашева. - М.: НИЦ ИНФРА-М, 2013. - 320 с.
3. Акмаева Р.И. Концептуальный подход к формированию эффективного менеджмента на российских предприятиях / Р.И. Акмаева // Вестник Астрахан.гос. техн. ун-та. - Астрахань: Изд-во АГТУ, 2010. - № 2 (37).
4. Ансофф И. Стратегическое управление / И.Ансофф: сокр.пер.с англ./науч.ред. и авт.предисл. Л.И. Евенко.- М.: Экономика, 1989. - 519 с.
5. Армстронг М. Стратегическое управление человеческими ресурсами / М. Армстронг: пер. с англ. - М.: ИНФРА-М, 2012. - 328 с.
6. Баринов, В.А. Стратегический менеджмент: Учебное пособие / В.А. Баринов, В.Л. Харченко. - М.: ИНФРА-М, 2013. - 285 с.
7. Бердников А. А. Анализ бизнес-среды и определение рыночной позиции организации / А. А. Бердников // Молодой ученый. - 2017. - №1. - С. 327-330.
8. Бабич, Т.Н. Прогнозирование и планирование в условиях рынка: Учебное пособие / Т.Н. Бабич, И.А. Козьева, Ю.В. Вертакова, Э.Н. Кузьбожев. - М.: НИЦ ИНФРА-М, 2013. - 336 с.
9. Басовский, Л.Е. Прогнозирование и планирование в условиях рынка: Учебное пособие / Л.Е. Басовский. - М.: НИЦ ИНФРА-М, 2013. - 260 с.
10. Балашов, А.П. Основы менеджмента: Учебное пособие / А.П. Балашов. • М.: Вузовский учебник, ИНФРА-М, 2012. - 288 с.
11. Басовский, Л.Е. Стратегический менеджмент: Учебник / Л.Е. Басовский. - М.: НИЦ ИНФРА-М, 2013. - 365 с.
12. Волкогонова, О.Д. Стратегический менеджмент: Учебник / О.Д. Волкогонова, А.Т. Зуб. - М.: ИД ФОРУМ, НИЦ ИНФРА-М, 2013. - 256 с.
13. Гукова, А.В. Управление предприятием: финансовые и инвестиционные решения: Курс лекций для бакалавров. Учебное пособие / А.В. Гукова, И.Д. Аникина, Р.С. Беков. - М.: ФиС, ИНФРА-М, 2012. - 184 с.
14. Глумаков, В.Н. Стратегический менеджмент: Практикум / В.Н. Глумаков, М.М. Максимцов, Н.И. Малышев. - М.: Вузовский учебник, 2010. - 186 с.
15. Гуськов, Ю.В. Стратегический менеджмент: Учебное пособие / Ю.В. Гуськов. - М.: Альфа-М, ИНФРА-М, 2011. - 192 с.
...